Метрологический надзор, государственная и ведомственная службы

Метрологический надзор, государственная и ведомственная службы.

Статьи по теме
Искать по теме

Ответственность за содержание средств измерений в надлежащем состоянии, достоверность измерений, исправность весового оборудования несут в первую очередь руководители предприятий и организаций. Предусмотрена ответственность директора, главного инженера и начальника производственно-технической лаборатории или отдела технического контроля. Кроме того, за организацию и качество ведомственного метрологического надзора на подведомственных предприятиях ответственность несут руководители вышестоящих организаций.

Метрологическая служба состоит из государственной и ведомственнной метрологических служб. Государственную метрологическую службу в стране представляют: метрологические научно-исследовательские институты Госстандарта и их филиалы. Головным институтом в области метрологической службы является научно-исследовательский институт метрологии им. Д. И. Менделеева (ВНИИМ), который обеспечивает научное и методическое руководство метрологическим надзором; управления Госстандарта, в ведении которых находятся территориальные центры метрологии и стандартизации (ЦМС), за исключением Московского ЦМС (непосредственно подчиненного Госстандарту), республиканские, межобластные, областные (краевые) и межрайонные лаборатории государственного надзора (ЛГН) за стандартами и измерительной техникой, на которые возложен государственный метрологический надзор во всех отраслях народного хозяйства. Органам Госстандарта в отношении предприятий отрасли хлебопродуктов предоставлено право: контроля соблюдения всеми предприятиями требований действующих нормативно-технических документов и выдачи обязательных к выполнению указаний по устранению нарушений НТД; выдачи обязательных к выполнению указаний предприятиям об изъятии из обращения непригодных средств измерений; контроля за качеством изготовления и ремонта средств измерений и запрета выпуска в обращение средств измерений, не соответствующих требованиям государственного стандарта и технических условий.

В отрасли хлебопродуктов функции ведомственных метрологических органов возложены на метрологическую службу министерства, созданную в соответствии с Типовым положением о метрологической службе министерства, утвержденным Госстандартом. Головной организацией является НПО "Зерно". Основная задача органов ведомственной метрологической службы (опорные предприятия или отделы главного метролога на предприятиях, в управлениях хлебопродуктов) – это обеспечение единства и правильности измерений на предприятиях при соблюдении требований НТД, постоянном контроле за состоянием и правильностью применения средств измерений.

Ведомственная метрологическая служба должна:

1. разрабатывать и проводить организационно-технические мероприятия по внедрению на предприятиях современной измерительной техники, по проектированию и разработке средств измерений отраслевого назначения;

2. разрабатывать методики поверки средств измерений специального отраслевого назначения;

3. обеспечивать организацию и проведение метрологического контроля в системе министерства, систематически проверять состояние и применение средств измерений на подведомственных предприятиях, принимать меры, направленные на строгое соблюдение действующих метрологических правил;

4. разрабатывать и утверждать в установленном порядке отраслевые планы работ по ведомственному метрологическому контролю;

5. утверждать обязательные для предприятий своей системы отраслевые стандарты, инструкции, правила, положения и другие НТД, устанавливающие порядок ведомственного метрологического контроля;

6. обеспечивать постоянную исправность средств измерений, правильное их использование;

7. соблюдать оптимальные сроки и периодичность поверок средств измерений, осуществлять ведомственную поверку средств измерений;

8. постоянно контролировать состояние средств измерений, находящихся в эксплуатации, изучать эксплуатационные свойства, дефекты приборов и информацию органов Госстандарта СССР, разработчиков и изготовителей.

При необходимости ведомственная метрологическая служба имеет право требовать устранения нарушений действующих НТД, приостанавливать действие применяемой технической документации, изымать из обращения средства измерений, не обеспечивающие выполнение требований действующей НТД. Все возникающие разногласия по вопросам метрологического надзора между ведомственными органами, предприятиями, с одной стороны, и органами государственной службы – с другой, разрешают начальники республиканских управлений Госстандарта. Решения начальника управления могут быть обжалованы в Госстандарте, решения которого окончательны.

Формы государственного метрологического надзора и ведомственного контроля

В соответствии с ГОСТ 8.002–86 государственный метрологический надзор и ведомственный контроль за весовым оборудованием осуществляют с применением следующих основных форм:

1. проведения государственной и ведомственной поверки средств измерения,

2. государственных испытаний средств измерений,

3. государственной и ведомственной аттестации,

4. проверок состояния и использования средств измерений на предприятиях;

5. соблюдения метрологических правил в соответствии с порядком, устанавливаемым Госстандартом СССР;

6. регистрации предприятий и учреждений, изготовляющих, ремонтирующих и поверяющих весовые приборы;

7. аттестации испытательных и аналитических лабораторий на предприятиях системы.

НТД могут устанавливаться другие формы ведомственного метрологического контроля. Новой формой метрологического надзора является государственная приемка продукции на предприятиях отрасли хлебопродуктов. Основная ее цель – обеспечение надлежащего качества выпускаемой предприятиями хлебопродуктов готовой продукции – муки, крупы, комбикормов. На предприятиях хлебопродуктов создается постоянно действующий орган госприемки, как правило, из числа наиболее авторитетных и квалифицированных специалистов предприятия, имеющих опыт технологической и контрольной работы. Руководители госприемки назначаются органами Госстандарта и в своей деятельности руководствуются Положением о государственной приемке продукции в объединениях и на предприятиях, другими руководящими документами по госприемке. Предприятие хлебопродуктов обязано при подготовке к переходу на госприемку обеспечить орган госприемки всеми документами, необходимыми в его деятельности, и помещением.

Директора предприятий должны провести ряд подготовительных работ и мероприятий направленных на обеспечение внедрения госприемки:

1 проверить наличие НТД на всю выпускаемую продукцию и привести ее в соответствие с требованиями государственных стандартов

2 обеспечить пересмотр и утверждение схем технологического процесса

3 обеспечить входной контроль сырья, ужесточить технологическую дисциплину и контроль;

4 дооснастить лаборатории и цехи необходимым оборудованием и приборами в соответствии с нормативными документами и технологическими процессами;

5 обеспечить проведение аттестации лабораторий в органах Госстандарта;

6 внедрить и строго соблюдать графики профилактического ремонта оборудования;

7 разработать и утвердить с учетом особенностей предприятия Положение о работе предприятия в условиях госприемки;

8 обеспечить развитие самоконтроля путем перехода на новые схемы технохимического контроля и внедрения прогрессивных форм организации труда лабораторного и производственного персонала;

9 усилить материальную заинтересованность и повысить ответственность работников служб технохимического контроля.

Продукция предъявляется на испытания и приемку партиями в соответствии с ГОСТ 23452–79. Испытания и приемку продукции проводят специалисты ПТЛ предприятия-изготовителя совместно или параллельно со службой госприемки, по согласованию руководителя предприятия и органа госприемки.

Продукцию, предъявляемую к приемке и проверенную ПТЛ предприятия, при полном ее соответствии оформляют извещением. Исходя из имеющегося опыта работы предприятия хлебопродуктов в условиях госприемки необходимо отметить, что основополагающим является подготовка к внедрению, разработка и утверждение объективных нормативных и руководящих документов с учетом местных условий предприятия.

Поверка средств измерений – комплекс работ для установления их пригодности к применению. Пригодным признают весовое оборудование, поверка которого, проведенная в соответствии с требованиями государственных стандартов на методы и средства поверки, инструкций Госстандарта, методических указаний его метрологических институтов или инструкций ведомственной метрологической службы, подтверждает их соответствие требованиям этих НТД.

Проводят несколько видов поверки:

1 первичная – которой подвергают весовое оборудование, вышедшее из производства или ремонта, а также поступившее по импорту. Импортное весовое оборудование может не подлежать первичной поверке в случае признания Госстандартом результатов поверки, проведенной в другой стране, в соответствии с международными соглашениями;

2 периодическая – при эксплуатации весового оборудования через определенные межповерочные интервалы, устанавливаемые с расчетом обеспечения исправности весового оборудования на период между поверками;

3 внеочередная – при эксплуатации и хранении весового оборудования вне зависимости от сроков периодической поверки в случаях, когда необходимо проверить достоверность измерений и пригодность весов; при повреждении поверительного клейма и потере документов, подтверждающих проведение первичной или периодической поверки; при переконсервации и передаче весового оборудования на длительное хранение; при вводе в эксплуатацию средств измерений после хранения, в течение которого периодическая поверка не могла быть произведена; при поставке весового оборудования по истечении половины межповерочного интервала на них;

4 инспекционная – при проведении мероприятий государственного метрологического надзора или ведомственного контроля на предприятии;

5 экспертная – при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, исправности и пригодности весового оборудования.

Экспертную поверку весового оборудования могут проводить только лица, уполномоченные государственной метрологической службой по письменному требованию (заявлению) органов суда, прокуратуры, государственного арбитража, милиции и органов народного контроля, а также по письменному заявлению предприятия, эксплуатирующего средства измерений, при возникновении спорных вопросов по правильности эксплуатации средств измерений и пригодности к применению. В заявлении должны быть указаны предмет, цель экспертной поверки и причины, вызвавшие необходимость ее проведения. При осуществлении экспертной поверки могут присутствовать как заявители, так и представители заинтересованной стороны. Экспертные поверки, проводящиеся по требованию органов суда, прокуратуры, государственного арбитража, милиции, народного контроля, должны осуществляться бесплатно. Проведение экспертной поверки по заявлению предприятие оплачивает в тройном размере против такс сбора за поверку. По результатам экспертной поверки составляют заключение, которое утверждает руководитель органа государственной службы и направляет его заявителю; один экземпляр заключения остается на хранении в органе государственной метрологической службы.

Литература

1. ГОСТ 8.002–86 Государственная система обеспечения единства измерений. Государственный надзор и ведомственный контроль за средствами измерений. Основные положения

2. Колупаева Т. Л., Агафонов Н. Н.,. Дзюба Г. Н, Стрельцов А. Н. Оборудование предприятий общественного питания. В 3 ч. Ч.3. Торговое оборудование – М.: Академия ИЦ, 2010

3. Оборудование предприятий торговли и общественного питания. –М.: Инфра-М, 2006