Минимализм в дизайне

Минимализм в дизайне.

Статьи по теме
Искать по теме

Минимализм в дизайне интерьеров

Минимализм в его разнообразных вариантах входит в моду периодически. Но в разные периоды времени в разных странах он имеет свои особенности. Так в России 20-х годов зарождается конструктивизм и функционализм, девизом которых стало: "создавать утилитарные вещи, которые представляют собой чистые конструкции". Минимализм того времени принимал характер нигилизма, когда роскошь и излишняя "красивисть" вещи считалась буржуазным пережитком. Появилась самая простая мебель строгих геометрических форм. А единственным "декором" в дизайне интерьеров служили агитационные плакаты.

В Западной Европе минимализм вошел в моду немного позже, в 60-ые годы, как реакция на перенасыщение помпезной роскоши традиционных интерьеров для высшего и среднего классов. Сначала, в послевоенном обществе производство предметов быта и их украшения развивалось с большим размахом: люди компенсировали украшением интерьеров упоминания о тяжелых временах невзгод. Потом наступил период, когда дорогие перегружени мебелью интерьеры немногих могли удивить, а оригинальными стали: отказ от лишнего декорирования, простота форм и цвета.

В наше время минимализм – это скорее мировоззрение. Общество начало задумываться о возможностях глобальной экологической катастрофы, зарождается тенденция возвращения к традиционным экологически чистым материалам – дереву, стеклу, металлу.

Важнейшим при создании интерьеров в стиле минимализм является грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света, когда кажется, что светятся сами стены и потолок, много воздуха. Чтобы создавалось ощущение широты и пространства, помещения по возможности освобождается от внутренних перегородок. Палитра цветов базируется на игре полутонов, много белого цвета, графически подчеркнутого черным и серым. Палитру дополняют естественные тона дерева, кирпича, металла, блеск стекла. Используются простые естественные материалы, обычно необработанные с грубой фактурой: кирпич, бетон, дерево. Простые формы и линии, практически отсутствует декор на окнах и стенах. Зонирование пространства происходит с помощью цвета пола, полупрозрачной ткани или стекла, с помощью подсветки в стенах, полу или потолке. Светильники простые по форме или их не видно. На окнах – простые по форме жалюзи из прозрачной ткани или металла. Формы мебели также простые: острые углы, нет пластичных линий.

Понятия дизайна интерьеров

Дизайн интерьера – это конкретное решение внешнего вида помещения – напольных покрытий, отделки стен, дверей и окон, расстановки мебели, плана освещения и прочая детальная разработка интерьера, которая осуществляется, как правило, сразу же после архитектурных работ.

Оригинальный дизайн интерьера – это не самые интересные исполнения, когда-то увиденные, а воплощение в реальность внутреннего самоощущения: и тут каждый решает, что важнее в дизайне интерьера – впечатление, производимое на окружающих, или собственный комфорт. Грамотный дизайн интерьера поможет сделать жилище и стильным, и уютным и функциональным. Стиль традиционно определяется как художественная общность, присущая конкретному дизайну интерьера, и превращающая жилье в неповторимый мир своего хозяина, в котором комфортно, уютно и всегда можно быть самим собой.

"Классицизм", "ампир", "модерн", "ар-деко", "хай-тек" – это далеко не все стили, существующие в дизайне интерьера. Широкий выбор отделочных материалов и декоративных предметов предоставляет сегодня практически неограниченные возможности для самого экзотического дизайна интерьера.

Дизайн интерьера может быть разработан в каком-нибудь давно известном стиле, но может быть и смешанным: в интерьере исполненном в классическом стиле вполне могут присутствовать предметы мебели и отдельные элементы, выполненные в современном дизайне. Важно, чтобы они были уместны и гармонично вписывались в окружающее пространство.

Но, безусловно, дизайн интерьера только выигрывает от оформления в строгом соответствии с уже сложившимся стилем. Из наиболее востребованных в современном мире, можно отметить такие, как рококо – это дизайн интерьера для любителей богатого декора, с большим количеством безделушек высокой художественной ценности.

Классический стиль дизайна интерьера подразделяется на несколько направлений. Его отличает простота, естественность форм и строгое соблюдение принципа пропорциональности.

Возвращаются в моду и ар-деко с его легким и изящным декором, и ар- нуво – дизайн интерьера с извилистыми и плавными очертаниями, с явной тенденцией к асимметрии, в мебельном декоре которого присутствуют природные и растительные мотивы.

Минимализм явно пренебрегает декором ради поиска простых и идеальных пропорций и цветовых соотношений в дизайне интерьера. Открытые стерильные пространства и металлические предметы, напоминающие оборудование, подчеркнутое пренебрежение к бытовому уюту.

Более популярен модный сейчас среди людей, молодых душой, стиль "хай-тек". Для него характерно использование в отделке самых современных материалов, мебель при максимальной функциональности, как правило, имеет экстравагантную, нетрадиционную форму. Хромированные трубы, металлические поверхности, отполированные перемычки соединений, болты – интерьер "высоких технологий".

В пику хай-теку и минимализму всегда существовал традиционный стиль дизайна интерьера – респектабельная, добротная, основательная мебель в стиле прошлых эпох, предметы, имеющие историческую принадлежность. Достойный представитель – английский стиль. Стены обычно окрашиваются в ослепительно-желтый, ярко красный или мягкий кремовый тона. Деревянные полы застилают толстыми и уютными шерстяными коврами, мягкий шерстяной плед с клетчатым узором и скамеечка для ног в гостиной, строгая клетка или романтический цветной узор на тканях. Дизайн интерьера в английском стиле украшает тяжелая, но изящная полированная мебель.

Столь же узнаваем средиземноморский стиль – яркий, как природа этого края. Цвета дизайна интерьера – синевато-зеленоватый, золотисто-оранжевый, коричневый. Буйство красок – на ярко окрашенных стенах, на полах с выложенным узором из мраморной или цветной керамической плитки. Характерна некая грубоватость и фактурность стен, "рукотворность" их отделки и покраски. Большие окна впускают много солнца. В домах кованая мебель соседствует с крашеной деревянной, часто расписной.

Но настоящий взлет популярности переживают восточные направления дизайна интерьера, сильно отличающиеся от привычных – экзотические, а потому и желанные.

В дизайне интерьера китайского дома отсутствуют острые углы и громоздкая мебель, и главным цветом является красный. В качестве материала для изготовления, как мебели, так и других предметов, широко используется прочный, но эластичный бамбук, декорированный сложной техникой многослойной лакировки и украшенный резьбой по черному лаку. Декоративные предметы, украшения и вазы располагают в нишах, арках, и на изысканных лаковых столиках с резьбой.

Дизайн интерьера в японcком стиле характерен склонностью к живой простоте и асимметрии. Ширмы и циновки применяются для "зонирования" помещений, в качестве настенных украшений, а так же для покрытия полов, на которых японцы – беседуют, едят и спят. Комнаты имеют четкую функциональность, а мебель, как таковая, отсутствует. В качестве шкафов и полок используются ниши в стенах, где располагаются не только гардероб, но и постельные принадлежности, и интерьерные украшения.

Все имеющееся стилевое богатство дизайна интерьера современные декораторы предлагают реализовать путем планировки первоначально совершенно свободного пространства жилища – одна из самых популярных концепций в настоящее время. Так называемая квартира-студия, объединяющая в себе прихожую, спальню, рабочий кабинет и даже кухню. Разделение комнат осуществляется не посредством дверей, а фактурой стен, покрытиями пола, цветом или светом с использованием точечных светильников и т.д. При этом почти все помещение визуально просматривается, а его элементы образуют своеобразную линию, призванную притягивать и вести из передней в гостиную. Обычные двери могут быть заменены арочными формами или раздвижными дверями. Единое пространство разбивается перегородками, подиумами, понижением потолка в определенных местах. При удачном выстраивании визуального фона в такой квартире приятно отдыхать, работать и принимать гостей – пространства много, но для разных занятий есть определенные, уютные места, декорированные предметами и оснащенные мебелью в выбранном художественном стиле, создающим нужную атмосферу и душевное состояние.

Определение минимализма, как стиля дизайна интерьеров

Для малых пространств превосходно подходит и один из самых спорных и индивидуальных стилей под названием минимализм. Формальные истоки минимализма лежат в конструктивизме 1920-х годов, а духовные – в "дзенских" интерьерах Японии. Принципы стиля хорошо отображены в знаменитой формуле архитектора Ван дер Роэ: "Меньше – значит больше".

Минимализм – это не просто стиль, это – целая философия отношения к жизни. Для него характерен исключительно аскетичный дизайн, максимальная рациональность и предельная лаконичность форм. Количество предметов и цветовых отношений строго ограничено. Это настоящее царство пустоты и света, геометрически правильных форм и горизонтальных плоскостей. Здесь нет ничего лишнего, всё спрятано вглубь. Поэтому в мебели доминируют подиумы, закрытые шкафы, а в идеале – ящики для хранения. Здесь уже не столько форма следует функции (как мечтали конструктивисты), сколько функция приспосабливается к форме. И это делает минимализм одним из самых универсальных стилей.

Дизайнеры-минималисты на дух не выносят никаких "швов" и дроблений предметов, предпочитая работать с крупными монолитными формами. Поверхности предметов – желательно из цельных плит, полы – из наиболее длинных и широких досок. Сами поверхности должны быть идальны, чуть ли не "отутюжены" (если камень – то отшлифован, если дерево- то "без сучка и задоринки").

Для минимализма важна ясность композиции, монохромность и подчёркивание естественных фактур. Дизайнер-минималист обычно берёт за основу один-два цвета (любимый из которых, белый – наиболее подчёркивающий линии предметов). Сам же интерьер оживляется за счёт одиночных выразительных деталей. Например, стоящая в белой комнате, одинокая чёрная ваза, или – яркий всплеск картины на стене. Кстати, настенная графика – одно из излюбленных украшений, скромного на эмоции, минимализма. Пропущенное сквозь решётчатое стекло, меняющееся естественное освещение также интересно "оживляет" пространство.

Эта кажущаяся простота и аскетичность дизайна нередко рождает ошибочное представление о "дешевизне" минимализма. Если заказчик интерьера в "классическом" стиле обычно психологически готов к большим расходам (из-за обилия декора), то не меньшие траты на минималистический интерьер вызывает у него недоумение – за что? Как говорил Лев Толстой о платье Анны Каренины, "знали бы вы за какие деньги куплена эта простота". Дело в том, что в этом "простом" интерьере допустимы только детали, изготовленные по высокой технологии и обязательно из дорогих материалов. Если к этому добавить, упомянутые выше, требования безукоризненной обработки, цельности и выверенности, то такой интерьер будет не менее "престижен", чем тот, в котором много колонн и канделябров.

Как вы наверное уже поняли, минимализм – это стиль самодостаточных сдержанных индивидуальностей с богатой внутренней жизнью. В наше время сумасшедших ритмов и психологических стрессов минималистический интерьер для многих может стать тем заповедным островком гармонии, которой так не достаёт в реальной жизни.

Минимализм в дизайне жилой квартиры 1.

Минимализм в дизайне

Минимализм в дизайне жилой квартиры 2.

Минимализм в дизайне

Основные черты минимализма

Минимализм – современная интерпретация древне-восточного стиля. Для него характерны: предельная лаконичность форм, сведение их в основном к геометрическим фигурам, полное отсутствие декора, орнаментов или деталировки фасадной отделки, ясность композиции, монохромность, подчеркивание естественности фактур, работа большими плоскостями, графичность. Ничего лишнего, облик жилища определяют большие светлые объемы, не загроможденные мебелью. У вещей легкий силуэт и они немногочисленны. В мебели минимализму свойственны самые современные материалы: сталь, матовое стекло, натуральное дерево, алюминиевые профили.

Казалось бы, чего проще – создать интерьер в стиле минимализма: выкинуть все лишнее, оставив только самое необходимое. Но в том то и дело, что чем проще вещь, тем сложнее ее сделать. Это неоспоримый закон творчества. Трудно вовремя остановиться и не перегрузить, не испортить лишними деталями произведение искусства, предмет мебели или интерьер. Для этого необходимо чувство меры, вкус и рука мастера. В простом лаконичном произведении всегда более заметны неверные, лишние или фальшивае штрихи, ноты или детали.

Минимализм в его различных вариантах входит в моду периодически. Стремление к нему возникает, как правило, на рубеже эпох, когда художественные ценности предыдущего времени отметаются, и им на смену приходят новые. Возникающая при этом тяга к простым и чистым формам и решениям возрождает моду на минимализм. Но в разные периоды времени и в разных странах он имеет свои особенности.

В наше время минимализм – это скорее мировоззрение. Осознание обществом возможности глобальной экологической катастрофы породило тенденцию сознательного отказа от излишеств, возврат к традиционным экологически чистым материалам -дереву, бетону, стеклу, металлу. А ускорение ритма современной жизни, избыток впечатлений и информации привело к небывалому спросу на "успокаивающие интерьеры", в которых нет ничего лишнего.

В Росии минимализм получил широкое распространение еще и потому, что прошедшее десятилетие у нас охарактеризовалось всплеском "новорусского ампира". Когда после длинного периода дефицита и нищеты, произошло насыщение жилья красивыми, но нефункциональными детелями и привело к тому, что дом или квартира становились непригодными для жизни.

Современный интерьер в стиле минимализма можно охарактеризовать как моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов.

Самым важным при создании таких интерьеров является грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света, когда кажется, что светятся сами стены и потолок, много воздуха. Чтобы создавалось ощущение широты и простора, помещение по возможности освобождается от внутренних перегородок. Большие окна, насыщая пространство светом, соединяют жилье с окружающим миром, делая его частью интерьера.

Цветовая палитра светлая, основанная на игре полутонов, много белого цвета, графично подчеркнутого черным или серым. Вообще черно-белое сочетание является великолепной основой, которая выгодно оттеняет любой цвет. Палитру дополняют естественные тона дерева, кирпича, металла, блеск стекла.

Используются простые природные отделочные материалы, зачастую необработанные, с грубой фактурой: кирпич, бетон, дерево или штукатурка. Простые формы и линии, практически нет декора на окнах и стенах. При кажущемся аскетизме таких дизайнерских разработок, мастерство и вкус художника их создающего, способны выявить благородство и роскошь природных материалов и приглушенного цвета.

Итак, стеклянные перегородки, светлые стены и потолок, блестящий светлый пол создают ощущение ничем не ограниченной свободы. Зонирование пространства производится с помощью цвета пола, полупрозрачной ткани или стекла раздвижных перегородок, с помощью подсветки в стенах, полу или потолке. Светильников, как правило, не видно или они просты по форме.

Стеклянные полки стеллажей, стеклянные столешницы и двери шкафов как бы растворяются в воздухе, не занимая пространства. Никаких безделушек, аксессуаров очень мало. На окнах – простые по форме жалюзи из прозрачной ткани или металла. Они почти незаметны.

Светлые матовые стены могут быть украшены небольшим количеством живописи соответствующего стиля, картины имеют тонкие простые рамы.

Формы мебели тоже просты: острые углы, нет пластичных линий. Диваны с прямоугольными подушками и жесткими подлокотниками, такие же кресла и стулья прямоугольной, почти кубической формы. Обивка светлая, однотонная с редкими контрастными "пятнами" – подушки, например.

Использование металла в интерьере придает ему острую современность: металлические столешницы на кухне, ножки стульев, стойки стеллажей. А солнечный свет, отраженный от стекла и гладкого металла создает атмосферу радости и легкости.

Такие интерьеры напоминают графику – жанр лаконичный, требующий умения обходится скупыми средствами черно-белой гаммы. Точнее, черного цвета и фона, который не обязательно должен быть белым, но обязательно светлым, контрастным, чтобы выгодно перевести внимание на каждую линию, проведенную художником. Этот жанр строг и требует безупречного чувства меры и стиля, не прощая ошибок и суеты.

В таких интерьерах все сделано функционально, прочно и красиво. Дизайн построен на тонкой игре нюансов. Все помещения в доме выдержаны в одном стиле, но при этом ярко индивидуальны. В них комфортно отдыхать, они не раздражают и, несмотря на свою "нордическую" строгость, уютны и спокойны.

История минимализма

в России 20-х годов рождаются конструктивизм и функционализм, девизом которых стало: "создавать вещи целесообразные и утилитарные, представляющие собой чистые конструкции". Минимализм того времени принимал характер нигилизма, когда роскошь и излишняя "красивость" вещи считались буржуазным пережитком. Появлялась простейшая мебель строгих геометрических форм, лишенная какой-либо отделки и украшений. А единственным "декором" интерьеров служили агитационные плакаты.

В Западной Европе минимализм вошел в моду позднее, в 60-е годы, как реакция на пресыщение помпезной роскошью традиционных интерьеров для высшего и среднего класса. В начале, в послевоенном обществе производство предметов быта и их украшение развивалось с большим размахом: люди компенсировали украшением быта воспоминания о тяжелом времени лишений и невзгод. Затем наступил период, когда дорогие перегруженные мебелью интерьеры мало кого могли удивить, а оригинальным становился отказ от излишней декорированности обстановки, стремление к простоте форм и цвета.

В наше время минимализм – это скорее мировоззрение. Осознание обществом возможности глобальной экологической катастрофы породило тенденцию сознательного отказа от излишеств, возврат к традиционным экологически чистым материалам -дереву, бетону, стеклу, металлу. А ускорение ритма современной жизни, избыток впечатлений и информации привело к небывалому спросу на "успокаивающие интерьеры", в которых нет ничего лишнего.

Минимализм в как модное веяние современного дизайна интерьеров

Минимализм может быть соизмеримой цены, более или менее дорогим, чем предметы с массой (декоративных) деталей. Но чем меньше деталей, тем выше требования к каждой из них. Когда же детали требуется гораздо чаще "убирать", чем добавлять, это создает дополнительные сложности.

В настоящее время минимализм – дорогая простота. В минимализме сочетается грубый камень, благородный металл, светлое дерево, ровные поверхности, простая линия, отсутствие аксессуаров.

Современный интерьер в стиле минимализм можно охарактеризовать как моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов. В стиле минимализм самое важное – грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света.

Минимализм строг и требует безупречного чувства меры и стиля, не прощая ошибок и суеты. В таких интерьерах все сделано функционально, прочно и красиво. Дизайн построен на тонкой игре нюансов. Все помещения в доме выдержаны в одном стиле, но при этом ярко индивидуальны.

Определить минимализм можно как стиль, предполагающий почти полное отсутствие декоративных элементов. Основной геометрический элемент – прямоугольник, прямой угол, прямые или геометрически "правильные" линии. Цвета лаконичны; поверхности и фактуры важны и несут смысловую нагрузку сами по себе, в отрыве от предмета; отчасти необходимость декора удовлетворяется именно привлечением внимания к материалам и фактурам, а не привнесенным украшениям.

Современный стиль минимализма предполагает функциональность (черта, унаследованная от Баухауса), возведенную на уровень сверхидеи, но не равен ей и не совпадает с ней. Минималистский интерьер обязательно – но обязательно не только – функционален. Так, окна (с минимумом декора или без него), во-первых, выполняя прямую функцию источника света, придают прозрачность интерьеру. Но такое свойство окон выходит за рамки просто функциональности, поддерживая линию "самого дорогого" в минимализме – свободы: самое дорогое в минималистских окнах – это выход из них в безграничное. Прежде всего ценится не присутствие, а отсутствие чего-либо, отсутствие предметов и барьеров и приобретение за их счет пространства. Минималистским окном максималистских (и не только) размеров интерьер приобретает пространство, образом, аналогичным избавлению от ненужных вещей в дизайне помещения. Поэтому не может быть минималистским, например, предельно функциональное в российских реалиях окно с решеткой: минималистское окно – это не источник входа света, а источник выхода для свободной личности обитателя, канал связи внутреннего мира человека в интерьере с миром за пределами интерьера. Естественно, ни решетки, ни занавеси этой связи препятствовать не должны. Более того, даже на идейном уровне окно, полностью отвечающее духу минимализма, не может быть снабжено какими-либо защитными устройствами.

Итак, поскольку ценен здесь не предмет – а свобода, пространство и пр., сам минимализм по духу своему есть стиль не вещей, а символов. И предстоит в дальнейшем выяснить, насколько рынок этого символического стиля укладывается в концепцию символической экономики.

Стоит уделить внимание другим его любопытным особенностям. Так, минимализм есть стиль, допускающий в себя "электронное наполнение" в виде домашней и бытовой техники, причем ее не требуется скрывать от взгляда как вынужденный и не соответствующий общему стилю элемент. Но при этом минимализм требует для себя гораздо большего вспомогательного пространства, причем скрытого с глаз – для всего того, от чего освобождены поверхности и пространство собственно жилых помещений.

Это демонстрирует главную его черту: на психологическом уровне минимализм отражает потребность человека в неперегруженном пространстве. Людям, перегруженным ежедневным потоком информации, в домашнем окружении требуется, вообще говоря, фон, а на самом деле – неагрессивная среда, не добавляющая лишней информационной нагрузки; а к этому – ощущение свободного пространства и чистого воздуха, не добавляющего лишней энергетической нагрузки. Поэтому, если "глазу не на чем остановиться", тем более важны в минималистском дизайне цвет и фактура. При минимуме декора, огромное значение приобретает материал исполнения. Но материал, особенно гладкий, или отшлифованный, с особой значимостью поверхности как таковой, имеет свойство стареть, причем гладкая поверхность стула стареет быстрее, чем резная или вышитая бисером; и именно стареет, а не "созревает", подобно вину, и имея шанс подпасть под определение "винтажной вещи". Поэтому можно предположить, что жизненный цикл минималистской вещи относительно короток. Способствует этому и развившаяся во второй половине ХХ века "гонка за материалом": новейшие материалы являются испытанным способом создания "модности" во всем, от одежды до сковородки. Минималистская вещь не может позволить себе состариться. И здесь кроется важный момент: "психологическая ликвидность" таких вещей, ценность их во времени падает несравнимо быстрее. Минимализму необходимо быть "свежим". (В частности, чтобы продемонстрировать желание и возможность хозяина обладать новым и новейшим. Чтобы сигнализировать о "модности" и обновляемости мышления. При этом остается непонятным, как долго этот предмет сможет продержаться хотя бы в категории "модных".)

Коль скоро неоднозначна дальнейшая судьба продукта, неоднозначна и его временная ценность и стоимость межвременного замещения. Неполнота информации о будущей ценности продукта проявляется на рынке таких предметов, как основополагающий фактор. Если, например, для конкретного автомобиля определенной марки, модели и года выпуска можно в мыслимых рамках рассчитать темпы снижения его рыночной цены с течением времени использования, то для предмета дизайнерского интерьера невозможны даже приблизительные прикидки. Отсюда происходят принципиальные затруднения для функционирования вторичного рынка дизайнерского интерьера. Любопытно, что хотя дизайнерский интерьерный продукт по определению – "дежа-вю", повторение чего-либо уже виденного, создание на основе виденного и по неким уже запечатленным схемам, но вторичный рынок минималистского интерьера обречен не развиться в активную фазу. А у минималистского предмета по определению не может быть истории – то, что автоматически прилагается ко всем товарам вторичного рынка.

Минимализм отрицает историю отдельного предмета по той же причине, по которой он отрицает декор. Вспомним: ценится не то, что есть, а то, чего нет. Ценится пространство, свободное от субстанции. Аналогично ценится и интерьерное пространство, свободное от истории вещи.

Дорого – и необычно – в минималистском предмете еще и то, что он, не обладая очевидной "красивостью" и декоративностью, отказывается от внешних проявлений какой-либо декоративной идеи. Здесь предлагается принципиально новый вид товара: если неминималистские вещи подразумевали как (при возведении в максимум) уникальность идеи, так и сколько-нибудь уникальное исполнение (то есть, затруднительность копирования), то вещь минималистская – это лишь уникальная идея. (Вспомним особенность дизайнерской деятельности, допускающей легальное повторение и воспроизведение). Минималистским исполнением подчеркивается, что данную вещь при минимальной технике (и идеальном подборе материалов) легко повторить, но трудно придумать. Трудно же ее придумать прежде всего потому, что при минимуме внешнего проявления идеи существует и минимум четких правил. Неминималистский стиль мог требовать от стула обязательных гнутых ножек или китайского узора из птичек на спинке, минимализм в этом плане предоставляет свободу. Таким образом, сверхуникальная идея в интерьере без правил ценится больше, чем идея, "придуманная по правилам". В минималистском дизайне тем самым предполагается больший вклад интеллектуального капитала, который должен быть соответственно больше оплачен.

Поскольку более всего в минимализме ценится не то, что есть, а то, чего нет, он ценен для владельца еще и потому, что позволяет своему хозяину позиционироваться–в качестве личности, умеющей лаконично самовыражаться. Действительно, много картин на стенах могут висеть просто так; единственная картина на всю квартиру предполагает придирчивый выбор и серьезную идейную нагрузку. Аналогично, в интерьере: чем меньше внимания к "окружению", тем больше внимания собственно к личности, существующей в этом окружении. Отсюда следует, что при выборе и покупке минимализма покупается не только предмет и свобода как "лишнее пространство", а покупается и внимание к себе самому, в нем существующему.

Литература

1. Барташевич, А. А.История интерьера и мебели:Учеб. пособие для вузов.- Ростов н/ Д: Феникс,2004.

2. Ермолаев, А. П.Очерки о реальности профессии архитектор- дизайнер: имена, суждения, анализы:Учеб. пособие для архитектур. и дизайнер. Специальностей М.:Архите ктура-С,2004

3. Ефриканова К.А. Стилизация интерьеров// Арт –дизайн М.: №4 2006

4. История интерьера и мебели:Учеб. пособие для вузов/А.А. Барташевич, Н. И. Аладова, А. М. Романовский.-Ростов н/ Д: Феникс,2004

5. Интерьер со вкусом, или Новая классика интерьера. М.: ГРАФИТИ 2006