Оценка кредитоспособности заемщика

Оценка кредитоспособности заемщика.

Статьи по теме
Искать по теме

Сущность кредитоспособности и ее значение

Особенности развития банковской системы, в частности российской, имеют большое значение для понимания эволюции формирования понятия "кредитоспособность", раскрытия экономического смысла, вкладываемого в данное понятие. [18; 39]

При рассмотрении заявлений на получение ссуд коммерческие банки устанавливают способность предприятий (юридических лиц) и отдельных граждан (физических лиц) эффективно использовать и своевременно возвращать полученные средства (кредитоспособность). [26; 94]

После того, как банк определил свою политику в области кредита, он должен предусмотреть систему ее надлежащей реализации. Основой последней является оценка кредитоспособности предприятий и организаций. При этом кредитоспособность как метод управления кредитом знаменует собой экономический подход к процессу организации кредитования. Необходимость такого подхода к кредитованию обусловлена целым рядом экономических предпосылок. Это прежде всего изменение субъектов кредитных отношений, начавшееся с июня 1988 года, появление и развитие кооперативных и акционерных предприятий, арендных коллективов, которые, будучи контрагентами банка и субъектами кредитных отношений, наделяются правом выбора кредитующего банка. Реализация этих процессов углубляет экономическую самостоятельность производителей, повышает требования к эффективному ведению деятельности и рациональному использованию заемных средств.

Прослеживаются новые явления и в развитии банковского дела, усиливаются экономические интересы и коммерческая сторона деятельности банков. Создаются на акционерных началах самостоятельные коммерческие, совместные и другие банки, усиливается конкуренция между ними, осуществлен переход к двухуровневой банковской системе.

Впервые понятие "кредитоспособность клиента" появилось в экономической литературе XVIII в. В своих трудах его использовали А. Смит и Д. Кейнс, Н. Бунге и В. Косинский. Конечно, и до этого времени кредиторов интересовала способность заемщиков к совершению кредитных сделок, но попытки такой оценки носили несистематический, разрозненный характер. [18; 40]

С тех пор вопросы кредитоспособности достаточно актуальны, широко освещались и освещаются в трудах экономистов. Понятие "кредитоспособность клиента" на ранних периодах трактовалось по-разному:

- с точки зрения заемщика – способность к совершению кредитной сделки, возможность своевременного возврата полученной ссуды;

- с позиций банка – правильное определение размера допустимого кредита. [15; 202].

Отдельные современные экономисты кредитоспособность клиента банка определяют по-разному. Они рассматривают кредитоспособность с разных точек зрения, преобладающих в тот или иной момент времени. Оценка развития кредитных отношений в России позволяет сделать вывод о тесной взаимосвязи понятия кредитоспособности и развития кредитных отношений.

Так, например, профессор О.И. Лаврушин в различных своих учебных изданиях полагает, что кредитоспособность клиента коммерческого банка – это способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). Кредитоспособность заемщика, пишет он, представляет собой способность к совершению сделки по предоставлению стоимости на условиях возвратности, срочности и платности, или, другими словами, способность к совершению кредитной сделки. Т.М. Костерина солидарна с мнением этого автора по данному определению.

Подобное толкование термина и его сути приводят также ряд авторов. А.М. Тавасиев: "Кредитоспособность – это способность и готовность лица своевременно и в полном объеме погасить свои кредитные долги (основную сумму долга и проценты)". С.Л. Ермаков: "Под кредитоспособностью стоит понимать способность и возможность заемщика погашать ссуды (в том числе ранее выданные) банку". В.В. Иванов: "Под кредитоспособностью заемщика понимают способность своевременно и полностью погасить кредитное обязательство – оплатить товар или возвратить сумму кредита с процентами". Н.В. Журавлева: "Кредитоспособность – возможность погасить кредиторскую задолженность".

Другое мнение по поводу понятия кредитоспособности высказывает Г.Т. Калиева: "Кредитоспособность есть качественная характеристика заемщика, необходимая для решения вопроса о возможности и условиях его кредитования, закрепляемых в кредитном договоре. Итак, кредитоспособность – это совокупность материальных и финансовых возможностей получения кредита и его предельная сумма, определяемая способностью заемщика возвратить кредит в срок и в полной сумме".

Несколько иное понимание кредитоспособности дает Г.И. Кравцова. Она считает, что это прогнозная, перспективная платежеспособность кредитополучателя, оценка которой должна охватывать предполагаемый период пользования кредитом.

Под кредитоспособностью клиента банка автор М.В. Рязанцева подразумевает наличие у него предпосылок для получения кредита и способность возвратить его в срок.

Таким образом, анализ различных суждений позволяет сделать вывод, что кредитоспособность – это оценка финансового и нефинансового состояние заемщика, позволяющее ему для совершения кредитной сделки дать банку гарантии о способности полностью и своевременно погасить кредит.

Информационная база оценки кредитоспособности физических лиц

Основная цель оценки кредитоспособности – определить способность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду и на основе этого формализовать в кредитном договоре условия ее предоставления. Коммерческий банк в каждом конкретном случае определяет степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, возможность его предоставления в данных обстоятельствах.

В процессе оценки кредитоспособности заемщика выясняются его дееспособность, репутация, наличие капитала (владение активами), т.е. обеспеченность ссуд, состояние экономической конъюнктуры. [11; 302]

Кредитная деятельность российских банков наряду с другими обстоятельствами осложняется отсутствием у большинства из них отработанной методики оценки кредитоспособности, недостаточностью информационной базы для полноценного анализа финансового состояния клиентов. Большинство средних и мелких банков вообще не имеет должного аналитического аппарата и не поддерживает связь со специальными информационными, аналитическими и консультационными службами, сведения которых могут помочь более точно оценивать кредитоспособности заемщиков. [22; 164]

При оценке кредитоспособности заемщиков фактически надо ответить на два больших вопроса:

Как оценивать перспективную финансовую состоятельность заемщика (т.е. как убедиться в том, будет ли он располагать возможностями выполнить свои денежные обязательства по кредиту к моменту истечения срока действия кредитного договора)?

Как оценивать, насколько он готов выполнить указанные обязательства (т.е. захочет ли он это сделать, можно ли ему верить)?

Адекватно оценить кредитоспособность заемщика – значит обоснованно, доказательно ответить на оба указанных вопроса.

Решение обоих вопросов возможно только в том случае, когда сотрудники банка имеют возможность получить необходимую для анализа информацию и умеют грамотно обрабатывать и интерпретировать ее.

Изучение кредитоспособности потенциальных заемщиков связано со значительными трудностями.

Изучение кредитоспособности потенциальных заемщиков связано со значительными трудностями. В нашей стране пока трудно получить содержательную информацию о потенциальном заемщике (имеющаяся финансовая и статистическая отчетность далеко не всегда позволяет провести детальный и глубокий анализ финансово-хозяйственного положения заемщика). [8; 421]

Источниками информации при оценке кредитоспособности клиента являются собеседование с заявителем на ссуду, собственная база данных, внешние источники, инспекция на месте, анализ финансовых отчетов.

При собеседовании с заявителем банк выясняет причины обращения за ссудой, определяет, отвечает ли заявка на кредит требованиям банка, вытекающим из его ссудной политики. В процессе беседы банк может получить информацию о честности и возможностях подателя заявки, о том, потребуется ли обеспечение кредита, об истории и росте предприятия, конкурентных позициях, планах на будущее и т.д. В некоторых случаях банк может запросить у заявителя дополнительную информацию.

Банк может почерпнуть необходимую информацию о кредитоспособности клиента из картотеки на всех вкладчиков и заемщиков, если такая картотека ведется, а также использовать информацию из паспортов хозорганов, получаемую из официальных источников. Информация о кредитоспособности клиента может быть проверена по каналам внешних источников информации. [10; 140]

Отсутствие комплексного подхода в данной области не очень удачно компенсируется поиском отдельных характеристик, свидетельствовавших, по мнению специалистов того времени, о действительном уровне кредитоспособности. Выявление таких критериев позволяет понять, какой смысл вкладывали наши предшественники в понятие кредитоспособности, что является особенно актуальным сегодня, когда современное отечественное банковское сообщество также не отличается использованием комплексного, всеобъемлющего подхода к вопросам оценки кредитоспособности. [18; 40]

Кредитоспособность заемщика зависит от целого ряда факторов. И этот факт сам по себе означает трудности, поскольку каждый фактор (для банка – фактор риска) должен быть оценен и рассчитан. К этому следует добавить необходимость определения относительного "веса" каждого отдельного фактора для состояния кредитоспособности, что также чрезвычайно непросто.

Оценить же перспективы изменений всех тех факторов, причин и обстоятельств, которые будут определять кредитоспособность заемщика в будущем, еще сложнее. Способность заемщика погасить кредит имеет реальное значение для кредитора лишь в том случае, если она относится к будущему периоду, является прогнозом такой способности, причем прогнозом достаточно обоснованным, правдоподобным. Между тем все показатели кредитоспособности, применяемые на практике, обращены в прошлое, так как рассчитываются по данным за истекший период или периоды, к тому же это обычно данные об остатках ("запасах") на отчетную дату, а не более точные данные об оборотах ("потоках") за определенный период. Все это свидетельствует о том, что все показатели кредитоспособности имеют в некотором роде ограниченное значение.

Дополнительные сложности в определении кредитоспособности возникают в связи с существованием таких ее факторов, измерить и оценить значение которых в цифрах невозможно. Это касается в первую очередь морального облика потенциального заемщика, его репутации, кредитной истории и т.д. Соответствующие выводы никогда не могут быть признаны неопровержимыми. [8; 421]

При оценке кредитоспособности клиента, как правило, принимают во внимание такие факторы, как:

- правоспособность и дееспособность заемщика для совершения кредитной сделки;

- его моральный облик, репутация заемщика;

- умение, т.е. желание, соединенное с возможностью оправдать оказанное доверие;

- наличие обеспечительного материала кредита;

- способность получать доход и исправно выполнять принятый на себя долг.

Интерес к оценке кредитоспособности клиента снизился в советское время, так как предприятия при предоставлении кредита подразделялись на "хорошо" и "плохо" работающие в зависимости от показателей их хозяйственно-финансовой деятельности. Особый интерес к кредитоспособности кредитополучателей возник в постсоветский период с переходом экономики на рыночные отношения. [15; 202]

Предварительный анализ потенциальной возможности возврата банковских ссуд основывается на изучении личных качеств первых лиц, а также ликвидности и платежеспособности предприятий. Это значит, что в основе анализа возвратности ссуд находятся психологические и экономические факторы.

Личные качества руководителя включают порядочность, возраст, состояние здоровья, наличие правопреемника и профессиональный опыт. Порядочность – главное качество, лежащее в основе эффективности предпринимательства и кредитно-расчетных отношений с банком. Основной критерий порядочности – многолетние традиции, которые определяют авторитет фирмы и ее руководителей на товарных рынках. Порядочность является гарантией того, что клиент примет все необходимые меры для своевременного возврата предоставленных средств и уплаты процентных денег. При сомнениях относительно порядочности первого должностного лица банки воздерживаются от предоставления ссуд. Поэтому они предпочитают кредитовать фирмы, владельцы и руководители которых происходят из семей, длительное время проживающих в данной местности, имеющих родовые дома и другую недвижимость и зарекомендовавших себя как честных людей, обладающих необходимым авторитетом для ведения коммерческих дел.

Возраст первого лица учитывается при выдаче ссуд следующим категориям заемщиков: 1) молодым предпринимателям не имеющим достаточного опыта в сфере бизнеса, – ссуды предоставляют только при страховке активов или под гарантию третьего лица; 2) бизнесменам преклонного возраста – при наличии правопреемника, способного принять ответственность за погашение долгового обязательства.

Состояние здоровья клиента оказывает решающее воздействие на принятие решения о кредитовании при психических, венерических, раковых и других заболеваниях. Как правило, медицинские органы не представляют банкам официальные данные о состоянии здоровья их клиентов. Поэтому при необходимости банки могут требовать соответствующие справки непосредственно от должностных лиц, заинтересованных в получении банковских ссуд. Кроме того, используется доверительная информация авторитетных лиц и других клиентов банка.

Наличие правопреемственности устанавливается с помощью соответствующих юридических документов, заверенных нотариальными органами. К этим документам относятся завещания, доверенности на ведение коммерческих дел, приказы и распоряжения о назначении на руководящие должности и другие документы.

Высокие личные качества владельцев и руководителей фирм в конечном счете находят отражение в объективных показателях коммерческой деятельности. Помимо общих показателей хозяйственно-финансовой деятельности (уровень собственного капитала, валовая товарная продукция, реализация, прибыль, рентабельность) банки проявляют интерес к специальным показателям, непосредственно влияющим на возвратность предоставленных ссуд. В современной банковской практике такие показатели ассоциируются с понятием кредитоспособности заемщика. [26; 94]

В процессе управления кредитным риском коммерческие банки используют совокупность критериев и показателей, рассмотрение и анализ которых позволяют сделать вывод об уровне кредитоспособности заемщика. Конкретный набор показателей, характеризующих деятельность предприятия в разных банках, неодинаков и видоизменяется в процессе развития кредитных отношений. [18; 39]

Критерии и показатели оценки кредитоспособности заемщика во многом определяются экономическими особенностями развития общества. Формирование товарно-денежных отношений, развитие предпринимательства и частного сектора, эволюция форм и видов кредита, государственная политика в области кредита выступают ключевыми факторами для поиска актуальных показателей кредитоспособности. Уровень развития банковского дела и сложившаяся культура кредитования также накладывают своеобразный отпечаток на процесс анализа кредитоспособности. Критерии, которые в настоящее время свидетельствуют о кредитоспособности предприятия, завтра могут не приниматься во внимание. Сегодняшний тип заемщика, пользующийся уважением и расположением банковского общества, завтра может перестать считаться таковым. [18; 40]

Оценка кредитоспособности предполагает использование прежде всего показателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения ссудной задолженности. Однако такие показатели при всей своей важности имеют некоторые ограничения. Это обусловлено тем, что:

во-первых, многие показатели, характеризуют финансовое положение заемщика в прошлом, так как рассчитываются они по данным за истекший период; прогноз же кредитоспособности на перспективу основывается на оценке возможностей погашения ссуд в будущем;

во-вторых, такие показатели рассчитываются на основании данных об остатках на отчетные даты, а не на основе данных об оборотах за определенный период, в то время как данные об оборотах полнее характеризуют возможности погашения ссуд. [12; 189]

Таким образом, кредитоспособность клиента банка характеризуется его репутацией, кредитной историей, аккуратностью при расчетах по ранее полученным кредитам, его текущим финансовым состоянием и перспективами изменения, способностью при необходимости мобилизовать денежные средства из разных источников. При этом банк может использовать необходимую информацию о потенциальном заемщике, анализируя собственную база данных, внешние источники, финансовые отчеты. Адекватно оцененная информация и рассчитанные факторы и показатели риска позволят банку принять верное решение в отношении совершения кредитной сделки.

Основные методы оценки кредитоспособности заемщика – физического лица, применяемые в российских банках

При кредитовании физических лиц характерны небольшие размеры ссуд, что порождает большой объем работы по их оформлению и достаточно дорогостоящая процедура оценки кредитоспособности относительно получаемой в результате прибыли. При этом кредитный риск складывается из риска невозврата основной суммы долга и процентов по этой сумме [43, с. 22].

Для оценки кредитоспособности физических лиц банку необходимо оценить как финансовое положение заемщика, так и его личные качества. При этом проводят оценку качественных и количественных показателей экономического положения заемщика. Оценка должна проводиться в три этапа:

1) оценка качественных показателей деятельности заемщика;

2) оценка количественных показателей деятельности заемщика;

3) получение сводной оценки – прогноза и формирование окончательного аналитического вывода [44, с. 47].

Оценка кредитоспособности физического лица осуществляется на основе анализа, который направлен на выявление объективных результатов и тенденций в его финансовом состоянии. Основными источниками информации для оценки кредитоспособности заемщика являются: финансовая отчетность, сведения, предоставленные заемщиком, опыт работы других лиц с данным клиентом, схема кредитуемой сделки с техноэкономическим обоснованием получения ссуды, данные инспекции на месте.

Качественный анализ реализуется также поэтапно:

1) изучение репутации заемщика;

2) определение цели кредита;

3) определение источников погашения основного долга и причитающихся процентов;

4) оценка рисков заемщика, принимаемых банком на себя.

Репутация заемщика изучается весьма тщательно, при этом очень важным является анализ кредитной истории клиента, то есть прошлого опыта работы с ссудной задолженностью клиента. Внимательно изучаются сведения, характеризующие деловые и личностные качества индивидуального заемщика. Устанавливаются также факты или отсутствие фактов неплатежей по ссудам и т.д. [46, с. 37].

Определение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности выдачи ссуды. Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему ссуд, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором. С этой целью используют [47, с. 34]:

-финансовые коэффициенты;

-анализ денежного потока;

-оценку делового риска.

В основе анализа кредитоспособности физического лица лежит сбор необходимой информации, наиболее полно характеризующей клиента, основными целями анализа которой являются:

- определение сильных сторон ситуации заявителя;

- выявление слабых сторон потенциального заемщика;

- определение, какие специфические факторы являются наиболее важными для продолжения успешной деятельности заемщика;

- возможные риски при кредитовании.

Анализ кредитными сотрудниками финансовых отчетов клиентов имеет две формы: внутренний и внешний. Внешний анализ состоит из сопоставления данного заемщика с другими. Внутренний анализ предполагает сравнение различных частей финансовой отчетности друг с другом в течение определенного периода времени в динамике.

Внутренний анализ нередко называют анализом коэффициентов. Несмотря на важность для аналитического процесса, финансовые коэффициенты имеют два недостатка:

1) они не дают информации о том, как протекают операции клиента;

2) представляют устаревшую информацию [49, с. 25].

Поэтому аналитику банка приходится работать не только с фактическими данными, но и с оценкой "сложной" информации (взглядов, оценок и т.д.).

В большинстве западных стран анализ кредитоспособности физических лиц проводится по следующим направлениям:

1. Personal capacity – личные качества потенциального заемщика (честность, серьезность намерений, характеристика как хорошего работника и т.д.).

2. Revenues – доходы клиента, анализ совокупного дохода семьи. При этом считается, что расходы клиента на погашение ссуды не должны превышать третьей части месячных доходов клиента.

3. Material capacity – обеспечение ссуды, включая анализ движимого и недвижимого имущества клиента [50, с. 33].

Однако нередко требуется более полный анализ, например, на основе оценки движения денежных средств заемщика, то есть в процессе анализа денежного потока. Денежный поток – это измеритель способности заемщика покрывать свои расходы и погашать задолженность собственными ресурсами. Составление отчета о движении денежных средств позволяет ответить на следующие вопросы:

- обеспечивает ли заемщик себя денежными средствами для дальнейшего роста финансовых активов;

- является ли рост заемщика столь стремительным, что ему требуется финансирование из внешних источников;

- располагает ли заемщик избыточными средствами для использования их на погашение долга или последующего инвестирования.

Данную форму отчета о движении денежных средств заемщика целесообразно использовать для анализа перспектив погашения ссуды. Исходной информацией для оценки кредитоспособности клиента является специальный раздел заявления на выдачу ссуды – "Расчет месячного дохода" (табл. 1.1)

Таблица 1.1 – Расчет месячного дохода физического лица

А. Месячный доход

Б. Месячный расход

Заработная плата за вычетом налога на доходы физических лиц и удержаний по исполнительным листам

Текущие расходы

Пособие на детей

Взносы по страхованию

Пенсия

Обслуживание предыдущих кредитов

Проценты по вкладам и ценным бумагам

Квартплата

Прочие доходы

Прочие расходы

Итого

Итого

С. Располагаемый доход (А – Б)

Проверив таким образом располагаемый доход клиента и сравнив его с месячной суммой по обслуживанию долга (основной суммы и процентов), банк легко определит платежеспособность клиента. Если сумма по обслуживанию долга превышает размер располагаемого дохода, то заявление клиента отклоняется. Платежеспособность потенциального заемщика оценивается банком как хорошая, если сумма по обслуживанию долга составляет менее 60% его текущих расходов [52, с. 31].

Также необходимо оценить репутацию заемщика. Один из возможных методов ее оценки – метод кредитного скоринга. Модель проведения скоринга обычно разрабатывается каждым банком самостоятельно исходя из особенностей, присущих банку и его клиентуре. Сущность этой методики состоит в том, что каждый фактор, характеризующий заемщика, имеет свою количественную оценку. Суммируя полученные баллы, можно получить оценку кредитоспособности физического лица. Каждый параметр имеет максимально возможный порог, который выше для важных вопросов и ниже для второстепенных.

Метод скоринга позволяет провести экспресс-анализ заявки на кредит в присутствии клиента. Например, во французских банках клиент, обратившийся с просьбой предоставить ему персональную ссуду и заполнивший анкету, может получить ответ банкира о возможности предоставления ссуды в течение нескольких минут [53, с. 32].

Большинство американских банков используют в своей практике:

1) системы оценки кредитоспособности клиентов, основанные на экспертных оценках анализа экономической целесообразности предоставления ссуды;

2) балльные системы оценки кредитоспособности клиентов.

Используя системы оценки кредитоспособности клиентов, основанные на экспертных оценках, банки полагаются на общеэкономический подход при анализе кредитоспособности клиента. Банки анализируют информацию в свете основных банковских требований и затем решают вопрос о возможности предоставления кредита или отказа в его выдаче. Такой подход при анализе кредитоспособности клиента представляет собой взвешенную оценку личных качеств и финансового состояния заемщика.

Применение количественной оценки кредитоспособности клиента предполагает присвоение определенной группы тому или иному виду кредита, тому или иному типу заемщика и определяет в баллах значение различных характеристик потенциального заемщика. Затем банкир просто подсчитывает общее количество баллов и сравнивает с моделью предоставления ссуды или отказа в ее выдаче [54, с. 25].

Балльные системы оценки создаются банками на основе эмпирического подхода с использованием регрессивного математического анализа или факторного анализа. Эти системы используют исторические данные о банковских "хороших", "надежных" и ""неблагополучных" ссудах и позволяют определить критериальный уровень оценки заемщиков.

В банковской практике различают прямые и косвенные методики анализа кредитоспособности клиентов.

Прямые методики используются достаточно редко. Они предполагают, что сумма набранных клиентом баллов фактически приравнивается к той сумме ссуды, на которую он имеет право [55, с. 74].

Косвенные методики широко распространены. Их суть заключается в придании определенных весов (баллов) различным оценочным показателям, а результатом оценки служит выведение класса кредитоспособности клиента.

Исходя из полученных данных определяют группу кредитоспособности потенциального клиента: отличный заемщик; хороший; средний; плохой; некредитоспособный. Однако мало выяснить класс кредитоспособности заемщика. Важно также определить размер и срок ссуды, на которую он имеет право. Для этого применяют таблицу допустимых сумм выдачи потребительских ссуд в процентах от годового дохода клиента [56, с. 37].

В процессе анализа индивидуальной кредитоспособности частных лиц важно очень осторожно использовать метод кредитного скоринга, так как особенно при выдаче долгосрочных ссуд ситуация в процессе исполнения кредитного договора сильно меняется и возможна серьезная опасность непогашения ссуды.

Если общая сумма баллов превышает сумму, указанную в модели, то банк предоставляет заемщику кредит, если же она ниже названной суммы, то в кредите отказывают. Обычно существует определенный разрыв между минимальной и максимальной величиной баллов, и когда фактическое число баллов попадает в этот промежуток, то банк принимает решение о кредитовании, исходя из общеэкономических и юридических факторов [57, с. 18].

На сегодняшний день известно достаточно много методик кредитного скоринга. Одной из самых известных является модель Дюрана. Дюран выявил группы факторов, позволяющих максимально определить степень кредитного риска. Также он определил коэффициенты для различных факторов, характеризующих кредитоспособность физического лица:

- пол: женский (0.40), мужской (0)

- возраст: 0.1 балл за каждый год свыше 20 лет, но небольше, чем 0.30

- срок проживания в данной местности: 0.042 за каждый год, но небольше, чем 0.42

- профессия: 0.55 – за профессию с низким риском; 0 – за профессию с высоким риском; 0.16 – другие профессии

- финансовые показатели: наличие банковского счета – 0.45; наличие недвижимости – 0.35; наличие полиса по страхованию – 0.19

- работа: 0.21 – предприятия в общественной отрасли, 0 – другие

- занятость: 0.059 – за каждый год работы на данном предприятии

Также он определил порог, перейдя который, человек считался кредитоспособным. Этот порог равен 1.25, т. е. если набранная сумма баллов больше или равна 1.25, то потенциальному заемщику выдается испрашиваемая им сумма.

Существенным недостатком скоринговой системы оценки кредитоспособности физических лиц является то, что она очень плохо адаптируема. А используемая для оценки кредитоспособности система, должна отвечать настоящему положению дел. Например, в США считается плюсом, если человек поменял много мест работы, что говорило о том, что он востребован. В СССР наоборот – данное обстоятельство говорило о том, что человек либо не может ужиться с коллективом, либо это малоценный специалист, а соответственно повышается вероятность просрочки в платежах. Другим примером различия весовых коэффициентов может служить то, что если в СССР наличие личного автомобиля говорило о хорошем финансовом положении заемщика, то сейчас это наличие практически ни о чем не говорит. Таким образом, адаптировать модель просто крайне необходимо как для разных периодов времени, так и для разных стран и даже для разных регионов страны [58, с. 57].

Таким образом, можно выделить два основных недостатка скоринговой системы оценки кредитоспособности физических лиц:

- высокая стоимость адаптации используемой модели под текущее положение дел;

- большая вероятность ошибки модели при определении кредитоспособности потенциального заемщика, обусловленная субъективным мнением специалиста.

Для адаптации скоринговой модели оценки кредитоспособности физических лиц необходимо определить набор факторов с весовыми коэффициентами плюс некий порог (значение), преодолев который человек, обратившийся за кредитом, считается способным погасить испрашиваемую ссуду и проценты. Однако полученные результаты будут по большей части субъективным мнением и, как правило, плохо подкрепленные статистикой (статистически необоснованные). Как следствие всего этого, полученная модель не в полной мере отвечает текущей действительности. Финансовым результатом такого подхода будет то, что в процентной ставке кредитования предлагаемой банком большую долю будет занимать часть, покрывающая риск неплатежей.

Таким образом, использование балльных систем оценки кредитоспособности клиентов – это более объективный и экономически обоснованный процесс принятия решений, нежели использование экспертных оценок. Единственная сложность заключается в том, что балльные системы оценки кредитоспособности клиента должны быть статистически тщательно выверены, и они требуют постоянного обновления информации, что может быть невыгодно для банков. По результатам анализа кредитоспособности, чем больше баллов набрал клиент, тем выше уровень его кредитоспособности [59, с. 46].

При проведении анализа кредитоспособности банки особое внимание уделяют оценке личных качеств заемщика. Они могут запросить необходимые справки, в том числе с места работы заемщика, и проверить точность сведений, представленных в анкете клиента. Если банкир выявил неточности в ответах клиента и пришел к выводу, что потенциальный заемщик умышленно ввел в заблуждение банк, то клиент автоматически получает отказ в предоставлении ему кредита.

Оценка капитала относится к определению благосостояния клиента. Она тесно связана с оценкой финансовых возможностей клиента с точки зрения его способности погашать ссуду наряду с обычными повседневными расходами и другими долговыми обязательствами. Практически для всех потребительских ссуд доход клиента является основным источником их погашения. Поэтому банк оценивает достаточность собственных средств клиента для своевременного возмещения ссуды после удовлетворения других претензий и затем сравнивает эту сумму с размером периодических платежей в погашение ссуды и процентов по ней.

Метод коэффициентов является более детальным анализом экономического состояния заемщика. Поэтому особое внимание банкиры во всем мире придают анализу финансовых коэффициентов, например, показателей ликвидности, оборачиваемости средств, обеспеченности собственными средствами, прибыльности или на основе денежного потока, в результате чего определяется класс кредитоспособности заемщика и его рейтинг.

Для установления размера адекватного покрытия кредитного риска по потребительским ссудам целесообразно рассчитать специальные показатели, коэффициенты, характеризующие минимальный размер платежей в погашение ссуды и максимально допустимый размер задолженности по отношению к доходам клиента [60, с. 52]:

К1 = Мин / Д (1)

где Мин – минимальный размер платежей в погашение ссуды

Д – доходы клиента.

К2 = Макс / Д (2)

где Макс – максимально допустимый размер задолженности

Используя подобные коэффициенты, банкир оценивает: соответствие размера дохода, указанного в анкете, размеру фактического дохода клиента, стабильность источников доходов и определяет условия погашения ссуды, учитывая возможность потерей заемщиком части дохода из-за снижения общей деловой активности или снижения конкурентоспособности данного вида бизнеса и т.д.

Обобщая вышесказанное, анализ кредитоспособности физического лица заключается в определении перспектив погашения суммы задолженности клиентом в срок и без дополнительных расходов со стороны банка.

Выводы:

1. Кредитная политика – это определение направлений деятельности банка в области кредитных и инвестиционных операций и разработка процедур кредитования, обеспечивающих снижение рисков. Выработка грамотной кредитной политики – важнейший элемент банковского менеджмента. Сущность кредитной политики банка состоит в обеспечении безопасности, надежности и прибыльности кредитных операций, то есть в умении свести к минимуму кредитный риск.

2. Банковский риск – это риск, которому подвергаются коммерческие банки. Кредитный риск является для банков очень значимым. Он представляет собой существующий для кредитора риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов по нему. Наиболее распространенным в практике банков мероприятием, направленным на снижение кредитного риска, является оценка кредитоспособности заемщика.

3. Под оценкой банком кредитоспособности заемщика – физического лица подразумевается анализ возможности и целесообразности предоставления заемщику денежных средств, определение вероятности их возврата своевременно и в полном объеме. Наиболее эффективной считается скоринговая система оценки потенциальных заемщиков. Она предполагает наличие как минимум трех разделов: информация по кредиту, сведения о клиенте, финансовое положение клиента.

Литература

9 Ильясов С.М. Методологические аспекты формирования кредитной политики банка // Деньги и кредит. – 2009. – № 6. – С. 23-26

10 Герасимова Е. Б., Унанян И. Р., Тишина Л. С. Банковские операции. – М.: Форум, 2009. – 272 с.

11 Фомичева М.А. Организация кредитования малого и среднего бизнеса в крупном сетевом банке // Банковское кредитование.– 2008. – № 3. – С. 41-45

12 Неумывайкин П.И. О кредитно – инвестиционной политике банка // Деньги и кредит. – 2009. – № 1. – С. 74-76

13 Ендовицкий Д. А., Бочарова И. В. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика. – М.: КноРус, 2009. – 264 с.

14 Слуцкий А.А. Кризис кредитования: в поисках фундаментальной стоимости залога // Банковское кредитование. – 2009. – № 4. – С. 18-20

15 Гараган С.А. Павлов О.В. Оптимальная организация процесса рассмотрения кредитных заявок // Банковское кредитование. – 2008. – № 6. – С. 36-39

16 Батракова Л. Г. Экономико-статистический анализ кредитных операций коммерческого банка. – М.: Логос, 2008. – 216 с.

17 Гараган С.А. Павлов О.В. Повышение адаптивности управления кредитным процессом // Банковское кредитование. – 2009. – № 4. – С. 41-43

18 Ионов В.М. Обслуживание клиентов в банке: новая техника – новый стиль // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2010. – № 5. – С. 48-49

19 Катвицкая М.Ю. Банковские заемные средства: условия предоставления, гарантии обеспечения возврата. – М.: Деловой двор, 2009. – 265 с.

20 Киселев А.В. Применение процессного подхода к организации кредитования // Управление в кредитной организации. – 2009. – № 3. – С. 21-22

21 Тютюнник А.В. Долгосрочная лояльность банковских клиентов // Управление в кредитной организации. – 2009. – № 1. – С. 25-28

22 Кабушкин С. Н. Управление банковским кредитным риском. – М.: Новое знание, 2007. – 336 с.

23 Антошина Г. В. Основные подходы к управлению кредитными рисками // Банковское кредитование. – 2009. – № 4. – С. 51-54

24 Тарташев В.А. Секретная кухня проверки потенциальных заемщиков // Банковское кредитование. – 2010. – № 1. – С. 42-43

25 Соколов Ю.И., Погорелов Л.В. Концентрация кредитных рисков в условиях кризиса: время избегать "черных лебедей" // Управление в кредитной организации. – 2009. – № 4. – С. 28-31

26 Ковалев П. П. Банковский риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 304 с.

27 Шаталова Е.П., Шаталов А.Н. Кредитоспособность и кредитный риск в банковском риск-менеджменте // Финансы и кредит. – 2010. – № 17. – С. 52-53

28 Колчигин Е.В. Перспективы развития региональной банковской системы в текущей экономической ситуации // Управление в кредитной организации. – 2010. – № 1. – С. 33-34

29 Лаврушин О. И., Афанасьева О. Н., Корниенко С. Л. Банковское дело: современная система кредитования. – М.: КноРус, 2009. – 264 с.

30 Смирнов Е.Е. Банки в условиях кризиса: ставки делаются на оптимальные решения // Управление в кредитной организации. – 2009. – № 4. – С. 33-35

31 Тютюнник А.В. Как заставить банковские отделения эффективнее продавать продукты. – 2008. – № 5. – С. 34-37

32 Кравец О.Б. Работа с клиентами как фактор повышения эффективности в инвестиционном банке // Управление в кредитной организации. – 2009. – № 5. – С. 52-53

33 Смирнов Е.Е. Меры по восстановлению рынка кредитования // Банковское кредитование. – 2009. – № 4. – С. 33-35

34 Лопатин В.А. Совершенствование бизнес-процессов // Управление в кредитной организации. – 2009. – № 4. – С. 41-44

35 Петров Д.А. Помазанов М.В. Кредитный риск-менеджмент как инструмент борьбы с возникновением проблемной задолженности // Банковское кредитование. – 2009. – № 6. – С. 25-28

36 Ревенков П.В., Дудка А.Б. Электронный банкинг: организация внутреннего контроля над операционным риском // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2008. – № 5. – С. 33-38

37 Горбачев А. С. Методика оценки кредитного риска заемщика // Банковское кредитование. – 2009. – № 2. – С. 37-39

38 Ермасова Н. Б. Как получить банковский кредит? Настольная книга заемщика. – М.: ГроссМедиа, 2007. – 320 с.

39 Лукин И.В., Сухобоченков С.Е., Ревенков П.В. Обеспечение информационной безопасности при расчетах в системе интернет-банкинга // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2009. – № 4. – С. 19-22

40 Ляховский В. С., Коробейников Д. В., Серебряков П. А. Справочник по управлению рисками банковской деятельности. – М.: Гелиос АРВ, 2009. – 576 с.

41 Ревенков П.В., Воронин А.Н. Электронный банкинг: риски использования для противоправных действий // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2008. – № 6. – С. 25-29

42 Юденков Ю. Н., Тысячникова Н. А., Сандалов И. В., Ермаков С. Л. Интернет-технологии в банковском бизнесе. Перспективы и риски. – М.: КноРус, 2010. – 320 с.

43 Сальников К. Кредитоспособность и платежеспособность – есть ли разница? // Банковское дело в Москве. – 2006. – № 8. – С. 22-26

44 Мельникова А. В., Шевчук Ю. В. Кредитование малого и среднего бизнеса: как качественно оценить кредитоспособность // Банковское кредитование. – 2010. – № 5. – С. 47-48

45 Соколова Н.А. Оценка кредитоспособности заемщика: что интересует банк // Бухгалтерский учет. – 2008. – № 11. – С. 24-26

46 Ефимова Ю.В. Методические подходы к оценке кредитоспособности заемщиков // Банковское кредитование. – 2010. – № 3. – С. 37-38

47 Ольшанникова Н.И. Финансовые ковенанты как механизм мониторинга заемщика // Банковское кредитование. – 2009. – № 2. – С. 34-37

48 Рыкова И. Н. Методика оценки кредитоспособности заемщиков // Банковское кредитование. – 2009. – № 6. – С. 37-39

49 Медведева В.А. Генералова М.А. Тараканова Л.А. Методика анализа финансового состояния заемщика // МСФО и МСА в кредитной организации. – 2009. – № 3. – С. 25-28

50 Норд К. В. Обзор зарубежных моделей анализа кредитоспособности заемщика // Внедрение МСФО в кредитной организации.– 2009.- № 4.– С. 33-35

51 Иванова Н. Оценка кредитоспособности заемщика // Бухгалтерия и банки. – 2009. – № 8 – С. 35-37

52 Гараган С.А. Павлов О.В. Особенности автоматизации массовой проверки благонадежности потенциальных заемщиков // Банковское кредитование. – 2008. – № 5. – С. 31-33

53 Опарина Н.И. Использование скоринговых моделей для оценки кредитоспособности заемщика // Банковское кредитование. – 2009. – № 5. – С. 32-33

54 Чокпаров М.К., Ткачук И.Б., Объективизация данных проверки кредитных заявок // Управление в кредитной организации. – 2008. – № 5. – С. 25-28

55 Печникова А. В., Маркова О. М., Стародубцева Е. Б. Банковские операции. – М.: Инфра-М, 2009. – 352 с.

56 Попкова Е.Г., Суворина А.П. Факторы формирования спроса на российском рынке банковских продуктов для физических лиц // Финансы и кредит. – 2010. – № 21. – С. 37-39

57 Подлесный С.Ю. Оптимизация выбора стратегии взыскания просроченной задолженности // Управление в кредитной организации. – 2008. – № 5. – С. 18-19

58 Карсунская М.М. Методика оценки финансового состояния предприятия-заемщика с учетом отраслевой принадлежности // Банковское кре дитование. – 2008. – № 3. – С. 57-69

59 Ульянов Р.В. Углубленный мониторинг состояния заемщиков // Банковское кредитование. – 2009. – № 5. – С. 46

60 Ревенков П.В., Дудка А.Б. Организация внутреннего контроля при применении технологий электронного банкинга // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2008. – № 3. – С. 52-58

61 Кораблин М.А, Бедняк О.И. Категориальный анализ как метод оценки кредитоспособности клиента – физического лица // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 6. – С. 24-26

62 Чернова М.В. Оценка платежеспособности заемщика в личном (потребительском) кредитовании // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 26. – С. 33-34