Национально-культурные автономии

Каждая национальность является носителем культурных традиций и обычаев народа, которые надо бережно хранить и продолжать. В последние годы государственная политика была направлена в основном на решение экономических проблем, в то время как вопросы культуры и национальной политики оставались на втором плане. За этот период произошла безвозвратная потеря некоторых элементов культурного наследия многих наций.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие национально-культурной автономии

Национально-культурные автономии

Определение понятия "национально-культурная автономия", а также принципы и функции ее деятельности определены федеральным законом "О национально-культурных автономиях" 1996 года.

Данный закон был принят как ответ на призыв к равноправию всех национальностей, провозглашенный Конституций Российской Федерации. В данный период произошло территориально-федеративное разделение России на субъекты, которое не в полной мере отразило интересы некоторых народностей. Именно данный пробел должен был восполнить данный нормативно-правовой акт.

Национально-культурная автономия в Российской Федерации – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия является видом общественного объединения.

Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.

Национально-культурная автономия основывается на принципах:

  • свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;
  • самоорганизации и самоуправления;
  • многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии;
  • сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой;
  • уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей;
  • законности.

Правовое регулирование национально-культурной автономии осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О национально-культурной автономии", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Национально-культурная автономия имеет достаточно широкие правовые границы:

  • получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;
  • обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
  • создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
  • сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
  • следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
  • создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;
  • устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.

Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан Российской Федерации, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии.Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление права на национально-культурную автономию не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей.

Организационные основы и виды национально-культурной автономии

Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий.

виды автономий

Виды национально-культурных автономий.

Местные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально-культурную автономию граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности.

Региональные национально-культурные автономии двух и более субъектов Российской Федерации могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями. Федеральная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности.

Федеральные, региональные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующие республику или автономный округ, автономную область, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов Российской Федерации.

Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.

Делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации. Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности.

Национально-культурные автономии образуют руководящие и контрольно-ревизионные органы. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются уставом национально-культурной автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок приема в члены национально-культурной автономии определяется уставом соответствующей национально-культурной автономии.

Координация деятельности национально-культурных автономий осуществляется консультативным советом по делам национально-культурных автономий, который является совещательным органом и действует на общественных началах.

Консультативный совет по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации состоит из делегированных на определенный срок представителей каждой федеральной национально-культурной автономии.

Одним из важнейших направлений деятельности национально-культурных автономий является защита национального языка. Право граждан Российской Федерации на сохранение, развитие национального (родного) языка, свободу выбора и использования языка общения, воспитания и обучения устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.

В рамках реализации конституционного права, граждане Российской Федерации, относящие себя к определенным этническим общностям, имеют право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения права граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на сохранение и развитие национальной культуры национально-культурные автономии могут:

  • создавать негосударственные (общественные) учреждения национальной культуры: театры, культурные центры, музеи, библиотеки, клубы, студии, архивы и другие учреждения культуры и обеспечивать их функционирование;
  • организовывать творческие союзы, коллективы профессионального и самодеятельного искусства, кружки по изучению национального культурного наследия, достижений национальной культуры;
  • проводить массовые мероприятия в области национальной культуры: фестивали, конкурсы, смотры, выставки и другие мероприятия;
  • содействовать организации национального краеведения, охране национальных памятников истории и культуры;
  • создавать краеведческие, этнографические и иные общественные музеи;
  • учреждать организации, занимающиеся художественными народными промыслами и ремеслами;
  • издавать произведения исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы на национальных (родных) и иных языках;
  • создавать негосударственные (общественные) образовательные учреждения по подготовке творческих работников, педагогических и иных кадров в области национальной культуры;
  • разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о сохранении и развитии национальной культуры;
  • заключать договоры с неправительственными организациями, находящимися за пределами Российской Федерации, о культурном обмене и сотрудничестве в области сохранения национальной культуры.

Финансирование деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурной автономии, осуществляется за счет средств:

  1. национально-культурных автономий, их учреждений и организаций, частных лиц;
  2. федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

В этих целях могут формироваться специальные федеральные, региональные и местные фонды. Финансовые средства предоставляются национально-культурным автономиям для финансирования общественно значимых программ национально-культурного развития, для осуществления мероприятий в области культуры, образования и благотворительных мероприятий. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для сокращения бюджетных ассигнований, направляемых на национально-культурное развитие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Национально-культурные автономии обладают правом собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут передавать национально-культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям государственное и муниципальное имущество в собственность или аренду в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Для осуществления уставных целей и деятельности национально-культурные автономии, их некоммерческие учреждения и организации могут использовать помещения, переданные им на условиях договора аренды.

Размер платы за аренду помещений национально-культурными автономиями, их некоммерческими учреждениями и организациями определяется в порядке, установленном для некоммерческих организаций культуры и образования на территории данного субъекта Российской Федерации, а также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органы управления национально – культурными автономиями

Существует мнение, что этнос в границах "своего государства" и вне его находится в принципиально разных условиях самовоспроизводства. В "своей" среде этнос утверждается и модернизируется по нормам и логике собственной этнокультурной эволюции. В инонациональной среде, подчиняясь необходимости адаптации к ней, этнос (или этническая группа) может трансформироваться в соответствии со спецификой осваиваемого инонационального пространства.

Именно поэтому сохранение этнокультурной самобытности это важная задача национально-культурных автономий, которые возникали в России с начала двадцатого века.

Саратовская область на протяжении всей истории существования является местом проживания различных народов и национальностей. Именно данный фактор является основной предпосылкой возникновения национально-культурных автономий на территории Саратовской области.

Анализ региональной практики по Саратовской области свидетельствует о том, что органы регионального и местного самоуправления создают условия для развития организаций, осуществляющих деятельность в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры.

Наработанная практика регионов Приволжского Федерального округа по поддержке традиционного народного творчества сегодня в значительной степени сдерживается отсутствием в Федеральном законе от 06.10.1999 №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" необходимых полномочий по созданию условий для сохранения и развития народного творчества.

В контексте административной реформы отсутствие указанных полномочий стало негативно сказываться на механизмах обеспечения сохранения и развития народной традиционной культуры. Во многих территориях не утверждены положения об учреждениях культуры, определяющие их статус, отношения между учредителями и исполнителями, принципы и нормы, творческой и организационно-хозяйственной деятельности.

В целом охват населения культурно-досуговыми мероприятиями составляет 18,3% от общего количества населения ПФО, в том числе на селе 15,8%.

В более 102 тыс. творческих коллективов культурно-досуговых учреждений занимается 1 млн. 388 тысяч человек, из них 47 процентов составляют дети и подростки. За последние 3 года наблюдается положительная динамика прироста участников самодеятельных творческих коллективов, которая составила по сравнению с 2004 годом свыше 9% процентов.

Пополнение состава происходит за счет детей и молодежи, что свидетельствует о возрастающем интересе к истокам традиционной народной культуры.

Одним из механизмов в решении данной задачи является осуществление грантовой поддержки творческих проектов в регионах ПФО в области традиционной культуры.

Существенной предпосылкой формирования национально-культурных автономий является необходимость сохранения нематериального культурного наследия, инструментом реализации которого является программно-целевое финансирование, поддержка инновационных творческих проектов в области традиционной культуры.

Учреждения культуры клубного типа сельских и городских поселений, играющие основную роль в работе по сохранению традиционной культуры, всего лишь на 54 процентов укомплектованы специалистами с высшим специальным образованием. Более 40 процентов работников культуры не имеют специального образования.

Кадровая проблема существует почти во всех муниципальных и межпоселенческих учреждениях культуры клубного типа. Средняя заработная плата работников клубных учреждений по ПФО в 2004 году составила 1746,4 рублей, в 2006 году – 2642,7 рублей. На фоне кадрового "голода" особую актуальность приобретают задачи по организации повышения квалификации специалистов.

Национально-культурная автономия создает свои органы управления, определяет порядок их формирования, функции и названия самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях и ст.6 ФЗ "О национально-культурной автономии".

Организационное построение общественного объединения, как правило, предполагает наличие руководящих органов, среди которых должен быть постоянно действующий, и контрольно-ревизионных органов.

Анализ уставов действующих национально-культурных автономий показывает, что высшими органами автономий всех уровней могут быть общие собрания их членов либо съезды (конференции). В федеральных национально-культурных автономиях делегаты на съезд (конференцию) направляются от региональных автономий, в региональных – от местных, в местных – от национальных общественных объединений. На практике общие собрания проходят, как правило, в региональных и местных автономиях (например, в Региональной татарской национально-культурной автономии Саратовской области, Саратовской городской еврейской национально-культурной автономии). Съезд (конференция) делегатов, как правило, – высший орган федеральных национально-культурных автономий.

В одних федеральных национально-культурных автономиях действует как высший орган съезд (Федеральная национально-культурная автономия российских корейцев), в других – конференция. В то же время есть автономии, в которых конференция может созываться в промежутках между съездами (Федеральная национально-культурная автономия "Украинцы России").

Общее собрание членов автономии правомочно, если количество присутствующих на собрании составляет не менее половины от общего количества членов автономии или избранных делегатов (например, Саратовская городская еврейская национально-культурная автономия), иногда уставы предусматривают необходимость присутствия двух третей делегатов (Федеральная национально-культурная автономия российских корейцев).

Уставы автономий определяют периодичность работы их высших органов. Период между созывами съездов, как правило, составляет три-четыре года (например, в Федеральной национальной культурной автономии "Украинцы России" – три года; в Федеральной лезгинской национально-культурной автономии – четыре). В уставах местных автономий, как правило, предусматривается меньший период между созывами высших органов (например, в Саратовской городской еврейской национально-культурной автономии общее собрание созывается не реже одного раза в год).

Предусматривается и возможность созыва внеочередных съездов (например, в Федеральной национально-культурной автономии российских корейцев – по требованию не менее одной трети от общего числа зарегистрированных региональных корейских автономий).

Высшие органы автономий формируют выборные коллегии (как правило, их именуют советами или правлениями). Они работают в период между созывами высших органов. Порядок работы – заседания (раз в квартал, раз в месяц и т. д.) с целью принятия решений по текущим вопросам.

Организационные вопросы, связанные с работой этих органов, решает ответственный секретарь либо постоянно действующий руководящий коллегиальный орган, члены которого избираются из состава совета (правления). Такой постоянно действующий руководящий орган, как правило, именуется президиумом. Высшие органы автономий избирают председателей автономий, их заместителей (либо председателей советов или президентов, а также, как правило, их заместителей). В отдельных случаях председатели советов (их заместители или сопредседатели) избираются самими советами (например, в Федеральной национально-культурной автономии татар).

В обязательном порядке в автономиях всех уровней высшими органами избираются контрольно-ревизионные органы, которые наблюдают за текущей хозяйственной и финансовой деятельностью.

Срок осуществления полномочий контрольно-ревизионных органов, как правило, совпадает с периодом между созывом высших органов автономий.

Сроки полномочий руководящих органов национально-культурных автономий соответствуют периоду между созывами высших органов управления автономий.

В некоторых уставах предусматривается образование исполнительных органов, которые подчиняются лицам, осуществляющим повседневное руководство деятельностью автономий (председателям, президентам), либо имеют самостоятельный статус органа, осуществляющего организацию исполнения решений представительных органов автономии. Такие органы чаще всего именуются исполкомами.

Анализ показывает, что отдельные уставы автономий содержат неоправданные ограничения по формированию руководящих и контрольно-ревизионных органов. Так, например, в Федеральной национально-культурной автономии "Российские немцы" все избираемые Съездом члены представительного, руководящего и контролирующего органов автономии должны быть гражданами Российской Федерации и постоянно проживать на ее территории.

Поскольку органы управления автономиями – неполитические структуры, представляется, что подобные ограничения не вполне согласуются с Конституцией РФ, федеральным законодательством (например, постоянно проживающие в стране иностранные граждане могли бы участвовать в деятельности национально-культурной автономии).

Особое место занимают органы межрегиональной координации деятельности различных национально-культурных автономий.

Такие органы созданы, например, региональными национально-культурными автономиями, входящими в структуру Федеральной национально-культурной автономии "Российские немцы" (Саратовской, Челябинской областей, Татарстана и др.). Они образовали Межрегиональный совет.

Однако процедура создания координационных органов и их цели таковы, что они не влекут за собой образование федеральных национально-культурных автономий. В этой связи ФЗ "О национально-культурной автономии" предусматривает возможность образования органов межрегиональной координации без образования межрегиональной национально-культурной автономии.

Это позволяет оперативно решать различные задачи, например создавать упомянутые органы для проведения разовых мероприятий и т. д. В таком же порядке может осуществляться взаимодействие национально-культурных автономий различных этнических общностей (для этих целей межрегиональная национально-культурная автономия не может быть создана). Указанная форма взаимодействия национально-культурных автономий является приемлемой и на уровне федеральных округов.

Принимаемые органами и должностными лицами национально-культурных автономий решения оформляются соответствующими локальными актами, поскольку сфера их действия ограничена рамками одной или нескольких организаций.

Такие акты могут быть нормативными (например, положения о национально-культурных автономиях или их уставы) и ненормативными, имеющими индивидуальное действие (например, выдача за счет выделенных национально-культурной автономии средств государственного бюджета материальной помощи конкретным участникам автономии). Национально-культурные автономии используют в своей деятельности и акты политического и программного характера, содержащие заявления, декларации, обращения автономий, задачи и цели их деятельности. Можно выделить и группу актов, не связанных с уставными целями автономии, – по вопросам регулирования трудовых отношений, хозяйственным вопросам и т. п.

Основополагающим нормативным актом национально-культурной автономии является ее устав. Закон "О национально-культурной автономии" (ст.5) определяет, что уставом обязательно должны быть урегулированы организационные основы автономии с учетом специфики расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям. Кроме того, названный Закон относит к ведению автономии определение порядка формирования, функций и названия органов ее управления.

Высшими коллегиальными органами принимаются наиболее важные акты, такие как устав автономии, программа (основные направления) ее деятельности, положения о руководящих органах.

Помимо этого, высшие коллегиальные органы решают вопросы реорганизации или ликвидации автономии, формирования других руководящих органов автономии, утверждают отчеты руководящих органов о проделанной работе.

Значение НКА в оптимизации этнической политики региона на примере Саратовской области

В настоящее время этнополитическая ситуация в Саратовском регионе заметно обострилась, система межнациональных взаимоотношений в области стала предметом пристального внимания органов власти, НКО, общественности. На примере Саратовской области можно констатировать, что своевременная деятельность НКО в лице Ассамблеи народов Саратовской области в сложной этнополитической ситуации, сложившейся в регионе, явилась необходимым компонентом в обеспечении процесса принятия решений и эффективного управления национальной политикой в целом.

Подобная деятельность общественных объединений в полиэтнических российских регионах способна фиксировать динамику этнополитической ситуации и через своевременную информацию и рекомендации содействовать снижению напряженности и раннему предупреждению конфликтов.

Миграционные процессы последних лет обусловили глубокие изменения в этническом составе Саратовской области и способствовали увеличению численности НКО почти в два раза (с 36 до 58 за последние 10 лет). Условия формирования НКО в области дифференцированы у разных этносов: у одних развита сеть обществ и автономий, у других отсутствуют даже центры национальных культур. В последние годы национально-культурные учреждения активизировали свою деятельность и качественно изменили ее концептуальные основания, она стала полифункциональной, деидеологизировалось ее содержание.

Одной из самых крупных национально-культурных автономий является автономия немцев Поволжья, которая расположена на территории Саратовской области. Показательна и интересна история ее формирования.

Поселение немцев России является одним из результатов усиленной колониальной деятельности русского царского правительства, начатой еще в эпоху Петра I и усиленно продолженной правительством Екатерины II.

Переселение немцев в Россию никогда и ни в какой мере не обуславливалось какими-либо политическими и тем более авантюристическими соображениями со стороны немцев, а исключительно поисками лучшей жизни.

С тех пор, как предки российских немцев в 1763-64-х годах, поверив Манифесту Екатерины II, покинули родину, они сами и их потомки стали объектом политической спекуляции, обмана, шовинистической травли, кровавых репрессий.

Среди прочих льгот и привилегий, обещанных императрицей, были свобода поселения и выбора рода занятий, освобождение на вечные времена от воинской повинности, внутреннее самоуправление, свобода от крепостного права. Однако вместо обещанных вербовщиками снежных вершин приволжских Альп, цветущих садов и великолепных ландшафтов, 21 тысяча эмигрантов, а среди них половина ремесленников, учителей, офицеров, священников, была насильственно отправлена в суровые степи Нижнего Поволжья и насильно же выведена в сословие немецких колонистов-крестьян, хлебопашцев.

Трагедия массового голода в Поволжье 1921-22-х годов широко известна. Голод сразу принял масштабы всенародной трагедии. За короткий срок погибли сотни тысяч людей, почти весь скот; десятки тысяч людей разбрелись по стране, пытались эмигрировать в Америку и другие страны.

История немцев Поволжья и ряда других бывших немецких районов изобилует событиями, свидетельствующими о тяжелых экономических трудностях, которые приходилось им преодолевать на необжитых просторах вековой целины. Особенно трудным временем были первые десять лет, в течение которых вымерло около половины населения.

Суровый климат, совершенное незнание местных условий ведения сельского хозяйства в новой обстановке, ряд засушливых неурожайных лет, недостаток материальных средств, плохая организация правительственной помощи и злоупотребления чиновничества всех рангов – вот условия, в которых обосновались колонисты-немцы на новой родине.

Но сохранившиеся литературные памятники неоспоримо свидетельствуют, что уже в те далекие годы в людях росло и крепло сознание неразрывной связи с судьбами России. При своем поселении немцы Поволжья получили своего рода самоуправление: выборы сельских должностных лиц из немцев, разрешение немецкого языка в делопроизводстве, организация немецких школ, учительских семинарий, немецкое книгоиздательство.

АССР НП – эта старейшая автономная республика в составе СССР – достигла успехов как в экономическом, так и в культурном отношениях. Советские немцы развивали свою культуру, национальной по форме и социалистической по содержанию, как равноправная нация, имели все возможности для успешного развития наравне со всеми народами Советского Союза.

При Советской власти в результате последовательного проведения в жизнь ленинской национальной политики Автономная Социалистическая республика немцев Поволжья получила возможность всестороннего развития производительных сил и стала к концу второй пятилетки передовым и высокоразвитым сельскохозяйственным районом с быстро развивающейся промышленностью.

По интенсивности внедрения новой агротехники республика занимала одно из первых мест в Советском Союзе.

По данным опубликованных в 1992 г. материалов Всесоюзной переписи населения 1937 г., в АССР немцев Поволжья проживали: 322 652 немца, 106 466 русских, 1989 представителей других национальностей, а всего 489 929 человек, составлявших население единого территориального государственного образования.

Республика немцев Поволжья отличалась прочным и последовательным внутринациональным взаимодействием социальных сил, затрагивающим в первую очередь сферу национальных интересов и национальной политики государства, и сложившимися за период функционирования социалистического общества (с 1917 г.) межнациональными отношениями.

Главной задачей была реализация народами своих интересов, собственно национальных и общенациональных.

Складывавшиеся межнациональные отношения в Республике немцев Поволжья носили комплексный характер, включая экономический, социально-политический, духовный и идеологический аспекты.

Недолго длился этот период развития и расцвета советско-немецкой экономики и культуры. Еще до начала Великой Отечественной войны против гитлеровских захватчиков в годы культа личности Сталина с его пагубными для всей страны уродливыми явлениями, повсеместно, за исключением АССР НП, были закрыты немецкие школы и ликвидированы все немецкие районы. Были арестованы как враги народа руководители партийных, советских, комсомольских организаций, колхозов, МТС, а также десятки тысяч рядовых немецких тружеников. В канун войны 1941 – 1945 гг. в СССР обострились национально-политические конфликты в обществе, когда при не всегда удачном воплощении в жизнь идеологических установок партии и правительства дело доходило до принятия таких жестких мер, как депортация этносов, целых групп населения.

Управление федеральной регистрационной службы по Саратовской области впервые зарегистрировало казахскую общину, подпадающую под федеральное законодательство о национально-культурных автономиях – Саратовскую региональную национально-культурную автономию казахов Саратовской области, сообщили корреспонденту в Комитете общественных связей и национальной политики области.

На территории Саратовской области проживает около 80 тысяч казахов, которые занимают 2 место по численности среди других народов. В 1990-е годы в г. Саратове было создано несколько казахских центров, как областных, так и районных. В последнее время все они стали чувствовать потребность в объединении для более успешного решения своих задач. На учредительной конференции, которая прошла в июне этого года в г. Саратове, было принято решение об объединении всех участвующих в конференции представителей казахских организаций в единую национально-культурную общину. Председателем Совета автономии избран председатель Саратовской местной казахской национально-культурной автономии Марат Бисенгалиев. В Совет вошли руководители районных казахских организаций. Основными целями автономии стали содействие сохранению и развитию казахского языка, традиций, казахской национальной культуры, а так же налаживание культурных и экономических связей с республикой Казахстан. В области уже несколько месяцев в тесном контакте работает торговое представительство республики Казахстан в России.

В последние годы происходит возрождение культуры, традиций, языка татар. В 30-х гг. нашего века под разными надуманными предлогами была закрыта татарская школа в Саратове. Спустя много лет, 1 сентября 1992 года, по ходатайству татарского культурно-просветительного общества "Идель" в Волжском районе областного центра открыли национальную школу. Ее воспитанники изучают родной язык, историю своего народа, кстати, ее читает доктор наук, профессор Фрид Айниевич Рaшитов, общеобразовательные предметы. Все ученики, окончившие национальную школу, успешно поступили в ВУЗы. Теперь эта школа стала гимназией. В учебном заведении музей, экспонаты которого воссоздают страницы истории саратовских татар.

В Саратове 13-14 апреля 1996 года была создана организация Общероссийское общественно-политическое движение "Мусульмане России", которое возглавил М. Бибарсов. Наряду с прочими религиозными и общественными деятелями в состав его политсовета вошли В. Садур и главный редактор издаваемой газеты "Ислам Минбаре" Талиб Саидбаев. Инициатива создания движения "Мусульмане России" принадлежала самому Бибарсову, который после ухода с поста генсека СМР не оставил попыток продолжить политическую карьеру. Однако, декларируя общероссийский характер нового движения, он не мог не понимать, что эта политическая ниша уже занята, и всерьез конкурировать с СМР/ИКЦ "Мусульмане России" не могли.

Хотя среди программных целей "Мусульман России" упоминалось "объединение всех мусульманских организаций в единую ассоциацию", а местонахождением руководящих органов была объявлена Москва, оно, по сути, осталось региональной организацией, чье влияние распространялось лишь на некоторые области Среднего Поволжья, в первую очередь на Саратовскую.

Литература

  1. Федеральный закон от 17.06.1996 г. № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" // СЗРФ №3456 1996
  2. Конституция РФ 1993
  3. Фомиченко Михаил Петрович Национально-культурная автономия как форма самоопределения народов в России // Национальные интересы №3. 2005.
  4. Арутюнян Ю. В. Русские в ближнем зарубежье // Социологические исследования. 2003. № 11.
  5. История Саратовской Губернии / Под ред. А.В. Полежаева. Изд. Центр. Поволжье., 2004.
  6. Авронь С.К. Наши нации // Губерния. 2006. 5 декабря.
  7. Ахмедов К.И. Автореферат диссертации Национально-культурные объединения в политическом процессе региона (на примере Саратовской области) ФГУП впо Поволжская аккаадемия государственной службы им. П.А. Столыпина. 2007.
  8. Прилежный М.С. Теория нации. Монография. М.:. 1998. С. 56
  9. Неофициальный сайт поволжских Немцев // http://wolgadeutsche.net/index.php
  10. Гвишиани Э.А. История России. Учебник. / Под ред. А.Н. Профорова. М. Инфра-М., 2001.
  11. Казахский культурный центр Арман http://www.arba.ru