Модель регулирования внебиржевых деривативов

Для создания идеальной модели правового регулирования внебиржевых деривативов в США и ЕС необходима консенсус между Европой и Америкой по вопросу ограничения рисков и согласования действующих нормативных актов с интересами участников рынка внебиржевых деривативов.

Статьи по теме
Искать по теме

Проблемы регулирования кредитных деривативов

Рынок кредитных деривативов

После изучения особенности европейского и американского законодательства о внебиржевых деривативах можно достоверно заявить, что в США предприняты более конкретные и конструктивные шаги по повышению прозрачности и защищенности операций на рынке кредитных деривативов, чем в странах Евросоюза. Это обусловлено тем, что, во-первых, американский рынок в большей степени пострадал во время кризиса 2008 года от сделок с внебиржевыми деривативами, а во-вторых, законотворческий процесс в Европейском Союзе сопряжен с большими бюрократическими процедурами, связанными с межгосударственным согласованием.

Изучив особенности действующего в США и ЕС законодательства можно выделить следующие основные проблемы, которые функционируют в двух различных плоскостях: политике в области риск-менеджмента и законодательной базе.

К числу базовых проблем, о которых можно заявить на начало 2015 года относится следующее то что, во-первых, многие инструменты рынка кредитных деривативов являются забалансовыми. К ним относятся все виды свопов, в первую очередь кредитно-дефолтные свопы. Забалансовые инструменты не фигурируют в официальных аудиторских отчетах и не входят в методику подсчета основных финансовых показателей, следовательно, они в значительной степени дезориентируют инвесторов, регуляторов и общественность относительно реального уровня риска по данным инструментам. Во-вторых, немаловажную роль играет отсутствие регулирования внебиржевого рынка кредитных деривативов.

В третьих большую роль в дестабилизации рынка внебиржевых деривативов несомненно можно отдать преобладанию на рынке кредитных деривативов хедж-фондов, деятельность которых, как известно, не регламентируется национальными регуляторами. Главная проблема состоит в нежелании участников рынка переходить к регулированию рынка кредитных деривативов государственными и наднациональными органами в целях сохранения сверхприбылей в растущей фазе экономического цикла путем дезориентации инвесторов псевдовысокими рейтингами и показателями финансовой устойчивости.

По прежнему не до конца понятны последствия закона Додда Фрэнка для европейских участников рынка. Так, по закону Додда Фрэнка подлежат обязательной регистрации в США сделки компаний, которые: – располагают филиалами в США; – имеют более 15 клиентов из США; – клиенты из США располагают активами на сумму свыше 25 млн. долларов.

Если значительная доля рынка кредитных дефолтных свопов будет регулироваться через централизованную клиринговую палату, то возникает целый ряд дополнительных требований, которые надо прояснить уже теперь. Так, непонятно до сих пор, какие контракты должны заключаться через клиринговую палату и кто определяет критерии для совершения сделки через клиринговую палату.

Также по-прежнему не совсем ясно, как клиринговые палаты будут решать проблемы в случае возникновения убытков у членов этих палат. Как должна выглядеть структура собственности ССР и чем она должна обеспечиваться, насколько выработанные требования применительно к ССР будут едины для всех, так как в противном случае может возникнуть конкуренция между ними и как следствие появятся системные риски. Это лишь немногие вопросы, на которые предстоит ответить участникам рынка по обеим сторонам Атлантики.

Схема взаимовлияния нормативных актов

Схема взаимовлияния нормативных актов

Необходимо признать, что в США предприняты более конкретные и конструктивные шаги по повышению прозрачности и защищенности операций на рынке кредитных деривативов, чем в странах Евросоюза. Это обусловлено тем, что, во-первых, американский рынок в большей степени пострадал во время кризиса от сделок с указанными инструментами, а во-вторых, законотворческий процесс в ЕС сопряжен с большими бюрократическими процедурами, связанными с межгосударственным согласованием.

Тенденции в решении регулятивных проблем мирового рынка кредитных деривативов

Таким образом, на примере опыта США и ЕС можно выделить следующие глобальные тенденции в решении регулятивных проблем мирового рынка кредитных деривативов:

  1. Создание центрального международного контрагента по внебиржевым сделкам с кредитными деривативами на базе клиринговых учреждениий США и Европы. Роль клиринговой палаты должна выполнять уже существующая клиринговая компания Clearing Corp., акционерами которой являются Goldman Sachs Group Inc., Citigroup Inc., J. P. Morgan Chase & Co, Deutsche Bank AG, Eurex AG.
  2. Введение начальной маржи – по аналогии с биржевыми деривативами, которая, как правило, отсутствует в операциях с внебиржевыми кредитными деривативами. Даже когда контрагенты включают маржу в структуру сделки, она чаще всего не превышает 1-3 % от суммы контракта, что явно недостаточно для страхования сторон от возможных потерь в кризисных условиях. Например, по фьючерсам на облигации, по которым маржа минимальна относительно других базовых активов ввиду низкой волатильности – маржа составляет 3-10 %. Внедрение механизма неттинга позиций.
  3. Усиление контроля операций с кредитными деривативами со стороны бирж. Осознавая грядущее повышение значения организованной торговли кредитными деривативами, биржи предпринимают меры для развития своего бизнеса. Так, Чикагская товарная биржа приобрела компанию Credit Market Analysis ltd., занимающуюся сбором и обработкой статистической информации по рынку кредитно-дефолтных свопов. Биржа планирует разработать фьючерсные контракты, которые будут выписаны на несколько отдельных компаний. Биржа Intercontinental Exchange приобрела компанию Creditex, предоставляющую информационные услуги в сфере торговли кредитно-дефолтными свопами. Похожие проекты есть у Euronext.Liffe и Чикагской торговой палаты.
  4. Создание условий, при которых проведение операций с кредитными деривативами будет возможно только на основании страховой лицензии, то есть классификация кредитных деривативов как страховых контрактов.