Налоговая система РФ

Налоговая система РФ.

Статьи по теме
Искать по теме

Сущность, функции и принципы налоговой системы

Налогообложение – это принудительное и безвозмездное взимание правительством или местными органами власти налогов с физических лиц и организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения налоговой политики.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль, доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, отдельные операции, отдельные виды деятельности, минимальная месячная оплата труда и др.

Общественное назначение налогов как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов выражается в задачах, которые решают налоги.

Основной задачей налогов выступает формирование денежных доходов государства на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей, для покрытия расходов на образование, детские дома, на здравоохранение, строительство государственных сооружений, дорог, защиту окружающей среды. Другая задача налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, поощряя, ограничивая или контролируя различные процессы.

Налоги – основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Система налогов обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов и типов налогов, величина налоговых ставок устанавливается обычно в законодательном порядке.

Налоговая система – это целостное экономическое состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами и находящихся в определенной связи между собой.

Г.Б. Поляков дает следующее исчерпывающее определение налоговой системы:

"Налоговая система – это совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов. Значение и структура этой системы определяются социально-экономическим состоянием общества и государства".

Состав налоговой системы может быть разным, он включает в себя большое количество налогов и сборов. Это потребовало классифицировать их по заранее установленным признакам. Эта классификация имеет большое экономическое и практическое значение.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

– виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

– основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

– правила установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;

– права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

– формы и методы налогового контроля;

– ответственность за совершение налоговых правонарушений;

– порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Сущность налоговой системы проявляется в следующем:

1) постоянный поиск путей увеличения налоговых доходов государства;

2) стремление к построению налоговой системы на базе общепринятых принципов экономической теории.

Структура налоговой системы – это соотношение отдельных налогов, формирующих систему налогов и являющихся доходной частью бюджетов различных уровней.

При формировании налоговой системы исходят из ряда принципов:

1.Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.

2.Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к. это позволяет планировать деятельность.

3.Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения.

4.Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.

5.Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги.

6.Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства.

7.Система налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить много маленьких налогов, чем один большой.

8.Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести.

Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Основные концепции налогообложения

Общие исторические формы государственных доходов и налогов находятся в тесной связи с развитием государства, общества, экономики. Отдельные замечания о финансах и налогах можно найти у античных авторов, но первые попытки научного осмысления налогов связываются с эпохой Средневековья. На протяжении тысячелетий налогообложение освоило множество различных способов и приемов взимания средств. Практика отбирает наиболее удачные из них, а человеческая мысль обобщает практику и обосновывает теоретические принципы обложения.

Генетическая связь налогов с государством предопределяет зависимость концептуальных взглядов на налоги от понимания места и роли государства в обществе. Разные экономические школы дают разное теоретическое обоснование налогов. Так, одними из наиболее ранних теорий стали теории обмена, вызванные к жизни идеями правового государства. Согласно этим теориям налог есть плата за услуги государства, покупная цена государственных благ, страховой взнос государству за пользование обеспечиваемыми им защитой и безопасностью. Появление таких теорий можно связать с реакцией против стеснительной правительственной опеки в предшествовавшие столетия и стремлением ограничить деятельность государства исключительно заботой о внутренней и внешней безопасности (государство – "ночной сторож"). Эти теории смешивают налог с пошли- мой, или, точнее говоря, отрицают современный налог.

Классическая экономическая теория (А. Смит, Ж.-Б. Сей, Дж. Милль) исходит из принципиальной способности свободного рынка успешно справляться с временно возникающими проблемами занятости и производства без вмешательства государства в экономику и социальную сферу. Разумеется, экономические циклы были известны уже давно, но они рассматривались как самоустраняющиеся отклонения. Соответственно налоги, как главный источник ресурсов государства, должны были быть сведены к минимуму, чтобы не отнимать средства у экономики.

В последующем многие макроэкономические теории – монетаризм (М. Фридман), теория рациональных ожиданий (Э. Лукас), экономика предложения (А. Лаффер), принимая в той или иной мере значение активной денежной и фискальной политики государства, также рассматривали рыночную экономику как саморегулирующуюся, а государству отводили минимальную роль. Более того, считалось, что государство своим вмешательством только подрывает макроэкономическую стабильность. Ставка на минимальное участие государства в экономике требует и минимальных налогов.

Противоположную позицию занимают сторонники кейнсианства, полагающие, что свободный рынок страдает врожденными пороками и лишен внутренних механизмов стабилизации. Поэтому государство может и обязано взять на себя функцию регулирования, в том числе и соответствующей налоговой политикой. Дискреционная и автоматическая фискальная политика позволяет сгладить экономический цикл.

Исторический материал дает достаточно серьезные аргументы в пользу и той и другой концепции, оставляя решение спора за будущими теориями. По всей вероятности, прав Нобелевский лауреат по экономике 2001 г. Дж. Стиглиц, который, рассматривая проблему эффективности и справедливости в налогообложении – главную проблему налогов (она будет изложена ниже), утверждает, что "хорошая" налоговая система должна одновременно исходить из сбалансированного учета требований общественного сектора и свободного рынка. Нахождение этого баланса и составляет смысл налоговой политики

Формирование налоговой системы в РФ

Возникновение налогов, становление и развитие финансовой системы и в последующем выделение из нее налоговой системы неразрывно связано с генезисом общества и государственного устройства. Финансовая система России проходила этапы, характерные для любого государства. Однако после Октябрьской революции ее развитие пошло иным путем: большое значение стали оказывать субъективные факторы и политические приоритеты перед общественными и экономическими законами. Следует отметить, что с самых ранних этапов существования Российского государства правители использовали интересы своих граждан в области уплаты налогов для достижения своих целей, тем самым, по сути, проводили эффективную налоговую политику. С этой позиции рассмотрим наиболее значительные периоды развития России, которые связаны с изменениями в области налогообложения.

Финансовая система Руси стала складываться в период объединения Древнерусского государства, которое началось с конца IX в. Историки отмечают, что князь Олег, покорив днепровских северян, потребовал от них дань более легкую, чем они уплачивали до этого хазарам. Об этом узнали другие племена и без сопротивления перешли под его защиту, добровольно уплачивая дань. Дань существовала на протяжении XI–XII вв.

В Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина "мыт" взималась на заставах городов и крупных селений за провоз товаров, пошлина "перевоз" – за перевоз через реку, торговая пошлина – за право устраивать рынки и т.д. Посредством налогов решались и вопросы общественного правопорядка. Например, судебная пошлина ("вира") взималась за убийство, "продаяс-а" (штраф) – за прочие преступления. За убийство чужого холопа князю платили пошлину в размере 12 гривен. Если убийца скрывался, то уплату производили жители округа, где было совершено убийство. Тем самым устанавливалась общественная ответственность за содеянное преступление, что способствовало раскрытию и предотвращению преступлений.

Сложный исторический период развития Руси и финансовой системы связан с татаро-монгольским нашествием. Основным налогом был "выход", который взимался баскаками – уполномоченными хана, а затем русскими князьями. "Выход" взимался с каждой души мужского пола и с головы скота. Величина зависела от соглашения между великими князьями и ханами. Помимо "выхода" были и другие ордынские тяготы. Например, ям – обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Финансовая система Руси была разрушена, взимание прямых налогов в казну государства стало почти невозможным. Основным источником дохода стали торговые сборы.

Уплата "выхода" была прекращена Иваном III в 1480 г. Финансовая система Руси начала создаваться вновь: были введены прямой налог – деньги с.черносошных крестьян и посадских людей, затем ямской, пищальный – для производства пушек и т.д. С целью правильного налогообложения было проведено описание земель с указанием местонахождения, хозяев, количеством собираемого урожая и т.д. Для определения размера налогов служило "сошное письмо". Размер условной единицы – "сохи" – в различных местах был неодинаков и зависел от качества почвы, принадлежности земли.

Новый подход в области налогообложения связан с правлением Петра I. Большие преобразования в государстве, развитие промышленности и создание регулярной армии требовали значительных финансовых ресурсов. Подворное налогообложение было заменено на подушную подать, для этого была проведена перепись населения. Это является одним из значимых исторических событий, так как данные переписи использовались не только для налогообложения, но и для управления государством, принятия определенных решений, направленных на развитие промышленности. Были введены новые налоги – горная подать, гербовые сборы, чрезвычайные налоги, связанные с развитием армии: драгунские деньги, рекрутские, корабельные. В предшествующих периодах финансовая система Руси ориентировалась в основном на увеличение налогов по мере потребностей казны, без учета реального экономического положения страны. Петр I изменил отношение в области налогообложения. Он предпринял ряд мер для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения страны. Вводились новые орудия труда, развивалось горное дело, обрабатывающая промышленность.

В конце XVIII в. в России стали закладываться основы современного государства, проводящего активную экономическую, финансовую и налоговую политику. В период правления Екатерины II была преобразована система управления финансами. В 1780 г. была создана Экспедиция о государственных доходах, в дальнейшем разделившаяся на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая – расходами, третья – ревизией счетов, четвертая – взысканием недоимок, недоборов и начетов. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 руб., во вторую – от 1 тыс. до 10 тыс. руб., а купцы с большим капиталом входили в первую гильдию. Они самостоятельно заявляли о величине своего капитала. Необходимо отметить, что по указу императрицы проверка имущества не производилась, доносы на его утайку не принимались. Отнесение купца в более высокую гильдию считалось положительным, поэтому практически они не уменьшали величину своего капитала. Купцу поручались более выгодные государственные заказы, по социальному положению он занимал более высокий статус. Первоначально налог взимался в размере 1% объявленного капитала, однако в дальнейшем ставка выросла до 2,5% для купцов третьей гильдии и 4% для купцов первой и второй гильдий.

В губерниях для управления финансовыми делами были созданы коллегиальные губернские Казенные палаты, которым были подчинены губернские и уездные казначейства, хранившие казенные доходы. Таким образом, Екатерина II продолжила начатый Петром I курс на усиление местного самоуправления, передачу ему новых функций, наделение самостоятельными финансовыми ресурсами.

В результате упорядочения финансовой системы постоянно росли доходы государства. В 1763 г. они составили 16,5 млн. руб., в 1764 г. – 21,6 млн руб., в 1765 г. – 22,7 млн руб., в 1766 г. – 23,7 млн. руб. А через 30 лет, согласно финансовой ведомости 1796 г., государственных доходов было 68,5 млн руб. В этот период прямые налоги в бюджете государства играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось в 1763 г. около 30% всех доходов, незначительные суммы приносили подводная подать и промысловый налог. Косвенные налоги давали около 42%. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги.

В начале XIX в. ведение войны с Наполеоном требовало увеличения всех ресурсов государства, в том числе и финансовых. В 1809 г. расходы государственного бюджета в 2 раза превышали доходы. В период правления Александра I была разработана программа финансовых преобразований, которая связана с именем крупного государственного деятеля М.М. Сперанского. Она предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов.

Крупные преобразования в налоговой системе России были осуществлены в связи с проведением реформы 1861 г., т.е. отмены крепостного права. Эти преобразования связаны с правлением Александра II. Была изменена система сбора промыслового налога, была введена уплата в виде патентного сбора и дополнительного налога, который уплачивался по прогрессивным ставкам в виде налога на прибыль. Введены были подомовой налог, акцизные сборы вместо винных откудов, налогообложение земель.

В период правления Николая II значительные преобразования финансовой системы проводились известными государственными деятелями С.Ю. Витте и П.А. Столыпиным. Этот период характеризуется значительным ростом доходов бюджета.

Накануне Первой мировой войны финансовое положение России было довольно устойчивым. Сбор налогов планировался по трем направлениям: прямые налоги – 264,5 млн руб., косвенные налоги – около 710 мл. руб. и пошлина – более 230 млн руб. Мировая война губительно сказалась на финансовом положении страны. Чтобы покрыть растущие военные расходы, правительству потребовалось систематически повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы

Очередной спад во всей финансовой системе России наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов центральных органов советской власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуций.

В период нэпа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы. Характерной чертой этого периода является наличие множества налогов и сборов, многократность обложения торгово-промышленного оборота. В это время существовали следующие группы налогов, пошлин, сборов:

1. прямые налоги. К ним относились сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-поимущественный, единый натуральный налог, индивидуальное обложение кулацких хозяйств, военный налог, налог с наследства и дарений и др.;

2. косвенные налоги. К ним относились акцизы, налог с доходов от демонстраций кинофильмов. Акцизы были установлены на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных напитков, спичек, нефтепродуктов и некоторых других потребительских товаров;

3. пошлины: патентная, судебная и др.;

4. сборы: гербовый, патентный, канцелярский, прописочный, на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

В этот период появилось множество налогов и сборов, не предусмотренных законодательством, которые устанавливали местные органы власти.

Основные принципы налоговой системы социалистического государства были сформированы в ходе налоговой реформы 1930-1932 гг. Ее целью являлось упрощение системы налогообложения, устранение многозвенности. Многие виды налогов были упразднены, отдельные виды объединены. Стали взимать следующие виды основных налогов:; для государственных предприятий – налог с оборота и отчисления от прибыли, для кооперативных предприятий – налог с оборота и подоходный налог.

Отчисления от прибыли предприятий, аккумулируемые в бюджет страны, носили налоговый характер. Однако отличие от налогов состояло в индивидуальности ставок, а также возможности изменения их по решению отраслевых министерств и финансовых ведомств без участия законодательной власти. Какие-либо критерии определения доли прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия, отсутствовали. Ставка отчислений могла изменяться в течение календарного года.

В период Великой Отечественной войны налоговая система видоизменилась. В 1941 г. была установлена временная надбавка к подоходному и сельскохозяйственному налогам в размере 100%, которую с января 1942 г. заменили специальным военным налогом. Военным налогом облагались граждане СССР, достигшие 18-летнего возраста, за исключением военнослужащих и членов их семей, получавших государственное пособие, инвалидов I и II групп, пенсионеров, мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, если они не имели дополнительных (сверх пенсии) или самостоятельных источников доходов. В связи с ростом цен на колхозном рынке были увеличены нормы доходности и ставки сельскохозяйственного налога. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1942 г. был введен единый налог со зрелищ, который уплачивали государственные, кооперативные и общественные предприятия и организации по дифференцированным ставкам в процентах от валовой выручки, полученной от проведения платных киносеансов, цирковых представлений, спортивных состязаний. В этот период вводятся сборы с владельцев скота, за регистрацию охотничьих и промысловых собак и т.д. Проведение активных мероприятий в области налогообложения дало положительные результаты, позволило увеличить доходную часть бюджета страны.

В 1946 г. был отменен военный налог, в послевоенный период были снижены нормы взимания сельскохозяйственного налога, для отдельных категорий плательщиков, отменен налог на холостяков.

Определенные изменения налоговой системы СССР были осуществлены в 1965 и 1987 гг. в связи с внедрением хозрасчета и расширением прав предприятий. В 1979 г. был введен нормативный метод распределения прибыли, в соответствии с которым до начала отчетного периода устанавливался норматив, определяющий, какую долю прибыли предприятие должно перечислить в бюджет, какую – в отраслевые централизованные фонды и какую – оставить в собственном распоряжении. Отчисления от прибыли предприятий носило налоговый характер, но отраслевые министерства и финансовые органы имели возможность в любой момент изменить налоговую ставку без участия законодательных органов.

Все развитие налоговой системы свидетельствует, что произошел переход от налогов к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределению финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводило страну к финансовому кризису. Кризис разразился на рубеже 1980–1990-х гг.

Первые практические действия по реформированию экономики выразились в либерализации хозяйственной деятельности и цен, снятии ограничений в оплате труда, ускоренном проведении приватизации государственных предприятий. В этот период происходит спад производства, снижается уровень жизни подавляющей части населения. Правительство принимает меры по укреплению экономики страны и разрабатывает основные направления реформирования экономики, в числе которых:

1. создание системы регулирования рыночных отношений;

2. демонополизация производства и формирование конкурентной среды;

3. эффективное преобразование налоговой системы.

В 1991–1992 гг. Правительством РФ были приняты новые законы в области налогообложения, что явилось продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в стране. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г. "О государственной налоговой службе Российской Федерации" с 1 января 1992 г. вводилось в действие Положение о государственной налоговой службе Российской Федерации, которое определяло место налоговой службы в структуре органов государственного управления, ее задачи и функции, права, а также гарантии и систему социальной защиты работников налоговой службы.

Введение в действиё вышеуказанных законов явилось началом создания ныне действующей системы налогообложения, был установлен перечень налогов, применяемых на территории Российской Федерации, определены права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, проведено разграничение полномочий органов государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налога и льгот по ним.

Реформы в области экономики велись и в направлении развития субъектов малого предпринимательства, которые имели возможность гибко и быстро реагировать на изменения спроса и предложения товаров 11 услуг на рынке, создавали рабочие места и повышали жизненный уровень населения. В связи с этим с 1 января 1996 г. вводилась в действие упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, принятая Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ. В то же время перед государством стояла задача разработать мероприятия по усилению контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов, особенно в сферах экономики, в которых происходили расчеты наличными денежными средствами. Поэтому с 1 ян- иаря 1999 г. был введен единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности", принятый Законом от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ. Плательщики уплачивали налог, размер суммы которого не зависел от сумм получаемого ими дохода, а определялся расчетным путем.

Налоговая система Российской Федерации с момента ее введения п до настоящего времени прошла сложный путь становления и развития. Изменения происходили не только в порядке исчисления и уплаты налогов, но и в ее структуре. С 1 января 1992 г. было введено в действие более 40 видов налогов и сборов. По каждому виду налога был принят соответствующий законодательный акт, налоговые органы разрабатывали инструкции, которые носили разъяснительный характер.

Развитие налоговой системы сопровождалось постоянными изменениями законодательства, нарушались принципы налогообложения, Нередко новые положения распространялись на прошедшие периоды и тем самым ухудшали финансовое состояние организаций. 11еобходимо было разработать Налоговый кодекс, который гарантировал бы стабильность налоговой системы, определял налоговые отношения, порядок исчисления налогов.

С 1 января 1999 г. вступила в силу первая часть НК РФ, которая позволила решить многие назревшие налоговые проблемы и значительно повысила защищенность добросовестных налогоплательщиков. Она регулирует отношения между государством и его гражданами tio вопросам взимания налогов и платежей. Налоговый кодекс устанавливает систему налогов, определяет виды налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, порядок установления налогов и сборов на территории субъектов Федерации и муниципальных образований, а также права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, формы и методы контроля и ответственность за совершение налоговых правонарушений.

С 1 января 2001 г. вступила в действие вторая часть НК РФ, раздел VIII "Федеральные налоги": гл. 21 "Налог на добавленную стоимость", 22 "Акцизы", 23 "Налог на доходы физических лиц", 24 "Единый социальный налог". В последующие периоды продолжалось введение налогов во вторую часть Кодекса. В настоящее время она содержит все налоги, предусмотренные Налоговым кодексом, кроме налога на имущество физических лиц.

Наряду с работой по упорядочиванию налоговой системы государством проводилась налоговая политика по снижению налогового бремени налогоплательщиков, что выражалось в снижении налоговых ставок. Налоговая ставка по налогу на прибыль была снижена с 35 до 24%, по налогу на добавленную стоимость – с 28% в 1992 г. до 20% с 1 января 1993 г. и 18% с 1 января 2004 г. По налогу на доходы физических лиц применялась прогрессивная шкала налогообложения: в 1992 г. максимальная ставка составляла 60%, в 1998 г. – 35%, а с 2000 г. гл. 23 НК РФ введена единая ставка 13%. Это также способствовало выводу доходов организаций и физических лиц из теневой экономики.

Посредством налогообложения активно проводилась и социальная политика государства. Например, с 1 января 2000 г. гл. 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц" вводилась в действие система налоговых вычетов (стандартные вычеты, социальные, имущественные и профессиональные), которые уменьшают облагаемую базу и имеют тенденцию к увеличению. Так, размер социального вычета за обучение в образовательных учреждениях увеличился с 25 000 руб. до 38 000 руб. с 1 января 2003 г. и до 50 000 руб. с 1 января 2006 г.

Принятые меры в области налогообложения явились одним из факторов стабилизации экономики страны и в дальнейшем увеличения темпов ее развития.

Основные виды налогов в Российской Федерации

Состав налоговой системы может быть разным, он включает в себя большое количество налогов и сборов. Это потребовало классифицировать их по заранее установленным признакам. Эта классификация имеет большое экономическое и практическое значение.

Во-первых, классификация налогов и сборов характеризует отношение обязательных платежей к воспроизводству в целом и раскрывает способы их участия в распределительных процессах. Она дает возможность устанавливать связь бюджета с производством, понимать роль налоговых форм в экономическом регулировании.

Во-вторых, классификация налогов и сборов используется для конкретной кодификации налогов в целях учета и контроля за налоговыми процедурами с помощью электронных средств. Группировка налогов по кодификационным признакам позволяет оперативно получать информацию о поступлениях налоговых доходов, анализировать итоги в соответствии с хозяйственными показателями и оперативно вмешиваться в ход налогового процесса.

По использованию налоги подразделяются на общие и целевые. Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства; они предназначены для общегосударственных мероприятий. Целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды. Такое деление сложилось еще до периода капитализма, когда не составлялся государственный бюджет, а функционировали различные специальные фонды, счета и взимались преимущественно целевые налоги.

По органу, который взимает налог (сбор) и в распоряжение которого он поступает, различают:

а) в унитарном государстве:

– государственные налоги и сборы, устанавливаемые верховной властью, которые взимаются на основе государственного законодательства и поступают в государственный бюджет;

– местные налоги и сборы, взимаемые местными органами самоуправления на конкретной территории и поступающие в местные бюджеты.

б) в федеративном государстве:

– федеральные налоги и сборы;

– налоги и сборы субъектов федерации;

– местные налоги и сборы.

В последней четверти XX в. появился особый вид межгосударственных налогов. В Европейском Союзе (ЕС) принят единый налог на импортную продукцию (из третьих стран) сельскохозяйственного производства, средства которого поступают в бюджет ЕС.

В зависимости от механизма уплаты налоги и сборы делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги и сборы устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Косвенный налог – это налог на товары или услуги, входящие в цену товара или тариф на услуги. Владелец товара и услуг включает налоговую сумму в цену, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству.

В зависимости от влияния на мотивы экономического поведения налогоплательщика налоги делятся на две группы.

К первой группе относят налоги и сборы, которые не зависят напрямую от уровня производства, продаж и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью: налог на имущество, регистрационные и лицензионные сборы, патентный платеж для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Они являются условно постоянными. Их уплаченная сумма аналогична условно постоянным хозяйственным затратам в себестоимости продукции. Иначе говоря, относительная величина этих налогов может снижаться пропорционально росту объема производства.

Вторая группа напрямую связана с деловой активностью налогоплательщиков. К ней относятся НДС, акцизы, налог на прибыль, таможенные пошлины. Это условно переменные налоги, они ориентируются на выравнивание результатов экономического положения путем более высокого изъятия доходов у предприятий-лидеров и более щадящего налогообложения хозяйств-аутсайдеров. Основная их тяжесть падает на средних производителей и потребителей.

Теперь обратимся к видам налогов в современной налоговой системе в Российской Федерации. Система налогов представлена на рисунке 1.

Налоговая система РФ

Рис. 1. Система налогов Российской Федерации

За время действия Налогового кодекса РФ состав налогов периодически корректировался при сохранении основных видов налогов. Единственным крайне спорным решением можно считать исключение в 2005 г. из перечня налогов таможенных платежей: разумеется, они весьма специфичны, но это не повод лишать их статуса налогов. С 2010 г. нет в Налоговом кодексе РФ и взносов в государственные социальные фонды.

В 2011 г. в России взимались следующие налоги.

Федеральные налоги – налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории страны. К ним относятся:

1. НДС;

2. акцизы;

3. НДФЛ;

4. налог на прибыль организаций;

5. налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

6. водный налог;

7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8. государственная пошлина.

Региональные налоги – налоги, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ, вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих регионов:

1. налог на имущество организаций;

2. налог на игорный бизнес;

3. транспортный налог.

Местные налоги устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ местными правовыми актами на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам относятся:

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы предполагают особый предусмотренный Налоговым кодексом РФ порядок обложения и включают в себя:

– ЕСХН;

– упрощенную систему налогообложения (УСН);

– ЕНВД;

– налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП)..

Рассмотрев все виды налогов в РФ отметим, что в отличие от прямых косвенные налоги непосредственно не связаны с доходом или имуществом плательщика. Объектом обложения здесь служат товары, как правило, личного потребления. Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству.

Плательщиком косвенного налога выступает покупатель-потребитель. Собственник товара или лицо, оказывающее услуги, является в действительности только сборщиком налога. Косвенные налоги могут быть двух видов: акцизы и таможенные пошлины.

Акциз – косвенный налог на товары и услуги. По способу взимания акцизы подразделяются на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные акцизы взимаются с отдельных товаров по твердым ставкам с единицы товара. Универсальный акциз – это налог с оборота, который взимается со стоимости товара внутреннего производства, а также с денежного оборота оказываемых услуг.

Таможенные пошлины – косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары и услуги.

Таким образом, разница между прямым и косвенным налогообложением заключается в следующем:

– прямое налогообложение – непосредственное налогообложение физических и юридических лиц, являющихся налогоплательщиками.

– косвенное налогообложение – налогообложение, бремя которого несут лица и организации, непосредственно не уплачивающие налоги.

Таким образом, представляется, что между двумя этими видами налогообложения должен существовать определенный баланс. И задачей государства при проведении налоговой политики является именно поддержание баланса за счет того, что прямое налогообложение используется для уравнительных целей, тогда как косвенное налогообложение используется для эффективного получения поступлений в бюджет.

Общие налоги обезличены и поступают в единую кассу государства.

Специальные (целевые) налоги используются для строго определенных функций.

В зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. Прогрессивный налог – это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Для разных по величине доходов устанавливается несколько шкал налоговых ставок.

Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные.

Пропорциональный налог – это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.

Также выделяют количественные, закрепленные, регулирующие и регулярные налоги.

Количественные (долевые) налоги исходят из возможности налогоплательщика заплатить налог, так как непосредственно или косвенно учитывают доходы плательщика.

Закрепленные налоги – налоги, которые на длительный период полностью или в частях закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, таможенные пошлины служат источником федерального бюджета РФ.

Регулирующие налоги – налоги, которые ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. К таким налогам относятся, на пример, акцизы. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на конкретный год.

Регулярные (систематические) налоги взимаются с установленной периодичностью в течение всего времени владения имуществом или занятия определенным видом деятельности, приносящим доход.

Литература

Нормативно-правовые акты:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации // Российская газета, N 148-149, 06.08.1998

Учебные пособия и научная литература:

2. Владимирова О.М. Налоги и налогообложение. – М.: НОРМА, 2011.

3. Зрелов А.П.Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт, 2010.

4. Киседлевин Т.И. Налоги. – М.: Инфра-М, 2010.

5. Курбатова Ю.Д. Налоги и налогообложение в РФ. – М.: Проспект, 2011

6. Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт, 2008.

7. Поляков Г.Б. Налоги и налогообложение – М.:Юрайт, 2012.

8. Скрипниченко В.С. Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт, 2011

9. Тарасова В,Ф. Налоги и налогообложение. – М.:Кнорус,2010.

10. Ялбулганов А.А. Налоги и сборы России в вопросах и ответах. – М.: Инфра-М, 2008.

Периодические издания:

11. Зыкова Т.С. Налоги увеличиваться не будут // "Российская газета" – Столичный выпуск №5638 (262) 22.11.2011

12. Перевозчикова Е.Н. Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год

13. Петров В.С. Владимир Путин выступил перед работниками налоговых органов // "Российская газета" – Столичный выпуск №5638 (262) 22.11.2011

14. Развитие налоговой системы в России // Бухгалтерские вести от 25 января 2011 С.78-81