Организация гражданской государственной службы РФ

Организация гражданской государственной службы в РФ и ее особенности

Статьи по теме
Искать по теме

Государственная служба: цель, задачи и основные характеристики

Государственное управление (англ. public administration) – деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется с одной стороны политической деятельности, а с другой стороны – деятельности по формулированию политического курса.

В теории государственного управления существует три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

- правовой подход;

- политический подход;

- менеджеристский (управленческий) подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления – является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции "представительной бюрократии", в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия "государственный менеджмент" (public management) в качестве синонима понятию "государственное управления".

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

- следования принципу верховенству права (правовой подход);

- следования воле народа (политический подход);

- следования цели получения нужного социально-экономического результат (менеджеристский подход).

Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.

Государственная служба – важнейшая разновидность службы.

Ее основные особенности: систематически осуществляемая деятельность по выполнению государственных функций, реализации государственных полномочий; эта деятельность осуществляется на профессиональной основе лицами, замещающими государственные должности государственной службы в органах государственной власти, войсках, правоохранительных организациях (воинских формированиях, службе охраны Президента, специальных учреждениях МВД, отрядах милиции и др.);

расходы по этой деятельности (в том числе оплата труда лиц, ее осуществляющих) производится (финансируется) из государственного бюджета Российской Федерации или ее субъекта.

В Федеральном законе "О системе государственной службы Российской Федерации" дано определение государственной службы:

Государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, ее органов, субъектов Российской Федерации и их органов.

Необходимо различать государственные должности и должности государственной службы.

К государственным в Российской Федерации относятся:

- государственные должности, установленные Конституцией

РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения

полномочий федеральных государственных органов;

- государственные должности субъектов Федерации, установленные конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федерации.

Эти должности можно называть политическими. Лица, которые замещают государственные должности, не являются государственными служащими, законы о государственной службе их деятельность не регулируют. Она регламентирована Конституцией Российской Федерации, иными федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Федерации и иными их законами.

Группа государственных должностей (Российской Федерации, ее субъектов) немногочисленна. Но существуют сотни тысяч должностей государственной Службы. Лица, занимающие эти должности, являются государственными служащими.

Должности государственной службы делятся на должности федеральной службы и должности службы субъектов Федерации. А лица, занимающие эти должности, являются соответственно федеральными служащими или служащими субъектов Федерации.

По содержанию службы различают должности государственной гражданской службы, должности военной службы и должности правоохранительной службы.

Названным Федеральным законом предусмотрено создание реестров должностей государственной службы.

Реестр должностей федеральной государственной службы состоит из трех частей:

- перечня должностей федеральной государственной гражданской службы;

- перечня типовых воинских должностей;

- перечня должностей правоохранительной службы.

Все три названных перечня утверждаются Президентом РФ.

Реестр должностей государственной службы субъекта Федерации утверждается законом или иным правовым актом соответствующего субъекта.

Итак, должность государственной службы – это:

- структурная низовая единица государственного механизма

(его органов, воинских частей, омонов и т.д.);

- устойчивый комплекс обязанностей и прав;

- учреждаемая компетентным государственным органом;

- для осуществления государственных функций;

- занимаемая одним лицом;

- замещаемая на основе правоприменительного акта государственной администрации;

- имеющая определенное название и включенная в реестр государственной службы;

- содержание которой (в том числе оплата труда государственного служащего) финансируется из государственного бюджета России или ее субъекта.

Государственный механизм без персонала представлял бы собой безжизненные структуры, правовые статусы и схемы взаимосвязей. В большинстве современных государств этот персонал включает в себя депутатский корпус и служащих представительных органов, органов исполнительной власти, судов, прокуратуры и иных органов государства. Кроме того, на службе у государства находятся солдаты, офицеры и генералы армии и других вооруженных формирований.

Полномочия государственных органов, задачи, стоящие перед государством, исполняют и решают государственные служащие. В своей работе они используют определенные технические средства, но в основном их достижения, эффективность деятельности всего аппарата зависят от организации труда, умения, добросовестности, активности самих служащих.

Отсюда понятно, какое огромное значение для страны имеет государственная служба, правильное определение целей и направлений ее деятельности, подбор кадров, распределение полномочий, стимулирование добросовестной работы госслужащих и т.д. Некоторые ученые за рубежом даже утверждают, что хорошая администрация для общества важнее, чем хорошая конституция. И хотя такое мнение спорно, опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд служащих, испытывает серьезные трудности.

Государственная служба – важнейший инструмент государства. Она на всем пространстве России должна быть в высшей степени организационно отлажена, законодательно обеспечена, укомплектована специалистами высшей квалификации, способными глубоко анализировать происходящие процессы, видеть далеко вперед, обеспечивать организацию и проведение в жизнь принятых решений.

Главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации.

К основным задачам государственной службы можно отнести:

- охрана конституционного строя РФ, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;

- формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;

- обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;

- совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;

- обеспечение действия принципа открытости в деятельности государственных служащих и государственных органов;

- создание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников.

Каждый вид государственной службы, осуществляемой специальными органами государственной власти (например, федеральными службами), имеет свои установленные в нормативных актах задачи.

Рассмотрение вопроса о функциях государственной службы позволяет уяснить не только её основное назначение, но и выявить нерешенные проблемы государственной службы с целью ликвидации пробелов в правовом регулировании или его недостатков, разработки направлений и определения средств улучшения государственной службы и её реформирования. Функции государственной службы обусловлены её внутренними свойствами и принципиальными чертами. В самом общем виде можно констатировать, что функциями государственной службы являются функции самого государства, ибо государственная служба есть осуществление целей и функций государства, практическое исполнение служащими своих должностных обязанностей и компетенции государственных органов. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, – Постановлением Правительства РФ.

Под функциями по принятию нормативных актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Под функциями по контролю и надзору понимаются:

осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными актами общеобязательных правил поведения;

выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Под правоприменительными функциями понимается издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров.

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимся в федеральной собственности акциям открытых акционерных обществ.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц.

Функции государственной службы как социально-государственного явления необходимо отличать от функций государственной службы как правового института. В этом смысле можно говорить о соотношении двух категорий – функции права (служебного права) и функции государства (профессиональной деятельности государственных служащих). Эти две категории взаимосвязаны и напрямую воздействуют друг на друга. Они имеют как общие черты, так и различия. Единство функций права и государства заключается в том, что они отражают сущность и социальное назначение соответственно права и государства и весьма часто призваны решать общие задачи. Отличия функций права от функций государства состоят в том, что:

- они являются выражением различных сущностей, определяющих их специфику и самостоятельный характер;

- различаются пути, способы и формы осуществления этих функций;

- количество и виды реализуемых функций полностью не совпадают;

- разными являются также пределы осуществления функций.

Под функциями государственной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения. Функции являются конкретными направлениями организующего воздействия на специфические государственно-служебные отношения, возникающие в процессе создания государственной службы и непосредственной деятельности государственных служащих.

Наряду с функциями государственной службы как видом социально полезной профессиональной деятельности можно говорить и о функциях правового института государственной службы, т.е. о функционировании правовой системы, представленной в виде государственной службы, или, иначе говоря, о функциях права. Функции государственной службы в этом смысле – это обусловленные социальным назначением направления правового воздействия на государственно-служебные (муниципально-служебные) отношения. При таком подходе главным является выяснение специфических свойств государственной службы как государственно-правового явления, характеризующегося качественной самостоятельностью, специальными признаками и свойствами. Каждый подинститут государственной службы выполняет наряду с общими и, следовательно, характерными для всего правового института функциями, также специфические. Например, для подинститута аттестации государственных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д.

С точки зрения функций права государственная служба как правовой институт выполняет традиционные для правовой системы функции:

1.обеспечительную, т.е. выполнение задач и функций государства и его органов; государственные органы представляют собой сложную и разветвленную систему звеньев, каждое из которых имеет свои задачи и компетенцию. Государственная служба призвана обеспечить практическую реализацию компетенции этих органов, внутреннюю согласованность их работы, эффективность влияния на социальные процессы;

2. интегративную, т.е. государственная служба выступает как правовое средство обеспечения и защиты интересов человека и гражданина, социального согласия, гармония в функционировании государственного аппарата, оптимальных закономерностей в государственном строительстве, создания гарантий благосостояния личности и всего общества. Посредством этой функции возможно интеграция (соединение) всех элементов политической системы, государственного аппарата, людей, всего общества для достижения социального значимых целей и удовлетворения публичных интересов;

3. регулятивную, т.е. при помощи установленного правового статуса государственных служащих (права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность и т.д.) государственная служба регулирует общественные отношения, используя при этом имеющиеся у нее правовые возможности, применяя методы организации, принуждения, стимулирования, ответственности и т.д. в результате общественные отношения приобретают по возможности "организованный" вид и форму; регулятивная функция включает также и организующую функцию государственной службы;

4. коммуникативную, направленную на обеспечение социально полезного накопления и целенаправленного использования информации о процессах, происходящих внутри государственного аппарата, государственных органов, на использование общественного мнения о результатах функционирования государственной службы и направлениях её реформирования; иногда эту функцию называют информационной;

5. охранительную, которая обеспечивает применение уполномоченными должностными лицами мер предупредительного, принудительного и восстановительного характера с целью поддержания режима законности в системе государственных и общественных отношений.

Наряду с функциями права государственная служба выполняет функции государственной администрации, аппарата управления, государственных органов, а, в конечном счете, – функции самого государства, его органов и функции государственных служащих. Государственная служба сравнима по своим функциям с ролью и социально-правовым назначением всего государства и государственного управления, с авторитетом органов публичной власти. В.М. Манохин справедливо отмечает, что государственная служба органически связана с государством, с его местом и ролью в жизни общества. Задачи и функции государства находя своё реальное воплощение в деятельности государственных служащих. В государственной должности заключена часть компетенции государственного органа, она является органической частью его структуры и имеет целью организацию личного состава государственного органа, т.е. государственных служащих. Социальная роль государства, (исполнительно-распорядительное назначение государственного управления и компетенция государственных органов) неразрывно связана, с осуществляемыми в процессе государственной деятельности, функциями государственной службы, под которыми можно понимать самостоятельные и относительно обособленные виды государственно-служебных действий (должностные, организационные, принудительные и т.д.).

Вопрос об определении и видах функций государственной службы в настоящее время имеет лишь постановочный характер. Это во многом обусловлено тем, что проблема функций самого государства, его органов и функций государственного управления также не лишена спорных моментов. Функции государства реализуют все государственные органы, составляющие единую государственную власть. В рамках этого единства имеются существенные различия в методах и формах реализации функций. Соответственно, выделяют самостоятельные виды государственной деятельности, отличающиеся специфическим назначением, особыми субъектами – государственными органами (государственными служащими), способами реализации государственных функций.

В научной литературе значительное внимание уделяется проблеме классификации государственных служащих. Их многотысячный отряд включает в себя людей, обладающих разными свойствами. Для социологов, политологов, демографов, медиков большое значение имеет деление служащих по полу, национальности, возрасту, компетентности и т.д.

Представляется, что для получения знаний, полезных для науки административного права, при исследовании этого вопроса нужно учесть прежде всего два обстоятельства. Во-первых, основное внимание должно быть уделено классификации должностей, т.е. юридическому, а не демографическому аспекту государственной службы. Во-вторых, следует различать разные виды службы, между которыми немало правовых отличий.

Федеральным законом "О системе государственной службы в Российской Федерации", принятым в 2003 году, впервые в нашей стране законодательно закреплена система государственной службы, которая включает в себя три ее вида:

- государственная гражданская служба;

- военная служба;

- правоохранительная служба.

Военная и правоохранительная службы являются федеральными, тогда как государственная гражданская служба делится на федеральную и службу субъектов Федерации.

Гражданской является и муниципальная служба.

Таким образом, в России существуют три разновидности публичной службы: федеральная, субъектов Федерации и муниципальная (но в систему государственной службы она не входит).

Кроме того, есть два вида федеральной милитаризованной службы – военная и правоохранительная.

Существуют две разновидности федеральной государственной гражданской службы: общегражданская и специальная. К специальным вилам гражданской службы можно отнести .

Государственные служащие организуют или непосредственно осуществляют государственные функции, распоряжаются материальными, природными, кадровыми и другими государственными ресурсами, используют принудительную мощь государства. От их профессионализма, добросовестности, организационных способностей, моральных качеств во многом зависят итоги государственной деятельности, развитие страны, безопасность, реализация и защита прав граждан.

Представляется, что очень внимательно следует отнестись к высказанному неоднократно в литературе мнению: "Хорошая администрация важнее хорошей конституции". Во всяком случае, без хорошей публичной администрации многие положения Конституции Российской Федерации окажутся лишь хорошими пожеланиями.

Организационные принципы государственной службы

Государственная служба организуется и функционирует на определенных принципах. Они сформированы в законодательстве.

Категория принцип государственной службы отражает степень познания социальных и правовых явлений в сфере государственно-служебных отношений, представлений, составляющих основу доктрины государственной службы. Принцип представляет собой исходное положение, основополагающую идею, объективную закономерность развития государственной службы, направление реализации ее целей и функций.

Значимость принципов состоит в том, что в них выражаются сущность, основное содержание, характерные свойства государственной службы, ее место и роль в системе государственной власти, государственного управления и в жизни общества.

Принципы государственной службы закреплены в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента России, постановлениях Правительства страны, конституциях, уставах, законодательных и иных нормативных актах субъектов Российской Федерации. Наиболее признанными в законодательстве о государственной службе и ее реформировании являются следующие принципы:

1) приоритета прав и свобод человека и гражданина;

2) единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равных условий ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализма и компетентности гражданских служащих;

5) стабильности гражданской службы;

6) доступности информации о гражданской службе;

7) взаимодействия с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина отражает основные цели государственной службы, требования Всемирной конвенции по правам человека в Вене, общечеловеческих стандартов прав и свобод личности.

Конституция Российской Федерации исходит из того, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (статья 2). Это положение составляет одну из основ конституционного строя. В той же статье обязанностью государства провозглашены признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Конституция определила также, что государственная защита указанных прав и свобод гарантируется (статья 45). В целом все звенья государственного механизма наделены обязанностью защищать права и свободы человека и гражданина.

Государственные служащие руководствуются этими положениями в своей деятельности: учитывают интересы граждан, удовлетворяют их законные требования; признают, соблюдают и защищают права и свободы в полном объеме, установленном законодательством, создавая условия для активного участия граждан в государственном управлении.

Принципы оказывают значительное влияние на всю систему гражданской службы, в том числе на ее организацию. Так, принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации ориентирует гражданскую службу на безусловное следование высшим законодательным актам. Исходя из этой задачи, регулируется прием на государственную службу и ее прохождение, информационные процессы, контроль исполнения и т. д.

С другой стороны, четкая организация является непременным условием реализации общих принципов. Так, соблюдение принципа единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы, субъектов Российской Федерации требует организации правовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, налаживания информации работников аппарата и всего населения о принимаемых законах, практике соблюдения законов должностными лицами, начиная с правящей элиты страны и др. Кроме того, этот принцип предполагает организационное решение вопросов, связанных с переходом служащих из одного уровня государственной власти в другой. В частности, единый подход при подобных переходах, перемещениях по службе необходим для сохранения имеющегося у работника аппарата чина, звания, разряда, ранга, стажа, гарантий, льгот, предусмотренных на предыдущем месте работы, права на получение жилья и др.

Важные последствия для организации государственной службы вытекают из принципа равного доступа граждан к ней в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

В отличие от применявшихся ранее сословного и классового подходов, принцип равного доступа означает, что на государственную службу принимаются граждане, независимо от социального происхождения, пола, классовой или национальной принадлежности, партийности, вероисповедания и т. д. В то же время кандидаты на государственную должность должны обладать способностями и профессиональной подготовкой, соответствующими должности. Для осуществления принципа равного доступа необходима большая работа по диагностике профессиональных и личностных качеств претендентов, проведению, заключению контрактов, установлению, в случае необходимости, квот для отдельных категорий граждан (женщин, ветеранов, национальных меньшинств и т. д.).

Особое значение для становления и функционирования государственной службы имеет принцип профессионализма и компетентности государственных служащих. Его значение усиливается в связи с превращением государственной службы в особую разновидность профессионального труда, необходимостью более полного соответствия знаний, умений и навыков служащих требованиям должностей государственной службы. Причем процесс ее профессионализма охватывает ряд социальных институтов, прежде всего профессиональную ориентацию, профессиональный отбор, управление персоналом, систему профессионального образования и др.

Реализация принципа профессионализма требует организационных условий профессионального развития кадрового корпуса государственной службы, прежде всего ее прохождение с помощью конкурса, аттестации, квалифи кационных экзаменов, которые призваны укреплять связь продвижения по службе с уровнем профессионального образования. В сочетании с требованиями к должностям организационные предпосылки способствуют формированию государственного заказа образовательным учреждениям.

Не менее важно создание и укрепление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Эта система должна отвечать потребностям государственной службы в высококвалифицированных кадрах. Подобная система развивается в настоящее время на базе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В основе принципа профессионализма и компетентности лежит качество знаний служащих и их структура, которые оценивают следующими индикаторам: знания – через соотношение разных отраслей науки, глубину и системность их освоения, способность применить эти знания при оценке проблемной ситуации; умения и навыки – через способность технологизировать знания для выполнения служебных функций; личностные качества, имеющие значение выполнения служебных обязанностей – через оценку интеллектуальных способностей, ценностных ориентации, управленческих и организаторских способностей и др.

Характерными чертами этого принципа являются также профессиональная честь (лояльность, достоинство, беспристрастность, гордость за хорошо выполненную работу); профессиональная подотчетность (приверженность ценностям, свойственным данной профессии; рассмотрение сослуживцев как коллег, а не политических деятелей и руководителей). В профессиональных группах государственных служащих складываются свои этические кодексы, практика оценки работы профессионалов профессионалами, особая культура, нормы, ценности, профессиональный статус.

Исключительно важную роль в организации государственной службы играет следование принципу стабильности гражданской службы. С этой стороны государственный аппарат переживает далеко не лучшие времена. Среди опрошенных государственных служащих лишь немногие уверенны, что их положение стабильно, а больше половины не уверены в этом вообще. В такой обстановке служащему нелегко работать с должностной отдачей, творчески, с перспективой, как это требуют задачи государственной службы.

Важно и то, что стабильная государственная служба является основой стабильности государства в условиях многопартийности, политической борьбы за власть, при ее смене, при неудачном руководителе страны и т. д.

Разумеется, в следовании принципу стабильности нужна мера. Иначе это может привести к застою кадров, утрате заинтересованности в работе в связи с ограниченностью возможностей их продвижения по службе. В связи с этим необходима разработка механизма обновления кадров государственной службы, их омоложение, более частого продвижения работников по горизонтали.

Различают также принципы профессионального характера, регулирующие порядок занятия и прохождения государственной службы, оплаты, привилегий, социально-экономической и правовой защищенности, ответственности, ответственности и мотивации и т. д.

Таким образом, государственная служба представляет собой весьма сложную систему, действующую на основе ряда разного уровня принципов: общих, организационно-технологических и принципов профессионального характера. В своей совокупности они создают возможность для эффективного функционирования государственной службы.

Принцип доступности информации о гражданской службе связан с организацией контроля государственной службы, анализом, обобщением и опубликованием статистических и иных сведений о количественном и качественном составе государственных служащих, передвижениях по службе, доходах, нарушениях дисциплины, фактах коррупции в государственной службе, мерах по борьбе с ней и т. д. Общество должно знать и о недостатках, и о позитивных результатах работы государственного аппарата.

Принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность характеризует особенности государственного управления как основного содержания государственной службы. Для государственного управления характерны: иерархичность структуры, разграничение функций и использование методов административного права, основным среди которых является метод "власти-подчинения", то есть "прямого распорядительства". Решения вышестоящих органов и должностных лиц обязательны для исполнения государственными служащими. Такой подход обеспечивает реализацию на практике конституционных принципов верховенства закона и единства государственной власти, побуждает соблюдать исполнительную дисциплину во всех звеньях государственного управления, добиваться согласованности, упорядоченности их действий, предупреждать безответственность, волокиту, произвол, злоупотребление властью. Вместе с тем, непременным условием обязательности выполнения решений вышестоящих государственных органов служит их законность, принятие решений в соответствии со специальными законами, положениями и инструкциями в пределах компетенции и полномочий данных органов.

Выполняя решение вышестоящих органов и должностных лиц, государственный служащий несет ответственность за соответствие своих действий Конституции и законодательству Российской Федерации. В случае сомнений в правомерности полученного для исполнения решения он обязан своевременно информировать об этом в письменной форме непосредственного руководителя, руководителя принявшего решение и вышестоящего руководителя. Если вышестоящий руководитель письменно подтверждает данное решение, государственный служащий обязан его выполнить. Исключением являются случаи, когда исполнение решения является деянием, наказуемым в уголовном или административном порядке. Ответственность за реализацию неправомерного решения несет руководитель, который подтвердил необходимость его выполнения.

Литература

1. Конституция РФ

2. ГКРФ

3. УКРФ

4. ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации

5. Федеральный закон Российской Федерации от 22.10.2004г. №125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации"

6. ФЗ РФ О государственной тайне, с изменениями на 1 декабря 2007 года, редакция, действующая с 15 декабря 2007 года

7. Александр Турчинов Проблемы формирования системы управления государственной гражданской службой// Вестник РАГС№4 2007

8. Анисимов В.М. Сущность механизма формирования и реализации государственной кадровой политики // Государственная кадровая политика и механизмы ее реализации: Материалы методологического семинара 30 октября 2001 года. – М., 2002.

9. Атаманчук Г.В. Основные положения концепции развития государственной службы в РФ// Вестник государственной службы М., Июнь 1992.

10. Атаманчук Г.В.Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Издательство РАГС, 2008 г

11. Бахрах Д.Н. Административное Право, М.: Эксмо 2006.

12. Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. На перекрестке наук. – М.: Дело и сервис, 2003.

13. Вульфович Ревекка Михайловна Государственная служба как социальный институт, Вестник Ставропольского Государственного Университета 2006

14. Галина Овчинникова Ограничения эффективности руководителя // Управление компанией, № 11 (30) 2003

15. Гончаров В.В. Ключевые элементы управления и их практическое значение. – М.: МНИИПУ, 2004

16. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба – М.: Кронус 2008

17. Граждан В.Д. Управление организацией: учебник. – М.:"Гардарики", 2006

18. Демин А.А. Государственная служба М.: Книгодел 2007