Местное самоуправление, понятие, формы, принципы, структура

Местное самоуправление: понятие, формы, принципы, структура.

Статьи по теме
Искать по теме

В Российской Федерации как демократическом государстве придается исключительно важное значение институту местного самоуправления, имеющему правовые полномочия для осуществления эффективной социально-экономической политики. Поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, решающий голос в принятии решения по вопросам жизнедеятельности в границах своей территории принадлежит жителям этой территории и избираемым ими органам местного самоуправления.

Местное самоуправление представляет собой такой уровень публичной власти, который наиболее приближен к населению, избирается населением и обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местного значения, касающиеся непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением или органами местного самоуправления самостоятельно.

Сущность местного самоуправления проявляется в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.

Ввиду того, что местное самоуправление является самостоятельным уровнем публичной власти, народовластие на этом уровне может осуществляться в двух основных формах: непосредственно и опосредованно.

К непосредственным формам местного самоуправления относятся

- - местный референдум – голосование жителей муниципального образования по утверждению наиболее важных вопросов местного значения;

- - муниципальные выборы – выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

- - голосование населения муниципального образования по некоторым вопросам местного значения (по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления; по вопросу изменения границ муниципального образования; по вопросу преобразования муниципального образования);

- - сход граждан (данная форма применяется в небольших по численности населения (не более 100 человек) муниципальных образованиях, при этом сход граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления);

- - правотворческая инициатива граждан (связана с реализацией группой граждан определенной численности права внесения на рассмотрение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению);

- - территориальное общественное самоуправление (самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения: в пределах территории подъезда, дома, группы домов, микрорайона, сельского населенного пункта, не являющегося поселением, и т. п.);

- - публичные слушания (могут проводиться для обсуждения проектов муниципальных правовых актов);

- - собрания граждан (могут проводиться для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования; итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию); обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами);

- - конференция граждан (собрание делегатов) – осуществляют в определенных случаях полномочия собраний граждан;

- - опрос граждан (проводится на всей территории муниципального образования для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами, а также органами государственной власти (при этом результаты опроса носят рекомендательный характер);

- - индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления (по существу обращения должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ в течение одного месяца);

- - иные формы, не противоречащие Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству.

Опосредованная форма реализации власти на местах заключается в осуществлении местного самоуправления через органы и должностных лиц местного самоуправления.

Местное самоуправление действует на основе общих принципов- основополагающих идей, отражающих его существенные признаки и определяющих требования к его организации и деятельности. К ним относятся:

- самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

- организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

- соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиями;

- ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

- многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

- законность в организации и деятельности местного самоуправления;

- гласность деятельности местного самоуправления;

- сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления;

- государственная гарантия местного самоуправления.

Структура органов местного самоуправления (организационная основа местного самоуправления) определяется населением самостоятельно, однако по общему правилу она включает:

- представительный орган местного самоуправления;

- главу муниципального образования;

- местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Кроме того, могут образовываться контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и т.п.) и иные органы местного самоуправления.

Для подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума и голосования по отдельным вопросам местного значения представительным органом местного самоуправления (на основе предложений избирателей, политических партий, общественных объединений, региональной избирательной комиссии) может формироваться избирательная комиссия муниципального образования, положение которой в системе органов местного самоуправления определяется законом субъекта РФ и уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления определяется в уставе муниципального образования.

Таким образом, объектом местного самоуправления являются общественные отношения на данной территории. Органы местного самоуправления и формы непосредственного волеизъявления граждан (выборы, местный референдум, общие собрания) предстают в качестве механизма, посредством которого решается часть государственных задач на данной территории. Обеспеченность правовой базой позволяет местному самоуправлению осуществлять широкий спектр функций в пределах своей компетенции.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и в других муниципальных образованиях, создаваемых в порядке, установленном законодательством. Каждое муниципальное образование имеет необходимые для решения вопросов местного значения муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы самоуправления. Деятельность населения муниципальных образований, формируемых им органов местного самоуправления, по самостоятельному решению вопросов местного значения носит публично-властный характер, так как местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти.

В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти.

Именно на местном, муниципальном уровне право граждан участвовать в управлении может быть осуществлено наиболее непосредственно. Поэтому одной из особенностей власти местного самоуправления является то, что она согласно Европейской хартии местного самоуправления обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление.

Местное самоуправление, его органы не являются составной частью государственного механизма управления. Вместе с тем местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны. У них единый источник – власть народа.

Литература

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) по состоянию на 2015 г., с учётом поправки от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ. – М.: Эксмо, 2015. – ст.12.

Зотов, В.Б. Система муниципального управления / Под. ред. В.Б. Зотова. – 5-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – С. 14.

Парахина, В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. – 3-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2015. – С. 56.

2 Зульфугарзаде, Т.Э. Современная система и структура органов местного самоуправления в Российской Федерации / Т.Э. Зульфугарзаде // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – №8. – 2012. – С. 254-260.

Беломестнов, В.Г. Управление развитием муниципальных образований на основе субрегиональной ресурсной интеграции: монография / В.Г. Беломестнов, Б.Б. Шаралдаев, Н.Э. Эрдынеева. – СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012. – С. 36.