Максимизация прибыли фирмы

Максимизация прибыли фирмы.

Статьи по теме
Искать по теме

В условиях рыночной экономики целью каждой фирмы является получение как можно большей прибыли.

Задача максимизации прибыли состоит в определении положения динамического равновесия между спросом и предложением, в нахождении оптимального сочетания объема реализации и цены на выпускаемую продукцию.

С точки зрения отдельного предприятия задача максимизации прибыли состоит в выборе производимого и продаваемого товара и установления таких объемов его производства и цены, которые обеспечат получение наибольшей текущей прибыли, максимальное поступление прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат на производство товара.

Это наиболее благоприятная ситуация для руководства предприятия, когда фирма получает экономическую прибыль в условиях такого объема производства, при котором убытки минимальны.

Прибыль как экономическая категория

Важнейшей экономической формой чистого дохода является прибыль фирмы. Прибыль как экономическая категория существует в различных способах производства. Она была присуща рабовладельческой и феодальной формациям в виде ростовщической и торговой прибыли. Сохраняется она и в современном производстве как основная форма прибавочного продукта.

Различают валовую и чистую прибыль фирмы.

"Валовая прибыль – это часть валовой продукции, которая поступает фирме и количественно равна разности между денежной выручкой, полученной от реализации продукции, и себестоимостью продукции. Чистая прибыль фирмы представляет валовую прибыль за вычетом отчислений из нее государству (прежде всего, налога на прибыль)". Чистая прибыль остается в распоряжении фирмы и используется ею на внутрихозяйственные нужды. В таком случае финансовые итоги коммерческой деятельности фирмы находят выражение в категории прибыли.

Валовая прибыль может быть определена по формуле:

TPr = TR – TC, (1)

где TPr – валовая прибыль,

TR – общая выручка (или совокупный доход),

ТС – общие затраты (себестоимость продукции).

Под совокупным доходом фирмы понимается полученная сумма средств от реализации всех произведенных единиц товара по рыночной цене:

TR = P * Q, (2)

где Q – количество произведенной и реализованной продукции,

P – цена проданных единиц продукции.

Таким образом, прибыль фирмы не равна ее совокупному доходу.

Прибыль может быть как положительной, так и отрицательной, т.е. убытком. Последнее случается, когда затраты на производство превышают выручку от продажи произведенной продукции. Экономическое положение фирмы, которая несет убытки, весьма плачевно: она или поглощается другой фирмой, или прекращает свое существование.

Прибыль создается в сфере производства. Но свою специфическую экономическую форму она приобретает в сфере обращения, а именно, в процессе реализации созданной продукции. Прибыль – это категория сферы обращения, без которой реальной прибыли не существует. Прибыль формируется в каналах обращения в ходе конкурентной борьбы товаропроизводителей, в условиях постоянных изменений рыночной конъюнктуры, спроса и предложения товаров.

Прибыль фирмы является важнейшим обобщающим показателем эффективности ее производственной и коммерческой деятельности. Прибыль – это цель и движущий мотив функционирования фирмы. Источником прибыли, как и чистого дохода, является часть необходимого и прибавочного продукта. Вместе с тем прибыль отличается от чистого дохода следующими моментами:

- прибыль представляет только часть чистого дохода, представленную в реализованной части продукции. Полный объем чистого дохода может быть определен по всей валовой продукции, например, и по семенам, и по кормам, которые не продаются, а потому и не приносят прибыли;

- чистый доход является более глубинной категорией, расположенной ближе к стоимости продукции. Прибыль же представляет поверхностную форму проявления чистого дохода. Она является однопорядковой категорией с себестоимостью продукции;

- в прибыли учитываются результаты всей финансовой деятельности фирмы. В нее включаются не только коммерческие результаты от ее производственной деятельности, но и прочая прибыль (например, погашенная задолженность, страховые поступления за возмещение ущерба), а также сминусованные убытки (например, от жилищно-коммунального хозяйства, от стихийных бедствий) и просроченные задолженности. На чистом доходе фирмы эти финансовые операции и результаты никак не отражаются.

Прибыль, как обобщающий синтетический показатель, подвержена влиянию многочисленных как экстенсивных, так и интенсивных факторов. Ее величина определяется:

- уровнем производительности труда. С ростом производительности труда растет объем производимой и реализуемой продукции, снижается ее себестоимость. А это все увеличивает прибыль;

- экономией материальных и трудовых затрат на производство продукции. Рост капиталоотдачи, снижение материалоемкости и трудоемкости производства продукции при прочих равных условиях способствуют росту прибыли фирмы;

- изменением структуры производства и ассортимента производимой продукции. Повышение доли производимых высокоприбыльных видов продукции в составе валовой продукции способствует росту получаемой валовой и чистой прибыли;

- уровнем цен. Рост рыночных цен на производимую фирмой продукцию при прочих равных условиях прямо пропорционально влияет на объем получаемой ею прибыли. Наоборот, рост цен на закупаемые фирмой средства производства и рабочую силу снижает ее прибыль;

- скоростью общего оборота авансированного капитала. Ускорение оборачиваемости функционирующего капитала фирмы ведет или к экономии основных и оборотных средств, или к росту объема производимой продукции, что и в одном, и в другом случае увеличивает прибыль фирмы;

- распределением денежной части чистого дохода на чистую прибыль и отчисления государству. Экономически неоправданное, чрезмерное изъятие государством части чистого дохода фирмы уменьшает при прочих равных условиях ее чистую прибыль и возможности стабильного функционирования экономики.

Фирма стремится увеличить свою прибыль по всем этим направлениям, что имеет позитивное значение в ее производственной и коммерческой деятельности. Однако здесь могут проявиться и негативные стороны прибыли. Отдельные фирмы могут попытаться увеличить свою прибыль за счет грубого искажения ассортимента своей производимой продукции в пользу более прибыльных изделий, за счет неоправданного завышения цен реализации, путем необоснованного снижения затрат по ряду направлений деятельности фирмы. Это ущемит экономические интересы партнеров фирмы, снизит ее имидж, а в конечном итоге может привести и к банкротству.

Сущность прибыли как экономической категории проявляется в ее трех функциях:

1) прибыль используется в качестве показателя оценки итогов производственной и коммерческой деятельности фирмы. В прибыли отражаются все стороны деятельности фирмы как в сфере производства, так и в сфере обращения. Однако прибыль не является универсальным показателем работы фирмы. Многофакторность категории прибыли вызывает необходимость наряду с прибылью использовать другие показатели эффективности производства (объем реализованной продукции, производительность труда, капиталоотдачу, материалоемкость, скорость оборота авансированного капитала);

2) распределительная функция прибыли. Прибыль используется в качестве финансового рычага распределения и перераспределения прибавочного продукта между фирмой и государством, между фирмой и отраслью, между фирмой и ее работниками, между производственной и непроизводственной сферами;

3) стимулирующая функция прибыли. Она связана с процессом экономического стимулирования фирмы и ее работников. Прибыль используется для формирования поощрительных фондов фирмы, а также в качестве источника капитальных вложений и расширения производства на базе технического прогресса.

В экономической литературе западных стран количественное определение прибыли практически совпадает с приведенной выше ее трактовкой: "прибыль составляет разницу между стоимостью продаж и издержками производства". Однако качественные характеристики прибыли весьма разнообразны и противоречивы: то прибыль представляет весь доход на капитал в виде процента, то прибыль объединяет все формы доходов на факторы производства – процент, заработную плату, плату за управление, то прибыль представляет плату за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности, то прибыль представляет доход антрепренеров, осуществляющих внедрение инноваций.

Цель каждой фирмы – увеличить свою прибыль. Прибыль – это движущая сила любой хозяйственной деятельности.

Увеличить прибыль можно, увеличив объем производимой продукции. Тогда произойдет увеличение валовой прибыли. Предположим, объем реализуемой продукции составил 20 тыс. изделий, цена каждой единицы изделия равна 70 руб., отсюда совокупный доход от реализации продукции составит 140,0 тыс. руб. Если объем реализуемой продукции возрастет до 30 тыс. изделий, то совокупный доход увеличится до 210,0 тыс. руб., при условии, что цена единицы изделия остается прежней. Но ведь для производства продукции фирма несет расходы по ее производству. Эти расходы называются издержками. И разницу между полученной выручкой и издержками производства составляет прибыль. При этом совершенно не обязательно, что себестоимость продукции при изготовлении 20 тыс. изделий останется неизменной при изготовлении 30 тыс. изделий. Себестоимость может, как уменьшиться, так и увеличится.

Для исследования максимизации прибыли необходимо остановиться на изучении одного из составляющих условия максимизации прибыли, которым являются издержки производства.

Понятие и виды издержек производства

Издержки производства представляют собой расходы, связанные с приобретением факторов производства: земли, капитала, труда, в том числе предпринимателей.

Издержки производства – это расходы на производство данной готовой продукции в течение определенного периода, скажем, года. Издержки производства отличаются от авансированного капитала. Они всегда меньше авансированного капитала, так как в издержки производства включается стоимость только изношенной части станков, оборудования, зданий и т. д., а в авансированный капитал – вся стоимость станков, оборудования, зданий и т. д. Отсюда авансированный капитал больше, чем издержки производства.

Следует обратить внимание, что в издержки производства в экономической теории Запада включают прибыль, или доход, предпринимателя.

Издержки производства, включающие нормальную прибыль, представляют собой экономические, или вмененные, издержки.

Экономические издержки не равнозначны тем, которыми оперирует бухгалтерский учет. В бухгалтерские издержки прибыль предпринимателя не входит.

Рассмотрим структуру издержек.

Валовые издержки (ТС) – это все издержки на данный момент, необходимые для производства того или иного товара.

Они делятся на:

- постоянные;

- переменные.

Постоянные издержки – это те, которые предприятие должно нести в любом случае и которые в основном не зависят от объема производства. Речь идет о расходах на приобретение зданий, на оплату освещения, управленческого аппарата и т.д.

Переменные издержки – это те, которые связаны с затратами на покупку сырья, рабочей силы и непосредственно зависят от объема производства (чем больше продукции, тем больше объем используемого сырья).

Графически постоянные издержки представлены на рис. 1. Для примера примем минимальное и максимальное количества производимых товаров, равные 0 и 10. Расходы, связанные с производством пусть будут равны 256 единиц.

Максимизация прибыли фирмы

Рис. 1. Постоянные издержки

Тогда из графика ясно видно, что постоянные издержки всегда равны 256 единицам при любом объеме производства от 0 до 10. Таким образом, они абсолютно не зависят от того, сколько единиц товара производит фирма и вообще производит ли она его.

Отсюда следует важный вывод, что любая созданная фирма должна производить продукцию, иначе она будет постоянно нести убытки, связанные с существованием постоянных издержек.

При тех же принятых условиях производства 0 и 10 единиц товаров представим график переменных издержек на рис. 2.

Максимизация прибыли фирмы

Рис. 2. Переменные издержки

Для переменных издержек характерно другое поведение – они увеличиваются с увеличением количества единиц выпускаемого товара. Они ведут себя независимо от постоянных издержек и не зависят от их объема. Условием их увеличения является только увеличение количества выпускаемой продукции. И переменные издержки достигают максимума при максимальном количестве производимого товара. В то же время, в отличие от постоянных издержек, при отсутствии производства единиц продукции вообще не существует переменных издержек – при производстве 0 единиц товара переменные издержки равны 0. Если наложить друг на друга эти две кривые, то получим новую кривую, отражающую валовые издержки (рис. 3), которые равны сумме постоянных и переменных издержек.

Максимизация прибыли фирмы

Рис. 3. Валовые издержки

Таким образом, наглядно отражается равенство валовые издержки = постоянные издержки + переменные издержки. Максимума валовые издержки достигают при максимально возможном объеме производства. При попытке дальнейшего увеличения производства валовые издержки будут увеличиваться. При этом существует понятие средних издержек (АТС), которые определяются отношением валовых издержек к количеству произведенной продукции:

АТС = TC/Q. (3)

Кривая средних издержек имеет вид параболы рис. 4. При этом максимальные значения средних издержек имеют при минимальном и максимальном количестве производимых товаров.

Максимизация прибыли фирмы

Рис. 4. Кривая средних издержек

Для фирмы очень важно определить наиболее оптимальное количество производимой продукции с целью недопущения необоснованного увеличения валовых издержек.

Для этого используют предельные издержки (MC), которые необходимы при увеличении производства на единицу товара. Предельные издержки равны приросту переменных издержек (сырья, рабочей силы), если предполагается, что постоянные издержки неизменны.

Оперируя показателями средних и предельных издержек можно определить точку максимизации прибыли.

Условие максимизации прибыли

Цель всех коммерческих предприятий – получить максимум прибыли. Если у фирмы разность между выручкой и затратами будет меньше, чем у конкурентов, то со временем ее вытеснят с рынка. Поэтому конкурентная фирма производит и предлагает на рынке такой объем продукции, который максимизирует ее прибыль. Фирмы заинтересованы не в наибольшем выпуске продукции, а в таком его объеме, который потребует наименьших издержек и обеспечит при этом максимизацию прибыли.

В современной рыночной экономике расчет эффективности производства предполагает сравнение предельного дохода и предельных издержек.

Предельный доход (MR) представляет собой приращение общего дохода при выпуске дополнительной единицы продукции. Его можно определить путем деления увеличения общего дохода (∆TR) на изменения выпуска продукции (∆Q):

MR = ∆TR/∆Q. (4)

Ориентиры для фирмы складываются следующим образом:

1) если предельный доход выше предельных издержек, можно расширять производство;

2) если предельный доход меньше предельных издержек, производство невыгодно, его надо сворачивать.

Отсюда получаем, что точка равновесия фирмы и максимальной прибыли достигается в случае равенства предельного дохода и предельных издержек.

Когда фирма достигла такого соотношения, она уже не станет увеличивать производство, выпуск станет стабильным, отсюда и название равновесия фирмы.

Равновесие фирмы в условиях чистой конкуренции предполагает следующее равенство:

Р = МС = МR, где (5)

Р – цена товара;

МС – предельные издержки;

МR – предельный доход.

Равновесие фирмы в условиях монополистического рынка предполагает неравенство Р > МR.

Что же касается сравнения предельного дохода и предельных издержек, то правило, определяющее оптимальный выпуск продукции и максимальную величину прибыли, остается прежним: МR = МС.

Это связано с тем, что монополия, как правило, не является абсолютной, раз и навсегда зафиксировавшей свое исключительно выгодное положение. Монополия боится международной конкуренции и того, что покупатель при повышенной цене уменьшает свои покупки, перейдя на потребление товаров-заменителей.

Поэтому в условиях монополистической конкуренции предприниматель сохраняет стратегию, характерную для рынка совершенной конкуренции, когда скорость приращения дохода не должна превышать скорости прироста издержек. В этом случае отрасль будет ограждена от наплыва конкурентов.

Однако когда монополист начинает активно завышать цены, то скорость наращивания дохода может превысить скорость прироста издержек, т. е. MR > МС.

В этих условиях монополия может и при меньших объемах производства максимизировать свой доход. Такая монополия формирует обычно цены более высокие, а объемы более низкие по сравнению с условиями чистой конкуренции. С точки зрения общества это означает, что ресурсы по отраслям и предприятиям распределяются не самым рациональным образом, так как монополия, завышая цену, забирает часть дохода остальных производителей.

Примерно такая же картина при анализе действия монополии на дефицитном рынке, в условиях, когда повышенный спрос не может за короткий срок покрыться приростом предложения.

Итак, важнейшее правило стратегии фирмы при определении объемов производства – это равенство предельного дохода и предельных издержек. Возможно ли достичь этого в экономике России? Да, при условии, что она будет развиваться по законам рыночной экономики, а не как в прошлом. Далее определяются объемы производства, которые обеспечивают наибольший доход. В нашей административно-командной экономике объемы производства директивно спускались предприятию. Аналитические службы не ставили себе задачу определить наиболее эффективные объемы производства, т. е. не осуществляли расчет эффективного использования ресурсов, который необходим для развитого рынка. Поэтому проблема выбора наилучших решений применения альтернативных ресурсов не могла стоять перед предприятием. В результате наша экономика по сравнению с рыночной была сверхзатратной, что приводило к перерасходу ресурсов на единицу продукции. Чтобы преодолеть такую ситуацию, необходимо перепрофилировать производство на выпуск товаров, отвечающих требованиям спроса, и через внедрение новой техники и технологии способствовать снижению издержек. Именно в этом выход из неэффективной экономики.

Теперь проанализируем принципы максимизации прибыли в условиях совершенной и несовершенной конкуренции и проверим, соблюдается ли условие максимизации прибыли МС = MR.

Вначале используем методику, при которой используются абсолютные показатели.

Определение точки максимизации прибыли через абсолютные показатели

Известно, что при совершенной конкуренции цена всех единиц реализованной продукции одинакова, она не меняется с увеличением количества проданного товара.

Для исследования рассмотрим данные по работе фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции. Данные представим в табличном виде (табл. 1).

Таблица 1.

Данные по работе фирмы в условиях совершенной конкуренции

Максимизация прибыли фирмы

Поскольку цена продукции при совершенной конкуренции не меняется, очевидно, что величина общего дохода фирмы будет формироваться в зависимости от количества реализованной продукции, и представлять прямую линию с положительным наклоном исходящую из начала координат. Угол наклона TR к оси абсцисс равен отношению изменения дохода к изменению объема выпуска, то есть предельному доходу (рис. 5).

Максимизация прибыли фирмы

Рис. 5. График максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции

При совершенной конкуренции каждая последующая единица реализованной продукции продается по такой же цене, как и предыдущая. Поэтому средний доход (вычисляется путем деления общего дохода на количество единиц проданного товара), получаемый от каждой единицы продукции будет постоянным и будет равен цене единицы продукции:

AR = TR/Q = P*Q/Q = P. (6)

Кроме того, поскольку все выпускаемые единицы продукции реализуется по одной цене, то выручка от реализации дополнительной единицы товара MR будет равна среднему доходу и цене продукта на рынке:

MR = AR = P.

Графически это можно представить следующим образом:

Максимизация прибыли фирмы

Рис. 6. График предельного и среднего дохода фирмы

На графике видно, что график предельного и среднего доходов совпадает с линией цены, а следовательно и с линией спроса фирмы. Данные таблицы также показывают, что AR = MR = P.

Из таблицы видно, что до определенного объема производства (до Q = 5) общие затраты превышают общий доход. В таком случае предприятие несет убытки. На графике это соответствует I сектору. С ростом объема выпуска увеличивается и общий доход и общие затраты, но вторые отстают по темпам роста. При определенном объеме выпуска (Q = 5) TR становится равным TC, после чего фирма начинает получать прибыль (точка А на рис. 5). Далее величина прибыли увеличивается.

Фирма получает максимальную прибыль при объеме производства равном девяти единицам. При данном объеме величина предельных затрат приближается к предельному доходу (MC = 210; MR = 200).

Если в точке максимизации прибыли к кривой общих затрат провести касательную, то она будет параллельна линии общего дохода. Это объясняется тем, что угловой коэффициент, характеризующий наклон касательной к оси абсцисс, отражает изменение объема выпуска продукции, то есть предельные затраты.

На основе данных таблицы по работе фирмы, а также приведенных доказательств следует, что фирма максимизирует прибыль при условии, что MC = MR.

При несовершенной конкуренции с увеличением количества продукции, появляющейся на рынке, цена на нее постепенно падает. Можно сказать, что каждая последующая единица продукции фирмы в таких условиях продается по более низкой цене, чем предыдущая. Это говорит о том, что фирма монополист не заинтересована в том, чтобы производить сколь угодно большое количество продукции, так как это может значительно снизить цену на ее продукцию, что поставит компанию в не выгодное экономическое положение. Фирма не может так же ограничить свой выпуск, значительно подняв при этом цену. При высокой цене на рынке данные товары могут вообще не найти своего покупателя. Следовательно, предприятия-монополисты вынуждены искать такое положение на рынке, которое даст им возможность при определенном объеме выпуска и соответствующей цене максимизировать свою прибыль.

Зададим определенные данные работы фирмы монополиста.

Таблица 2.

Данные по работе фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Максимизация прибыли фирмы

Теперь проанализируем процесс формирования общего дохода, предельного и среднего доходов, а затем сопоставим их с общими затратами.

Построим вначале график совокупного дохода (TR) и отобразим на нем кривые общих затрат (TC), среднего дохода (AR) и предельного дохода (MR).

Максимизация прибыли фирмы

Рис. 7. График совокупного дохода

При анализе приведенных данных видно, что в результате постоянного снижения цены совокупный доход (TR) сначала увеличивается от 0 до 25, а затем начинает убывать, так как уменьшение цены уже не компенсируется ростом объема производства.

Постоянное уменьшение цены имеет еще одно последствие – это убывающий характер среднего и предельного доходов. Действительно, в условиях несовершенной конкуренции каждая дополнительная единица проданной продукции приносит средний доход меньшей величины, чем предыдущая. На рисунке 7 показан убывающий характер AR и MR, причем MR уменьшается более быстрыми темпами, чем AR, хотя первоначально при минимальном объеме выпуска (изменение Q от 0 до 1) они равны. Средний доход принимает нулевое значение тогда, когда общий доход также равен нулю, в то время как MR пересекает ось абсцисс при максимуме TR.

Теперь построим график прибыли TPr.

Максимизация прибыли фирмы

Рис. 8. График прибыли

Совместив график общего дохода и график прибыли, можно выделить три сектора (рис. 9):

Максимизация прибыли фирмы

Рис. 9. Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции

В первом TC превышает TR, поэтому фирма терпит убытки. В точке A, при объеме выпуска равном двум единицам, TR = TC, поэтому общая прибыль равна нулю. Фирма начинает получать прибыль как только общий доход превышает общие затраты. По мере возрастания последних, разница между TR и TC, достигнув своего максимума, начинает уменьшаться, и в точке C возвращается к нулевому значению. При дальнейшем увеличении объема производства фирма опять терпит убытки.

Теперь можно выяснить при каком объеме происходит максимизация прибыли в данных условиях.

TPr достигает наибольшего значения при объеме производства равном четырем единицам. Именно в этой точке значение MC ближе всего приближается к MR, а на графике угол наклона касательной в точке B равен углу наклона касательной к кривой общих затрат в точке C. Следовательно, именно при этом объеме фирма в условиях несовершенной конкуренции максимизирует свою прибыль.

Таким образом, снова соблюдается условие максимизации прибыли при MR = MC.

Этот подход к определению точки максимизации прибыли использует "в своей основе абсолютные показатели, тогда как относительные показатели не используются. Например, не используются показатели средних величин, таких как средние общие затраты (ATC) и средние переменные затраты (AVC). Отсутствует возможность анализа поведения фирмы при изменяющейся цене, что очень важно для фирмы монополиста. Определение точки максимума фирмы при несовершенной конкуренции путем сравнения общего дохода и затрат фирмы не дает ответа, какая будет при этом цена".

Более детальный анализ работы фирмы происходит при другом подходе, когда точка максимизации прибыли определяется через предельные и средние величины, характеризующие деятельность предприятия в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры.

Определение точки максимизации прибыли фирмой через средние и предельные величины

Вначале исследуем ситуацию в условиях совершенной конкуренции.

Для наглядного представления как основу используем график из рисунка 5, но без кривой прибыли, и график из рисунка 6, на который нанесем кривые предельных (MC) и средних общих затрат (ATC). Сделав наложение двух графиков, получим рисунок 10, состоящий из двух частей.

Максимизация прибыли фирмы

Рис. 10 Определение точки максимизации прибыли через предельные и средние величины

Очевидно, что фирма будет стараться увеличить прибыль за счет увеличения разницы между общим доходом и общими затратами путем увеличения TR и уменьшения TC. Таким образом, максимальная прибыль будет в точке максимальной разницы между TR и ТС. Обозначим эту точку Q*.

Производство каждой дополнительной единицы продукции приносит фирме дополнительные затраты, в то время как предельный доход остается постоянным (MR = P = const). Сначала предельные затраты будут очень высоки и будут превышать предельный доход (рис. 10б). Фирма будет терпеть убытки, причем их максимальная величина будет соответствовать такому количеству выпуска Q1, при котором предельные затраты равняются предельному доходу.

С дальнейшим увеличением объема производства убытки начнут уменьшаться пока при объеме выпуска Q2 общий доход не сравняется с общими затратами (рис. 10а). При данном объеме предельные затраты принимают минимальное значение. (рис. 10б). Затем общий доход превышает общие затраты и фирма начинает получать прибыль. Одновременно предельные затраты начинают возрастать пока не сравняются с линией предельного дохода (объем выпуска равен Q*). Именно в этой точке фирма получает максимальную прибыль, так как выполняется условие MR = MC.

После точки C (рис. 10б) фирма может и дальше наращивать объем производства, но ее прибыль будет уменьшаться, так как резко возрастут переменные затраты. Фирма будет работать прибыльно до объемов продукции равных Q3. При этом объеме выпуска (точка D на рис. 10б) средние общие затраты сравняются с ценой и прибыль станет равна нулю. Увеличение выпуска продукции после Q3 нецелесообразно, так как общие средние затраты "съедают" всю возможную прибыль. Несмотря на то, что общий доход продолжает увеличиваться, фирма получает отрицательную прибыль, или терпит убытки. Увеличение объемов производства в таких условиях лишено экономического смысла. Заканчивая анализ кривых MC и ATC, следует отметить, что каждая из них дважды пересекает линию спроса фирмы. При уменьшении предельных затрат, кривая MC пересекает линию спроса в точке A (рис. 10б), что соответствует максимальным убыткам фирмы. При возрастании MC, точка равенства MC и MR (точка C на рис. 10б) показывает наибольший объем прибыли. Относительно кривой средних общих затрат можно отметить, что каждое пересечение ею линии цены, то есть когда ATC = P = MR, означает получение фирмой нулевой прибыли (точки B и D на рис. 10б).

Использование наложения графиков с относительными и абсолютными показателями позволяет утверждать о верности методики определения точки максимизации прибыли через относительные показатели, так как найденная точка совпадает с точкой полученной при анализе абсолютных показателей. Преимущество использования методики относительных величин заключается в более простом определении точки максимизации прибыли и отсутствии необходимости анализировать большое количество цифр, которая является основой методики нахождения точки максимизации прибыли по абсолютным показателям.

Так как мы не используем абсолютных значений, то встает вопрос о том, как измерить величину прибыли в точке C?

Используем вторую часть рисунка 10 и построим новый график для определения величины прибыли при ее максимизации.

Максимизация прибыли фирмы

Рис. 11. Определение величины прибыли при ее максимизации

Итак, точка С обозначает точку максимизации прибыли при объеме производства Q*. При этом перпендикуляр СQ* пересекает кривую АТС в точке К. Каждая точка кривой АТС дает величину затрат на единицу продукции при изменяющемся объеме выпуска. Величина затрат в точке К при объеме Q* определяется проекцией этой точки на ось ординат (p').

Если от цены (P) отнять средние общие затраты (p'), то получим прибыль, приходящуюся на единицу продукции. Нам известно также количество производимой продукции Q*. Умножив прибыль, приходящуюся на единицу продукции (P – p') на объем выпуска Q*, мы получим общую прибыль:

TPr = (P – p') * Q*, (7)

где p' = ATC при объеме Q*.

Исходя из определения средних общих издержек, АТС – это отношение ТС/Q, произведем простейшие преобразования данной формулы и получим:

TPr = P*Q* – p' *Q* = P*Q* – TC/Q* * Q* = P*Q* – TC. (8)

Таким образом, мы получили формулу общей прибыли в точке максимизации прибыли при известном объеме производства.

Совокупный доход (TR) можно представить в виде площади прямоугольника PCQ*O, так как одна сторона представляет собой цену P, а другая – объем выпуска Q*). Площадь прямоугольника p'KQ*O – это общий объем затрат фирмы (ТС), при количестве продукции Q*. Если из площади прямоугольника PCQ*O вычесть площадь прямоугольника p'KQ*O, то оставшийся прямоугольник PCKp' и есть объем общей прибыли фирмы (TPr), так как соблюдается равенство:

TPr = TR – TC. (9)

Если попытаться увеличить или уменьшить объем выпуска Q*, то увидим, что в любом случае площадь прямоугольника PCKp' уменьшится, то есть объем общей прибыли будет меньше, чем при выпуске Q*. Следовательно, соблюдается общее условие максимизации прибыли, которым является равенство предельного дохода и предельных затрат, в ситуации, когда предельные затраты возрастают.

Аналогичным способом можно определить точку максимизации прибыли и величину прибыли в этой точке и для несовершенной конкуренции.

Рассмотрим ситуацию, когда фирма является чистым монополистом на рынке. При чистой монополии фирма попадает в ситуацию, когда каждая последующая единица продукции продается по более низкой цене, то есть цена не является заданной величиной. Фирма, сталкиваясь с рыночным спросом, осознает, что "увеличение объема продаж приводит к уменьшению рыночной цены". Поэтому кривая спроса для монополиста имеет отрицательный наклон. Т.е. при отсутствии товара на рынке спрос на него максимален, а при увеличении объемов производства он начинает падать. Так как монополист сам устанавливает цену, то предельный доход для него всегда будет меньше цены на товар.

Для максимизации своей прибыли монополист должен определить линию своего поведения: либо ограничить объем продаж для поддержания высокой цены, либо увеличить объем реализации, но уже по сниженной цене. Если фирма-монополист устанавливает определенную цену, то он продает соответствующее ей количество товаров. С увеличением объема продаж цена на продукцию будет снижаться, а совокупный доход расти до тех пор, пока не достигнет максимума.

При дальнейшем увеличении продаж цена будет продолжать падать, и совокупный доход будет уменьшаться до тех пор, пока не достигнет нуля. Необходимо отметить, что совокупный доход растет до тех пор, пока предельная выручка от продажи дополнительной единицы продукции имеет положительное значение.

Как и в случае совершенной конкуренции "чистый" монополист максимизирует прибыль при условии, когда MR = MC, то есть когда предельные затраты сравняются с предельной выручкой. Но для монополиста MR < P. Таким образом, условие максимизации прибыли для монополии принимает вид MC = MR < P. В отличие от фирмы в условиях совершенной конкуренции, монополия прекращает увеличение производства до того, как предельные затраты сравняются с рыночной ценой.

Теперь представим в графическом виде линию спроса dd фирмы-монополиста, предельной выручки MR и графики предельных затрат MC и общих средних затрат ATC на рисунке 12, чтобы определить точку максимизации прибыли в условиях монополии.

Максимизация прибыли фирмы

Рис. 12. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии

Для нахождения объемов продукции, дающих максимальную прибыль, находим точку пересечения MR и MC (точка N). Перпендикуляр, опущенный из точки N на ось абсцисс, укажет нам количество продукции, которое необходимо произвести для получения максимальной прибыли. Продолжение данного перпендикуляра вверх дает точку пересечения L с линией спроса dd. Данная точка помогает определить, по какой цене возможно продать продукцию в количестве Q. Проекция точки на ось ординат показывает цену P.

Площадь прямоугольника PLQ0 – это совокупный доход (TR), получаемая фирмой-монополистом. В составе выручки скрываются общие затраты и прибыль фирмы. Валовые издержки зависят от средних затрат на единицу продукции и количества произведенной продукции (TC = ATC -Q). Точка пересечения перпендикуляра QL с кривой общих средних затрат определяет величину ATC.

Таким образом, P2 – это средние затраты на единицу продукции, умноженные на Q, дают величину общих затрат (то есть TC – это площадь прямоугольника P2KQ0). Если мы из общей выручки (TR) вычтем общие затраты (TC), то получим величину общей прибыли TPr, которая измеряется площадью прямоугольника PLKP2, т.е. величину прибыли в точке максимизации прибыли при известном количестве производимой продукции.

Рассмотрим ситуацию, когда фирма действует на рынке монополистической конкуренции. Данная рыночная структура "связывает воедино две другие структуры: совершенную конкуренцию и чистую монополию. На рынке монополистической конкуренции действует много фирм, обладающих значительной свободой входа и выхода из отрасли и производящих определенную группу взаимозаменяемых товаров, которые могут отличаться друг от друга дизайном, упаковкой, местом продажи и другими параметрами".

Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции характеризуется важными чертами, которые и определяют принцип максимизации прибыли при конкретном объеме производства. При этом в случае монополистической конкуренции имеет существенное отличие при определении точки максимизации прибыли в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Во-первых, линия спроса на продукцию производителя будет иметь отрицательный наклон, поскольку на рынке продаются товары-заменители, что дает возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде. Так как своего равновесия фирма достигает при условии MC = MR, то максимальную прибыль она будет получать при объеме выпуска Q1 и цене P1 в сумме, соответствующей площади прямоугольника P1KLM (рис. 13а). Т.е. ситуация будет полностью аналогичной ситуации чистой монополии.

Максимизация прибыли фирмы

Рис. 13. Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции

Во-вторых, "при монополистической конкуренции отсутствуют какие-либо ограничения на вход в отрасль других производителей и выход из нее, в результате чего в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю".

Процесс уравнения прибыли показан на рис. 13б. Появление новых фирм в отрасли, привлеченных сверхприбылями, приведет к сокращению рыночного спроса на продукцию отдельной фирмы, потому что совокупный спрос покупателей станет теперь распределяться на все большее количество производителей. Данное обстоятельство сместит влево кривую спроса этой фирмы (кривая d), и соответствующий сдвиг претерпит линия предельного дохода MR. Новое положение равновесия фирмы возникает в точке касания кривой спроса и кривой средних общих затрат ATC (в точке K). В этих условиях экономическая прибыль фирмы снижается до нуля (при объеме выпуска Q2 и цене P2), и тогда вход в отрасль новых фирм прекращается. Таким образом, максимизация прибыли в долгосрочном периоде в условиях монополистической конкуренции невозможна.

Рассмотрим теперь нахождение точки максимизации прибыли для фирмы в условиях олигополии. Для данной рыночной структуры характерно небольшое число производителей определенного товара. Для описания максимизации прибыли в условиях олигополии используем теорию "ломаной кривой спроса", сформулированной в 1939 году, примерно в одно и то же время английскими экономистами Р. Л. Холлом и К. И. Хитчем и американским экономистом П. М. Суизи. Эта теория строится на предположении, что конкуренты фирмы поддержат любое снижение ее цены, но не станут следовать за повышением.

Предположим олигополиста, соблюдающего эти два условия, и предположим, что цена, господствующая на рынке (P0), равна 17 руб. за единицу продукции. Изобразим ситуацию на рисунке 14.

Максимизация прибыли фирмы

Рис. 14. Олигополистическая "ломаная кривая спроса"

Если олигополист понизит цены ниже 17 рублей, то другие фирмы последуют его примеру. Продажи по отрасли в целом увеличатся, а фирма будет контролировать примерно ту же долю рынка, скользя вниз по кривой спроса. Если же наша фирма поднимет цену, а конкуренты этого не сделают, тогда она потеряет своих покупателей. Это произойдет в результате того, что часть кривой спроса фирмы выше цены 17 руб. оказывается более эластичной, чем ниже ее.

Теперь обратимся к анализу предельного дохода и предельных затрат. На кривой предельного дохода существует резкий изгиб, соответствующий изгибу кривой спроса. Объясняется это следующем образом.

В левой части предельный доход достаточно высок, поэтому при любом значении цены выше P0 прирост дохода будет незначителен. В правой части предельный доход гораздо меньше, вследствие чего фирма также получит лишь небольшой дополнительный доход, если станет снижать цены, двигаясь по неэластичному участку кривой спроса.

Как видно из рисунка 14, кривая предельных затрат именно на переломе пересекает кривую предельного дохода, что делает равновесие олигополиста очень стабильным. Господствующая цена (P0 = 17 руб.) и будет точкой максимальной прибыли для фирмы, потому что ей становится невыгодным перемещаться в любом направлении. В отличие от чистого монополиста, олигополист при наличии "ломаной" кривой спроса не будет изменять цены или объем выпуска при небольших или средних изменениях в затратах. Только если предельные затраты изменятся значительно, фирма поменяет существующую цену.

К сожалению, эта теория не может претендовать на целостную модель олигополистического ценообразования, так как имеет существенные ограничения. Объясняя, почему олигополист стремится не изменять существующей цены, "теория ломаной кривой спроса" ничего не говорит об уровне этой цены. К тому же многие исследования показали, что не подтверждается ее основной прогноз, согласно которому цены в условиях олигополии более стабильны, чем в условиях монополии.

К тому же наиболее частым способом, к которому прибегают фирмы в условиях олигополии, это организация совместного сотрудничества. Создается картель, участники которого согласуют между собой свои действия в отношении объемов производства и цен на продукцию. Итогом образования картеля являются цена и объем производства, характерные для чистой монополии. То есть фирмы, слившиеся в картель, максимизируют свою долю прибыли на основе сокращения выпуска продукции до уровня равенства MC = MR.

Выводы

Прибыль предприятия является разницей между общим доходом и общими затратами фирмы.

Прибыль является путеводной звездой, манящей в будущее, дорожным указателем для будущих рискованных операций. Все, кто занимается бизнесом, стремятся получить наивысшую прибыль.

Предприятия, стремящиеся максимизировать свою прибыль должны соблюдать условие оптимального сочетания объемов производства и цены за продукцию, при котором предельные издержки равны предельному доходу.

В условиях совершенной и несовершенной конкуренции существуют свои особенности максимизации прибыли.

Основное правило максимизации прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции заключается в том, что она выбирает такой объем производства, при котором MC = MR = P. Если цена понизится до минимума средних общих затрат (P = min ATC = MR), то фирма будет работать на самоокупаемости. При дальнейшем падении рыночной цены ниже уровня средних переменных затрат, когда перестают возмещаться постоянные затраты, фирма вынуждена остановить производство.

При несовершенной конкуренции цена на каждую последующую единицу продукта будет уменьшаться, в результате чего общий доход сначала повышается до определенного уровня, а затем постепенно падает.

Кривая спроса фирмы-монополиста имеет отрицательный наклон и совпадает с кривой рыночного спроса, поэтому монополия имеет возможность контролировать как цену, так и выпуск продукции. Причем предельный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы, всегда ниже цены.

На олигополистическом рынке фирмы вынуждены тщательно учитывать реакцию своих конкурентов. Олигополистическая взаимосвязь в коротком периоде направлена на удержание одной и той же цены при условии равенства предельных и средних переменных затрат. В длительном периоде соперничество между немногими фирмами приводит к образованию картелей.

В условиях монополистической конкуренции каждая фирма проводит ценовую политику вне зависимости от действий конкурентов. При этом она может получать монопольную прибыль только в краткосрочном периоде, теряя ее в длительном.

Литература

1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория. Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2004.

2. Габиш Г., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2006.

3. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: Владос, 2005.

4. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 2003.

5. Мамедов О.Ю. Современная экономика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

6. Мутнян А.В., Оконников И.М., Пантелеев Е.А. Микроэкономика, книга 1. – Ижевск: Странник, 2002.

7. Общая экономическая теория (политическая экономия) в вопросах и ответах. Учебное пособие. Под. ред. Шагиняна Г.А. – Ростов-н/Д: РГЭУ, 2003.

8. Пелих А.С. Современная экономика. – Ростов-н/Д: Феникс, 2005.

9. Пиндайк Р. Монополистическая конкуренция и олигополия – М.: Экономика, 2005.

10. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА М, 2004.

11. Салимжанов И.К. "Цены и ценообразование", Москва, изд-во ЗАО "Финстатинформ" – ЗАО "КноРус", 2004.

12. Сидорович А.В. Курс экономической теории. – М.: ДИС, 2004.

13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ со 2-го изд. – М.: "Дело Лтд", 2003.

14. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. В 2 кн. Кн. 1. – М.: ВЛАДОС, 2005.

15. Экономика / под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: Инфра-М – 2004.

16. Экономическая теория / под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. – М.: Изд-во Российской экономической академии. – 2005.