Нормативно-правовые и организационно-управленческие основы организации налоговых органов

В современных условиях государством должны быть созданы условия для налогоплательщиков, которые позволят ему добросовестно исполнять обязанности по уплате налогов и сборов, уменьшить количество фактов уклонения от уплаты налогов. А в рамках выше сказанного большую роль играет качество предоставления услуг налоговыми органами.

Статьи по теме
Искать по теме

Задачи и функции налоговых органов РФ

Налоговый контроль

В Российской Федерации под налоговыми органами понимается – единая система органов, осуществляющих контроль за своевременностью и полнотой внесения налогов плательщиками. Основная цель, стоящая перед налоговыми органами – гарантия правопорядка в налоговых отношениях, базирующегося на пунктах Налогового Кодекса.

Налоговые органы Российской Федерации имеют сложную структуру, которая представлена на рисунке ниже.

Налоговые органы

Налоговые органы в РФ

Главным налоговым органом России является Федеральная Налоговая Служба (ФНС), которая подчиняется непосредственно Министерству Финансов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба РФ представляет собой орган исполнительной власти, занимающийся регистрацией юридических лиц и ИП, делами о банкротстве, устанавливающий налоговые ставки. Руководитель ФНС назначается и увольняется Правительством по представлению главы Минфина.

Межрегиональные инспекции создаются для контроля над самыми крупными налогоплательщиками. Каждая инспекция контролирует представителей только одной отрасли.

Управления ФНС по субъектам (УФНС) – элементы регионального уровня. В обязанности УФНС входят методическое обеспечение контроля, координация работы нижестоящих инстанций.

Межрайонные инспекции контролируют налоговый учет крупных плательщиков на региональном уровне. Такие инспекции подчинены не только ФНС, но и УФНС по субъекту.

Территориальная инспекция – основной орган. Этот орган производит налоговый контроль по муниципальному образованию (район города) или по мелкому населенному пункту, не разделенному более детально.

Структура налоговых органов РФ предполагает наличие следующих четырех уровней:

  1. федеральный,
  2. федерально-окружной,
  3. региональный,
  4. местный.

Такая иерархия соответствует административно-территориальному делению государства.

Федеральная налоговая служба РФ выполняет четко регламентированную систему функций, закрепленных в законодательстве. Прежде всего, это функция по организации работ подконтрольных инстанций по осуществлению контроля за исполнением пунктов Налогового Кодекса.

Следующая немаловажная функция ФНС РФ состоит в проверке финансовой документации предприятий и корректности ведения налогового учета. Затем ФНС РФ осуществляет функцию по организации работ по оценке и продаже изъятого имущества.

ФНС РФ возвращает уплаченные сверх нормы налоги через кредитные учреждения. К тому же, ФНС РФ проводит анализ статистических сведений и формулирование на основе анализа рекомендаций по усовершенствованию и повышению эффективности налогового контроля.

Федеральная налоговая служба наделена правами и обязанностями

Все права, которыми обладают налоговые органы, принято делить на четыре категории:

Права ФНС

Права Федеральной налоговой службы РФ

К числу прав относится следующее:

1. В рамках организационных прав налоговые органы могут вызывать лиц, располагающих сведениями об особенностях ведения налогового учета в конкретной фирме (в роли свидетелей), либо лиц, ответственных за налоговый учет, для дачи пояснений.

2. К информационным правам относится, например, право требования у банков документов, подтверждающих, что плательщиком было дано платежное поручение, а также право рассчитывать величину налога, основываясь на имеющейся информации.

3. К контрольным правам причисляются права организовывать налоговые проверки и осуществлять выемку необходимых бумаг.

4. Юрисдикционные права – это право начислять пени и штрафы, право арестовывать имущество и подавать иски в арбитражные суды при обнаружении факта нарушения законодательства.

Помимо прав налоговые органы обладают и рядом обязанностей, а именно:

  • Распространять по предприятиям актуальные формы деклараций и объяснять порядок их заполнения.
  • Возвращать суммы, которые были взысканы с плательщиков сверх необходимого.
  • Предоставлять плательщикам и налоговым агентам информацию, необходимую для оформления поручений, бесплатно.
  • Хранить налоговую тайну.
  • Давать плательщику по запросу справку, удостоверяющую, что он не имеет долгов перед государством.
  • Предоставлять копии актов налоговых проверок и решений ФНС.
  • Предоставлять в правоохранительные органы материалы для решения о возбуждении уголовного дела в течение 10 дней с момента получения информации.
  • В деятельности руководствоваться актуальным налоговым законодательством и разъяснениями Министерства финансов.

Налоговые органы в Российской Федерации обладают сложной системой функций. Согласно нормам действующего законодательства

Функции ФНС

Функции ФНС

Таким образом, налоговые органы де-факто и деюре реализуют функцию по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, выявляемых при осуществлении полномочий по предметам ведения, отнесенным к их компетенции, ответственность за совершение которых предусмотрена двенадцатью статьями УК РФ.

В НК РФ закреплено право налогоплательщиков на бесплатные консультации. Соответственно важной задачей налоговых органов становится разъяснительная работа по применению налогового законодательства. Некоторые налоговые инстанции проводят семинары с налогоплательщиками, где информирует их обо всех предстоящих изменениях налогового законодательства, дают разъяснение о порядке применения отдельных положений Налогового Кодекса РФ.

Правовое регулирование деятельности налоговых органов в Российской Федерации

Правовое регулирование деятельности налоговых органов базируется в основном на нормах Налогового Кодекса РФ. Конституция Российской Федерации не уделила достаточного внимания налоговой системе, отдельные вопросы налоговых отношений закрепляются в ее различных главах. Вместе с тем, как совершенно верно отмечает Н.П. Колдаева, внутренняя согласованность права проявляется в органическом единстве основных принципов регулирования общественных отношений, в конкретизации наиболее общих правовых установлений в конституции государства. Поэтому именно конституционные принципы должны лежать в основе любой отрасли (подотрасли) права, а том числе, в правовом регулировании налоговой системы.

В этой связи следует отметить роль Конституционного Суда Российской Федерации в выявлении, формулировании и систематизации конституционных принципов налоговой системы России. Конституционный Суд создает предпосылки, чтобы конкретные нормы и принципы стали реальными факторами общественной жизни. При осуществлении полномочий, закрепленных в ст. 125 Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" он осуществляет толкование конституционных норм и положений налогового законодательства, именно он является тем органом государственной власти, который выявляет "скрытые" конституционно-правовые принципы налоговой системы.

Официальное понятие налоговых органов закреплено в законе РФ "О налоговых органах Российской Федерации" N943-1 от 21.03.1991 г. согласно которому налоговые органы РФ – это единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации. Эти задачи решаются налоговыми органами при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Такое взаимоотношение должно влиять положительно на повышение налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечение своевременного поступления налоговых платежей в бюджет государства и во внебюджетные фонды. Такое взаимоотношение носит разнообразные формы, которое регулируется примерно 60 межведомственными нормативно-правовыми актами.

В Российской Федерации в ходе налоговых реформ значительно изменен подход к организации и проведению налогового контроля. Налоговые органы постепенно отказались от всеохватывающего контроля и сделали акцент на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, на контроль, основанный на критериях риска.

В сфере правового регулирования деятельности налоговых органов существуют серьезные проблемы. Так в области налогового контроля нормативно-правовая база отличается высокой коллизионностью.

Так проведение налоговой проверки осложняется проблемами как правового, так и практического характера. Данное обстоятельство представляется недопустимым, в силу того, что неправильное проведение налоговых проверок наносит существенный вред как налогоплательщикам, так и государству.

Для преодоления данных проблем в соответствующие нормативно-правовые акты следует внести изменения.

В ст. 82 НК РФ в качестве формы налогового контроля должна быть указана только налоговая проверка. Безусловно, данная новация должна сопровождаться законодательной работой по разграничению методов и форм налогового контроля, что в итоге должно повысить ясность закона как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков.

Видится необходимым внесение дополнений в п. 2 ст. 140 НК РФ, которые предоставят вышестоящему налоговому органу право в ходе апелляционного обжалования, отменив решение, направить материалы проверки на повторное рассмотрение в принявший оспариваемое решение налоговый орган.

Законодательные изменения в 2015-2016 годах немало ограничили полномочия налоговых органов, устанавливая жестокие сроки взыскания задолженностей, что приводит к проблеме увеличения рисков потери права на бесспорное взыскание. Как правило, при трактовке налогового законодательства судами принимается позиция налогоплательщика. Несмотря на повышение требование к налоговым органам, из года в год растёт процесс доначислений по результатам проверок. Несоблюдение всех процедур, установленных законодательством, недостаточный сбор доказательств налоговых правонарушений, некачественное проведение проверок влияют на принятие судом и вышестоящим органом решений по искам и жалобам налогоплательщикам в их пользу.

Для решения выделенных проблем налоговая служба ставит перед собой задачу повышения эффективности контрольной работы. Повышение качества контрольной работы невозможно без операционной деятельности подразделений, от которых зависит действенность контрольных мероприятий. Так же немаловажно увеличить эффективность работы при регистрации налогоплательщиков, основываясь на действующих нормативно-правовых актах. Для выполнения поставленной задачи, во-первых, необходимо повысить уровень количественного и качественного анализа сведений, включенных в информационные ресурсы налоговых органов. Во-вторых, нельзя снижать значимость исключения недействующих юридических лиц из Единого реестра по упрощенной внесудебной процедуре, стимулируя работу с руководителями организаций, которые не информировали о неуплаченных налогах.

В первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, которая регулирует деятельность налоговых органов в Российской Федерации. Только четкое нормативно-правовое регулирование позволит повысить эфективность деятельности налоговых органов и повысить доверие к ним со стороны населения.

Организация деятельности и полномочия Федеральной Налоговой Службы РФ

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также Положением о Федеральной налоговой службе.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Основными функциями Центрального аппарата ФНС России являются контрольно-распорядительные и методологически. По поручению Министерства финансов РФ Федеральная налоговая служба принимает участие в разработке проектов законодательных актов о налогах и налогообложении, организует и осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ по налогам и сборам. В ее обязанности входит:

  1. методологическое обеспечение налогового администрирования (разрабатывает методические рекомендации для налоговых органов и консультирует их);
  2. осуществляет контроль за деятельностью налоговых органови координирует их;
  3. принимает меры по созданию, развитию и внедрению автоматизированной информационной системы ФНС России, соблюдению налоговыми органами единого стандарта обслуживания налогоплательщиков;
  4. разрабатывает рекомендации по организации типовых рабочих мест налоговых органов и др.

Также Центральный аппарат ФНС РФ обязан проводить проверки деятельности нижестоящих налоговых органов не реже одного раза в два года. Следовательно, у Федеральной налоговой службы России имеются большие возможности в отношении улучшения качества контрольных мероприятий.

ФНС России устанавливает формы документов, которые используются налоговыми органами при осуществлении своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок их заполнения. В её обязанности также входит разрабатывание форм и порядка заполнения расчетов по налогам, форм налоговых деклараций и иных документов в случаях, установленных законодательством РФ, и направление их для утверждения в Министерство финансов РФ. ФНС России организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством РФ срок.

Управления ФНС России по субъектам РФ осуществляют аналогичные функции на территории регионов, организуют и контролируют работу нижестоящих налоговых органов.

В области организации налоговых проверок органы всех уровней налоговой системы выполняют общие функции, которые включают:

  • контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а также иных обязательных платежей в бюджет;
  • возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов;
  • изменение сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
  • проверка деятельности юридических и физических лиц в установленной сфере деятельности.

Налоговые органы представляют собой независимую систему контроля за соблюдением налогового законодательства. В данном случае независимость понимается, прежде всего, как независимость от местных органов власти и управления. Она является конкретным проявлением принципа разделения властей, системы "сдержек и противовесов": праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы противостоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом соответствии с буквой и духом закона. Налоговые инспекции должны исполнять только те решения и постановления местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органы власти и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговых органов, давать им руководящие указания.

Литература

  1. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ //[Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.nalog.ru
  2. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение – М.: Гросс-Медиа, 2015
  3. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 в ред. от 03.07.2016 "О налоговых органах Российской Федерации" // "Бюллетень нормативных актов", N 1, 1992.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 01.01.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – 17 июня. – № 25. – Ст. 2954.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации в ред. от 28.11.2015 // "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998
  6. "Конституция Российской Федерации"с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  7. Колдаева Н.П. Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации // Государство и право. 2003. №2.- С.13-16
  8. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Конституционном Суде Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
  9. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 в ред. от 02.04.2014 "О налоговых органах Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 11.04.1991, N 15, ст. 492
  10. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 01.07.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"//Российское законодательство. Версия Проф