Мировая торговля и внешнеэкономическая политика государства

Мировая торговля и внешнеэкономическая политика государства

Статьи по теме
Искать по теме

Мировая или внешняя торговля – это древняя и традиционная форма международных экономических отношении. В отличие от внутренней торговли, мировая торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора времени, различия традиций, национальных денег и т.д.

Роль мировой торговли в международных экономических отношениях постоянно возрастала. Рост внешней торговли не был равномерным, но это не меняло общей тенденции ее развития. Важнейшей чертой функционирования мировой экономики на протяжении XX века, и особенно во второй его половине, служит поступательное развитие мирохозяйственных связей. В целом за период с конца XIX до начала XX в. мировая торговля развивалась быстрыми темпами – в среднем 3,5% в год.

Развитие внешней торговли было приостановлено первой мировой войной. После войны рост возобновился, но затем был прерван "Великой депрессией" и второй мировой войной.

После второй мировой воины внешняя торговля возобновилась и стала расширяться исключительно быстро. С 1947 по 1973 г.г. объем мирового экспорта ежегодно возрастал на 6%. В начале 80-х годов был некоторый застои в развитии внешней торговли, вызванный "нефтяным шоком". С 1984 г. подъем внешней торговли возобновился и к 1990 г. темпы прироста мирового экспорта достигли 7% в год. В целом за последние 50 лет произошел резкий, "взрывной рост" экспорта товаров: с 25 млрд. долл. в 1939 г. до 2500 млрд. долл. в 1987 г., то есть в 100 раз! (в пересчете на текущие доллары).

Если сопоставить среднегодовые темпы роста мирового производства и мирового экспорта товаров за последние 50 лет, то темпы роста экспорта в 1,5 раза превысили темны роста производства. Таким образом, внешнеторговая ориентация мировой экономики существенно возросла. Сегодня доля импорта в общем предложении готовых товаров на рынках увеличилась в 3 раза по сравнению с 1950 г. и достигла в США более 20%, в ФРГ – 30%, Великобритании – 30%, Норвегии – более 60%. В настоящее время экономика любой страны мира, если она не проводит политику искусственной изоляции от мирового рынка (политику автаркии), зависит от участия во внешнеторговом обороте.

Мировая торговля является важной составной частью международных экономических отношений, которые представляют собой сложную, противоречивую систему хозяйственных связей как между отдельными государствами, их региональными и прочими объединениями, так и между национальными, международными компаниями в рамках мирового хозяйства.

Не вызывает сомнений, что на современном этапе мировая торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества. Стоимостные объемы мировой торговли увеличиваются, и, вследствие этого, с одной стороны, внешняя торговля стала ныне мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, произошло заметное повышение зависимости стран от мирового товарообмена.

Сам термин "внешняя торговля" подразумевает "обмен той или иной страны с другими странами, который включает оплачиваемые экспорт и импорт товаров и услуг".

Согласно современной классификации, подразделение внешнеторговой деятельности по принципу товарной специализации осуществляется следующим образом: обмен готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьем, услугами.

При этом мировая торговля представляет собой совокупный товарооборот между всеми ее участниками. Соотношение между экспортом и импортом составляет торговый баланс.

Мировая торговля оценивается с помощью базовых понятий экспорта, импорта и внешнеторгового оборота. Экспорт – это количество товаров (в натуральном или стоимостном измерении), вывезенных из страны. Импорт – это количество товаров (в натуральном или стоимостном измерении), ввезенных и страну из-за границы. Вся сумма экспорта и импорта страны представляет ее внешнеторговый оборот. Если обозначить внешнеторговый оборот В, экспорт Э, импорт И, то формула оборота внешней торговли В = Э + И. При этом следует помнить, что оборот внешней торговли страны рассчитывается в стоимостных единицах, поскольку включает разнородные товары, не сопоставимые в натуральном измерении. По отдельным товарам можно измерить экспорт и импорт в натуральных единицах (штук, тонн, метров).

Мировая торговля развивается неравномерно по периодам, товарам, зависит от соотношения сил между странами-конкурентами. Динамика мирового экспорта отражает изменение его объема, мировых цен, товарной структуры, конкурентные позиции стран-экспортеров. Показатели по экспорту определяют размеры импорта в целях получения активного торгового баланса или сбалансирования внешней торговли.

На темпы расширения международной торговли оказывает существенное воздействие изменение товарной структуры экспорта и импорта. Товарная структура рассчитывается по доле групп товаров в стоимости экспорта или импорта в текущих ценах за данный год.

Общее направление структурных сдвигов в мировой торговле состоит в следующем:

– происходит снижение удельного веса сельскохозяйственного и минерального сырья, а также продовольствия;

– увеличивается доля готовой продукции, особенно машин и оборудования и высокотехнологичных товаров за счет высоких темпов расширения их экспорта и импорта.

Существуют различные формы внешнеторговой государственной политики. Приоритет внешнеторговой государственной политики на направлен на защиту национальных интересов в конкурентной борьбе на мировых рынках. Это определяют торговую политику отдельных стран. Наиболее известны политика протекционизма (защиты) и фритредерства (полной свободы торговли).

Жесткий протекционизм предполагает сдерживание импорта товаров и всяческое стимулирование экспорта, защиту национальной промышленности путем введения высоких ввозных пошлин, государственной монополии на торговлю определенными видами товаров. Теоретической основой этой политики является меркантилизм.

Современный протекционизм, так же как и классический, означает стремление государств обеспечить наилучшие условия для производителей своих стран на внутреннем рынке и оградить их от конкуренции импортеров.

Но протекционизм неизбежно ведет к сокращению внешней торговли, к самоизоляции. Поэтому в период промышленного переворота страны неизбежно переходят к политике свободной торговли (фритредерства). Основой такой хозяйственной политики стала теория сравнительных издержек Д. Рикардо. Сокращение тарифов и квот, ведущее к росту объемов международной торговли, отражает тенденцию к либерализации торговой политики, к достижению большей открытости национальной экономики. Либерализация внешней торговли является более выгодной как для каждой из стран, так и для всего мирового сообщества, служит источником роста благосостояния государства.

Регулирование международной торговли как часть внешнеторговой политики государства осуществляется на национальном уровне в виде регулирования экспорта и импорта. Регулирование экспорта направлено на его стимулирование с помощью организационных и кредитно-финансовых методов.

К организационным методам стимулирования экспорта относится создание специальных подразделений для информационного и консультативного обслуживания экспортеров, участие государственных органов в заключении торговых сделок, содействие подготовке квалифицированных кадров для внешней торговли, помощь в организации выставок за рубежом, посольская поддержка национальных компаний и т.д. Кредитно-финансовые методы предполагают субсидирование экспортных поставок, предоставление государственных и поддержку частных кредитов, государственное страхование заграничных операций, освобождение от уплаты налогов на экспортную прибыль.

Регулирование импорта сводится в основном к его ограничению с помощью тарифных и нетарифных средств. Основным тарифным средством являются таможенные пошлины.

Таможенная пошлина – это денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможен с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны. Это косвенный налог, который взимается за товар, ввозимый или вывозимый из таможенной территории и который не может изменяться в зависимости от двух факторов:

1) от общего уровня налогообложения;

2) от стоимости услуг, оказываемых таможней.

Ставки таможенных пошлин – денежные суммы в российской или иностранной валюте, устанавливаемые в определенном соотношении к таможенной стоимости товара, перемещаемого через таможенную границу.

Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Меры нетарифного регулирования весьма разнообразны. Некоторые из них можно отнести к законным функциям государства, например, импортные квоты. Другие нацелены на дискриминацию внешнеторговых партнеров. Например, Колумбия заставляла импортеров стали за каждую тонну ввозимой продукции покупать определенное количество более дорогой отечественной стали.

Наиболее распространенным видом нетарифных барьеров являются импортные квоты. "Импортная квота – это количество иностранного товара, которое может быть ввезено в страну в течение определенного периода времени". Например, импортная квота на японские автомобили в США – 2,3 млн. штук в год. Кроме того, в США существуют импортные квоты на мясомолочные продукты, табак. Во-первых, квота позволяет фиксировать затраты на импорт. Особенно это важно при жесткой иностранной конкуренции и пассивном торговом балансе. Во-вторых, квоты дают возможность правительству проводить более гибкую внешнеторговую политику. Поскольку международные торговые соглашения не позволяют повысить пошлины, легче установить более строгие импортные квоты.

Кроме квот, в настоящее время довольно широко применяются специальные барьеры: жесткие требования к технической безопасности товаров, санитарные и экологические стандарты, требования к таре и упаковке. Сегодня под действие нетарифных барьеров попадает около 27% всего импорта промышленно развитых капиталистических стран, в США – 42% импорта.

Кроме субсидирования, к числу методов внешнеторговой политики относится демпинг. Демпинг – это международная дискриминация в ценах. В этой ситуации экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом. Разбойничьим демпингом называется временное установление низких цен, направленное на вытеснение конкурента с данного рынка, с последующим восстановлением уровня цен. Постоянный демпинг продолжается неограниченное время.

К демпингу часто прибегают во время международных экономических потрясений. В 70-е годы XX века правительство США обвинило ряд иностранных фирм в демпинговой продаже их товаров на американском рынке. Наиболее известен случай с японской фирмой "Сони" в 1970 г.: произведенные в Японии телевизоры на рынке США продавались за 180 долл. А японские потребители платили за ту же модель 333 долл.

Еще одним инструментом нетарифного регулирования является государственная монополия внешней торговли.

Государственная монополия внешней торговли – это сосредоточение в руках государства руководства всей внешней торговлей страны. Государственная монополия внешней торговли была установлена в СССР.

Основная функция монополии внешней торговли – обеспечение в сфере внешних торговых связей общегосударственных интересов. Монополия внешней торговли способствует достижению максимально эффективных экспортно-импортных операций, обеспечивает единство выступлений всех хозяйственных организаций на внешних рынках, а также органов управления в сфере межгосударственных отношений по вопросам внешней торговли.