Массовые коммуникации как способ передачи информации

Классическим представлением о роли коммуникации в обществе является то, что массовая коммуникация способствует развитию людей как социальных существ, развитию человека как вида в целом, так и отдельных представителей этого вида.

Статьи по теме
Искать по теме

Массовая коммуникация (англ. mass communication), систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Материальной предпосылкой возникновения массовых коммуникаций в 1-й половине 20 века стало создание технических устройств, позволивших осуществить быструю передачу и массовое тиражирование больших объёмов словесной, образной и музыкальной информации. Собирательно комплексы этих устройств, обслуживаемых работниками высокой профессиональной специализации, принято называть "средствами массовой информации и пропаганды" или "средствами массовых коммуникаций".

Массовые коммуникации представляют собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений. Такими каналами являются: печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты); радио и телевидение – сеть широковещательных станций и аудиторий, имеющих радио- и телеприёмные устройства; кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью проекционных установок; звукозапись (система производства и распространения грампластинок, магнитофонных роликов или кассет); видеозапись.

Эффективность массовых коммуникаций определяется не только целями и задачами воздействия на читателей, слушателей, зрителей передаваемых сообщений, но и соответствием их содержания и формы постоянным и текущим информационным нуждам людей.

Будучи мощным орудием идейно-политической борьбы, социального управления, регулирования отношений социальных групп и распространения культуры, массовые коммуникации стали важным элементом общественных отношений, оказывающих существенное влияние на её содержание и формы, на своеобразие идеологической, политической и иной пропаганды, на передачу распоряжений власти, просвещение различного вида и назначения, коммерческую рекламу и развлечения, осуществляемые с помощью средств массовых коммуникаций.

Термин "коммуникация" (от лат communikatio – делаю общим, связываю) появился в начале 20 века. В интерпретации данного понятия имеется три направления:

Первое направление в интерпретации заключается в восприятии коммуникации как средства связи любых объектов материального и духовного мира.

Второе направление связано с восприятием массовой коммуникации как общения в форме передачи информации от человека к человеку.

Третье направление описывает массовую коммуникацию в форме передачи и обмена информации в обществе с целью воздействия на него.

Тем не менее, в работе под массовой коммуникацией понимается способ общения, позволяющий передавать и принимать различную информацию.

Коммуникативный процесс состоит из следующих составляющих:

- производство информации,

- распространение информации,

- прием информации

- использование информации.

Стандартная модель коммуникативного процесса представляет собой взаимосвязь следующих объектов: коммуникатор – сообщение – канал передачи – коммуникант.

При этом в современной литературе можно выделить следующие модели коммуникативного процесса.

Например, Аристотель выделил три компонента процесса коммуникации: "Оратор – Речь – Аудитория". В современном варианте она выглядит так: "Коммуникатор – Сообщение – Коммуникант".

В 30-х гг. ХХ в. Г.Лассуэлл предложил свою, ставшую классической в социологии массовой коммуникации, формулировку. Согласно данной модели, процесс коммуникации рассматривается по мере ответа на вопросы: "Кто сообщает? – Что? – По какому каналу? – Кому? – C каким эффектом?". В данной модели присутствует пять компонентов коммуникативного процесса: "Коммуникатор – Сообщение (информация) – Канал передачи – Коммуникант (аудитория) – Обратная связь".

Во второй половине ХХ в. Ученые Стэнфордского Университета в рамках программы "Коммуникации в организации" предложили более сложную модель коммуникативного процесса: "Источник сообщения – Коммуникатор – Кодирующее устройство – Сообщение – Канал передачи – Декодирующее устройство – Коммуникант – Результат кодирования – Обратная связь".

Для успешной коммуникации необходимо правильно закодировать и декодировать сообщение. Поэтому необходимо учитывать личностный фон, на котором передается сообщение. Модель, учитывающая как содержание сообщения, так и его личностный фон, предложена Ш.фон Туном. Эффективной коммуникация будет тогда, когда получатель правильно расшифрует все компоненты сообщения. Если же коммуникант не способен правильно декодировать сообщение, то возникает непонимание.

Источником сообщения в коммуникационном процессе выступает коммутатор. Коммуникатор – создатель сообщения; лицо, генерирующее идею. Источником может быть лицо, организация, группа лиц или индивид. Не всегда источник сообщения и коммуникатор это одно и то же лицо.

Коды – символы или знаки, переводящие сообщение на язык, понятный получателю. В качестве кодов используются вербальные и невербальные средства коммуникации.

Сообщение – информация или закодированная идея, т.е. то, что передает источник получателю.

Канал – средство, с помощью которого сообщение передается от коммуникатора коммуниканту.

Исходя из анализа вторичных исследований, каналы коммуникации располагаются в следующей иерархии:

1. Разговор "лицом к лицу".

2. Дискуссия в пределах небольшой группы лиц.

3. Выступления перед большой аудиторией.

4. Телефонный разговор.

5. Письмо, личное письменное сообщение.

6. Текст, напечатанный на машинке (компьютере).

7. Сообщение на большую аудиторию.

8. Материал (статья), отправленный прямой почтовой рассылкой.

9. Статья в виде информационного письма компании.

10. Новости в печатных СМИ.

11. Реклама в СМИ.

12. Наружная реклама. Щиты.

Обычно каналы коммуникации делятся на:

- технические (средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, электронные средства)

- и межличностные (непосредственный обмен информацией между источником и получателем).