Менеджмент в социально-культурной сфере

Понятие и принципы менеджмента в социально-культурной сфере

Статьи по теме
Искать по теме

Сущность менеджмента социально – культурной сферы

Существование социально – культурной деятельности неразрывно связано с управлением её деятельности, методов, способов. Социально – культурной деятельностью должен кто-то управлять и направлять её деятельность.

Управлением в этой сфере занимается менеджмент социально – культурной деятельности. Как наука менеджмент существует давно, есть труды и русских исследователей по данной отрасли научного знания, но все эти разработки не применяются нынешними директорами в полном объёме, хотя того требует ситуация. Главная заслуга основоположников менеджмента Ф. Тейлора и А. Файоля заключается в том, что они доказали: эффективно управлять людьми и производством можно только научно. По заявлению другого классика менеджмента Питера Друкера: "Редко, если вообще когда-либо, какой-нибудь новый основной институт так быстро доказывал свою необходимость… как развивался менеджмент с начала нынешнего столетия".

Что же такое менеджмент, и может ли он применяться в образовании и культуре?

Категория "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и трактуется в русском языке как руководство, управление. Такой перевод категории "менеджмент" не раскрывает полностью ее значения, поскольку и руководство, и управление в экономических системах, имеет конкретный смысл, который и определяет категории работников – "руководитель" и "управляющий".

В российской практике под категорией "руководитель" понимают первое лицо, которое формирует цель, принимает решение и несет за его реализацию полную ответственность. Управляющий, или управленец, – это менеджер, который обязан выполнить принятое руководителем решение и несет за его исполнение ответственность в контурах предоставленных ему прав.

На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы руководства и управления хозяйственной деятельностью в организационных системах, не разделяя их в отмеченном аспекте.

В "Оксфордском словаре английского языка" категория "менеджмент" характеризуется как способ обращения с людьми, как власть и искусство управления, как особого рода умение и административные навыки, наконец, как орган управления, административная единица.

В социологическим словаре категория "менеджмент" определена как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами. В соответствии с такой трактовкой менеджер определен как специалист по управлению производством, работой предприятия.

Из приведенных определений видно, что менеджмент – это одновременно и наука, и искусство. В учебнике "Менеджмент" обосновано, что менеджмент – "самостоятельная область знаний, отдельная дисциплина, а точнее, – междисциплинарная область, которую правильнее всего назвать управленческой мыслью, сочетающей в себе науку, опыт, ноу-хау, приумножаемые управленческим искусством…".

В оценке менеджмента как науки аргументами служат следующие соображения: управление – это наука, которая имеет свой предмет, сумму накопленных человечеством знаний, представленных различными концепциями, теориями, и как любая другая наука имеет свои проблемы, принципы и методы их решения. Как наука менеджмент раскрывает природу управленческого труда, причинно-следственные связи, факторы и условия совместного труда людей; изучает экономические отношения в сфере производства, распределения и обмена материальных и нематериальных благ, базируется на познании и использовании экономических законов и закономерностей.

Как искусство менеджмент основывается на учете особенностей организационной системы, а также специфики каждой человеческой личности, группы людей, составляющих эту организацию. Любая организационная система – это сложная, как правило, открытая система, на функционирование которой оказывают влияние множество факторов в достаточной мере вероятностной внешней и внутренней среды. В этих условиях не каждый человек, даже профессионально подготовленный, способен управлять деятельностью других людей, оперативно и эффективно принять нужное решение, взять на себя ответственность за это решение и его реализовать. Именно в последнем заключаются проблемы менеджмента как искусства.

Менеджер должен опираться на науку и искусство руководства и управления, объединяя их в единый управленческий процесс. Для этого необходим качественно новый специалист – менеджер, способный соединить в едином действии постоянно пополняемые научные знания и личностные качества, формируемые как природой человека, так и развиваемые практическим опытом, накапливаемыми знаниями в области своей профессиональной деятельности.

Итак, сделаем попытку дать обобщенное определение категории менеджмент в сфере культуры и искусства, включив в него следующее содержание.

Менеджмент в сфере культуры и искусства – это комплексная целенаправленная интеллектуальная и хозяйственная деятельность отдельной высоко интеллектуальной личности или организационной системы, созданной вокруг одной или нескольких таких личностей, в целях эффективного использования факторов производства (интеллектуального и иного труда, капитала, земли и финансов), – деятельность, основанная на системе принципов, функций, методов и организационной структуре управления организацией, вполне соответствующей условиям ее внешней среды.

Менеджмент в сфере социокультурной деятельности как междисциплинарная область интеллектуальной деятельности людей базируется на нескольких концепциях, которые включают управление:

- операциями, что раскрывает интеллектуальный и технический аспекты менеджмента в организации;

- трудовыми операциями, что раскрывает социальный аспект;

- маркетингом, что раскрывает рыночный аспект;

- коммуникациями, что раскрывает информационный аспект;

- собственностью, что раскрывает имущественный аспект менеджмента.

В организационных системах культуры и искусства указанные аспекты менеджмента системно связаны между собой и развиваются комплексно. Однако в зависимости от вида деятельности, формы собственности, правовой формы организации акцент в менеджменте может делаться на различные сочетания перечисленных концепций.

В качестве объектов руководства и управления дисциплина "Менеджмент в сфере социокультурной деятельности" изучает организационные системы в интеллектуальной сфере деятельности, что осложняет некоторые процедуры менеджмента из-за повышенной неопределенности создания интеллектуальной собственности.

Менеджмент многие считают совсем молодой профессией и только начинающей формироваться наукой. С одной стороны, это действительно так, ведь как область профессиональной деятельности за рубежом менеджмент известен чуть больше века, а в России получил широкое признание только в последние 10 – 15 лет. А с другой стороны, многие догадываются, что строительство египетских пирамид и других чудес света вряд ли обошлось без идейных вдохновителей, инженеров и организаторов. Да и Россия с древних времен славилась государственными деятелями, полководцами, промышленниками и исследователями, которые своими прогрессивными идеями и организаторскими способностями удивили мир.

Сейчас, на современном этапе развития общества, менеджмент все более и более охватывает различные стороны человеческой деятельности – научно-технической, производственной, интеллектуальной. Культурная сфера также является частью мирового менеджмента.

Современные проблемы развития культурной сферы во многом связаны с совершенствованием управления. Проводимая в стране экономическая реформа, появление новых форм собственности, в том числе в различных отраслях культуры, изменение всей сформировавшейся в советское время системы ценностей, норм, представлений о мире привели к обретению культурной сферой большей свободы как в творческом, так и в организационном отношении, что не могло не сказаться на развитии новых форм управленческой деятельности.

В любой социальной организации люди собираются вместе, чтобы делать то, что порознь делать невозможно или нерационально, они ставят перед собой цели, выбирают средства их достижения и получают те или иные результаты. Благодаря управлению совместная деятельность становится не стихийной и хаотичной, а целенаправленной и организованной. В общем виде закономерности и принципы менеджмента пригодны для любой социальной организации.

Как только мы начинаем применять эти закономерности в практике управления тем или иным объектом, то из-за специфики объекта тут же возникает и специфика системы управления им. Поэтому-то и возникли новые области научного знания – "менеджмент в строительстве", "менеджмент в спорте", "менеджмент в образовании" и т.д. так что хотя менеджмент был впервые разработан для бизнеса, но позднее – и для других сфер деятельности. В том числе и для сферы образования и культуры.

Конечно, опыт коммерческих организаций непосредственно не может быть использован в области образования, но общие свойства управления, такие как: целенаправленность, системность, прогностика, демократичность, а также необходимость в целях управления совершать одни и те же управленческие действия (планирование, организация, руководство, мотивация, контроль) и многое другое является общим для всех социальных организаций.

Синонимом термина "менеджмент" в ряде случаев может являться термин "управление". Существует такое определение термина "управление".

Управление – способ, технология, методика, механизм осуществления плана во времени, совокупность действий руководителя для достижения результатов. Процесс управления может быть рассмотрен как последовательное выполнение функций управления, как механизм принятия управленческих решений.

Управление может быть рассмотрено ещё и как процесс – способ, технология, методика, механизм осуществления плана во времени, ход управления, последовательная смена состояний, стадий, этапов развития, совокупность действий руководителя для получения поставленных результатов, достижения целей.

В настоящее время всё более возрастает роль социокультурных учреждений со вступлением общества в постиндустриальную эпоху развития, когда самым ценным товаром станет информация. И особенно большую роль здесь будут играть школы и учреждения культуры, где и закладываются навыки её получения и переработки. В большей мере именно от этого зависит, раскроется ли человек в будущем, найдёт ли он своё место в жизни.

Задача руководителя социокультурных учреждений сегодня – обеспечить необходимые условия для развития личности, создать атмосферу, способствующую максимальной её самореализации.

Культурные и образовательные учреждения являются, таким образом, отражением существующего общества – сложного и многогранного. И как социальный институт они вряд ли могут быть существенно лучше создавшего их человеческого сообщества по той причине, что именно оно учреждает и разрабатывает программы, определяет цели и функции, обеспечивает финансами, создаёт правовое пространство.

Тем не менее, культурно-образовательные учреждения должны быть максимально приближены по уровню интеллекта, техническому развитию к окружающему социуму, брать на вооружение всё лучшее и новое.

Очевидно, что в последние годы всё более заявляет о себе новый метод управления–менеджмент.В связи с этим развитием, нарастает сложность объектов управления и муниципальных социокультурных учреждений в сфере инноватики: увеличивается число связей учреждений культуры с другими системами (школы, спорта, медицины), они становятся более интенсивными,возрастает необходимость максимально учитывать социокультурные запросы местного сообщества, ориентироваться на актуальные и перспективные потребности местного рынка труда, поддерживать и развивать муниципальные историко-культурные традиции и т.д.;появляются новые формы собственности, меняется компонентный состав и структура учреждений культуры;продолжаются инновационные процессы в культуре;появляются новые функции в связи с введением федеральных и региональных стандартов (аттестация, аккредитация).

Каждый год творческие вузы, художественные училища и лицеи выпускают в жизнь все новых и новых талантливых артистов, художников, музыкантов. Их творческая судьба, профессиональная карьера во многом зависят от профессионализма и заинтересованности менеджеров и продюсеров, промоутеров и импресарио, привлекающих средства на реализацию творческих проектов, формирующих спрос на них, осуществляющих их продвижение.

Да и происходящие радикальные, чрезвычайно интенсивные изменения практически во всех секторах, механизмах и процедурах менеджмента в социально культурной сфере нуждаются в обобщении, осмыслении и систематизации. Под менеджментом в данной работе понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов–организаций, призванных осуществлять некоторую социально значимую деятельность. Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности ит.д.).

Технология, т.е.конкретные способы осуществления менеджмента, зависят от социально экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действующего законодательства и целого ряда других факторов. Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями "духовного производства". "Продукты" такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания(восприятия, понимания, мышления, переживания ит.д.),не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги ит.д.; книга, которую не читают, картина, которую не смотрят ит.п., не являютсяхудожественными ценностями).

Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашивают, яблоки съедают), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт ит.п.,– тем выше их социальная значимость).Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность.

Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Это означает, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров.

Некоммерческая деятельность не означает "непривлекательная" для бизнеса. Во всем мире некоммерческий(нонпрофицитный) сектор– один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Действительно, что может быть привлекательней деятельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в принципе!

Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий,привлекающих туда капитал. В силу своей публичности,социальной значимости она обладает явно выраженнымрекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса ит.д.

Более того, некоммерческая деятельность, как уже говорилось, имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские ит.п. Эти обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг некоммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах.

Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот,кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг в сфере культуры– это дети, подростки, ветераны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую– не они сами.Чтото оплачивают родители, чтото поддерживается бюджетными средствами, что то – заинтересованными в такой деятельности донорами, что то – благотворительными фондами ит.д. Фактически в сфере культуры действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку,то ли потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, готовых платить деньги за определенные виды работ с этими группами.Эти особенности, вне всякого сомнения, сказываются на технологии менеджмента в сфере культуры. Однако при всей их важности они не отличают менеджмент в сфере культуры от любого менеджмента услуг.

Поэтому, с технологической точки зрения, не меньший интерес представляют особенности реализации механизмов менеджмента, специфичные для сферы культуры. Всвязи с этим, применительно к российской сфере культуры, до самого недавнего времени можно было говорить о ярко выраженной специфике. Заключалась она в вопиюще низком уровне культуры управления в сфере культуры. Эпические сюжеты этого рода (централизация,КСК, платные услуги ит.п.) будут рассмотрены чуть ниже.Составляющие сферы культуры, несмотря на их различия, объединяет специфика предоставляемых ими услуг и товаров.

Услуги сферы культуры крайне разнообразны. Их можно классифицировать, по мнению отдельных авторов, на две группы основные и дополнительные. Основные услуги, по их мнению, служат достижению уставных целей деятельности организации культуры, т.е. направлены на реализацию ее миссии. К примеру, для Эрмитажа основными услугами являются выставочная деятельность (представление и интерпретация коллекций), а также образовательная работа (экскурсии, лекции, детские и юношеские студии, семинары, конференции ит.д.).

Дополнительные услуги, напротив, реализуют второстепенные цели организации культуры, не вступающие в противоречие с основными задачами. Второстепенные цели могут быть направлены на удовлетворение потребностей клиентов в информационном обеспечении, питании, сувенирной продукции ит.д. В этом случае дополнительныеуслуги предстают в качестве услуг буфетов, ресторанов,магазинов для посетителей, а также в форме различных событий (приемов, встреч, концертов, спектаклей). Например, в Эрмитаже к дополнительным услугам можно отнести услуги кафе, книжных киосков, фотомастерских, обменного валютного пункта, почты ит.д.

Таким образом менеджмент является одной из важнейших сфер поддержания жизнедеятельности организации и в значительной мере зависит от квалификации и морально-психологических качеств менеджера, что обусловливает повышенные требования к квалификационной подготовке кадров управления.

Принципы и методы менеджмента социально-культурной сферы

Учреждения социально-культурной сферы в организации деятельности используют определенные наукой управления принципы, методы и функции. Принципы управления в учреждениях социально-культурной сферы это исходные положения управления, которые обеспечивают функционирование и развитие управляемой социально-культурной системы.

Существует несколько классификаций управленческих принципов. Как, отмечает Коргова М.А., принципы управления можно разделить на общие и частные; на принципы, которые обеспечивают функционирование объекта управления, и принципы, которые обеспечивают развитие и совершенствование управляемой системы. А так же принципы канонического (классического менеджмента) и принципы постканонического (неоклассического) менеджмента.

К общим принципам управления, которые действуют в социально-культурной сфере управления относят:

Принцип объективности (научности), который предполагает целенаправленное воздействие субъекта управления социально-культурной сферына объект управления на основе познания и использования объективныхзакономерностей его функционирования и развития в интересах обеспечения оптимального функционирования системы управления.

Принцип системности основан на рассмотрении объекта управления как единого целого, состоящего из отдельных элементов, которые связаны между собой таким образом, что изменение свойств одного или нескольких из них влечет изменение других элементов или системы в целом. Чтобы управлять целым, надо раскрыть его сущность, состав, структуру, функции, интегративные факторы, коммуникацию с внешней средой, историю развития и т.д.

Ученые утверждают, что с системным принципом тесно связан принцип комплексности проблем управления, который представляет специфическую форму конкретизации системности. Комплексный принцип позволяет проводить исследования и оценки, экспертизу принимаемых решений с позиций разных отраслей знания и разнопланового опыта, обеспечивая их взаимное согласование и интеграцию.

Следующий принцип социально-культурного менеджмента – конкретно-исторический, предполагающий исследование возникновения, формирования и развития управленческих проблем в хронологической последовательности с учетом влияющих на них факторов и условий. Например, в социально-культурной организации выделяют ученые несколько стадий жизненного цикла. На первой стадии происходит зарождение, затем на второй стадии происходит ускорение роста и на последней стадии замедление роста, а затем спад.

В связи с различиями целей управления на разных стадиях используют различные методы, соответствующие конкретным условиям управления. Поэтому при анализе проблем социально-культурной организации особое внимание необходимо уделятьпериоду ее создания и основным событиям развития. Для новых организаций СКД важен аналитический прогноз перспектив развития.

Так же менеджмент социально-культурной сферы базируется на принципе состязательности. Состязания пронизывают всю историю общества. Жизнеспособность социально-культурной системы зависит от того, в какой степени в ней развиты состязательные элементы. Принцип состязательности следует шире применять как между системами управления, так и внутри систем управления.

Следующий принцип менеджмента социально-культурной сферы – главного звена. Данный принцип необходимо использовать в ходе решения управленческих задач, где приходитсявстречаться с множеством фактов, событий и т.д. Необходимо руководству социокультурного учреждения принимать во внимание всю совокупность относящихся к рассматриваемой проблемы и фактам. Однако из всей совокупности задач необходимо выделить решающие. Определение главного звена – важнейшая часть процесса управления в сфере социально-культурного менеджмента. Принцип главного звена – это поиск из множества задач основной, решение которой позволяет разрешить весь комплекс вопросов управления социально-культурного учреждения.

Так же необходимо отметить, что существуют и частные принципы управления в социально-культурной сфере. Например, ГУК Государственный музей-заповедник домик им. М.Ю, Лермонтова в управлении придерживается следующих принципов: объективности, уважение к личности; вежливости, пожизненной занятости; скромности, гармонии.

К принципам, обеспечивающим функционирование объекта управления социально-культурного учреждения, относят следующую группу принципов.

Принцип правовой защищенности управленческого решения требует от руководителей организации социально-культурной сферы не только знания, но соблюдения действующего законодательства, а так же умения принимать решение только с учетом соответствия этих решений действующим правовым актом, а также нормам морали и этики.

Принцип оптимизации управления социально-культурной сферы подразумевает, во-первых, разумное сочетание централизации, которое имеет преимущество при решении глобальных стратегических задач, но при этом подавляет инициативу исполнителя и затрудняет решение тактических задач и децентрализации, которая эффективно стимулирует инициативу, но имеет опасную тенденцию к превращению управляемого процесса в анархию; во-вторых, оптимальная норма управляемости колеблется от трех до семи непосредственно подчиненных руководителю исполнителей.

Следующий принцип делегирования полномочий. Он предусматривает передачу руководителем социально-культурного учреждения части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия. Данный принцип освобождает время руководителя социально-культурного учреждения от менее сложных повседневных дел и помогает сконцентрировать усилия на решении задач более сложного управленческого уровня.

Принцип делегирования эффективен, если подчиненные:

- знают и понимают, какие обязанности им переданы, осознают конкретные цели и сроки выполнения задания;

- получают приказания у своего непосредственного руководителя;

- знают свои права и обязанности без каких-либо неопределенностей;

свободны в своих действиях;

- уверены в своем праве идти на продуманный риск и в праве совершения ошибок;

правильно понимают необходимость контроля хода выполнения задания.

Принцип соответствия гласит: выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя. Как утверждал Л.Питер, каждый человек поднимается до уровня некомпетентности и, увы, остается на нем. В этой связи достойная задача человека – стать тем, кем он может стать. Руководитель призван помочь в этом всем своим подчиненным, одновременно обращая этот принцип на самого себя.

Принцип автоматического замещения отсутствующего предписывает автоматическое замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка и др.) на основе действующих служебных должностных инструкций.

К принципам, обеспечивающим развитие и совершенствование управляемой системы, относят следующую группу.

Принцип первого руководителя. При организации выполнения важного задания контроль за ходом работ должен бытьоставлен за первым руководителем, так как именно руководитель имеет право принимать решения, только он может охватить всю проблему, стоящую перед организацией в целом, глубоко знает цели и задачи, узкие места в работе.

Принцип одноразового ввода информации свидетельствует, что в деятельности руководителя информация, ее оперативность и достоверность играет решающую роль, так как она является предметом, средством и продуктом управленческого труда. Один раз введенная в долговременную память компьютера информация может неоднократно использоваться для решения управленческих задач. На основе информации создаются базы и банки данных, которые являются ценным инструментом для получения руководителем и персоналом организации объективных и достоверных данных о ходе управленческого процесса.

Принцип новых задач. В управлении социально-культурными учреждениями часто приходится встречаться с новыми задачами. Руководитель должен быть готов к сопротивлению инновациям со стороны персонала. Он должен знать их причины, формы, эффективные механизмы их внедрения.

Принцип повышения квалификации персонала. Для достижения эффективного управления необходимо постоянно, тотально повышать квалификацию персонала организации, подготавливать и переподготавливать кадры, используя для этого лучшие формы и методы, зарекомендовавшие себя в мировой практике.

Наряду с принципами классического менеджмента, о которых говорилось выше, выделяют принципы неоклассического менеджмента (менеджмента "постмодерна" и "нью -экономики"): децентрализация; самонезавершенность; самогенерация; полисемичность; кризисность; беспретендентность, экологичность и т. д.

В менеджменте под методом понимается совокупность приемов, способов достижения целей управления. В литературе по менеджменту наряду с понятием "метод" нередко используются категории "техника", "подход", "прием", "инструмент", которые считаются равнозначными и взаимозаменяемыми.

Методы ученые классифицируют на административные (организационно-распорядительные), экономические, социально-психологические.

Административные методы реализуются путем прямого воздействия субъекта управления на объект управления. Воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, положения, правила, нормативы и другие документы, регламентирующие деятельность подчиненных лиц, их четкую работу, надлежащую дисциплину и ответственность.

Формы и масштабы применения административных методов определяются задачами субъекта управления, квалификацией и культурой как руководителя и его управленческой команды, так и персонала как объекта управления.

Административные методы базируются на поощрении за образцовое выполнение должностных обязанностей (объявление благодарности, премирование, награждение ценным подарком или почетной грамотой, представление к государственным наградам) и санкциях, заключающихся в установлении дисциплинарной ответственности (замечания, выговоры, строгие выговоры, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение).

Для административных методов характерно:

- конкретно-адресное задание, ориентированное на достижение цели управляемой системы путем формирования ее структуры, создание условий для подготовки, принятия и реализации решений;

отсутствие полной и непосредственной ориентации на экономические интересы персонала как объекта управления;

высокая доля ответственности вышестоящих органов за принимаемое решение;

решения не предполагают выбора, требуют обязательного и точного исполнения.

Управленческая деятельность невозможна без применения административных методов, однако их использование требует разумности со стороны субъектов управления.

Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность субъектов управления за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений. Экономические методы – это методы косвенного воздействия на объект управления, для которых характерны:

-учет экономических интересов как коллектива, так и отдельных работников;

-самостоятельность субъектов управления на всех уровнях при одновременном возложении на них ответственности за принимаемые решения и их последствия;

-побуждение к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива и отдельных работников.

Экономические методы считаются очень перспективными и востребованными в условиях становления рыночных отношений, так как именно они должны обеспечить нормальные условия для функционирования и развития хозяйствующих субъектов. При умелом использовании экономических методов субъект управления легче преодолевает инертность в реализации своих задач, обусловленную отсутствием соответствующей экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении потребности, при этом усиливается самоконтроль, сокращается число звеньев в управлении и ускоряется процесс принятия решения.

В социально-культурном менеджменте используют следующие экономические рычаги воздействия на персонал: оплата труда, налоги, кредит, а так же экономическая ответственность в качестве компенсации потерь, гарантированные платежи.

Следующая группа методов социально-психологические, так как в управлении людьми регулирование отношений между ними требует знаний и умений применения социально-психологических методов воздействия. Данные методы чрезвычайно важны, так как они ориентированны на моральные интересы персонал социально-культурной сферы, а так же связаны с самоутверждением и самовыражением человека в коллективе, с его стремлением получить моральное удовлетворение в труде. К рычагам воздействия указанных методов необходимо отнести: убеждение, социальное нормирование, моральное стимулирование, методы комплектования команд, гуманизации труда, психологического побуждения.

Использование социально-психологических методов чрезвычайно важно. Однако их использование требует серьезной психологической подготовки менеджеров.

Охарактеризуем функции менеджмента социально-культурной сферы. Функции управления связаны между собой, они образуют управленческий цикл. Управленческий цикл- это совокупность целенаправленных и непрерывных действий, предпринимаемых субъектом управления социально-культурной сферы для достижения поставленных задач.

1. Планирование как функция управления

Планирование (определение целей и путей их достижения) предполагает четкую постановку целей и разработку и реализацию плана, обеспечивающего оптимальное достижение целей. Функция планирования включает в себя:

- содержание деятельности;

- финансирование и другое обеспечение;

- организационная структура;

- требования к персоналу;

- подбор, расстановка, стимулирование кадров;

- система учета, отчетности и контроля

Преимущества планирования заключаются в таких положениях, как: научное предвидение; рациональное использование ресурсов; внутренняя координация; адаптация к внешней среде; концентрация сил и средств на наиболее перспективных направлениях развития. Планирование предполагает учет состояния компании в настоящее время; знание ее целей; знание способов достижения целей.

Виды планов в социально-культурной сфере

Планы, разрабатываемые и используемые в социально-культурной сфере, различаются в зависимости от содержания планируемой деятельности, уровня принятия плановых решений, степени директивности и сроков, на которые они рассчитаны.

По содержанию планируемой деятельности различаются планы:

1) культурно-досуговой деятельности;

2) финансирования;

3) повышения квалификации и т. д.

Планы могут быть посвящены какому-то одному виду деятельности – в этом случае это будет тематический план, или ряду направлений работы – комплексный план или программа. В зависимости от уровня принятия планового решения планы различаются на федеральные, республиканские, областные и краевые, районные и городские, планы учреждений и организаций, их подразделений, индивидуальные.

В зависимости от степени директивности, т. е. обязательности выполнения, различаются планы:

1) прогнозные (выражающие некоторые ориентировочные представления о планируемом периоде);

2) рекомендательные (содержащие установочные рекомендации);

3) директивные (подлежащие обязательному выполнению).

Вдирективных планах содержится четкое определение заданий в цифровых показателях с указанием точных сроков выполнения. Директивным образом планируются ассигнования средств из государственного бюджета, договорные обязательства, задания, связанные со строительством, и другие задания, связанные с использованием материальных, стоимостных и трудовых ресурсов деятельности учреждений культуры. Показатели рекомендательных планов носятконтрольный характер (обычно указываются минимальные значения таких показателей). Это означает, что организацияв своей деятельности должна построить свою работу так, чтобы обеспечить достижение показателей не ниже контрольных.

Таким образом, обычно планируются объемы культурно-досуговой деятельности. Прогнозные планы представляют собой выявление наиболее вероятных тенденций развития сферы, сети или компании. Они являются теоретической предпосылкой принятия конкретных плановых решений директивного и рекомендательного характера.

В зависимости от сроков, на которые разрабатываются планы, они различаются на: перспективные (среднесрочные и долгосрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные).

Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет. В сфере культуры такие планы обычно разрабатываются на федеральном и региональном уровнях (развития сферы, сети учреждений, долгосрочные программы и т. п.). В таких планах указываются обычно наиболее общие показатели, характеризующие деятельность учреждений на планируемый период.

Среднесрочное планирование охватывает период от года до 5 лет (включительно) и отличается обычно большей детализацией.

К краткосрочным относятся планы,разрабатываемые на срок до года включительно, а также оперативные планы. В нихконкретизируются задания перспективных планов на текущий год, квартал, месяц, неделю. Поэтому краткосрочные планы называются также планами текущей работы. Текущее планирование осуществляется на тех же уровнях, что и перспективное, а также на уровне отдельных учреждений и их подразделений. Наиболее полно деятельность учреждения культуры выражается в годовых планах работы. Дальнейшая детализация и конкретизация плановых заданий достигается в квартальных и месячных (календарных) и других оперативных планах работы. Коперативным относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день, а также оперативные индивидуальные планы.

Следует различать также стратегические и тактические планы, которые призваны конкретизировать содержание намеченной деятельности в отдельных программах, проектах, текущих плановых документах, бизнес-планах, дополнены системами анализа, оценки, контроля, корректировки деятельности. Очевидно, таким образом, центральная роль стратегии заключается в определении, как содержания конкретных планов, так и организации обеспечения их выполнения, требования к контролю и персоналу.

Цель стратегии – удостовериться, что компания находит и развивает перспективные виды деятельности, сокращая и сворачивая слабые. В качестве программы реализации конкретного проекта используется бизнес-план, который представляет собой необходимый набор документов, фактов, анализ информации, оценка рынка – собранный вединый документ, дающий возможность в случае его одобрения и поддержки получить кредит, а следовательно – начальный капитал для развития компании, социокультурной программы или разового культурного мероприятия. Стратегическое планирование предполагает четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов; адаптация к внешней среде; внутренняя координация; организационное стратегическое предвидение.

2. Организация как функция управления

Данная функция менеджмента создает условия для эффективной деятельности сотрудников на основе координации их усилий в процессе осуществления социально-культурной деятельности. Как согласование работы организация включает:

– Полномочия – право менеджера использовать определенные ресурсы компании и давать поручения ее сотрудникам для решения поставленных задач.

-- Делегирование полномочий – возможность их передачи полностью или частично кому-либо из подчиненных.

-- Ответственность – мера наказания за невыполнениесотрудником возложенных функций или задач.

Этапы организационной деятельности рассмотрим в логической последовательности их выполнения

1. Установление целей организации.

2.Выявление и классификация видов деятельности по реализации социально-культурных программ.

3. Группировка этих видов деятельности исходя из максимально эффективного использования ресурсной базы социально-культурной деятельности.

4. Формирование структурных подразделений, определение их целей и закрепление групп видов деятельности.

5. Наделение руководителей подразделений полномочиями, достаточными для достижения целей.

6. Вертикальная и горизонтальная взаимоувязка этих подразделений посредством должностных связей и информационных потоков.

Основные направления организационной деятельности социально-культурной организации:

1. Определение норм управляемости (определение количества работников, которыми эффективно можно управлять). Реализация каждого социокультурного проекта диктует количество подчиненных в зависимости от его специфики.

2. Установление взаимоотношений, полномочий и ответственности, которые связывают руководителей разных уровней и их подчиненных.

3. Формирование организационной структуры компании (деление на подразделения и установление связей между ними).

3. Функция координации в менеджменте социально-культурной сферы.

Это процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организационной структуры в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Согласно научным источникам, существуют следующие факторы координации: уровень разделения труда; взаимозависимость подразделений; размеры организации; география подразделений компании; соотношение централизации и децентрализации в ней; стиль управления; уровень развития коммуникации;

Виды координации:

1. Номинальная – подразделения вносят вклад в общее дело, но непосредственно между собой не связаны (минимальная).

2. Последовательная – работа подразделений, занятыхна последующих этапах работы, зависит от работы на предыдущих этапах (более тесная).

3. Обоюдная – вводимые факторы производства одного подразделения становятся результатом работы другого, и наоборот. Например, в деятельности учреждений исполнительских искусств организация материально-технического обеспечения минимально связана с уровнем квалификации творческого состава (номинальная координация), а от качества работы бухгалтерии зависит своевременность изготовления и поставки реквизита (последовательная координация). И, наконец, деятельность маркетинговой службы обеспечивает востребованность услуг данного учреждения, что, в конечном счете, позиционирует его как конкурентоспособное на рынке социально-культурных услуг (обоюдная координация).

4. Мотивация в менеджменте социально-культурной сферы.

Процесс, побуждающий человека к деятельности для достижения личных целей и (или) целей организации – есть мотивация. В качестве побуждения человеческого поведения, базирующегося на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов, мотивация требует четкого представления потребностей и вознаграждений.

-- Потребность – ощущение человеком физиологическии психологически недостатка чего-либо.

-- Вознаграждение – все, что человек считает ценным для себя.

В научных источниках существуют содержательные и процессуальные теории мотиваций. Содержательные теории мотивации акцентируют внимание на потребностях сотрудников.

Функция контроля как функция менеджмента социально-культурной сферы.

Проверка выполнения поставленных задач, исходящих из стратегических и тактических целей организации – есть контроль. Контроль – процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели, (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет /будет), развитие процесса (будет/есть).

Сущность контроля раскрывает механизмы:

- сбора, обработки и анализа информации о фактических результатах;

- сравнения фактических и плановых показателей;

- выявления отклонений и выявления причин;

- корректировки;

- разработка стандартной системы отчетности.

В практике менеджмента социально-культурной сферы существуют разные виды контроля.

Предварительный контроль осуществляется до начала работы и направлен на проверку стартовых условий деятельности.Проверяется соответствиересурсов заданным критериям, осуществляется диагностика профпригодности сотрудников. Текущий контроль осуществляется в процессе социокультурной деятельности, где сопоставляются поставленные цели и полученные результаты. Заключительный контроль проводится по завершению работы. Данный вид контроля необходим для выявления и устранения проблем, возникавших в процессе работы, для вознаграждения сотрудников за полученные результаты.

Следует понимать, что если управленческий контроль требует централизации, то административный основан на децентрализации деятельности. Важно правильно выбрать перечень проверяемых параметров и установить задания и критерии их выполнения. Актуальной проблемой в социально-культурном сегменте выступает такой вид контроля, как контроль качества.

Условиями эффективного контроля выступает: наличие планов, развитый учет, отлаженная система информации и рациональная структура (четкость распорядительства). Для принятия решения о контроле и организации процессов контроля могут иметь значение ряд критериев: его эффективность, эффект влияния на людей, задачи контроля и его границы.

Охарактеризуем вспомогательные функции в деятельности социокультурных организаций:

1. Перспективное и текущее экономическое и социальное планирование.

2. Учет и отчетность.

3. Экономический анализ.

4. Техническая подготовка производства социально-культурной услуги.

5. Управление технологическими процессами реализации услуг.

6. Оперативное управление производством социокультурных программ.

7. Реализация социально-культурных услуг.

8. Организация работы с кадрами.

9. Организация труда и заработной платы.

10. Материально-техническое обеспечение.

11. Финансовая деятельность.

Таким образом, процесс управления – это деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей организации путем реализации определенных функций с использованием методов управления.

В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления. Моделирование процесса управления в социально-культурной деятельности связано с обеспечением востребованности соответствующих услуг в конкурентной среде и включает в себя координацию таких составляющих как: ресурсная база (материальные, кадровые, финансовые, информационные ресурсы), реализация функций управления и видов деятельности.

Проблема моделирования процессов управления в социокультурной деятельности непосредственным образом связана с политикой,как совокупностью всех нормативных требований и способов их осуществления. Сущность политики организации включает в себя: принципы социально-значимой деятельности; основные цели, объекты, сферы деятельности; требования к ее организации.

Предъявляются принципиальные требования к организации деятельности социально-культурной организации в процессе моделирования системы управления: к способу управления (например, авторитарный или демократичный); в области инноваций (например, текущее, гибкое или жесткое планирование); в среде информации (открытость, секретность); к принципам мотивации; к организационной структуре; принципам контроля. В деятельности любой организации, в том числе и социально-культурного профиля, присутствует взаимосвязь различных сторон ее функционирования.

Конкретные политики действий организации социокультурного профиля включают: политику приобретения (материалов, услуг); инвестиционную политику; политику в области материально-технического обеспечения; кадровую политику; финансовую политику; производственную политику (технологические процессы, оперативное управление); политику позиционирования (цены, продвижение, реклама); политику отчетности о деятельности.

Литература

Аксенова, Е.А. Основы кадрового менеджмента / Е.А. Аксенова. – М.: Инфра-М, 2014. – 254 с.

Арнольдов, А.И. Культурная политика: реалии и тенденции / А.И. Арнольдов. – М.: МГУКИ, 2012. – 323 с.

Артс, Г. Музей как единая команда / Г. Артс Музеи; Маркетинг; Менеджмент: Практическое пособие. – М., 2013. –107 с.

Бабосов, Е.М. Социология управления: Учебное пособие для вузов. – Минск. – 2014. – 445 с.

Барри Лорд,. Менеджмент в музейном деле / Лорд Барри, Гэйл Д. Лорд / Пер с англ. Э.Н. Гусинского и Ю.И. Турчаниновой. Подред. А.Б. Голубовского. – М.: Логос, 2012. – 256 с.

Боглачев, С. В. Юбилейный путеводитель 200 – летию КМВ посвящается. Кавказские Минеральные Воды благословенная земля курортов и туризма /С.В.Боглачев. – Ессентуки: "Россы" при участии изд. "СНЕГ", 2014. – 567 с.

Богнер Д. Город в музее – музей в городе: как удержать посетителей? / Д.Богнер // Art-менеджер. – М., 2014. – № 2.

Виханский, О.С. Менеджмент /О.С. Виханский. Учебник, 3-е изд.. – М.: Гардарики, 2014. – 346 с.

Востряков, Л. Современный музейный менеджмент: Учебное пособие / Л. Востряков. – М.: Гардарика, 2013. – 251 с.

Громова, Л.А. Технологии управления в социальной сфере: учеб.-метод.комплексРос.гос.пед.ун-т /Л.А. Громова – Спб: РГПУ, 2014. – 342 с.