Налог на имущество предприятия, расчет и оптимизация

Налог на имущество предприятия, расчет и оптимизация.

Статьи по теме
Искать по теме

Налог на имущество организаций. Налогоплательщики, объект налогообложения

Налогообложение имущества, в том числе недвижимого, общепринято в развитых странах. Имущественный налог был известен с древнейших времен, и в свое время рассматривался как самый справедливый из возможных налогов. Во все времена делалась попытка облагать имущество налогом в соответствии с его стоимостью.

В Российской Федерации налог на имущество юридических лиц был введен в действие с 1 января 1992 года на основании Закона "О налоге на имущество предприятий" Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 года "О налоге на имущество предприятий". В соответствии с данным законом, порядок и сроки уплаты, а также конкретную ставку налога устанавливал законодательный орган власти субъекта Российской Федерации.

При его введении на территории Российской Федерации преследовались следующие цели: стимулировать эффективное использование имущества, находящегося на балансе предприятия и создать у предприятий заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого оборудования и материальных запасов.

Уже в конце ХХ века в Российской Федерации стали происходить кардинальные изменения в системе налогообложения предприятий. В 1998 году была принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, а в 2000 году – вторая.

Глава 30 НК РФ, непосредственно регулирующая вопросы имущественного налогообложения организаций, вступила в действие с 1 января 2004 года.

В России налог на имущество предприятий в его современном виде – это прямой налог, который берется от имущественного состояния юридического лица. Таким образом, для финансов предприятия этот налог выполняет стимулирующую и контролирующую функцию, а при пополнении региональных бюджетов – фискальную функцию, при этом налог на имущество предприятий является новым во взаимоотношениях предприятий с государством, так как при исчислении данного налога в состав налогооблагаемой стоимости имущества попадают стоимостные элементы, присущие рыночным условиям хозяйствования.

К таким элементам относится рыночная стоимость основных фондов; применение механизма ускоренной амортизации и использование индексации в переоценке основных средств с учетом инфляционных процессов; залог имущества и другие формы его движения, обусловленные поиском путей стабилизации финансового состояния предприятия.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

На основании изложенных принципов базируются и основные начала процесса расчета и уплаты налога на имущество, уплачиваемого юридическими лицами, которые, в соответствии со ст.19 НК РФ, являются налогоплательщиками.

Согласно положениям главы 30 НК РФ, все организации, независимо от формы собственности, обязаны уплачивать налог на имущество.

Налоговая ставка налога на имущество установлена в едином размере – не более 2,2%.

В главе 30 НК РФ определены все элементы налогообложения: субъекты налога, налоговая ставка, налоговая база, льготы по налогу и порядок исчисления и уплаты налога на имущество. При этом особенностью налога на имущество является то, что общие принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав предоставляемых по налогу льгот, определяются законодательством региона, так как при формировании современной налоговой системы было определено, что имущественные налоги должны относиться к ведению региональных органов власти, и должны стать одним из существенных источников формирования доходной базы региональных и местных бюджетов.

В связи с переходом к реальной оценке имеющегося в собственности предприятий имущества, значение и роль налога на имущество бюджетах регионов, несомненно, повысилась и будет повышена еще. Ведь главное назначение налога на имущество, с точки зрения экономики, состоит в стимулировании предприятий эффективно использовать имеющееся в их распоряжении имущество; ускорении оборачиваемости оборотных фондов и полной эксплуатации основных фондов; снижении ресурсо- и материалоемкости в экономике; с точки зрения финансов – в обеспечении бюджетов регионов стабильным источником дохода.

Особенностью налога на имущество является высокая степень стабильности налоговой базы в течение налогового периода и независимость от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Налог на имущество организаций является прямым. Он вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности организации.

То есть, данный налог, несмотря на то, что он принадлежит к категории прямых и должен зависеть от результатов хозяйственной деятельности плательщика, уплачивается даже в том случае, когда финансовый результат деятельности за отчетный период принимает форму убытка.

В соответствии с нормами налогового законодательства, законодательный орган государственной власти субъекта РФ при установлении регионального налога вправе определить:

– налоговую ставку в пределах, закрепленных НК РФ;

– порядок и сроки уплаты налога;

– налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Следует отметить отдельные аспекты регулирования уплаты налога на имущество организаций:

– ст.372 НК РФ и другими нормами НК РФ определена сфера участия субъектов РФ в установлении и введении в действие налога на имущество организаций. Законодательные (представительные) органы государственной власти регионов вправе определять налоговую ставку в пределах, закрепленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты, а также форму отчетности по упомянутому налогу;

– в ст.373 НК РФ уточнены категории плательщиков налога на имущество;

– в ст.374 НК РФ определен объект налогообложения – движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, или только недвижимое имущество, находящееся на территории России, безотносительно к его бухгалтерскому учету;

– в ст.ст.377 и 378 НК РФ закреплены специальные правила формирования налоговой базы по налогу на имущество организаций в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) и в отношении имущества, переданного в доверительное управление;

– в ст.380 НК РФ установлена предельная ставка налога на имущество организаций в 2,2%;

– в ст.381 НК РФ определен перечень общих льгот;

– в ст.ст.382-385 НК РФ уточнены порядок исчисления суммы налога на имущество организаций и сумм авансовых платежей по нему, а также особенности исчисления и уплаты упомянутого налога по месту нахождения обособленных подразделений организаций и в отношении объектов недвижимости, расположенных вне места нахождения организации или ее обособленного подразделения.

Таким образом, НК РФ не только установил единообразный подход к вопросам расчета и уплаты налога на имущество предприятий, но и существенно изменил собственно процесс такого вида налогообложения.

Согласно ст.373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются:

– российские организации;

– иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Форма собственности при исчислении и уплате налога на имущество значения не имеет.

Понятие налогооблагаемого имущества содержится в ст.374 НК РФ – "Объект налогообложения".

Так, объектом налога на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Для иностранных же организаций налогооблагаемым имуществом является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее этим организациям на праве собственности.

В качестве объекта налогообложения для российской организации законодатели определили только имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Таким образом, никакое иное имущество не может рассматриваться в качестве объекта налогообложения. Если конкретное имущество не относится к объектам основных средств по правилам бухгалтерского учета, оно не может быть признанным объектом налогообложения.

Исходя из изложенного, для российских организаций объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность).

Это имущество должно учитываться на балансе в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учета, учитываемое на счете 01 "Основные средства", а также материальные ценности, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение) с целью получения дохода. Такое имущество учитывается на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности".

То есть, из числа объектов налогообложения, по сравнению с ранее установленными правилами, исключены, в частности, следующие виды имущества:

– нематериальные активы (счет 04);

– запасы и затраты (счета 10 "Материалы", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция", счет 45 "Товары отгруженные");

– затраты на приобретение основных средств и строительно-монтажные работы (счет 08 "Вложения во внеоборотные активы");

– расходы будущих периодов (счет 97).

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, которое учитывается по правилам российского бухучета.

Не признаются объектами налогообложения:

– земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

– имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Не признается объектами налогообложения по налогу на имущество организаций имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная служба и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Налоговая база определяется:

– как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (определяется налогоплательщиками самостоятельно);

– отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

В случае если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов РФ, в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ.

Расчет налога на имущество н

В качестве объекта налогообложения для предприятия законодатели определили только имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Таким образом, никакое иное имущество не может рассматриваться в качестве объекта налогообложения. Если конкретное имущество не относится к объектам основных средств по правилам бухгалтерского учета, оно не может быть признанным объектом налогообложения.

Исходя из изложенного, для предприятия объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность).

Это имущество должно учитываться на балансе в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учета, то есть налогом должно облагается имущество, учитываемое на счете 01 "Основные средства", а также материальные ценности, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение) с целью получения дохода. Такое имущество учитывается на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности".

Налоговой базой считается среднегодовая стоимость имущества, определяемая предприятием самостоятельно в отношении каждого объекта за налоговый период как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Так, среднегодовая стоимость имущества за первый квартал, руб.:

И1.1 + И1.2 + И1.3 + И1.4

И 1 кв. = 4

где И1.1 – стоимостная оценка имущества организации по состоянию на 1 января отчетного периода, руб.;

Среднегодовая стоимость имущества за год, руб.:

И1.1 + И1.2 + И1.3 + И1.4 + И1.5 + И1.6 + И1.7 + И1.8 +

И1.9 + И1.10 + И1.11 + И1.12 + И1.13

Игод = 13

где И1.13 – стоимостная оценка имущества организации по состоянию на 1 января следующего года, руб.

Поэтому для средств исчисления и уплаты налога на имущество предприятия учитывается именно балансовая стоимость имущества, в том числе остаточная стоимость основных средств,.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%. Ставки могут дифференцироваться в зависимости от категорий налогоплательщиков и облагаемого имущества.

Среднегодовую стоимость имущества организации была определена так. Необходимо сложить остаточную стоимость имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и на 1-е число месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом. Полученную сумму делится на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу, за год 13, то есть среднегодовая стоимость имущества составила 15 221 тыс руб.

Предприятие самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы 15 221 тыс руб, налоговой ставки 2, 2 % и составляет 334 862 рубля за год. Сумма налога на имущество организации исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

В соответствии с п.1 ст.379 НК РФ, налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год. В силу п.1 ст.55 НК РФ по окончании налогового периода определяется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате.

Подлежащая уплате сумма налога перечисляется предприятием в установленные сроки. Уплата налогов производится в безналичной форме.

Порядок и сроки уплаты налога на имущество устанавливают субъекты Российской Федерации. В Московской области в настоящее время действует Закон от 05.11.2003 № 64 "О налоге на имущество организаций". Согласно этому закону предусмотрена уплата авансовых платежей и собственно налога по итогам года.

Согласно ст.3 этого закона:

1. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Авансовые платежи по налогу по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

3. Сумма налога зачисляется в бюджет области

Сроки уплаты налогов являются одним из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены для того, чтобы налог считался установленным.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты предприятие уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

Для целей применения норм актов о налогах и сборах пеня – это установленная ст.75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня представляет собой один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в установленном порядке.

Оптимизация налога на имущество для снижения налоговой нагрузки на предприятие

Налог на имущество является одним из самых проблемных для налогоплательщика обременений, и сложность его оптимизации заключается в том, что он является "прямым" налогом, то есть обложение им не предусматривает возможности уменьшения его на суммы каких-либо вычетов. В сущности, очевидно, что данный налог является достаточно высоким. Так ООО "Премьера", обладающая основными средствами среднегодовой стоимость 15 221 тыс. рублей обязана (если не брать в расчет амортизацию) уплачивать 334 тыс рублей в год с данного имущества.

При этом, отягощает данный налог и тот факт, что он взыскивается и с транспортных средств, что не вполне справедливо по отношению к организации, уплачивающей с них еще и транспортный налог. По сути, это двойное налогообложение одних и тех же объектов налогового учета.

В связи с изложенным, оптимизация данного налога является на сегодняшний день единственным эффективным способом его снижения.

Сегодня существует достаточно много схем минимизации имущественного налогообложения организации. Например, наиболее простым способом избежания уплаты налога на имущество организации является переход этой организации на специальный режим налогообложения.

Рассмотрим схему выбора низконалоговой территории. В рамках данной схемы компания приобретает недвижимость, а для оптимизации налоговых платежей по налогу на имущество оформляет покупку на партнерскую компанию, которая имеет региональные льготы или может уплачивать налог на имущество по низкой ставке. Следует отметить, что партнерская компания не должна осуществлять в месте, где приобретается недвижимости. Так как в этом случае она будет либо уплачивать налог с приобретенного объекта недвижимости только в местный бюджет, либо же уплачивать налог по невысокой ставке. Затем организация арендует приобретенную партнерской компанией недвижимость для осуществления собственной производственной деятельности. При выборе такой низконалоговой территории необходимо учитывать возможность того, что региональные льготы на налог на недвижимость могут иметь ограниченный срок. Также обязательно следует учесть возможные сложности управления компанией, зарегистрированной в другом регионе. В качестве таких сложностей могут выступать необходимость сдачи отчетности в региональные налоговые органы и другие факторы, которые приведут к дополнительным затратам.

Также достаточно часто используются приемы, связанные с минимизацией стоимости имущества, которая основана на переоценке стоимости основных средств. Минимизация стоимости имущества также является важным фактором при оптимизации налога на имущество организации.

Провести такую переоценку следует либо в четвертом квартале предшествующего отчетному года, либо в течение первого квартала отчетного года. При этом, если переоценка была проведена в первом квартале отчетного года, то результаты переоценки должны быть отражены в отчетности организации за первый квартал. Отметим, что в текущих условиях развития практически невозможно абсолютно достоверное определение рыночной стоимости имущества. Поэтому организация привлекает специалистов оценочных фирм и с их помощью может существенно снизить стоимость имущества для снижения налога на имущество. Однако в этом случае происходит изменение чистых активов предприятия и валюты балансы, что может вызвать определенное недоверие у кредиторов и инвесторов.

Наибольший интерес представляет схема минимизации налога на имущество, которая предполагает использование договора лизинга, ведь соответствии с нормами НК РФ, только один вид хозяйственных договоров допускает учет основных средств на балансе организации, которой не принадлежит данное основное средство – это договор лизинга, поскольку данный договор предусматривает, что предмет лизинга подлежит учету на балансе лизингодателя или лизингополучателя по соглашению сторон.

Плюсы варианта оптимизации налоговых платежей через договор лизинга заключается в том, что имущество не выбывает из собственности предприятия, может быть использовано в качестве залога (для привлечения инвестиций), но в тоже время не возникает обязанности платить налог на имущество.

Рассматривая во второй главе вопрос основных средств, следует отметить, что на предприятии мощности не полностью загружены поэтому, во-первых, предприятию необходимо произвести ревизию оборудования и реализовать на вторичном рынке неиспользуемое и излишние оборудование, во-вторых, в рамках проводимой модернизации следует предусмотреть приобретение нового оборудования с помощью договора лизинга.

Эффективность лизинговой схемы возникает в первую очередь за счет того, что налог на прибыль при лизинге в несколько раз меньше, чем при кредите. Это связано с тем, что лизинговые платежи в полном объеме относятся на затраты, в то время как при кредите на затраты относится только амортизация, которая за срок погашения кредита равна всего 1/3 стоимости имущества.

Налог на имущество, входящий в сумму лизинговых платежей, меньше, чем налог на имущество при кредите, так как при лизинге амортизация имущества происходит в 3 раза быстрее.

Таблица 2

Расходы предприятия при проведении сделки, (руб.)

Способ проведения сделки

Кредит

Лизинг

Предполагаемая выручка за срок кредитования/лизинга с НДС

1 401 898

1 401 898

Лизинговые платежи с НДС

1 291 656

Возврат кредита

1 000 000

Проценты по кредиту

161 488

Налог на имущество

22 000

Налог на прибыль

132 880

22 048

Оплата НДС в бюджет

66 983

18 374

Остаток средств на счете

0

69 820

Эффект применения лизинговой схемы

69 820

Эффективность лизинга в процентах от стоимости оборудования с НДС

7%

Как видно из приведенной таблицы, при кредите полученной выручки предприятию хватает для погашения всех обязательств и у него на счете не остается денежных средств, в то время как при лизинге предприятие покрывает все свои обязательства, и у него остаются денежные средства на счете в размере 69 820 руб.

Таким образом, лизинг является более выгодной формой приобретения имущества, чем банковский кредит, и позволяет сэкономить в среднем около 7% от стоимости.

Выводы

Вопросы оптимизации имущественного налогообложения и схемы минимизации налога на имущество. Как показывает практика, сегодня такие схемы достаточно популярны и пользуются успехом у различных предприятий. В то же время, налицо две проблемы применения этих схем: во-первых, некоторые из них требуют тщательной проработки с точки зрения налогового законодательства, за неимением чего зачастую оказываются бесполезными; и, во-вторых, налоговые органы, обладая определенным набором полномочий, вправе пресекать деятельность организаций в некоторых случаях попыток оптимизации налога на имущество.

Минимизация налогов – это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных, правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством налоговых льгот и других законных приемов и способов уменьшения размера налоговых обязательств без нарушения норм налогового законодательства.

При налоговой оптимизации и формировании налоговой схемы необходимо:

– рассматривать во взаимосвязи все существенные аспекты деятельности организации и на сформированной основе рассматривать все планируемые к осуществлению хозяйственные операции;

– в организационном и практическом плане обеспечить соответствующее документальное оформление хозяйственных операций, обеспечив при этом взаимоувязку формулировок, показателей и цифровых значений, подчеркивая при этом характер операций;

– рассматривать формирование учетной политики предприятия, как один из важнейших элементов налоговой оптимизации.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

3. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 N 123-ФЗ, от 28.03.2002 N 32-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ, Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.11.2006 N 183-ФЗ).

4. Барда В.С. Налоги в условиях экономической интеграции. – М.: КноРус, 2008.

5. Борзунова О.А. Налоговое право. – М.: Инфра-М, 2009.

6. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. и др. Актуальные вопросы налогового права. – М.: Налоги и финансовое право, 2010.

7. Лялин В.Е., Ляшенко В.И. Развитие налоговой системы: отечественный и зарубежный опыт. – М.: Инфра-М, 2009.

8. Налоги и налогообложение / Под редакцией М. В. Романовского и О. В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2009.

9. Оганесов А.Р. Налоги и отчетность. – М.: Главбух, 2009.

10. Семенихин В. В. Все налоги России. – М.: Эксмо, 2010.

11. Сергеева Т.Ю. Методы и схемы оптимизации налогообложения. Практическое пособие. – М.: Научная книга, 2009.

12. Ялбулганов А.А. Налоги и сборы России. – СПб.: Питер, 2009.

13. Шаталов С.Д. Налоговая реформа – важный фактор экономического роста // Финансы. – 2007. – № 2. – С.32-37.

14. Пансков В.Г. Проблемы решаются. Проблемы остаются // Налоговый вестник. – 2008. – № 1. – С.: 35-38.