Максимизация прибыли

Максимизация прибыли.

Статьи по теме
Искать по теме

Каждое подразделение выполняет свои функции и составляет отчет о своей деятельности.

В частности:

- Отдел маркетинга, исходя из эластичности спроса, рассчитывает зависимость цен и дохода от объема производства и сообщает эти данные собранию акционеров.

- Отдел труда на основе предельной производительности работника определяет необходимое число занятых при различных объемах производства с учетом того, что привлечение новых работников приводит к увеличению зарплаты вследствие повышения спроса на рабочую силу. Это, в свою очередь, приводит к росту издержек и снижению прибыли. Расчеты отдела труда передаются в бухгалтерию.

- Бухгалтерия определяет сумму общих издержек (себестоимости) и предельных издержек при разных планах производства. На основе этих данных и информации отдела маркетинга собрание акционеров принимает решение о наиболее выгодном плане выпуска продукции, цене, численности персонала, необходимости привлечения банковских кредитов, ставке дивиденда, массе дивиденда, чистой прибыли, номинальной стоимости акций.

Основы максимизации прибыли

Прибыль – конечный результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, показатель ее эффективности, источник средств для осуществления инвестиций, формирования специальных фондов. Получение прибыли – цель деятельности любой коммерческой организации. Максимизация прибыли - главная задача в стратегическом плане. Следует учесть, что в операционном периоде можно и даже нужно жертвовать частью прибыли для ее максимизации в стратегическом периоде.

Прибыль наряду с суммой амортизационных отчислений является источником финансирования капиталовложений, осуществления воспроизводства основных средств, пополнения собственных оборотных средств, материального стимулирования работников, затрат на социальное развитие.

Прибыль от реализации продукции – финансовый результат производственной и сбытовой деятельности предприятия, основная или преобладающая часть валовой (балансовой) прибыли. Прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разность между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на ее производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции.

Таким образом, происхождение прибыли связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход предприятия – выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат – представляет собой форму чистой продукции предприятия и включает в себя оплату труда и прибыль.

Объем реализации = Материальные затраты + Валовой доход =

= Издержки производства (себестоимость) + Чистый доход

Валовой доход = Оплата труда + Прибыль

Общая масса прибыли, получаемой предприятием, зависит, с одной стороны от объема продаж и уровня цен, установленных на продукцию, а с другой, от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

Следовательно, макисимизация прибыли может опираться на эти два фактора.

Объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, сформировать ценовую и товарную политику.

Уровень издержек производства зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.

Виды прибыли. Балансовая прибыль – состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.п.)

Валовая прибыль – балансовая прибыль минус или плюс финансовый результат от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

Налогооблагаемая прибыль – валовая прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений капиталовложения.

Чистая прибыль – часть балансовой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая финансовые санкции за нарушение налогового законодательства. Это единственный источник средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, распределения между участниками пропорционально их долям в обществах с ограниченной ответственностью.

Максимизация прибыли. Получение прибыли является необходимой целью деятельности любого предприятия. По этой причине доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли.

В общем виде уравнение для расчета прибыли можно записать в следующем виде:

П = TR – C,

где: R - доход от реализации продукции, C – общие издержки.

Как правило, с ростом объема производства и реализации продукции прибыль вначале растет, достигает максимума, а, начиная с некоторого объема производства, уменьшается. Определим соотношение между доходом и издержками в точке максимума этой зависимости. Для этого найдем производную dP/dQ, которая представляет собой предельную прибыль, и приравняем ее к нулю:

dП/dQ = dTR/dQ – dC/dQ = 0.

Здесь: dTR/dQ = MR – предельный доход, а dC/dQ = MC – предельные издержки.

Из последнего уравнения следует, что оптимальный объем производства, при котором прибыль максимальна, соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек:

MR = MC.

Функциональные особенности максимизации прибыли

Отдел маркетинга. Анализ рынка, произведенный отделом маркетинга, должен привести к построению кривой спроса на продукцию фирмы – зависимости объема спроса от цены. Ее типичный вид представлен на рис. 1.

Максимизация прибыли

Рис. 1. Функция спроса

Фирма, хотя и имеет достаточный вес на рынке, не может установить цену выше той, которая определяется спросом – соответствует кривой спроса. При эластичном спросе повышение цены приведет к падению спроса и уменьшению дохода. При не эластичном спросе попытки увеличить цену и доход могут привести к иным неблагоприятным для фирмы последствиям. Высокая цена привлечет на рынок конкурентов, в том числе и из других отраслей, и фирма может уменьшить свою долю в объеме производства данного продукта.

Эластичность спроса по цене определяется как отношение процентного прироста объема покупаемой продукции к процентному изменению цены. В расчетном задании предлагаются абсолютные, а не относительные приросты объема и цен. Сделано это для облегчения расчетов. Такой подход в данном случае является корректным. Для однопродуктовой модели не нужно сравнивать эластичность разных товаров, приводя их к "общему знаменателю", поэтому отношение абсолютных приростов в достаточной степени характеризует конъюнктуру. Однако нужно помнить, что реально, каждому новому значению объема продаж, будут соответствовать различные (а не постоянные) значения эластичности.

Валовой доход возрастает при увеличении объема вплоть до Qmax, но темпы его роста снижаются по мере приближения к максимуму (рис. 2).

Максимизация прибыли

Рис. 2. График изменения валовых величин

При более высоких объемах производства TR уменьшается. Так как TR рассчитывается как произведение P на Q, то его изменение зависит от соотношения между темпами уменьшения цены и увеличения объема. Если эластичность спроса больше 1, то есть прирост Q больше падения цены, то доход растет – от 0 до Qmax. Затем эластичность снижается до уровня меньше 1. Спрос становится не эластичным, и процентное снижение цены приводит к меньшему проценту увеличения покупок. В результате валовой доход производителя падает.

Таким образом, напрашивается чисто практический вывод. Если спрос эластичен, то можно добиться роста дохода за счет снижения цены, как бы это ни выглядело парадоксальным. И, наоборот, завышение цены (в условиях олигополии и даже монополии) приведет к уменьшению.

График предельного дохода показан на рис. 3. Постоянное сокращение предельного дохода объясняется тем, что в условиях несовершенной конкуренции каждая последующая единица продукции продается по цене ниже предыдущей. В этом случае прирост дохода, или предельный доход, падает. Он остается положительным, пока валовая выручка растет (эластичность больше 1). Начиная с точки максимума TR, предельный доход становится отрицательным, что свидетельствует об абсолютном снижении выручки.

Максимизация прибыли

Рис. 3. График предельных величин

Бухгалтерия. График зависимости общих издержек от объема производства показан на рис. 2. При нулевом выпуске продукции TC выше 0, так как существуют постоянные издержки, мало зависящие от объема производства – это прошлые обязательства, амортизация, накладные расходы и др.

Динамика ТС меняется в зависимости от Q. При малых объемах выпуска продукции TC увеличиваются значительно, что связано с большими затратами на начальной стадии организации производства. Затем темп роста издержек сокращается – действует эффект экономии от масштаба производства. Далее, при высоком уровне Q, TC вновь круто возрастают вследствие действия закона уменьшения доходности, усложнения управления крупным производством.

Зависимость предельных издержек от Q можно проследить по графику на рис 3.

Отдел труда. С увеличением объемов производства спрос и цена рабочей силы возрастают. В задании сказано, что привлечение новых 2 тыс. человек повышает среднюю зарплату на 1 тыс. руб. Дело в том, что заработная плата не может устанавливаться в повышенном размере лишь для этих новых 2 тыс. чел. На рынке складывается единая цена рабочей силы, дифференцированная лишь по профессионально-квалификационной структуре занятых. Поэтому и ранее нанятым, работникам необходимо установить более высокие заработки.

Опережение роста издержек на рабочую силу по сравнению с увеличением числа занятых вытекает из особенностей, рыночной конъюнктуры. ИРС определяются как произведение числа занятых на уровень зарплаты. Если последняя оставалась бы стабильной, то рост персонала и ИРС происходил бы в одинаковых масштабах.

Доход, приносимый фирме одним работником (ДР), точнее было бы назвать доходом от предельного продукта труда. Данным термином называют выраженный в денежной форме добавочный доход от продажи всего дополнительного продукта, произведенного одним вновь нанятым человеком. При некотором объеме производства ДР оказывается меньше, чем заработная плата, выдаваемая работнику. Найм работников в этих условиях становится невыгоден. При этом отдел труда, еще не зная не только оптимального объема производства, но и просто прибыльных уровней последнего, может уже дать заключение – при каком объеме производства выпуск продукции обязательно окажется убыточным.

Собрание акционеров. У этого подразделения задание наиболее сложное, предусматривающее значительную аналитическую работу.

Графики предельных и валовых величин представлены на рис. 2 и 3. Максимальное расстояние между кривыми устанавливается при Q = 6 тыс. шт., здесь прибыль будет максимальной.

Увеличение производства сверх этого уровня оказывается невыгодным – прибыль снижается. В условиях несовершенной конкуренции экономически нецелесообразно повышать выпуск продукции более определенного предела, иначе фирма сама ухудшит свое положение на рынке. В этом проявляется одна из негативных черт монополизма с общественной точки зрения.

Точка Е – пересечение предельного дохода и предельных издержек не случайно соответствует максимальной прибыли. Для рынка несовершенной конкуренции оптимальный объем производства соответствует равенству MC = MR. Докажем это с помощью простых рассуждений. Возьмем любую точку левее точки Е, здесь предельный доход будет выше предельных издержек. Это значит, что прирост дохода опережает прирост затрат, то есть прибыль увеличивается. Есть смысл дальнейшего наращивания производства, так как прибыль по мере движения к точке Е возрастает. Сокращение расстояния между MR и MC на этом участке свидетельствует лишь об уменьшении темпов роста прибыли, но ее абсолютный размер, тем не менее, увеличивается. Данный вывод иллюстрирует рис. 2 и Ваша таблица.

Возьмем любую точку правее точки Е. Здесь MC будут выше MR, то есть рост затрат опережает рост дохода. Следовательно, прибыль снижается. Чем выше объем производства, тем существеннее разница между MC и MR вплоть до отрицательных значений прибыли – абсолютной убыточности, рис. 2. При Находясь правее Е, фирме целесообразно снижать объем производства. Движение к точке Е справа будет соответствовать росту прибыли, так же, как движение к точке Е слева. Таким образом, максимум П сложится при условии, если MC равны MR. Это – оптимум фирмы.

Теперь следует рассмотреть еще один чисто математический подход. По сути дела, предельные величины являются дифференциалами функций валовых показателей. Например, предельные издержки – это приращение TCпри минимальном изменении Q. Величину математической производной можно определить через угол наклона касательной графика функции в соответствующей точке. Поэтому в точке, где MC = MR, касательные к графикам ТC и TR должны быть наклонены к оси абсцисс 0Q под одним и тем же углом. То есть касательная в точке А параллельна касательной в точке Б (рис. 2).

Для функции валового дохода точка экстремума (максимума, в данном случае) соответствует Q = 10 тыс. шт. Известно, что касательная в точках экстремума параллельна оси абсцисс, угол ее наклона равен 0. Тогда предельный доход в данной точке должен быть нулевым (рис. 3). График MR пересекает ось 0Q именно в точке Q = 10000.

Говоря об оптимуме олигополиста, интересно сравнить его с условиями хозяйствования предприятия в условиях совершенной конкуренции. При совершенной конкуренции фирма обладает ничтожно малой долей рынка товара и, следовательно, не имеет возможности влиять на цены. Цена задается экзогенно, под воздействием не зависящих от данной фирмы рыночных условий. При любом наращивании выпуска продукции предприятие будет сталкиваться с неизменной ценой спроса – рис. 4, в отличие от олигополии или монополии. Тогда каждая новая единица продукции, продаваемая по прежней цене, принесет столько дохода, сколько и предыдущая единица. При этом предельный доход будет неизменен и равен цене, а MC = MR.

Максимизация прибыли

Рис. 4.

Рассчитав остаток прибыли после уплаты налога и процента за кредит, собрание акционеров принимает решение о распределении данного остатка на дивиденды и инвестиции. Первоначальный объем производства составлял 4000 шт., новый будет равен Q = 6000. Прирост инвестиций, при переходе к планируемому объему, определяется предельными издержками такого перехода. Сумма инвестиций складывается из направляемой на производство части прибыли и нового банковского кредита. Поэтому от распределения чистой прибыли на накопление и потребление зависит объем займов в банке. Следовательно, максимизация прибыли обеспечена.