Национальные модели рыночной экономики

Национальные модели рыночной экономики.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и особенности экономических систем

Экономические системы – это совокупность характерных явлений и процессов: типов и форм собственности, механизмов ценообразования, способа организации общественного производства, принципов обмена и распределения экономических благ и др [4,c.313].

У каждого региона есть своя разработанная экономическая система.

С точки зрения экономики под "регионом" представляется территориально специализированная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся единством и целостностью производственного процесса. При этом хозяйственный комплекс региона следует рассматривать как совокупность взаимосвязанных элементов, в рамках которой каждому элементу свойственны четко определенные функции. Региональный хозяйственный комплекс – это функционирующая развивающаяся и изменяющаяся система, обладающая определенной устойчивостью [5,c.234].

Но все региональные хозяйственные комплексы с экономической точки зрения одинаковы. Они различны по ряду параметров, например, по демографическим, по природно-географическим условиям производства, по наличию или отсутствию ископаемых ресурсов, транспортным и энергетическим условиям и т.п. Одни регионы специализируются на производстве экспортной продукции, некоторые – на продукции, предназначенной для внутреннего потребителя. Обычно инвестиции направляются в отрасли, связанные с экспортом. Происходит разница в динамике рабочих мест и занятости, в формировании доходов региона, состоянии регионального бюджета. Некоторые регионы Российской Федерации имеют бюджетный дефицит, то есть большой по объему размер государственного долга, а другие 14 регионов выполняют роль "доноров", т.е. систематически имеют профицит регионального бюджета и поддерживают другие субъекты.

Разница в региональных условиях хозяйствования – это одно из самых важных обстоятельств, для России. Не может существовать унифицированной стратегии экономического развития для всех регионов. Выбор конкретной стратегии экономического развития в каждом случае должен обуславливаться типом региона и его возможностями [5,c.239].

Экономическое явление в динамике (развитии) есть экономический процесс. Причинно-следственные взаимосвязи, возникающие между экономическими явлениями в процессе их развития, называются экономическим механизмом. Они используются экономическим субъектом для достижения положительных результатов экономической деятельности. Экономическая деятельность – это производство различных жизненных благ и услуг, что является основой существования каждого человека и всего общества в целом.

Основным содержанием экономической системы является труд в определенной общественной форме, организуемый различным образом, а также условия экономической деятельности.

Система всегда находится в развитии. Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, которые, возникая в тот или иной исторический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались. Чтобы лучше понять то ли иное явление в жизни общества, необходимо наблюдать его не у одного какого-либо народа и не в одну какую-либо эпоху, а рассматривать его в процессе исторического развития [5,c.110].

Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, для административно-командной экономической системы характерны были советская и другие модели. Современной капиталистической системе также присущи различные модели.

Таким образом, усвоив сущность экономической системы, можно понять закономерности развития экономической жизни общества. Экономическая система служит связующим звеном между природой и обществом. На входе у нее ресурсы (природные, трудовые), а на выходе – продукты, которые удовлетворяют потребности людей и общества в целом. Именно поэтому в представлении людей экономическая система ассоциируется с понятием "экономика".

Экономическая модель каждой страны – это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.

Эффективность той или иной экономической модели определяется ее возможностью постоянно и адекватно реагировать на внешние и внутренние дисбалансы. Наиболее полно эффективность модели оценивается в показателе роста экономического потенциала.

При всей своей устойчивости каждая национальная экономика имеет свой жизненный цикл [5,c.188].

В зависимости от страны в системе всегда будут преобладать элементы рынка или плана. Одни страны опираются на командные, другие – на рыночные рычаги. Различают несколько моделей смешанной экономики.

Например, модель с минимальным участием государства в регулировании экономики. В ней преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. Это американская (или либеральная) модель рыночной экономики. В США примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.

Задачей государства является обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию.

Еще одной государственной функцией является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка. Особая задача государства – управление нерыночным сектором национального хозяйства, представляющим населению товары и услуги общественного пользования. Например, национальная оборона, государственное управление, единая энергосистема и национальная сеть коммуникаций, всеобщее образование, здравоохранение и т.п [6,c.345].

Субъекты экономической системы

Экономика как понятие "хозяйство" является системой учреждений, предприятий и методов, с помощью которых создаются товары и оказываются услуги. Хозяйствование, как часть экономического процесса, означает целенаправленную организованную производительную деятельность людей для удовлетворения экономических и прочих к ним потребностей.

В хозяйственной деятельности задействовано множество участников:

-частные лица;

-объединения, предприятия, учреждения;

-государственные организации;

-государство;

-др.

Все, самостоятельно принимающие и реализующие экономические решения на свой риск, составляют хозяйственные планы и воплощают их в жизнь, относятся к субъектам хозяйствования. В зависимости от целей, роли и масштабов участия в экономическом процессе различают три основных типа экономических субъектов:

- частные хозяйства (частные лица, являющиеся владельцами частных средств и принадлежащего им имущества);

- предприятия (организации, корпорации, фирмы, компании, являющиеся собственниками общих (корпоративных) денежных средств и имущества;

- государство (государственные учреждения, органы государственного управления и местного самоуправления – как обладатели государственных средств и государственного имущества) [7,c.516].

Такое распределение отражает главные сферы экономической активности людей.

Частные хозяйства – это обобщенный субъект сферы потребления, объединенный на основе близких (родственных) связей граждан – физических лиц. Его главная экономическая функция – конечное потребление продуктов и услуг, производимых предприятиями, организациями, фирмами, компаниями.

Домашнее хозяйство – это экономический образ среднестатистической семьи, ведущей отдельное хозяйство, имеет общее имущество, общие доходы и структуру расходов.

Предприятия и организации бизнеса являются составными частями второй главной сферы экономической деятельности человека – деловой активности. От успехов этой деятельности зависят непосредственные доходы домашних хозяйств.

Предприятие (фирмы, компании, корпорации, организации бизнеса) – это организация различной формы собственности (частная, совместная, кооперативная, государственная) и разного размера, производящая товары или предоставляющая услуги с целью последующей их реализации на рынке для получения прибыли [7,c.518].

Предпринимательство или бизнес – это любой вид инициативной производительной деятельности с целью получения дохода, предусматривающего привлечение собственных денег или вложения в дело собственного капитала на собственный страх и риск. Предпринимательство предполагает полную самостоятельность в принятии хозяйственных решений и собственную ответственность за результаты деятельности.

Основное назначение предприятий – производство всей совокупности товаров и услуг для домашних хозяйств и государственных учреждений и организаций с целью получения прибыли.

Государство является организацией идеологической, экономической и политической власти в обществе, с помощью которой обеспечивается его целостность и безопасность, осуществляется исполнение общечеловеческих и классовых социально-экономических функций.

Государство представляет собой организацию, которая с помощью политических и экономических инструментов и системы, различных мер влияет на экономику.

Государство создает условия для человеческой деятельности, удовлетворения потребностей людей посредством создания государственных организаций, таких как школы, дет.сады, больницы, институты, ЖКХ и другие обслуживающие организации.

В основу политического регулирования государства положены не только социально-экономические интересы общественных групп, а и экономические отношения в соответствии с которыми государство может благоприятствовать развитию экономики в целом либо сдерживать ее.

Как экономический субъект – государство является самым мощным среди остальных и имеет самую большую сферу влияния и инструменты управления [7,c.523].

Классификация типов экономической системы

В классификации экономических систем следует выделить три критерия:

- технологический способ производства;

- доминирующая форма собственности;

- способ управления и координации экономической деятельности.

Собственность на средства производства – это центр производственных отношений, являющиеся глубокой сущностью экономической системы общества. Собственность различают по типу, форме и виду, начиная от общегосударственной к индивидуальной [4,c.240].

Вторым критерием классификации экономической системы является технологический способ производства, а именно – уровень технического развития определенной страны. Содержанием технологического способа является сочетание средств работы с технологиями, материалами, энергией, информацией и организацией производства. Переход от одного технологического способа производства к другому определяется изменениями в характере средств труда – оборудования, приборов. Способ производства и технологический способ производства – разные политэкономические категории. Способ производства – первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический – связан с политическим типом той или иной страны. Когда речь идет о технологическом способе производства, то рассматривают производительные силы. Страна может иметь высокий технологический уровень, развитую экономику и одновременно быть чрезвычайно отсталой относительно общественного развития, отягощенной феодальными пережитками, например, Саудовская Аравия [4,c.241].

Третий критерий классификации экономической системы общества – способ управления и координации экономической деятельности. Это управление народным хозяйством страны, сложными отраслевыми и территориальными производственными комплексами областей и регионов, а также промышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными предприятиями, организациями, заведениями, учреждениями, в частности науки, искусства, культуры, образования, бытовыми и торговыми предприятиями и т.д. Такое управление обеспечивает единство и взаимное соответствие элементов и звеньев производства, согласованность и бесперебойность всех видов производственно-хозяйственной деятельности с целью достижения наилучших результатов для общества при наименьших затрат трудовых, материальных и финансовых ресурсов, т.е. достижения высокой эффективности производства. Общее руководство народным хозяйством осуществляет правительство.

Поскольку экономика – сложная и многомерная система, то в ней, в зависимости от угла зрения можно выделять различные субъекты экономических отношений. Если рассматривать экономику с точки зрения движения товаров и доходов, то экономическими субъектами являются домашние хозяйства, предприятия-производители, поставляющие на рынок товары и услуги, государство, изымает часть доходов домашних хозяйств и тратит средства на приобретение определенных товаров и услуг [4,c.243].

Если рассматривать экономику с точки зрения купли-продажи, то субъектами экономических отношений является продавец, который предлагает продукцию, и покупатель, который формирует на нее спрос.

Рассматривая экономику с точки зрения организации рыночных отношений, то их субъектами являются банки, страховые компании, товарные и фондовые биржи, предприятия розничной и оптовой торговли.

Экономика по части отношений распределения, то их субъектами будут получатели различных доходов: наемный работник как собственник зарплаты, предприниматель как собственник прибыли, акционер как собственник дивиденда на акцию [3,c.34].

Если рассматривать экономику с точки зрения отношений собственности, то их субъектами являются те, кто обладают определенными производственными ресурсами. Владельцами ресурсов могут быть отдельные лица, партнерские, акционерные, частные, государственные и кооперативные предприятия, муниципальные и центральные органы государственной власти [3,c.35].

Чем сложнее становится экономическая жизнь общества, тем больше будет разных действующих субъектов экономики.

Именно субъекты экономической системы непосредственно осуществляют преобразовательный процесс в обществе, поскольку каждый из них имеет свои функции, обязанности, права, ответственность. Между экономическими субъектами возникают определенные отношения, образуются связи. Экономические субъекты в каждом обществе, в каждой стране выполняют именно им присущи функции, не подменяя друг друга, а все вместе образуют мир, где один зависит от другого, где симбиоз действий полезен как отдельному субъекту, так и народному хозяйству, экономической системе общества в целом.

По технологическим способом производства (по уровню развития производительных сил) экономические системы подразделяются на следующие подсистемы:

- доиндустриальное общество;

- индустриальное общество;

- постиндустриальное общество.

В экономической системе доиндустриального общества преобладает ручной труд, это эпоха мануфактуры, существовавшей в Западной Европе с середины XVI в. и до последней трети XVIII в. Капиталистическая кооперация основана на ремесленному технике и на разделении труда [1,c.46].

В результате подчинения ремесла и сельского домашней промышленности торговом капитала ремесленники одной или разных специальностей объединялись в мастерские для производства определенной продукции.

Указанный период предшествует машинной индустрии.

Согласно теории индустриального общества авторов социолога Р. Арона, американский социолога У. Ростоу и американских экономистов Дж. Гэлбрейта и С. Кузнец, существенными признаками такого общества были машинный труд, использование всеми развитыми странами, независимо от порядка, современных научных открытий в производстве, перемещение центра тяжести из сельского хозяйства к промышленности, урбанизация и тому подобное. В Советском Союзе отвергали эту теорию, называя ее буржуазно-апологетической, поскольку для нее характерен технологический подход к экономическим явлениям, а затем "игнорирование противоположного характера производственных отношений капитализма и социализма внешнего сходства отраслевой структуры народного хозяйства" [8,c.116].

Среди экономических систем общества по уровню развития производительных сил выделяют также постиндустриальное общество.

Такое общество характеризуется высоким уровнем компьютеризации и автоматизированной работы. Компьютеризация меняет информационные функции, превращает информатику в элемент технологического процесса, один из важнейших факторов роста производительности труда. Компьютеризация широко применяется в производстве и непроизводственной сфере, вносит изменения в деятельность по управлению общественными процессами.

В современных курсах экономической теории выделяют: традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная экономика – это экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обряды играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления экономических благ. Она присуща слаборазвитым странам. Наследственность и касты в странах централизованной экономики диктуют экономические роли индивидов. Технический прогресс и внедрение инноваций резко ограничены, так как они вступают в противоречие с устоявшимися традициями и угрожают стабильности общественного строя. Религиозные и культовые ценности здесь первичны по сравнению с экономической деятельностью [8,c.182].

Система базируется на многоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталой технологии. Многоукладность экономики означает существование нескольких форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения продукта. Сюда относятся крестьянское и ремесленное хозяйства. Обычаи определяют начало и конец сельскохозяйственных работ, отсутствует свободный выбор профессии – дети обычно наследуют занятие отца. Высокая рождаемость при данном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения на нищенство. В традиционной системе активную роль играет государство. Подавляющую часть национального дохода оно вынуждено направлять на оказание социальной поддержки низким слоям населения и на развитие инфраструктуры. Эта система характеризуется устойчивостью и стабильностью, что является недостатком, так как она не способна к быстрым изменениям, техническому прогрессу и не ведет к повышению уровня жизни населения [8,c.17].

Также для стран с традиционной экономикой характерны:

- низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов;

- политическая и экономическая нестабильность;

- слабая валюта, инфляция и большой внешний долг;

- чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики;

- неконкурентные цены на товары;

- низкий уровень накопления и скудные инвестиции;

- малоэффективное использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство;

- большой процент неграмотных;

- недостаток квалифицированных работников;

- высокий уровень безработицы.

Командная система – это особая форма организации экономической деятельности, опирающаяся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

Характерными чертами системы выступают:

- полный контроль государства за производством и распределением;

- прямое управление предприятиями из центра;

- управление с помощью административно-приказных методов.

Централизованный план в условиях монополизма государственной собственности является обязательной директивой, необходимой для выполнения, доводимой до регионов, отраслей, отдельных производств, включая сельское хозяйство.

"Государственный план представляет собой совокупность обязательных к исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям организациям народного хозяйства и регламентировавших ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности" [9,c.756].

Командная система базируется на государственной форме собственности, вся экономическая деятельность планируется и координируется из единого центра, где происходит согласование объемов производства и потребностей через количественные балансы; выполнение единого общегосударственного плана контролируется многочисленными чиновниками. Частная собственность ограничивается личным имуществом граждан. Государственный аппарат выступает в роли работодателя.

Противоположностью командной системы является рыночная экономика (чистый капитализм). Это такая экономическая система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательством государства. В данной системе рыночная экономическая система функционирует на принципах саморегуляции. Факторы производства находятся в частной собственности, призванной обеспечить личную независимость и возможность развития экономической деятельности каждому человеку. Инициатива сосредоточена в частном секторе, действия которого координирует рынок. Поведение продавцов и покупателей осуществляется через механизм цен, поддерживающий равновесие между производством и потреблением, спросом и предложением [10,c.77].

Благосостояние каждого человека в рыночной системе определяется успешностью реализации на рынке товара, которым он владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к росту собственного роста. Рыночной экономикой управляют, по экономисту Адаму Смиту, "невидимая рука" рынка, складывающиеся на нем спрос, предложение, цены, конкуренция.

Основным инструментом регулирования в такой системе является закон стоимости. Поведение каждого ее участника мотивируется его личными интересами. Любой субъект экономических отношений стремится увеличить свой доход на основе индивидуального принятия решений. В такой системе существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

Особенности современной рыночной экономики:

- гибкое адаптивное производство;

- целевой функцией является не прибыль, а расширение рынка, модификация, повышение качества, снижение затрат;

- насыщенность товарами и услугами;

- изменение форм предпринимательской деятельности в сторону увеличения доли мелкого бизнеса [10,c.83].

Отрицательными сторонами рыночной экономики является: отсутствие стабильности, циклические колебания, проявление негативных последствий для развития общества.

Нет примеров чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Передовые страны (особенно Германия, Франция) ищут наиболее рациональные, гуманные и социально справедливые пути хозяйствования, стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием. Подобные попытки соединить все лучшее составляют смешанную экономику.

Образование таких систем обусловлено неизбежным порождением монополий, стремящихся противостоять этой конкуренции и обеспечить себе экономические преимущества. Способность этих мощных блоков манипулировать работой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах объективно требует вмешательство государства в процесс регулирования экономических процессов.

В смешанной экономической модели большая часть хозяйственных ресурсов находится в частных руках, многочисленные малые и средние бизнесы плодотворно сотрудничают с крупными корпорациями. С другой стороны, ряд важных сфер (космический и оборонный комплексы, общее образование и здравоохранение, социальная защита) принадлежит государству, и правительство активно воздействует на социально-экономические процессы.

Смешанная экономика – экономическая система, в которой правительственные и частные решения определяют структуру распределения ресурсов. Например, в бывших социалистических странах доминирующе административно-командное управление допускало существование рынка. Большинство развитых стран, смешанную экономику, в которой и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.

В независимости от вида экономической системы, она никогда не может быть без недостатков. Совершенные общества не существуют. Любая экономическая система имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому, важно какая из систем более эффективна, жизнеспособна, гуманна, открыта миру и несет прогресс. Неэффективная экономика, как можно убедиться на опыте СССР и всех других социальных стран обрекает народы на бедность, отсталость, раздоры и может приводить к краху целые государства.

Американская модель

Существуют такие модели, как: Американская модель, Европейская модель и Российская модель переходной экономики.

Соединенные Штаты Америки – ведущая держава капиталистического мира, обладающая крупнейшим экономическим и научно-техническим потенциалом, американская модель это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности. Американская модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий. Соединенные Штаты Америки (США) обладают невероятной экономической силой и занимают первое место в мире по производству промышленных товаров. Самый большой доход государству приносят предприятия сферы обслуживания (не производящие никаких товаров) – медицина, торговля, банковское дело, страховые компании и др. США располагают огромными природными ресурсами, в том числе залежами полезных ископаемых и запасами пресной воды. Лесные массивы США обеспечивают страну строительным лесом, а многочисленные реки служат источниками электроэнергии. Сельское хозяйство приносит стране меньший доход, чем промышленное производство и сфера обслуживания. В отличие от других стран, закупающих продовольствие для того, чтобы прокормить свое население, США практически полностью обеспечивают себя. Самые важные земледельческие районы страны находятся на Среднем Западе. Экономика США в большой степени основана на свободных рыночных отношениях, при которых различные компании конкурируют на рынке сбыта.

"США высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, химическая, нефтеперерабатывающая, легкая. Особенно быстро развивается производство авиационной и ракетно-космической техники, электронного оборудования, приборов, новых конструкционных материалов" [10,c.284].

Однако, экономическое развитие США, как и других государств, участвующих в гонке вооружений, свидетельствует о пагубном влиянии наращивания военного потенциала на экономику, так как использование экономических ресурсов для военных приготовлений есть растрата части общественного продукта, ежегодно повторяющееся безвозмездное изъятие их из воспроизводственного процесса. Как отмечал К. Маркс, война в экономическом отношении равносильна тому, "как если бы нация кинула в воду часть своего капитала".

В целом, американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Основные черты американской модели:

- абсолютное преобладание частной собственности;

- обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;

- ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;

- относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.

29 января 2009 конгресс США поддержал план стимулирования американской экономики, предложенный президентом США. План предполагает вливание в сумме $819млрд [14]. 10 февраля 2010 Сенат США одобрил план чрезвычайных антикризисных мер Обамы ценой в 838 миллиарда долларов. План Обамы предусматривает расходы из федерального бюджета в размере 544 миллиардов долларов и снижение налогов на общую сумму в 275 миллиардов долларов.

"Этот план является значительным первоначальным взносом для преодоления наших наиболее безотлагательных вызовов", – заявлял Обама.

Экономика США находилась в состоянии рецессии с декабря 2007 года, а лопнувший ипотечный пузырь в этой стране спровоцировал глобальный экономический кризис, который обрушил экономики всех мировых держав. При реализации плана за 2 года должно быть создано до 4 млн новых рабочих мест. План также содержит положения о прямых инвестициях в отрасли здравоохранения, энергетики, образования

В начале июля 2010 Барак Обама совершил официальный рабочий визит в Москву. Во время визита были подписаны двусторонние соглашения, в том числе о транзите американских военных грузов в Афганистан через территорию России.

На текущий момент в связи с политической деятельностью США, России и Европы по отношению к Украине, 17 марта 2014 года были предложены санкции против российских политиков, которых они считают виновными в "подрыве территориальной целостности Украины". После этого США признают негативный эффект для западных компаний от санкций в отношении России, но считают необходимым продолжать эти санкции. США имеют торговый оборот с Россией около 26 миллиардов долларов в год, в то время как ЕС – около 370 миллиардов долларов. Российские эксперты обращали внимание, что призывая к дополнительным санкциям, США почти ничем не рискуют.

Санкциями против России являются меры, включающие замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки США и ЕС, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки. В США санкции навлекли на Барака Обаму критику: либеральная газета Washington Post ("Вашингтон Пост") [15] назвала их "булавочным уколом", по мнению Los Angeles Times ("Лос Анджелес Тайм") [16] санкции "пустячные". Газета Wall Street Journal ("Журнал Уолл-стрит") [17] отметила, что финансовые и валютные рынки России отреагировали на обамовские санкции "ликующим взлётом котировок".

Европейская модель

Европейская модель – это модель социального рыночного хозяйства, связывающая расширение конкурентных начал с созданием социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. Например, в Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует принцип: "как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно" [10,c.344]. В Швеции отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название "функциональной социализации", при которой функция производства возлагается на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство

Наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда. Действует разветвленная система социальной защиты:

- выплаты заболевшим, инвалидам, безработным;

- помощь пострадавшим от банкротства своего предприятия или осваивающим новую профессию;

- пособия на детей, малоимущим, жертвам войны.

К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались даже слишком высокими. Функционирование данной модели создает правовые и социальные рыночные условия для экономической инициативы. Они воплощаются в социальном равенстве граждан – равенстве прав, стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

Шведская модель в ее классическом виде – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных "свободных ассоциаций".

Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды. Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней [10,c.350]. В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость населения и стабильность цен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

Доминирование в целях модели полной занятости и выравнивания доходов объясняется уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление к равенству.

Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет.

Основные черты европейской модели:

– смешанная экономика характеризуется значительным государственным сектором;

– осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;

– социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;

–направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;

–регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы; большой удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических стран по этому показателю); регулирование экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую [10,c.367].

слабые стороны шведской модели:

В истории цены росли быстрее, чем в большинстве других стран ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее, чем в ряде стран Западной Европы, производительность труда почти не росла. Падение темпов роста производительности труда – международное явление, вызванное, в частности, расширением сектора услуг, который менее способен к рационализации. В определенной степени неблагоприятное развитие в Швеции объясняется большим государственным сектором, который, по определению, не дает роста производительности. Таким образом, инфляция и относительно скромный экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за полную занятость и политику равенства

[13,c.87].

Нежелание правительства применять рестриктивных налоговые и денежные меры в периоды высокой конъюнктуры стало причиной неудач в поддержании экономической стабильности. Особенно это проявилось с середины 80-х годов, когда шведское правительство допустило слишком высокие прибыли, превышение роста спроса и инфляционный рост издержек. Призывы к профсоюзам спасать экономику путем ограничения роста зарплаты – это тот самый метод, который в более ранних вариантах шведской модели считался бесполезным. Тем самым социал-демократы сами подрывали модель. Но есть и другие факторы, угрожающие шведской модели [13,c.88].

Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики. Социал-демократы имели правительство, опирающееся на меньшинство в риксдаге, и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этому в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания правительства у власти короткий:

Общенациональные выборы проходят через 3 года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при сдерживании высокой конъюнктуры.

Еще две причины угрожают существованию модели: это подрыв политики солидарности в области зарплаты и ограничение действенности мер правительства в результате интернационализации экономики Швеции.

Высокий дрейф зарплаты, системы деления прибылей, опционы и дополнительные льготы и привилегии свидетельствуют о том, что структура зарплаты не отвечает требованиям рынка. В этом есть и определенная вина профсоюзов.

Интернационализация шведской экономики. Ограничения на движение капиталов отменены, и процентные ставки в Швеции должны соответствовать мировому уровню. Заграничные инвестиции шведских компаний быстро растут, и занятость увеличивается быстрее на дочерних иностранных, чем на материнских фирмах. Крупнейшие шведские компании сливаются с иностранными, и создаются международные [13,c.90]

Например, Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор до такого размера, что сделало страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, превышали 60% ВВП Швеции, что вывело ее на первое место в мире по расходам. Эта часть шведской модели характеризуется как социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение.

Меньших успехов достигла Швеция в других областях, в частности, цены росли быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти не увеличивалась производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали своего рода оплатой полной занятости и политики равенства [10,c.381].

Основные черты европейской модели:

- низкая безработица;

- профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;

- централизованные переговоры по зарплате;

- значительный государственный сектор;

- тяжелое налоговое бремя.

Особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:

- значительна роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты социального назначения;

- доля госбюджета в ВВП превышает 50%, в расходной части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется социальная сфера;

- регулирование трудовых отношений не на уровне предприятий и отраслей, а на национальном уровне;

- государственная социальная политика включает средства, минимизирующие уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов;

- развитая система производственной демократии.

Такая модель присуща экономикам государств Северной Европы, прежде всего скандинавским странам.

Российская модель переходной экономики

Переходная экономика – это переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В этом случае происходит изменение основ данной системы, в результате которого радикально меняется вся система [4,с.416].

Основные черты переходной экономики и ее отличия от сложившихся экономических систем:

Во-первых, если сложившаяся экономика воспроизводится на своей собственной экономической и институциональной основе, то переходная призвана сформировать основу новой экономической системы. Понятие основ экономической системы относится к числу ключевых в экономической теории. Оно является установившийся в экономике формы хозяйственных связей или тип координации деятельности между субъектами экономики. К основе относят также присущий системе господствующий тип собственности и институтов, организующих ее функционирование. Когда эти элементы экономической системы сформированы, то можно говорить о завершении переходного состояния экономики и о вступлении ее в стадию развития на собственной основе [4,с.416].

Во-вторых, свойством переходной экономики является ее многоукладность. Экономический уклад – это особый тип экономических отношений, существующий наряду с другими отношениями. В любой экономике, в том числе и развитой, существуют различные типы экономических отношений (уклады), характеризующиеся различными формами собственности, интересами, способами ведения хозяйства. Например, современная экономика Запада характеризуется большим слоем малых предприятий, имеющих источником своего функционирования и развития собственный труд их владельцев. Однако этот слой производителей существует на базе господствующего типа координации и капиталистических форм собственности. Переходная экономика – многоукладность здесь присутствует как элемент основы. В переходной экономике существуют и старая, и новая основы и еще только формируется новая система связей. В российской переходной экономике наряду с формирующейся рыночной системой наличествуют и другие типы регуляторов хозяйственных связей, включая неэкономические и теневые, и т.д. Преодоление многоукладности в основе экономики – одна из целей переходной экономики [6,с.125].

В-третьих, переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство. Стабильных переходных экономик не существует в силу того, что происходят постоянные изменения старых отношений при отсутствии новых институтов, норм и правил, возникают новые отношения, в которых участвуют новые экономические субъекты; происходит столкновение старых и новых экономических интересов. В силу этого тенденция к постоянному обострению экономических, социальных и политических отношений – внутреннее свойство переходных экономик. Все это требует создания особых способов поддержания стабильности и устранения экстремальных условий, способствующих нарушениям в экономике [4,с.417].

В-четвертых, относительная длительность преобразований в переходной экономике. Она объясняется не только сложностью и противоречивостью процессов. Это прежде всего следствие естественных, не зависящих от политической власти факторов: известной инерционности прежних подходов, невозможности единовременно изменить технологический базис, заменить кадры, изменить структуру народного хозяйства, создать новые политические и экономические институты. Все это требует создания для всего периода переходной экономики особого механизма согласования интересов, а также государственной поддержки тех субъектов экономики, которые оказались в трудном положении по не зависящим от них причинам [4,с.417].

Осуществление преобразований в российской экономике вызвало коренные радикальные изменения экономических отношений в стране. Уже во второй половине 90-х годов произошло окончательное разрушение плановых форм регулирования экономической жизни общества, системы рыночного распределения ресурсов. Были устранены ограничения в деятельности предприятий различных форм собственности, постоянно шел активный процесс создания комбинированных и смешанных форм собственности на базе ускоренной приватизации, становления различных форм капитала, осуществлена либерализация цен, внутренней и внешней торговли, созданы условия для более активного влияния цены на поведение производителей и потребителей, а также на структуру народного хозяйства. Создаются институты рыночной экономики, охватывающие как правовое оформление рыночных преобразований, так и финансовую и банковскую системы. Развивается система форм макроэкономической политики, ориентированная на воздействие на экономику

[8,с.340].

Все это свидетельствует о том, что на первом этапе преобразований достигнуты значительные результаты в создании основ рыночной экономики. Однако еще нельзя утверждать, что такая экономика уже создана. Формирование рыночных отношений в России происходило не в условиях роста экономики и активной предпринимательской деятельности в основных ее отраслях, а в условиях спада и разрушения прежней структуры народного хозяйства. Еще не созданы эффективные собственники. Банковская система находится в состоянии кризиса и требует реорганизации, велик удельный вес теневой экономики и т.д. Имеется ряд других признаков, свидетельствующих о том, что экономика России еще не воспроизводится как рыночная экономическая система.

Однако преобразования сопровождались тяжелыми для страны и ее населения последствиями, что нашло выражение в изменении ряда ключевых экономических показателей.

В годы реформирования происходило ухудшение основных макроэкономических показателей. Радикальные изменения экономической жизни российского общества в годы преобразований сочетались с явно неблагоприятными экономическими и социальными результатами преобразований. "Цена" преобразований оказалась, по мнению большинства исследователей, очень высокой для общества.

Для российской экономики характерно преобладание ориентированных на быстрые изменения радикальных вариантов экономических преобразований. Это нашло выражение в краткосрочности и радикальности приватизации без учета эффективности преобразований собственности, в форсированном проведении мер по "открытию" экономики, поспешности разрыва старых связей и т.д.

Скорость преобразований в условиях несформировавшейся рыночной структуры привела к тому, что предприниматели начинали строить свой бизнес на выгодах от слабости государства и законов. Формирование олигархического капитализма – следствие форсированного реформирования в условиях отсутствия законных источников накопления частного капитала. Через возникший механизм псевдобанковской деятельности, форсированное снятие ограничений на вывоз капитала, схему искусственного банкротства был создан крупный капитал, который во многом связан с теневой деятельностью. Построение банковской системы не было ориентировано на производство и даже на ростовщический тип действий, а происходило часто путем незаконного присвоения и обогащения.

Переходная экономика не может функционировать без радикальных преобразований. По своей сути она требует замены прежних отношений, коренного изменения методов регулирования. При этом степень радикализации преобразований постоянно должна соотноситься с эффективностью экономики и возможностями ее воспроизводства, так как радикальные преобразования уже сами по себе ведут к неизбежным потерям ВНП, вызванным отмиранием прежних структур и изменением форм координации. Но чрезмерная скорость преобразований, как это показывает опыт реформирования в России, приводит к такому разрушению производственных структур, которое подрывает условия даже для простого воспроизводства экономического потенциала общества на протяжении относительно длительного периода времени [11,с.14].

Среди методов преобразований обычно различают методы "шоковой терапии" и методы постепенных преобразований. Если методы "шоковой терапии" предполагают использование одномоментных решительных и радикальных мер по реформированию экономики, то методы постепенных преобразований – "мягкое", постепенное приспособление экономической политики к изменяющимся условиям. В практике переходных экономик обычно имеет место сочетание методов "шоковой терапии" с приемами постепенных преобразований. Различия существуют лишь в степени использования тех или иных методов.

Российский вариант преобразований неточно интерпретируется как "шоковый". На самом деле и здесь имело место постоянное сочетание мер "шоковой терапии" с мерами постепенных преобразований. Вместе с тем для российской экономики характерным является то, что на протяжении первоначального этапа переходной экономики методы "шоковой терапии" применялись систематически и целенаправленно. В этом смысле переходная экономика России характеризуется преимущественным использованием именно методов "шоковой терапии" [11,с.14].

Переходные экономики различаются преимущественным использованием на том или ином этапе различных направлений структурных преобразований в широком смысле слова. В этом отношении переходная экономика России характеризуется использованием главным образом структурных преобразований, связанных с формированием рыночной системы (преобразование собственности, либерализация цен как средство ликвидации стоимостных пропорций и т.д.) и одновременно явной недооценкой необходимости целенаправленных преобразований структуры народного хозяйства, недостаточным учетом данного фактора при определении меры радикализации и жесткости экономической политики [4,с.432].

По значимости и роли стабилизационной политики в переходной экономике она выделяется из других форм экономической политики. Стабилизация в переходной экономике становится условием успешности преобразований и создания предпосылок для экономического роста, для достижения политической стабильности в обществе. Все это определяет важное место стабилизации в переходной экономике.

Следует различать формальную и реальную стабилизацию. Формальная стабилизация означает, что переходная экономика достигает более или менее устойчивого состояния по одному из макроэкономических параметров. Для переходной экономики в качестве таких параметров могут выступать прежде всего показатели инфляции, безработицы, изменения валового национального продукта Опыт переходных экономик показывает, что при достижении стабильности по одному из данных параметров изменения других параметров могут быть неблагоприятными. Например, период высокой инфляции и падения производства в России сопровождался относительно невысоким уровнем безработицы, превышением экспорта над импортом. Поэтому оценки стабилизации только по параметру безработицы были бы заведомо неверны

[12,с.464].

Более сложен вопрос об оценке стабилизации по уровню инфляции. Для переходной экономики уровень инфляции является одним из ключевых показателей стабилизации. Вместе с тем позитивная динамика данного показателя, переход от очень высокой к низкой инфляции, может сочетаться с сохранением значительного дефицита бюджета, нарастающим государственным долгом, падением конкурентоспособности отраслей и т.д. В этом случае стабилизация носит формальный характер и может перерасти в кризис.

Реальная стабилизация предполагает снижение инфляции или финансовую стабилизацию не только при стабилизации уровня бюджетного дефицита и государственного долга, но и при наличии тенденции к устойчивому экономическому росту. Последний же характеризуется не только приростом ВНП или продукции отдельных отраслей, а прежде всего наличием инвестиционного потенциала, ростом капиталовложений, инвестиций. Только тогда тенденция к нормализации уровня инфляции приобретает устойчивый характер и удается стабильно поддерживать макроэкономическое равновесие [12,с.465].

Опыт преобразований в России показывает, что ее макроэкономическая политика, была ориентирована на финансовый вариант макростабилизации, т.е. ставила своей целью снижение инфляции и достижение финансовой стабилизации преимущественно монетарными методами. Господствующим стало представление о том, что российская инфляция имеет монетарную природу и что, следовательно, антиинфляционная политика должна в первую очередь сводиться к ограничению денежной массы и конечного спроса. Между тем имеется немало оснований для вывода о том, что существенное значение наряду с факторами денежной массы и скорости обращения денег имеет инфляция издержек в российской экономике: технологически отсталая, затратная структура производства, межотраслевая несбалансированность, структурные диспропорции прежней экономики, ее "утяжеленность", высокая степень милитаризации, разрыв между ценами на сырьевую и конечную продукцию; высокая степень монополизации экономики, в том числе на товарных рынках; и т.д.

Российская экономика в результате преобразований оказалась в тисках глубоких нестандартных для рыночной экономики противоречий, которые и в современных условиях во многом определяют характер ее развития, диктуют условия социально-экономической политики. Эти противоречия фактически привели экономику страны к августовскому кризису 1998 года.

Для нового этапа характерен дальнейший уход, государства от прямого участия в экономической деятельности, активное использование финансовых и монетарных способов активизации и модернизации экономики. Мы полагаем, что современный этап преобразований неизбежно должен быть более последовательно ориентирован на переход к реальной стабилизации и устойчивому экономическом росту на базе развития и совершенствования национального потенциала страны, укрепления и развития на рыночной основе реального сектора экономики и деятельности всех субъектов и институтов экономики.

Переход от экономического роста на основе "выигрышей" экономики от девальвации и роста цен на энергоносители к экономическому росту, вызванному эффективной экономической деятельностью, прежде всего в реальном секторе экономики, – основная задача и проблема нового этапа стабилизации.

Литература

1. Гафуров И.Р. Макроэкономическая политика социально-экономического и инновационного развития России // Финансовый бизнес. – 2008. – № 3. – С.45-49.

2. Глазьев С.Ю. Тенденции и проблемы экономического развития России // Современная конкуренция. – 2007. С.28-50.

3. Кондратьев В., Куренков Ю. Проблемы повышения эффективности российской экономики // Мировая экономики и международные отношения, 2008. – №12. -С.34-43.

4. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д. э. н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство "Дело и Сервис", 2001. – 832 с.

5. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: Юнити-Дана, 2002. – 735 с.

6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс6 принципы, проблема и политика. – М.: Инфра-М, 2003. – 972 с.

7. Национальная экономика / Под ред. П.В. Савченко. – М.: Экономисть, 2005. – 813 с.

8. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. Курс экономической теории. – Мн.: "Интерпрессервис"; "Мисанта", 2003. – 496 с.

9. Сравнительный менеджмент / Под ред. С.Э. Пивоварова. – Спб.: Питер, 2006. – 368 с.

10. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. – М.: Эксмо. – 2008. – 448 с.

11. Хубиев К. Противоречия экономического роста // Экономист. – 2006. – № 8. – С.46-49.

12. Цветков В.А. Проблемы развития российской экономики в среднесрочной перспективе // Экономика и управление: Российский научный журнал, 2008. – №2. – С.13-20.

13. Антюшина Н. Шведская модель экономической реформы // МЭ и МО, 2010, № 11, с. 87-91