Нормативно-правовая база местного самоуправления

Нормативно-правовая база местного самоуправления.

Статьи по теме
Искать по теме

Положение Конституции о самостоятельности местного самоуправления и то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, означает не утрату местным самоуправлением властной природы, а невозможность для органов государственной власти выступать в качестве вышестоящей инстанции по отношению к местному самоуправлению.

Важнейшим законом, определяющим общие принципы деятельности местного самоуправления, в системе федерального законодательства является Федеральный закон №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который первоначально был принят 28 августа 1995 г., а затем 6 октября 2003 г. В этом законе раскрыты основные понятия и термины местного самоуправления, определена роль последнего в осуществлении народовластия, закреплены права граждан на осуществление местного самоуправления. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ нацелен на то, чтобы, с одной стороны, приблизить органы местного самоуправления к населению, с другой – сделать их ответственными перед государством, улучшить правовые условия для организации местного самоуправления.

К важным федеральным законам, которыми регулируется деятельность местного самоуправления, относятся Законы от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранным в органы местного самоуправления", от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления", от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований", от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Особое значение в регулировании вопросов местного самоуправления имеют также: Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ.

Нормы муниципального права содержатся и в федеральных отраслевых законах, причем некоторыми из них необоснованно возлагаются на органы местного самоуправления задачи и функции, не обеспеченные материальными и финансовыми ресурсами.

Региональные законы и нормативно-правовые акты не менее важны для конкретного муниципального образования, чем федеральные. В конституциях (уставах) субъектов РФ содержатся разделы, посвященные местному самоуправлению. Во многих субъектах РФ имеются законы об организации местного самоуправления на своей территории, также пакет других законов по вопросам местного самоуправления: о выборах в органы местного самоуправления, о местных референдумах, о муниципальной службе, об административно-территориальном устройстве субъекта РФ, о порядке образования и преобразования муниципальных образований и др.

Из отраслевых региональных законов, особо влияющих на деятельность местного самоуправления, можно отметить законы субъектов РФ о собственности, о бюджете и бюджетном процессе, о региональных налогах и сборах и др.

В большинстве Конституций и Уставов либо непосредственно в законах о местном самоуправлении закрепляется, что местное самоуправление осуществляется как непосредственно – путем выборов, местного референдума, собрания, так и через выборные и другие органы местного самоуправления, а также органы территориального общественного самоуправления.

Устав муниципального образования является основным правовым актом муниципального образования, своеобразной местной конституцией. Согласно Федеральному закону 2003 г. в нём отражаются следующие положения:

- наименование муниципального образования;

- перечень вопросов местного значения;

- формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

- структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

- наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

- виды, порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов;

- срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

- виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

- порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением;

- порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Уставом муниципального образования могут регулироваться и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Разработка устава производится муниципальным образованием самостоятельно.

Муниципальными правовыми актами признаются решения по вопросам местного значения или по вопросам осуществления организациями местного самоуправления отдельных государственных полномочий, принятые в установленном порядке населением, органами и должностными лицами местного самоуправления и документально оформленные, и обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования. Неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальных правовых актов влечет наступление предусмотренной законодательством РФ ответственности.

Важнейшие процессы жизнедеятельности муниципального образования, такие, как порядок проведения местных референдумов и местных выборов, порядок организации территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования, порядок управления собственностью муниципального образования, правила торговли на территории муниципального образования, регулируются также нормативными правовыми актами представительного органа. Проекты муниципальных правовых актов могут вносится депутатами представительного органа, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, а также инициативными группами граждан.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Для отдельных видов муниципальных правовых актов порядок их вступления в силу имеет свои особенности. Так, акты о местных налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу после их официального опубликования. Жители муниципального образования имеют право на ознакомление с муниципальными правовыми актами, за исключением актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Наряду с правовыми актами нормативного характера, органы и должностные лица местного самоуправления принимают акты индивидуального назначения. Необходимость принятия этих актов связана с осуществлением организационной, исполнительной и контрольной деятельности в системе местного самоуправления (например, приказ о назначении лица на муниципальную должность, о проведении проверки).

Для Российской Федерации, как государства, входящего в Совет Европы и ратифицировавшего его нормативные акты, одним из источников введения и раскрытия понятия "местное самоуправление" является Европейская хартия местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления реализуют положения указанного акта на территории субъекта, муниципального образования, путем принятия соответствующих нормативных правовых актов.

Таким образом, источники правового регулирования деятельности органов местного самоуправления характеризуются множественностью, которой присуща определенная иерархия. Это обусловлено тем, что нормы муниципального права содержатся в правовых актах, принимаемых на различных уровнях публичной власти в государстве, обладающих разной юридической силой. Характеризуя источники муниципального права, следует отметить усиливающуюся в последние годы роль такого вида источников, как общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.

Анализ действующего законодательства позволяет выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление как основу формирования политической системы в современной России. Местное самоуправление имеет особый субъект, которым является население, граждане. Население осуществляет местное самоуправление непосредственно и через органы местного самоуправления. Кроме того, местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством.

Литература

Парахина, В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. – 3-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2015. – С. 41.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) по состоянию на 2015 г., с учётом поправки от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ. – М.: Эксмо, 2015. – С.18.

Ларионов, И. Экономическая система России. Стратегия развития / И. Ларионов, С. Сильвестров. – М.: Дашков и Ко, 2014. – С. 79.

Зотов, В.Б. Система муниципального управления / под. Ред. В.Б. Зотова. – 5-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – С. 47.

Зотов, В.Б. Система муниципального управления / под. Ред. В.Б. Зотова. – 5-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – С. 44.

Беломестнов, В.Г. Управление развитием муниципальных образований на основе субрегиональной ресурсной интеграции: монография / В.Г. Беломестнов, Б.Б. Шаралдаев, Н.Э. Эрдынеева. – СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012. – С. 34.