Объекты и субъекты авторского права

Объекты и субъекты авторского права.

Статьи по теме
Искать по теме

На рубеже тысячелетий, как никогда ранее, умы человечества привлекает вопрос о будущих перспективах. Многочисленные прогнозы сходятся в одном – роль научных достижений, технологий, значение интеллекта будут, несомненно, возрастать. В праве это связывается с таким сложным явлением, как интеллектуальная собственность. Сама интеллектуальная собственность – это один из важнейших феноменов и одно из ключевых понятий мирового сообщества конца XX века. Для России это, фактически, новое явление. В современных условиях в России происходит рост влияния интеллектуального фактора на экономическое, социальное и политическое развитие. В этом отношении процессы, происходящие в нашем государстве созвучны с процессами, имеющими место и в других государствах.

В целях создания благоприятных условий для наращивания интеллектуального потенциала общества Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Эта свобода получает конкретные юридические гарантии в виде норм авторского права.

Проблемы авторского права как одного из институтов интеллектуальной собственности являются предметом острого дискуссионного обсуждения. Это объясняется как сложностью самого предмета научного анализа, так и дефицитом понимания между представителями различных отраслей общественных наук, занимающихся исследованиями в данной области. Поэтому авторское право следует рассматривать как комплексное понятие, на стыке различных отраслей.

Авторское право, закрепляющее гарантии создателей произведений литературного, научного и художественного творчества, выступает как один из важнейших структурных элементов демократической системы государства по реализации прав и свобод человека и гражданина.

Реформирование отечественной правовой системы началось с принятия новых законодательных актов, связанных с гарантиями в интеллектуальной области. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.).

Актуальность изучения различных аспектов авторского права связана с тем, что развитие современных, в том числе компьютерных технологий обостряет проблему защиты прав создателей литературных, художественных, научных произведений. Одновременно, эта проблема сталкивается с такими важными естественными правами человека, как неприкосновенность личности, свобода слова, мысли, право на пользование достижениями культуры, на доступ к информационным ресурсам. Правовая наука стоит перед сложной проблемой соотношения публичного и частного интереса в сфере интеллектуального творчества, о пределах свободы осуществления прав в области культуры и информации – создателей произведений литературного, научного и художественного творчества и каждого отдельного гражданина, каждой личности.

Авторское право, как одна из юридических гарантий конституционной свободы творчества и объект исключительных прав, в условиях демократизации общественной и государственной жизни и перехода к рыночным формам экономики, приобретает все возрастающее значение. Современное авторское право призвано дать ответ на вопрос о том, где кончается право одного и начинается право другого человека, то есть дать ответ на вопрос о пределах осуществления прав в сфере творческой деятельности. .

Понятие Авторское право

Авторское право – один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

Защита авторских прав является одной из важнейших проблем в современном гражданском праве. Несмотря на то что сегодняшнее законодательство содержит достаточно эффективные механизмы защиты от незаконного внедоговорного использования произведений авторского права, тем не менее далеко не всегда эти механизмы реализуются на практике. Сложилось два подхода в определении юридической природы авторских прав.

Первый, так называемый "проприетарный" подход основан на отождествлении права создателя на достигнутый результат с правом собственности лица, создавшего материальный объект. Так, в российском законодательстве XIX в. право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, а предпринимателям предоставлялась возможность не только "покупать" авторское право на данное произведение, но и становиться собственником всего будущего творчества автора.

Другой подход – через призму понятия исключительных прав. В юридической литературе существуют различные трактовки исключительного характера авторских прав: от толкования их как неотчуждаемых и неотторжимых от личности автора в течение всей его жизни до полного отрицания этого понятия.

Понимание правовой природы авторских прав имеет важное практическое значение прежде всего для определения совокупности авторских правомочий, передача которых возможна, и к тому же для установления сущности авторских договоров, режима использования прав, приобретенных в результате заключения договоров.

Авторское право включает в себя следующие понятия:

- автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;

- аудиовизуальное произведение – произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации;

- база данных – объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и так далее), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ);

- воспроизведение произведения – изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях – одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением;

- воспроизведение фонограммы – изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе;

- запись – фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

- изготовитель аудиовизуального произведения – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения; при отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении обычным образом;

- изготовитель фонограммы – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом;

- исполнение – представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком);

- исполнитель – актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер;

- обнародование произведения – осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом;

- опубликование (выпуск в свет) – выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения, фонограммы;

- передача в эфир – сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения). При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой;

- передача организации эфирного или кабельного вещания – передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

- показ произведения – демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности;

- последующая передача в эфир – последующая передача в эфир ранее переданных в эфир произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания;

- программа для ЭВМ – объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения;

- произведение декоративно-прикладного искусства – двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом;

- публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения – любые показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания;

- режиссер – постановщик спектакля – лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля (представления);

- репродуцирование (репрографическое воспроизведение) – факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание; репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме;

- сдавать в прокат (внаем) – предоставлять экземпляр произведения или фонограммы во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды;

- сообщать – показывать, исполнять, передавать в эфир или совершать иное действие (за исключением распространения экземпляров произведения или фонограммы), посредством которого произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания становятся доступными для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от их фактического восприятия публикой;

- сообщать для всеобщего сведения по кабелю – сообщать произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств;

- фонограмма – любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков;

- экземпляр произведения – копия произведения, изготовленная в любой материальной форме;

- экземпляр фонограммы – копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме.

Нормы авторского права

Нормы авторского права выполняют следующие функции: признание авторства, охрана произведений; установление режима использования произведений; наделение авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом интеллектуачьных (личных неимущественных) и исключительных (имущественных) прав; защита указанных прав.

Нормы авторского права устанавливают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. Согласно статье 138 Гражданского кодекса Российской Федерации, обладатель авторского права имеет исключительное право использования. Третьи лица вправе использовать произведения лишь с согласия обладателей исключительных прав.

Юридическая природа норм авторского права до настоящего времени является предметом острых и неоднозначных дискуссий. Большинство российских ученых рассматривают авторское право в качестве института гражданского права. Диссертант отмечает, что в отличие от институтов гражданского права авторское право регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатами интеллектуального труда, что и порождает специфику соответствующих отношений. Создаваемые произведения неотделимы от их авторов, что предопределяет специфику авторского права. Права авторов носят как личный, так и имущественный (исключительный) характер. Данные обстоятельства оказывают принципиальное влияние на правовое регулирование авторских отношений, обуславливая выделение норм авторского права в относительно самостоятельную подотрасль права.

Очевидная недостаточность общих норм гражданского права, а также неприемлемость норм вещного права для регламентации отношений по поводу результатов интеллектуальной деятельности обусловили формирование ряда специальных институтов, опосредованно относящихся к данному виду деятельности. И авторское право является главным из этих институтов.

Нормы авторского права, главным средоточением которых является Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", имеют многоотраслевой характер, и относятся как к конституционному, так и к гражданскому, гражданско-процессуальному законодательству, административному законодательству; имеются также отсылочные нормы к уголовному законодательству. Значительная часть норм Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"- это специфические нормы авторского права, содержание которых предопределено предметом отношений, спецификой авторских отношений, в основе которых лежит интеллектуальный труд. Это, в частности, вопросы о сроках охраны авторского права, о произведениях, являющихся общественным достоянием, об изъятиях из исключительных прав.

Нормы авторского права включают авторские, гражданско-правовые и другие нормы. И это обстоятельство достаточно ярко характеризует специфику авторского права как многоотраслевого, комплексного правового института.

Объекты авторского права

Принцип свободы творчества является ведущим конституционным принципом авторского права, а авторское право становится основной формой его реализации.

Фундаментальной базой авторского права являются естественные неотчуждаемые права человека на творческую свободу и самовыражение личности во всех областях духовной жизни, доступ к ценностям культуры, благам образования и банкам социально значимой информации.

Рассмотрение свободы творчества как принципа авторского права является достаточно утвердившимся положением в отечественном правоведении на уровне доктрины, в частности, это утверждают А.П.Сергеев, К.А.Свердлых, Т.М.Шамба, Н.М.Кейзеров.

Согласно ст. 6 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах": "авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся резу4льтатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения".

В самом прямом смысле понятие "авторское право" или "copyright" означает "право создание копий". Авторские права представляют собой одну из форм защиты интеллектуальной собственности, совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства. Авторское право распространяется на вышеуказанные произведения, независимо от их назначения и достоинства, а также способов выражения.

Нормы авторского права выполняют следующие функции: признание авторства, охрана произведений; установление режима использования произведений; наделение авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом интеллектуальных (личных неимущественных) и исключительных (имущественных) прав; защита указанных прав.

Нормы авторского права устанавливают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. Согласно статье 138 Гражданского кодекса Российской Федерации, обладатель авторского права имеет исключительное право использования. Третьи лица вправе использовать произведения лишь с согласия обладателей исключительных прав.

Юридическая природа норм авторского права до настоящего времени является предметом острых и неоднозначных дискуссий. Большинство российских ученых рассматривают авторское право в качестве института гражданского права.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

2. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

- звуко – или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

- в других формах.

Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям пункта 1 настоящей статьи и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права.

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.

Для того чтобы повысить уровень охраны, законодатель отказался от ранее применявшихся принципов непередаваемости авторских прав и строгого правового регулирования авторских договоров, а также распространил авторские правомочия на обширные сферы, где ранее авторские произведения использовались на бездоговорной основе, свободно.

Объектами авторского права являются:

- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

- хореографические произведения и пантомимы;

- музыкальные произведения с текстом или без текста;

- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

- произведения архитектуры, градостроительства и садовопаркового искусства;

- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

- другие произведения.

Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

К объектам авторского права также относятся:

- производные произведения (переводы, обработки, аннотации, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

- сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

В советском авторском праве авторские права считались непередаваемыми, ни частично, ни полностью. Этот принцип относился не только к личным правам, но и к имущественным правам. Считалось, что при заключении обычного авторского договора автор лишь "разрешает" использовать свое произведение. Таким образом, даже разрешив использование произведения по договору, автор оставался владельцем всех авторских прав, а организация никаких авторских прав не получала. Иными словами, в гражданском обороте авторские права не участвовали: все авторское право сводилось к праву автора на получение определенного, нормированного вознаграждения при использовании произведения. Такое авторское право вполне удовлетворительно работало в едином хозяйственном комплексе Советского государства, где отсутствовала конкуренция между отдельными организациями, а, напротив, соблюдалось строгое разделение функций. В этих условиях никакого исключительного авторского права вообще не требовалось.

В соответствии с новым Законом передаваемость исключительных имущественных авторских прав отвечает как интересам авторов, так и интересам организаций-пользователей; последние заинтересованы иметь исключительные авторские права для того, чтобы привлечь зрителей, читателей, покупателей, укрепить свои позиции на рынке. Это также укрепляет всю систему авторского права, повышает значение этой системы.

Субъекты авторского права

Авторское право по закону принадлежит автору – физическому лицу, творческим трудом которого создано произведение. Создатель произведения считается субъектом (носителем) авторских прав автоматически, без необходимости получения какого-либо разрешения и без регистрации произведения.

Субъекты авторского права могут быть представлены двумя группами: авторы и иные правообладатели. Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Обладателями субъективного авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники. Право на произведение для каждой категории субъектов возникает в связи с различными юридическими фактами – созданием произведения, переходом авторских прав по наследству, авторскому договору и т.д.

В Российской Федерации автором может быть только физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, до тех пор пока не будет доказано иное. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. Может ли быть признано автором несовершеннолетнее или недееспособное лицо? Содержание гражданской правоспособности не связано ни с возрастом, ни состоянием здоровья конкретного лица. Статья 17 ГК РФ определяет, что способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская дееспособность) признается в равной степени за всеми гражданами и возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью. В связи с этим носителем авторских прав в отношении созданных ими произведений могут быть и лица, не достигшие совершеннолетия либо признанные в установлен ном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными. Но при реализации авторских прав малолетних авторов (не достигших 14 лет) и недееспособных лиц в качестве их законных представителей выступают родители или опекуны, которые и совершают сделки от их имени. Несовершеннолетний (с 14 до 18 лет) автор произведения науки, литературы и искусства или иного охраняемого законом результата интеллектуальной деятельности осуществляет свои права самостоятельно. Вместе с тем он так же самостоятельно несет и имущественную ответственность по совершенным им сделкам в сфере авторских правоотношений. Автор, дееспособность которого ограничена судом на основании того, что вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами он ста вит семью в тяжелое материальное положение, реализует свои авторские права лишь с согласия назначенного ему попечителя, задачей которого в соответствии со ст. 33 ГК РФ является оказание подопечному содействия в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей, а также охрана его от злоупотреблений третьих лиц.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух и более лиц, принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также самостоятельное значение (ст. 11 закона об авторском праве).

Если произведение, созданное несколькими авторами, образует неразрывное целое, и каждый из соавторов вносит свой творческий вклад в произведение в целом, то такое соавторство является неделимым и ни один из них не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения. Споры об использовании таких произведений разрешаются в судебном порядке.

Если часть произведения признается имеющей самостоятельное значение и может использоваться независимо от других, то каждый из соавторов вправе использовать свою часть по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Взаимоотношения соавторов могут определяться договором между ними. Договор (соглашение) между соавторами должен быть подписан всеми соавторами. Его копия может быть приложена к авторскому договору, соавторы могут определить последовательность проставления своих имен на произведении, если такой оговорки не будет, то имена соавторов указываются в алфавитном порядке.

Вот как звучит ст.10 закона об авторском праве:

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.

Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

2. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно.

Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Составители сборников произведений, результатом творческого труда которых является подбор и расположение материалов, пользуются авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов произведений, включенных в сборник. Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и расположение тех же материалов для создания других сборников.

Авторы двух или более разных статей, помещенных в один сборник, не становятся соавторами, они сохраняют авторское право каждый на свое произведение и могут использовать свои произведения независимо от сборника в целом.

Субъектами авторского права также являются лица, осуществляющие перевод, переделку, аранжировку и другую переработку основного произведения. Такие произведения являются производными. У авторов производных произведений права возникают с момента создания данных произведений, но эти авторы обязаны соблюдать права авторов основного произведения. Так, например, переводчик обязан получить согласие автора основного произведения на перевод, если срок действия авторского права на него не истек. При издании перевода необходимо указывать имя автора основного произведения, причем в этом случае не имеет значения срок действия авторского права, так как право на имя охраняется бессрочно. Те же требования предъявляются и к аранжировкам и переработкам. Кроме того, закон не запрещает другим лицам осуществлять свои переводы или переработки тех же произведений.

Довольно сложно обстоит дело с аудиовизуальными произведениями (теле-, видео-, кино-, диафильмы, слайды), которые воспринимаются как на слух, так и зрительно. Авторами этих произведений являются несколько лиц: режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор). Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, пользуются авторским правом, каждый на свое произведение. Эти произведения могут быть созданы ранее (роман, положенный в основу сценария), а также непосредственно для этих аудиовизуальных произведений (сценарий, киносценарий, музыкальное произведение). Если используется музыкальное произведение, созданное ранее, то его автор не является автором аудиовизуального произведения. Право на использование любых произведений, созданных ранее, срок действия авторского права на которые не истек, необходимо получить у авторов этих произведений.

При создании аудиовизуального произведения авторы заключают договор с изготовителем - физическим или юридическим лицом, взявшим на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения. Этими лицами могут являться кино- или телестудия, кинопродюсер, лица, которые финансируют создание данного произведения. Авторы по этому договору передают права на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю, передачу в эфир и любое другое публичное сообщение, а также на субтитрирование и дублирование текста, если другое не предусмотрено договором. Особенностью этих договоров является то, что они действуют в течение времени действия авторского права на аудиовизуальные произведения. Изготовитель этого произведения вправе при любом использовании указывать либо требовать указания своего имени или наименования на произведении.

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания, принадлежит его автору. Имущественные права, право использования служебного произведения способом, обусловленным целью задания, принадлежит лицу, по заданию которого оно создано (работодателю), если договором между ним и автором не преду смотрено другое.

Автору выплачивается вознаграждение за использование произведения. Размер вознаграждения за каждый вид использования и порядок его выплаты устанавливается договором между автором и работодателем. Вознаграждение может быть выплачено в виде заработной платы. Работодатель вправе требовать при использовании служебного произведения указания своего наименования на продукте.

Если автор умирает, то право на использование переходит по наследству. В порядке наследования авторское право переходит по закону (ст. 29 закона) и по завещанию. Наследником по завещанию может быть любой гражданин, как входящий, так и не входящий в круг наследников по закону, а также юридические лица или государство.

Все субъекты авторского права могут передавать свои имущественные права на объекты любым физическим и юридическим лицам по договору. Такие лица являются правопреемниками и обладают правами в пределах, оговоренных договором.

Литература

1. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах"

2. Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2000

3. Макагонова Н.В. Авторское право: Учеб. пособие / Под ред. Э.П. Гаврилова.-М.: Юрид. лит., 2009.

4. Варганова Анна Ивановна, автореф. "Теоретические основы регулирования и охраны авторского права"

5. П.Б. Мэггс А.П. Сергеев "Интеллектуальная собственность" М.: "Юрист" 2009.

6. Красавчикова Л.О. Авторское право и право гражданина на собственное изображение // Проблемы современного авторского права. Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск. 2011.