Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности

Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности.

Статьи по теме
Искать по теме

Нетарифные ограничения – это любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и иных нормативных актов (кроме таможенно-тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран. Посредством административных нетарифных барьеров регулирующее воздействие государства на внешнюю торговлю производится императивно, напрямую (лицензирование, квотирование, запреты на перемещение, разрешительная система, предоставление исключительного права на экспорт и импорт товаров и проч.).

1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России с самого начала проведения реформенных преобразований осуществлялось весьма интенсивно и даже, как принято считать, опережая другие сектора экономики. Однако в первые годы реформ это развитие происходило путем создания отдельных актов, решающих конкретные вопросы, отвечая на требования экономической ситуации. Этот период развития был завершен принятием Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13 октября 1995 г., который можно считать первым российским законом, положившим начало создания системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в стране.

Современное российское регулирование внешнеторговой деятельности базируется на Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", который вступил в силу 18 июня 2004 г. С этой даты признается утратившим силу Закон 1995 г.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона 2003 г. он определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

Таким образом, чтобы охарактеризовать сферу применения данного Закона, важно обратиться к определению понятия "внешнеторговая деятельность".

Понятие внешнеторговой деятельности в российском законодательстве было введено Законом 1995 г., установившим, что внешнеторговая деятельность – это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальной собственностью). На основе этого определения уже несколько лет давалось доктринальное определение самой внешнеторговой сделки, которое в законодательстве нашей страны, несмотря на многолетнее использование в нормах законов самого термина, отсутствует.

Однако Закон "Об основах..." изменил ранее принятое определение внешнеторговой деятельности, предусмотрев в п. 4 ст. 2, что внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (ст.2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" ).

При сравнении нового определения с ранее содержащимся в Законе 1995 г. очевидны имеющиеся отличия.

Во-первых, новое определение дано посредством использования понятия "сделок в области внешней торговли", с исключением характеристики этой деятельности как предпринимательской. При этом в Законе 2003 г. не раскрывается, что следует понимать под "сделками в области внешней торговли". Можно предположить, что в этом случае все же имеются в виду внешнеторговые сделки, а не вводится новое понятие без его определения. Однако определения понятия "внешнеторговая сделка" в Законе 2003 г., как и в российском законодательстве в целом, все еще не имеется. Ставшее общепризнанным в доктрине определение основано на определении внешнеторговой деятельности в Законе 1995 г. как предпринимательской, однако Закон 2003 г. этот признак из определения понятия внешнеторговой деятельности исключил.

При этом нельзя не отметить, что в Законе "Об основах..." при отсутствии определения понятия "внешнеторговая сделка" дано только определение понятия "внешнеторговая бартерная сделка", которой посвящена глава 10 Закона. Однако остальные главы Закона посвящены деятельности по осуществлению традиционных внешнеторговых сделок, определение которых отсутствует. Представляется, что логично было бы включить в Закон общее определение внешнеторговой сделки и на его основе дать определение отдельного вида – бартерной внешнеторговой сделки.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона "Об основах..." внешнеторговая бартерная сделка – это сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств. Таким образом, внешнеторговая бартерная сделка определена как "сделка, совершенная при определении внешнеторговой деятельности...", а внешнеторговая деятельность, как уже отмечалось, определена как "деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли...", к которым относится и бартерная сделка.

Вполне очевидно, что техника разработки определения ключевых понятий, в том числе важных для определения внешнеторговых контрактов, в новом Законе 2003 г. не может быть названа вполне удачной.

Как предусмотрено в п. 3 ст. 1 Закона 2003 г., особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из РФ и ввозом в РФ продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами РФ, а также такими специальными законами.

Внешняя торговля, как и любая другая разновидность экономической деятельности, представляет собой организованный процесс.

Воздействие государства на внешнеторговую сферу осуществляется в двух основных формах: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических.

В целях осуществления государственного регулирования внешнеторговой деятельности используется богатый арсенал инструментов, под которыми понимаются различные типы государственных мероприятий во внешнеторговой сфере. Иногда они именуются средствами государственного регулирования. Можно встретить и другое название – рычаги государственного регулирования. Название "рычаги" отражает тот факт, что они используются в качестве средства изменения экономического состояния объекта, осуществления некоего поворота в сфере экономики.

При всем многообразии инструментов (средств) они могут быть объединены в две большие группы. Первую составляют инструменты, воздействующие через стоимостные показатели на динамику, объем, структуру и географию внешнеторговых потоков. Сюда относятся таможенные пошлины и таможенные сборы, налогообложение экспортно-импортных операций, таможенная номенклатура, порядок определения таможенной стоимости, система тарифных льгот и т.п. Во вторую группу входят административные средства – квотирование, лицензирование, установление запретов на перемещение отдельных товаров, предписания санитарного и ветеринарного характера, технические стандарты и т.д. Если инструменты первой группы воздействуют на внешнеторговую деятельность опосредованно – через стоимостной фактор, то административные средства позволяют государству осуществлять непосредственное вмешательство в процесс внешнеторгового обмена. Действие административных инструментов основывается на возможности применения государственными органами властного принуждения в отношении отдельных участников внешнеторговой деятельности.

Совокупность, комбинация применяемых инструментов представляет собой метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Итак, меры государственного регулирования можно объединить в две большие группы: тарифные и нетарифные. Нетарифные меры, в свою очередь, делятся на количественные и неколичественные.

Тарифные и нетарифные методы регулирования впервые были предложены Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в конце 60-х годов. Это же Соглашение определило НТО как "любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли".

Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 70-х годов, к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет все НТО в 5 основных категорий:

1) ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях. К ним относятся субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и пр.;

2) таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности, например усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к необходимой для оформления документации;

3) технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции;

4) количественные и сходные с ними административные меры, в частности импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения;

5) ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. К тарифным мерам относятся таможенный тариф и таможенная пошлина. Таможенный тариф – это экономический регулятор внешней торговли, это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте (а в некоторых странах и экспорте). Например, Российская Федерация в 1996 году отказалась от экспортных пошлин.

Таможенная пошлина – по сути, косвенный налог, взимаемый при пересечении товаром Таможенной границы. При этом повышается цена товара, что влияет на структуру импорта/экспорта государства. Если товар продается без пошлин, то он будет более конкурентоспособен.

Таможенные тарифы – один из важнейших инструментов государства во внешнеторговой деятельности. Таможенный тариф выполняет и функцию фискальную – пополнение государственной казны.

2. Нетарифные количественные меры государственного регулирования внешней торговли

Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера (ст.2 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").

По степени воздействия на внешнеэкономическую деятельность нетарифные ограничения можно разделить на четыре группы: жесткие средства (hard care measures); умеренные средства (mild measures); надоедливые средства (niusance measures); средства, степень воздействия которых установить невозможно. В настоящее время к жестким средствам можно, на наш взгляд, отнести все барьеры, олицетворяющие таможенную войну (эмбарго, таможенную блокаду). Среди мер умеренного характера, очевидно, следует выделить те, применение которых подвергается деятельной правовой регламентации (лицензирование, квотирование, сертификация, меры нетарифного регулирования экономического характера). К надоедливым мерам, по нашему мнению, вполне можно причислить завышенные требования к документам, бюрократические проволочки на границе. Средства, оценить степень влияния которых невозможно, – это те ограничения, которые установлены законодательством, но на практике не применяются или механизм их использования не регламентирован (в России, например, это предотгрузочная инспекция).

По месту действия меры нетарифного регулирования делятся на барьеры пограничного и внутреннего регулирования. Первые – такие, например, как пограничные налоги и сборы, акцизы, пограничный ветеринарный и карантинный контроль, сертификация и т.д., – применяются к товарам во время пересечения ими таможенной границы до выпуска их таможенными органами. Вторые "сопровождают" товары иностранного происхождения внутри страны во время их продажи и потребления. К таким мерам можно отнести административные, технические и иные нормы и стандарты, ограничивающие использование иностранных товаров и содействующие приобретению покупателем национальных товаров.

По характеру действия нетарифные ограничения можно разделить на прямые и скрытые. Первые обычно регулируются торговыми договорами и международными соглашениями. Они регламентированы нормами национальных законодательств, разработанными в соответствии с международными правилами, носят общедоступный характер (так как публикуются в официальных изданиях), имеют соответствующий механизм применения и потому обладают "прозрачностью" (то есть процедуры их введения, механизма их влияния всем сторонам хорошо известны). К ним относятся, например, эмбарго, таможенные формальности, квотирование и проч. Во вторую группу включены меры, обычно формально направленные не на ограничение торговли, а на решение других экономических и социальных задач. Влияние таких мер на внешнеторговые отношения является косвенным, опосредованным. К таким мерам можно отнести систему кредитования и дотирования национальных производителей, установление технических стандартов (с завышенными требованиями).

Нетарифные ограничения классифицируются также по охвату стран или товаров, на которые они распространяются. Нетарифные меры могут применяться выборочно в отношении "отечественных и иностранных товаров, в отношении продукции отдельных производителей (объединений производителей), в отношении иностранных товаров, происходящих и/или импортируемых из отдельных стран (союзов государств). В связи с этим все меры нетарифного характера можно разделить на: 1) глобальные и 2) индивидуальные" <*>. Ограничения первой группы применяются к любым товарам независимо от страны происхождения товара. В данном случае действуют общепринятые принципы международной торговли: режим наибольшего благоприятствования наций, национальный режим, принцип недискриминации. Нетарифные меры второй группы применяются, как правило, на основе двусторонних договоров и соглашений в отношении отдельно взятого участника внешнеэкономической деятельности. Они предусматривают какие-либо льготы для субъектов (например, индивидуальные импортные квоты), или, напротив, создают режим дискриминации в отношении иностранного производителя в случае угрозы национальной отрасли экономики, которая возникает вследствие импорта такого товара на условиях недобросовестной конкуренции (например, введение антидемпинговых, компенсационных, специальных мер).

С точки зрения действия во времени нетарифные меры можно разделить на временные и постоянные. Для временных мер характерно указание срока их применения, иногда норма предусматривает также наступление какого-либо события для окончания ее действия. Так, к временным мерам можно отнести антидемпинговые и компенсационные пошлины, защитные меры. Временные меры, в свою очередь, делятся на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные (в данную группу входят также циклические, к примеру сезонные, ограничения).

Таковы основные классификации нетарифных ограничений, представленные в науке и практике. Очевидно, что каждая из рассмотренных классификаций обладает достоинствами и недостатками.

Классификация нетарифных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, как количественные и неколичественные. Количественные меры – это административная форма нетарифного государственного регулирования, которая определяет количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

К количественным нетарифным мерам государственного регулирования внешнеторговой деятельности относятся: квотирование, лицензирование, добровольное ограничение экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.

Квотирование – это ограничение экспорта/импорта товаров определенным количеством этих товаров или суммарно на определенный промежуток времени. По направлению действия квоты бывают:

- экспортные квоты (указывается доля каждой страны поставки товара на мировой рынок, например, текстиль, сталь)

- импортные квоты (вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, для достижения торгового баланса, для регулирования спроса и предложения).

В международной практике используются в основном два вида квот: глобальная квота и индивидуальная квота. Глобальная квота устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени, вне зависимости от того, из какой страны импортируется или в какую страну экспортируется товар. Основная цель данной квоты заключается в обеспечении необходимого уровня потребления и рассчитывается как разность внутреннего производства и потребления товара. В настоящее время глобальная квота является наиболее распространенным видом квотирования.

Особый интерес представляет собой индивидуальная квота, устанавливаемая для страны, откуда импортируется или куда экспортируется товар. Ее экономическая эффективность и оправданность связаны с тем, что, во-первых, она формируется на основе предпочтения тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из данной страны. Во-вторых, индивидуальная квота может быть сформирована на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте в предыдущий период. В-третьих, данная квота может формироваться на дискриминационной основе в рамках конкурентной борьбы на мировом рынке. При этом, несмотря на запрет ВТО в отношении использования дискриминационных квот, она применяется многими странами, особенно часто в отношении государств, не входящих в члены ВТО.

Такие обязательства обычно закрепляются в соответствующих соглашениях, а сами квоты получают название двусторонних квот на договорной основе.

Следует отметить, что во внешнеторговой политике также часто применяются сезонные квоты, которые, с нашей точки зрения, могут быть рассмотрены как разновидность индивидуальных квот, так как сезонная квота вводится на определенный период времени для обеспечения государственной защиты внутреннего рынка. Как правило, данная квота применяется в отношении защиты сельскохозяйственного сектора.

Лицензирование – это регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешение, выдаваемое государственными органами на экспорт/импорт товара (указывается количество товаров) за определенный промежуток времени. При этом практика применения лицензирования характеризуется большим количеством разнообразных форм. Рассмотрим часто применяемые формы лицензирования – индивидуальная, генеральная, автоматическая лицензии.

Индивидуальная лицензия является разовым разрешением на ввоз или вывоз товара, которое выдается органом государственной власти, регулирующим или контролирующим внешнюю торговлю по заявлению национальной фирмы-экспортера или по заявлению импортера. Лицензия является именной, и в ней регламентируются все важнейшие стороны внешнеторговой сделки: количество и стоимость товара; страна происхождения; фирма-экспортер (импортер); срок действия лицензии. В отдельных случаях применяются открытые индивидуальные лицензии, которые позволяют фирме ввозить указанный в лицензии товар без ограничения количества.

Генеральная лицензия представляет собой постоянно действующее разрешение, дающее право импортировать (экспортировать) перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течение всего времени действия лицензии. Следует отметить, что генеральная импортная лицензия разрешает ввозить указанные в ней товары либо из определенных стран, либо из любых государств мира.

Автоматическая лицензия представляет собой разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена в случае, если по ней не получен официальный отказ от органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.

Мировой опыт показывает, что распределение лицензий может осуществляться одним из следующих способов: на основе аукциона, с помощью системы явных предпочтений и посредством распределения лицензий на внеценовой основе.

Нетарифные методы регулирования представлены также такой формой, как добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка. Данная форма определяется как разновидность импортной квоты, которая вводится не страной-импортером, а страной-экспортером с целью избежать других торговых санкций со стороны страны-импортера. Добровольные ограничения экспорта являются относительно неэффективной формой государственного регулирования. Тем не менее, большинство развитых стран на практике активно применяют добровольные ограничения экспорта, обеспечивая эффективное развитие экономики и защищая таким образом свой рынок от нежелательного импорта по многим товарным позициям.

Более того, в настоящее время происходит модификация добровольных ограничений экспорта, и они принимают форму соглашений об упорядочении рынка. При этом соглашения об упорядочении рынка представляют собой многосторонние соглашения в рамках добровольного ограничения экспорта, которое вводится сразу в нескольких странах. В качестве примеров таких соглашений могут служить регламенты по поливолокну и экспорту текстиля. В конце 50-х годов XX в. США начали навязывать азиатским странам соглашение о добровольном ограничении в одностороннем порядке экспорта в США текстиля, а позднее – стального проката и ряда других товаров.

Эмбарго представляет собой запрет, который применяется в отношении импорта или экспорта отдельных товаров или в отношении совершения внешнеторговых операций с конкретным государством, может применяться в рамках действия международных организаций (эмбарго ООН по отношению к Ираку), на уровне международных группировок государств (запрет на экспорт продовольствия и кормов, содержание вредных веществ которых превышает установленный уровень, введенный странами Евросоюза) или отдельным государством по так называемым соображениям национальной безопасности.

Таким образом, нетарифные методы регулирования как составляющие внешнеторговой политики могут быть в целом охарактеризованы следующим образом. Во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируются национальными государственными органами и определяются рамками хозяйственного и технического законодательства страны. Во-вторых, нетарифные методы более удобны в применении и обеспечивают более скорое достижение результата своего применения. В-третьих, нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике, и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока. В-четвертых, нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения.

3. Нетарифные неколичественные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

К нетарифным неколичественным мерам государственного регулирования внешнеторговой деятельности относятся:

1) скрытые методы:

– технические барьеры;

– установление внутренних налогов и сборов;

– политика государственных закупок;

– требование о содержании местного компонента;

2) финансовые методы:

– субсидии;

– кредитование (экспортное);

– демпинг;

3) неэкономические:

– торговые договоры

– торговый режим.

Скрытые меры.

Технические барьеры – национальные, политические и иные нормы государства препятствуют изначально ввозу импортных товаров; это могут быть требования о получении сертификатов, о специальной упаковке.

Установление внутренних налогов и сборов – эти меры направлены на повышение внутренней цены на товары, они влияют на их конкурентоспособность, вводятся центральными и местными органами власти. Однако внутренние налоги и сборы запрещены, если в отношении импортных товаров будет дискриминация.

Политика государственных закупок – эти меры требуют от государственных органов и фирм государства покупать товары только у национальных производителей, несмотря ни на что. В данном случае основное требование – национальная безопасность.

Требование о содержании местного компонента – это меры, при которых законодательно устанавливается доля конечного продукта, произведенного национальными фирмами.

Финансовые методы.

Для продвижения национального продукта на экспорт государство поддерживает экспортера, выделяя субсидии. Субсидии – это денежная выплата на поддержку национального производителя (в то же время это косвенная дискриминация иностранного производителя).

Субсидии подразделяются на: прямые (государство выделяет национальным производителям денежные средства, которые потом полностью возмещаются государству, – мировая практика запрещает прямые субсидии) и косвенные (скрытое дотирование экспортера через другие механизмы, например, предоставление льгот, льготных условий страхования, льготных условий кредитования, возврат импортных пошлин).

Экспортное кредитование – меры, при которых предусматривается финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами. Формы кредитования:

1) субсидированные кредиты – выдаются национальному экспортеру государственным банком под ставку процента ниже рыночного;

2) кредитование иностранных экспортеров, если они обязательно закупят товары у фирм данного государства;

3) страхование экспортных рисков у национальных экспортеров (коммерческие риски, политические)

Демпинг – это продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен, существующих на национальных рынках страны-экспортера. Данная мера может осуществляться за счет ресурсов отдельной фирмы и за счет субсидий от государства. Формы демпинга: спорадический – эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам; преднамеренный – временное умышленное снижение экспортных цен вытеснения конкурента с рынка. Следует отметить, что демпинг приводит к материальному ущербу для партнеров. В России антидемпинговые меры предусмотрены в ст.27 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", а также в Федеральном законе от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

Антидемпинговая мера – мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером;

Антидемпинговая пошлина – пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;

Компенсационная мера – мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером;

Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.

Итак, введение антидемпинговых пошлин взаимообусловлено тремя факторами:

1) факта ввоза товаров на таможенную территорию страны импорта по цене более низкой, чем их нормальная цена, сложившаяся на момент ввоза товаров в стране экспорта;

2) наличия материального ущерба или угрозы его нанесения;

3) причинно-следственной связи между ввозом таких товаров, с одной стороны, и нанесением (угрозой нанесения) материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствием организации или расширению производства подобных товаров в стране импорта, с другой стороны.

Неэкономические меры.

Торговые договоры – заключаются чаще всего о торговле и мореплавании.

Торговые режимы – режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

Выводы

Итак, в целях осуществления государственного регулирования внешнеторговой деятельности используется богатый арсенал инструментов, под которыми понимаются различные типы государственных мероприятий во внешнеторговой сфере. Первую составляют инструменты, воздействующие через стоимостные показатели на динамику, объем, структуру и географию внешнеторговых потоков. Сюда относятся таможенные пошлины и таможенные сборы, налогообложение экспортно-импортных операций, таможенная номенклатура, порядок определения таможенной стоимости, система тарифных льгот и т.п. Во вторую группу входят административные средства – квотирование, лицензирование, установление запретов на перемещение отдельных товаров, предписания санитарного и ветеринарного характера, технические стандарты и т.д.

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности делятся на количественные и неколичественные. Количественные меры – это административная форма нетарифного государственного регулирования, которая определяет количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. К нетарифным неколичественным мерам государственного регулирования внешнеторговой деятельности относятся скрытые методы (технические барьеры; установление внутренних налогов и сборов; политика государственных закупок; требование о содержании местного компонента); финансовые методы (субсидии; кредитование (экспортное); демпинг); неэкономические (торговые договоры; торговый режим).

Следует отметить, что нетарифные методы государственного регулирования способны не только обеспечить экономически оправданный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, но и создать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств, проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей.

Литература

1. Бакаева О.Ю., Галицкая Н.В. Международно-правовые основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности //"Международное публичное и частное право", 2005, N 5

2. Бардина М.П. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности и внешнеторговые контракты// "Международное публичное и частное право", 2005, N 6

3. Пивоваров А.А. К вопросу о методах регулирования внешнеторговой деятельности"//"Юрист", 2007, N 8

4. Трошкина Т.Н. Соотношение экономических и административных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации //Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007

5. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" //"Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4850

6. Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"//"Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4851

7. Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13 октября 1995 г. // "Собрание законодательства РФ". 1995. N 42. Ст. 3923 (утратил силу)