Обогащение словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр

Обогащение словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр.

Статьи по теме
Искать по теме

В современной методике речевого развития детей словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка[1].

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью. Слово – основная лексическая единица, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе развития речи. В каждом слове можно выделить: его значение или заключённый смысл. Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек[12].

В.И. Яшина делит словарь на активный и пассивный.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто).

Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам их не употребляет. Пассивный словарь гораздо больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат[1].

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значением слов[1].

Важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, по словам

Л.С. Выготского, представляющее "грандиозную сложность"[3].

В целом словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря[13].

Ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей[1].

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей[7].

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. Л.С. Выготский отмечал: "Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи"[2].

Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, осваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме, прежде всего в значениях слов[5].

Чем больше словарный запас ребенка, тем богаче его речь и тем совершеннее его мышление. Занятия по развитию речи способствуют формированию мышления, памяти, внимания, регуляции поведения, а умение красиво говорить, точно и правильно излагать свои мысли – необходимое условие будущего каждого[14].

В отечественной методике развития речи в детском саду принято выделять четыре основные задачи словарной работы:

- обогащение словаря новыми словами;

- закрепление и уточнение словаря;

- активизация словаря;

- устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные)[1].

По новому закону РФ "Об Образовании" согласно ст.42 п.3 родители стали, полноправными участниками образования, начиная с дошкольной ступени, а не посторонними наблюдателями успехов или неудач ребенка в обучении.

Обучение и воспитание дошкольников регламентировано ФГОС "Речевое развитие".

Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи[16].

Программа "От рождения до школы" ставит цели речевого развития, а именно: развитие всех компонентов устной речи детей, в том числе обогащение активного словаря и определяет формирование словаря во всех возрастных группах.

Задачи в младшей группе: учить различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), свойства материалов (после сжимания восстанавливают первоначальную форму). Учить понимать обобщающие слова (одежда и т.п.).

Ознакомление детей с окружающим, обогащение и расширение словаря детей дошкольного возраста (активного и пассивного), происходит как в процессе проведения дидактических игр и обучения, так и в разных видах деятельности, а так же в повседневной жизни[1].

Необходимо отметить, что игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе[8].

Дидактические игры – эффективное средство обогащения словаря, закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях, в словах и действиях играющих[1].

Возрастные и психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста при обогащении словаря в процессе проведения дидактических игр.

Важно отметить, что именно в дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. Речь детей развивается в единстве с формированием их мышления[11].

Речь детей младшего дошкольного возраста – непроизвольна и ситуативна, изобилует неполными предложениями, характерными для диалогической формы[9].

Чтобы осознать смысловую сторону слова, ребенок проходит длинный путь на протяжении всего дошкольного детства и на каждом возрастном этапе по-разному понимает значения слов. По мнению классика отечественной психологии Л.С. Выготского, смысловая сторона речи дошкольника существенно отличается от смысловой стороны речи взрослых. Л.С. Выготский отмечал, что без специального обучения даже взрослые недостаточно четко осознают языковую действительность[11].

Ребенок иногда объясняет смысл слова с точки зрения детской логики, поэтому необходимо работать над уточнением словаря и отработкой умения употреблять слова в соответствии с их действительным смыслом. Специальные исследования, посвященные работе над смысловой стороной слова (Е.М. Струнина) воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, уточнение значений слов и обогащение его связей с другими словами развивает точность словоупотребления[12].

М.М. Алексеева отмечает, что третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса и к четырём годам количество слов доходит до 1900. Это происходит за счёт заимствования слов из речи взрослых, овладения способами образования слов. Ребёнок четвёртого года жизни уже достаточно владеет речью, чтобы понятно выражать свои мысли, желания, цели словами, а не жестами[1, с. 95].

C точки зрения О.С. Ушаковой, ребенок трёх-четырёх лет накапливает определенный запас слов, содержащий все части речи. Превалирующее место в словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы

и объекты ближайшего окружения, их действия и состояние, вместе с тем, начинается активное употребление прилагательных и местоимений[14, с. 6].

В.В. Гербова указывает, что дети этого возраста должны правильно называть большинство вещей обихода, предметы обстановки, т. е. все то, с чем они ежедневно сталкиваются. Обогащение словаря названиями предметов – важная задача. Усвоение точности терминологии, опирающейся на конкретные представления, значительно повышает уровень речевого развития. Для ребенка младшего дошкольного возраста не представляет особых трудностей установление связей между предметами, действиями и словами, их обозначающими, в специально организованных дидактических условиях[4, с. 147].

Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач[1].

Методы для обогащения и активизации словаря:

- рассматривание игрушек (используется во всех возрастных группах);

- рассматривание картин (направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь);

- дидактические игры и словарные игры;

- дидактические упражнения;

- загадывание и отгадывание загадок[1].

У детей продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Именно поэтому они овладевают названиями наглядно представленных или доступных им групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений и накапливают существительные, а также в речи детей появляются глаголы, потому что они могут воздействовать на предметы и ощутить их. В процессе формирования предметных действий (в основном орудийных) ребенок выделяет в предметах наиболее общие и постоянные признаки, на основе чего складываются обобщения. Мышление детей этого возраста конкретно и образно. Характерной чертой является высокая эмоциональность восприятия. Внимание ребенка, прежде всего, привлекают предметы с ярко выделяющимися внешними признаками.

По мнению психологов и педагогов А.В. Запорожца, В.С. Мухиной

в игре находят выражение основные потребности дошкольника, она способствует формированию и развитию психических процессов, организует, упорядочивает детскую деятельность[7].

При организации игр детей от 3 до 4 лет необходимо учитывать возрастные особенности: ребенок становится активнее, действия его сложнее

и многообразнее, возрастает стремление утвердиться – "Я сам!". Развивается память и внимание, но оно у малыша пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребенка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. использование дидактических игр, повышающих интерес малыша к знаниям, и, прежде всего, через дидактическую игрушку, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием[11].

Дидактические игры традиционно делят на игры с предметами, настольно-печатные и словесные. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначения; описывать предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них), расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания[6].

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов: дидактическую и игровую задачи, игровые действия, правила, результат игры, дидактический материал и дополнительные компоненты (сюжет и роль)[11].

Знания и умения, приобретаемые играющими, являются для детей побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача, а игровые действия – для детей младшего дошкольного возраста[6].

Большое значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка. Занимательность игры возрастает, если в нее включаются элементы загадочности. Так как для детей четвертого года жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира, для них нужно подбирать такой дидактический материал (игрушки), который все дети могли бы обследовать и активно им действовать[5].

Важная роль дидактической игры в психическом развитии детей объясняется тем, что она вооружает дошкольника доступными для него способами активности, воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий, содержание которых при других условиях недосягаемо

и недоступно для усвоения детьми.

2. КОНСПЕКТ

Интеграция образовательных областей (условное обозначение): СКР – социально-коммуникативное развитие; ПР – познавательное развитие; РР – речевое развитие; ХЭР – художественно-эстетическое развитие;

ФР – физическое развитие.

Образовательная работа состояла из нескольких этапов: предшествующая, основная и последующая.

Предшествующая работа:

1. Познавательно-речевое развитие: рассматривание книг и иллюстрации, раскрашивание раскрасок.

2. Художественно-эстетическое развитие: самостоятельное рисование "Мойдодыр".

3. Рассматривание дидактических картинок "Личная гигиена".

Организованная образовательная деятельность:

1. Познание (формирование целостной картины мира). Цикл по теме "Одежда":

- "Что мы носим?" (см. приложение стр. 13).

Цель: обогащать словарь названиями предметов одежды; учить называть свойства материала, сравнивать одежду, называть детали одежды; развивать память, внимание, мелкую моторику;

- "Обувь" (см. приложение стр. 16).

Цель: обогащать словарь названиями видов обуви, их составными частями и назначением разных видов; учить сравнивать, отвечать на вопросы; развивать речь, внимание, память, мышление, мелкую моторику;

- "Головные уборы" (см. приложение стр. 19).

Цель: обогащать словарь названиями головных уборов; учить описывать их, сравнивать, отвечать на вопросы;

- "Одежда, обувь, головные уборы" (обобщение темы) (см. приложение стр.23).

Цель: повторить названия предметов одежды; учить классифицировать одежду по сезону.

2. Познание (формирование элементарных математических представлений) "Примерим куклам платья" (см. приложение стр.25).

Цель: обогащать словарь; учить соотносить предметы с разными характеристиками и учить сравнивать предметы по длине путем наложения и приложения, учить выражать словами результаты сравнения: больше – меньше, длинный – короткий, длиннее – короче.

3. Конспект НОД по валеологии "Правила и предметы личной гигиены" (см. приложение стр.5).

Цель: обогащение словаря о предметах личной гигиены, закрепление навыков их использования.

Задачи: Расширить знания о предметах личной гигиены; обогащение словаря, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики, координации речи с движением. Воспитывать навыки опрятности, доброжелательность, отзывчивость, умение сочувствовать.

4. Чтение художественной литературы: "Мойдодыр" К.Чуковский

(см. приложение стр.29); Н. Павловой "Чьи башмачки"; А. Барто "Девочка чумазая", Л. Воронковой "Маша-растеряша", Е. Благинина "Новая одежка" (см. приложение стр.27).

Цель: учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия. Уточнить знание предметов одежды мальчиков и девочек, последовательности их надевания на прогулку. Воспитание желание и умения слушать художественное произведение. Развивать память.

5. Разучивание отрывка из стихотворений: З.Александровой "Мишка"; К.Чуковского "Мойдодыр".

Цель: развивать память, обогащение словаря.

6. Дидактическая игра "Это нужно нам зачем?"

Дидактическая задача. Закрепить у детей знания о предметах личной гигиены, активизировать их речь.

Игровая задача. Найти все предметы личной гигиены.

Игровые правила. Правильно находить и отбирать предметы. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе дети хлопают в ладоши, если ошибка – грозят пальчиком.

Игровые действия. Поиск предметов, нужных для личной гигиены.

7. Отгадывание загадок

Цель: Обогащение словаря, развитее памяти, мышление.

В группе, где проводилась апробация дидактических игр, списочный состав 25 детей: из них 5 человек часто болеют (Артур, Максим, Тася, Лиза, Дима), 4 ребенка не русскоговорящие дети (Парзад, Андриана, Злата, Стефан), 4 малыша на начала учебного года не владели активной речью (Соня, Оля, Кирилл, Артем). В марте всем детям исполнилось 3 года.

Речевая развивающая среда

1. Загадки по теме "Одежда" (см. приложение стр.2).

2. Физкультминутка "Дружно помогаем маме".

3. Потешки "Водичка, водичка, умой мое личико" (см. приложение стр.1).

4. Пальчиковая игра "Свинка Ненила", "Мы платочки постираем" (см. приложение стр.4).

Предметно-развивающая среда

1. Групповое помещение.

2. Игрушки (ванна, предметы личной гигиены, тазик для стирки, утюг для глажки, гладильная доска, мыльницы, веревка с прищепками для сушки)

3. Комплект демонстрационно-иллюстративного материала по теме: "Одежда", "Обувь", "Личная гигиена", "Мир ткани"

Основная образовательная деятельность

Была разработана серия дидактических игр: "Помоем куклу Аню", "Постираем одежду", "Погладим одежду кукле Ане".

Дидактическая игра "Помоем куклу Аню"

Дидактическая задача. Обогащение словаря детей существительными: кукла, полотенце, ванна, мыло, мочалка, мыльница; прилагательными: грязная, чистая, испачканное, глубокая, душистое, ароматное, гладкое, твердое, мелкая, пушистое, мягкое, шероховатая, теплая, горячая, холодная; глаголами: отмыть, смыть, постирать, погладь, намочить, намылить; наречиями:

аккуратно, бережно. Учить детей правильно называть предметы личной

гигиены; уточнять их назначение; активизировать речь детей. Воспитывать чувства детей: сострадание, желание помочь. Развивать внешнюю мотивацию,

память.

Игровая задача. Помыть куклу Аню.

Игровые правила. Взять в руки и сказать название предметов и действий.

Игровые действия. Опустить в ванну, раздеть, помыть куклу Аню.

Дидактическая игра "Постираем одежду для куклы Ани""

Дидактическая задача. Обогащение словаря детей существительными: брюки, кофта, носки; глаголы: замочить, намылить, стирать, выстирать, потрем, отожмем, полоскать, прополоскать, сушить – высушить; прилагательные: чистая, грязная (одежда): наречия: сильно, насухо. Развивать выполнение игровых действий, внешнюю мотивацию, мышление. Воспитывать желание взаимопомощи.

Игровая задача. Постирать одежду куклы Ани.

Игровые правила. Называть действия и названия предметов.

Игровые действия. Опустить, намылить, потереть, прополоскать,

отжать, встряхнуть, повесить одежду Ани.

Дидактическая игра "Погладим одежду кукле Ане""

Дидактическая задача. Обогащение словаря названиями одежды куклы (брюки, носки, майка, кофта) и названиями предметов обстановки (утюг, гладильная доска): глаголами (глажу, надеть, одеть) последовательность процесса одевания. Воспитывать заботливое отношение к кукле. Развивать двигательные умения и навыки.

Игровая задача. Погладить одежду кукле Ане.

Игровые правила. Правильно называть одежду в той последовательности, в какой будут надевать ее на куклу.

Игровые действия. Глажение, одевание, застегивание одежды.

Конспект

Вид

деятельности

Интеграция ОО

Задачи

Оборудование

Содержание

Примечание

НОД

СКР

РР

Развивающая задача: создать внутреннюю мотивацию к предстоящей деятельности.

Воспитывать культуру общения – здороваться.

Взаимодействие между детьми через речевое общение и действия.

Способствовать воспитанию чувства сопереживания, желание помогать.

Воспитывать желание быть опрятным.

Развивающая задача: обогащать словарь словами: грязная, испачканное; формировать умение вести диалог: слушать и понимать вопрос.

Воспитательная задача: воспитывать чувства детей: сострадание, желание помочь.

Развивающая задача: развивать внешнюю мотивацию, память.

Игрушка – девочка, одетая в грязную одежду и с испачканным лицом и руками.

Вводная часть (создание мотивации к предстоящей деятельности).

Задаю детям вопросы:

- Ребята, ой кто это меня за ногу дергает?

Для повышения активности детей применить игровой прием, такой как внезапное появление игрушки и словесный прием – констатирующий вопрос к детям "Кто?".

Поднимаю куклу – девочку.

- Как тебя зовут? – подношу куклу к уху. – Ребята, девочка говорит, что её зовут Аня.

Предлагаю детям поздороваться с Аней:

- Ребята, посмотрите внимательно на одежду и лицо Ани.

Прошу детей ответить на вопросы:

Используется прием вопрос (констатирующий "какое?")

- Скажите, какое лицо у Ани? – грязное, испачканное.

Для активизации словаря используется прием – индивидуальное
 и хоровое повторение слов: грязное и испачканное.

 - А какие руки у Ани? Для закрепления слова (грязная) используется  прием – включение слова в предложение.

Какая одежда на Ане? – грязная.

Почему? (выслушиваю предположения детей) Используется прием – вопрос (поисковый "почему?") для установления связи
 и отношения между явлениями.

- Аня, что с тобой случилось? Прошу 2-3 детей подойти к Ане
и спросить её.

Используется прием – образец обращения.

Подношу куклу к уху.

- Ребята, Аня говорит, что она шла в гости к своему другу, споткнулась и упала в лужу. Она не может в таком виде дальше идти, а её ждут. Как же мы можем помочь Ане? – выслушиваю ответы детей.

Для активизации словаря используется прием – вопрос.

- Правильно, мы поможем Ане отмыть лицо и руки, постирать ей одежду.  Для уточнения глаголов используется прием – включение слов в предложение.

Сначала дети здороваются хором, затем прошу 2-3 детей поздороваться индивидуально, предлагая детям спросить, что с ней случилось.

Даю образец обращения к кукле.

РР

СКР

ПР

РР

Закреплять название умывальных принадлежностей: мыло, мыльница, полотенце; прилагательных: глубокая, душистое, мягкое и активизировать их.

Воспитывать внимательное отношение к другим детям: не толкаться, уступать.

Способствовать пониманию слов горячая, теплая, холодная.

Развивающая задача: развивать познавательно-исследовательскую деятельность обследовательских действий: потрогай, понюхай, погладь;

совершенствовать чувственный опыт детей.

Учить ощущения обозначать словом: мягкое, душистое, гладкое, шероховатое.

Воспитательная работа: выполнять правила: подходит тот, кого назовет воспитатель, взять предмет, назвать его, отнести на стол.

Развивающая задача: обогащение словаря словами качества (красное, зеленое, белая, желтая; круглое (мыло), квадратное (полотенце), глубокая (ванна), мелкая (мыльница), особенности поверхности (гладкое, пушистое, шероховатая) и свойства (после сжимания восстанавливает первоначальную форму)

1.Стол с умывальными принадлежностями.

2. Стол, накрытый клеенкой.

Сначала надо приготовить все для купания.

Приближаю столы ближе к детям.

Прошу детей посмотреть на стол и сказать, что находится на столе – дети называют предметы.

Для активизации словаря используется прием – вопрос

- В чем мы будем купать Аню?- правильно в ванне.

Прошу одного ребенка подойти к столу и взять ванну и отнести ее на стол, накрытый клеенкой.

Используется прием – называния предмета с показом.

- Что поставил (называю имя ребенка) на стол? Какого цвета ванна? – дети называют цвет.

(Называю имя ребенка) подойди к ванне, загляни в нее, проведи внутри рукой и скажи ребятам, какая она? – глубокая. Прошу слово "глубокая" сказать хором, затем по одному (2-3 ребенка). Используется для запоминания прием – хоровое  и индивидуальное проговаривания.

- Что мы хотим сделать? (отмыть Аню)

Используется прием – указания с целью разъяснения детям способа действия для достижения определенного результата.

- Чем будем смывать грязь с лица и рук? – правильно мылом.

(Называю имя ребенка) подойди к столу возьми мыло.

Вопросы детям:

Используется наглядный прием (показ), словесный (вопрос) и активные действия детей по обследованию предмета для активизации словаря.

-Ты что взял? Ребята, что он взял? Какого цвета мыло? Понюхай мыло, какое оно? – душистое, ароматное. Дай его ребятам, пусть все его понюхают. Какое мыло? Прошу детей повторить слова.

Прием – указание.

- А теперь погладь его. Мыло, какое? (гладкое) Надави на него. Какое мыло? (твердое) Прошу детей повторить слова. Какую форму имеет мыло?

- Как называется домик для мыла? (Мыльница) Подойди к столу
и возьми мыльницу (имя ребенка)

Прием – словесный (указания и вопрос) и практический (опыт) для выявления свойств и развития наглядно-действенного мышления и дети высказывают предположения.

- Что ты поставил на стол? Какого цвета мыльница? Проведи внутри пальцем и скажи ребятам, какая она? – мелкая. Прошу слово "мелкая" сказать хором, затем по одному 2-3 ребенка. А ещё какая? Дай ребятам, пусть все проведут  пальцем. А ты, Юля, как думаешь мыльница какая?

Прием – повторное проговаривание с целью запоминания

Вопросы детям.

- Чем мы будем вытирать? Правильно – полотенцем. Кирюша подойди к столу и возьми полотенце. Что ты взял? Погладь его. Какое полотенце? (пушистое, сухое, ворсистое, махровое, пышное). Дай его ребятам, пусть все его погладят. Какое полотенце? А ещё какое? А ты, Настя, как думаешь? Давайте, вместе скажем "пушистое". Сомни его. Какое полотенце? (мягкое)

- Какого цвета полотенце? – Все ли мы приготовили для купания. (Ответы детей)

- Правильно, мы забыли мочалку. (Имя ребенка) подойди к столу и возьми мочалку. Что ты взял? Сомни ее. Какая она? (мягкая) Давайте вместе скажем "мягкая", затем прошу 2-3 человек повторить индивидуально.

Дай ее ребятам, пусть они сожмут.

Вопросы детям: – А ещё какая? (после сжимания восстанавливает первоначальную форму). Погладь ее. Мочалка, какая? (Шероховатая) Давайте вместе скажем "шероховатая", затем прошу 2-3 человек повторить индивидуально. Какого цвета мочалка? Какую  форму имеет мочалка?

Сначала дети называют предметы хором, затем по одному ( 2-3 ребенка).

Новые слова произношу немного громче, медленнее, четко проговаривая окончания.

ПР

РР

Развивающая задача: развивать умение делать вывод (мышление).

Формировать познавательные действия

Развивающая задача: обогащение словаря прилагательными: холодная, горячая, теплая

Лейки с водой.

- Ребята, что должно быть в ванне? Правильно – вода. Как вы думаете, какая вода должна быть горячая, теплая или холодная?- правильно, вода должна быть теплая, чтобы Аня не обожглась и не замерзла – поясняю детям.

Давайте все вместе скажем: теплая.

(Называю имя ребенка) возьми около стола лейку, потрогай ее, как ты думаешь, какая там вода? – теплая. Налей воду в ванну, а я тебе помогу – беру большую лейку и наливаю воду.

- Что делает (имя ребенка)? (наливает воду)

Прошу детей по одному подходить к ванне, опускать руку и говорить, какая вода. Прошу детей сказать, все ли готово для купания – да.

Подношу куклу к уху: – Ребята, Аня говорит, что она не хочет купаться, потому что вода очень горячая. Скажите Ане, какая вода? –  теплая.

Использую прием объяснения.

Использую прием хорового проговаривания.

Использую прием повторного проговаривания.

СКР

РР

РР

Развивающая задача: выполнять игровые действия  дружно, вместе пользоваться игрушками.

Обогащать словарь детей наречиями: аккуратно, бережно и активизировать их в речи.

Обогащать игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Обогащать словарь словами прилагательными: чистая, мокрая, сухая; существительные, обозначающие название одежды: майка, трусы, брюки, рубашка, носки.

Давайте поможем Ане раздеться. (Называю имя ребенка) сними с Ани кофту. Что снимает …? Закрепляем название одежды. Аналогично снимаем туфли, брюки, носки, трусы.  Прошу детей одежду аккуратно повесить на стульчик.

Прошу одного ребенка аккуратно посадить куклу в ванну и подержать ее.

Как будем мыть Аню? Другого ребенка прошу взять мыло и мочалку, намочить ее, намылить и бережно смыть грязь с лица. Затем прошу двух детей (один держит куклу, другой смывает) смыть грязь с рук. Спрашиваю у всех детей, что делает…(называю имя)? Как он это делает, побуждаю произносить слова аккуратно, бережно. Как вы думаете, Ане нравится купаться? Почему её нравиться? Как узнать, что Аня стала чистой? Правильно, посмотреть, всю ли пену смыли. Если пена осталась, значит, и грязь осталась на теле.

Какой стала Аня после мытья? (чистая и мокрая)

Что нужно сделать с Аней? (вытереть)

Прошу двух детей вытереть куклу (один держит, другой вытирает). Что делает …(имя)? Как он это делает? Какой стала Аня после вытирания полотенцем? (чистая и сухая)

Предлагаю одеть Аню в чистую одежду.

Дети берут куклу, одевают и переходят к самостоятельной игровой деятельности.

Использую прием повторного проговаривания.

Использую прием – вопрос

Уношу ванну.

РР

ПР

Развивающая задача: обогащать и активизировать словарь: сущ. – платье, брюки, носки; гл.- замочить, намыливать, стирать – выстирать, полоскать – прополоскать, сушить – высушить, трём; прил. – чистая, сухая, грязная, мокрая (одежда).

Формировать умение отвечать развёрнутыми предложениями.

Воспитательная задача: воспитание желания быть чистоплотным, взаимопомощи.

Обучающая задача: формировать знания о предметах, необходимых для стирки.

Развивающая задача: развитие двигательных умений и навыков.

Таз с водой, мыло, фартучки и нарукавники, клеенка для стола

Д/игра "Постираем одежду для куклы Ани"

- Давайте постираем одежду для Ани.

Рассматриваем одежду, называем ее.

Показываю трусы, что это? Они грязные или чистые? – определяем, что чистые. Показываю кофту, что это? Она грязная или чистая? Показываю носки, что это? Они грязные или чистые? Показываю брюки, что это? (брюки) Какие они Грязные или чистые? Мы рассмотрели  что? (одежду) Получается, что надо стирать брюки и кофту.

Чтобы правильно постирать предлагаю сыграть в пальчиковую  игру "Мы платочки постирали".

После игры

Приглашаю двух детей. Один стирает брюки, другой – кофту. Руковожу действиями детей.

- Опусти в таз с водой одежду. Замачиваем одежду в тазике с тёплой водой.

- Что дальше делать?

- Берём мыло и намыливаем мокрую одежду.

Повторите "намыливаю"

 - Намыливаем так, чтобы образовалась пена и начинаем стирать.

-  Что дальше делаем? (трём)

Повторите дети: – Потри одежду и имя ребенка

Потерли, а теперь, что делать будем? (отжимать)

- Одежду вы постирали, а что теперь надо сделать? (прополоскать в чистой воде)

Наливаю в другой таз тёплой воды и дети начинают полоскать бельё.

- Что вы сейчас делаете? (поласкаем одежду)

- Вот теперь вся одежда чистая!

- Можно надевать одежду на куклу? (нет)

- Почему? (одежда мокрая)

- Что мы должны сделать, чтобы она стала  сухой? (высушить) Как?

- Для этого мы повесим одежду на верёвку, чтобы одежда высохла.

Ещё раз показываю предметы и прошу их назвать.

Предлагаю детям завтра постирать одежду для других кукол.

Приношу таз с водой.

СКР

СКР

РР

Закреплять последовательность одевания.

Воспитательные задачи: желание быть чистым (умение замечать непорядок в одежде и устранять его); воспитывать  желание взаимопомощи.

Образовательная задача: расширять знания о одежде.

Развивающая задача: обогащение словаря; развитие двигательных умений и навыков;

развитие мышление

Продолжать воспитывать культуру общения: прощаться, благодарить за оказанную помощь.

Оборудование для глажения: доска, утюг, одежда для куклы.

Д/игра "Погладим одежду Кукле Ане"

Посмотрим, высохла ли одежда. (Называю имя) подойди, потрогай одежду, какая она?-  сухая. Все стало у нее чистое, но мятое, некрасивое, надо погладить, чтобы было красиво. Приношу игрушечную гладильную доску и утюг. Показываю детям утюг и называю, чтобы запомнили, спрашиваю 2-3 детей. – - Что это? Ответы детей. Затем хоровое повторение. Показываю гладильную доску и называю. Прошу повторить 2-3 детей, затем хоровое повторение. Прошу одного ребенка погладить рубашку, другого – брюки. Дети гладят, а я проговариваю: "Какая стала рубашка и брюки гладенькие, красивые!"

- Мы погладили белье для куклы Ани. А как мы это делали?

Имитирую глаженье движения рукой и предлагаю повторить это движение детям. Затем дети помогают Ане одеться, при одевании закрепляем название одежды

Сначала наденем…потом наденем…

Аня благодарит детей за оказанную помощь, и что они были очень внимательные к ней. Предлагаю детям поиграть. Начинается самостоятельная игровая деятельность.

Говорит детям до свидания, дети прощаются с ней. Через несколько дней детям для игры даю одежду кукол, тазик, вешаю веревку, раздаю пластмассовые утюжки. Дети закрепляют действия и названия.

 Подведение итогов.

- Ребята, какие вы молодцы? Вы так помогли Ане. Я вами горжусь.  

Для одевания помощник воспитателя меняет комплект белья на сухой

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2011. – 400 с.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Издательство АСТ, 2008.

3. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2010. – 1008 с.

4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий / В.В. Гербова. – М.: Синтез, 2012. – 187 с.

5. Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 176 с.

6. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -14-е изд., стер. – М.: Издательский центр "Академия", 2013. – 416 с.

7. Курдякова С.В. Развиваем речь: как слышать и понимать слова, учимся рассказывать, игры со словами – М.: Эксмо, 2010. – 64 с.

8. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы,

Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, – 2-е изд., испр. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 336 с.

9. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред. О.С. Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 208 с.

10. Развитие речи детей 3-5 лет. 2-е изд., переработ. и доп. / Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192с.

11. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 336 с.

12. Ушакова О.С. Материалы курса "Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития": лекции 1-8. М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2010.

13. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ. Сфера, 2012. – 56 с.

14. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ. Сфера, 2011. – 192 с.

15. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – URL: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/ 2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf. Дата обращения: 20.12.2014.