Лоренцо Валла

Лоренцо Валла.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Основные черты философии Возрождения

Долгое время в истории и культурологии господствовал стереотип резкого противопоставления средневековой культуры Запада и итальянского Возрождения. Средние века считались временем господства церковной догмы и мракобесия. Возрождение, "отбрасывает ночь средневековья", не менее однозначно трактовалось как обращение к светлой античности, к ее свободной философии, к скульптуре обнаженного человеческого тела, к земной, привольной и ничем не связанной свободе индивидуального и общественного развития. Однако эта схема уже устарела, исследования свидетельствуют о том, что культура Возрождения выросла на фундаменте средневековой культуры Запада.

Античное культурное наследие приобрело в условиях эпохи Ренессанса огромный практический смысл – оно в равной степени было необходимо для формулирования элементов нового права и новой политики, новой натурфилософии, новой этики и эстетики. Но все же ренессансная культура основана на двух источниках – античное классическое наследие и наследие средневековья. Хотя творцы Возрождения ставили пределом духовных стремлений всего лишь максимально близкое подражание античности, свой отпечаток наложила на эпоху и средневековая культура.

В этот исторический период в философствовании на первый план выходит проблема человека, определившая гуманистическую направленность философии. Гуманизм Возрождения связан с такими именами, как Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Томас Мор, и разумеется, Лоренцо Валла.

Человек у гуманистов ставится в центр вселенной, выступая, как господин природы. В основу ложится принцип равенства людей, утверждаются антиаскетические ценности. Выражением творческих потенций человека является искусство, творя, человек уподобляется Богу.

С точки зрения учения о бытии (онтологии), средневековая философия была философией теоцентризма и основана на догмате креационизма. Существовала и своеобразная антропология (учение о человеке). Человек не только создан Богом, но и подобен ему. Однако природа человека двойственна: в нем есть и душа (божественное), и тело (греховное). Для преодоления греховности необходима поддержка религии, церкви.

Так как рационально обосновать онтологию и антропологию средневековой философии было невозможно, была создана и своеобразная теория познания: истиной может быть признано не только то, что основано на разуме, но и то, что основано на вере.

Оценивая роль средневековой философии в развитии мировой философской мысли, следует подчеркнуть, что это был плодотворный этап в развитии культуры. Религиозная идеология христианства являлась одним из важных факторов, способствующих возникновению и укреплению государств, развитию их духовной жизни (архитектуры, живописи, музыки и т.д.).

Средневековая философия внесла вклад и в разработку ряда важнейших проблем философии (соотношение веры и разума, природы общих понятий). Проповедуя общечеловеческие ценности, равенство всех перед Богом, средневековая философия способствовала утверждению идеалов гуманизма, что особенно проявилось в философии эпохи Возрождения.

В экономическом и социально-политическом отношениях это был период кризиса феодализма и зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств и абсолютных монархий, побед буржуазии над феодальной реакцией, крестьянских и религиозных войн, великих географических открытий, развития торговли и городов.

Радикальные социально-экономические изменения обусловили существенные перемены в духовной культуре, мировоззрении, философии той эпохи. Философия Ренессанса, не порывая полностью с наследием средневековой мысли, в то же время противостояла всей системе схоластического знания, пришедшего в состояние упадка в XV–XVI вв. Поэтому термин "ренессанс" (возрождение) в определенной степени отражает антифеодальное содержание этого противоречивого процесса, его направленность против церкви, христианской религии.

В философской мысли эпохи Возрождения можно обнаружить сочетание самых различных традиций, специфические модификации аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философий. Традиции античной и средневековой мысли получали в эпоху Возрождения новый смысл.

Если в средневековой философии центральная проблема соотношения мира и Бога, природы и божественного начала решалась в плане противопоставления природы Богу, тленного земного мира нетленной небесной субстанции, то философия Возрождения создает новую, пантеистическую картину мира, отождествляя Бога и человека.

Бог философии Возрождения – не Бог схоластического богословия, он не творит мир из ничего, а сливается с законом естественной необходимости. В то же время природа из творения Бога превращается в обожествленное, наделенное необходимыми силами первоначало вещей.

Философию эпохи Возрождения отличает и ярко выраженный антропоцентризм. Человек, являясь главным объектом рассмотрения, оказывается и центральным звеном космического бытия. В определенном смысле антропоцентризм был характерен и для средневековой традиции, но в ней человек рассматривался не сам по себе, а в отношении к Богу, греху и вечному спасению, которое недостижимо собственными силами.

В гуманистической культуре Возрождения рассматривается земное предназначение человека. В противоположность феодальному аскетизму и корпоративной сословности приоритет отдается признанию интересов и прав человеческой личности.

Идеалом и отличительными качествами человека становятся разносторонность, своеобразие и уникальность каждой личности, осознание собственной силы и таланта как творения природы и самого себя. Не случайно эпоху Возрождения также называют эпохой гуманизма.

Мыслителями XIV–XVI вв. была разработана картина мира и человека, отличная от Средневековья. На смену теологической картине мира пришло новое представление о бесконечности и вечности Вселенной, т. е. сформировалась новая онтология.

Новая картина мира исходила из качественного многообразия явлений и вещей, из признания внутренних сил движения и материи, что послужило главной предпосылкой перехода к новому экспериментально-математическому естествознанию, эпохе классической механики и новой философии XVII в.

Философия Возрождения была философией эпохи великих открытий, опираясь на которые она боролась за независимость научного и философского знания от теологии и схоластики. Но ее интерес к опытному знанию не опирался на научный эксперимент, а произвольные допущения смешивались с подлинными научными открытиями. Не случайно астрологические представления, являясь формой учения о единстве и взаимосвязи земного и небесного миров, были тесно связаны с пантеизмом философии Ренессанса.

2. Жизненный и творческий путь Лоренцо Валлы

Лоренцо Вала, родившийся в 1407 г., принадлежит к тому поколению итальянских гуманистов, которое вступило в творческую жизнь, в период освоения гуманизмом все новых сфер идейной жизни.

Этому способствовало умножение источников гуманистической мысли, введение в научный оборот открытых гуманистами творений римских и греческих писателей, историков, философов.

Валла не учился в университете, поэтому неизвестно, каким образом он столь совершенно овладел латынью. Годы молодости Валлы прошли вблизи римской курии, апостолическим секретарем которой был его дядя, выполнявший обязанности опекуна юноши.

В курии же Валла имел возможность познакомиться с выдающимися гуманистами эпохи: Поджо Браччолини, Антонио Лоски и др. В папской курии царил дух вольности среди гуманистов, вблизи наблюдавших пороки клира, что естественным образом способствовало формированию весьма критического отношения к духовенству.

Поджо Браччолини, видимо, оказал наиболее существенное влияние на формирование Валлы-мыслителя. Открытые Браччолини трактат Квинтилиана "Обучение оратора" и поэмы Лукреция "О природе вещей" стали вехами в истории гуманистической философии.

Юный Валла, сначала дерзко противопоставляет Квинтилиана такому признанному авторитету риторики как Цицерон (эта работа Валлы не сохранилась), а затем обращается к идеям Эпикура при работе над диалогом "О наслаждении". Именно из этого диалога впоследствии вырос трактат "Об истинном и ложном благе".

Н.В. Ревякина считает, что Валла читал поэму Лукреция, найденную Браччолини, и эта поэма оказала существенное влияние на ход его мыслей. Упомянутый диалог вышел в 1431 г., и в этом же году Вала начинает читать риторику в Павийском университете. Здесь же он начинает разработку трактата "О красотах латинского языка" и публикует свое сочинение "О девизах и геральдических знаках", направленное против средневековых глоссаторов, сделавших глоссы "истиной в последней инстанции" и задерживавших развитие правовой науки.

Работа вызвала бурный протест ряда консервативно настроенных юристов и Валла был вынужден покинуть Павию.

Он направился в Неаполь, и годы проведенные там можно считать плодотворнейшим периодом в его жизни. В Неаполе Валла осуществил свои давние замыслы, здесь выходит в свет начатая в Павии работа "О красотах латинского языка", первая редакция "Диалектики", в которой Валла отважился покуситься на еще один непререкаемый авторитет – Аристотеля. Со времен Фомы Аквинского Аристотель был опорой схоластики, и поэтому на Валу обрушились церковники.

Но Валла продолжает отстаивать право на свободу мышления. В Неаполе же выходит в свет и диалог "О свободе воли", к содержанию которого мы вернемся ниже. Но, пожалуй, наивысший накал ярости церковников вызвала работа Валлы "О подложности Константинова дара". На этом подложном документе церковь основывала свои притязания на светскую власть.

Валла проанализировал текст источника, где указывается якобы имевший место факт: дарение императором Константином половины империи Сильвестру, и убедительно доказывает невозможность такого дарения со стороны государя. Эта невозможность обосновывается Валлой с психологической и юридической точек зрения: "Константин не был таким человеком, который бы хотел даровать, который бы имел право даровать, который бы обладал над всем этим достаточной властью, чтобы передать это в руки другого. Я покажу также, что Сильвестр не был таким человеком, который хотел бы это принять, который имел бы право это принять".

Эта работа Валлы явилась первым замечательным образцом гуманистической критики источника. Но именно с этим обстоятельством в значительной мере был связан инквизиционный процесс, затеянный против Валлы. Гуманиста спасло только вмешательство короля.

Однако же Вала, отнюдь не напуганный, сразу вслед за этим пишет "Защиту философских тезисов" и "Апологию", обращенную к папе Евгению IV, где нападает на своих идеологических противников.

Последний период деятельности Валлы связан с Римом, куда ему далось вернуться благодаря вступлению на папский престол Николая V, покровителя гуманистов и знатока античной культуры. А при Калликсте III Валла становится папским секретарем. Валле покровительствовали кардиналы-ученые Николай Кузанский и Виссарион.

В последние десять лет жизни Валла продолжал работать над "Диалектикой", в Риме вышли вторая и третья редакции этого произведения. Также была создана четвертая редакция трактата "О наслаждении".

Кроме этого Валла работал над сопоставлением кодексов Нового завета, переводил Фукидида, писал комментарии к Квинтиллиану и Саллюстию.

Его работоспособность поражает, ведь последние годы жизни Валла тяжело болел, но тем не менее, открыл частную школу ораторского искусства, преподавал в Римском университете.

Умер Лоренцо Валла в 1457 г., прожив всего пятьдесят лет, но успев сделать за эти годы так много, что его имя неразрывно связано с понятием гуманистической философии Возрождения.

3.Философское наследие Лоренцо Валлы. Трактаты "Об истинном и ложном благе", "О свободе воли"

Для истории философской мысли творчество Лоренцо Валлы представляет интерес как с точки зрения критики схоластики, так и с позиций разработанного им этического учения.

Именно в области этики Валла открыл новый путь поисков. Важным этапом на этом пути был гражданский гуманизм, представлявший собою сочетание идей общественного блага, гражданского служения, воспитания и самовоспитания.

Однако логика самого гуманизма вела дальше, к идее такого морального критерия как благо личности.

Валла не был первым, кто обратился к этическим идеям Эпикура. Средневековье объявило взгляды Эпикура на мир безбожными, на протяжении веков его учение трактовалось как безнравственное, поэтому философии Возрождения выпало на долю реабилитировать одного из выдающихся философов античности.

Начавшейся переоценке Эпикура способствовал Бруни. Он выделил в изложении этики Эпикура такие моменты как понимание необходимости добродетелей для получения наслаждения, осознания злодейства как страдания, а также необходимость правильного выбора: жертвуя меньшими наслаждениями, позаботиться о больших, принимая меньшие страдания устранить большие.

Все эти положения Бруни, по всей вероятности, обсуждал с Валлой, и эти обсуждения явно сказались на изложении последним своей этической позиции в диалоге "Об истинном и ложном благе".

Этот диалог написан в форме спора стоика, эпикурейца и христианина о высшем благе. При этом авторская позиция в этом споре не обозначена.

Л.М. Баткин предлагает подойти к этой работе Валлы с позиций синтеза точек зрения, характерного для философии гуманизма, причем этот синтез выражается в самой возможности сопоставления, а не в конечном выводе.

При этом следует отметить, что каждая из речей диалога представляет собой особую интерпретацию Валлой стоицизма, эпикурейства и христианства.

Стоик у Валлы утверждает: "…[природа] проявляет по отношению к человеческом уроду одну лишь суровость. Она вызывает против нас кораблекрушения, бесплодие, наводнения. Пожары, повальные болезни, войны…" Хотя у подлинных стоиков такого отношения к природе не отмечается.

Эпикуреец Валлы тоже не совпадает со своим прототипом. Он обвиняет стоика в лицемерии берет на себя защиту от его обвинений и природы и рода человеческого: "Я предпочел бы, чтобы ты воздержался от этого двойного обвинения <…>Я мог бы ответить на то, что ты сказал о природе: то, что создала и устроила природа может быть только свято и достойно похвалы <…> Ничего не найдешь устроенного без высшей разумности, красоты и пользы, свидетельством тому может быть хотя бы само строение нашего тела".

Далее из рассуждений эпикурейца следует, что природа предоставила людям возможность пользоваться благами, а уж как они этой возможностью распорядятся – дело самих людей.

Поэтому пороки происходят по воле самих людей, ни природа, ни Бог не гневаются на людей и не вредят им.

Христианин в диалоге Валлы берет на себя роль арбитра, но при этом предъявляет и стоику, и эпикурейцу ряд претензий религиозного характера: "Добродетели тех людей, которые Бога не хотели познать, или познанного не почитали, как должны были, следует числить не в добродетелях, но в пороках"

Христианин не согласен с обвинением стоиком природы, и здесь он сходится с эпикурейцем, возлагая ответственность за пороки на самих людей. Но он же согласен со стоиком в определении блага, как того, к чему непроизвольно стремятся, и зла, как того, чего избегают.

Но ведь, собственно, на этой же позиции стоит эпикуреец, только излагает свои мысли несколько иначе. Таким образом, христианин почти примиряет две позиции, но в сущности, оказывается все же на стороне эпикурейца, резюмируя: не к добродетели, но к наслаждению ради него самого надо стремиться. Казалось бы, что это несколько странная для христианина позиция, но Валла объясняет, что под наслаждением здесь понимается не чувственное удовольствие, а наоборот отречение от земных благ в надежде на небесную награду.

Перенеся наслаждение в рай, и отказав ему, по существу, в земной жизни, христианин резко расходится с эпикурейцем: их разделяет разное отношение к благам этого мира.

Наслаждение определяется Валлой как благо, к которому всюду стремятся. Но утверждая такое самопроизвольное стремление от природы, Валла неизбежно должен был определить свое отношение и к первородному греху.

На эту тему философ достаточно ясно высказывается в диалоге "О свободе воли". Он считает, что первородный грех не вызвал извращения воли, поскольку люди не получили непреодолимой склонности ко злу.

Однако проблема свободы воли в средние века и в эпоху Возрождения была неразрывно связана с понятием божественной воли. Валла в своем диалоге "О свободе воли" обнаружил ясное понимание этой проблемы. Связь свободы воли и божественного провидения видятся Валле как альтернатива: если не может быть иначе, как по воле Бога, то человека нельзя обвинять в грехах, так как он не в силах сопротивляться предначертанному.

Но тогда следует, что если люди вольны в свои поступках, то Бог не провидит будущее, а оно складывается из массы человеческих свободных деяний.

По мнению Валлы, человек всегда стремясь к собственному благу, должен найти правильную ориентацию, чтобы получить большее благо (небесную награду).

Так, положив в основу этики личный интерес, связанный непосредственно с природой человека и сделав его моральным критерием, Валла неразрывно связывает индивидуализм и социальность.

Мировоззрение Валлы, человека независимого по складу характера и свободно мыслящего, позволило ему сформулировать положения этики, объединяющей людей, делающей личное благо каждого предметом интереса других. Подобные идеи через четыре столетия выскажет устами своих героев Н.Г. Чернышевский, проповедуя теорию "разумного эгоизма".

Таким образом, в истории этики и философии Вала занимает почетное место. Он принадлежит к тому направлению в развитии этической мысли, в котором личное благо, человеческий интерес, рассматривались как движущий мотив человеческих поступков.

Идеи Валлы позднее были подхвачены и далее разработаны такими выдающимися мыслителями как Спиноза, Т. Гоббс, Дж.Локк и др.

Выводы

"Много, очень много обнародовал я книг почти по всем областям знания. В этих книгах я осмеливался выражать свое несогласие с мнением некоторых выдающихся писателей, чей авторитет был непререкаем в течение очень долгого времени. И я возбудил этим против себя негодование у немалого числа людей, которые ненавидят меня за это и называют наглецом и святотатцем". Так писал Л. Валла в своей работе "О подложности Константинова дара".

Но кроме тех, кто негодовал против бесстрашного мыслителя, у были и те, кто с гордостью относил себя к числу его единомышленников.

Философское и этическое наследие Лоренцо Валлы принадлежит к сокровищнице человеческого духа, и в настоящее время это уже никем не оспаривается.

"…пусть исчезнет трепет, пусть удалится страх, пусть пропадут опасения. С отвагой в душе, с твердой верой, с доброй надеждой я буду защищать дело истины, дело справедливости, дело бога!" – с такими словами приступал к своим поискам истины Лоренцо Валла.

И лучшее доказательство того, что эти поиски не были бесплодными: интерес к его работам, не угасающий на протяжении пяти столетий.

Благодаря таким мыслителям как Валла, философия Возрождения была философией эпохи великих открытий, опираясь на которые она боролась за независимость научного и философского знания от теологии и схоластики.

Философия Возрождения способствовала переходу европейской философии от Средневековья к Новому времени, что и определило ее самостоятельное место в философской эволюции человечества. Но и в наш век идеи Возрождения о целостном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса нашли дальнейшее развитие в космических идеях К. Э. Циолковского, в понятии "ноосферы" В.И. Вернадского, в идеях гелиобиологии А.Л. Чижевского. И особенно велико значение этического наследия гуманизма Ренессанса, поставленных проблем достоинства человека, веры в его безграничные познавательные и деятельные возможности.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В., Философия, М., 2001 г.

2. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления, М., 1978 г

3. Борисова Е.М. и др., Философия, М., 2004 г.

4. Валла Л., Об истинном и ложном благе, М., 1989 г.,

5. Емохонова Л.Г., История мировой художественной культуры, М., 1997г.

6. Итальянские гуманисты о церкви и религии, М., 1963 г

7. Канке В.А., Введение в философию, М., 2003 г.

8. Поликарпов В.С., Лекции по культурологии, М., 1997г.

9. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения, М., 1985 г.

10. Спиркин А.Г., Философия, М., 2004 г.