Эффективность деятельности банка

Оценка эффективности деятельности банка.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие эффективности деятельности коммерческого банка

Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он производит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств. Банк скорее торговое, посредническое, нежели промышленное предприятие. Схожесть банка с торговлей не случайна. Банк действительно как бы покупает ресурсы, продает их, функционирует в сфере перераспределения, содействует обмену товарами. Он имеет продавцов, хранилища, особый товарный запас, его деятельность во многом зависит от оборачиваемости [38].

Коммерческие банки – активный элемент рыночной экономики. Банки аккумулируют средства юридических и физических лиц и размещают их от своего имени на условиях платности, возвратности и срочности, а также осуществляют расчетно-кассовые, комиссионно-посреднические, трастовые операции, операции с ценными бумагами, кредитными картами, валютой, лизинг, факторинг, страхование, брокерские услуги и другие.

Коммерческие банки – единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики.

Коммерческие банки – посредники продвижения в систему рыночной экономики и мирохозяйственных связей других участников рынка – промышленности, торговли, небанковского финансового сектора, государства и населения – через обслуживание их денежных потоков. Причем банки, в отличие от других финансовых небанковских структур, обеспечивают основную часть всех средств денежного обращения конкретной страны [29].

Неотъемлемой частью банковской деятельности является риск. Характеристики, отличающие коммерческие банки от других коммерческих предприятий, а также подтверждающие рискованность их деятельности, следующие [11]:

- банки оперируют крупными активами, эмитируют и торгуют финансовыми инструментами, имеющими рыночную стоимость, падение которой может сказаться на капитале и платежеспособности банка;

- банки привлекают заемные средства, что при наличии низкого соотношения собственного капитала к совокупным активам, при наступлении форс-мажорных обстоятельств может привести к утрате доверия вкладчиков, кризису ликвидности и банкротству;

- банки осуществляют доверительное управление активами, принадлежащими другим лицам, что может вызвать ответственность за нарушение доверия;

- банки участвуют в транзакциях, которые инициируются в одной юрисдикции, регистрируются в другой и управляются в третьей; причем транзакции могут быть инициированы и завершены клиентом без вмешательства банка, например, через Интернет или в банкомате;

- банки имеют исключительный доступ к клиринговым и расчетным системам для чеков и переводов средств, валютных транзакций и т.д., являются неотъемлемой частью национальных и международных расчетных систем, следовательно, могут вызвать системный риск.

Все вышеперечисленное свидетельствует о постоянном усложнении банковской деятельности и, следовательно, о повышении требований к ее ведению.

Коммерческие банки находятся под постоянным пруденциальным надзором центрального банка и других финансовых ведомств. Банковский надзор основан на системе лицензирования и служит средством проверки соблюдения коммерческими банками законов и нормативов. Финансовые отчеты коммерческих банков подвергаются проверкам внешних аудиторов, заключение которых придает достоверность отчетности и укрепляет доверие к банковской системе [27].

В условиях бурного развития рынка финансовых услуг, наблюдающегося в мировой экономике на протяжении последних десятилетий, особое значение приобретает проблема идентичности оценки эффективности деятельности кредитных организаций в транснациональном масштабе.

В современной научной литературе существует множество трактовок понятия "эффективность", но все они в итоге к двум общим определениям:

- эффективность есть соотношение затрат ресурсов и результатов, полученных от их использования;

- эффективность есть социально-экономическая категория, показывающая влияние способов организации труда участников процесса, на уровень достигнутых ими результатов.

Оценку эффективности банковской деятельности чаще всего приводят, используя первое положение, согласно которому эффективность банка или банковской системы рассчитывается исходя из близости значений показателей деятельности каждого банка (например, издержек, прибыли и т.д.) к некой, заранее определенной границе эффективности [40].

В целях соответствия пруденциальным требованиям, избежание банковских рисков, обеспечения устойчивости банки должны разрабатывать и применять эффективные процедуры оценки и управления своей деятельностью.

Коммерческие банки западных стран (например, США) уделяют большое внимание анализу своей деятельности. В банковском бизнесе получила распространение концепция "высокорентабельной банковской деятельности" (high-profitability banking), основные принципы которой:

- максимизация доходов – предполагает максимизацию доходов от предоставления кредита и доходов по ценным бумагам и др., поддержание гибкой структуры активов, приспособленных к изменениям процентной ставки;

- минимизация расходов – предполагает оптимизацию структуры пассивов, минимизацию потерь по кредитам, контроль за текущими расходами и т.п.;

- эффективный банковский менеджмент – рассматривается как система управления отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, а также персоналом, призванная обеспечить эффективную деятельность коммерческого банка. По мнению западных экономистов, стабильное развитие коммерческого банка в долгосрочной перспективе должно обеспечить формулирование глобальной стратегии банка и установление на ее основе стратегических целей и задач для всех направлений деятельности и структурных подразделений банка [28].

Понятию "эффективность" в английском языке соответствуют несколько терминов, которые в финансовой литературе трактуются следующим образом: effectiveness – способность достигать ранее определенные цели (независимо от того, какой ценой это было сделано); efficiency – оптимальное соотношение затраченных ресурсов и полученных результатов (независимо от того, была ли достигнута поставленная цель); effectuality – сочетание effectiveness и efficiency. Понятию "эффективность" также соответствует термин performance, обозначающий общее состояние организации, включая финансовые и нефинансовые параметры, достигнутый уровень развития и перспективы [44].

В управлении исторически первой стала самостоятельно обсуждаться проблема эффективности. По сути дела, первые теории менеджмента формируются в процессе рефлексии над проблемой эффективного использования рабочей силы и техники в промышленном производстве. Так, основополагающая работа одного из "отцов" менеджмента Г. Эмерсона, вышедшая в свет в 1912 г., носила название "Двенадцать принципов эффективности". Проблематика надежности начинает разрабатываться позднее, начиная с конца 40-х – начала 50-х годов двадцатого столетия, причем в основном представителями направления, связанного с управлением техническими системами. А еще позднее, где-то с начала 70-х годов этого столетия приобретает собственное звучание и проблема качества, преимущественно в работах по менеджменту.

Таким образом, термин "эффективность" является многозначным понятием и отражает отношение различных аспектов деятельности: результата и затрат, результата и целей, результата и потребностей, результата и ценностей. "Эффективность" как характеристика деятельности отражает отношение результата как одного из "элементов" деятельности ко всем ее другим "элементам", причем каждое из выделенных отношений является частным критерием эффективности. Многокритериальность понятия "эффективность" требует особых способов согласования критериев между собой, и в зависимости от того, как они будут строиться, будут получаться различные значения эффективности. Различные точки зрения по поводу эффективности и методов ее оценки связаны с различными способами согласования частных критериев и имеют прагматическую, а не теоретическую основу.

Преломляя вышеизложенное на понятие "эффективность деятельности коммерческого банка", можно говорить также о его многоаспектности и многозначности. Поэтому в качестве критериев эффективности банка можно рассматривать как сами финансовые результаты его деятельности (доход и прибыть), так и результативность (рентабельность), а также всю совокупность показателей финансового состояния (устойчивость, ликвидность, платежеспособность) достигнутых банком с учетом их ценностной или целевой значимости, как для самого банка, так и для социально-экономической среды его деятельности. Совокупность критериев необходимо рассматриваться как систему, как комплексную характеристику, отражающую соответствие результатов деятельности коммерческого банка поставленным целям на каждом временном отрезке его функционирования, и в данном аспекте, только достижение всех, а не нескольких, критериев позволит говорить об эффективности его деятельности.

Эффективность деятельности коммерческого банка – это не только результаты его деятельности, но и эффективная система управления, построенная на формировании научно обоснованной стратегии деятельности банка (системы целей деятельности банка, ранжированных по значимости и ценности) и контроле за процессом ее реализации.

Системный подход к оценке эффективности деятельности коммерческого банка

Экономические реформы в России изменили взгляд на ведение банковского бизнеса. И если прежде банки рассматривались как составная часть государственной системы денежного обращения и оценивались преимущественно с точки зрения выполнения заранее заданных нормативно-плановых показателей, то с формированием двухуровневой банковской системы на первое место вышли общепринятые в мировой практике критерии, характеризующие экономическое положение и динамику развития современного коммерческого банка.

Изменения в построении и функционировании банковской системы стали отправной точкой развития в отечественной экономической науке направления "финансовый менеджмент". Российские специалисты определяют финансовый менеджмент как систему управления отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов. В таком понимании финансовый менеджмент рассматривается в работах таких авторов, как И.Т. Балабанов, И.А. Бланк, В.В. Ковалев, Р.С. Сайфулин Е.С. Стоянова.

В гораздо меньшей степени, чем общий финансовый менеджмент, отечественными авторами проработана проблема финансового менеджмента в банке. Причина – в специфике деятельности коммерческого банка как экономического субъекта по управлению денежными потоками, которым присуща вся совокупность функций денег. Но именно в коммерческом банке финансовый менеджмент должен быть не просто элементом финансового управления, а составлять основу процессов управления, поскольку финансовая деятельность является преобладающей в банке – банк оперирует с финансовыми инструментами и влияние нестабильной социально-политической и экономической окружающей среды в условиях российской действительности на него велико.

К проблемам финансового менеджмента в коммерческом банке некоторые авторы подходят с позиций соблюдения коммерческим банком требований и нормативов государственных регулирующих органов, отвечающих за ликвидность банковской системы в целом. Этих позиций придерживаются такие отечественные авторы, как Э.Н. Василишен, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, М.А. Пессель, Н.Э. Соколинская, А.М. Тавасиев.

В современных условиях большинство коммерческих банков в России в своей деятельности исходит в основном из микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Такой подход возможно актуален, так как первичным звеном в экономической цепочке создания продукции, товаров и услуг являются создатели материальных ценностей. Соответственно, коммерческий банк для рыночной экономики первичен, а центральный банк – конструктор перестройки банковской системы. Среди исследователей этого направления финансового менеджмента в коммерческом банке можно назвать Ю.С. Масленченкова, Л.А. Плотицину, К.Р. Тагирбекова, В.Е. Черкасова.

В странах со сложившейся рыночной экономикой финансовый менеджмент сформировался как область научных знаний во второй половине 20 столетия. Вопросы финансового менеджмента успешно исследовались Т.У. Кохом, С. Россом, П. Роузом и другими зарубежными экономистами.

Опираясь на опыт зарубежных коммерческих банков целый ряд отечественных авторов, такие как М.З. Бор, Г.С. Панова, В.В. Пятенко предлагают перенести зарубежные технологии финансового менеджмента в российские коммерческие банки, но следует заметить, что зарубежные финансовые системы существенно отличаются от кредитно-банковской системы России.

Таким образом, финансовый менеджмент коммерческого банка можно определить как систему управления, которая обеспечивает эффективной методологией процессы управления активами и пассивами банка, его ликвидностью, собственным и заемным капиталом, банковскими рисками, кредитным портфелем, внутрибанковским контролем и аудитом для поддержания устойчивости функционирования банка, соблюдения им требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.

Однако проблема финансового менеджмента в банках в России требует дальнейшего изучения, научного исследования и выработки единой концепции.

Элементом финансового менеджмента в коммерческом банке является финансовый анализ – научно-практическая деятельность, направленная на сбор, обработку и интерпретацию данных о финансово-экономических процессах и явлениях, факторах объективного и субъективного характера, под воздействием которых возникают коммерческие риски и складываются результаты деятельности банка [21].

В разработку теоретических и организационно-методических положений финансово анализа в банковской сфере деятельности внесли вклад такие российские ученые, как Л. Г. Батракова, Л.Т. Гиляровская, И. В. Ларионова, М. В. Мельник, С.Н. Паневина, Г. С. Панова, В. И. Петрова, Г. В. Савицкая, К. К. Садвакасов, Е. Б. Ширинская, А. Д. Шеремет и др. В российской теории финансового анализа нашли отражение труды зарубежных ученых: Э. Гилла, Р. Коттера, Э. Рида, Д. Ф. Синки, Ч. Т. Хорнгрена, У. Шарпа.

Следовательно, можно говорить о проработанности вопросов финансового анализа деятельности коммерческих банков. Но постоянное изменение экономической ситуации в стране и в мире, колебания на финансовых рынках, ужесточение конкуренции, усложнение банковской деятельности требует более глубокой и подробной проработки связанных с этими изменениями вопросов, обоснования и разработки новых методов и видов анализа.

Следует отметить, что содержание финансово анализа банковской деятельности определяется его целью, видом деятельности объекта анализа и задается пользователями его результатов. Зависимость содержания финансового анализа от экономических интересов пользователей можно увидеть в приложении А.

Задачи обоснования управленческих решений, разработки стратегии развития, оценки результатов деятельности и контроля за эффективностью использования финансово-кредитных ресурсов, а также комплексного выявления резервов устойчивого развития коммерческих банков в условиях рыночной экономики приобретают все возрастающее значение, как на уровне отдельной кредитной организации, так и российской банковской системы в целом [21]. В ответ на возникшую на западе концепцию "высокорентабельной банковской деятельности" в России необходимо разрабатывать аналогичные подходы.

Одним из таких подходов в России является системный подход к исследованию банковского бизнеса на базе финансово анализа, оценка эффективности деятельности коммерческого банка с позиции соответствия достигнутых результатов деятельности банка его стратегическим целям и задачам.

Системный подход как методологическое направление в науке позволяет провести глубокий анализ всех сторон деятельности банка с точки зрения их подчиненности стратегии развития банковского бизнеса, интересам акционеров, менеджеров и других связанных групп, а также соответствия полученных результатов (как финансовых, так и нефинансовых) поставленным целям и задачам, имеющемуся потенциалу развития, то есть оценить эффективность деятельности коммерческого банка [20].

Принцип системного подхода к оценке эффективности деятельности коммерческого банка состоит в том, чтобы рассмотреть этот объект как сложную, относительно самостоятельную целостную систему в совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, между которыми существуют жестко детерминированные горизонтальные и вертикальные взаимосвязи, характеризующие финансово-хозяйственное состояние банка и динамику его развития, эффективность управленческих решений, место и роль в банковской системе страны [21].

Принцип целостности находит выражение в том, что оценка эффективности деятельности банка осуществляется с позиции оценки исходного экономического потенциала коммерческого банка – источника образования конечных результатов деятельности. На этой основе производится оценка эффективности самих конечных результатов деятельности банка и их соответствия поставленным стратегическим целям развития и анализируется их влияние на формирование стратегии банка.

Проблема оценки эффективности деятельности коммерческого банка на основе системного подхода состоит том, чтобы разработать такую методику анализа, которая позволяла бы, с одной стороны, дать интегральную оценку результатам деятельности банка с учетом множественности внешних и внутренних факторов, на них воздействующих, а с другой стороны, способствовала бы формированию экономически обоснованной программы развития по различным направлениям банковского бизнеса для достижения стратегических целей банковской организации [21].

Системную оценку эффективности деятельности коммерческого банка можно проводить по этапам: постановка задачи анализа; формулирование общей цели функционирования системы; разработка критериев оценки достижения цели системы; определение границ исследуемой системы, ее содержания, места и роли в системах более высокого уровня; анализ структуры системы; отбор показателей, характеризующих развитие системы; определение основных взаимосвязей и факторов, оказывающих воздействие на показатели системы; моделирование показателей; разработка информационного и организационного обеспечения проведения анализа; проведение расчетно-аналитических этапов системного анализа. Содержание этапов системной оценки следующее:

1. Постановка задачи анализа – выявляется и формулируется задача исследования, оценивается ее содержание и логическая структура. Роль банка в экономике, выработанные его руководством приоритеты определяют стратегию его развития, а, следовательно, и систему ключевых параметров оценки эффективности деятельности. Эта система для каждого конкретного банка содержит свой индивидуальный набор частных показателей, определяемый стратегической направленностью деятельности банка, системой основополагающих принципов и приоритетов его развития, но существуют и общие для всех кредитных организаций результирующие показатели деятельности, определяющие основу банковского бизнеса, такие как показатели оценки прибыли, собственного капитала, платежеспособности, финансовой устойчивости.

2. Формулирование общей цели функционирования системы – формулируется общая цель системы, отражающая цели деятельности объекта исследования (коммерческого банка), и на основании уточненной цели определяется круг задач, подлежащих исследованию, и их приоритетность.

Следует отметить, что этот этап является одним из самых важных, так как от него зависит весь ход проведения исследования, выбор приоритетных задач и в конечном итоге структура системы анализа. Цель функционирования данной системы состоит в том, чтобы обосновать целостную совокупность управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности банка, реализацию стратегических задач и миссии кредитной организации, оценить механизм воздействия на результаты деятельности банка и эффективность их использования.

Исходя из содержания цели системы, для ее реализации необходимо ее согласование и декомпозиция с учетом целей объекта исследования – банка. Эта задача анализа решается путем предварительного изучения внутренних распорядительных документов объекта исследования, содержащих программу его развития. Как правило, для реализации целей банковского управления вырабатывается специальный документ – стратегия банка, который выступает генеральной программой, устанавливающей комплекс мер, средств и методов для достижения указанных целей, а также содержит количественное и качественное выражение целевых ориентиров деятельности банка, его подразделений.

За разработку стратегии, включающей не только стратегические планы, но и контроль за их исполнением, отвечают в первую очередь высшие менеджеры банка. Изданные Базельским комитетом документы по вопросам надежной банковской практики подчеркивают необходимость разработки банками стратегии своей деятельности и установления системы подотчетности за ее реализацию [12]. Однако в России стратегия банка, в большинстве случаев, известна лишь узкому кругу управленцев, в то время как в экономически развитых странах предпочтение отдается, открыто сформулированной стратегии.

3. Разработка критериев оценки достижения цели системы – разрабатываются критерии оценки способов достижения цели системы, их может быть несколько, и они должны описывать по возможности все важные аспекты цели. При формировании критериев оценки эффективности деятельности банка, а впоследствии и при формировании системы показателей важен дифференцированный подход к временному отрезку, за который производятся анализ и оценка, делается прогноз. Так, в качестве критериев в краткосрочном анализе выступают показатели прибыли и ликвидности, а в качестве долгосрочной цели – увеличение стоимости (ценности) капитала; краткосрочная прибыль рассматривается только как источник долгосрочного развития. В любом случае критерием эффективности системы "коммерческий банк" является не только степень достижения стратегических целей кредитной организации, но и уровень достаточности капитала, надежности, финансовой устойчивости банка для его дальнейшего развития и расширения деятельности.

4. Определение границ исследуемой системы, ее содержания, места и роли в системах более высокого уровня – определяется место анализируемой системы в системе комплексного финансово-экономического анализа деятельности банка, границы ее функционирования, выделяются элементы системы – основные подсистемы и их границы.

5. Анализ структуры системы – разрабатываются микроблоки по каждой из подсистем анализа эффективности деятельности банка, определяется их иерархия и функции. Микроблоки, определяющие содержание и структуру каждой из подсистем, служат основой для формализации основных факторов, под воздействием которых формируются результаты деятельности банка и система показателей их оценки.

6. Декомпозиция целей и критериев по подсистемам – формулируются частные цели функционирования системы, то есть цели подсистем и микроблоков, посредством которых реализуется общая цель системы и определяются соответствующие частные критерии ее эффективности.

7. Отбор показателей, характеризующих развитие системы – в соответствии с целями и задачами системы анализа в целом и ее отдельных подсистем и микроблоков разрабатывается система показателей анализа и оценки результатов деятельности банка, отражающая иерархию внутреннего строения самой системы анализа.

Для крупных банков целесообразно иметь двухуровневую систему показателей оценки эффективности деятельности [31].

Подсистема первого (высшего) уровня включает в себя ограниченное число наиболее существенных и информативных показателей деятельности банка, соответствующих стратегии его развития и аналитическим задачам пользователей информации. Эта подсистема служит для оценки достигнутых результатов, финансового состояния банка в целом и одновременно является методической основой для выработки и корректировки стратегии, целевых установок развития банка. На этом уровне отслеживается выполнение контрольных нормативов ЦБ РФ, оцениваются целевые нормативы по объемам привлечения и вложения средств, целевые уровни доходности, предельные показатели степени риска, ликвидности и т. д. Показатели анализа подсистемы первого уровня являются главным инструментарием в работе службы стратегического планирования коммерческого банка.

Подсистема второго уровня – детализированная совокупность показателей оценки эффективности отдельных функций, подразделений, банковских продуктов и услуг, обеспечивающая установление причинно-следственных связей между конкретной операцией и интегральными результатами деятельности банка в целом. Особенно важным второй уровень анализа становится при оценке эффективности внедрения новых банковских продуктов и услуг.

8. Определение основных взаимосвязей и факторов, оказывающих воздействие на показатели системы – выявляются и систематизируются основные факторы, под воздействием которых функционирует система и формируются ее аналитические показатели.

9. Моделирование показателей анализа – осуществляется математическое моделирование показателей каждого блока анализа. В ходе моделирования каждый показатель представляется как некая факторная система, образованная в соответствии с определенными экономическими критериями выделения факторов как элементов этой системы: причинность, достаточная специфичность, самостоятельность существования, возможность и количественного измерения.

10. Разработка информационного и организационного обеспечения проведения системного анализа – определяются основные источники информационных потоков и их соответствие целям и задачам анализа, разрабатываются механизмы совершенствования и обновления информационной базы в зависимости от периодичности анализа, определяется субъект анализа, его связи с объектом исследования.

11. Проведение расчетно-аналитических этапов системного анализа – на материалах конкретного объекта исследования производится испытание факторной модели взаимосвязи основных показателей анализа; вычисляются параметры идеальной или нормативной системы результатов деятельности банка, удовлетворяющей стратегическим целям развития кредитной организации, исходя из имеющихся у системы стартовых возможностей (экономического потенциала). На этом этапе широко применяются методы и приемы динамического, структурного, структурно-динамического, коэффициентного и факторного анализа.

На последующих этапах анализа проводятся: обобщение результатов; выявление степени устойчивости развития экономического субъекта и резервов улучшения эффективности его деятельности; разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности банка и его развитие в соответствии с целевыми ориентирами; принятие управленческих решений по увеличению темпов роста эффективности.

Системная концепция анализа эффективности деятельности коммерческого банка предполагает: представление объекта исследования и совокупности процедур оценки как целостных систем; учет всей совокупности факторов, под воздействием которых формируются результаты деятельности банка; решение задач анализа посредством комплексного проектирования системы результатов деятельности банка на основе выбранных качественных и количественных целей функционирования самого объекта исследования; многофакторное моделирование системы показателей результатов деятельности банка; приоритет оценок достижения стратегических задач и целей, миссии банка над общепринятыми показателями оценки результативности.

Место, значение и задачи анализа финансовых результатов деятельности коммерческого банка

Главное назначение системы характеристик финансовых итогов коммерческих компаний (в том числе и банков) состоит во многостороннем, комплексном отражении эффективности и результативности их работы, достоверно и актуально отражающих осуществляемые в них хозяйственные процессы. Система учета в общем, и отчетность финансово-кредитных учреждений считаются сегодня объектами интенсивного изменения в соответствии с указаниями Международных стандартов банковского аудита и финансовой отчетности [9].

В настоящее время отечественными финансово-кредитными учреждениями ведется несколько основных разновидностей финансовой отчетности. Они отличаются по структуре и назначению, а так же по периоду представления отчетов в соответствующие организации.

Одним из ключевых разновидностей финансовой отчетности и имеющих место быть практически с этапа возникновения отечественной банковской системы считается классическая бухгалтерская отчетность, которая включает в себя отчет банка о прибылях и убытках, а также бухгалтерский баланс.

Исследование результативности работы финансово-кредитного учреждения начинается с анализа доходов и затрат, а завершается исследованием прибыли. Исследование финансовой работы финансово-кредитного учреждения делается в одно и тоже время с анализом ликвидности банковского баланса, и в соответствии с полученными итогами делаются выводы по поводу надежности и устойчивости финансово-кредитного учреждения в целом.

Процесс формирования финансовых итогов начинается с процесса скопления суммы всех доходов на кредите счета 701 "Доходы", которые получил банк в анализируемом периоде, нарастающим итогом в дебете счета 702 "Расходы" отображаются расходы финансово-кредитного учреждения в тот же период. По завершении отчетного периода, обычно, квартала, выполняется закрытие счетов и расчет итога. Прибыль складывается в тех случаях, когда доходы превосходят затраты, убытки – напротив. Учет в анализируемом коммерческом предприятии построен таким образом, что на счете 70301 "Прибыль отчетного года" (этот счет открывается ежегодно заново) отражается накапливаемая финансово-кредитным учреждением прибыль, а на счете 705 отражается прибыль, которая используется банком [2].

Центральное место в анализе доходности и прибыльности финансово-кредитных учреждений отводится изучению объема и структуры получаемых банками доходов, потому что, они считаются основным условием формирования прибыли. К основными приоритетными задачами анализа доходов финансово-кредитного учреждения следует отнести [9]:

- определение структуры и оценка объема доходов;

- исследование динамики доходных компонент;

- раскрытие направления деятельности и видов операций, приносящих наибольший доход;

- оценка уровня доходов, приходящихся на единицу активов;

- установление причин, оказывающих большое влияние на совокупную величину доходов и затрат, приобретенных от отдельных видов операций;

- раскрытие запасов увеличения доходов.

Операционные доходы банковской работы должны составлять немалую долю в структуре общих доходов, а их темпы увеличения должны быть ритмичными. Увеличение неоперационных доходов (от второстепенного вида работы) наиболее часто говорит о неэффективном и некачественном управлении активно – пассивными операциями, также необходимо обращать свое внимание на то, что удельный вес неоперационных доходов должен быть ниже операционных при повышении абсолютного значения первых. Для банка, имеющего успешную политику организации управления активно – пассивными операциями удельный вес должен быть больше единицы.

При исследовании неотъемлемым считается раскрытие групп устойчивых и неустойчивых разновидностей доходов. Определение таких групп доходов позволяет финансово-кредитному учреждению рассчитывать собственный финансовый итог с довольно высокой степенью вероятности.

Устойчивыми и стабильными доходами считаются те, которые остаются почти неизменными в течение довольно долгого периода времени и могут с легкостью прогнозироваться на будущие периоды. Отсутствие стабильности и устойчивости отображает рискованность бизнеса, чем больше непостоянность в доходах, тем ниже становится качество банковских доходов.

Наиболее важными для финансово-кредитного учреждения считаются процентные доходы, которые являются определенной частью доходов от основной операционной деятельности банка [41].

Следовательно, характеристики прибыльности играют весомую роль в работы банка, потому что достижение высокого уровня прибыли разрешает пополнять капитал, формирует базу жизнедеятельности и увеличения банка, также гарантирует приемлемый уровень дивидендных выплат акционерам. Цель наибольшего увеличения доходов банков отмечается как ключевое направление работы управления деятельностью банка. Но сфера управления банковской прибыльностью и доходностью не является самообеспеченной, и следовательно решение по увеличению прибыли банка обязано приниматься во взаимосвязи с возможным уровнем рисков.

Общеизвестно, что между уровнем риска и прибыли присутствует непосредственная зависимость. Высший уровень риска дает вероятные возможности получения увеличенного дохода, однако не исключает возможности издержек. Минимизация уровня риска разрешает обрести низкий, но устойчивый доход. Значит, нахождение баланса между доходом и риском, выбор подходящего их соответствия рассматривается как одно из весомых и трудоемких задач, стоящих перед менеджером любого финансово-кредитного учреждения [31].

Можно выделить две ключевые модели управления банком. Первая модель управления банком увеличивает максимально прибыль, если соблюдать условие лимитирования уровня риска установлением максимум допустимого его значение. При всем этом применяются несбалансированные методы к управлению банковскими активами и обязательствами, осуществляется выбор стратегии эффективного анализа рисков.

Во второй модели – максимально уменьшается риск, а лимитированием считается требование удержания характеристик доходности на конкретном уровне, не менее установленного. Эта модель применяется, когда уровень чистого банковского дохода устраивает управление и главной целью является стабилизация итогов. Это достигается при помощи использования сбалансированных способов управления активами банка и его обязательствами, а также применением стратегии хеджирования рисков [11].

На практике менеджмент финансово-кредитного учреждения имеет возможность параллельно использовать две модели, применяя их относительно всевозможных разновидностей операций банков. При всем этом результат в достижении поставленной цели сильно находится в зависимости от методов управления рисками, используемых в банке [14].

Вертикальный анализ банковского отчета о доходах и расходах дает возможность оценить изменение удельного веса каждого из ключевых составляющих общего заработка банка.

Результативность работы финансово-кредитного учреждения измеряется методом сравнения банковских итогов (результата) с расходами либо примененными ресурсами. Сравнивая полученный результат (доход) с авансированными или же потребленными ресурсами (расходами), можно определить ряд характеристик эффективности банковской работы. В качестве разновидности характеристик эффективности работы финансово-кредитного учреждения можно рассматривать относительные характеристики доходности (рентабельности).

Показатели прибыльности описывают результативность работы банка в общем, прибыльность всевозможных направлений работы (операционной, инвестиционной), окупаемость издержек и так далее Они наиболее полно, чем чистый доход банка (прибыль) отображают конечные итоги банковской работы. Экономическое значение показателей прибыльности содержится в определении количества денежных единиц чистого заработка (прибыли), приходящихся на денежную единицу: денежных средств; выручки от оказания услуг банка; себестоимости [10].

Доходность финансово-кредитного учреждения характеризуется больше относительными показателями прибыльности его работы, использования капитала, кредитных ресурсов и его активов.

Показатель рентабельности капитала (Рк) является обобщающим показателем эффективности и результативности работы коммерческого банка, определяемый по формуле [32]:

Оценка эффективности деятельности банка (1.1)

где П – прибыль;

К – капитал банка.

Прибыльность уставного фонда (Руф) определяют наряду с этим по формуле [32]:

Оценка эффективности деятельности банка (1.2)

где П – прибыль банка;

УФ – сумма уставного фонда банка.

Доходности всех активов (ROA) рассчитывается следующим образом [15]:

Оценка эффективности деятельности банка (1.3)

где ЧП – чистая прибыль;

СА – средние активы банка.

Показатель общей рентабельности деятельности коммерческого финансово-кредитного учреждения (Роб) определяется по формуле [18]:

Оценка эффективности деятельности банка (1.4)

где Чп – чистая прибыль банка;

РБ – сумма издержек банка.

Отношение операционных издержек к операционным доходам [17]:

Оценка эффективности деятельности банка (1.5)

Прибыльность акционерного капитала (RAK) определяется следующим образом [28]:

Оценка эффективности деятельности банка (1.6)

где П – прибыль банка;

Ак – сумма акционерного капитала банка.

Следовательно, исходя из проанализированных показателей, результативность работы финансово-кредитного учреждения напрямую зависит от его возможности приносить прибыль и чистый доход. Помимо анализа системы абсолютных характеристик доходности для оценки способности финансово-кредитного учреждения приносить чистый доход используют исследование системы относительных характеристик доходности (рентабельности).

Как бы ни были существенны для финансово-кредитного учреждения цели и приоритеты, которые воплощаются в жизнь в процессе комплексного управления активами и пассивами, банк считается предпринимательской структурой и, значит, главнейшая цель коммерческого банка – получение заработка и прибыльность его работы.

Принимая во внимание значимость этого показателя для любого банка, должен быть отработан механизм управления прибылью, допускающий структурный анализ доходов, затрат, финансовых итогов работы банка, факторный анализ структуры прибыльности банка, управление рентабельностью отдельных направлений работы финансово-кредитного учреждения и банковских продуктов [11].

Базисная, банковская направленность на максимальное увеличение прибыли за счет достижения более высоких доходов при наименьших затратах финансово-кредитного учреждения может быть осуществлена в действительности менеджментом в "чистом облике" исключительно в очень редких случаях.

В соответствии с этим, и целевые, и методические, и организационные подходы менеджмента формируются в чрезвычайно широком спектре и нередко в различных направлениях.

Непроцентные доходы от инвестиционной деятельности (дивиденды по долевым ценным бумагам и доходы от общей деятельности) в редких случаях могут быть существенно увеличены, потому что их прибыльность изредка считается единственной целью вложений. Чаще ожидается согласование с другими целями, что обусловливает некоторое понижение характеристик доходности относительно издержек на управление, информацию, диверсификацию и др.

Непроцентные комиссионные доходы (оплата открытия и ведения счетов, комиссии по лизингу, факторингу, агентские доходы по трастам и так далее) считаются на самом деле возмещающими, то есть должны соответствовать издержкам и качеству операции, а их излишний увеличение значит утрату качества менеджмента, потерю имиджа банка.

В целом, для финансово-кредитных учреждений не характерные и во многих государствах даже не разрешенные как необыкновенно рискованные. Значит, доля данных доходов в структуре доходов финансово-кредитных учреждений резко ограничена вследствие их непостоянности. В соответствии с этим, и их максимизация не предполагается [14].

Процентные затраты по депозитам посетителей, депозитам банков, эмитированным и размещенным долговым ценным бумагам, имеют четко конкретный, граничный уровень максимизации, превышение которого приводит к утрате клиентов, недостатку ресурсов, понижению темпов роста. Помимо прочего ограничен, однако с позиции рационального наименьшего уровня и ряд непроцентных затрат, излишнее сокращение которых приводит к понижению качества банковских продуктов, формированию множества серьезных рисков, а в отдельных вариантах и парализации работы банка. Вышесказанное относится и к хозяйственно-эксплуатационным затратам (аренда и содержание помещений и зданий, амортизация, электроснабжение, теплоснабжение, связь), транспортным затратам, издержкам на службу охраны, сигнализацию, операционным затратам, расходным материалам [18].

Но в экстремальных ситуациях для исполнения личных обязательств перед вкладчиками, посетителями, бюджетом проблемные банки могут снизить отдельные виды своих затрат, и очень существенно (транспортные затраты, заработная плата, командировочные), а некоторые затраты и вообще свести к нулю (представительские и рекламные затраты, благотворительность и так далее). Длительность периода такой экономии не может быть большой, поскольку нарастающая социальная напряженность в коллективе финансово-кредитного учреждения и неминуемое падение его имиджа отрицательно отразятся на качестве его менеджмента.

Лишь затраты по санкциям (уплачиваемые финансово-кредитным учреждением штрафы, пени, неустойки и др.) представляют тот редкий случай, когда целевая установка на управление банковской прибылью подразумевает их полную, максимально возможную минимизацию, и то не всегда. В случае если идет речь о желании менеджеров банка не допустить нарушений, предполагающих использование санкций, то такая минимизация затрат характеризует их менеджмент как бесспорно высококачественный. однако в случае если банк, в нарушение паритета партнерских взаимоотношений, просто исключает возможность использования к нему наказаний в депозитных, кредитных и иных договорах, а посетители при всем этом несут полную меру финансовой ответственности, то эта экономия способна быстро снизить его имидж, привести к утрате клиентов, недостатку ресурсов, кризису ликвидности [25]. Относительно "экономии" на налогах, резервировании, страховании, то здесь речь может идти только об оптимизации их уровня в масштабах нормативно предусмотренных льгот и адекватности рискам. Но, невзирая на значимость прироста количественных параметров, для менеджмента финансово-кредитного учреждения очень большое значение имеют высококачественные характеристики доходов, что непременно должно предусматриваться при выработке приоритетов управленческих решений.

Следовательно, вследствие исследования сущности прибыли финансово-кредитного учреждения и ее составляющих можно сделать несколько обобщающих выводов. Прибыль финансово-кредитного учреждения является финансовым итогом работы банка в виде превышения доходов над затратами. Доходы и затраты считаются только составляющими окончательного финансового итога финансово-кредитного учреждения – прибыли. Помимо прочего были рассмотрены ключевые характеристики прибыльности и характеристик доходности банковской работы. Эти показатели характеризуют.

Системный подход к анализу эффективности деятельности коммерческого банка должен включать сбалансированную систему показателей, учитывающих все существенные аспекты его деятельности. Сбалансированная система показателей позволит проводить всесторонний анализ взаимосвязей внутри банка, своевременно отслеживать как позитивные, так и негативные изменения в различных сферах управления и влиять на них. Главное отличие сбалансированной системы показателей эффективности от произвольного набора показателей заключается в том, что все показатели, входящие в сбалансированную систему, во-первых, ориентированы на стратегические цели и задачи банка и, во-вторых, взаимосвязаны и сгруппированы по определенным признакам [27].

Системный подход к анализу эффективности деятельности коммерческого банка находится на стыке нескольких научных дисциплин: экономики, статистики, теории систем. Решению задачи анализа эффективности банковской деятельности в такой постановке лучше всего соответствует концепция представления баланса банка как единого портфеля активов и пассивов, сбалансированный по объемам, срокам и стоимости отдельных активных и пассивных групп денежных ресурсов, а не как дебетовые и кредитовые остатки на счетах банков.

Основным ориентиром успешного стратегического планирования деятельности любого банка является структура портфеля банка или структура его баланса, которая строится на основе соблюдения определенных соотношений в активе и пассиве баланса банка путем закрепления отдельных статей пассивов за определенными статьями активов. В основе стратегического планирования банка на основе портфельных ограничений лежат следующие принципы: прогноз цены любого финансового инструмента, специфика его обращения, портфельные ограничения по срокам, объемам и стоимости операций привлечения и размещения ресурсов банка, нахождение размаха мультипликатора капитала в заданных пределах [29].

Идеальная модель банка строится на ограничениях: размах оптимальной величины мультипликатора капитала должен находится в пределах 8 – 16 единиц; размер срочных обязательств должен быть не менее величины выдаваемых кредитов; размер онкольных обязательств должен полностью обеспечиваться первичными и вторичными ликвидными резервами [29].

Моделирование деятельности банка на основе портфельных ограничений дает возможность производить вариантные расчеты оптимальных прогнозных стратегий банка при различных допущениях на настоящую и будущую конъюнктуру финансового рынка и выработать наиболее благоприятную стратегию деятельности банка в зависимость от выбранных цели, задач и функций.

Риск банковского портфеля рассматривается в качестве основного риска деятельности банка – вероятность наступления неблагоприятных событий в результате принятия решения по управлению банковским портфелем в условиях неопределенности, который включает кредитный, валютный и другие риски.

Основной задачей управления риском банковского портфеля (разрешения рисковой ситуации) являются: поддержание приемлемых соотношений прибыльности и ликвидности в процессе управления активами и пассивами, то есть минимизация возможных банковских потерь [43].

Основным методическим подходом при оценке эффективности деятельности банка является анализ деятельности на основе балансовых обобщений, среди которых выделяют: капитальное уравнение баланса, уравнение динамического бухгалтерского баланса, модифицированное балансовое уравнение, основное балансовое уравнение. На основе подхода выбирается модель анализа.

Используются также общие методы анализа:

Метод группировки – позволяет изучать экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявлять влияние на изучаемый показатель отдельных факторов, обнаруживать проявление тех или иных закономерностей, свойственных деятельности банков. В основе любой группировки всегда лежит обоснованная классификация изучаемых явлений и процессов, а также классификация обуславливающих их причин и факторов. Критерии, степень детализации, а также другие особенности группировок статей актива и пассива определяются конкретными целями проводимой в банке аналитической работы.

Метод сравнения – позволяет оценить изменения отдельных статей баланса и расчетных показателей путем сравнивая их значения, позволяет определить причины и степень воздействия динамических изменений и отклонений, например, фактической ликвидности от нормативной, выявить резервы повышения доходности банковских операций и снижения операционных расходов. Необходимым условием применения метода сравнений является полная сопоставимость сравниваемых показателей и единство в методиках их расчета, поэтому используют методы сопоставимости (прямого пересчета, смыкания, приведения к одному основанию).

Интерес для практической деятельности и управления банком имеет не только внутрибанковский сравнительный анализ, но и сопоставление основных важнейших показателей доходности, ликвидности, надежности с данными других банков межбанковский сравнительный анализ. В целом при анализе деятельности коммерческого банка применяются несколько видов сравнений, представленных на рисунке 1.1.

Оценка эффективности деятельности банка

Рисунок 1.1 – Виды сравнений в анализе показателей работы банка

Метод коэффициентов – используется для выявления количественной связи между различными статьями, разделами или группами статей баланса (рассчитать удельный вес определенной статьи в общем объеме пассива (актива) или в соответствующем разделе баланса).

Метод элиминирования – позволяет выявить влияние отдельных факторов на обобщающий показатель путем устранения влияния других факторов. Одним из приемов элиминирования является метод цепных подстановок, условием применения которого является наличие мультипликативной формы связи между факторами. Сущность метода цепных подстановок заключается в последовательной замене базисной величины частных показателей фактической величиной и последовательном измерении влияния каждого из них, в заключение устанавливается алгебраическая сумма влияния всех факторов на результат.

Разновидностями метода цепных подстановок: методы абсолютных и относительных разниц, преимущество которых – более компактная форма записи.

При методе абсолютных разниц измеряют изменения результативного показателя под влиянием каждого отдельного фактора, при этом величину отклонения фактического значения фактора от базового (бизнес-плана) умножают на фактические значения всех факторов, предшествовавших рассматриваемому, и на базисные – всех последующих факторов. Метод относительных разниц состоит в том, что приращение результативного показателя под влиянием какого-либо фактора определяют, умножая базисное значение результата на индексы выполнения бизнес-плана всех факторов, предшествующих рассматриваемому в аналитической формуле, и на уменьшенный на единицу индекс выполнения бизнес-плана по рассматриваемому фактору.

Следует отметить, что величина количественного влияния фактора зависит от порядка подстановки факторов. При построении аналитической формулы результативного показателя на первые места ставятся количественные факторы, а на последнее – качественный. Если количественных факторов несколько, то из них на первое место ставится количественный независимый фактор, а дальше факторы выстраиваются по уменьшению степени обобщения.