Методы генерации идей в управлении

Методы генерации идей в управлении.

Статьи по теме
Искать по теме

Исторически сценарии в практике управления организациями стали использоваться более 30 лет назад в качестве альтернативы одновариантных прогнозов развития.

Одновариантные прогнозы, как правило, довольно жестко задают единственную траекторию будущего развития организации. Вместе с тем в условиях турбулентно – изменчивой внешней среды, также прогнозы часто оказываются ошибочными.

Суть сценарного подхода состоит в том, что экспертами составляются возможные сценарии изменения внешней среды и предлагаются варианты стратегий организации наиболее приемлемые в данных условиях. Так, в России на государственном уровне разрабатываются оптимистический и пессимистический прогнозы развития экономики, которые учитываются при разработке и формировании федерального бюджета.

Сценарий может разрабатываться экспертом индивидуально, но чаще в его составлении участвует команда разработчиков.

Метод морфологического анализа и его использование в управленческом исследовании

При исследовании проблем управления организацией экспертами может использоваться морфологический анализ.

Понятие "морфология" (от греческого morhe – форма) используется в различных науках. В биологии и языкознании морфология рассматривается как учение о внутренней структуре исследуемых систем (организмов, языков).

Идея морфологического анализа восходит к Аристотелю и Платону. По сути метод морфологического исследования использовался и в известной средневековой логической машине, сконструированной христианским философом Раймундом Луллилем.

В систематизированном виде метод морфологического анализа сложных проблем был разработан швейцарским астрономом Ф. Цвикки. Долгое время морфологический подход к исследованию и проектированию сложных систем был известен под названием метода Цвикки. (Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие. Для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 71).

Как отмечает Э.М. Коротков, соединение метода классификации и метода обобщения дает метод морфологического анализа (Коротков Э.М. Исследование систем управления М.: ДеКА, 2000 с. 57)

Основная идея морфологического подхода – найти наибольшее число, а в пределе – все возможные варианты решения поставленной проблемы путем комбинирования основных (выделенных экспертами) структурных элементов проблемы. При этом проблема может разбиваться на части разными способами и рассматриваться в различных аспектах (Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ-ДаНА, 2000. С. 71)

С позиции системного подхода морфологический метод рассматривается как простой и эффективный способ генерирования альтернатив.

Проведение исследования можно свести к анализу вариантов решений по определенному набору параметров, которые и дадут решение проблемы.

В терминах системного подхода морфологический анализ состоит в выделении всех независимых переменных проектируемой системы, перечислении возможных значений этих переменных и генерирование альтернатив перебором всех возможных сочетаний этих значений.

Морфологический метод предполагает точную формулировку проблемы, анализ всех параметров важных с точки зрения решения проблемы, составление так называемых морфологических карт или таблиц и выбор наилучших, по мнению экспертов, вариантов решения проблемы.

Морфологическое исследование реализуется в несколько этапов:

На 1 этапе формируется цель исследования и критерии, которым должно отвечать решение проблемы, которое представляется в виде построенной системы.

На 2 этапе составляется морфологическая карта (Таблица).

Таблица

Морфологическая карта

Параметры

(подсистемы)

Пi

Альтернативы для реализации функции параметра (подсистемы)

Пi

Число способов реализации функции параметра (подсистемы)

Кi

П1

П2

Пi

Пn

А11 А12 … А14 … А1к1

А21 А22 … А24 … А2к2

...

Аi1 Аi2 … Аi4 … Аiкi

...

Аn1 Аn2 … Аn4 … Аnкn

К1

K2

...

Ki

...

Kn

Оно начинается с выделения главной функции системы, в качестве которой представляется желаемое состояние субъекта управления в результате решения проблемы. Затем устанавливаются подфункции первого уровня, обеспечивающие выполнение главной функции системы. Далее каждая подфункция первого уровня рассматривается как самостоятельная функция и разделяется на подфункции второго уровня. Аналогично производится разделение подфункций второго уровня на подфункции третьего и последующего уровней. Уровень декомпозиции (разделения) определяется в зависимости от сложности проблемы и предмета исследования. На основании проведенного анализа формируются строки морфологической карты. В таблице это ее первый столбец.

На 3 этапе выявляются возможные альтернативы достижения каждой функции (второй столбец таблицы).

На 4 этапе по каждой функции выбирается наилучшая с точки зрения экспертов альтернатива. Результатом выбора является система, представляющая наиболее эффективный с точки зрения экспертов вариант решения представляемой проблемы.


3. Метод мозгового штурма

Для генерации идей, в том числе и в рамках сценарного и морфологического подходов, может использоваться метод мозгового штурма или мозговой атаки.

Брейншторминг (от англ. brain storming – штурм мозга) или мозговой штурм как метод систематической тренировки творческого мышления, направленный на открытие новых идей и достижения согласия группы людей на основе интуитивного мышления, известен с начала 1950-х гг. (Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ-ДаНА, 2000. С. 64).

В литературе мозговой штурм или мозговая атака определяются как методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений (Психология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 218).

Рассмотрим методический подход к проведению мозгового штурма (Использована книга: Коротков Э.М. Исследование систем управления. М.: ДеКА, 2000. С. 122-127).

Мозговой штурм проводится в 2 этапа:

1 этап – генерация идей;

2 этап – анализ выдвинутых идей.

На каждом из этапов следует опираться на определенные принципы. На рис. представлены принципы, которые следуют на 1 этапе мозгового штурма.

Методы генерации идей в управлении

Рис. Принципы, используемые при проведении I этапа мозгового штурма.

Рассмотрим содержание представленных принципов.

1 принцип – формирование группы по творческому потенциалу.

При подборе группы для генерирования идей следует учитывать, что по способностям и творческому генерированию люди существенно различаются.

Можно выделить три типа личностей, которые следует привлечь в группу:

1тип – активный генератор – быстро реагирует на поставленную проблему, проявляет заметный интерес к решению проблемы, позитивно реагирует на критику, проявляет притязания к лидерству.

2 тип – инертный генератор – не обладает высоким уровнем притязаний, но имеет значительные способности к творческой работе. Такой исследователь стремится вникнуть в суть проблемы, ощутить её глубину, понять её истоки и содержание, не торопится высказывать идеи, анализирует собственные мысли, требует, по сравнению с первым типом, в большей степени "разогрева" в генерировании идей.

3 тип – латентный (скрытный) генератор – склонен к индивидуальной творческой работе, проявляет большой интерес к постановке проблемы, осторожен в высказывании идей, чувствителен к формулировке идеи, любит высказываться в неформальной обстановке и предлагать идеи после неформальной апробации.

Очень важную роль в успехе "мозгового штурма" играет деятельность ведущего. На I этапе ведущий должен регулировать поле поиска, создавать творческую атмосферу и мотивировать генерацию как можно большего количества идей.

Отбор группы для генерации идей можно делать по результатам специального тестирования, которое позволит выявить и учесть критерии этого I принципа.

Полезно учитывать при включении в группу "мозгового штурма" такие социально-психологические характеристики человека, как увлечённость, коммуникабельность, независимость.

Всё это нужно для того, чтобы создать в работе группы атмосферу непринуждённости, творчества, взаимоприемлимости.

II принцип – принцип строгого запрещения всякой критики.

Критика может ограничивать желание высказывать необычные, абсурдные на первый взгляд идеи, создавать опасения в высказывании идей, ухудшать социально-психологическую атмосферу, заставлять анализировать идеи, сковывать мышление, переключать внимание и концентрировать его на какой-либо одной идее и тем самым уменьшать их количество и разнообразие.

А вся работа на I этапе "мозгового штурма" должна быть направлена только на поиск идей, а не на их критику, объяснение, обоснование. Отсюда следующий принцип.

III принцип – принцип запрещения обоснования выдвигаемых идей.

Это трудно, но надо исключить эту потребность человеческого общения. Можно предлагать лишь дополнительные идеи, отличные высказанной. Нельзя "присоединяться к мнению" или "расшифровывать" свои или чужие идеи.

IV принцип. Принцип мотивации разнообразных идей, снятия ограничений по области знания, богатству опыта, должностному статусу, возрасту, социальному положению.

Можно высказывать абсолютно нереальные, на первый взгляд, и даже фантастические идеи, более того, именно это и надо мотивировать в работе группы.

V принцип. Принцип регламента времени на выдвижение идей.

Желательно, чтобы во время "мозгового штурма" идеи выдвигались на основе озарения. Поэтому для выдвижения идей устанавливается ограничение времени на раздумье, чтобы исключить возможность "зацикливания" в противоречиях, опасениях, снять неуверенность, психологические комплексы.

На II этапе "мозгового штурма" (этапе анализа) также необходимо учитывать ряд принципов, отражающих назначение и суть этого этапа.

Методы генерации идей в управлении

Рис. Принципы для проведения 2 этапа мозгового штурма.

Для II этапа, как правило, используется другая группа экспертов, так как изменяются требования, предъявляемые к экспертам. Обратимся в этой связи к I принципу:

I принцип. Принцип формирования группы по аналитическому потенциалу.

Группа должна состоять из аналитиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели и сферу исследования.

Тогда как на этапе генерации идей (I этапе) эксперты отбираются таким образом, чтобы обеспечить в группе разнообразие профессий, квалификации, опыта, с развитой интуицией, антидогматическим мышлением, склонные к интеллектуальной раскованности. На этапе анализа (II этап) должны быть люди, обладающие чувством повышенной ответственности, терпимостью к чужим идеям, чётким логическим мышлением.

II принцип. Принцип полноты анализа идей и их обобщения.

Ни одна высказанная идея, как бы скептически она ни оценивалась первоначально, не должна исключаться из практического анализа. Все представленные идеи должны быть классифицированы и обобщены. Это поможет освободить их от возможных эмоциональных моментов, внешних отвлекающих факторов. Именно, аналитическое обобщение идей иногда даёт очень удачные результаты.

III принцип. Принцип позитивизма в анализе идей.

Можно проводить анализ на основе принципа негативизма или позитивизма. Первый предполагает установку на критические оценки, скептицизм, жёсткость практических критериев. Второй – установку на поиск рационального, позитивного, конструктивного в любых проявлениях.

IV принцип. Принцип критериальной чёткости в оценке и анализе идей.

Для обеспечения объективности оценки идей должны быть сформулированы чёткие критерии, которыми должны руководствоваться все члены аналитической группы. Основными из них могут быть:

- соответствие цели исследования;

- реальность;

- обеспеченность ресурсами, в том числе и ресурсом времени.

V принцип. Принцип конструктивизма, предполагающий ориентировать идеи на построение концепции, реальность, программу действий, осуществлять увязку идей.

VI принцип. Принцип дополнительной разработки идеи и её конкретизации.

Многие первоначально высказанные идеи нуждаются в своём уточнении, дополнении, т. е. требуют соответствующей доработки для того, чтобы определить их ценность.

На II этапе деятельность ведущего должна быть направлена на выявление возможностей реализации идеи, оценку её эффективности, перспективности, практической значимости, на оценку связей между идеями. В этой связи ведущий должен стимулировать полемику и критику, точность аргументации, сравнительный анализ, использование расчётов.

Метод мозгового штурма как метод исследования проблем и поиска их решения имеет множество разновидностей.

Одной из них является метод коллективного обсуждения фиксированных идей.

Суть его заключается в том, что все участники творческого процесса фиксируют на специальных карточках свои идеи относительно решения какой-либо проблемы. Далее карточки смешиваются и раздаются в случайном порядке всем участникам. Каждый из них должен дать гласную оценку попавшей к нему идее. Вокруг этого может возникнуть полемика, которая позволяет отточить идею или её отбросить. В процессе полемики могут возникать и новые идеи.

В общем, метод мозгового штурма требует творческого подхода при его реализации.

4. Синектика и ее использование в исследовании систем управления

Весьма известным методом генерирования идей является синектика (synectics). Это греческое слово, означающее соединение различных, даже несовместимых элементов.

Синектику можно определить как метод генерирования альтернатив, основанный на догадках по ассоциации, возникающих в группе экспертов, специально подготовленных для поиска аналогий (Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989. С. 359).

Идея синектики возникла в практике использования метода мозгового штурма.

По замыслу автора метода синектики американского учёного Уильяма Гордона идея синектики заключается в формировании "группового мышления" в специально созданной "группе синекторов". Гордон считал, что каждая организация должна иметь такие группы, чтобы непрерывно исследовать проблемы развития, постоянно вести поиск нового.

Главным отличием синектики от метода мозгового штурма является подход к исследованию и решению проблемы не с позиции выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а представление незавершённых идей и мыслей, которые "подпитывают" процесс коллективного мышления. Предложения даются в виде нерациональной информации, метафор, образов, смутных ощущений, действующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, отношения в группе, активизацию интуиции. Группа влияет на творческую активность индивида, обусловливается отказ от стандартных подходов.

Это достигается за счёт определённой методологии подбора группы и организации её работы (по Короткову Э.М., с. 135).

(При изложении материала о методе синектики использована книга: Коротков Э.М. Исследование систем управления. М.: ДеКА, 2000. С. 128-138).

Синектическая группа – это люди, которые по составу, индивидуальным качествам и при определённой организации совместной деятельности, способны мобилизовать свой творческий потенциал, интуицию, и находить оригинальные решения сложных проблем.

Рассмотрим принцип трёхэтапного формирования синектической группы:

Методы генерации идей в управлении

Рис …Трёхэтапное формирование

синектической группы.

Для I этапа наиболее важными являются критерии уровня и характера образования.

Группа должна включать специалистов из разных отраслей знаний, а не только той отрасли, к которой относится проблема или объект исследования.

Как отмечает Э. М. Коротков (с. 135), каждому человеку присущ определённый энергетический потенциал.

По Короткову, энергетический потенциал – это способность включения всех средств интеллектуальной деятельности в сочетании с выдержкой, волей, мобилизацией сил.

Напряжённая работа в синектической группе требует высокого энергетического потенциала.

В синектическую группу желательно, чтобы входили люди разных возрастных категорий, в пределах, как правило, от 25 до 50 лет.

Теперь о потенциале профессионализма – это накопленный успешный опыт разработки и принятия исследовательских и управленческих решений.

Можно сказать, что потенциал профессионализма – это обладание знаниями, лично проверенными практической деятельностью.

II этап подразумевает оценку способностей человека к творческой деятельности.

Оцениваются:

1. Способность к образному восприятию и метафорическому мышлению. Эти способности лично можно выявить специальным тестированием, при решении специальных кроссвордов.

2. Эмоциональная зрелость, которая проявляется в способности удивляться, восхищаться, эмоционально реагировать на проблему или ситуацию, но при этом проявлять способность к конструктивному действию. Более того, эмоции должны "работать" на конструктивизм, восхищение переходить в интеллектуальный подъём, творческую активность.

3. Способность к риску. В любой деятельности есть риск, но каждый человек по-разному относится к риску. Кто-то боится рисковать, другой считает риск естественным фактором всякой работы. В исследовательской работе отношение к риску проявляется через отношение к парадоксам, опасение вызвать негодование.

4. Способность специалиста к обобщению, тип мышления, позволяющий видеть целое, составлять из разрозненных фактов целостную картину, выделять главное и отсеивать второстепенное относительно целей исследования.

Способность к обобщению может быть установлена на основе тестов, в которых приводятся факты, а проверяемому надо сделать на их основе обобщающее заключение.

На III этапе проверяются коммуникационные данные кандидата для работы в синектической группе.

Коммуникационные данные членов синектической группы во многом определяют возможность эффективной работы подобранного состава группы.

На III этапе предметом оценки являются следующие характеристики:

1. Кинестатические позиции или реакция на координационные действия. Эта реакция может быть замедленной, инертной. Такая кинестатическая позиция не обязательно свидетельствует о низком творческом потенциале, однако для эффективной работы в группе может оказаться отрицательным фактором. Иногда некоординируемость действий может быть следствием внутренней неуверенности, скованности.

2. Ответственность, т. е., как пишет Коротков Э. М., может ли человек отождествить свою деятельность с общими результатами работы, ощутить их как собственную удачу или неудачу, объективно оценить свою деятельность и роль в группе, признать порицание или одобрение. Ответственность проявляется в обязательности.

3. Мотивация поддержки проявляется в том, что в работе группы каждый участник не может занимать наблюдательную или выжидательную позицию, он должен поддерживать обсуждение, искать и находить свою роль, функцию, место в общем процессе творческой деятельности, проявлять активность. Участник должен быть настроен не отрицать и сомневаться в высказанном кем-то предложении, не критиковать его, а дополнять, развивать. Не акцентировать несогласие, но искать рациональное и полезное.

4. Статус разнообразия в поведении важен потому, что синектический эффект в значительной степени зависит от типологического разнообразия поведенческих характеристик членов группы.

Сформированную группу надо обучить приёмам совместной деятельности. Это важный этап синектики, он способствует как корректировке состава группы, так и созданию инновационной среды, освоению методологии и организации творческой работы.

( Коротков Э. М., с. 129).

В организации работы группы главным фактором является достижение определённых психологических её состояний, которые должны меняться, внося импульсы творческой активности, эмоционального единства, социально-психологического взаимодействия.

Это состояния,

во-первых, отрешённости – вовлечённости,

во-вторых, откладывания – осторожности,

в-третьих, размышления – раскованности,

в-четвёртых, достижения – удовлетворённости.

Первое состояние – "отрешённости – вовлечённости" характеризуется отчуждением, дистанцированием от проблемы и постепенным вхождением в её суть, содержание, особенности.

Второе состояние – "откладывания – осторожности" предлагает проявление осторожности в суждениях, отказ от категорических и окончательных выводов, сдержанность в оценках.

Третье состояние "размышления – раскованности" означает ощущение раскованности в размышлениях, обыгрывание различных ситуаций и подходов к решению.

Наконец, четвёртое состояние " достижения – удовлетворённости" находит выражение в ощущение близости рационального решения, удовлетворения совместной деятельности и её результатом.

Как отмечает Э. М. Коротков, эти состояния не обязательно чередуются в представленной последовательности, однако, присущи работе синектической группы.

В синектической группе, как правило, нет (и может быть лучше, если нет) явного лидера.

Роль лидера выполняют все члены группы поочерёдно. Главная задача каждого очередного лидера настроить группу на творческое восприятие проблемы, отключить стереотипы мышления, социально-психологически активизировать деятельность.

Это может быть достигнуто путём психофизиологической активизации, которая включает следующие действия:

1. Анализ понятий, их значений и дефиниций, преобразования проблемы посредством обобщения понятий или их инверсии, трансформации, комбинации.

2. Попытку отрицания, существующего понятия, закономерности, отрицания тенденции или принципа.

3. Поиск аналогов проблем и понятий, их образного выражения, отождествления или противопоставления, попытку сделать известное неизвестным и наоборот.

Технология синектики предполагает три этапа её осуществления:

(1) - превращение неизвестного в якобы известное;

(2) - превращение известного в якобы неизвестное;

(3) – превращение неизвестного в известное.

(1). Когда возникает проблема, то первым подходом к её решению всегда является стремление её понять, осмыслить, т. е. свести к чему-либо уже известному. Но это сведение всегда является условным, ограниченным, ибо в противном случае не было бы ни проблемы, ни необходимости её решения.

(2). После попытки объяснения проблемы в рамках привычных моделей, известных знаний, возникает сомнение в их пригодности для решения проблемы и группа исследователей стремится превратить известное в якобы неизвестное, т. е. переосмыслить известное с позиции новой проблемы, усомниться в универсальности существующих знаний. Здесь тоже существует некоторая условность, потому что осмысление существующих знаний осуществляется с позиций новой, ещё не решённой проблемы.

Для того, чтобы превратить известное в якобы неизвестное, необходимо, быть может, даже искусственно, исказить существующее представление, перевернуть привычный взгляд на действительность. Как отмечает Э. М. Коротков (стр. 132), в творческой деятельности всегда необходимо уметь взглянуть на известное как на неизвестное, усомниться в истинности существующих знаний. Здоровый скептицизм – основа творчества.

Существуют специальные операторы синектики по превращению известного в якобы неизвестное.

Коротков Э. М. даёт следующее определение, что такое операторы синектики (стр.131).

Операторы синектики – это конкретные психологические факторы, стимулирующие и поддерживающие творческий процесс синектической группы.

Представим операторы превращения известного в якобы неизвестное в виде схемы:

Методы генерации идей в управлении

Несколько слов о каждом операторе.

(1) Субъективная аналогия заключается в своеобразном "перевоплощении" исследователя в элемент исследуемого процесса или ситуации, в одну из противодействующих аспектов проблемы.

Коротков Э. М. приводит такой пример субъективной аналогии из области исследования систем управления:

Исследователь представляет в своём воображении систему управления как разветвляющиеся потоки информации. При нарастании её количества размываются каналы движения. А это установленные связи подразделений, звеньев, отделов. Неумеренное накопление информации в том или ином звене переполняет резервуары. Информация подобна воде в период весеннего паводка: мутная, грязная, засорённая. Исследователь может представить себя щепкой, плывущей в мутной воде и остро ощутить опасность, возникающую во всей системе движения информации, т. е. в системе управления.

Такой приём субъективной аналогии возбуждает мысли и чувства, стимулирует поиск и будит интуицию, включает её потаённые механизмы.

В качестве субъективной аналогии можно привести и такой пример. Разве менеджер, обдумывающий стратегию развития, не может, допустим, перевоплотиться в птицу, летящую осенью на юг, распределяющую свои силы и определяющую направление и ориентиры для передышки. Может быть использована и аналогия с движением самолёта. Всё это определяется субъективными качествами исследователя.

Практика западных фирм показывает, что при некоторых обстоятельствах, при определённом классе проблем такой оператор может быть весьма продуктивен. Субъективная аналогия помогает увидеть не воспринимаемые обычным способом аспекты и грани проблемы. А увидеть их – значит увеличить вероятность решения проблемы.

Наибольший эффект субъективной аналогия может дать при групповом исследовании, когда воображение отдельного человека мотивируется и включается в групповое воображение.

(2) Прямая аналогия заключается в сравнении фактов из двух параллельно существующих областей знаний и процессов, ситуаций и проблем. Эта аналогия работает на механизмах памяти, анализе подобий и тождества.

Наиболее известным примером использования прямой аналогии в исследовательской деятельности является перенос свойств биологического объекта на объекты природы в целом, распространяя на общество и его составляющие. Я имею в виду биолога Берталанфи – основателя общей теории систем.

Вспомните и инженера Ф. Тейлора, который, наблюдая труд рабочих и машин, пришёл к выводу о необходимости организации труда рабочих подобно работе машины, техники: когда проектируется каждое движение. В результате инженер Тейлор, имеющий 100 патентов на изобретения, стал изобретателем, основателем научного менеджмента.

Исследователями стратегического менеджмента, выделяется целая школа, получившая название школы внешней среды, использовали аналогию из живой природы и терминологию биологии.

Экологический популяционный подход в стратегическом управлении отталкивается от биологического тезиса: "существует фиксированная потенциальная емкость экологической системы". Как правило, потенциальная емкость новой, стремительно развивающейся, отрасли достаточна для "жизнедеятельности" большинства существующих в ней организаций. Но по мере их роста и появления конкурентов емкость отрасли может быть превышена. Начинается борьба за ресурсы, из которой выбывают наименее приспособленные компании.

Следуя все той же метафоре отбора, характеристики организации часто рассматриваются с отрицательной стороны, ее "издержек". К примеру, "издержки малости" указывают на то, что крупные организации лучше обеспечены ресурсами, а небольшие – чаще терпят неудачу, "издержки новизны" означают, что новые для данной отрасли фирмы чаще уходят с арены, или фирмы – старожилы; "издержки старения" состоят в том, что по мере взросления первоначальное превосходство организации становится источником ее инертности; наконец, "издержки юности" указывают на опасность перехода между периодами становления и зрелости (Микцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2000. С. 240-241).

В этой связи отметим, что для эффективного использования прямой аналогии требуется широкое образование, разносторонние знания. Тогда как специалист узкопрофильной подготовки, как правило, ограничен в возможностях успешного использования прямой аналогии.

(3) Если применение оператора прямой аналогии является ассоциативным поиском тождеств среди явлений окружающего мира, то символическая аналогия предполагает поиск и обнаружение парадоксов в привычном, противоречий в известном, неясного в ясном, бесспорном. Это оператор здорового скептицизма.

Механизм символической аналогии заключается в превращении любого заключения в парадокс, противоречие.

Коротков Э. М. приводит такой пример: управление, как известно из Мескона и др. "Основы менеджмента", стр. 38, – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Символическая аналогия: управление-насилие – такой негативный образ использовал, кстати, и Ленин, который говорил: "Государство – это машина для подавления трудящихся". А такая аналогия позволила ему прийти к мысли, что государство надо разрушить, сломать.

Совсем другая символическая аналогия: управление – это костёр в ночном лесу, который даёт тепло, свет, выступает маяком, объединяющим началом для людей, их интересов.

В зависимости от выбранной аналогии ответы, подходы будут существенно отличаться к таким вопросам: Какую роль управление играет в жизни людей? Каким должно быть управление? Как управление развивается?

Для символической аналогии важно выделить главную функцию исследуемого объекта, и, опираясь на неё, определить: имеются ли у него (т. е. объекта исследования) противоположные этой функции качества, как может выглядеть их реальное сочетание, что добавляет экспертам это сочетание в более глубоком понимании сущности исследуемого объекта.

Коротков, стр. 134.

(4) Соединение субъективной и символической аналогий даёт такой синектический оператор как образная аналогия.

В использовании этого оператора большую роль играет художественное воображение, возникающее из эмоциональных посылок. Образная аналогия предлагает построение целостного образа объекта, совокупности его основных свойств и качеств и сопоставление с подобным образом.

Допустим, стоит проблема разработки стратегии фирмы. Тогда образная аналогия может быть представлена в виде того или иного животного и его поведения, например, акула как образ фирмы или, например, представить фирму в виде орла. Выявить посредством такой аналогии сильные и слабые стороны стратегии акулы или стратегии орла. А затем использовать полученные результаты при формировании стратегии. Или представление менеджмента фирмы в роли парня, ухаживающего за девушкой (представляющей новый рынок для фирмы).

Исследуя многообразие конкурентных стратегий фирм, российский экономист А. Юданов использовал образную аналогию для типизации конкурентных стратегий в зависимости от их характера (по Бизнес – планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова и С.И. Ляпунова. М.: Финансы и статистика, 2000, с. 68 – 69):

Каждый выделенный тип выведен из биологического поведения определенного вида животных.

1 тип – серые мыши – "коммутанты" – маленькие, гибкие, легко подстраивающиеся к изменению рыночного спроса фирмы.

Такие фирмы часто предлагают товары – имитаторы, товары – подделки. Не привязаны прочно к определенной области деятельности, легко просачиваются из одного рынка на другой. Обладают низкой устойчивостью.

Серые мыши – "коммутанты" – тип предприятий, характерный для российского бизнеса.

2 тип – хитрые лисы – "патиенты" – узкоспециализированные фирмы, хорошо (подобно лисе) освоившие одну из ниш рынка. Их конкурентная стратегия – основанные на узкой специализации низкие издержки и высокое качество товара.

3 тип – слоны или львы в зависимости от мобильности – "виоленты" – гиганты, мощь которых позволяет им осуществлять контроль над значительной долей рынка.

Конкурентная стратегия – низкие издержки за счет экономии на масштабе и удовлетворении массового спроса покупателей. В российских условиях слоны (типа ВАЗа, ГАЗа) уязвимы от появления иностранных конкурентов.

4 тип – мотыльки – "эксплеренты" – венчурные фирмы, строящие свое конкурентное преимущество на инновациях, новых технологиях и товарах и часто терпящие банкротство из-за высокого риска их деятельности.

(5) Фантастическая аналогия отличается предельной свободой оперирования символами, образами. Выбирается символ или образ-идеал, недостижимый в реальной среде, но рождаемый реальностью, которая "мешает" найти решение. Это помогает увидеть неожиданный ракурс проблемы, ощутить непредвиденный поворот мысли. Например, менеджер как терминатор, который только мешает работать нормально фирме.

Выбранная аналогия позволяет найти подход к решению проблемы, т. е. осуществить превращение неизвестного в известное.

Рассмотрим технологию синектики на примере.

Допустим, стоит проблема обеспечения предприятия каким-то редким видом материального ресурса (материалом, который не выпускается промышленностью).

I этап синектики: превращение неизвестного в якобы известное.

Известный способ: купить,

получить материал у поставщика,

найти соответствующего поставщика.

II этап синектики: превращение известного в якобы неизвестное.

На этом этапе ищется аналогия.

Допустим, в качестве прямой аналогии рассматривается процесс выведения нового сорта пшеницы (яблоки, гибридов овощей).

Это процесс затем участниками синектической группы трансформируется применительно к выведению поставщика (его выращиванию).

Иными словами, технология выведения нового сорта переносится на процесс поиска поставщика. Выявляются полезные приёмы:

отбор наиболее подходящих поставщиков,

выявление у них нужных для производства материала возможностей,

стремление их объединить на основе разделения труда.

Наконец, III этап: превращение неизвестное в известное.

На этом этапе выявленные полезные приёмы соединяются с информацией закупочного менеджмента, используемыми им технологиями и формируется решение проблемы.