Маркетинг потребительской кооперации и линейное программирование

Маркетинг потребительской кооперации и линейное программирование.

Статьи по теме
Искать по теме

Пайщику потребительской кооперации принадлежит особая роль. Именно он определяет содержание миссии, т.е. какие именно потребности следует удовлетворять, их приоритетность. Важным преимуществом потребительской кооперации является то, что пайщик одновременно является собственником, членом организации, потребителем, поставщиком, кредитором, возможно – и работником. При этом члены семей пайщиков, не являясь собственниками пая, выступают в роли особой интерфейсной среды. В этом состоит вторая специфическая особенность потребительской кооперации.

Третьей специфической особенностью составляющей главное конкурентное преимущество потребительской кооперации, является ее системность. Согласно закону "О потребительской кооперации" в РФ, потребительская кооперация – "система потребительских обществ и их союзов". Главной системной единицей потребительской кооперации является потребительское общество, объединяющее в виде хозяйственных единиц заготовительные пункты, предприятия по переработке заготовленной продукции, предприятия торговли и общественного питания, т.е. по сути, вертикально интегрированные системы.

Те потребительские общества, которые не имеют всех элементов этой цепочки "заготовка–переработка–сбыт" и не могут вследствие этого удовлетворять весь комплекс экономических потребностей пайщика, не могут быть признаны системной хозрасчетной единицей.

Районные потребительские общества объединяются в региональные союзы:

- областные;

- краевые;

- республиканские.

Миссия союзов – правозащитные, информационные, консалтинговые услуги и обеспечение взаимодействия в рамках региона.

Рис. 1. Содержание внутрисистемного социального обмена в потребительской кооперации

Маркетинг потребительской кооперации

Рис. 2. Содержание институционального обмена между потребительской кооперацией (ПК) и ее целевыми аудиториями

Маркетинг потребительской кооперации

Структурный анализ основных процессов, протекающих в системе потребительской кооперации ее деловой среде, показал следующее. В процессе деятельности потребительской кооперации по реализации своей миссии целесообразно выделить два основных процесса II уровня:

- процесс прямой реализации миссии потребительской кооперации;

- процесс обеспечения реализации миссии потребительской кооперации.

В свою очередь, процесс прямой реализации миссии потребительской кооперации может декомпозировать на процесс реализации социальной составляющей и процесс реализации экономической составляющей.

Сущность процесса реализации социальной составляющей миссии потребительской кооперации заключается в социальном внутрисистемном и институциональном обмене с целевыми аудиториями, заинтересованными в деятельности потребительской кооперации как общественного института.

Внутрисистемными целевыми аудиториями потребительской кооперации являются ее пайщики и работники (рис. 1), а внешними (институциональными) – общество (в первую очередь это сельское не кооперированное население) и власти – государственные органы управления разного уровня (рис. 2).

Результатами этого процесса являются: снижение социальной напряженности и решение проблемы занятости на селе путем создания постоянных рабочих мест, применения надомного труда, вовлечения в заготовительную деятельность, беспроцентная продажа в долг продуктов при невыплатах пенсий, социальное питание в сельских школах, больницах, детских садах; благоустройство и культурно-массовая работа в селах; обучение и преимущественное трудоустройство детей пайщиков.

Удовлетворяются социальные потребности пайщиков – в причастности, общении, защищенности.

Рис. 3. Содержание процессов экономического обмена между пайщиками и потребительским обществом

Маркетинг потребительской кооперации

Сущность процесса реализации экономической составляющей миссии потребительской кооперации заключается в коммерческом обмене для удовлетворения материальных и иных потребностей членов-пайщиков, реализации их экономических интересов. Содержание процессов экономического обмена раскрывает рис. 3.

Основными задачами потребительской кооперации, согласно закону о ней, являются:

1) создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительской кооперации товарами;

2) закупка у граждан сельскохозяйственной продукции и сырья, продукции личных подсобных хозяйств и народных промыслов, лекарственно-технического сырья с последующей переработкой и реализацией;

3) производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с их последующей реализацией через предприятия розничной торговли;

4) оказание членами потребительского общества производственных и бытовых услуг.

Для реализации процессов экономического обмена и решения задач потребительской кооперацией создается многоотраслевая хозяйственная структура потребительского общества, включающая предприятия по заготовке (закупке) сырья и продукции, переработке и производству товаров, оптовой и розничной торговли, общественному питанию и другим видам услуг. Таковы составляющие процесса прямой реализации миссии потребительской кооперации.

Процесс обеспечения реализации миссии включает взаимодействие элементов как внутри самой системы потребительской кооперации, так и с элементами деловой среды.

Рис. 4. Содержание процессов взаимодействия потребительского общества с элементами деловой среды

Маркетинг потребительской кооперации

Процесс взаимодействия с элементами деловой среды также направлен на получение синергетического эффекта в результате построения долговременных отношений с потребителями, поставщиками (рис. 4) и пр.

Для повышения эффективности реализации миссии потребительской кооперации необходим детальный анализ возмещения издержек потребительской кооперации.

Взаимодействие с элементами деловой среды приведено в виде схемы на рис. 4.

Результаты структурного системного анализа позволяют осуществить проектирование системы маркетингового управления в потребительском обществе и ее подразделений, решающих конкретные задачи управления и оперативного функционирования.

2. Линейное программирование

Общие сведения о линейном программировании

Пусть на предприятии имеется m-видов ресурсов в количестве

b = (b1, b2,....., bm)

Их этих ресурсов производятся n-видов продукции.

Предположим, что для производства одной единицы j-того вида продукции расходуется aij единиц i-того вида ресурса. Коэффициент aij – техноэкономического коэффициенты.

А =  (аij) – матрица А, элементами которой они являются – технологической.

Пусть с – прибыль от реализации каждого вида продукции

с = (с1, с2, …., сn).

Задача может быть сформулирована таким образом: найти такую структуру производства х = (х1, х2, ….., хn), которая обеспечивала бы достижение максимальной прибыли при заданных условиях по расходованию имеющихся ресурсов.

х – объем производства каждой продукции.

а11 х112х2+….+а1nxn≤b1

a21x1+a22x2+.... +a2nxn≤b2

........................................

am1x1+am2x2+....+amnxn≤bm

c1x1+c2x2+....+cnxn –> max

Матрично-векторная форма:

AX≤B

CX–> max

X≥0 – экономический смысл.

Анализ оптимальных решений задач линейного программирования

Цели анализа:

1. Определение возможных последовательностей при изменении параметров модели.

2. Оценка устойчивости решения к изменению отдельных параметров.

3. Получение новых вариантов решения без повторного решения задачи.

Двойственные оценки ресурсов показывают, на сколько уменьшится значения целевой функции при уменьшении объема ресурсов на 1, если решается задача на максимум целевой функции.

Единица измерения двойственных оценок та же, что и у целевой функции.