Научная картина мира и ее эволюция

Научная картина мира и ее эволюция.

Статьи по теме
Искать по теме

По своей сути научная картина мира – это особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.

Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т.п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции – определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.

Основой современной научной картины мира являются фундаментальные знания, полученные, прежде всего, в области физики. Однако в последние десятилетия прошлого века все больше утверждалось мнение, что в современной научной картине мира лидирующее положение занимает биология. Это выражается в усилении влияния, которое оказывает биологическое знание на содержание научной картины мира. Идеи биологии постепенно приобретают универсальный характер и становятся фундаментальными принципами других наук. В частности, в современной науке такой универсальной идеей является идея развития, проникновение которой в космологию, физику, химию, антропологию, социологию и т.д. привело к существенному изменению взглядов человека на мир.

Понятие научной картины мира – одно из основополагающих в естествознании. На протяжении своей истории оно прошло несколько этапов развития и, соответственно, формирования научных картин мира по мере доминирования какой-либо отдельной науки или отрасли наук, опирающейся на новую теоретическую, методологическую и аксиологическую систему взглядов, принятых в качестве основания для решения научных задач. Подобная система научных взглядов и установок, разделяемая преобладающим большинством ученых, называется научной парадигмой.

Применительно к науке термин "парадигма" в самом общем понимании означает совокупность идей, теорий, методов, концепций и образцов решения различных научных проблем. Можно сказать, что парадигма отвечает на несколько важнейших вопросов: "Что изучать?", "Как изучать?", "Какими методами?". В науковедении принято рассматривать парадигмы в двух аспектах: эпистемологическом (теоретико-познавательном) и социальном. В эпистемологическом плане парадигма представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном отношении парадигма определяет целостность и границы научного сообщества, разделяющего ее (парадигмы) основные положения.

На уровне парадигмы формируются основные нормы отграничения научного знания от ненаучного. В период господства в науке какой-либо парадигмы происходит относительно спокойное развитие науки, но с течением времени оно сменяется формированием новой парадигмы, которая утверждается посредством научной революции, т.е. переходом на новую систему научных ценностей и миропонимания. Смена парадигмы приводит к смене стандартов научности. Философское понятие парадигмы является продуктивным при описании базовых теоретико-методологических основ научного изучения мира и часто используется в практике современной науки и разработке новых концепций в естествознании.

Новая проблематика в отношении научной картины мира была сформулирована в новейшее время (конец XIX – начало XX в.в.). Особенности проблемы социогуманитарных наук были в центре внимания Баденской неокантианской школы Г. Риккерта, В. Виндельбанда. Заслугой марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) является разработка новой форма материализма – диалектического материализма, который не только обосновывает научную картину мира с материалистической точки зрения, но и воплощает гуманистические принципы и идеи, то есть своеобразный синтез научных картин мира. Сторонники позитивизма (О. Конт, Э. Мах, Г. Спенсер), утверждая единственный метод познания – естественнонаучный, абсолютизируют роль науки и научного прогресса в решении человеческих проблем, что ведет к дисбалансу человеческого и научного, а следовательно к несовершенной научной картине мира. Однако уже в постпозитивизме (И. Лакатос, П. Фейрабенд, К. Поппер, Т. Кун) выдвигается общенаучный метод познания и выделяется роль философии в познании мира и человека. Антисциентизм философов-иррационалистов был плодотворным и способствовал развитию методологии социокультурных наук. Одним из влиятельных направлений исследования проблемы человека в научной картине мира является философская антропология, предметом которой становится человек и человеческие способности, определяется способ постановки и решения касающихся его философских проблем.

В отечественной философии, начиная со второй половины XX века, одной из сторон выяснения сущности научной картины мира являлись работы о соотношении научной картины мира, мировоззрения и отдельных наук.

Современная научная картина мира получила свое развитие в работах, посвященных самоорганизации в природе и обществе. К основным идеям этой области относятся работы И.Р. Пригожина, И. Стенгерса, Г. Хакена. Активно в этом направлении работают и отечественные ученые-философы, такие как С.П. Капица, Е.Н. Князева.

Другой стороной исследования научной картины мира явились работы Л.А. Микешиной, П.С. Дышлевого, С.В. Лурье, А. Койре, А.Н. Уайтхеда, посвященные анализу процесса формирования и функционирования научной картины мира в культуре конкретной исторической эпохи. Поскольку научная картина мира соответствует некоторым сторонам самой реальности и мировой культуры в целом, как полагают Ж. Дюмезиль и Ш. Серрюс, постольку она является "гарантом порядка". Ж.-П. Вернан рассматривает научную картину мира в культуре как "картину интеллектуальных движений", в которой имеется ответ на вопрос о началах и причинах существования мира, а Ж. Деррида интерпретирует научную картину мира как продукт операции логически обработанного ума. На интеллектуально-символическом аспекте картины мира настаивает А. Спэйер. Статус "модели объяснения мира", описывающей "структуру жизненных отношений", картину жизни человека и являющейся продуктом "практического рассуждения", приписывается картине мира М. Вебером, который классифицирует ее как "объективно значимую истину" в культуре общества.

Одним из центральных направлений в современном исследовании научной картины мира является исследование взаимосвязи науки и культуры в целом, а А.В. Авксентьев, В.А. Авксентьев и Г.Д. Гачев обсуждают антропологическую обусловленность научных картин мира.

Первыми работами, в которых было представлено информационное представление мира, явились работы Н. Винера. В последние годы в нашей стране было издано несколько работ Р.Ф. Абдеева, Ю.Ф. Абрамова, А.И. Ракитова, В.И. Корогодина, А.С. Щербакова, И.И. Юзвишина, В.Н. Веселовского, в которых информационный образ мира явился основным предметом исследования. Н.Н. Моисеев рассматривает информационный образ мира в рамках идеи самоорганизации, совмещенной с идеями В.И. Вернадского в концепцию глобального эволюционизма, а также в концепцию планетарного сознания и картины жизни. Гуманитарные вопросы освоения информации в культуре информационного общества, информационного обмена, коммуникации представлены в многочисленных моделях и аналитических обзорах Ю.М. Лотмана, Ю. Хабермаса, Д. Бэлла.

Вместе с тем, большинство исследований выполнено в русле онтологии, гносеологии и философии науки и практически не встречаются работы, посвященные комплексному философскому исследованию научной картины мира в рамках философии культуры и в контексте перспектив развития современной цивилизации. Данная проблематика достаточно сложна и многогранна, в ней еще много невыясненных и дискуссионных вопросов. Между тем современное социокультурное и научно-техническое развитие ставит новые задачи и рамки исследования. Например, комплексное исследование процесса взаимовлияния научной картины мира с картиной жизни и картиной человека.

Литература

1. Садохин А. П. Концепция современного естествознания- М.: Норма, 2008

2. Аношкина П.Г. Проблемы современного естепствознания- М.: Кнорус, 2008

3. Овсянникова Г.М. Концепция современного естествознания- М.: Проспект, 2010

4. Кунафин М.С. Концепция современного естествознания- Уфа, БГУ, 2008

5. Микушина Е.Г. Концепция современного естествознания- М.: Норма, 2008

6. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004

7. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Современная естественно-научная картина мира