Организация автобусных туров

Автобусная индустрия ежегодно зарабатывает миллиарды долларов, перевозя путешественников на дальние и короткие дистанции. В последние годы она была сфокусирована на развитии программ, связанных с турами.

Статьи по теме
Искать по теме

Организация автобусных туров

Автобусные перевозки

Объединенные в громадные сети междугородных и городских маршрутов автобусы перевозят больше людей и обслуживают больше населенных пунктов, чем поезда и самолеты, вместе взятые. В большинстве стран междугородное автобусное сообщение находится в собственности как государства, так и независимых компаний. Автобусные перевозки, находящиеся под правительственным контролем, часто управляются совместно с национальными железными дорогами.

Для привлечения пассажиров многие автобусные компании предлагают пакеты туров и службу проката автобусов. Вот несколько видов туров:

Чартерные – обычно используются клубами, организациями или другими сформированными группами для обслуживания, например, школьных вечеров. Любая группа может взять напрокат или нанять автобус у оператора по прокату для однодневной поездки на спортивные соревнования, в музей, торговый центр и т.п. Также существуют пакеты праздничных туров длительностью неделя и более. В них обычно включаются размещение, питание, экскурсии. В чартерной поездке группу обычно никто не сопровождает.

Сопровождаемые – поездки запланированных групп Сопровождаемые туры длительностью от пяти дней до четырех недель включают размещение в отелях и в большинстве случаев питание. В течение всего путешествия группу сопровождает руководитель;

Независимо сформированные группы – посещение нескольких городов или интересных мест на рейсовых автобусах. Включены экскурсии и размещение в отелях;

Гибкие – направление в индустрии автобусных туров, характеризующееся сочетанием с другими видами транспорта. Идея гибких туров появилась в 1974 г. в результате "билетного соглашения" о соединении маршрутов. Популярны круизно-автобусные туры, состоящие, например, из недельной автобусной поездки из Москвы в Сочи и затем недельного круиза по Черному морю.

Автобусы также широко используются при обеспечении пассажиров трансфертами между аэропортами и гостиницами или центром города. Эту услугу предлагают многие фирмы – от независимых операторов до подразделений больших транспортных компаний. В небольших городах или сельской местности компании часто берут на себя и перевозку багажа.

Кроме того, отели и мотели могут предоставлять свои собственные автобусы для бесплатной транспортировки из аэропорта.

Главной привлекательной чертой автобусов, по сравнению с другими видами общественного транспорта, долгое время оставалась их низкая стоимость. Тем не менее, несмотря на то, что автобус все еще дешевле поезда, расценки на авиаперелеты в последнее время значительно понизились для возможности конкуренции с автобусными компаниями.

Вместо того, чтобы продолжать соревноваться с авиакомпаниями за пассажиров, несколько автобусных компаний решили присоединиться к ним, разработав систему "гибких билетов". Авиакомпания, например, может предложить билет, включающий авиаперелет до основного аэропорта и перевозку пассажиров автобусом из аэропорта. Многие неохотно соглашаются на длительные переезды в автобусе, так как уверены, что они некомфортабельны. На самом же деле современные автобусы для переезда на дальние расстояния гораздо более удобны, чем их ранние модели. Они оборудованы хорошим кондиционером, звукоизолированы, имеют сиденья с высокими откидными спинками, улучшенное освещение и большие окна для обзора, в некоторых установлены телевизоры.

Автобусы полутуристского класса предназначены для переездов на небольшие расстояния, трансфера и т.д. Они вмещают до 54 пассажиров и оснащены сиденьями с неоткидными спинками туристского класса.

Несмотря на очевидную привлекательность автобусных путешествий для молодежи, студентов и школьников, которым не требуется высокий стандарт обслуживания и их вполне устраивает питание и ночевка в придорожных кафе и гостиницах, "международная статистика показывает, что более 75% путешествующих автобусом составляют туристы в возрасте 45 лет и старше".

Информация об автобусных турах распространяется через туристские брошюры, проспекты, путеводители и другие печатные издания.

Различные ситуации во время автобусных туров

Часто случается, что во время автобусного тура ломается автобус. При этом возможно два варианта: автобус находит в пределах города и автобус уже выехал за пределы города.

В первом случае руководитель туристской группы совместно с гидом и водителем связываются с администрацией или диспетчером автобазы и просит заменить автобус.

Во втором, более частым случаем, нужно добраться до ближайшего населенного пункта и связаться с обслуживающей фирмой, уточнить возможность замены автобуса, время его прибытия. Руководитель группы должен успокоить туристов, предложить гиду рассказать что-либо о местах, где они находятся.

Если с обслуживающей фирмой связаться не удалось, руководитель группы организует доставку туристов к месту проживания любым видом транспорта за их наличные деньги. Самому желательно выехать с места происшествия последним. Впоследствии турфирма обязана вернуть туристам деньги за проезд.

Иногда по возвращении с загородной автобусной экскурсии. По пути следования туристской группы случается встретить стоящий туристский автобус, водитель которого просит остановиться.

Разумеется, остановка автобуса не означает его поломку или аварию. Однако и руководитель туристкой группы, и водитель, если им показалось, что с туристами что-то случилось и они не могут продолжить движение по маршруту, обязательно должны остановить свой автобус и выяснить причину. Если требуется помощь, – оказать ее. При необходимости следует подвезти туристов до ближайшего населенного пункта, посоветовав руководителю группы и водителю срочно связаться с автобазой или экскурсионной фирмой для вызова резервного автобуса или технической помощи.

Туристы могут возвратиться, не дожидаясь резервной машины, другим видом транспорта. Помощь в пути необходимо оказывать всем без исключения туристским и экскурсионным группам. Отказ в оказании помощи расценивается как нарушение этики.

При очередной остановке к отправляющемуся автобусу один из туристов не пришел. Рассмотрим действия руководителя группы в этой непростой ситуации.

Во-первых, после каждой остановки автобуса руководитель туристской группы должен проконтролировать, чтобы вся группа была в сборе. "При неявке кого-то из туристов необходимо задержать отправление автобуса, но не более чем на 15–20 минут".

В течение этого времени руководитель группы должен сообщить в организацию, обслуживающую туристов, о неявке одного из них и о дальнейшем следовании группы. В ближайшем по пути следования населенном пункте нужно вновь связаться с той организацией, которой было заявлено о неявке туриста, и попытаться выяснить причину его отсутствия. Руководитель туристской группы не должен снимать с себя ответственность за отсутствие туриста, пока не выяснит причину. Если турист не догнал группу на маршруте, то руководитель группы сообщает об исчезновении члена группы в свою турфирму и просит принимающую фирму обратиться в милицию или делает это сам.

Важной частью организации автобусных туров является стоимость и структура цены билета. Например, в стоимость путевки может входить: виза, проезд на комфортабельном автобусе, проживание в отелях в двухместных номерах с завтраком, медицинская страховка, экскурсионная программа. Приведенная структура цены путевки оптимальна, так как в этом случае базовая цена путевки достаточно низка (от 350 до 700 $ US). А туристы в то же время имеют относительную самостоятельность в выборе режима и ассортимента питания, а также могут, планировать свое время при остановке в городах. Цена автобусного тура для двухэтажных автобусов также зависит от выбора мест в салоне автобуса, все места на первом этаже и места первого ряда на втором этаже стоят на 20 $ US дороже.

Режим движения и отдыха на остановках в автобусных турах из Москвы по европейским странам весьма различен. Самый большой переезд из Москвы до Варшавы занимает около 30 часов. Каждые 4 часа автобус останавливается для отдыха туристов. Последующие переезды между городами длятся около 2–9 часов. Туристы останавливаются в. комфортабельных отелях или мотелях в двух- и трехместных номерах со всеми удобствами.

В автобусный тур по Европе, чтобы удовлетворить основные туристские потребности, нужно брать с собой определенную сумму средств, которую необходимо спланировать заранее. Организатор тура должен помочь в этом членам группы, указав минимальную необходимую сумму. Следует исходить из того, что легкий обед или ужин в Европе стоит около 10 евро, дополнительные экскурсии в зависимости от маршрута – от 40 до 100 евро. Остальные расходы зависят от потребностей туристов.

Важной частью автобусных перевозок и организации туров являются форс-мажорные обстоятельства. Рассмотрим действия турагентства в подобном случае на следующем примере.

В двухнедельной автобусной поездке по Европе по причине поломки автобуса было потеряно три дня и не выполнено несколько пунктов экскурсионной программы. В договоре есть пункт, снимающий с туристской фирмы ответственность в случае форс-мажорных обстоятельств, к которым отнесены и поломки автотранспорта. Кому должны предъявить претензию туристы в данной ситуации?

Форс-мажорные обстоятельства, если они прямо оговорены в договоре, освобождают турагентство от ответственности. В данном случае имеет смысл предъявить претензию к транспортной организации, которая осуществляла перевозку пассажиров.

Теперь рассмотрим ситуации, связанные непосредственно с туристической группой, отправившейся в автобусный тур. Часто такие ситуации требуют определенных знаний в психологии.

Например, группа отправилась в многодневный маршрут в начале лета. Но погода оказалась неудачной – много дождливых и пасмурных дней.

В первый день группа избрала старостой пожилого мужчину, довольно представительного, путешествующего с женой. Уже со второго дня пребывания на маршруте руководитель видит, что из-за плохой погоды помощь старосты ему необходима в организации культурно-массовых мероприятий. Однако староста работает неинициативно, авторитетом в группе не пользуется, стремится уединиться. Руководитель туристской группы вынужден обратиться с просьбой помочь ему к туристке Л., довольно инициативной, которая с удовольствием соглашается. Группа довольна.

На седьмой день пребывания на маршруте жена старосты предъявляет разнообразные претензии в адрес, туристки Л. и заявляет, что фактически староста – её муж и все вопросы необходимо согласовывать с ним.

В данной ситуации руководителю группы необходимо принять адекватные меры, дабы пресечь разделение группы и конфликты внутри нее.

Если руководитель группы постоянно просит одного и того же человека (в данном случае туристку Л.) помогать ему, заменяя старосту группы, он совершает ошибку. Своими решениями и действиями он подменяет коллективное решение группы, избравшей старосту. Чтобы не обидеть старосту и небольшую часть группы его приверженцев, руководитель должен адресовать свои просьбы разным лицам.

Если руководитель туристской группы убежден, что староста выбран неудачно и все члены группы это понимают, а туристка Л. идеально заменяет старосту, то в этом случае нужно очень тактично поговорить со старостой группы, а затем обязательно по инициативе туристов провести собрание и переизбрать старосту.

Еще один негативный момент, связанный с внешним воздействием на группу, также рассмотрим на конкретном примере.

Экскурсия по Афинам только начиналась. Туристы в приподнятом настроении после щедрого греческого завтрака рассаживались в комфортабельном автобусе. Гид с микрофоном еще не занял своего места, как вдруг к туристам обратилась женщина средних лет:

– Господа, дорогие соотечественники! – проникновенно сказала она. – Если кто-нибудь из вас обнаружит что-то, не соответствующее контракту, какой-нибудь недостаток, даже пустяковый, например сломанный кондиционер в номере, пожалуйста, сообщайте мне. Я помогу вам получить деньги с туристской фирмы, а вы мне за это заплатите процент. Я помогла, и очень многим...

Кто с брезгливостью, кто с неподдельным интересом, но все присутствующие ее выслушали. И у некоторых туристов эта неделя в солнечной Греции превратилась в поиски недостатков.

Рассмотрим действия гида в данной ситуации.

Руководитель туристской группы должен был вежливо попросить непрошеную гостью покинуть автобус, извиниться перед туристами за ее бестактность и, переведя разговор в шутку, порекомендовать туристам полноценно отдыхать и не осложнять свою жизнь мнимыми и мелкими проблемами.

Отпуск – это очень приятно. Путешествие в отпуск – это вдвойне приятно. Конечно, можно весь отпуск сидеть дома, наслаждаясь любимыми фильмами и сериалами, но, согласитесь, что смена обстановки гораздо полезнее как для здоровья, так и для повышения настроения. Можно отправиться отдыхать как с друзьями, так и с родными, можно взять с собой детей, а можно оставить их дома, и пуститься в путь одному или с любимым человеком.

Если человек очень любит путешествовать, если ему нравится посещать новые места, если он хочет за небольшой промежуток времени увидеть как можно больше, то автобусные туры – это именно то, что ему необходимо. Автобусные туры обычно длятся от недели до трёх недель. За это время путешественники успевают увидеть множество интересных мест, посетить несколько городов, а иногда и стран, полюбоваться на самые знаменитые достопримечательности, познакомиться с большим числом новых людей.

Литература

  1. Биржаков М.Г. Индустрия туризма: Перевозки. – СПб.: Герда, 2005.
  2. Каурова А.Д. Организация сферы туризма. – СПб.: Герда, 2006.
  3. Можаева Н.Г., Богинская Е.В. Туризм. – М.: Гардарики, 2007.
  4. Осипова О.Я. Транспортное обслуживание туристов. – М.: Академия, 2006.
  5. Самойленко А.А. География туризма: учеб.пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  6. Сенин А.С. Организация международного туризма. – М.: Финансы и статистика, 2004.