Методы государственного регулирования экономики

Методы государственного регулирования экономики.

Статьи по теме
Искать по теме

В современных условиях рыночной экономики государственное регулирование макроэкономических процессов имеет огромное значение. Авторы многих публикаций о государственном регулировании и рыночных отношениях пытаются определить их количественную взаимосвязь и на этой базе противопоставить государство и рынок. В ряде публикаций роль государства и рынка определяется по удельному весу тех или иных показателей. Но это соотношение значительно тоньше и многообразнее и зачастую, при значительно меньшем удельном весе госсектора в ВВП, роль его исключительно весома. Одновременно многие дискуссии и публикации, касающиеся переходного периода, строятся на противопоставлении роли рынка и государства, но речь более обоснованно должна идти об их рациональном соотношении. При этом, как считает Л.И. Абалкин, "необходимо понять логику общественных изменений, изучить, как реально складываются современные механизмы и структуры регулирования экономических и социальных процессов, как "разрывается" это парное противопоставление, удобное в методическом, учебном плане, но…далекое от жизни…"[4, c.13].

Кейнсианская, а затем и неокейнсианская экономические теории обосновали необходимость вмешательства государства в экономические процессы в периоды кризиса с целью стабилизации макроэкономической ситуации. Рыночных сил недостаточно для поддержания такого объема национального производства, который бы обеспечил полную занятость имеющихся в экономике производственных ресурсов, а также для сохранения производственных ресурсов. Государство воздействует на экономике через стимулирование инвестиционной деятельности, формирование госзаказа на стратегические продукты, регулирование процесса ценообразования, обеспечение высокого уровня оплаты труда, уровня занятости и т.д.

В кратко- и среднесрочной перспективе государственное вмешательство – это естественный и полезный способ устранения негативных эффектов различных дефектов рынка, его неполноты и несовершенства [5, c.150]. Вред же причиняют неграмотное вмешательство либо сопутствующие злоупотребления. Участие государства в экономике важно не только в периоды спада, но необходимо и в периоды экономического роста, когда развитие экономики достаточно стабильно.

В современном обществе государственное регулирование экономики осуществляется преимущественно на основе экономических средств, среди которых существенные позиции занимают кредитно-денежная политика, бюджетно-налоговая политика, ускоренная амортизация, государственное программирование и др.

Ускоренная амортизация – это амортизация по повышенным ставкам по сравнению с действующими или средними ставками. Политика ускоренной амортизации способствует росту собственных финансовых возможностей предпринимателей для осуществления инвестиционных вложений, а также снижению доли заемных средств в процессе капитального строительства и модернизации основного капитала.

Государственное программирование – это долговременное, целевое регулирование экономики. Государственное программирование включает разработку не только экономических, но и социальных программ. Государственное программирование может охватывать все хозяйство в целом или его отдельные отрасли, сферы (социальная сфера), регионы, отдельные группы населения и др.

1. Бюджетно-налоговая политика

Бюджетно-налоговая политика – это целенаправленная деятельность государства по использованию бюджетно-финансовой системы для реализации целей социально-экономической политики [9, с 234].

Часто бюджетно-налоговую политику называют фискальной (от лат. fiscus – государственная казна). Однако некоторые специалисты считают, что под фискальной более правильно понимать налоговую политику, поскольку "фиск" – это деятельность по сбору налогов.

Основными целями бюджетно-налоговой политики являются:

1. Сглаживание колебаний экономического цикла;

2. Стабилизация темпов экономического роста;

3. Обеспечение высокого уровня занятости при низкой инфляции.

Продуманная бюджетно-налоговая политика способствует росту инвестиционных возможностей государства и предпринимательской активности, повышению уровня социальной защищенности граждан, укреплению конкурентоспособности экономики и улучшению международного положения страны.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика

Дискреционная бюджетно-налоговая политика представляет собой сознательные, целенаправленные мероприятия правительства по изменению государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в целях воздействия на объем национального производства, экономический рост, занятость и динамику цен [1, с. 152].

При проведении указанной политики правительство воздействует как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. В рамках кейнсианского подхода должно учитываться действие трех мультипликаторов: налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета. В рамках теории предложения учитывается "эффект Лаффера" [9, с 241].

Мультипликатор государственных расходов отражает изменения в национальном производстве в результате динамики государственных расходов. Он показывает кратность прироста объема национального производства при увеличении государственных расходов на единицу и определяется по формуле:

Методы государственного регулирования экономики (1)

где: ∆Y – прирост выпуска;

∆G – прирост государственных расходов;

MPC – предельная склонность к потреблению;

MPS – предельная сложность к сбережению.

Действие этого мультипликатора отображается на графике кейнсианского креста (рис.1). Если государственные расходы увеличиваются на ∆G, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, точка равновесия перемещается из положения А в положение В, а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину ∆Y, определяемую из уравнения:

Методы государственного регулирования экономики (2)

Методы государственного регулирования экономики

Рис.1. Влияние увеличения государственных расходов на выпуск продукции

Таким образом, при проведении экспансионистской бюджетно-налоговой политики с целью оживления экономики и увеличения объема производства, государство должно увеличивать свои расходы. И, наоборот, в условиях перегрева экономики государство может использовать в качестве рестрикционной меры снижение государственных расходов.

Изменение суммы налогов Т также оказывает мультипликационное воздействие на равновесный уровень дохода, однако, более мягкое, т.к. налоговый мультипликатор по своей величине меньше мультипликатора государственных расходов. Он рассчитывается по формуле:

Методы государственного регулирования экономики (3)

и показывает отношение изменения объема национального производства к вызвавшему его изменению налогов, или кратность изменения Y при изменении налогов на единицу.

Изменение совокупного дохода может быть подсчитано по формуле:

Методы государственного регулирования экономики (4)

Для оживления экономики государство должно снижать налоги, а для ее охлаждения – увеличивать. Действие налогового мультипликатора отражено на рис.2.

Методы государственного регулирования экономики

Рис. 2. Влияние снижения налогов на выпуск продукции

Если при увеличении государственных расходов правительство стремится сохранить сбалансированность бюджета и для этого увеличивает величину налоговых поступлений, т. е. когда величины государственных расходов и налоговых поступлений изменяются в одном направлении, то возникает эффект мультипликатора сбалансированного бюджета. Действие этого мультипликатора состоит в следующем: при возрастании государственных расходов и налоговых поступлений на одну и ту же величину (∆G = ∆Y), равновесный объем производства возрастает на ту же самую величину (т.е. ∆Y = ∆G = ∆T).

Действие мультипликатора сбалансированного бюджета связано с тем, что мультипликативный эффект от роста налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Поэтому налоговая политика относится к мерам косвенного воздействия на величину ВВП, в то время как рост государственных расходов является рычагом прямого действия. Данное различие является определяющим при выборе инструментов бюджетно-налоговой политики: для преодоления циклического спада в экономике увеличиваются государственные расходы (это дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема возрастают налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

Сторонники "теории предложения" считают важнейшим фактором экономического роста понижение налоговых ставок. Американский профессор Артур Лаффер (р. 1941), участвовавший в 1980-е годы в разработке стабилизационной программы президента Р.Рейгана, сформулировал так называемый "эффект Лаффера", графически изображаемый в виде "кривой Лаффера".

Кривая Лаффера показывает зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от уровня налоговой ставки [14, 71-72]. При налоговой ставке, равной нулю, государство не получит налоговых поступлений. При увеличении налоговой ставки до 50%, сумма налоговых поступлений в бюджет будет увеличиваться, а при дальнейшем росте ставок – уменьшаться. Это происходит оттого, что снижаются стимулы к предпринимательской деятельности (так как большую часть заработанного дохода предприниматели и население должны перечислить в государственный бюджет). Это, в свою очередь, приводит к банкротству товаропроизводителей, свертыванию ими предпринимательской деятельности либо уводу ее "в тень". При налоговой ставке в 100% экономическая деятельность полностью прекратится. Кривая Лаффера изображена на рис. 3.

Вопрос о кривой Лаффера является предметом дискуссий. На практике эффект Лаффера не принес ожидаемых результатов. Предположения, что снижение налогов вызовет в длительной перспективе рост сбережений, инвестиций и занятости в американской экономике, не подтвердились. Кроме того, весьма трудно определить, на какой стороне кривой находится экономика в данный момент.

Нужно отметить, что дискреционная бюджетно-налоговая политика имеет серьезные недостатки, связанные с тем, что изменение размеров и структуры государственных расходов, а также ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение в парламенте, подвержено лоббированию.

Методы государственного регулирования экономики

Рис. 3. Кривая Лаффера

Автоматическая фискальная политика

Автоматическая фискальная политика позволяет относительно смягчить проблему длительных временных лагов. Она предполагает изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в ходе циклических колебаний экономики без принятия специальных решений. В этом случае изменения параметров бюджетно-налоговой политики возникают автоматически вследствие действия встроенных стабилизаторов.

Встроенный (автоматический) стабилизатор – это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

Главными встроенными стабилизаторами являются:

1. прогрессивное налогообложение;

2. государственные трансферты (прежде всего – пособия по безработице).

Механизм действия автоматических стабилизаторов экономики представлен на рис.4.

На графике видно, что в фазе циклического подъема (Y2>Yo) кривая налоговых поступлений (или доходов бюджета) располагается выше кривой государственных расходов, так как налоговые поступления при прогрессивной ставке налога автоматически увеличиваются с ростом доходов. В то же время, в связи с ростом занятости уменьшаются расходы государства на выплату пособий по безработице и бедности. Следовательно, возникает и накапливается профицит бюджета, который правительство обычно "замораживает", направляет в резерв в целях снижения уровня инфляции, сопровождающей, как правило, рост экономики.

В фазе циклического спада (Y1

Методы государственного регулирования экономики

Рис. 4. Действие встроенных стабилизаторов

Экономисты положительно оценивают действие встроенных стабилизаторов. Считается, что автоматическая бюджетно-налоговая политика способствовала более плавному развитию экономики западных стран после II мировой войны. Вместе с тем, встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, должны сочетаться с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости экономических ресурсов. На практике правительства развитых стран проводят комбинированную политику, сочетающую оба метода применения бюджетно-налоговых рычагов.

2. Кредитно-денежная политика

Кредитно-денежная политика государства представляет собой комплекс мер, воздействующих на денежное обращение и состояние кредита в целях достижения неинфляционного экономического роста и полной занятости [7, c. 453].

Осуществляет кредитно-денежную политику Центральный банк или организации, выполняющие функции центрального банка (Федеральная резервная система в США). Кредитно-денежная политика базируется на принципах монетаризма. Главным ее преимуществом перед бюджетно-налоговой политикой является оперативность и гибкость. Поскольку она проводится Центральным банком, а не парламентом страны, она гораздо меньше подвержена политическому влиянию. Отрицательным моментом по сравнению с бюджетно-налоговой политикой является косвенный характер воздействия кредитно-денежной политики на экономику, опосредованный определенными "передаточными механизмами". Центральный банк способен оказывать преимущественно косвенное воздействие на коммерческие банки с целью сокращения или увеличения ими кредитов, что в свою очередь способствует финансовой стабилизации, укреплению денежного обращения, расширению инвестиций и, в конечном итоге, экономическому росту в стране.

Основными целями кредитно-денежной политики государства являются:

1. смягчение циклических колебаний экономики;

2. сдерживание инфляции;

3. стимулирование инвестиций;

4. обеспечение полной занятости;

5. регулирование темпов экономического роста;

6. обеспечение устойчивости платежного баланса.

Достижения поставленных целей Центральный банк добивается путем воздействия на промежуточные звенья механизма кредитно-денежного регулирования: денежную массу, ставку процента, обменный курс валюты.

Выделяют два типа кредитно-денежной политики: стимулирующую и ограничительную. Стимулирующая кредитно-денежная политика (кредитная экспансия) денежного предложения и снижения цены денег (ставки процента). Ограничительная кредитно-денежная политики (кредитная рестрикция) направлена на сдерживание инфляционного экономического роста и предполагает сокращение объемов денежного предложения и увеличение цены денег.

Следует отметить, что денежно-кредитная, финансовая деятельность и через них экономическая как нельзя лучше приспособлена для моделирования, как на микро-, так и на макроуровнях [3, с.311]. Универсальность денежно-кредитной модели заключается в том, что она позволяет моделировать каждый конкретный случай и событие, связанные с проявлением объективных законов экономического развития общества.

Инструменты кредитно-денежной политики

Кредитно денежная политика осуществляется как прямыми (административными), так и косвенными (экономическими) методами воздействия. Прямым методом кредитно-денежной политики является внедрение кредитных ограничений: лимитов в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Экономическими (косвенными) инструментами кредитно-денежной политики, принятыми в мировой практике, являются [7, с.126]:

1. изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

2. изменение нормы обязательных резервов;

3. операции на открытом рынке с ценными бумагами;

4. осуществление валютных интервенций.

Политику кредитных ограничений Центральный банк может использовать на стадии перегрева экономики для снижения деловой активности. В этих целях устанавливаются количественные ограничения суммы выданных кредитов, что влечет за собой сдерживание банковской деятельности и снижение темпов роста денежной массы. Нужно отметить, что кредитные ограничения ухудшают положение прежде всего мелких и средних предприятий, так как банки стремятся выдавать кредиты своим наиболее устойчивым, традиционным клиентам – крупным фирмам. Метод количественных ограничений в настоящее время используется не очень активно, а в некоторых странах запрещен.

В рамках прямой регулирующей политики, Центральный банк устанавливает различные нормативы, которые коммерческие банки должны поддерживать на необходимом уровне. Это могут быть нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика, нормативы достаточности капитала коммерческого банка. Центральный банк может также рекомендовать банкам необязательные, так называемые оценочные нормативы.

При обнаружении нарушений коммерческими банками банковского законодательства, правил обслуживания клиентов или других серьезных недостатков в работе, Центральный банк может применять к ним жесткие меры административного воздействия вплоть до лишения лицензии и ликвидации банка.

Учетно-процентная политика или политика рефинансирования коммерческих банков заключается в регулировании размера учетной процентной ставки, по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. В России аналогичная процентная ставка носит название ставки рефинансирования. Уровень этой ставки обычно является верхней границей рыночной ставки банковского процента, влияет на его размер. Повышение центральным банком ставки рефинансирования вызывает удорожание кредитов для коммерческих банков. Те, в свою очередь, стремятся компенсировать потери путем увеличения ставок по кредитам, предоставляемым своим заемщикам, что приводит к сокращению кредитных операций коммерческих банков. И наоборот, снижение ставки рефинансирования создает условия для уменьшения процентной ставки, расширения кредитной деятельности коммерческих банков и оживлению инвестиционной деятельности в стране. В России ставка по процентам Банка России достигала своего максимума (210%) в октябре 1993 г. Затем она постепенно снижалась. В августе 2004 г. ставка рефинансирования была установлена на уровне 13%. В США в период снижения деловой активности в начале 2000-х годов учетная ставка ФРС была снижена до 1%. В условиях оживления деловой конъюнктуры к ноябрю 2005 г. она была повышена до 4%.[9, с.367]. Реализация процентной политики посредством сужения коридора процентных ставок по операциям рефинансирования кредитных организаций и абсорбирования их свободных стредств позволяет воздействовать на изменение границ колебаний ставок денежного рынка. [12, с.4]. Данный метод имеет ряд недостатков. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то эффективность данного метода снижается. В периоды неблагоприятной конъюнктуры уменьшение учетной ставки создает лишь предпосылки для снижения банковского процента и вливания денег в экономику. Но Центральный банк не может заставить коммерческие банки брать у него кредиты и расширять кредитную деятельность. Кроме того, снижение учетной ставки может привести к оттоку капиталов из страны.

Политика обязательных резервов, по мнению многих специалистов, является наиболее действенным, но слишком жестким механизмом кредитно-денежного регулирования.

Проводя политику минимальных резервов, Центральный банк оказывает влияние на размер денежной массы через действие банковского и денежного мультипликаторов. Как было сказано ранее, обязательные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь кредитные организации для обеспечения собственной ликвидности (т.е. способности выполнять обязательства перед клиентами), как правило, в виде депозитов в центральном банке либо в иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным банком. Норматив обязательных резервов представляет собой процентное отношение их суммы к абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитование) операций. Нормативы могут быть установлены как ко всей сумме обязательств или ссуд, так и к определенной их части.

Политика обязательных минимальных резервов осуществляется по двум основным направлениям:

Периодически изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации в стране.

Посредством изменения норматива резервных средств Центральный банк воздействует на масштабы активных операций коммерческих банков и на возможность создания ими безналичных денежных средств (депозитную эмиссию). Когда масса денег в обороте превышает допустимый объем, Центральный банк осуществляет кредитную рестрикцию. Он увеличивает норму обязательных резервов, снижая тем самым возможности коммерческих банков по выдаче кредитов и вынуждая их сократить объем активных операций. Снижение нормы обязательного резервирования увеличивает возможности банков по предоставлению кредитов, повышает банковский мультипликатор и увеличивает денежную массу.

Недостатком этого метода кредитно-денежного регулирования является, как уже указывалась, его жесткость. Он способен затронуть основы всей банковской системы страны. В то же время, некоторые кредитные организации, к примеру, специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положении по сравнению с крупными банками, имеющими значительные депозиты. Последние десятилетия многие развитые страны предпочитают более "тонкие" методы настройки экономики. Имеет место снижение нормы обязательных резервов и даже их отмена для некоторых видов депозитов. В России за годы рыночных реформ норма резервирования (по различным вкладам) менялась от 2% до 40%. Весной 2004 г. в период "банковского кризиса" она была снижена до 7% с целью стабилизации положения в банковской сфере.

Операции на открытом рынке в мировой практике в настоящее время выступают основным инструментом кредитно-денежной политики. Этот инструмент монетарной политики является мягким, поскольку не связан с установлением каких-либо нормативов. Его суть заключается в том, что Центральный банк проводит операции купли-продажи ценных бумаг на открытом финансовом рынке. Продажа ценных бумаг означает "связывание денег", применяется в целях их удорожания и уменьшения денежного предложения.

Если же Центральный банк поставил своей задачей снижение процентной ставки, он начинает скупать ценные бумаги, в сферу обращения поступают денежные средства. У банков в результате продажи ценных бумаг увеличиваются ресурсы для кредитования, растут избыточные резервы, что повышает денежный мультипликатор и вызывает увеличение предложение денег и снижение ставки процента.

Проведение валютных интервенций, т.е. операций по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке, также используется Центральным банком для регулирования денежного предложения. Так, продавая иностранную валюту, Центральный банк "связывает" денежные средства хозяйствующих агентов, снижает денежное предложение и укрепляет национальную валюту. Скупая валюту, центральный банк вливает в экономику дополнительные денежные средства, увеличивает денежное предложение, а также способствует укреплению иностранной валюты и снижению курса собственной.

Инструменты денежно-кредитной политики не должны обязательно использоваться по отдельности. Напротив, обычно используется сразу два инструмента и более, чтобы соответствующие эффекты взаимно усиливали друг друга. Мероприятия такого рода часто называют комплексной политикой. [6, с.184].

Типы кредитно-денежной политики

Проводя стимулирующую или ограничительную кредитно-денежную политику в целях смягчения циклических колебаний экономики, центральный банк использует комплекс имеющихся в его распоряжении инструментов.

В условиях спада производства и увеличения безработицы центральный банк проводит "гибкую" стимулирующую политику, получившую название политики "дешевых денег". Она заключается в следующих мерах: понижение учетной ставки (ставки рефинансирования); снижение нормативов обязательных резервов; покупка ценных бумаг у населения и коммерческих банков. В результате проведенных мероприятий увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, расширяются их возможности кредитования, возрастает денежное предложение в стране. Увеличение денежного предложения снижает процентную ставку, что вызывает рост инвестиций и увеличение объема национального производства.

В условиях перегрева, когда экономика сталкивается с излишними расходами и инфляцией, центральный банк проводит "жесткую" политику сокращения предложения денег или политику "дорогих денег". Для этого осуществляются следующие мероприятия: повышается учетная ставка (ставка рефинансирования); увеличивается норма обязательного резервирования; центральный банк продает государственные облигации на открытом рынке. В результате проведения такой политики коммерческие банки воздерживаются от выдачи ссуд, денежное предложение сокращается, ставка процента растет, что в свою очередь сокращает инвестиции, уменьшает совокупные расходы и инфляцию.

Проведение кредитно-денежной политики через регулирование ставки процента порождает ряд проблем:

1. Существование временных лагов (по оценкам М.Фридмена, от 6 месяцев до 2 лет);

2. Проявление "эффекта обратной связи" – увеличение национального производства путем снижения ставки процента вызывает рост спроса на деньги и обратное ее увеличение;

3. Возникновение "ликвидной ловушки" (см. гл. 5) – когда ставка процента приближается к своему минимально возможному значению, и прирост предложения денег уже не может ее понизить и стимулировать инвестиции и увеличение объема национального производства;

4. Появление противоречий между целями внутренней и внешней экономической стабилизации – в период инфляционного перегрева экономики Центральный банк сокращает денежное предложение в целях достижения внутренней стабильности.

Повышение ставки процента привлекает иностранных инвесторов, что повышает курс национальной валюты и ухудшает экспортные возможности страны. Возможно возникновение и других проблем. В силу этого кейнсианцы отводили кредитно-денежному регулированию второстепенное значение по сравнению с фискальной политикой. В монетаристской модели кредитно-денежное регулирование занимает ведущее место. Монетаристский подход основывается на уравнении обмена M-V=P-Y, из которого следует, что увеличение денежной массы прямо влияет на объем национального производства. В условиях полной занятости увеличение предложения денег приводит к инфляции. Исходя из этого, монетаристы предлагают в качестве основного ориентира регулирование темпов роста денежного предложения (денежной массы). Это долгосрочная модель.

Эффективность реализации денежно-кредитной политики определяется возможностями Банка России по управлению ликвидностью банковского сектора, которые, в свою очередь, тесно связаны с состоянием внутреннего финансового рынка и платежной системы [12, с. 4]. Действия Центрального Банка должны быть направлены на повышение доступности инструментов рефинансирования для кредитных организаций, снижение трансакционных издержек и развитие рыночной инфраструктуры, построение системы валовых расчетов в режиме реального времени.

Выводы

Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям [11, с.30]. В ходе работы были раскрыты основные методы государственного регулирования экономики: бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика.

Бюджетно-налоговая политика подразумевает косвенное регулирование экономики с помощью таких инструментов, как налогообложение и правительственные расходы.

Что касается кредитно-денежной политики, то основополагающей ее целью является помощь экономике в достижении общего уровня производства, который характеризуется полной занятостью и отсутствием инфляции.

Политика "проб и ошибок" в денежной, кредитной и финансовой сферах на практике приводит к потрясениям не только в этих сферах, но и в экономике страны в целом и отрицательно сказывается на деятельности хозяйствующих субъектов. Чтобы избежать болезненных последствий, применяется системный подход: из имеющихся в распоряжении государства двух макроэкономических инструментов для поддержания эффективности и стабильности экономического развития – бюджетно-налогового (фискальная политика) и денежно-кредитного регулирования (монетарная политика) выбирается тот или иной или же их оптимальное сочетание, наиболее соответствующее оптимальному решению сложившейся ситуации.

Литература

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – 7-е изд., – М.: Издательство "Дело и Сервис", 2005;

2. Балацкий Е.В. Налоговые реформы и экономический рост / "Проблемы прогнозирования", 2006, №2 – с. 145-152;

3. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Под ред. Кушлина В.И. – М.: Изд-во РАГС, 2005;

4. Государство и экономика: факторы эконономического роста / РАН. Институт экономики; Науч. ред. А.Г. Зельднер. – М., 2002;

5. Говтвань О.Дж. Перспективы развития российской финансовой системы / "Проблемы прогнозирования", 2004, №2 – с. 145-152;

6. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело, 2004;

7. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 6-е изд. – М: Высшее образование, 2007;

8. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Т.1. – М.:Республика, 1993;

9. Макроэкономика: Учебно-практическое пособие / Под ред. Максимовой В.Ф. – М.: МЭСИ, 2006;

10. Самуэльсон П. Экономика. В 2 т.:Т.1. – М.: НПО "Алгон", 1992;

11. Новиков М.В. Государственное регулирование экономики: Конспект лекций. – Таганрог.: ТГРУ, 2000;

12. Основные направления единой государственной кредитно-денежной политики на 2008 год. – ЦБ РФ, 2007;

13. Солнцев О.Г., Хромов М.Ю. Особенности российской банковской системы и среднесрочные сценарии ее развития / "Проблемы прогнозирования", 2004, №1 – с. 123-131;

14. Яллай В.А. Макроэкономика. – Учебное пособие.: – Псков: ПГПИ, 2003.