Негосударственные пенсионные фонды, правовое регулирование и порядок создания

Негосударственные пенсионные фонды, правовое регулирование и порядок создания.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и цели создания НПФ

В Российской Федерации негосударственное пенсионное страхование стали использоваться недавно, поэтому данная ветвь обеспечения граждан не совсем развита, а находиться в стадии становления.

Проанализировав Федеральный закон Российской Федерации "Об негосударственных пенсионных фондах", можно дать понятие, которое в дальнейшем и определяет деятельность, и сущность негосударственных пенсионных фондов.

Негосударственное пенсионное обеспечение – это дополнительный вид пенсионного обеспечения, осуществляемый путем заключения договора с негосударственным пенсионным фондом. Особенностью заключения этого договора является то, что оно осуществляется добровольно. Второй немаловажной особенностью данного договора является, что получать пенсию можно без наличия у лица трудового стажа (ст. 2 Закона).

Данное определение показывает, что негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется на добровольной основе по инициативе либо гражданина, либо работодателя, в то время как государственное пенсионное обеспечение осуществляется на "принудительной" основе, так как для государственного пенсионного обеспечения не требуется волеизъявления лица. Одним из главных аспектов, на который стоит обратить внимание это то, что негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется на основе заключенного договора. Следовательно, оно предоставляет больше гарантий и свободы в выборе условий пенсионного обеспечения, чего нет в государственном обязательном страховании.

Негосударственное пенсионное обеспечение является совокупностью правовых, экономических и организационных институтов и норм, обеспечивающих предоставление дополнительных пенсий гражданам за счет средств работодателей или самих граждан.

Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация, которая аккумулирует денежные средства и использует их для выплат пенсий и пособий своим участникам. Каждый пенсионный фонд работает согласно регламентированных законодательством РФ собственным правилам и является самостоятельной юридической и финансовой организацией, которая, как правило, в прямую не связана с государственной системой пенсионного обеспечения населения.

Фонды имеют различный характер развития, поэтому НПФ можно разделить на следующие виды:

1.Корпоративные – работают с учредительскими корпоративными программами, при этом пенсионные накопления ежегодно возрастают.

2.Территориальные – закреплены за конкретным регионом, создавались чаще всего при участии исполнительной или законодательной власти.

3.Универсальные, или открытые – их участниками по большому счету являются физические и юридические лица, сами фонды действуют независимо от крупных финансовых организаций. Основную долю активов занимают пенсионные накопления.

Целью создания фонда является осуществление им негосударственного социального обеспечения. Фонд в соответствии с целью создания может выполнять следующие виды деятельности:

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Перечисленные виды деятельности относятся к исключительной деятельности, которая может осуществляться только специальным субъектом, созданным в качестве негосударственного пенсионного фонда в порядке. Фонд создается специально и исключительно для осуществления деятельности по пенсионному обеспечению и страхованию и не может заниматься никакой иной предпринимательской деятельностью.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляется на добровольных началах. Вкладчики имеют право по своему усмотрению заключать пенсионные договоры в пользу участников с любым негосударственным пенсионным фондом. Именно пенсионный договор определяет размер и порядок внесения в фонд вкладчиком пенсионных взносов, за счет которых будет осуществляться выплата участнику негосударственной пенсии.

Основанием для осуществления фондом деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию является заключенный застрахованным лицом и фондом договор обязательного пенсионного страхования. Существенными условиями договора об обязательном пенсионном страховании являются предмет договора и информация о застрахованном лице.

Предметом договора об обязательном пенсионном страховании является осуществление фондом деятельности страховщика по обязательному пенсионному страхованию, включающей аккумулирование и учет средств пенсионных накоплений, организацию их инвестирования, назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии при наступлении пенсионных оснований, а в установленных случаях осуществление выплаты правопреемникам застрахованного лица.

Деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам. Профессиональная пенсионная система создается путем заключения договора работодателя с фондом. После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению ее учредителей.

Профессиональная пенсионная система должна обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм и координироваться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения.

Примером профессиональной пенсионной системы является система негосударственного пенсионного обеспечения работников образования РФ, осуществляемая в целях повышения уровня пенсионного обеспечения и заинтересованности в результатах труда. Профессиональное пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Положением о профессиональной системе на основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении, заключаемого работодателями системы образования РФ и самими работниками с негосударственным пенсионным фондом. Предусмотрено осуществление негосударственного пенсионного обеспечения работников в трех видах:

обязательное негосударственное пенсионное обеспечение, которое регулируется действующим законодательством в области дополнительного пенсионного обеспечения;

обязательное пенсионное страхование (накопительная часть трудовой пенсии), которое регулируется действующим законодательством;

добровольное негосударственное пенсионное обеспечение, которое регулируется настоящим Положением, отраслевым тарифным соглашением и действующим законодательством в области дополнительного пенсионного обеспечения.

Финансирование негосударственного пенсионного обеспечения предусмотрено осуществлять на основе накопительного принципа за счет пенсионных взносов работодателей системы образования, работников, а также дохода, полученного от размещения пенсионных резервов.

Фонд после получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию имеет право осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Негосударственное пенсионное обеспечение представляет собой дополнительное пенсионное обеспечение, осуществляемое негосударственными пенсионными фондами. Негосударственное пенсионное обеспечение является необязательным, дополнительным по отношению к государственному и осуществляется в форме дополнительных пенсионных систем отдельных организаций и в форме личного пенсионного обеспечения граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в негосударственных пенсионных фондах.

Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется на основании заключенных договоров негосударственного пенсионного обеспечения. Этот договор представляет собой соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.

Фонд может осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от других видов деятельности – обязательного пенсионного страхования или профессионального пенсионного страхования.

Право на осуществление деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию у фонда возникает после получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, регистрации в Федеральной службе по финансовым рынкам (далее – ФСФР) России страховых правил, регистрации в ФСФР России в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Деятельность фонда по обязательному пенсионному страхованию осуществляется на основании договора об обязательном пенсионном страховании, заключаемого между фондом и застрахованным лицом. По этому договору фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.

Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по профессиональному пенсионному страхованию.

Деятельность по негосударственному пенсионному страхованию и деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению не зависят друг от друга. Однако на момент подачи в ФСФР России заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика фонд должен иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет.

Деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию не зависит от деятельности фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию и может осуществляться отдельно. Деятельность по профессиональному пенсионному страхованию осуществляется фондом в соответствии с заключенным договором о создании профессиональной пенсионной системы.

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

Дополнительная профессиональная пенсионная система должна отвечать следующим требованиям:

1) обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и согласовываться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения;

2) иметь как установленные выплаты, так и установленные взносы, являться солидарной либо накопительной или использовать одновременно оба эти принципа;

3) финансироваться как за счет взносов работодателя, так с участием работников;

4) иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов – актуарный баланс.

Самой распространенной в Российской Федерации формой негосударственного пенсионного обеспечения на данный момент является негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

Для обеспечения надежности негосударственных пенсионных фондов законодательством определен ряд требований к их деятельности, которая подлежит обязательному лицензированию уполномоченным федеральным органом. Фонд несет ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Имущество НПФ подразделяется на имущество для обеспечения уставной деятельности, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления.

Пенсионные резервы фонда формируются исключительно для исполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению. Пенсионные накопления фонд формирует для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами.

На средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, страхователей, управляющей компании, специализированного депозитария и иных третьих лиц. В целях обеспечения защиты прав вкладчиков и участников законодательством установлен минимальный размер имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности и минимальный размер совокупного вклада учредителей. Одним из главных требований является то, что минимальный размер собственных средств фонда, рассчитанный в порядке, установленном Банком России, должен составлять не менее 150 миллионов рублей, а с 1 января 2020 года – не менее 200 миллионов рублей. (ст. 7 Закона "О негосударственных пенсионных фондах").

Фонд не реже, чем 1 раз в год информирует вкладчиков и участников о состоянии их пенсионных счетов и публикует отчет о своей деятельности в периодической печати. Информация, относящаяся к конфиденциальным сведениям Фонда, четко определена.

Фонд осуществляет раздельный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений. Обеспечена прозрачность процесса размещение средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений для органов государственного, вневедомственного надзора и контроля, специализированного депозитария. Обеспечено профессиональное управление инвестиционным процессом. Законодательством установлены принципы распределения дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений: не более 15% дохода направляется на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности НПФ.

Для обеспечения устойчивости исполнения НПФ обязательств по выплате негосударственных пенсий формируется страховой резерв фонда, нормативный размер которого определяется уполномоченным Федеральным органом.

Правовое регулирование деятельности НПФ.

НПФ представляет собой организационно-правовую форму деятельности, которая по своей работе подобна ПФР. Некоммерческая структура также проводит аккумуляцию пенсионных вложений, обеспечивая их доходность, назначение и выплату.

Регулирование данного вида пенсионного обеспечения основывается на нормативно-правовой базе Российской Федерации. Благодаря постоянному развитию отношений по негосударственному обеспечению проводятся реформы, комплекс нормативно-правовых актов постоянно обновляется, для совершенствования обеспечения, которое в свою очередь повышает развитие отношений в этой сфере. Тем самым модифицируя функциональность основных субъектов по негосударственному (дополнительному) пенсионному обеспечению, а именно Негосударственных пенсионных фондов.

Одним из первых нормативно-правовых актов является Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина 1948 года. Она закрепила основные принципы социального обеспечения.

Статья 22 Декларации гласит, что каждый без исключения человек является членом общества и обладает следующими правами:

- право на социальное обеспечение;

- право на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23 определяет, что каждый работающий человек имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, которое бы обеспечивало достойное существование для человека, как для него самого, так и для членов его семьи.

Таким образом, и государственное пенсионное обеспечение, и негосударственное на основе международных актов, имеют общую цель – повышения уровня жизни и обеспечение достойного существования граждан.

Одним из основных регулирующих правовых актов является Конституция Российской Федерации. В ней прописаны права человека на достойную жизнь и свободное развитие человека, с помощью совершенствования системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и других меры социальной защиты. Помимо этого в статье 7 указывается, что в Российской Федерации обеспечивается поддержка семьи со стороны государства, инвалидов и пожилых граждан.

Кроме того, негосударственное пенсионное страхование регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Например, статья 943 Гражданского кодекса Российской Федерации, гласит, что условия, на которых заключается договор о страховании, определенны в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком, либо объединением страховщиков.

Деятельность, осуществляемая по обязательному пенсионному страхованию страховыми правилами фонда, и эти правила должны соответствовать требованиям, прописанным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2004 г. №77 и пройти регистрацию в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР России).

Налоговый кодекс также принимает участие в регулировании данной сферы. В статье 213.1 перечислены особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, так как деятельность по негосударственному страхованию осуществляет НПФ, который является организаций, то он как и любая другая организация облагается налогами.

Для стабилизации пенсионного обеспечения государство принимает Федеральные законы, в которых прописаны правила регулирования отношений по негосударственному пенсионному страхованию. Поэтому, учитывая вышеперечисленное, можно отметить, что правила и устав негосударственного пенсионного фонда изменяются в соответствии с требованиями законодательства, если реформа по пенсионному или негосударственному страхованию в корне меняет данные сферы обеспечения. Поэтому в настоящее время то есть вероятность изменения и функций некоммерческой организации, а точнее негосударственного пенсионного фонда.

Деятельность по негосударственному пенсионному страхованию регламентируются пенсионными правилами негосударственного фонда, которые проходят регистрацию в определенном установленном порядке федеральным уполномоченным на это органом. В свою очередь данный правила являются важнейшим элементом пенсионного страхования и основой негосударственного пенсионного договора. В этих правилах приведены пенсионные схемы (схемы по выплатам пенсий и накоплений пенсионных резервов), так же прописаны права и обязанности негосударственного пенсионного фонда, вкладчиков, участников, порядок ведения фондом пенсионных счетов, методика актуарных расчетов обязательств фонда перед вкладчиками и участниками и другие определяющие положения.

Негосударственное пенсионное страхование осуществляется негосударственными пенсионными фондами Российской Федерации. Эта деятельность, которая осуществляется на основе лицензии, предоставляемой Банком России. Для получения лицензии на какую-либо деятельность, должны строго соблюдаться определенные условия. Лицензионные требования предъявляются:

1) к организационно-правовой форме фонда;

2) к наличию и содержанию пенсионных правил фонда, а в случае заявления о намерении фонда осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию также к наличию и содержанию страховых правил фонда;

3) к лицу (лицам), осуществляющему (намеренному осуществлять) функции единоличного исполнительного органа фонда, его заместителям, к членам коллегиального исполнительного органа фонда (в случае его создания), главному бухгалтеру фонда и его заместителям, а также к контролеру или руководителю службы внутреннего контроля фонда;

4) к организации внутреннего контроля в фонде;

5) к размеру уставного капитала фонда.

Таблица 1 – Перечень нормативно-правовых актов в сфере пенсионного обеспечения

Федеральные

нормативно-правовые акты

Региональные

 нормативно-правовые акты

Правовые акты органов

 местного

 самоуправления

федеральные

законы РФ

подзаконные

нормативные акты

законы субъекта РФ

подзаконные

 нормативные

акты

от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии";

от 28.12.2013 N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".

- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 года № 247 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2015 г. социальных пенсий"

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Свердловской области от 12.01.1996 N 7

"О разграничении полномочий в сфере пенсионного обеспечения"

Таким образом, можно отметить, что в Российской Федерации постепенно формируется нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере негосударственного пенсионного страхования. Конечно, она носит сумбурный и в большей степени декларационный характер, но это все равно большой шаг на пути развития данной сферы пенсионного обеспечения граждан, который требует больших усилий, как со стороны государства, так и со стороны общественных отношений.

Органы управления НПФ

Состав и структура органов управления и органов контроля негосударственного пенсионного фонда определяются

его уставом и законодательством РФ об акционерных обществах с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

В негосударственном пенсионном фонде создается совет директоров (наблюдательный совет).

Передача полномочий единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему) не допускается.

Попечительский совет негосударственного пенсионного фонда

Порядок формирования и деятельности попечительского совета определяется Положением о попечительском совете, утверждаемом общим собранием акционеров негосударственного пенсионного фонда.

Попечительский совет негосударственного пенсионного фонда является коллегиальным совещательным органом, состоящим не менее чем из 5 человек, предварительно рассматривающим и представляющим свои рекомендации по следующим вопросам, включаемым в повестку дня общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) негосударственного пенсионного фонда:

внесение в устав негосударственного пенсионного фонда изменений, связанных с уменьшением уставного капитала пенсионного фонда;

реорганизация или ликвидация негосударственного пенсионного фонда;

изменение установленной уставом негосударственного пенсионного фонда максимальной доли от доходов, полученных негосударственным пенсионным фондом от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемой в собственные средства негосударственного пенсионного фонда.

Решение по вопросу об изменении установленной уставом негосударственного пенсионного фонда и направляемой в собственные средства негосударственного пенсионного фонда максимальной доли от доходов, полученных негосударственным пенсионным фондом от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, принимается общим собранием негосударственного пенсионного фонда только по предложению Попечительского совета негосударственного пенсионного фонда.

В попечительском совете негосударственного пенсионного фонда вкладчики, участники и застрахованные лица (их представители) должны иметь в совокупности не менее трех четвертей общего числа голосов всех членов попечительского совета. Члены попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно.

Требования к органам управления негосударственного пенсионного фонда и его должностным лицам:

Функции единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) и главного бухгалтера негосударственного пенсионного фонда

осуществляются лицами, состоящими в штате фонда и не являющимися по совместительству или по иному основанию работниками организаций, с которыми негосударственным пенсионным фондом заключен договор доверительного управления имуществом фонда, договор на оказание услуг специализированного депозитария, договор на проведение аудиторской проверки или договор на проведение оценки имущества фонда.

Лицо, осуществляющее (в том числе временно) функции единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда, главного бухгалтера фонда, члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа фонда, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) фонда, должно соответствовать требованиям к деловой репутации.

Под квалификационными требованиями, предъявляемыми к лицу, осуществляющему функции, понимаются:

для лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда,

высшее образование, наличие квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и опыта руководства финансовой организацией либо ее структурным подразделением не менее трех лет;

для лица, осуществляющего функции члена коллегиального исполнительного органа фонда,

высшее образование и опыт работы в финансовой организации не менее двух лет;

для лица, осуществляющего функции контролера (руководителя службы внутреннего контроля) фонда,

высшее образование, наличие квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и опыта работы в финансовой организации не менее одного года.

В целях соблюдения требований законодательства сформирована система внутреннего, государственного и вневедомственного контроля.

1. Система внутреннего контроля:

Совет Фонда

Высший орган управления НПФ. Устанавливает принципы и порядок деятельности НПФ, утверждает внутренние нормативные документы, бюджет и т.д.

Попечительский совет

Осуществляет контроль за соблюдением интересов и прав вкладчиков и участников НПФ. В Попечительский совет включаются представители вкладчиков и участников.

Ревизионная комиссия

Осуществляет ревизию финансовой деятельности НПФ, проверяет учет поступления пенсионных взносов, использования полученных средств и правильности выплат негосударственных пенсий.

2. Система государственного контроля:

Федеральная служба по финансовым рынкам

Лицензирование деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а также уведомительная регистрация фондов, подавших заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Регистрация пенсионных правил фонда и всех изменений к ним в соответствии с установленным уполномоченным федеральным органом порядком.

Обязательная отчетность фонда перед уполномоченным федеральным органом в соответствии с установленным им порядком.

Обязательное представление в уполномоченный федеральный орган аудиторского заключения и результатов актуарного оценивания.

Проведение проверок фондов комиссиями уполномоченного федерального органа.

Участие представителей уполномоченного федерального органа в работе ликвидационной комиссии фон.

Уполномоченный федеральный орган – осуществляет государственное регулирование в области негосударственного пенсионного обеспечения и контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов. Система вневедомственного контроля

-Специализированный депозитарий

Осуществляет ежедневный контроль за составом и структурой пенсионных резервов НПФ.

-Независимый аудитор

Осуществляет аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности НПФ.

-Независимый актуарий

Проводит актуарное оценивание деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению.

Правомочия НПФ

Негосударственный пенсионный фонд является одним из субъектов в отношениях, предметом которых является пенсионное обеспечение на добровольных началах.

Фонд в соответствии с уставом выполняет следующие функции:

- разрабатывает правила фонда;

- заключает пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании;

- аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений, что приводит к получению пенсионных взносов и их учет с нарастающим итогом, а также учет нарастающих итогов за весть период деятельности данного фонда.

- ведет пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;

- ведет пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона ( от 1 апреля 1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательно пенсионного страхования");

- информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов – осуществляет возможность следить за своим счетом.

- заключает договоры с иными организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда – данный аспект увеличивает работоспособность фонда в несколько раз, так как работа при применении более современных и новых технологий становиться менее трудоемкой и выполнить то или иное действие становиться гораздо проще.

- определяет инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;

формирует имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, и инвестирует составляющие его активы;

- формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размещает пенсионные резервы;

- организует инвестирование средств пенсионных накоплений;

- заключает договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию;

- рассматривает отчеты управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений;

- расторгает договоры с управляющей компанией (управляющими компаниями) и специализированным депозитарием по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации;

- принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для обеспечения сохранности средств фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании (управляющих компаний), с которой (которыми) расторгается (прекращается) договор доверительного управления;

- ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет;

- ведет обособленный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;

- осуществляет актуарные расчеты;

- производит назначение и осуществляет выплаты негосударственных пенсий участникам;

- производит назначение и осуществляет выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам или выплаты их правопреемникам;

- осуществляет выплаты выкупных сумм вкладчикам и (или) участникам (их правопреемникам) или перевод выкупных сумм в другой фонд, перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации, а также перевод средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с уведомлением Пенсионного фонда Российской Федерации о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии или в случае смерти застрахованного лица;

- принимает меры по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов;

- предоставляет информацию о своей деятельности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом;

- осуществляет иные функции для обеспечения уставной деятельности фонда.

Данные функции помогают усовершенствовать работу НПФР и помогают обратившимся в негосударственный пенсионный фонд понять специфику данной организации. Нельзя выпустить из внимания то, что посредством НПФ обеспечивается решение нескольких немаловажных задач, которые находятся как в социальной, так и в финансовой сфере государства. Такими задачами являются:

- создается более стабильная и эффективная организация по поддержке доходов пожилых людей;

- установление зависимости между пенсиями и уплаченными страховыми взносами.

Функции немаловажны и пропустить их значит не понять основные аспекты существования и деятельности негосударственных пенсионных фондов, что является очень важной частью взаимодействия с данной некоммерческой организацией так и ее деятельностью.

В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" прописаны как права, так и обязанности негосударственного пенсионного фонда, который выступает в роли страховщика (ст. 13 Закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Страховщик имеет право:

1) проводить у страхователей проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации, проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

3) требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

4) получать у налоговых органов информацию о налогоплательщиках, включая сведения о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, и иные сведения, составляющие налоговую тайну, в целях выполнения функций страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) предоставлять налоговым органам по их запросам информацию о плательщиках страховых взносов для осуществления деятельности в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;

8) представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;

9) осуществлять обмен информацией с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, ведение документации в целях выполнения функций, возложенных на страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, на бумажном носителе, в электронной форме. требовать и получать у государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" информацию о порядке, размерах и об условиях получения гарантийного возмещения в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";

11) получать у Агентства гарантийное возмещение в интересах застрахованных лиц в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".

12) организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования;

13) развивать международные связи в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

Права НПФР идут не только в пользу самой организации, но и их клиентам, что является очень важной особенностью. Проверки правильности документов неотъемлемая часть, так как от них зависит правильное функционирование деятельности. Нельзя оставить без внимания не менее важную особенность как функционирование с налоговыми органами, так как деятельность НПФР напрямую связана с денежными средствами, и все операции осуществляются на основе Налогового кодекса РФ. Также их деятельность связана с государственными органами, которые неоднократно осуществляют проверки для установления соответствия действий фондов действующему законодательству.

Пункты 7, 8 и 11 НК РФ формируют доверие клиентов, которое основывается на том, что негосударственный пенсионный фонд является их "защитником" в сфере правового регулирования.

Помимо прав у каждой организации без исключения имеются обязанности которые подлежат обязательному исполнению. Обязанности негосударственного пенсионного фонда, выступающего в роли страховщика прописаны в статье 13 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации":

Страховщик обязан:

1) осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов;

2) подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов;

3) осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены

4) назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать трудовые пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, единовременные выплаты средств пенсионных накоплений, срочные пенсионные выплаты, выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

6) осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;

7) регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

8) обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием;

9) осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

10) осуществлять регистрацию и снятие с регистрационного учета страхователей;

12) вести учет страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

13) вести государственный банк данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

15) обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом;

16) обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений;

18) обеспечивать организацию своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов;

19) бесплатно консультировать застрахованных лиц и страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;

21) принимать, рассматривать заявления лиц о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в том числе в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и вести их учет;

22) информировать застрахованных лиц об их праве на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений;

24) осуществлять функции оператора персональных данных в целях реализации полномочий, возложенных на страховщика законодательством Российской Федерации;

25) определять суммы страховых взносов, начисленных на страховую и накопительную части трудовой пенсии, в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии);

26) учитывать сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившую на счет Пенсионного фонда Российской Федерации в последние три месяца отчетного периода, для расчета сумм уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за этот период;

27) уплачивать гарантийные взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";

28) предоставлять страховщику по обязательному пенсионному страхованию, являющемуся негосударственным пенсионным фондом, при удовлетворении заявления застрахованного лица о переходе в негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях определения факта наступления гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" информацию о сумме гарантируемых средств, подлежащих учету в специальной части индивидуального лицевого счета указанного застрахованного лица за весь период формирования пенсионных накоплений в его пользу;

29) предоставлять страховщику по обязательному пенсионному страхованию, являющемуся негосударственным пенсионным фондом, при установлении застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений в целях определения факта наступления гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" информацию о сумме гарантируемых средств, подлежащих учету в специальной части индивидуального лицевого счета указанного застрахованного лица за весь период формирования пенсионных накоплений в его пользу, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня получения запроса;

30) при наступлении гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" исполнять обязанности, установленные указанным Федеральным законом;

31) предоставлять Агентству информацию о количестве застрахованных лиц, приобретающих право на установление выплат за счет средств пенсионных накоплений в следующем году, об объеме гарантируемых средств в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" и о причитающихся им выплатах за счет средств пенсионных накоплений в целях прогнозирования сроков и сумм гарантийного возмещения.

Один из самых главных выводов, которых можно сделать при изучении обязанностей НПФ является то, что ведется строгий своевременный и опирающийся на действующее законодательство учет взносов, как работодателей, так и клиентов. Это дает им уверенность в том, что денежные средства, отправленные в негосударственный пенсионный фонд, будут использованы по целевому назначению и принесут определенный доход. Также можно заметить, что в некоторых пунктах замечается забота о клиенте, а точнее о его взносах. Например, в пункте 6 прописано, что если у негосударственного пенсионного фонда ухудшается финансовое состояние, то руководство должно оповестить клиента, что может подтолкнуть его на перевод своих денежных средств в другой фонд. Пункты 18 и 19 гласят о том, что застрахованные лица и страхователи могут обраться за помощью в НПФР по вопросам, касающимся обязательного пенсионного страхования, а также о выходе новых или редактированных нормативно-правовых актов по этому вопросу.

Права и обязанности негосударственного пенсионного фонда прописываются, как правило, в договоре о пенсионном страховании.

Негосударственная пенсия: понятие, порядок назначение и выплаты.

Пенсионный договор является основным документом негосударственного пенсионного обеспечения. Негосударственный пенсионный договор заключается между гражданами и негосударственным пенсионным фондом, который имеет лицензию на осуществление деятельности по пенсионному страхованию. Он является ключевым условием потому, что без заключения данного договора негосударственное пенсионное страхование не начнет свою деятельность.

Предметом пенсионного договора является осуществление фондом негосударственного пенсионного обеспечения участника, включающее в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Договор негосударственного пенсионного обеспечения или пенсионный договор-это самостоятельный вид договоров. Его регулирование основывается на Федеральном законе от 07.05.98 № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

На основе заключенного пенсионного договора застрахованное лицо фонда уплачивает взносы в негосударственный пенсионный фонд, а фонд в свою очередь обязуется выплачивать участнику или участникам фонда (если договор был заключен с несколькими физическими лицами) негосударственную пенсию.

Перед заключением пенсионного договора необходимо:

1.затребовать лицензию негосударственного пенсионного фонда на осуществление деятельности по пенсионному страхованию;

2.ознакомиться с правилами негосударственного пенсионного фонда;

3.проконсультироваться поводу всех особенностей пенсионного обеспечения с долевым участием;

4.изучить порядок и условия внесения страховых взносов.

При этом особенно необходимо соблюдать пункт 1, так как пренебрежение к данной операции может повлечь за собой последствия признания недействительности данного договора.

Договор должен заключаться в двух экземплярах, один для вкладчика, другой для фонда.

Если договор заключается физическим лицом, то он должен состоять их 3 экземпляров, которые каждый из которых "отдается":

1. застрахованному лицу;

2. Негосударственному пенсионному фонду;

3. Пенсионному фонду Российской Федерации.

Для назначения и получения пенсии необходимо наличие у участника пенсионных оснований (ст. 10 Закона "О негосударственных пенсионных фондах").

Эти условия установлены законодательством Российской Федерации на момент заключения негосударственных пенсионных договоров. Также в пенсионных договорах могут прописываться дополнительных условия для приобретения права на получение негосударственной, не противоречащие законодательству и не ущемляющие права участников и вкладчиков негосударственного пенсионного фонда ( ст. 12 Закона "О негосударственных пенсионных фондах" )

Договор по пенсионному страхованию, в соответствии со статьей 12 Федерального закона, должен содержать такие условия как:

1) наименование сторон;

2) сведения о предмете договора;

3) положения о правах и об обязанностях сторон;

4) положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов;

5) вид пенсионной схемы;

6) пенсионные основания – это основания приобретения участником права на получение негосударственной пенсии или основания приобретения застрахованным лицом права на получение накопительной части трудовой пенсии (ст. 3 Закона "О негосударственных пенсионных фондах");

7) положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;

8) положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;

9) сроки действия и прекращения договора;

10) положения о порядке и об условиях изменения и расторжения договора;

11) положения о порядке урегулирования споров;

12) реквизиты сторон.

Данные условия являются существенными и их отсутствие приведет к недействительности заключенного договора. Поэтому, перед тем как заключить договор, связанный с пенсионным страхованием, нужно обратить внимание, прописаны ли вышеуказанные пункты в договоре или нет.

Пенсионный договор заключается на бессрочный срок и может быть расторгнут по решению суда, по желанию вкладчика, а также в случае ликвидации организации-вкладчика, либо по вине фонда (прекращение действия лицензии фонда, ликвидация фонда), либо в связи со смертью участника до наступления пенсионных оснований. Прекращение уплаты пенсионных взносов вкладчиком не может являться причиной расторжения пенсионного договора. При расторжении пенсионного договора фонд обязан выплатить вкладчику выкупную сумму или перевести ее в другой фонд.

Вкладчики НПФ имеют право:

1) требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;

2) представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия фонда;

3) требовать от фонда перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с правилами фонда и пенсионным договором.

Вкладчики НПФ вносят взносы только денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором.

Таким образом, пенсионный договор полностью не отвечает принципу свободы договора, определенной гражданским законодательством, поскольку затрагивает и государственную сферу – пенсионное страхование. Но все же определенная свобода просматривается, так как добровольно определяется пенсионная схема и порядок получения негосударственной пенсии, что подчеркивает привлекательность данного вида пенсионного страхования, по сравнению с обязательным государственным.

Список использованных источников:

Нормативно правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. -2014. – № 9. – Ст. 81.

2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Российская газета. – 2001. – N 24

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ(ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ.- 07.01.2002.-№ 1 (ч. 1).-ст. 3.

4. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 № 165 (ред. от 01.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 19.07.1999. № 29. Ст. 3686.

5. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 № 178 (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ 19.07.1999. № 29. Ст.3699.

6. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в РФ" от 10.12.1995 № 195 (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ 11.12.1995. № 50. Ст. 4872.

7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6965.

8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ "О накопительной пенсии" // Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6989.

9. Федеральный закон от 24.07.2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

10. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 14-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" // Собрание законодательства РФ. 2003.

11. Федеральный закон от 28.12.2013 N 410 ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах"

Специальная литература:

1. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: Учеб.пособие. – М.: РАГС, 2014.

2. Агафонова В. Н., Фирюлина Т. Ю. Гражданско-правовой механизм осуществления добровольного пенсионного страхования // Молодой ученый. – 2014. – №19. – С. 403-404.

3. Апостолова А.М. Социальная политика и правовой механизм ее реализации. Учеб.пособие. – М.: ГУЦ ВЛАДОС, 2010.

4. Васильчиков В.М. Правовое обеспечение социальной работы.- М.: Академия, 2010

5. Волгин Н.А. Социальная политика. Энциклопедический словарь.- М., Академический проект, 2011.

6. Григорьев С.И., Гусляков Л.Г., Ельчанинов В.А. Теория и методология социальной работы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

7. Дмитриев А.Г., Усманов Б.Ф., Шелейнов Н.И. Социальные инновации: сущность, практика осуществления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

8. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. – М.: Издательство БЕК, 2012.

9. Захаров С. М. Сравнительный анализ вариантов пенсионного обеспечения // Вопросы экономики и управления. – 2015. – №2. – С. 56-58.

10. Коньков К.А. Правоспособность негосударственного пенсионного фонда // Социальное и пенсионное право. 2014. N 3. С. 6 – 13.

11. Курбатов А.Я. Правосубъектность кредитных организаций: теоретические основы формирования, содержание и проблемы реализации. М.: Юриспруденция, 2010 [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".

12. Соловьев А.К. Коэффициенты замещения: проблемы теории и практика. М., 2014. С. 116.

13. Социальное обеспечение в мире в 2010 – 2011 годах: Доклад МОТ. С. 149 – 153. О стандартах пенсионного возраста в России см.: Международные и российские нормы пенсионного обеспечения. Сравнительный анализ. М., 2013 (гл. 38 – автор М.Л. Захаров).

14. Чупрова Е.В. О некоторых проблемах реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение в законодательстве Российской Федерации // Адвокат. 2014. N 2.

15. Чупрова Е.В. Проблемы реализации принципа государственной гарантии соблюдения прав застрахованных лиц в российском пенсионном законодательстве // Адвокат. 2015. N 4. С. 60 – 63.

Электронный ресурс

1. www.rosmintrud.ru/docs/government/102.

2. www.rosminzdrav.ru

3. www.pfrf.ru