Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи.

Статьи по теме
Искать по теме

Леонардо был многогранен, но нетерпелив. Его захватывал сам процесс познания и изобретения, и он не всегда доводил до конца свои проекты. Поэтому большая часть его работ и открытий осталась в рисунках и записях, которые к тому же записаны так, что прочесть их можно только с помощью зеркала.

Обладая независимым и гордым характером, равнодушный к распрям, Леонардо да Винчи желал одного – заниматься без помех своим любимым делом. Он часто менял своих заказчиков и покровителей, работал то во Флоренции, то в Милане, то в Риме. Всю жизнь он скитался и умер на чужбине, во Франции.

1. Леонардо да Винчи – инженер и изобретатель

Как известно, Леонардо да Винчи в совершенстве владел 17 профессиями. Трудно найти такие области знания и техники, в которых бы Леонардо не работал, не сделал бы крупные открытия и изобретения или не высказал смелые идеи. Он занимался анатомией и физиологией, географией и геологией, механикой и гидравликой, акустикой и оптикой, философией, математикой, астрономией, техникой, строительством и лётным делом. Его многие открытия и догадки опередили своё время. Он оставил рисунки машин и механизмов, которые представляют собой прообразы экскаватора, танка, самолёта, велосипеда, парашюта, подводной лодки. Он разработал проект идеального города с разноуровневым движением.

Интересным является письмо Леонардо к герцогу Лодовико Моро, в котором он отрекомендовал себя в первую очередь как военного инженера, архитектора и специалиста в области гидротехнических работ и только потом – как живописца и скульптора. В длинном списке того, чем он согласен заниматься, среди прочего значатся: проектирование крепостей, прокладка водопроводов, туннелей и подземных ходов, изготовление мортир, пушек, снарядов и метательных машин, строительство "крепких мостов, которые можно без труда переносить и при помощи которых можно преследовать неприятеля, а иногда и бежать от него… Вообще, согласно обстоятельствам, я могу создавать самые разнообразные орудия для причинения вреда. В случае, если дело происходит на море, я знаю множество орудий, в высшей степени пригодных для нападения и обороны, и судна, выдерживающие самую жестокую пальбу, и взрывчатые вещества, и средства, производящие дым… В мирное время надеюсь быть в высшей степени полезным по сравнению с кем-либо как зодчий в сооружении зданий общественных и частных и проведении воды из одного места в другое. Могу работать в качестве скульптора над мрамором. Бронзой и глиной, а также в живописи могу делать всё, что только можно сделать, чтобы поравняться со всяким, кто бы он ни был".

Лодовико Сфорца – узурпатор, правитель богатейшего города Милана – заказал ему гигантскую статую всадника, которую он хотел поставить на центральной площади в память о своем отце – Франческо Сфорца. Для монумента было приготовлено 70 тонн бронзы.

Леонардо работал над проектом свыше 10 лет, но до нас дошли лишь подготовительные наброски. Дело в том, что вся припасенная бронза была пущена на оружие, ведь в 1495 году враждебно настроенные французы подошли к Милану. В 1498 году они захватили город. Глиняная модель для отливки лошади, имевшая 8 метров в высоту, была использована французами в качестве мишени для тренировок по стрельбе, а Леонардо со своим подмастерьем Джианом и другом Лукой Пачиоли (изобретателем двойной бухгалтерии) переехали во Флоренцию.

Одним из самых необычных архитектурных проектов того времени был план Леонардо по поднятию старинного баптистерия Святого Джиованни во Флоренции, для того, чтобы надстроить его фундамент и придать зданию более солидный вид. Современники не смогли опровергнуть расчеты мастера – настолько они были основательны, однако в целом сочли этот замысел невыполнимым.

Считается, что в 1495 году Леонардо да Винчи впервые сформулировал идею "механического человека", иначе говоря – робота. По замыслу мастера, это устройство должно было представлять собой манекен, одетый в рыцарские доспехи и способный воспроизводить несколько человеческих движений. Первое механическое устройство, отдаленно похожее на то, что было предложено да Винчи, сконструировал французский механик Жак Вокансон в 1738 году.

Еще одним революционным изобретением Леонардо был подводный скафандр. Возможно, это было не первое приспособление для погружения – считается, что в 332 году до н. э. Александр Македонский спускался под воду в стеклянном сосуде (прообразе водолазного колокола). Однако полноценный костюм для дайвинга изобрел именно Леонардо.

Скафандр был сделан из кожи, имел стеклянные линзы для глаз и мешочек для мочеиспускания. Воздух подавался через тростниковые трубки, скрепленные кожаными сочленениями (чтобы последние не сжимались под давлением воды, внутри них были вставлены металлические пружины). В комплект снаряжения входили балластные мешочки с песком, емкость с воздухом для срочного всплытия, длинная веревка, нож, а также рожок, при помощи которого следовало подавать сигнал об окончании работы под водой.

В военно-транспортном мореходстве Леонардо, безусловно, опережал свое время. Он изобрел подводную лодку (вернее, ее простейший прототип), корабль с гребными колесами, лодку с педальным приводом, перчатки с перепонками между пальцев для плавания под водой, корабль с двойным корпусом (предотвращающим его затопление водолазами-диверсантами) – всего не перечислить.

И перечень "бытовых" открытий да Винчи действительно впечатляет. Обо всем рассказывать не имеет смысла – достаточно лишь назвать некоторые изобретения. Леонардо разработал дрель (сверло для дерева и земли), вращающийся подъемный кран, станки для изготовления иголок, веревок, зеркал; дистиллятор с водяным охлаждением, вращающийся прокатный стан, механический одометр (машина для измерения пройденного расстояния), машину для резки бумаги, гигрометр (прибор для измерения влажности воздуха), воздушный вентилятор, прожектор – этот список можно продолжить.

В 1502 году Леонардо да Винчи сделал чертеж моста с пролетом длиной 240 метров. Это была часть грандиозного инженерного проекта для константинопольского султана Баязида II, согласно которому предполагалось устроить переправу через устье пролива Босфор, известное под названием "Золотой рог". Мост так и не был построен, однако в 2001 году в Норвегии воздвигли аналогичную (чуть меньшую) конструкцию, соответствующую наброскам Леонардо.

Всю свою жизнь да Винчи был буквально одержим идеей полета. Одной из самых первых (и самых известных) зарисовок на эту тему является схема устройства, которое в наше время принято считать прототипом вертолета.

Леонардо предлагал сделать из тонкого льна, пропитанного крахмалом, воздушный винт диаметром 5 метров. Он должен был приводиться в движение четырьмя людьми, вращающими рычаги по кругу. Современные специалисты утверждают, что мускульной силы четырех человек не хватило бы для поднятия данного устройства в воздух (тем более что даже в случае подъема эта конструкция стала бы вращаться вокруг своей оси), однако если бы в качестве "двигателя" использовалась, например, мощная пружина, такой "вертолет" был бы способен на полет – пускай и кратковременный.

Вскоре Леонардо охладел к винтовым летательным аппаратам и переключил внимание на механизм полета, который успешно работал уже миллионы лет, – крыло птицы. Для начала были сделаны расчеты, которые показали, что длина крыла утки (в ярдах) численно равна квадратному корню ее веса. Исходя из этого, Леонардо установил – для поднятия в воздух летательной машины с человеком (136 кг) необходимы крылья, подобные птичьим и имеющие в длину 12 метров.

Пророческим оказался чертеж устройства, которое сам Леонардо описывал так: "Если у вас есть достаточно льняной ткани, сшитой в пирамиду с основанием в 12 ярдов (примерно 7 м 20 см), то вы сможете прыгать с любой высоты без всякого вреда для своего тела".

Мастер сделал эту запись в промежутке между 1483 и 1486 годом. Несколько веков спустя такое устройство получило название "парашют" (от греческого para – "против" и французского "chute" – падение). Первые спуски с парашютом совершили французы – инженер Веранцио (с крыши высокой башни в 1617 году) и воздухоплаватель Гарнеран (с воздушного шара в 1797 году).

Сегодня те, кого интересует творчество Леонардо-ученого и инженера приходят в миланский монастырь Сан-Витторе. Полвека назад там был открыт Национальный музей науки и техники Леонардо да Винчи. Главный научно-технический музей Италии и один из лучших научно-технических музеев Европы.

Музей не только носит имя великого итальянца, но и хранит одну из лучших коллекций технических проектов и научных исследований мастера. Посетив галерею, также носящую имя Леонардо, можно увидеть проекты Леонардо, как на бумаге, так и в "живую". Большинство моделей его устройств, что демонстрируются сегодня в музее были созданы к грандиозной выставке 1952 года, организованной в честь 500-летия со дня рождения самого загадочного героя Ренессанса.

Часть моделей имеют иллюстративный характер, они не функционируют, лишь облегчают восприятие рисунков из кодексов Леонардо. Однако несколько моделей – это работающие механизмы. В их числе две реконструкции летательных аппаратов Леонардо. Которые более других инженерных идей мастера поразили ученых. В миланском музее воссозданы во всех деталях механизм известный как "воздушный винт" и аппарат для полетов с машущими крыльями... Первый, имеющий ярко выраженное сходство с современными вертолетами, вызывает наибольший интерес.

В Галерее Леонардо около 15000 рисунков, среди них проекты пирамидального парашюта, изображения бронированного автомобиля, устройство (чем-то напоминающие лыжи) которое должно было помочь человеку повторить действия Бога – пройти по воде, скафандр. И сегодняшний зритель, подобно ученым XIX века – эпохи открывшей Леонардо ученого, поражен самим фактом возможности появления таких проектов в XVI веке. Научно-техническое наследие Леонардо – воплощение его экстраординарного времени. Эпохи Ренессанса, когда человеческий дух, стремился к абсолютной свободе и жаждал менять мир.

С помощью науки Леонардо мечтал облегчить труд человека. Современники высоко ценили Леонардо да Винчи как инженера: по его проекту был построен большой канал, снабжавший Милан питьевой водой. Листы его записных книжек были испещрены чертежами и рисунками. Здесь токарные и ткацкие станки, прялка и землечерпалка, турбины и подъёмные приспособления. Леонардо да Винчи разрабатывал устройства парашюта и вертолёта, подводной лодки и водолазного костюма.

2. Леонардо да Винчи – художник

Об универсальности дарования Леонардо да Винчи и много говорят, и много пишут. Но для широких слоев мировой общественности мастер из Винчи не первое столетие остается, прежде всего, великим живописцем. Одним из трех легендарных титанов итальянского Возрождения. Пожалуй, только на родине мастера талант Леонардо ученого и инженера ценят не меньше, чем его артистический гений.

Миллионы туристов ежегодно посещают Париж, стремясь увидеть "Мону Лизу". Почти такое количество паломников притягивает в Милан второе по известности произведение Леонардо – фреска "Тайная вечеря", что находится в церкви доминиканского монастыря Санта-Мария-делла-Грацие.

Художественный талант Леонардо проявился рано. Отец, увидев его рисунки (говорят, что для работы над рисунком головы Медузы ребенок ловил змей, ящериц, летучих мышей и прочую живность), отдал пятнадцатилетнего парня на обучение в мастерскую знаменитого художника Андреа дель Верроккио. Там Леонардо провел всего лишь пять лет, потом был принят в гильдию живописцев.

По преданию, когда Верроккио увидел одну из работ своего ученика, превосходящую любую из его собственных, он навсегда оставил живопись. Эта легенда красива, но неверна, так как Верроккио был типичным "многостаночником" и работал, как конвейер, создавая однообразные картины, скульптуры, подрабатывая придворным "массовиком-затейником", словом – жил лишь за счет количества выпускаемой продукции и не прекращал работу до старости.

Первый рисунок молодого Леонардо, обнаруженный археологами, является пейзажем "Долина Арно", написанный примерно в 1473 году. Эскиз выполнен карандашом. Он полон движения природы: это свет, сияющий над холмами, шелестение листьев и потоки воды. Леонардо в самом начале своей творческой жизни отошел от общепринятых традиций, создав свой собственный стиль и взгляд на мир природы.

Что касается крупных полотен и фресок, то до нас дошло всего около 15 его картин. Например, знаменитая фреска "Тайная вечеря" выполненная Леонардо для трапезной миланского монастыря Санта Мария деле Грацие, дошла до нас в полуразрушенном виде. Роспись, считающаяся одним из величайших творений Возрождения, которой так восхищались современники, начала осыпаться ещё при жизни мастера. Виной этому были неудачные эксперименты с красками и грунтом, предварительно испытать которые на прочность у него не хватило терпения.

В XVII веке в помещении пробили дверь, уничтожившую часть композиции. Довершили дело разрушения солдаты Наполеона, заняв в 1796 году Милан. Они превратили трапезную монастыря в конюшню, и от испарений живопись покрылась плесенью. Кроме того, солдаты развлекались тем, что швыряли обломками кирпича в головы леонардовских фигур. Предпринятая в XX веке реставрация спасла остатки фигур от дальнейшего разрушения, однако о первоначальном замысле художника мы сегодня можем составить лишь самое общее представление. Тем не менее, даже в таком виде "Тайная вечеря" производит неизгладимое впечатление.

Композиционно фреска построена так, что её иллюзорное пространство кажется продолжением реального пространства интерьера. Центральное положение Христа, помещённого в проёме среднего окна, подчёркнуто тем, что точка схода перспективы находится над его головой. Погруженный в печальную задумчивость Христос находится в центре бушующего вокруг круговорота страстей, порождённого его словами, обращёнными к апостолам: "Один из вас предаст меня".

Леонардо даёт новаторское решение старой темы, глубоко раскрывая чувства людей. Нарочито изменив размеры трапезной, её стола, выдвинув его на первый план, Леонардо сосредоточил внимание на драме человеческих страстей, контрастах темпераментов, характеров. Фигурам апостолов противопоставлен Христос. Он спокоен, грустен, почти бесстрастен. Он – вершина пирамиды – образ всепонимания, всепрощения. На лицах апостолов целая гамма разнообразных чувств – недоумение, гнев, испуг, отчаяние. Композиция и здесь цельна, уравновешена, подчинена своему центру.

Леонардо отказался от традиционного размещения Иуды по другую сторону стола, однако он узнаётся сразу же – по тени, покрывающей его лицо, по отпрянувшей назад фигуре, по судорожному жесту сжимающей 30 серебряников в руке. Все жесты, взгляды, чувства других апостолов устремлены к Христу, лишь фигура Иуды "отшатнулась", откинулась назад.

Переливы цвета – розового, желтого, голубого "прокатываются волной", как бы передавая волнение, смятение апостолов только что прозвучавшей вестью. Христос как бы ставит точку в своём суждении, останавливает движение, устремлённое к нему, положив руку ладонью вверх: "Истинно говорю вам".

Но все же, когда мы произносим имя Леонардо Да Винчи, нам вспоминаются его женские образы, его Мадонны.

Мадонна Бенуа. В поисках законов бытия автор был первым художником, который научился творить в совершенной свободе. Леонардо да Винчи достиг высокого мастерства в передаче неуловимых переходов от света к тени. С помощью светотени он добивался впечатления объёма изображаемых предметов. Основная идея картины традиционна для эпохи Возрождения: человек – венец природы. Смысл его жизни в полном раскрепощении его энергии и воли, как у этой юной матери, радостно играющей с сыном.

Это первая мадонна эпохи Возрождения, облик которой лишен святости. Но это – поэзия материнства! Ребёнок познаёт мир через свою мать (она ему открывает его красоту – цветок). Мать познаёт мир в своём ребёнке. Символичен и цветок – крестоцвет.

В этой работе уже наметились особенности искусства Леонардо, которые будут характерны для искусства Высокого Возрождения: интерес к психологическим решениям, тонкой передаче и выразительности чувств; композиционно точное пространственное построение; стремление к лаконичности, обобщению; расположение персонажей не на фоне далёкой перспективы, а внутри пространства; создание взаимосвязи и ощущения воздуха между персонажами и окружающей средой с помощью тончайших переходов светотени и воздушности контуров. Сам Леонардо даёт название этому приёму – сфумато, "пропадание очертаний", дымчатая светотень. "Если линия, а также математическая точка суть вещи невидимые, то и границы вещей, будучи линиями невидимы…а потому ты, живописец, не ограничивай вещи…" – пишет Леонардо.

Мадонна Литта. Это необыкновенно лирический образ, волнующий искренностью материнского чувства, красотой образов. Это полотно интересно в плане раскрытия эстетики Леонардо. Создавая идеальный образ, художник как будто и не стремится к идеальному. Он неразрывно связан с жизнью. Точка отсчёта для него – реальность. Он как бы утверждает, что красота не идеальна, она реальна. Мы её видим, воспринимаем: мир прекрасен и иным быть не может.

Совершенство Леонардо ищет не в идеальном, а в реальности, которая совершенна. Интересно, что у этой мадонны нет маникюра, что означает, что она не аристократка.

Мадонна в гроте. Это первая монументальная алтарная композиция Леонардо. Образы Марии, Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и ангела объединены действием, жестами, настроением поэтической одухотворённости. Они написаны как гармоничная пирамидальная группа. Персонажи евангельской легенды воспринимаются как воплощение мирного счастья. С точностью учёного, со знанием геологии написаны породы в скалах, структуры натёков в пещере.

Лучшей, наиболее глубокой, загадочной и волнующей картиной Леонардо является его "Мона Лиза" (Джоконда).

С лёгкой руки Вазари эта работа вошла в историю искусства как портрет Моны Лизы, жены богатого флорентийца Франческо дель Джокондо. Это поистине удивительное произведение.

Это единственная работа Возрождения, где психологический рисунок образа выявлен через его внешние черты. Невозможно представить более простой, ясной, более завершенной композиции. Контуры исчезли, они смягчены полусветом. Сложенные руки служат как бы пьедесталом образу, а волнующая пристальность взгляда заостряется спокойствием фигуры. Плавные извивы среди скал перекликаются с движением пальцев, складками одежды. Фигура жива и трепетна. Приковывающая внимание улыбка поразительна с направленным, словно испытующим взглядом. Что в ней? Мудрость и лукавство, высокомерие человека, постигшего тайну. Она знает, помнит нечто, что нам ещё недоступно.

Выводы

Леонардо был основателем Высокого Возрождения. Его творчество – это первооткрытие, первый мощный качественный сдвиг в искусстве. Оно стало средством познания мира. Леонардо – новый тип художника: мыслитель, учёный, человек обширных и многогранных возможностей. Леонардо да Винчи – титан эпохи Возрождения.

Автор знаменитой "Мона Лизы", чья улыбка очаровала не одно поколение, еще при жизни прослыл человеком-загадкой: художника называли служителем дьявола, приписывали мастеру оккультные способности и, одновременно, отмечали в нем признаки божественного духа. Столетия спустя в да Винчи признавали великого провидца – многие из его изобретений, хотя и нашли свое воплощение лишь на бумаге, значительно предвосхитили время.

Творческий кругозор изобретателя распространялся не только на военное дело и теорию воздухоплавания, но и на бытовые вещи. Если бы его попытки внедрить свои новшества в повседневный обиход увенчались успехом, то это эхом отразилось бы во всех областях человеческой деятельности – от путешествий до архитектуры, и наша цивилизация сейчас выглядела бы иначе.

Известно мнение, что больших успехов в искусстве Леонардо не смог добиться из-за сильного его увлечения естественными науками. Однако биограф, его современник, отзывается о нем так: "Леонардо имел превосходнейшие замыслы, но создал немного вещей в красках, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой". Это высказывание подтверждает и биограф Вазари: "Препятствия лежали в самой душе Леонардо. Именно они побуждали его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний".

Литература

1. Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи.– М., 1974

2. Зубов В.П. Леонардо да Винчи. – М.-Л., 1962

3. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2-х т./ Репринт с изд. 1935 г. – М.: Ладомир, 1995

4. Любимов Л. Искусство Западной Европы. – М.: Просвещение, 1982.

5. Платонова Н.И. Этюды об изобразительном искусстве. – М.: Просвещение, 1993

6. Джорджо Вазари. Жизнеописание Леонардо да Винчи, флорентийского живописца и скульптора.