Муниципальное образование как объект местного самоуправления

Муниципальное образование как объект местного самоуправления.

Статьи по теме
Искать по теме

Изучение проблем становления и развития муниципальных образований на уровне городских и сельских поселений, роли органов самоуправления становится особенно актуальным.

Главная цель экономической политики муниципального образования – обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципального образования и безопасности жизнедеятельности населения. В настоящее время в России сформирован правовой институт местного самоуправления, благодаря чему муниципальные образования получили возможность заниматься собственным экономическим развитием. На первый план вышли задачи по внедрению и распространению на муниципальном уровне экономических методов управления, выработанных органами местного самоуправления и одобренных населением.

Совершенствование экономических методов управления способствует повышению эффективности использования экономических ресурсов территории, качества жизни населения, а следовательно, способствует повышению эффективности выполнения главной функции местного самоуправления – оказание услуг населению. Управление социально-экономическим развитием муниципальных образований требует разработки новых методов, учитывающих современные российские особенности.

1. Муниципальное образование: понятие, типологические особенности, методы управления.

Эффективное управление невозможно без исследования объекта управления, которым служит муниципальное образование. Под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Муниципальное образование может быть следующих типов:

- муниципалитеты (которые создаются на базе отдельного населенного пункта или группы небольших, рядом расположенных населенных пунктов);

- муниципальные округа (фактически районы).

Муниципальными образованиями решаются следующие задачи:

- приближения местного самоуправления к населению;

- обеспечения его доступности;

- эффективности решения вопросов местного значения на соответствующем их содержанию территориальном уровне.

Методы деятельности управления муниципальным образованием определяют объем его компетенции. Прежде всего, это те задачи, которые государство возложило на органы местного самоуправления. Осуществляя управленческую деятельность в муниципальном образовании, органы местного самоуправления призваны выявлять тенденции экономических процессов на подведомственной территории, определять приоритеты, ресурсные средства и формулировать экономическую стратегию развития местного сообщества.

По своим системным качествам муниципальные образования можно разделить по различным основаниям: численности населения, нормативно-правовому статусу, характеру застройки, степени урбанизации, выполняемым функциям.

По нормативно-правовому статусу, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ, муниципальные образования подразделяются на поселения, муниципальные районы и городские округа.

Виды муниципальных образований:

- Городское поселение – город или поселок, местное самоуправление в котором осуществляется непосредственно населением непосредственно или через выборные органы местного самоуправления.

- Сельское поселение – единичный сельский населенный пункт, или же объединение нескольких сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляет населением непосредственно или через выборные органы местного самоуправления.

- Муниципальный район – несколько поселений, объединенных общей территорией, местное самоуправление в которых осуществляется в целях решения вопросов местного значения.

- Городской округ – это городское поселение, не входящие в состав муниципального района, местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения.

- Внутригородская территория города федерального значения – это отдельная часть территории города федерального значения, в пределах которого гражданами осуществляется местное самоуправление.

Характер застроенности территории лежит в основе разделения муниципальных образований на компактные и диффузные (рассредоточенные в пространстве), а степень урбанизации – на сельские и городские.

Наиболее существенным является различие между городскими и сельскими муниципальными образованиями, которое вытекает из различия видов хозяйственной деятельности, формы расселения и уклада жизни в городской и сельской местности. Для сельских поселений более характерна адаптация к природной среде, тогда как для городов преобладающую роль играет их целевая функция. Основные различия между городскими и сельскими поселениями представлены в (табл. 1).

Таблица 1

Основные различия между городскими и сельскими поселениями

Сельские поселения

Городские поселения

1. Правовой статус сельского поселения

Правовой статус городского поселения или городского округа

2. Инженерная инфраструктура частично децентрализована и поддерживается самими жителями

Инженерная инфраструктура централизована и обслуживается специализированными службами

3. Преобладание сельскохозяйственных видов занятости

Преобладание несельскохозяйственных видов занятости

4. Наличие личного подворья у жителей, определяющее стиль и образ их жизни

Отсутствие личного подворья, ограничивающее трудовую деятельность жителей местом работы

5. Характер застройки: преобладает низкоэтажная, малоквартирная

Характер застройки: преобладает многоэтажная, многоквартирная

6. Заключаемые сделки носят, как правило, личностный характер и характеризуются низким уровнем трансакционных издержек

Заключаемые сделки осуществляются, как правило, между малознакомыми людьми и характеризуются высоким уровнем трансакционных издержек

К промежуточной форме между сельскими поселениями и городами относятся поселки городского типа (рабочие поселки). Многие из них по мере расширения преобразовались в города. Однако наблюдается и обратная тенденция – преобразование поселков городского типа и некоторых малых городов в сельские поселения, что позволяет их жителям получать ряд социальных льгот. Предусматриваемая Федеральным законом 2003 года № 131-ФЗ возможность объединения в границах одного муниципального образования нескольких населенных пунктов позволяет говорить о сложном муниципальном образовании, тогда как закрепление соответствующего статуса за одним из населенных пунктов есть характерная черта его простой разновидности.

Существует три группы муниципальных образований:

1. Поселенческие муниципальные образования (города, поселки, сельские населенные пункты). Для этой группы характерна полная завершенность производственного цикла на территории, складывающаяся на базе взаимосвязанной системы производства и жизнеобеспечения.

2. Территориально-поселенческие образования – представляют собой группу достаточно независимых друг от друга территорий, округов, связанных общностью хозяйственных интересов.

3. Территориально-муниципальные образования (хутора, поселки в условиях Крайнего Севера).

Можно выделить еще два основания классификации муниципальных образований: по выполняемым функциям и вытекающему из них преобладающему виду деятельности трудоспособного населения и по различиям природных, исторических, социально-демографических и других факторов, обусловливающих обособленность и структуру территорий. Так, одна группа муниципальных образований, несмотря на тенденцию к размыванию границ между смежными территориями, стремится сохранить свои границы с целью недопущения утраты социокультурной и исторической самобытности. Другая обособлена по национальному принципу, что способствует сегрегации на данной территории представителей определенной национальности или культуры. Такое обособление позволяет жителям не только сохранять традиции и культуру, но и эффективнее защищать свои экономические и социальные интересы. Особенностями отдельных муниципальных образований являются их принадлежность к экстремальной климатической зоне, рельеф местности, наличие природных достопримечательностей, уникальных месторождений полезных ископаемых и т.п. Не меньшее значение имеет возраст поселения, влияющий на особенности его социально-демографической структуры. В частности, в новых городах средний возраст проживающих значительно ниже, чем в старых, различны соотношения между мужчинами и женщинами. Учет этих факторов важен для организации муниципального управления.

Каждое из выделенных выше оснований деления является самостоятельным системообразующим признаком, вокруг которого концентрируются различные аспекты жизнедеятельности муниципального образования. Такой признак определяет вектор целеполагания субъекта муниципальной политики, особенности поведения, а также характер взаимодействия с внешней средой.

Муниципальное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие местных органов власти на общественную жизнедеятельность населения муниципального образования в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, а также эффективного использования территориального потенциала.

Содержанием муниципального управления являются все процессы управления социально-экономическими системами и объектами муниципального образования.

Субъект муниципального управления – это население муниципального образования и образованные им органы местного самоуправления.

Объект муниципального управления – это муниципальное образование со всеми его структурами, связями, отношениями, ресурсами.

Специфика муниципального управления определяется, прежде всего, особенностями муниципального образования как объекта управления, включающего все стороны жизни людей.

Метод управления – это способ достижения целей управления.

Методы управления можно рассматривать с точки зрения их содержания, направленности и организационной формы. В соответствии со структурой объекта управления, в качестве которого в сфере муниципального управления выступает муниципальное образование, методы управления по уровню их применения подразделяются следующим образом:

- методы, которые относятся ко всему муниципальному образованию как системе;

- методы, относящиеся к подсистемам, выделяемым в рамках муниципального образования (экономическая, социальная, природно- ресурсная и т.д.);

- методы управляющего воздействия по отношению к отдельному работнику или отдельным группам.

По содержанию выделяют следующие методы муниципального управления:

1. Экономические методы (прямые и косвенные).

Прямые экономические методы муниципального управления – бюджетное финансирование, централизованные капиталовложения, установление тарифов и цен на услуги и товары (например, на услуги жилищно-коммунального хозяйства, муниципального транспорта и т.д.).

К косвенным экономическим методам муниципального управления относятся местные налоги, платежи за пользование природными ресурсами, аренда муниципальной собственности.

2. Административные методы управления.

Прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам (решение представительного органа власти, приказ, распоряжение главы администрации, регламент деятельности администрации, должностные инструкции).

Наиболее категоричной регламентирующей формой административного воздействия является приказ (распоряжение). Он обязывает подчиненных (руководителей муниципальных предприятий и организаций, а также руководителей структурных подразделений и отдельных работников) точно и в установленный срок выполнять принятое решение.

К числу других методов прямого административного воздействия следует отнести также указания, рекомендации, советы. Эти методы позволяют исполнителям самостоятельно выбирать способы реализации задания.

К числу косвенных методов административного воздействия относятся способы регулирования деятельности работников посредством введения определенных правил (нормативное регулирование), конкретизирующих деятельность работников, а также при помощи стандартизации форм документооборота, (должностные инструкции, положение об отделах, комиссиях, управлениях и т.д.).

По мере развития системы местного самоуправления сфера действия прямых административных методов сокращается и расширяется воздействие косвенных методов управления.

Таким образом, управленческая деятельность на муниципальном уровне представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, устройства и функционирования местного самоуправления, которое призвано служить надежным механизмом регулирования взаимоотношений между частными и общественными интересами в процессе эффективного использования территориального потенциала.

Сущность управления экономическим и социальным развитием муниципального образования раскрывается и реализуется во взаимодействии органов местного самоуправления с населением по упорядочению и совершенствованию частной, коллективной и общественной деятельности людей. Концентрированное выражение сущности муниципального управления содержится в реализации местной экономической политики, которая должна являться обязательным продолжением экономической политики государства.

2. Социально-экономический потенциал муниципальных образований

Каждое муниципальное образование – это сложный социально-экономический механизм, социальная ячейка формирования и функционирования местного сообщества, которое представляет собой формирование объединения людей, проживающих в пределах конкретной территории, и призвано обеспечить каждому полноценную жизнь, полную свободу личной инициативы, доступ к знаниям, широкие взаимосвязи с другими членами сообщества.

Сложные системы, включающие в себя множество природных и созданных человеком подсистем, называются социально-экономическими. При этом одна социально-экономическая система может быть подсистемой в рамках другой социально-экономической системы. Муниципальное образование (город, поселение, район) как социально-экономическая система является подсистемой региона и государства. В этих системах муниципальное образование выполняет множество различных функций: административную, производственную, транспортную, образовательную, культурную, научную и др.

Муниципальное образование как социально-экономическая система может быть определена через параметры объекта управления. Объект управления (место проживания) характеризуется населением, инфраструктурой и территорией, поскольку именно они оказывают существенное влияние на формирование интересов совместного проживания.

На муниципальном уровне можно выделить следующие интересы совместного проживания:

1) Совместное использование ресурсов для производственной и любой хозяйственной деятельности;

2) Совместное пользование социальной инфраструктурой;

3) Регулирование общественной жизни муниципального образования (общественный порядок, национальные отношения).

Практически все органы местного самоуправления сейчас имеют в своем составе подразделения по экономическому и социальному развитию. Их основная цель – способствовать распространению на своей территории предпринимательства, росту производства товаров и услуг, созданию рабочих мест. В большинстве регионов страны созданы центры поддержки малого предпринимательства, образованы общественные фонды, осуществляется адресная материальная и финансовая помощь малым предприятиям.

Под социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый на достижение определенного уровня развития социальной и экономической сфер на территории муниципального образования – с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства.

Социально-экономическое развитие муниципальных образований отнесено к полномочиям местного самоуправления не случайно, так как человек должен удовлетворять свои потребности и нужды, получать социальную поддержку там, где он живет и работает. На этом уровне должны быть сосредоточены основные социальные гарантии государства населения, а также финансовые ресурсы, предназначенные для решения экономических и социальных проблем.

В данном направлении осуществляется следующие действия:

- утверждаются и реализуются местные целевые программы;

- даются муниципальные заказы;

- согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования;

- заключаются договоры и т.д.

Социально-экономический потенциал муниципального образования – совокупность ресурсов, средств и источников различного свойства, которыми обладает муниципальное образование, и которые могут быть вовлечены в воспроизводственный процесс на территории для достижения целей развития муниципального образования.

Показатели, которыми характеризуется социально-экономический потенциал муниципального образования, можно сгруппировать в 8 блоков, а внутри блоков выделить тематические группы (показатели, отмеченные звездочками, ранжируются от минимального к максимальному):

Финансовый потенциал муниципального образования:

1) доля собственных доходов в расходах местного бюджета, процентов;

2) денежные доходы населения (по данным муниципальных образований) на душу населения, рублей;

3) разница между дебиторской и кредиторской задолженностью на душу населения, рублей;

4) сальдированная прибыль на душу населения, рублей.

Природный потенциал муниципального образования:

1) площадь территории на душу населения, кв.км;

2) кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий на душу населения, рублей;

3) запасы подземных и поверхностных вод на душу населения, куб.м;

4) расчетная лесосека на душу населения, куб.м;

5) налог на добычу полезных ископаемых на душу населения, рублей.

Административный потенциал: затраты (расходы на содержание аппарата управления на душу населения, рублей), отнесенные к результатам (суммарный объем промышленного производства, валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, объема оборота розничной торговли, объема общественного питания, объема платных услуг населению, объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям, на душу населения, рублей).

Морально-социальный потенциал:

1) число мест в зрительных залах культурно-досуговых учреждений, единиц;

2) количество зарегистрированных преступлений на душу населения, единиц;

3) заболеваемость населения, число впервые выявленных заболеваний на 10000 населения, единиц;

4) разница между количеством браков и разводов на душу населения, единиц;

5) количество безнадзорных детей на душу населения, человек;

6) членство в областных общественных молодежных объединениях на душу населения, человек;

7) количество религиозных организаций, единиц.

Трудовой потенциал:

1) среднесписочная численность работников, занятых в экономике, на душу населения, человек;

2) естественный прирост/убыль населения, промилле;

3) миграционный прирост/убыль населения, промилле;

4) среднемесячная заработная плата одного работника, рублей;

5) производительность труда (суммарный объем промышленного и сельскохозяйственного производства, отнесенный к количеству занятых в экономике), рублей на человека;

6) группа "Образование": численность учащихся в дневных и вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях на душу населения, человек; численность учащихся (студентов) в учреждениях начального профессионального образования, средних специальных и высших учебных заведениях на душу населения, человек; образовательный уровень работников (доля населения с высшим и средним специальным образованием в численности занятых в экономике), процентов.

Технологический потенциал:

1) остаточная стоимость основных фондов на душу населения, рублей;

2) коэффициент обновления основных фондов;

3) группа "Техногенная нагрузка на среду": выбросы вредных веществ в атмосферу в год, тонн на 1 рубль суммарного объема промышленного и сельскохозяйственного производства; объем сбросов загрязненных сточных вод в год, куб.м на 1 рубль суммарного объема промышленного и сельскохозяйственного производства; размещение отходов, тонн на 1 рубль суммарного объема промышленного и сельскохозяйственного производства.

Инфраструктурный потенциал:

1) наличие автодорог с твердым покрытием, км на 1 кв.км площади территории;

2) обеспеченность жильем на душу населения, кв.м общей площади;

3) группа "Бытовая инфраструктура":

- оборудование жилищного фонда водопроводом, процентов;

- оборудование жилищного фонда канализацией, процентов;

- оборудование жилищного фонда центральным отоплением, процентов;

- оборудование жилищного фонда газом, процентов;

- оборудование жилищного фонда горячим водоснабжением, процентов;

4) группа "Обеспеченность":

- дошкольными учреждениями, мест на 100 детей дошкольного возраста;

- врачами, человек на 10000 населения;

- средним медперсоналом, человек на 10000 населения;

- больничными койками, единиц на 10000 населения;

- амбулаторно-поликлиническими учреждениями, число посещений в смену на 10000 человек;

- наличие домашних телефонов на душу населения, единиц.

Потенциал предпринимательской активности:

1) численность работающих в сфере малого предпринимательства на постоянной основе на душу населения, человек (по данным муниципальных образований);

2) число субъектов малого предпринимательства на душу населения, единиц (по данным муниципальных образований);

3) доля малого предпринимательства в экономике муниципального образования по объему производства рыночных услуг, процентов (по данным муниципальных образований).

Для обеспечения сопоставимости расчетов в оценке социально-экономического потенциала участвуют преимущественно удельные показатели, приведенные, в зависимости от их экономического и социального значения, на душу населения (берется величина постоянного населения), на квадратный километр территории, на рубль основных фондов и тому подобное, либо показатели, характеризующие долю определенной группы или определенного явления в общем количестве наблюдений, обеспеченность, благоустройство. В ряде случаев показатели, характеризующие ресурсы, которые могут быть использованы без ограничений, берутся в своих абсолютных значениях (число мест в зрительных залах культурно-досуговых учреждений, количество религиозных организаций).

3. Ресурсы и инструменты развития социально-экономической сферы муниципальных образований

Потенциал муниципального образования как социально-экономической системы можно рассматривать как совокупные способности и возможности социальных, экономических и организационно-управленческих ресурсов, которые в процессе функционирования обеспечивают создание добавленной стоимости (рис. 1).

Модель функционирования потенциала муниципального образования как социально-экономической системы

Рис. 1. Модель функционирования потенциала муниципального образования как социально-экономической системы

Социальные ресурсы муниципального образования – это жители муниципального образования, которые участвуют в процессе создания добавленной стоимости или могут быть вовлечены в этот процесс. Проявлением способностей и возможностей социального ресурса являются средний душевой доход, профессиональная подготовленность, структура занятости, уровень и динамика безработицы, выработка на одного работающего, уровень миграции.

Экономические ресурсы муниципального образования – материальные объекты основной производственно-хозяйственной деятельности и инфраструктуры, природные запасы. Проявлением способностей и возможностей экономического ресурса являются состояние рынка недвижимости, объемы частных и государственных инвестиций, состав и объем муниципальных услуг и инфраструктуры, степень развития малого предпринимательства, добавленная стоимость, создаваемая на территории.

Можно выделить еще один ресурс, который обладает чертами первых двух ресурсов, объединяет их и придает целесообразность материальным объектам и социальным процессам. Это организационно-управленческие ресурсы, которые мы рассматриваем как способности и возможности субъектов управления. Организационно-управленческие ресурсы – главный фактор, обеспечивающий вовлечение потенциала муниципального образования в процесс формирования добавленной стоимости и доходов жителей территории.

Классификацию ресурсов можно провести по аналогии с основными факторами производства классифицировать их на следующие виды (табл. 2).

Таблица 2

Структура ресурсов развития муниципального образования

Ресурсы МО

Структурные

1. Физический ресурс

Природный

Производственный

2. Человеческий ресурс

Трудовой

Интеллектуальный

3. Экономический ресурс

Финансовый

Рыночный

4.Социальный ресурс

Предпринимательский

Морально-этический

Системные

1. Геоэкономический ресурс

Инфраструктурный

Природно-климатический

2. Геофизический ресурс

Территориальное планирование

Экологический

3. Институциональный ресурс

Организационный

Коммуникационный

4. Преференционный ресурс

Уникальность

Бренд

Процессные (организационный потенциал)

1. Инвестиционный ресурс

Диверсификационный

Стратегический

2. Информационный ресурс

Технологический

Методический

3. Инновационный ресурс

Научно-прикладной

Конкурентный

4. Интеграционный ресурс

Внутрирегиональный

Межрегиональный

Дополнительно вовлеченный и реализуемый в процессе хозяйственной деятельности потенциал муниципального образования улучшает процессы воспроизводства и обмена ресурсами на территории, приводит к удовлетворению основных растущих потребностей населения – доходов и качества жизни.

Результатом повышения уровня и качества жизни жителей являются воспроизведенные на новом качественном уровне социальные, экономические и организационно-управленческие ресурсы муниципального образования, что является признаком устойчивого социально-экономического развития территории.

Следовательно, основой устойчивого социально-экономического развития муниципального образования является его потенциал как совокупность социальных, экономических и организационно-управленческих ресурсов. Устойчивость социально-экономического развития определяется степенью участия потенциала в процессе формирования добавленной стоимости и доходов жителя муниципального образования. Главным фактором, обеспечивающим степень участия потенциала в этих процессах, является организационно-управленческий ресурс.

Управление развитием муниципального образования может быть основано преимущественно на двух подходах:

- запасной модели, трактующий ресурсы территории как наличие запасов ресурсов, которые могут быть вовлечены в экономические и социальные процессы;

- предпринимательской модели, трактующей ресурсы как информационную часть представления о них, определяющуюся степенью деловой активности экономических субъектов территории по изысканию внутренних и привлечению внешних ресурсов в экономические процессы.

Ресурсы существуют как объективная реальность, вне зависимости от степени их задействования в экономических процессах, однако оценка их возможна только при наличии интереса к ним какого-либо субъекта экономики.

Таким образом, территориальные ресурсы – это материальные и информационные возможности муниципального образования для обеспечения текущей жизнедеятельности и социально-экономического развития, проявляющиеся в случае возникновения интересов к их использованию.

Наличие или возможность развития ресурсов определяет стратегические направления деятельности муниципальных образований и степень необходимости субрегиональных интеграционных процессов. При низком ресурсном потенциале необходимость субрегиональной интеграции увеличивается.

Следует отметить, что в нашем понимании материальная часть ресурсов являются источниками и предпосылками экономических и социальных процессов в обществе, а информационная отражает сведения о сущности управления данными процессами, определяя эффективность их протекания.

Таким образом, территориальные ресурсы, используемые в экономике муниципальных образований, состоят из динамически изменяемой структуры реально-материальной и виртуально-информационной составляющей, что позволяет наращивать располагаемые ресурсы. На использование ресурсов системы помимо потребностей общества влияют также инновационные процессы, которые сами по себе могут требовать формирования и использования ресурсного потенциала. Также на ресурсный потенциал оказывают влияние процессы интеграции, глобализации и мирового товарообмена, которые определяют внешние связи системы и потребности, выходящие за рамки традиционного учета и прогнозирования.

Субрегиональные социально-экономические системы можно классифицировать по следующим признаком (табл. 2):

- потребление ресурсов;

- ресурсно-производственные отношения;

- конкурентная база систем.

Выводы.

Принадлежность ресурса к системе ресурсов муниципального образования определяется фактом отношения к территории муниципального образования, а также наличием полномочий у органов местного самоуправления муниципального образования им распоряжаться.

Полномочия органа местного самоуправления определяются законом, т.е. именно закон закрепляет те или иные ресурсы за местным самоуправлением (это осуществляется федеральным законодательством), за тем или иным муниципальным образованием (это осуществляется законодательством субъекта федерации и уставом муниципального образования).

Развитие муниципального образования основано на использовании экономического потенциала. Ресурсная, ресурсно-информационная и информационная (организационно-системная) части экономического потенциала муниципального образования определяют возможности его развития.

Преобладающий характер того или иного фактора, заложенного в основу конкуренции, поляризирует муниципальные образования, делая невозможным реальное конкурентное сравнение их между собой. В основу экономики таких систем заложена разная база, которая делает неэффективным конкурентные сравнения, так как система показателей формирующий конечный ВВП таких муниципальных образований будет различна. Разница в ресурсном потреблении может быть компенсирована только путем проведения политики интеграционного или инновационного развития.

Литература

Парахина, В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. – 3-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2015. – С. 116.

Парахина, В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. – 3-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2015. – С – 119.

Зотов, В.Б. Система муниципального управления / под. Ред. В.Б. Зотова. – 5-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – С. 140.

Балашова, М.В. Территориальное общественное самоуправление как форма участия населения в местном самоуправлении / М.В. Балашова // Известия Тульского государственного университета. – №1. – 2011. – С. 276-282.

Белозёров, В.В. К вопросу о понятии, содержании и основных элементах муниципально-правового статуса городского поселения / В.В. Белозёров // Чёрные дыры в Российском законодательстве. Юридический журнал. – №4. – 2011. – С. 25-26.

Рыженко, Л.И. Методы управления развитием поселений: монография / Л.И. Рыженко. – Омск: СибАДИ, 2010. – С.119.

Широков, А.Н. Местное самоуправление в современной России: концептуальные основы, законодательное регулирование и практическая реализация / А.Н. Широков, С.Н. Юркова. – М.: КНОРУС, 2013. – С. 137.

Парахина, В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. – 3-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2015. – С. 259.

Егорычев, С.А. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием муниципального образования / С.А. Егорычев // Вестник ОГУ. – №1. – 2014. – С. 49-56.

Коваленко, Е.Г. Проблемы и механизмы развития городских поселений / Е.Г. Коваленко // Фундаментальные исследования ФГБОУ ВПО Московский государственный университет им. Н.П. Огарева. – 2012. – №3. – С. 687-690.

Колотилин, А.В. Место института местного самоуправления в системе элементов публичной власти Российской Федерации: базовые социально-правовые и экономические аспекты / А.В. Колотилин // Экономика и экологический менеджмент. -№2. – 2013. – С. 7-14.

Кулаев А.П. Полномочия муниципальных органов управления – инструмент экономического развития территории / А.П. Кулаев // ЭКО. – №9. – 2014. – С. 49-64.

Лексин, И.В. Трансформация конституционной концепции: от местного самоуправления к государственному управлению на местном уровне / И.В. Лексин // Государственное управление. – №29. – 2011. – С. 9-18.