Организация бухгалтерского финансового учета на сельскохозяйственном предприятии

Организация бухгалтерского финансового учета на сельскохозяйственном предприятии.

Статьи по теме
Искать по теме

Принципы и требования бухгалтерского учета.

Для того чтобы данные бухгалтерской отчетности, представляемые различными организациями, были сопоставимы, необходимо, чтобы бухгалтерский учет у всех участников хозяйственной деятельности организовывался на единых принципах. В бухгалтерском учете такие принципы устанавливаются на федеральном уровне.

Правильно организованная система бухгалтерского учета на предприятии должна обеспечить соблюдение требований:

– полноты отражения всех фактов хозяйственной деятельности, имущества, расчетов обязательств, капитала, операций по их движению и использованию;

– приоритета содержания перед формой, согласно которому отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности должно исходить не только из их правовой, юридической формы, но и из экономического содержания и условий хозяйствования;

– непротиворечивости данных бухгалтерского учета, обеспечения тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;

– осмотрительности, предполагающей большую готовность к бухгалтерскому учету пассивов, расходов и потерь, чем возможных активов и доходов, запрещающей предприятию создавать скрытые резервы;

– рациональности, то есть обеспечения рационального и экономного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Существуют единые принципы ведения бухучета в РФ. Любой пользователь учетной информации, благодаря единообразию стандартов бухгалтерского учета, может сопоставить, сравнить и проанализировать результаты деятельности различных предприятий. Принципы бухгалтерского учета содержатся в своде законов о бухучете.

Принципы бухгалтерского учета – это базовые положения науки о бухучете. К основным принципам относят:

- Автономность. Любое предприятие – это самостоятельное юридическое лицо, имущество которого отделено от имущества работников, владельцев и других компаний. Бухгалтерский учет – единая система, в задачи которой входит управление имуществом, хозяйственными операциями и обязательствами. В учете и бухгалтерском балансе отражается только то имущество, которое принадлежит конкретно этой организации.

- Двойная запись. Отражение хозяйственных явлений и операций происходит непрерывно и дважды, то есть одновременно и одну и ту же сумму записывают по кредиту и дебету разных счетов.

- Принцип действующей организации. Этот принцип предполагает, что предприятие функционирует нормально и в ближайшем будущем сохранит свое положение на рынке, оно в установленном порядке собирается погашать свои обязательства перед контрагентами. Подразумевается, что компания собирается при помощи своих активов получать в дальнейшем прибыль.

- Объективность. Все операции отражаются в бухгалтерском учете и должны быть зарегистрированы на всех этапах учета. Они обязательно должны быть подтверждены первичной документацией.

- Осмотрительность. Этот принцип предусматривает определенную осторожность при проведении расчетов, которые осуществляются в условиях некоторой неопределенности. Эта предусмотрительность позволяет избежать завышения доходов или занижения расходов, предупреждает возникновение скрытых резервов.

- Принцип начислений. В бухучете все операции регистрируются в момент их возникновения, и относятся к отчетному периоду, в котором совершены действия. Подразделяется этот принцип на принципы регистрации дохода и соответствия.

- Принцип регистрации дохода подразумевает, что доход фиксируется в учете в момент его получения, а не оплаты. Принцип соответствия – доход отчетного периода должен быть соотнесен с тем расходом, благодаря которому был этот доход получен.

- Принцип периодичности. Его цель – регулярное и периодичное составление баланса и отчетности за отчетные периоды (год, полугодие, квартал, месяц).

- Конфиденциальность. Внутренняя учетная информация – это коммерческая тайна компании, за разглашение которой установлена ответственность в российском законодательстве.

- Принцип денежного измерения означает измерение и регистрацию фактов деятельности, при этом используется валюта страны в качестве единицы измерения.

- Принцип преемственности. Бухгалтерский учет должен в разумных рамках оставаться верным традициям страны, а также использовать в своем развитии современные достижения науки и практики.

Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в агропромышленном комплексе РФ

Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации закреплено официально в Конституции РФ, где закреплено ведение бухгалтерского учета за Российской Федерацией, регулируется Гражданским кодексом РФ и состоит из следующих уровней:

Таблица 1 – Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

Уровень

Документы

Органы, принимающие документы

I-законодательный

Федеральные законы, постановления, указы

Федеральное Собрание

Президент РФ

Правительство РФ

II- нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ

Центральный банк РФ

III- методический

Нормативные акты (приказы, инструкции) методические указания

Министерство финансов РФ

Федеральные органы исполнительной власти

IV- организационный (микроуровень)

Организационно-распорядительная документация (приказы, распоряжения и т.п)

Предприятия, консультационные фирмы

Основные правообразующие документы: ГК, Законы на основании которых созданы предприятия, Налоговый кодекс, ФЗ "О бухгалтерском учете" №402-ФЗ от 06.12.11 (в редакции ФЗ от 04.11.2014г). Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:

а) устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета;

б) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;

в) закрепляет обязанность юридических лиц вести бухгалтерский учет;

г) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.

Закон "О бухгалтерском учете" состоит из четырех разделов и 32 статей.

В I разделе "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.). В разделе указан также свод законодательных актов РФ о бухгалтерском учете: Федеральный закон, устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Определена сфера действия Федерального закона (он распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ). Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством РФ, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.

Во II разделе "Общие требования к бухгалтерскому учету" изложены требования к объектам бухгалтерского учета, обязанностям ведения бухгалтерского учета, организации ведения бухгалтерского учета, к учетной политике, первичным учетным документам, регистрам бухгалтерского учета, инвентаризации активов и обязательств, денежным измерениям объектов бухгалтерского учета, общим требованиям к бухгалтерской (финансовой) отчетности, состав бухгалтерской (финансовой) отчетности и т.д. II раздел состоит из 19 статей.

В III разделе "Регулирование бухгалтерского учета" изложены основные требования к принципам регулирования бухгалтерского учета, документам в области регулирования бухгалтерского учета, субъектам регулирования бухгалтерского учета, функциям органов государственного регулирования бухгалтерского учета, стандартам и их разработкам.

В IV разделе "Заключительные положения" изложены основные требования к хранению документов бухгалтерского учета.

На нормативном уровне раскрываются и освящаются вопросы бухгалтерского учета некоторых объектов, что выражается в Положениях по бухгалтерскому учету.

ПБУ конкретизируют Закон о бухгалтерском учете. В настоящее время разработаны и утверждены следующие ПБУ:

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н);

- ПБУ 1/2008 № 106н "Учетная политика организации" (ред.№164н 27.04.12). Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений)

- ПБУ 4/99 № 43н "Бухгалтерская отчетность организации" (ред.№142н от 08.11.10). Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.

- ПБУ 5/01№ 44н "Учет материально-производственных запасов" (ред.№132н от 25.10.10). Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).

- ПБУ 6/01 № 26н "Учет основных средств" (ред.186н от 24.12.10). Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству РФ(за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).

- ПБУ 9/99 № 32н "Доходы организации" (ред.№55н от 27.04.12); Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.

- ПБУ 10/99 № 33н "Расходы организации" (ред.№55н от 27.04.12). Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

- ПБУ 13/2000 № 92н "Учет государственной помощи" (ред.№115н от 18.09.06). Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству РФ (далее организации), и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).

- ПБУ 14/2007 № 153н "Учет нематериальных активов" (ред.186н от 24.12.10). Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).

- ПБУ 15/2008 № 107н "Учет расходов по займам и кредитам" (№55н от 27.04.12). Настоящее Положение устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в том числе товарным и коммерческим), организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).

- ПБУ 18/02 № 114н "Учет расчетов по налогу на прибыль" (186н от 24.12.10). Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых в установленном законодательством РФ порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).

- ПБУ 19/02 № 126н "Учет финансовых вложений" (ред.55н от 27.04.12) Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о финансовых вложениях организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) и многие другие.

На методическом уровне отражаются вопросы бухгалтерской (финансовой) отчетности. Документы данного уровня призваны конкретизировать, дополнять и раскрывать документы Министерства финансов РФ, не противоречить документам более высокого уровня;

Методические рекомендации и указания Минфина России конкретизируют статьи законов и отдельные ПБУ. К таким рекомендациям, в частности, относятся:

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49);

- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина России от 28.12.2001 № 119н);

- Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (Приказ Минфина России от 26.12.2002 № 135н);

- Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (Приказ Минфина России от 20.05.2003 № 44н);

Для предприятий агропромышленного комплекса Минсельхоз России Приказом от 13.06.2001 № 654 расширил общепринятый План счетов специфическими для отрасли субсчетами первого уровня. План счетов для страховых организаций утвержден Приказом Минфина России от 04.09.2001

На организационном уровне представлены рабочие бухгалтерские документы, формируемые бухгалтерской службой хозяйствующего субъекта, например, учетная политика и бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Организация бухгалтерского финансового учета на сельхозпредприятии.

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" все организации, находящиеся на территории РФ, а также филиалы и представительства иностранных организаций (если иное не предусмотрено международными договорами РФ) обязаны вести бухгалтерский учет. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

Ответственность за организацию бухгалтерского дела в организациях несет руководитель. Руководитель также несет ответственность за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций.

Правовой статус бухгалтерской службы в организациях регулируется действующим законодательством, нормативными актами по бухгалтерскому учету и определяется масштабами и организационной структурой управления организацией. В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" (ст. 6) руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

- вести бухгалтерский учет лично..

Ведение бухгалтерского учета возлагается на бухгалтерскую службу в лице главного бухгалтера и бухгалтера-кассира.

Бухгалтерская служба как минимум должна выполнять следующие операции:

Кассовые; расчет с работниками по оплате труда; учет МПЗ; расчет с поставщиками и подрядчиками; расчеты с покупателями и заказчиками; расчеты с бюджетом по налогам и сборам; учет производственных затрат или издержек обращения.

Главный бухгалтер обязан:

-Осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.

-Формировать в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.

-Возглавлять работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, а также обеспечить порядок проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядщк документооборота.

-Обеспечить рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии.

– Организовать учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременно отражать на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

– Обеспечить законность, своевременность и правильность оформления документов, составить экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, и т.д.

– Осуществлять контроль над соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, проведением инвентаризаций.

– Участвовать в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат.

– Принимать меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства.

– Участвовать в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролировать передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы.

– Вести работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.

– Обеспечить составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы и т.д.

Организация первичного учета на сельскохозяйственном предприятии

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Учетное обеспечение производственного процесса в сельском хозяйстве предполагает разработку и применение первичных документов, детально раскрывающих и конкретизирующих основные положения применительно к технологии и организации отрасли.В их основу положены следующие отраслевые особенности и принципы, которыми следует руководствоваться в действующей учетной практике:

- непрерывность, последовательность и взаимосвязанность технологических процессов производства продукции овцеводства;

Организацияосуществляет по журнально-ордерной форме учета. Порядок записей в регистры операций по учету производства при Ж-О форме учета следующий: данные из первичных документов переносятся в соответствующие накопительные ведомости или журналы. Первичные документы по учету ОС счет 01; 08; 02- акт о приемке-передаче, накладная на внутреннее перемещение, акт о приемке- сдаче, акт о списании, инвентарная карточка, инвентарная книга, акт о выявленных дефектах. По счету 50 и 51- ПКО, РКО, акт, накладная, платежная ведомость, выписка банка. По счет 60- договор, счет, кассовый, товарный чек, накладная, счет-фактура, акт оказания услуг / выполненных работ. По счету 76- акт, договор, расчет, выписка банка. По счету 70- расчетно-платежная ведомость, журнал регистрации платежных ведомостей, записка-расчет о предоставлении отпуска работнику, записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы. По основному производству счет 20 это: учетные лисы; наряды; путевые листы, договора, карточки учета, дневник поступления готовой продукции, справки и т.д.

Документы племенного учета ведутся по стандартным формам, утвержденным для молочного и мясного скотоводства.

1. Формы учета в молочном скотоводстве: № 1-мол. – карточка племенного быка: № 2-мол. – карточка племенной телки, нетели, коровы (в обеих карточках ведутся записи о происхождении, росте и развитии животных, продуктивности, а также результаты оценки и племенном использовании); № 3-мол. журнал регистрации приплода и выращивания молодняка крупного рогатого скота (в нем учитывают происхождение молодняка и результаты взвешивания); № 4-мол. – акт контрольной дойки (в нем указывают кличку и индивидуальный номер коровы, результаты разовых удоев за сутки, содержание жира и белка); № 5-мол. – журнал определения скорости молокоотдачи у коров; № 6-мол. – журнал оценки быков молочных и молочно-мясных пород по качеству потомства; № 7-мол. – зоотехнический отчет о результатах племенной работы с крупным рогатым скотом молочного направления продуктивности.

2. Формы учета в мясном скотоводстве: № 1-мяс. – карточка племенного быка; № 2-мяс. – карточка племенной телки, нетели, коровы (в них фиксируют происхождение рост и развитие животных, их продуктивные качества, результаты оценки и племенного использования); № 3-мяс. журнал регистрации осеменения и отелов коров (учитывают даты осеменения (случки) коров телок, результаты исследования на стельность, время отела и данные о получении приплода); № 4-мяс. – журнал учета выращивания племенного и ремонтного молодняка, где отмечают дату и год рождения, происхождения и результаты выращивания); № 5-мяс. – бонитировочная ведомость коров; №6-мяс. – бонитировочная ведомость племенного молодняка крупного рогатого скота; № 7-мяс. – сводная ведомость результатов бонитировки крупного рогатого скота той или иной породы.

Синтетический и аналитический учет на сельскохозяйственном предприятии

Следующим этапом бухгалтерской обработки учетных документов является указание корреспондирующих счетов, на которые должны быть произведены записи хозяйственных операций, оформленные этими документами.

На синтетических счетах объекты бухгалтерского наблюдения отражаются в обобщенном виде в денежном измерителе. Аналитические счета детализируют обобщенные показатели синтетических счетов, конкретизируют учитываемые объекты.

Рассмотрим отраслевые особенности организации синтетического и аналитического учета.

Учет основных средств ведется на счете 01 "Основные средства, к которым относятся здания, сооружения и передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, продуктивный скот и другие виды основных фондов.

Содержание хозяйственных операций

Дт 

Кт

Оприходованы  ОС    

01

08 

Поступление ОС для осуществления совместной деятельности                                                             

01

80

Получение ОС в доверительное  управление

01

79

Списана первоначальная стоимость объектов основных средств.

01

01

Списана начисленная амортизация.

02

01

Списана остаточная стоимость объекта основных средств.

91/2

01

Амортизация по продуктивному скоту не начисляется.

Счет 01 "Основные средства" ведется в журнале – ордере N 13-АПК. Но и здесь имеются особенности. Основную часть операций по кредиту счета 01/04 составляют операции по выбытию животных (выбраковка, реализация, забой, постановка на откорм и т.п.), и прежде чем записать в журнал – ордер, их группируют в специальной ведомости аналитического учета животных (ф. N 73-АПК).

Счет 02 "Амортизация основных средств"

Содержание хозяйственных операций

Дт 

Кт

Начислена амортизация по ОС, используемым в производственном процессе

20

23

25

26

02 

Начислена амортизация по ОС,используемых  в кап. строительстве

08

02

Начислена амортизация по ОС,обслуживающих процесс реализации продукции

44

02

Для начисления амортизации применяются специализированные ведомости и расчеты: ф. N 48-АПК "Ведомость расчета амортизации и отчислений в резерв на ремонт основных средств", ф. N 49-АПК "Ведомость начисления амортизации и отчислений в резерв на ремонт (без автотранспорта)", ф. N 50-АПК "Ведомость расчета амортизации по автотранспорту и отчислений в резерв на ремонт".

Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы". На этом счете собирается информация о расходах на приобретение ОС.

Содержание хозяйственных операций

Дт 

Кт

Принимаем объект в состав основных средств

01

08

приобретаем объект капитальных вложений

08

60

Создаем объект капитальных вложений собственными силами

расчет за выполненный объем работ

расчет налогов уплачиваемых в фонды с ЗП за выполненные работы.

08

08

08

10

70

69

Журнал-ордер по форме N 10 предназначен для выявления оборотов по кредиту счетов, предназначенных для учета материальных ценностей (счета N N 05, 06, 08). 08/4-строительство объектов ОС; 08/6-перевод молодняка животных в основное стадо; 08/7 – приобретение взрослых животных.

Учет материалов ведется на счете 10 "Материалы", синтетический учет ведется в Ж-О 10.  

Содержание хозяйственных операций

Дт 

Кт

Отражаем стоимость материалов, которые передали в пр-во и списали со склада

20

10

Списаны товары на общепроизводственные расходы

25

10

Отражаем стоимость материалов, которые получили на склад

10

60

Отражаем недостачу материалов

94

10

К счету 10 "материалы" могут быть открыты субсчета:

10.1 "Сырье и материалы"

10.2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали"

10.3 "Топливо"

10.4 "Тара и тарные материалы"

10.5 "Запасные части"

10.6 "Прочие материалы"

10.7 "Материалы, переданные в переработку на сторону"

10.8 "Строительные материалы"

10.9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности"

10.10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе"

Бухгалтерский учет прироста живой массы ведут на аналитических счетах, открытых к счету 11 "Животные на выращивании и откорме". Синтетический учет ведется в Ж-О №16. Все данные заносят в ведомость аналитического учета животных (форма N 7З-АПК). В заключение в ведомости выводят наличие животных и их вес на конец месяца. Все обороты показывают нарастающим итогом с начала года и за отчетный месяц. Основанием для записей является сводный отчет о движении скота и птицы в целом по хозяйству по форме N СП-51.

В целях достоверности учета проводят взаимную сверку данных между регистрами. Так, полученные в ведомости по форме N 73-АПК итоги по дебетовому обороту (приплод и привес) должны быть равны кредитовому обороту, который отражен в журнале-ордере по форме N 10-АПК по счету 20 субсчет "Животноводство". В течение года операции по привесу отражают в учете по плановой себестоимости 1ц прироста живой массы (кроме приобретения молодняка на стороне).

В конце года после составления отчетных документов по движению продукции животноводства плановую себестоимость приплода и привеса доводят до фактической. С этой целью составляют ведомость по форме NQ30б-АПк. На ее основании выявленные отклонения по привесу списывают с кредита счета 20 субсчет "Животноводство" в дебет счета 11.

Учёт затрат и выхода продукции животноводства ведут на операционном счёте 20, субсчет 2 " Животноводство". По дебету данного счёта учитывают затраты по соответствующей номенклатуре статей и объекта учёта затрат, а по кредиту отражают выход продукции животноводства. Калькуляционные разницы учитывают по кредиту счета 20 субсчет "Животноводство" аналитического счета "Молодняк животных и взрослый скот на откорме" и дебету отдельных субсчетов, открытых к счетам:- 90 – по животным, проданным по разным каналам;

- 08 – по молодняку, переведенному в основное стадо;

91 – по животным, погибшим в результате стихийных бедствий

В течение года записи по дебету и кредиту счёта 20, субсчет 2 "Животноводство" производят нарастающим итогом в разрезе следующих статей:

1. Расходы на оплату труда.

2. Отчисления на социальные нужды.

3. Сырьё и материалы

4. Содержание и эксплуатация основных средств.

5. Работы и услуги.

6. Расходы денежных средств.

7. Прочие затраты.

8. Потери от брака, падежа животных.

9. Затраты по организации производства и управлению – условно-переменные расходы, общепроизводственные (если данный вариант предусмотрен в учётной политике).

Синтетический учёт затрат в животноводстве ведётся в журнале ордере формы 10 АПК, в которую переносят кредитовые обороты за месяц в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов с производственного отчёта формы 18 А.

Аналитический учёт затрат в животноводстве организуется в производственном учёте формы 18 А, в первом разделе которого по строкам отражаются затраты, учитываемые по дебету счёта 20, субсчет 2 "Животноводство", сгруппированные по статьям в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов. В отдельные графы выделяют расходы, подлежащие распределению в конце месяца (затраты на приготовление кормов). Во втором разделе производственного отчёта формы 18 А отражается выход продукции животноводства.

К готовой продукции, относится продукция, полученная в результате осуществления производственного процесса, и учитывается на счете 43 "Готовая продукция". Она представляет собой конечный результат производственного цикла, предназначенный для продажи.

Поступление готовой продукции отражается по дебету счета 43, а реализация и прочее ее выбытие по кредиту счета 43 и дебету счетов 90 "Продажи", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и пр. Данная корреспонденция отражает продажу продукции по плановой себестоимости с отражением фактической себестоимости в конце финансового года путем дополнительной проводки или методом "красного сторно" на сумму разницы между плановой и фактической себестоимостью.

Правильный учет и оценка готовой продукции на сельскохозяйственных предприятиях важны для определения финансового результата, формируемого на синтетическом счете 90 "Продажи". Синтетический учет ведется в Ж-О 11. К счету 43 "Готовая продукция" могут быть открыты субсчета: 1-Растеневодство; 2-Животноводство; 3-подсобные производства; 4-Вспомогательное производство.

Синтетический учет общепроизводственных расходов ведется на активном собирательно–распределительном счете 25 "Общепроизводственные расходы".

На основании первичных документов, подтверждающих факт и сумму произведенных общепроизводственных расходов, на счетах бухгалтерского учета делают записи:

Дт 25 "Общепроизводственные расходы" Кт 02 "Амортизация основных средств", 10 "Материалы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и др.

По окончании месяца сумму общепроизводственных расходов, учтенную по дебету счета 25, списывают путем распределения между себестоимостями отдельных видов продукции пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих (прямых затрат материалов и др.).

В бухгалтерском учете распределение общепроизводственных расходов оформляют бухгалтерской справкой, на счетах делают запись:

Дт 20 "Основное производство" (мясо) и др. Кт 25 "Общепроизводственные расходы".

К основным группам, образующим общепроизводственные расходы, можно отнести:

- косвенные затраты на оплату труда;

- другие косвенные общепроизводственные расходы (затраты на содержание цеховых зданий, техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования, страхование имущества, арендную плату, амортизацию оборудования и др.).

Затраты по организации производства, управлению и обслуживанию подразделяются на:

- бригадные (фермерские, цеховые),

-общеотраслевые (общепроизводственные).

Бригадные (фермерские) и цеховые расходы учитывают отдельно по каждому внутрихозяйственному подразделению, общеотраслевые – по отраслям.

Еще один вид накладных расходов – общехозяйственные расходы, которые связаны с обслуживанием предприятия в целом и управлением им. Состав и размер этих расходов определяются сметой.

Синтетический учет общехозяйственных расходов ведется на активном собирательно–распределительном счете 26 "Общехозяйственные расходы" Ж-О 10, а аналитический – на счете 26 по статьям сметы в отдельной ведомости.

Планирование и учет общехозяйственных расходов осуществляют по следующей номенклатуре статей.

1. Содержание аппарата управления

2. Расходы на служебные командировки работников аппарата управления

3. Содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны

4. Представительские расходы, связанные с деятельностью предприятия

5. Содержание прочего хозяйственного персонала

6. Амортизация основных средств общехозяйственного назначения

7. Отчисления в ремонтный фонд или затраты на текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения

8. Расходы на содержание зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения

9. Затраты на проведение испытаний, опытов, исследований, содержание общехозяйственных лабораторий

10. Расходы на охрану труда работников предприятия

11. Расходы на подготовку и переподготовку кадров

12. Обязательные отчисления, налоги и сборы

13. Непроизводительные общехозяйственные расходы и пр. Все фактические затраты собирают и отражают записью:

Дт 26 "Общехозяйственные расходы" Кт 02 "Амортизация основных средств", 10 "Материалы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и др.

В конце каждого месяца общехозяйственные расходы списывают по кредиту счета 26. Распределяют общехозяйственные расходы между готовой продукцией и НЗП, оставшимся на конец отчетного месяца. Затем затраты, приходящиеся на готовую продукцию, распределяют между отдельными ее видами пропорционально выбранной базе или способу списания.

Списание таких расходов возможно двумя способами:

1) включением в затраты на производство конкретных видов продукции путем распределения, аналогичного распределению общепроизводственных расходов;

2) списанием общехозяйственных расходов как условно–постоянных на счет 90 "Продажи" путем распределения между видами реализуемой продукции.

При списании общехозяйственных расходов на счет 90 их распределяют между видами реализованной продукции, работ или услуг пропорционально выручке от продажи, производственной себестоимости продукции или другому основанию.

Организация бухгалтерского учета денежных средств, включает их учет на счете 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" и другие; здесь учет не имеет отраслевых особенностей и должен соответствовать всем общепринятым методикам. Это активные счета, по дебету которых отражается поступление денежных средств от различных источников, а по кредиту – расходование денежных средств. Журнал-ордер по кредиту счета 50 "Касса" ф.1-АПК. Журнал-ордер по кредиту счета 51 – Расчетный счет ф. 2-АПК.

Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (счет 60), покупателями и заказчиками (счет 62), с прочими дебиторами и кредиторами (счет 76) осуществляется также в общепринятом порядке:

– по дебету указанных счетов отражаются расчеты с контрагентами и поставщиками (например, перечисление оплаты за отгруженный товар с расчетного счета Дебет 60,76 – Кредит 51),

-по кредиту увеличение задолженности с контрагентами

поступление материалов от поставщиков Дт 10 – Кт 60

начисление выручки Дт 62 – Кт 90;

поступление выручки Дт 51 – кт 62.

Синтетический учет по счету 60(расчеты с поставщиками) ведется в Журнал-ордер 6; по счету 62(расчеты с покупателями и заказчиками) Журнал-ордер 11; по счету 76 (расчеты с разными дебиторами) в Журнал-ордер 8. К счету 76 могут быть открыты- субсчета:

1-расчеты по имущественному и личному страхованию;

2-расчеты по претензиям;

3-расчеты по причитающимся дивидендам;

8-расчеты по лизинговым и арендным обязательствам;

9-расчеты по прочим операциям.

Учет расчетов с персоналом по оплате труда осуществляется на счете 70. Синтетический учет ведется в Ж-О № 10.Счет 70 выступает в корреспонденции со счетами затрат, например, Дебет 20,23,25,26 – кредит 70 – начислена заработная плата работникам основного производства, вспомогательного производства, рабочим, управленческому персоналу. Выдача заработной платы отражается Дебет 70 – Кредит 50,51 – из кассы и расчетного счета соответственно.

На счете 68 "Расчеты по налогам и сборам" отражаются все начисления и выплаты предприятием по налогам и сборам по принятой системе налогообложения, а также расчеты по налогу на доходы с физических лиц. На счете 69 отражаются все операции предприятия по начислению и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, фонд социального страхования.

Счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам"

Счет 80 "Уставной капитал" предназначен для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда) организации. Записи по счету 80 "Уставный капитал" производятся при формировании уставного капитала, а также в случаях увеличения и уменьшения капитала лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.

При увеличении уставного капитала сумма увеличения отражается по кредиту счета 80 "Уставный капитал" в корреспонденции со счетами:

75.1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" – за счет дополнительных вкладов участников;

83 "Добавочный капитал" – за счет добавочного капитала;

84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" – за счет нераспределенной прибыли;

66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и/или 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам"

Учет доходов и расходов от основного вида деятельности осуществляется на балансовом счете 90 "Продажи".

Основным видом деятельности признается производство сельскохозяйственной продукции, соответственно- по кредиту счета 90 на предприятиях отрасли отражается выручка от реализации сельскохозяйственной продукции в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"; по дебету счета 90 – плановая себестоимость (в течение года, когда фактическая себестоимость не выявлена) и разница между плановой и фактической себестоимостью проданной продукции (в конце года).

Плановая себестоимость проданной продукции, а также суммы разниц списывают в дебет счета 90 в корреспонденции со счетами, на которых учитывалась эта продукция (43 "Готовая продукция", 41 "Товары", 44 "Расходы на продажу", 20 "Основное производство" и др.).

Бухгалтерский учет целевых поступлений, а также государственной поддержки на безвозвратной основе осуществляют на пассивном счете 86 "Целевое финансирование". Поступление средств отражают по кредиту счета 86, расходование – по дебету. Аналитический учет на счете 86 ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления, поэтому к данному счету открываются, например, субсчета:

1 "Учет субсидий из федерального бюджета на поддержку племенного КРС";

Первичными документами при учете государственной поддержки и средств целевого финансирования служат уведомления о выделении лимита на финансирование из бюджета по той или иной статье, авизо, поступающие из финансовых органов (органов казначейства), а также из отраслевых органов управления (управления сельского хозяйства района, региона и т.д.). Документами, подтверждающим факт поступления средств финансирования, является платежное поручение, документы на поступление товарно–материальных ценностей, поступивших в счет субсидий ПБУ 13/2000 предусматривает два варианта принятия к учету государственной помощи:

1) поступление денежных средств и средств в не денежной форме должно учитываться по мере фактического получения бюджетных средств по дебету соответствующих счетов (51, 52, 10, 11 и т.д.) и непосредственно по кредиту счета 86;

2) применение учета государственной поддержки возможно, если:

- имеется уверенность в том, что условия предоставления финансовых средств организацией будут выполнены;

- имеется уверенность, что эти средства будут получены.

В этом случае учет поступления государственной помощи нужно вести с использованием счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" по следующей схеме:

Дт 76, субсчет "Расчеты с бюджетом по субсидиям" Кт 86 – отражена сумма лимита по субсидиям из бюджета.

Дт 51 и др. Кт 76 – поступили средства финансирования из бюджета.

В данном случае одна из самых важных задач бухгалтера – определить момент, когда полученные средства должны быть признаны прибылью. В зависимости от целей, на которые направлены средства финансирования, – капитальный они носят характер или направлены на пополнение оборотных средств, и происходит признание этих средств- прибылью.При этом составляют следующие проводки:

Дт 86 Кт 98 "Доходы будущих периодов" – признаны полученные средства как доходы будущих периодов. Проводку делают на момент принятия выделенных средств в производство (списание на затраты товарно–материальных ценностей, начисления заработной платы и т.д., оплаченных за счет средств финансирования);

Дт 98 Кт 91 – признаны средства государственной поддержки как прибыль.

Для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли или непокрытого убытка на сельскохозяйственных предприятиях используют активно–пассивный счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Сумму чистой прибыли отчетного года списывают заключительными оборотами декабря в кредит счета 84 с дебета счета 99 "Прибыли и убытки". Сумму чистого убытка отчетного года на сельскохозяйственных предприятиях в декабре списывают заключительными оборотами с кредита счета 99 в дебет счета 84.

Прибыль распределяют на основании решения общего собрания акционеров в акционерном обществе, собрания участников – в обществе с ограниченной ответственностью или другого компетентного органа. Чистая прибыль может быть направлена на выплату дивидендов, создание и пополнение резервного капитала, покрытие убытков прошлых лет. На суммы доходов, начисленных учредителям, делают бухгалтерскую запись:

Дт 84 Кт 70 или 75.

Отчисления в резервный капитал отражают записью: Дт 84 Кт 82.

Направление чистой прибыли на покрытие убытка предыдущего года показывают по дебету и кредиту счета 84.

С бухгалтерского баланса убытки отчетного года списывают в следующих случаях:

1) при доведении величины уставного капитала до размера чистых активов организации (Дт 80 Кт 84);

2) при направлении на погашение убытка за счет средств резервного капитала (Дт 82 Кт 84);

Аналитический учет по счету 84 должен обеспечить формирование информации по направлениям использования чистой прибыли.

Записи о продажах осуществляются накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90–2 "Себестоимость продаж", 90–3 "Налог на добавленную стоимость" и кредитового оборота по субсчету 90–1 "Выручка" определяют финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно заключительными оборотами списывают с субсчета 90–9 "Прибыль /убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года субсчета, открытые к счету 90 (кроме субсчета 90–9), закрывают внутренними записями на субсчет 90–9. Синтетический учет ведется в Ж-О № 4

Учет доходов и расходов, которые не относятся к основному виду деятельности, осуществляется на операционном счете 91 "Прочие доходы и расходы". По дебету счета находят отражение доходы предприятия, не связанные с обычной ее производственной деятельностью, в корреспонденции со счетами учета денежных средств, финансовых вложений, расчетов и др. По кредиту счета отражают все прочие суммы, связанные с поступлением и формированием прочих доходов.

К счету 91 открываются субсчета:

1 Прочие доходы;

2 Прочие расходы;

9 Сальдо прочих доходов и расходов.

Сальдированный результат счета 91 в виде прибыли или убытка ежемесячно (заключительными оборотами) списывают, как и сальдо счета 90, на итоговый накопительный счет финансовых результатов 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, синтетический счет 91 "Прочие доходы и расходы" сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 91 (кроме субсчета 91–9), закрывают внутренними записями на субсчет 91–9.

Аналитический учет по счету 91 ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.

Финансовый результат является оценочным показателем и выражает экономическую эффективность деятельности предприятия. Этот показатель определяется показателем прибыли или убытка, формируемым в течение календарного (хозяйственного) года.

Финансовые результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации определяют на счетах бухгалтерского учета путем сопоставления доходов и расходов. Величина, получаемая вычитанием из доходов, или выручки, себестоимости реализованной продукции, прочих расходов и убытков, и представляет собой прибыль предприятия

Счет 99 "Прибыли и убытки" предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году. По дебету счета 99 отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту – прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат.

На счете 99 в течение отчетного года отражаются:

- прибыль или убыток от обычных видов деятельности – в корреспонденции со счетом 90;

- сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц – в корреспонденции со счетом 91;

начисленные платежи налога на прибыль и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций – в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам".

По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается. При этом заключительной записью декабря сумму чистой прибыли (убытка) отчетного года списывают со счета 99 в кредит (дебет) счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Порядок организации учета и составления отчетности закрепляется в уставе предприятия и оформляется учетной политикой.

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" [1] годовая бухгалтерская отчетность состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами.

Кроме того, в силу своей организационно-правовой формы подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке, целью которой является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчётности предприятия и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству. Под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской отчётности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении организации.

Перед составлением бухгалтерской отчетности необходимо провести следующий комплекс учетных процедур:

1) инвентаризация имущества и обязательств организации;

2) внесение исправлений в учет, если в нем были допущены ошибки;

3) закрытие счетов и реформация баланса;

4) отражение операций, которые были произведены после 31 декабря отчетного года (события после отчетной даты). Записи по исправлению ошибок, выявленных при инвентаризации, должны отражаться в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а если ошибки выявлены в следующем году, записями от 31 декабря отчетного года.

Важный этап в подготовительной работе – это закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

Закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в такой последовательности.

В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации, и закрываются счета 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы", распределяется прибыль и закрывается счет 99 "Прибыли и убытки".

Реформация баланса подразумевает списание прибыли, полученной за отчетный год, и проводят ее 31 декабря после отражения в учете последней хозяйственной операции, осуществляют в два этапа:

1) закрывают счета, на которые в течение года учитывались доходы, расходы и финансовые результаты деятельности организации (счета 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы");

2) финансовый результат за отчетный год включают в состав нераспределенной прибыли или непокрытого убытка. Для этого сальдо по субсчетам 90-1 и 91-1 переносят на счет 99 "Прибыли и убытки".

Последней записью отчетного года счет 99 закрывается на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". К событиям после отчетной даты относят возникшие после оформления бухгалтерской отчетности обстоятельства, влияющие на финансовое состояние организации.

После составления бухгалтерской отчетности необходимо провести следующее:1) аудиторскую проверку отчетности;2) утверждение отчетности у участников или акционеров организации;3) сдача отчетности в налоговую инспекцию и Росстат;4) публикация отчетности в печати.

При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги. Порядок составления отчетных форм изложен в Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности Основная форма бухгалтерской отчетности – бухгалтерский баланс. Его составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из Главной книги.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Бухгалтерская отчетность составляется, хранится, представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением расходов на копирование.

Литература

1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (действует с 1 января 2013 года)

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ №34н от 29.07.1998

3. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997).

4. Приказ Минсельхоза РФ от 13.06.2001 N 654 "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению"

5. Приказ от 31 января 2003 года №28 "об Утверждении методических рекомендаций по бухгалтерскому учету доходов и расходов деятельности сельскохозяйственных и других организаций АПК

6. Алексеева, Г.И. Бухгалтерский учет: Учебник / С.Р. Богомолец, Г.И. Алексеева, Т.П. Алавердова; Под ред. С.Р. Богомолец. – М.: МФПУ Синергия, 2013. – 720 c.

7. Бессонова И. С. Проблемы развития бухгалтерского учета в современных условиях [Текст] / И. С. Бессонова // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 58-60.

8. Лисович Г. М. Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА – М,2013.-318с.

9. Лытнева, Н.А. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.А. Лытнева, Л.И. Малявкина, Т.В. Федорова. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 512 c.

10. Неселовская, Т.М. Бухгалтерский учет: Учебник / Т.М. Неселовская. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 717 c.

11. Маковоз И. Т. Особенности сельского хозяйства и бухгалтерского учета деятельности сельскохозяйственных организаций [Текст] / И. Т. Маковоз // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 163-165.

12. Широбоков, В.Г. Бухгалтерский учет в организациях АПК: Учебник / В.Г. Широбоков. – М.: ФиС, 2010. – 688 c.

13. Шулепина С.А. Лукьянчик А.А. Особенности формирования финансового результата в учете организаций АПК / С.А. Шулепина, А.А. Лукьянчик // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. №107. – 2015. – с. 1-15

14. С. Н. Стефанова, И. Ю. Ткаченко АПК. Бухгалтерский учет на сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях

15. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету государственной поддержки в сельскохозяйственных организациях