Деятельность нотариата в наследственных правоотношениях

Деятельность нотариусов сложна, многогранна и охватывает значительную часть повседневной жизни участников гражданского оборота. Потребности общества и государства в институте нотариата в настоящее время увеличиваются, а потому существенно меняется подход к правовому регулированию этой деятельности.

Статьи по теме
Искать по теме

Правовая природа и содержание наследственных правоотношений

Деятельность нотариата в наследственных правоотношениях

Мнения большинства ученых, представленные в приложении 1 свидетельствуют о том, что предметом наследственного права являются отношения по переходу имущественных и некоторых личных неимущественных прав и обязанностей умершего к другим лицам.

Предмет правового регулирования наследственного права определен в ст. 1110 ГК РФ. Законодателем установлено, что реализация гражданами права наследования осуществляется в рамках наследственного правоотношения и обеспечивается переходом имущества умершего (наследственного имущества) к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если иное не предусмотрено ГК РФ.

Таким образом, наследование относится к числу производных, т.е. основанных на правопреемстве, способов приобретения прав и обязанностей.

Однако, сформулированная таким образом законодательная дефиниция термина "наследование" требует более обстоятельного пояснения.

Во-первых, в порядке наследования переходит имущество наследодателя. Примечательно, что в данном случае законодатель вкладывает в это понятие не только объекты материального мира, которые в привычном понимании именуются имуществом. В отношении имущества, переходящего в порядке наследования, его следует трактовать в более широком смысле. В частности, в соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследственного имущества (наследства, наследственной массы), помимо имущества, включаются вещи, а также имущественные права и обязанности.

Также в некоторых, предусмотренных законом случаях в состав наследственной массы могут быть включены не только существующие права и обязанности умершего гражданина, но и те права, которые он не успел оформить при жизни. Так, в соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", если гражданин подал заявление о приватизации, но до того как успел заключить договор о передачи имущества в собственность скончался, право на заключение данного договора должно быть включено в состав наследства.

В силу прямого указания закона не входят в состав наследства права и обязанности, которые неразрывно связаны с личностью наследодателя, включая личные неимущественные права и обязанности, а также иные права и обязанности, переход которых прямо запрещен законом.

Относительно интеллектуальных прав, следует заметить, что напрямую в законе они не названы в качестве объектов наследственного правопреемства. Однако, необходимо учитывать, что в понятие интеллектуальных прав, входит, в первую очередь, исключительное право, являющееся по своей природе абсолютным правом (ст. 1226 ГК РФ). Помимо исключительного права существуют и иные права (обязательственные права), которые возникают на основе, к примеру, лицензионных соглашений.

Во-вторых, наследодателем является не только умершее лицо, но и гражданин, который был в установленном порядке признан умершим.

Наследодателем может выступать любое физическое лицо, при этом его гражданство не имеет принципиального значения, соответственно, наследодателем может быть гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства, которые находятся на территории РФ. Такой подход законодателя объясняется тем, что основанием наследования является не волеизъявление субъекта права, а юридический факт, заключающийся в смерти человека и месте открытия наследства.

В-третьих, субъектами наследственного правопреемства являются наследодатель и наследник, а имущество в порядке универсального правопреемства переходит к наследникам. Состав наследников определяется ст. 1116 ГК РФ, которая содержит закрытый перечень таких лиц.

В отличие от специального (сингулярного), при наследственном правопреемстве правопреемник, наследник, становится на место праводателя, наследодателя, во всех правоотношениях. Акт принятия наследства распространяется на всё наследство, которое причитается данному лицу, в чём бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Причём этому акту придается обратная сила, т.е. наследство считается принадлежащим лицам, которые его приняли, уже с момента открытия наследства.

В науке наследственного права наиболее приемлемой представляется такая позиция на правовую природу наследственного правоотношения, которая указывает на то, что в своём развитии наследственное правоотношение проходит два этапа:

1) первый этап начинается с момента открытия наследства до момента реализации наследником права на принятие наследства. Содержание наследственного правоотношения, являющегося абсолютным правоотношением, на данном этапе составляют следующие субъективные права и обязанности: а) право наследника принять или отказаться от наследства; б) обязанность третьих лиц не чинить препятствия; в) обязанность государственных органов и иных лиц (нотариусов, исполнителей завещания и др.) содействовать в осуществлении наследником данного права;

2) второй этап возникает с момента принятия наследства до определения юридической судьбы наследства. В основе содержания наследственного правоотношения на данном этапе лежит право наследника на наследство, реализуя которое, наследник становится в итоге участником соответствующего правоотношения (носителем права собственности или иного вещного права, права кредитора в обязательстве и др.).

На этом этапе на наследника возлагается и ряд обязанностей: а) оплатить расходы, связанные с получением наследства (ст. 1136, 1174 ГК РФ); б) возвратить всё имущество, неосновательно полученное им из состава наследства (п. 3 ст. 1117 ГК РФ); в) компенсировать другим наследникам несоразмерность получаемого наследственного имущества.

Основаниями возникновения наследственного правоотношения, как и любого гражданского правоотношения, выступают нормативные, правосубъектные и юридико-фактические основания. Причём первые два основания являются необходимыми предпосылками, а третье – собственно основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений (юридическими фактами).

Если говорить о нормативных основаниях, то различают два основания: наследование по завещанию и наследование по закону (понятие "наследование но закону" носит условный характер, т.к. наследование во всех случаях осуществляется на основании и в соответствии с законом).

Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ, как показано в приложении 2.

Правосубъектные основания определяют способность лица быть участником наследственного правоотношения. По общему правилу к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства. Лицо, интересы которого подлежат охране ещё до рождения, называется насцитурус, т.е. ещё не родившийся. К наследованию по завещанию могут призываться также указанные в нём юридические лица, существующие на день открытия наследства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации, а к наследованию по закону – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (при наследовании выморочного имущества).

В случае, если наследником является малолетний или недееспособный гражданин, от его имени правомочия наследника осуществляют его законные представители (родители, усыновители, опекуны), в то время как несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и ограниченно дееспособные граждане совершают сделки самостоятельно, но с письменного согласия своих законных представителей (ст. 26, 28-30 ГК РФ).

Следует отметить, что для совершения отдельных сделок, к примеру, в случае отказа от наследства, когда наследником является несовершеннолетний, недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин (п. 4 ст. 1157 ГК РФ), или в случае раздела наследства, влекущего уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК РФ), требуется получение предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Однако не все указанные субъекты приобретают право наследования. Во-первых, лицо может вообще не иметь право наследовать имущество наследодателя (например, когда оно не является наследником по завещанию и не входит в круг наследников по закону, или в случае, когда всё же было составлено в его пользу завещание, но оно оказалось недействительным по разным причинам). Во-вторых, наследник по закону может быть прямо лишён наследства в завещании (ст. 1119 ГК РФ). В-третьих, он может быть отстранён от наследования как недостойный (ст. 1117 ГК РФ).

Недостойные наследники – это наследники, которые в силу закона не наследуют по закону и (или) по завещанию, в том числе наследники, имеющие право на обязательную долю в наследстве, и отказополучатели. К ним относятся:

1) недостойные наследники по закону и (или) по завещанию. Это граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке (абз. 1 п. 1 ст. 1117 ГК РФ):

– способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию;

– способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства.

Однако граждане, которым наследодатель после утраты ими права наследования завещал имущество, вправе наследовать это имущество;

2) недостойные наследники по закону:

– родители после детей, в отношении которых они были в судебном порядке лишены родительских прав и не восстановлены в этих правах ко дню открытия наследства (абз. 2 п. 1 ст. 1117 ГК РФ). Однако дети, в отношении которых родители лишены родительских прав, могут на общих основаниях завещать им наследственное имущество;

– граждане, злостно уклонявшиеся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя (по требованию заинтересованного лица в судебном порядке). При этом ошибочно полагать, что наследника можно признать недостойным только за то, что он не общался или не ухаживал за престарелым или больным родственником, не навещал его и т.п.

Обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения от наследования, должны быть подтверждены судом в порядке либо уголовного, либо гражданского судопроизводства (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда от 29 мая 2012 г. № 9 "О судебной практике по делам о наследовании", далее по тексту – Постановление Пленума № 9 от 29 мая 2012 г.) и подкрепляться соответствующими доказательствами (приговором суда, судебным решением о лишении наследников родительских прав и др.).

Принципы наследственного права

Помимо рассмотренных ранее аспектов института наследования, также заметим, что правовую природу наследственного права характеризуют принципы наследственного права. Наряду с общеобязательными гражданско-правовыми принципами, в наследственном праве можно выделить принципы, которые присущи только именно ему.

Если обратиться к доктринальному содержанию принципа универсальности наследственного правопреемства, можно сделать вывод о том, что наследственное правопреемство является, во-первых, только универсальным и, во-вторых, характеризуется тем, что наследственная масса, переходит к наследникам как единое целое в неизменном виде, причем в один и тот же момент. При этом в состав наследства включаются все обременения и способы обеспечения. Кроме того, принимая наследство, как мы уже упоминали, наследник принимает его в полном объеме (в чем бы оно не заключалось и где бы (у кого бы) оно не находилось), причем закон прямо запрещает принимать наследство с определенными оговорками. Следовательно, можно утверждать о том, что принцип универсальности наследственного правопреемства является одним из основополагающих принципов наследственного права в целом.

Не менее значимым и одним из основных принципов наследственного права является принцип свободы наследования, причем он объединяет три принципа: принцип свободы завещания; принцип истолкования завещания и принцип диспозитивности в принятии наследства; принцип соблюдения тайны завещания.

Принцип свободы завещания закрепляет право завещателя распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, посредством составления в надлежащей форме завещания. Или же он может и не составлять завещательного распоряжения, в чем также проявляется вышеуказанный принцип наследственного права.

Наследодатель вправе в число своих наследников включить любого субъекта гражданского права и самостоятельно распределить между ними наследственное имущество. Также он наделен правом составить особое завещательное распоряжение, которым может лишить одного из наследников или всех их права наследования и т.д.

Кроме того, принцип свободы завещания означает, что наследодатель может совершенно свободно выражать свою волю при составлении завещания, его отмене или изменении, без чьего-либо вмешательства, а также прямого или косвенного давления со стороны третьих лиц.

Принцип диспозитивности в принятии наследства указывает на то, что правопреемники наследодателя при принятии наследства свободны в своем выборе: они могут наследство принять, либо от него отказаться. Воля наследников в данном случае, по аналогии с принципом свободы завещания, также должна выражаться свободно.

К основополагающим принципам наследственного права также относится принцип защиты прав и охраняемых законом интересов наследников. Производными от него являются принцип ограничения ответственности наследников по долгам наследодателя; принцип обеспечения прав и интересов необходимых, так называемых, обязательных наследников; принцип защиты прав и интересов наследника, зачатого при жизни наследодателя и рожденного уже после его смерти, а также принцип охраны наследства и иные принципы.

Принцип ограничения ответственности наследников по долгам наследодателя предусматривает соблюдение интересов наследников, принявших наследство, и означает, что такие наследники вправе отвечать по долгам наследодателя только в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.

Принцип обеспечения прав и интересов необходимых наследников является ограничением принципа свободы завещания. Суть его состоит в том, что среди наследников по закону есть такие наследники, которых завещатель не вправе лишить обязательной доли в наследстве, такие наследники именуются обязательными. Эта доля составляет определенную часть законной доли, которая причиталась бы обязательному наследнику при наследовании по закону, если бы его права не были ущемлены наличием завещания.

Принцип защиты прав и интересов наследника, зачатого при жизни наследодателя и рожденного после его смерти, предусматривает реализацию возможности раздела наследства между всеми наследниками лишь после его рождения.

Принцип охраны наследственного имущества соответственно заключается в реализации принятия мер, необходимых для сохранения наследуемого имущества.

Таким образом, среди всех принципов наследственного права можно выделить основные и производные принципы, которые в свою очередь, составляют содержание основных.

Следует также отметить, что основными участниками наследственных правоотношений являются наследодатель, наследник и нотариус.

Оформление наследственных прав, невозможно без участия некоего третейского института, который, основываясь на законе, может беспристрастно произвести раздел наследуемого имущества вне зависимости от воли участников наследственных правоотношений. В Российской Федерации в качестве такого института выступает именно нотариат.

Таким образом, нотариус выполняет функцию некоего посредника между наследодателем и наследником, реализуя от имени государства определенные контрольные функции при переходе прав на наследуемое имущество.

Эволюция норм о правовом статусе нотариуса в наследственных отношениях

История нотариата тесно связана с развитием гражданского оборота. Нотариат возник как институт, призванный защищать частную собственность и обеспечивать бесспорность имущественных и иных прав участников имущественного оборота.

В Киевской Руси преобладала устная форма заключения договоров, поэтому особой надобности в нотариусах не было. Письменные акты оформляли только князья, дарившие земли своим вассалам. К пергаментным листам княжьих указов привешивались печати, после чего они обретали бесспорную юридическую силу. Эту процедуру выполнял высокопоставленный чиновник при княжеской администрации – печатник. Его, вероятно, можно считать далеким предшественником отечественного нотариуса. Он же следил и за соблюдением должной формы документа.

Огромное влияние на русское общество и государственно-правовые институты, в том числе на становление и развитие нотариата, оказало христианство. Важное значение в этом процессе имело каноническое право. С распространением христианства на Руси в ведении церкви находились почти все семейные дела, в том числе по наследству и разделу наследственного имущества. Многочисленные печати церковных иерархов, относящиеся к X-XI вв., свидетельствуют о значительной деятельности церкви, по своей сути представляющей собой вид нотариальных действий.

Кроме того, особо следует упомянуть о составлении церковью духовных завещаний (в России духовным завещанием (духовной) до 1917 г. именовались все письменные завещания), по сути, выполнении функций нотариального свойства. Эти завещания начинались с указания воли завещателя, в них отмечались распоряжения об освобождении холопов, выдачи части из имущества бедным, духовенству и церкви, жене и детям. Завещание составлялось в присутствии не менее семи свидетелей, только в этом случае оно имело законную силу. Свидетелями могли быть лица, заслуживающие доверия, а завещатель должен был находиться в здравом уме и твердой памяти. Последний сам назначал душеприказчиков и опекунов, которым поручалось исполнить волю завещателя после его смерти.

Н.П. Ляпидевский замечает, что "в то время как в области светской правовой жизни развивается учреждение табеллионата и получает с течением веков со стороны законодательства организацию и нормы для своей деятельности, в области христианской церкви возникает тождественное учреждение – нотариат. Имея своим прототипом формы светского нотариата, развитие церковного идет быстрее и гораздо ранее достигает нормальной организации. С признанием христианства господствующим вероисповеданием империи церковь заимствует от нее бюрократическое устройство".

Нотариусами избирались люди, отличавшиеся особыми нравственными качествами и образованием. Их число при каждой церкви не было ограничено, но, судя по историческим источникам, оно не могло быть значительным.

По мнению М.Ф. Злотникова, нотариат как учреждение "появляется на Западе и в России довольно поздно, когда народ достигает известной стадии государственного и культурного развития. Обыкновенно ему предшествует долгий период, в котором одна из первоначальных функций нотариусов – писание частных юридических актов предоставляется всем желающим. Так, в раннюю эпоху Московской Руси их мог писать всякий знающий письмо человек".

Некоторые авторы считают: как вид публичной деятельности нотариат в той или иной мере уже был регламентирован в таких дошедших до нас правовых памятниках, как Русская Правда и др.. Однако с таким утверждением вряд ли можно безоговорочно согласиться. Скорее всего, историческое начало российского нотариата было положено Новгородской судной грамотой. Но при этом необходимо иметь в виду, что до XV в. говорить о собственно нотариате и нотариальной деятельности в России следует лишь с определенной долей условности, так как имели место некоторые элементы этой деятельности, относящиеся к процедуре оформления торговых сделок. Более того, даже исходя из Судебников 1497 и 1550 гг., можно вести речь только о протонотариате.

Соборное уложение 1649 г. внесло ряд изменений в производство нотариальных действий. Во-первых, ограничило перечень документов, которые можно было изготовить "на дому", отнеся к ним только акты о займе денег или хлеба, так называемые сговорные свадебные записи и духовные завещания. Остальные же акты должны были фиксироваться в книгах соответствующего приказа, где с них взималась пошлина. Во-вторых, крепости подлежали предъявлению в Печатный приказ, где они скреплялись государственной печатью. В-третьих, Соборное уложение дифференцировало значение домашних актов и актов, совершенных у площадных подьячих.

Л. Мандельштам по этому поводу замечает, что указанный порядок производства нотариальных действий убедительно свидетельствует о некотором отделении органа, совершающего нотариальный акт, от вотчинных учреждений, специально занимающихся ведением вотчинных дел и книг.

Таким образом, нотариальное дело находилось в зачаточном состоянии вплоть до реформ Петра I. Последний создал первые, хотя и не вполне самостоятельные, правительственные органы для совершения нотариальных актов и ввел в 1699 г. так называемую гербовую бумагу, при этом значительно увеличив размер взимаемых пошлин. Однако петровские реформы не принесли ожидаемых результатов.

Историки отмечают недостатки организации петровского нотариата, выделяя его сложность, громоздкость и дороговизну содержания.

В первой половине XIX в. функции нотариата определялись частью 1 тома X Свода законов Российской империи.

Таким образом, в истории развития нотариата в России следует выделить его первоначальный этап возникновения и становления, относящийся к протонотариату. Черты, присущие нотариальной деятельности, явственно проявляются начиная с норм Новгородской судной грамоты и окончательно утверждаются в действиях площадных подьячих. С принятием Соборного уложения 1649 г. в истории нотариата начинается новый этап развития, позволяющего говорить о собственно нотариате.

Причины реформирования нотариата, осуществленного во второй половине XIX века лежат в той же плоскости, что и реформирования судебной системы России в целом, поскольку нотариальная деятельность во многом осуществлялась в рамках судебных установлений. Именно в рамках судебной реформы XIX века российский нотариат стал самостоятельным институтом.

27 апреля 1866 года Александр II подписал "Положение о нотариальной части", которым впервые в истории России нотариат был выделен в отдельный правовой институт.

Революционные события октября 1917 г. изменили и социальную структуру общества, и систему государственных учреждений, и всю систему права. Целый ряд государственных институтов, ассоциировавшихся в условиях революции с карательным аппаратом царского режима (суд, армия, полиция, тюрьмы), были одномоментно упразднены. Сложнее дело обстояло с нотариатом.

Несмотря на то, что собственно нотариальные конторы с приходом новой власти не были упразднены вместе с окружными судами 5 декабря 1917 г. на основании Декрета о суде, в отношении их властью принимались решения, основанные на принципе политической целесообразности и предписывавшие нотариусам запрет на совершение определенных действий.

Становление нормативно-правовой базы Советского государства также разрушало общественные отношения, которые защищал в своей деятельности нотариат, придавая им нотариальную (официальную) форму закрепления. 1 мая 1918 г. был опубликован Декрет СНК (Совета народных комиссаров) об отмене наследования. 20 августа 1918 г. публикуется Декрет СНК об отмене частной собственности на недвижимое имущество в городах.

Эти декреты обеспечивали членов семьи умершего, наследования по завещанию они не допускали. В принятых документах говорилось о том, что нуждающиеся (т.е. не имеющие прожиточного минимума) нетрудоспособные родственники по прямой нисходящей и восходящей линии, полнородные и неполнородные братья, сестры и супруг умершего получают содержание из оставшегося после него имущества. Определение размера содержания возлагалось на соответствующие органы социального обеспечения. Таким образом, обеспечение нуждающихся родственников и супруга умершего должно было осуществляться за счет его имущества, но производиться не непосредственно, а через посредничество государственного органа. То есть законодатель, отменив наследование как таковое, попытался с помощью этой меры разрешить вопросы социального обеспечения семьи умершего.

Так в первые послереволюционные годы советский законодатель отказался от принципа свободы завещания. При этом отмена наследования вызывала к жизни механизм государственной защиты нетрудоспособных наследников, представляющий некий суррогат социального обеспечения и наследования.

Если говорить в целом о сущности процессов, происходящих в стране, и их отражении в системе государственной власти в связи с созданием системы государственного нотариата, то к наиболее общим чертам следует отнести значительное сокращение функций нотариата по сравнению с дореволюционным.

В дальнейшем в области определения места нотариата в общей системе государственных органов усиливается тенденция окончательной потери нотариатом сколь-нибудь заметной самостоятельности внутри системы государственной юстиции. Эта тенденция продолжится вплоть до восстановления в правовой системе уже новой России института негосударственного нотариата.

В Гражданском кодексе (ГК) РСФСР 1922 г. институт наследства был восстановлен, однако при этом устанавливался очень небольшой круг наследников по закону, причём наследодатель в завещании мог только лишь изменить порядок распределения наследственного имущества между наследниками по закону, либо лишить наследства одного, нескольких или всех наследников. Имущество не могло быть завещано лицам, не являющимся наследниками по закону.

Постепенно в обществе стала прививаться советская идеология, которая предусматривала, в том числе, и всемерное укрепление семьи "как ячейки общества", кроме того, серьёзно стали ощущаться социальные последствия Гражданской войны. Поэтому наступила необходимость введения института обязательной доли, что и произошло через Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 мая 1928 г. В нём был установлен институт обязательной наследственной доли в интересах несовершеннолетних наследников. Согласно этому Постановлению, независимо от содержания завещания несовершеннолетние наследники стали получать не менее 3/4 той доли, которая им причиталась бы при наследовании по закону. Так впервые в советское время появилась норма о необходимых наследниках с целью действенной охраны интересов семьи. То есть нотариальное право в целом и институт обязательной доли стали соответствовать новой общественно-политической формации.

Период Великой Отечественной войны – это период серьёзнейших социально-экономических потрясений общества, поэтому вполне естественно, что нотариальное право не могло не отреагировать на это: был издан ряд законодательных актов, касающихся вопросов наследственного права. Важнейшим из них являлся Указ Президиума Верховного Совета СССР "О наследовании по закону и по завещанию" от 14 марта 1945 года. Этим указом вносились существенные изменения в действовавшее законодательство о наследственном правопреемстве. В том числе была расширена свобода завещаний (это было связано с тем, что многие семьи в стране были разрушены, многие дети потеряли своих родителей). Одновременно запрещалось лишение несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону.

Смена общественно-экономической формации в 1991 г. привела к возврату в стране капиталистического строя. К этому времени часть институтов надстройки уже не соответствовали социалистической формации. Однако нотариат как институт достаточно законодательно-формализованный ещё целиком базировался на принципах социализма.

В результате было принято решение о реализации модели нотариата латинского типа. Это решение вылилось в принятие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в 1993 г. Ими была заложена смешанная модель российского нотариата, поскольку в соответствии со ст. 1 Основ право совершать нотариальные действия в Российской Федерации предоставлено нотариусам, работающим в государственной нотариальной конторе или занимающимся частной практикой.

Основы установили современную систему организации нотариата: предусмотрено создание региональных нотариальных палат в субъектах РФ, а также создание Федеральной нотариальной палаты. В результате 22 сентября 1993 г. решением Учредительной конференции представителей региональных нотариальных палат учреждена Федеральная нотариальная палата.

По всей логике развития общества, формирование института наследственного права, соответствующего капиталистической формации, должно было произойти в первые же годы после смены общественно-экономической формации, однако это произошло только в 2002 г. До этого времени в нотариате действовали положения ГК РСФСР 1964 г..

Вполне вероятно, это было вызвано тем, что в период дореволюционного строительства капитализма в России, многие его институты не получили своего должного развития, и создавались после 1991 г. практически с нуля. Однако было понятно, что изменения в наследственном праве, которые привели бы эту часть в соответствие с принятым в стране общественно-экономическим строем, необходимо сделать как можно быстрее.

Таким образом, процесс развития нотариата в России и его роль в наследственных правоотношениях отличались от аналогичного европейского процесса развития своей нестабильностью и медлительностью.

Послереволюционный период пошатнул систему нотариата, что привело к застою в развитии нотариата, этому, в свою очередь, способствовала и отмена института наследования в советский период.

В последнее время нотариат в нашей стране вновь серьезно реформируется, что тесно связано с повсеместной компьютеризацией, развитием новых передовых технологий. В данной ситуации, чтобы не отстать от веяний времени нотариату приходится постепенно преобразовывать формы деятельности. В настоящее время все нотариусы Российской Федерации имеют усиленную квалифицированную электронную подпись, что позволяет обеспечивать юридически значимый документооборот, как внутри нотариального сообщества, так и при взаимодействии с государственными органами.

Важнейшим достижением в настоящее время также является запуск в эксплуатацию в мае 2006 года Единой информационной системы нотариата РФ, это открыло обширные перспективы по предоставлению нотариальных услуг в сфере электронного взаимодействия. Благодаря наличию данной информационной системы, для контролирующих органов стали более прозрачными действия нотариусов по оказанию нотариальных услуг, особенно по ведению наследственных дел. При этом прозрачность в данном случае не предполагает общедоступность.

Литература

  1. Cлободян С.А. Наследственные отношения / С.А. Слободян // Нотариус. – 2012. – № 4. – С. 42.
  2. Аронов Д.В. Нотариат орловской губернии: от революции 1917 г. до нэпа – от попытки уничтожения до полного огосударствления / Д.В. Аронов // Нотариус. – 2012. – № 3. – С. 45.
  3. Бегичев А.В. Принцип универсальности наследственного правопреемства / А.В. Бегичев. // Наследственное право. – 2012. – № 1. – С. 6.
  4. Гаджиалиева Н.Ш. Право наследования как конституционно-правовая категория: понятие, юридическая природа / Н.Ш. Гаджиалиева // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 165.
  5. Декрет о суде // Декреты Октябрьской революции (правительственные акты, подписанные или утвержденные Лениным как председателем Совнаркома). Т. 1. От Октябрьского переворота до роспуска Учредительного собрания. – М., 1933. – С. 154-156.
  6. Димитриев М.А. К вопросу о наследовании в российском гражданском праве / М.А. Димитриев // Юрист. – 2012. – № 8. – С. 22.
  7. Злотников М.Ф. Подьячие Ивановской площади. К истории нотариата Московской Руси (по изд. 1916 г.) // Нотариальный вестникъ. – 1998. – № 1. – C. 40–42.
  8. Кириллова Е.А. Значение и роль принципов наследственного права / Е.А. Кириллова // Вестник Пермского университета. – 2012. – № 3 (17). – С. 124.
  9. Лабунская Л.Н. К вопросу о субъектах наследственного правоотношения и его специфике / Л.Н. Лабунская // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – 2013. – № 2. – С. 61-62.
  10. Ляпидевский Н.П. История нотариата. / Н.П. Ляпидевский. – М.: Унив. тип. (Катков и Ко), 1875. – С. 104.
  11. Паничкин В.Б. Понятие и правовая природа наследования в российском и американском праве / В.Б. Паничкин // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2012. – № 5. – С. 116.
  12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 (ред. от 02.07.2009) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" // Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М, 2016.
  13. Пунько Т.Н. Принципы наследственного права / Т.Н. Пунько // Российская юстиция. – 2012. – № 11. – С. 32.
  14. Рукавицин И.А. Нотариат конца XIX – начала XX века: исторические хроники с оригинальными иллюстрациями и приложением образцов нотариальных документов. / И.А. Рукавицин. – Киев: Слово, 2013. – С. 20.
  15. Сазонова М.И. Российский нотариат: история и современность / М.И. Сазонова. // Закон. – 2012. – № 9. – С. 89.