Малое предпринимательство как фактор развития внутреннего туризма

Малое предпринимательство как фактор развития внутреннего туризма.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Понятие внутреннего туризма, виды, характеристика, критерии.

Туризм – временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника [6, c.87].

Внутренний туризм – временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях [13, c.77].

Особенностью внутреннего туризма является временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и других туристских целей. Осуществляется только в пределах национальных границ этой страны. Используется для определения туризма резидентов в пределах собственной страны. В международных расчетах и статистике внутренний туризм может относиться к определению деятельности и расходы на туризм и нерезидентов в данной стране.

Развитие туризма важно для любого государства, в связи с этим обозначим основные экономические функции туризма: 1. Производственная 2. Обеспечения занятости населения. 3. Создания дохода. 4. Сглаживание региональных диспропорций. 5. Нивелирование отклонений платежного баланса.

В настоящее время существует достаточно большое количество видов туризма. Внутренний туризм не представляет собой отдельную сферу, а связан со всеми другими секторами национальной жизни [13, с. 218].

Тем не менее, до недавнего времени развитию внутреннего туризма уделялось мало внимания по некоторым причинам. Во-первых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортности. Во-вторых, население России недостаточно информировано о туристско-рекреационных возможностях регионов страны. В-третьих, у туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями санаторно-курортного комплекса.

Большую роль в оживлении внутреннего туризма, в информировании россиян о туристских приоритетах собственной страны могли бы сыграть сами туркомпании. Но поскольку у них нет прямой заинтересованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются браться за внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, потому что ничего о них не знают.

В зависимости от потребностей отдыхающих, внутренний туризм классифицируется на несколько видов (рис.1).

Малое предпринимательство как фактор развития внутреннего туризма

Рис.1. Классификация видов туризма.

Лечебный внутренний туризм. Лечебно-оздоровительный туризм в России хорошо развивается в следующих регионах:

1. Анапа – климатический и грязевой курорт; курорт Краснодарского края. Главным лечебным фактором является средиземноморский климат.

2. Аршан – бальнеологический курорт.Расположен в Бурятии. Направление – фитотерапия.

3. Белокуриха – бальнеологический курорт.Алтайский край.

4. Владивостокская курортная зона – климатические и грязевые. Побережье Амурского залива. – Талассотерапия.

5. Геленджикская группа курортов – климатические курорты (Геленджик, Кабардинка). Побережье Черного моря.

6. Дарасун – бальнеологический курорт. Читинская область.

7. Ейск – климато-бальнео-грязевой курорт. Краснодарский край, побережье Азовского моря.

8. Кавказские минеральные воды – бальнеологические курорты (Пятигорск, Железногорск, Кисловодск, Ессентуки). Ставропольский край.

9. Калининградская группа курортов – климато-грязевые курорты (Светлогорск, Отрадное, Зеленогорск).

10. Кульдур – бальнеологический курорт (термальные минеральные воды), Хабаровский край.

11. Нальчик – климато-бальнео-грязевой курорт, Расположен в Кабардино-Балкарии.

12. Начика – бальнеологический курорт, фитотерапия, термальные воды. Расположен на Камчатке.

13. Паратунка – бальнео-грязевой курорт на Камчатке.

14. Большие Сочи –климатические курорты (Адлер, Хоста, Дагомыс, Красная Поляна и др. – 145 км вдоль Черноморского побережья).

15. Теберда – горноклиматический курорт. Расположен в Ставропольском крае, в горах Кавказа.

16. Туапсинский курортный район – климатический курорт, талассотерапия. Краснодарский край, Черноморское побережье.

17. Шмаковка – бальнеологический курорт Приморского края.

18. Эльтон – грязевой курорт Волгоградского района.

Рекреационный внутренний туризм. Рекреационный туризм в России – в основном это просто отдых на лоне природы. Данный вид туризма также дает знания о природе. Рекреационный туризм в России можно разделить на пассивный и активный. Активный рекреационный туризм это часть приключенческого туризма.

Сюда входят разные пешие и конные походы, лыжные прогулки, восхождения на горные вершины и различные водные путешествия такие как сплавы на плотах, каяках и других плавательных средствах.

Пассивный рекреационный туризм включает в себя разнообразный отдых в палаточных лагерях, пикники на природе. Такой туризм также предполагает и недалекие конные и пешие прогулки.

К нему можно отнести и такие виды отдыха на природе как охота и рыбалка, сбор грибов, ягод и других природных даров. Главное здесь соблюдать принцип экологического равновесия. [10, с. 79].

Рекреационный туризм делится на зрелищно-развлекательный, познавательный, обучающий, этнический, туристско-оздоровительный и активный. Зрелищно-развлекательный туризм предполагает поездки на карнавалы, праздники, ярмарки, премьеры, футбольные матчи и прочие мероприятия. Активный туризм включает в себя выезды на рыбалку, охоту или, например, турниры по пейнтболу. Достаточно популярный туристско-оздоровительный туризм подразумевает выезды к морю или несложные пешие походы.

Спортивный внутренний туризм. Спортивный туризм – это общенациональный вид спорта в России, отражающий национальные традиции России. Спортивным туризмом в России занимаются до 3 млн. человек.

Развитием спортивного туризма в России занимается Туристско-спортивный союз России и его технический комитет – Федерация спортивного туризма России, которые объединяют более 70 коллективных членов, субъектов Российской федерации.

Деловой внутренний туризм. С развитием бизнеса достаточно популярным видом внутреннего туризма стали профессионально-деловые поездки. В эту категорию можно включить и так называемый конгрессный туризм – поездки на обучающие семинары, тренинги и курсы повышения квалификации.

Уже сейчас некоторые туроператоры не только обеспечивают проживание и питание деловых туристов, но и оказывают услуги по сбору материалов об экономических и финансовых аспектах рынка, возможных торговых партнерах, организуют деловые встречи. Без сомнения, с дальнейшим развитием бизнеса, деловой внутренний туризм и его инфраструктура будут динамично развиваться.

2. Сущность малого предпринимательства, понятие, критерии, характеристика, правовое регулирование.

Как показывает мировая практика малое предпринимательство играет очень существенную роль в экономике страны. Экономическая и социальная роль малого предпринимательства заключается в праве граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности.

Сущность малого предпринимательства заключается в следующем: малым предпринимательством называется деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки [8, c.96].

Основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. К субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, которые осуществляют свою деятельность относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Однако средняя численность персонала предприятия является не единственным критерием отнесения предприятий к малому предпринимательству. Также используются такие показатели как: объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и многие другие. Всего применяется около 50 критериев, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства.

Малое предпринимательство как фактор развития внутреннего туризма

Рис.2. Критерии отнесения предприятий к малому предпринимательству.

В Европейском Союзе к малым относятся предприятия, имеющие число занятых работников до 50 человек; годовой оборот менее 4 млн. евро; сумму баланса менее 2 млн. евро. Могут также применяться и другие показатели при отнесении предприятий к малым.

Комиссией ЕС предложены следующие критерии отнесения фирм к малым: число занятых работников не должно превышать 100 человек; размер собственного основного капитала должен быть менее 75 млн. евро при условии, что доля крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году, в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых работников не превышало 100 человек.

В настоящее время под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

- в промышленности, в строительстве, на транспорте – 100 человек;

- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

- в оптовой торговле – 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Малое предпринимательство как фактор развития внутреннего туризма

Рис.3. Средняя численность работников по отраслям малого предпринимательства.

Средняя численность работников за 2011г. малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица [7, с. 112].

Малые предприятия осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

В Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства относятся также и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

К основным характеристикам малого предпринимательства в России относятся:

Малое предпринимательство как фактор развития внутреннего туризма

Рис.4. Основные характеристики малого предпринимательства.

1. Гибкость малого предпринимательства.

Предприятия малого бизнеса быстрее реагируют на различные изменения на рынке, что дает им преимущества перед крупным бизнесом.

2. Экономичность малого предпринимательства.

Для открытия малого предприятия требуется намного меньше затрат, чем для открытия крупной фирмы. Для малого предприятия может быть достаточно арендовать помещение и автотранспорт. Оборачиваемость средств малого бизнеса значительно выше, а средняя оплата труда работников ниже. Таким образом, для организации малого предпринимательства необходимо меньше затрат.

3. Узкая специализация малого предпринимательства.

Благодаря узкой специализации происходит более качественное удовлетворение спроса потребителей. По сравнению с крупным предпринимательством, направленным на удовлетворение спроса широких слоев населения, малые предприятия обеспечивает клиентам индивидуальный подход [15, с. 45].

4. Развитие региональной экономики.

Формируя местную инфраструктуру, малый бизнес играет важную роль в развитии регионального рынка. Это ведет к снижению транспортных расходов на межрегиональные перевозки и увеличению доли валового продукта региона. В последнее время наблюдается отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате этого происходит нарушение баланса, что ведет к последующей дифференциации производства. При создании больших производственных центров происходит разрушение региональных центров потребления. Таким образом, развитие малого предпринимательства укрепляет экономику региона.

3. Особенности развития малого предпринимательства в сфере туризма в России и за рубежом, проблемы и перспективы.

Как свидетельствует мировой опыт, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, ведь ему свойственны некоторые преимущества:

- высокий уровень адаптации к местным условиям хозяйствования;

– большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;

- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

- большая возможность для предпринимателя реализовать свои идеи, проявить свои способности;

- низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков.

Собственники малых предприятий больше склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что, естественно, положительно сказывается на деятельности предприятия. Представители малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных рынках. Малое предпринимательство способствует занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями. Естественно, у малого предпринимательства есть и недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

- высокий уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке;

- зависимость от крупных компаний;

- недостатки в управлении делом;

- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования и др.

Сегодня сектор малого предпринимательства производит основную часть ВВП во многих промышленно развитых странах (от 40% в США до 70% в среднем по странам ЕС), обеспечивает работой большую часть трудоспособного населения (от 54% в США до 72% в среднем по странам ЕС), осуществляют большую часть всех инноваций (из 61 крупного открытия ХХ века 48 были сделаны на малых и средних предприятиях). Особенно важны малые предприятия для регионов, так как, работая в основном на местных рынках, они способствуют решению целого ряда социально-экономических проблем, прежде всего занятости и увеличения доходов населения. Кроме того, и это немаловажно, они создают более благоприятные условия для регулирования региональной экономики, так как в большей степени зависимы от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия.

Уровень развития малого бизнеса в России значительно отстает от развития данного сектора в промышленно развитых странах и явно недостаточен с точки зрения потребностей настоящего периода в РФ. В сложившихся условиях значительная роль в решении проблемы развития малого предпринимательства отводится сфере услуг, и в частности индустрии туризма, которая может стать реальной возможностью для развития малых форм хозяйствования, так как она имеет большой потенциал для привлечения предпринимательских ресурсов, не требует таких больших капиталовложений, как, например, промышленность, и является индустрией номер один по созданию рабочих мест. Учитывая неоспоримый туристский потенциал нашей страны и неразвитость туризма в настоящее время, повышенное внимание с позиции вложения капитала именно в эту индустрию является сейчас чрезвычайно актуальным

Рассмотрим основные направления сервиса и туризма, которые могут развиваться при помощи малого предпринимательства. К этим направлениям можно отнести гостиничный бизнес (в последнее время в мире становятся все более популярными малые отели), сектор услуг туристических агентств, совсем новое направление сервиса и туризма для нашей страны – аграрный туризм, развитие различных народных промыслов и ремесленничества, создание новых уникальных маршрутов для небольших групп населения, развитие сферы предоставления услуг питания.

В целях оказания поддержки и содействия субъектам туристской отрасли в развитии туристической привлекательности региона, строительстве туристско-рекреационных комплексов, а также иной туристской инфраструктуры, администрации различных регионов осуществляют работу, направленную на создание благоприятного климата в сфере туризма различных регионов Российской Федерации.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что в настоящее время в различных регионах Российской Федерации ведется активная работа по развитию малого предпринимательства сферы сервиса и туризма в целом, а также малого предпринимательства в сфере сервиса и туризма, в частности. Это обусловлено пониманием процессов, происходящих в мировой отрасли сервиса и туризма, тенденциями, существующими в этой отрасли, а также тем, что именно малое предпринимательство является одним из наиболее приемлемых направлений для развития сферы сервиса и туризма. Именно малое предпринимательство способно оперативно реагировать на все изменения, которые происходят в такой динамичной и пластичной сфере как сервис и туризм.

Больший интерес для нас будет представлять развитие малого предпринимательства за рубежом.

Малый бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии государство стало субсидировать малые предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время именно малый бизнес обеспечивал создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость.

В 1953 году в США создается Федеральное агентство – Администрация по делам малого бизнеса США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Причем филиалы данной организации находится во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Основные задачи Администрации по делам малого бизнеса и его филиалов:

- помощь в получении кредита для бизнеса;

- техническая и информационная поддержка малых предприятий;

- предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;

- непосредственное субсидирование и кредитование малого бизнеса за счет средств собственного бюджета.

В США очень четко развита система критериев, по которой определяется малый бизнес. Эти критерии зависят от вида деятельности малого предприятия и отрасли, в которой оно работает. В одних сферах определяющим является количество работающих на предприятии человек, в других – оборот и прибыль.

Помимо Федерального агентства для соблюдения правового законодательства в отношении предприятий малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в суде и Конгрессе. Власти США в своей концепции развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей. В докладах министров правительства США постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес – важный рычаг оздоровления всей экономики в целом.

Уже здесь наглядно прослеживается отличия в развитии малого бизнеса в США. В нашей стране государство только сейчас стало обращать внимание на малый бизнес, а предприятия малого бизнеса были вынуждены в свое время самостоятельно развиваться, выживать, уходя от уплаты налогов и т.д. В то время как в США уже давно малый бизнес изначально является приоритетным направлением экономики на государственном уровне. Опыт США в создании различных программ малого бизнеса очень ценен, причем все программы реально работают, предусмотрены конкретные механизмы их реализации.

Малый бизнес Испании начал формироваться и активно развиваться в 70-е годы. Высокие экономические показатели были достигнуты благодаря высокой степени развития малого бизнеса. Малые предприятия помогли избавить страну от безработицы, способствовали общему подъему.

Доля предприятий малого бизнеса Испании в некоторых отраслях доходит до 80% (сельское хозяйство), в остальных отраслях – в среднем 25-30% (строительство, промышленность, судостроение). Основные отрасли предприятий малого бизнеса – это, в первую очередь, агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, зерно), черная и цветная металлургия, пищевая промышленность (производство продуктов, кондитерских изделий, виноделие), строительство, ну и конечно же, индустрия туризма.

Выясним за счет чего, Испания добилась таких успехов и какие для этого условия созданы в стране.

В Испании разработано большое количество программ поддержки и развития малого бизнеса. Основное внимание испанского правительства обращено на те предприятия малого бизнеса, которые имеют высокую социальную значимость для Испании, создают рабочие места для социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, иммигрантов и т.д.), способствуют подъему слаборазвитых регионов и районов.

Также испанские власти делают акцент на развитие наукоемких отраслей, инновационных технологий, понимая их огромную значимость, как для внутреннего развития рынка, так и международного экономического сотрудничества. Значительную долю программ развития малого бизнеса занимают европейские программы, которые распространяются на многие страны Европы: Германию, Францию, Великобританию и т.д.

Как важный положительный фактор развития малого бизнеса в Испании стоит отметить минимальный уровень бюрократии. Оформить регистрацию предприятия, получить лицензию – все можно сделать за 24 часа без излишней волокиты со стороны чиновников. Причем это может сделать даже нерезидент страны. Настолько благоприятные условия существует даже не в каждой стране Евросоюза. Таким образом, даже иностранные граждане развивают сектор малого бизнеса. Несомненно, все это создает благоприятный климат для малого предпринимательства и процветания малого бизнеса.

Литература

1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст]:федер.закон:[принят 24 ноября 1996г.,№132-ФЗ].

2. Баженова, Е.Ю. Регионоведение: учебное пособие для вузов [Текст]/ Е.Ю. Баженова, В.М. Белоусов.- М.: Юрайт, 2007.- 488с.

3. Боголюбов, В.С. Экономика туризма: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В.С. Боголюбов. – М.: Академия, 2009. – 192с.

4. Дмитриев, М.Н. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] / М.Н. Дмитриев, М.Н. Забаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 399с.

5. Закорин, С.Д. Все деньги будут в гости к нам [Текст] / С.Д. Закорин. // Российское предпринимательство. – 2009. – №2 – С.32.

6. Здоров, А.Б. Экономика туризма [Текст] / А.Б. Здоров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 272с.

7. Крутик, А.Б. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] / А.Б. Крутик, М.В. Решетова. – М.: Академия, 2010.- 224с.

8. Кусков, А.С. Основы туризма [Текст] / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. – М.: Кнорус, 2009.- 230с.

9. Кусков, А.С. Туристский бизнес: словарь справочник [Текст] / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. – М.: Форум, 2008.- 384с.

10. Морозов, М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] / М.А.Морозов. – М.: Академия, 2007.- 288с.

11. Наумова, С.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие [Текст] / С.А. Наумова. – М.: ТПУ, 2009.- 127с.

12. Севастьянова, С.А. Региональное планирование развития гостиничного хозяйства и туризма [Текст] / С.А.Севастьянова. – М: КноРус, 2007.- 256с.

13. Чудновский, А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство [Текст] / А.Д. Чудновский. – СПб.: ЮРКНИГА, 2009.- 336с.

14. Шматько, Л.П. Туризм и гостиничное хозяйство [Текст] / Л.П. Шматько, Л.В. Жолобова. – М.: Март, 2008.- 352с.

15. Эминова, Е.А. Малое предпринимательство как основа интеграции капитала [Текст] / Е.А. Эминова. // Региональная экономика. – 2009. – №25. – С.65.