Кредитование физических лиц

Кредитование физических лиц.

Статьи по теме
Искать по теме

Сущность банковского кредитования

Современные банки уже давно стали многопрофильными финансовыми учреждениями и способны предложить клиентам до 200 видов разнообразных операций, но важнейшей из них остается кредитование. Порядок и условия кредитования в Российской Федерации регулируются главой 42 "Заем и кредит" Гражданского кодекса РФ [10, с.302].

Кредитные операции – это отношения между кредитором и заемщиком по предоставлению первым последнему определенной суммы денежных средств на условиях платности, срочности, возвратности. [33, с.200]

Кредит (лат. creditum – ссуда, долг, credere – верить) является одной из сложнейших экономических категорий. Согласно ст. 819 Гражданского Кодекса РФ банковский кредит – это действия по предоставлению банком денежных средств заемщику в размере и на условиях, предусмотренным кредитным договором, и обязанностью заемщика возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты по ней. Возникновение условий, придавших кредиту характер объективной необходимости, обусловлено становлением и развитием товарно-денежных отношений. [33, с.108]

Таким образом, при кредите заимодавцем выступает банк или кредитная организация, а предметом займа являются только деньги. Этим кредит отличается от ссуды или займа.

Ссуда – это передача вещи одной стороной (ссудодателем) в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), которая обязуется вернуть ту же вещь в том же состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ст. 689 ГК РФ).

Заем – передача одной стороной (заимодавцем) в собственность другой стороне (заемщику) денег или другой вещи с обязательством заемщика возвратить заимодавцу ту же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (ст. 807 ГК РФ). [18, с.18-21]

Кредит представляет собой форму движения денежного капитала кредитора. Он обеспечивает превращение капитала кредитора (собственного или привлеченного в форме депозитных вкладов) в заемный капитал заемщика.

Отношения по кредиту – это финансовые отношения между кредитором и заемщиком, связанные с кругооборотом капитала в целях приращения его величины.

Сущность кредита проявляется в его функциях:

1) распределения на возвратной основе денежных средств (распределительная функция);

2) создания кредитных средств обращения и замещения наличных денег (эмиссионная функция);

3) осуществления контроля за эффективностью деятельности экономических субъектов (контрольная функция). [20,с. 48]

Распределительная функция кредита обнаруживается как при аккумуляции средств, так и при их размещении, то есть посредством кредита происходит распределение денежных средств на возвратной основе. Эта функция четко проявляется в процессе предоставления на время средств предприятиям и организациям (так же, как сбережений населения) для удовлетворения их потребностей в денежных ресурсах. Таким образом, хозяйства обеспечиваются необходимым оборотным капиталом и ресурсами для инвестиций.

Важная функция кредита – создание кредитных средств обращения и замещения наличных денег (эмиссионная функция). Проявляется она в том, что в процессе кредитования создаются платежные средства, то есть обороту предоставляются деньги как в наличной, так и в безналичной формах. Данная функция кредита обнаруживается и тогда, когда на основе замещения наличных денег происходят безналичные расчеты.[10, с.215]

Именно на базе кредитных отношений строится наблюдение за деятельностью заемщиков и кредиторов, оцениваются кредитоспособность и платежеспособность хозяйствующих субъектов, контролируется соблюдение принципов кредитования. Это дало основание некоторым авторам говорить о присущей кредиту контрольной функции. Любой кредитор – будь то банк, предприниматель или частное лицо – своеобразно через ссуду контролирует состояние заемщика, стремясь предотвратить несвоевременный возврат долга. [36, с.16-20]

Отражением сущности и функций кредита в системе экономических отношений между банком и заемщиками являются принципы кредитования. На основе принципов кредитования происходит построение процесса кредитования, т.е. определяются цели и сроки предоставления заемных средств, метод, а также порядок их выдачи и погашения, организация контроля за использованием ссуд заемщиками.

Банковским законодательством установлены три основных принципа кредитования: возвратность, срочность, платность.

Возвратность как принцип кредитования означает, что банк может ссужать средства только на таких условиях, которые обеспечивают высвобождение ссуженной стоимости и ее обратный приток в банк. Возвратность реально проявляется в определении конкретного источника погашения кредита.

Источниками погашения кредитов у хозяйствующих субъектов могут выступать: выручка от реализации продукции, товаров, услуг, выполненных работ (в том числе от экспорта); выручка от реализации другого, принадлежащего им имущества; денежные средства третьих лиц в погашение дебиторской задолженности; оформление новых кредитов в других банках и т.д.

Конкретные источники погашения кредитов должны быть указаны в кредитном договоре с банком.

У физических лиц основными источниками погашения банковских ссуд являются: заработная плата, пенсии, доходы от предпринимательской деятельности. Кроме того, могут использоваться процентные доходы от срочных вкладов, размещенных в банках, от приобретенных ценных бумаг (банковских сертификатов, векселей, государственных и муниципальных облигаций), дивиденды от корпоративных акций и т.д.

Органы власти субъектов Российской Федерации и других образований погашают банковские ссуды либо за счет поступающих в их бюджет доходов, либо за счет прибыли от осуществленного за счет кредита инвестиционного проекта.

Срочность кредитования представляет собой необходимую форму достижения возвратности кредита. Принцип срочности означает, что кредит должен быть, не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок, т.е. конкретное выражение фактора времени. Следовательно, срочность есть временная определенность возвратности кредита. Срок кредитования является предельным временем нахождения ссуженных средств в хозяйстве заемщика и выступает той мерой, за пределами которой количественные изменения во времени переходят в качественные: если нарушается срок пользования ссудой, то искажается сущность кредита, он теряет свое подлинное назначение, что отрицательно сказывается на состоянии денежного обращения в стране.[32, с.66]

В рыночных условиях хозяйствования этому принципу кредитования придается особое значение.

Во-первых, от его соблюдения зависит нормальное обеспечение общественного воспроизводства денежными средствами, а соответственно зависят его объемы и темпы роста.

Во-вторых, этот принцип позволяет обеспечить ликвидность самих коммерческих банков. Принципы организации их работы не позволяют вкладывать им привлеченные кредитные ресурсы в безвозвратные вложения.

В-третьих, для каждого отдельного заемщика исполнение принципа срочности возврата кредита открывает возможность получения в банке новых кредитов, а также позволяет соблюдать свои хозрасчетные интересы, не уплачивая повышенных процентов за просроченные ссуды.

Платность как принцип кредитования означает, что каждое предприятие-заемщик должно внести банку определенную плату за временное заимствование у него для своих нужд денежных средств. Реализация этого принципа на практике осуществляется через механизм банковского процента. Ставка банковского процента показывает "цену" кредита. Необходимость процента обусловлена предпринимательским статусом банков, находящихся на коммерческом расчете. Банку платность кредита обеспечивает покрытие его затрат, связанных с уплатой процентов за привлеченные в депозиты чужие средства, затрат по содержанию своего аппарата, а также обеспечивает получение прибыли для увеличения ресурсных фондов кредитования (резервного, уставного) и использования ее на собственные нужды. Платность кредита призвана оказывать стимулирующее воздействие и на хозяйственный (коммерческий) расчет предприятий, побуждая их к увеличению собственных ресурсов и экономное расходование привлеченных средств. Размер процентной ставки устанавливается соглашением сторон и фиксируется в кредитном договоре.[34, с.131]

Основные факторы, которые современные коммерческие банки учитывают при установлении платы за кредит, следующие:

-базовая ставка процента по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам ЦБ РФ;

-средняя процентная ставка по межбанковскому кредиту, т.е. за ресурсы, покупаемые у других коммерческих банков для своих активных операций;

-средняя процентная ставка, уплачиваемая банком своим клиентам по депозитным счетам различного вида;

-структура кредитных ресурсов банка (чем выше доля привлеченных средств, тем дороже должен быть кредит);

-спрос на кредит со стороны заемщиков (чем меньше спрос, тем дешевле кредит);

-действующие ставки по другим инструментам финансового рынка (государственным облигациям, облигациям субъектов Российской Федерации и т.п.);

- срок, на который испрашивается кредит и вид кредита, а точнее степень его риска для банка в зависимости от обеспечения и других факторов;

- стабильность денежного обращения в стране (чем выше темп инфляции, тем дороже должна быть плата за кредит, так как у банка повышается риск потерять свои ресурсы из-за обесценения денег).

Ряд экономистов к узаконенным принципам кредитования присоединяют еще несколько принципов кредитования, среди которых считаем необходимым выделить два, тесно связанных с принципом срочности, кредита: дифференцированность и обеспеченность.

Дифференцированность кредитования означает, что коммерческие банки не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита своим клиентам, претендующим на его получение. Кредит должен предоставляться только тем хозяйственным органам, которые в состоянии его своевременно вернуть. Поэтому дифференциация кредитования должна осуществляться на основе показателей кредитоспособности, под которой понимается финансовое состояние предприятия, дающее уверенность в способности и готовности заемщика возвратить кредит в срок, обусловленный договором. Эти качества потенциальных заемщиков оцениваются посредством анализа их баланса на ликвидность, обеспеченность заемщика собственными источниками, уровень его рентабельности на текущий момент и в перспективе.

Оценка кредитоспособности заемщиков, испрашивающих кредит, проводимая банками до заключения кредитных договоров, дает им возможность в определенной степени подстраховать себя от риска несвоевременного возврата кредита (и связанных с этим для банков убытков) и, следовательно, предвосхитить соблюдение хозяйственными органами принципа срочности кредитования. Дифференциация кредитования, исходя из кредитоспособности хозяйственных органов, препятствует покрытию их потерь и убытков за счет кредита и служит необходимым условием его нормального функционирования на основе возвратности и платности. Своевременность возврата кредита находится в тесной зависимости не только от кредитоспособности заемщиков, но и от обеспеченности кредита.[36, с.16]

Обеспеченность кредита в условиях плановой экономики трактовалась советскими экономистами очень узко: признавалась лишь материальная обеспеченность кредита. Это означало, что ссуды должны были выдаваться под конкретные материальные ценности, находящиеся на различных стадиях воспроизводственного процесса, наличие которых на протяжении всего срока пользования ссудой свидетельствовало об обеспеченности кредита и, следовательно, о реальности его возврата. Согласно Закону РФ "О банках и банковской деятельности" коммерческие банки Российской Федерации получили возможность выдавать клиентам кредиты под различные формы обеспечения кредита, принятые в международной банковской практике, а впоследствии закрепленные в ГК РФ. Таким образом, в современных условиях, говоря об обеспеченности ссуд, следует иметь в виду наличие у заемщиков юридически оформленных обязательств, гарантирующих своевременный возврат кредита: залогового обязательства, договора-гарантии, договора-поручительства. Они выступают в качестве вторичных источников погашения ссуд. Обеспечение обязательств по банковским ссудам в одной или одновременно нескольких формах предусматривается обеими сторонами кредитной сделки в заключаемом между собой кредитном договоре. [11, с.101]

Также существуют безусловные принципы банковского кредитования:

-принцип подчинения кредитной сделки нормам законодательства и банковским правилам (в частности, обязателен кредитный договор/ соглашение в письменном виде, не противоречащий закону и нормативным актам ЦБ);

-принцип неизменности условий кредитования (положений кредитного договора/ соглашения). Если они меняются, то это должно делаться в соответствии с правилами, сформулированными в самом кредитном договоре/ соглашении, либо в специальном приложении к нему;

-принцип взаимовыгодности кредитной сделки (ее условия должны адекватно учитывать коммерческие интересы и возможности обеих сторон). Смысл этого принципа состоит в достижении партнерских отношений, объединяющих усилия кредитора и заемщика, объективно равно заинтересованных в развитии экономике, росте производительности труда и на этой основе в получении дополнительной прибыли. [35, с.57]

Совокупное применение на практике всех принципов банковского кредитования позволяет соблюдать как общегосударственные интересы, так и интересы обоих субъектов кредитной сделки: банка и заемщика.

Кредитная политика как основной инструмент достижения стратегических целей банка

Для всецелого понимания сущности банковского кредитования, необходимо рассмотреть ее основу которой является кредитная политика банка.

Кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов, и является одним из элементов банковской политики. [6, с.24]

На первом этапе реализации кредитной политики происходит оценка макроэкономической ситуации в стране в целом, региона работы потенциальных заемщиков в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений кредитования, проверке готовности персонала банка к работе с различными категориями ссудополучателей, принятие ряда внутрибанковских нормативных документов. Проводимая работа происходит вне поля деятельности непосредственного кредитного подразделения и относится больше к работе аналитических и маркетинговых служб банка, но присутствие этих необходимых, элементов анализа делают процесс кредитования осмысленным и подготовленным. [25, с.92]

Сущность кредитной политики коммерческого банка можно рассматривать с двух сторон:

Во-первых, кредитная политика представляет собой стратегию и тактику банка по привлечению ресурсов на возвратной основе и их инвестированию в части кредитования клиентов банка, что позволяет нам определить кредитную политику коммерческого банка во взаимоотношениях с заемщиками, как стратегию и тактику банка по аккумуляции временно свободных денежных средств населения, предприятий, организаций и их кредитование.

Во-вторых, кредитная политика опирается на экономическую основу общества, что предполагает использование маркетингового подхода, риск – менеджмента в работе банка, требует адекватной правовой основы, поддерживания ликвидности и надежности банка, то есть встает вопрос об оптимальности кредитной политики коммерческого банка.

Таким образом, кредитная политика коммерческого банка – это стратегия и тактика банка в области формирования кредитного портфеля, организации кредитного процесса и минимизации кредитных рисков. Сочетание стратегических целей и оперативных задач, стратегического и текущего планирования позволяет коммерческим банкам избегать неудач в своей деятельности, полнее реализовать свой интерес в мире коммерции. Ясная стратегическая ориентация коммерческого банка дает ему значительный импульс для развития банковской деятельности.

Не существует единой кредитной политики для всех банков, но существует общепринятые структура и механизм реализации кредитной политики, которые показаны на рис. 1-2 [23,с.99].

Каждый банк формирует свою собственную кредитную политику, учитывая экономические, политические, географические, организационные и иные факторы, оказывающие влияние на его деятельность. Кредитные риски банка повышаются, если он не имеет своей кредитной политики, если он ее имеет, но не довел до сведения исполнителей, если он имеет противоречивую или неконкретную политику.

Центральный банк Российской Федерации до настоящего времени не требует от кредитных организаций разработки кредитной политики как самостоятельного внутрибанковского документа в обязательном порядке. Однако в инструкции ЦБ РФ для банковских аудиторов необходимо отмечать в заключениях наличие или отсутствие в банке такого документа.

Документами по кредитной политике располагают практически все коммерческие банки. Однако подчас кредитная политика служит лишь для того, чтобы формально выполнить требования органов банковского надзора, а не для того, чтобы выразить понимание ситуации и перспектив развития коммерческого банка. В этом случае кредитная политика – бесполезная бумага, а не отражение реальности рыночного места банка. Такая политика игнорируется исполнителями – кредитными инспекторами.[15,с.26]

Кредитование физических лиц

Рис. 1. Структурная схема кредитной политики банка

политики банка

Кредитование физических лиц

Рис. 2 Механизм реализации кредитной политики банка

ККБ? – целесообразность вынесения кредитной заявки на ККБ

N – отказы (отрицательные решения)

S (ККБ) – качественная оценка решения ККБ (отрицательное положительное)

С (probl) – наличие признаков проблемности кредита ("0" – нет, "1" – есть).

ККБ – кредитный комитет банка

Таким образом, кредитная политика создает необходимые общие предпосылки эффективной работы персонала кредитного подразделения банка (понимание приоритетов, целей, инструментов, методов организации кредитных сделок), объединяет и организует усилия персонала, уменьшает вероятность ошибок и принятия нерациональных решений.

Исходя из требований оптимизации кредитной политики в методологическом плане, рекомендуется следующая схема формирования кредитной политики коммерческого банка:

Общие положения и цели кредитной политики.

Аппарат управления кредитными операциями и полномочия сотрудников банка.

Организация кредитного процесса.

Банковский контроль и управление кредитным процессом.

Данная модель, обусловленная обязательными требованиями в процессе формирования кредитной политики и организации кредитного процесса, выведена из необходимости оптимизации кредитной политики коммерческого банка, и, включает: "Общие положения и цели кредитной политики" (1); определяющие стратегию коммерческого банка в сфере кредитования. Последующие направления определяют тактику банка в части управления кредитными операциями со стороны персонала банка (2); детализирует конкретные операции и подходы к организации кредитного процесса на различных этапах выполнения кредитного договора банка с клиентом (3); и, наконец, предусматривают систему мер по контролю и управлению кредитным процессом (4). Каждое направление модели кредитной политики тесно связано с остальными и является обязательным для формирования кредитной политики, и организации кредитного процесса.

Важно отметить, что при составлении именно данного документа должны быть проработаны и учтены все нормы банковского права, в противном случае документ, закрепляющий кредитную политику банка, полностью теряет смысл. Исполнение любого раздела кредитной политики без правовой основы неизбежно обрекает банк на неоправданные риски, начиная с риска не возврата кредита, заканчивая применением к банку штрафных санкций со стороны Центрального Банка РФ, либо фискальных органов.[35,с.220]

Таким образом, кредитная политика создает основу организации кредитной работы банка в соответствии с общей стратегией его деятельности:

- она осуществляется в форме директивных указаний или кратких формулировок;

- четко определяет цели кредитования;

- содержит правила реализации конкретных целей;

- подкрепляется документами, содержащими стандарты и инструкции, представляющие собой методическое обеспечение ее реализации.

Чтобы стать эффективной, кредитная политика должна быть максимально сжатым и в то же время достаточно детальным документом. Обязательным элементом кредитной политики являются разумные рекомендации для работы с практическими запросами на кредиты.

В кредитной политике находят отражение все этапы кредитного процесса, начиная с инициации кредита, сбора информации и анализа кредитоспособности заемщиков, до кредитного контроля и аудита, включая процесс возмещения потерь по ссудам. [29, с.78]

Таким образом, кредитная политика:

- служит основой для контроля и наблюдения за организацией процесса кредитования в банке;

- является справочным материалом и инструкцией для сотрудников подразделений, осуществляющих кредитование по всем аспектам его деятельности;

- служит инструментом контроля за выполнением требований кредитных инструкций для руководителей кредитных отделов;

- определяет требования, на основе которых осуществляются проверки работниками отдела анализа и аудита.

Кредитование физических лиц – перспективный сегмент рынка размещения ресурсов.

Кредитование, проектное финансирование и вложения в долговые ценные бумаги юридических лиц – главное направление размещения ресурсов, содействующее развитию национальной экономики, поддержке отечественного производителя товаров и услуг.

Инвестиции в государственные ценные бумаги, кредитование и участие в реализации целевых государственных и региональных проектов – основная форма поддержки экономических программ государства. [40, с.54]

Сущность и необходимость оценки кредитоспособности

Рассмотрим теперь, что включает в себя понятие кредитоспособности и как оно соотносится с другими близкими по значению экономическими терминами.

Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении способности заемщика своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, степени риска, который банк готов взять на себя; размера кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах и, наконец, условий его предоставления. Все это обусловливает необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноза его финансовой устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой устойчивости заемщика и учет возможных рисков по кредитным операциям позволяют банку эффективно управлять кредитными ресурсами и получать прибыль.[27, с.67]

Таким образом, кредитоспособность – это возможность и готовность заемщика погасить ссудную задолженность со всеми причитающимися процентами, что с точки зрения банка является значительно более широким понятием чем, например, ликвидность (способность погашать краткосрочные обязательства своими краткосрочными активами) или платежеспособность заемщика (возможность выплаты своих обязательств в долгосрочной перспективе). Понятно, что при наличии сомнительной деловой репутации недобросовестный заемщик, даже имея возможность оплатить все свои долги, вряд ли будет стремиться погасить кредит банка, т.е. платежеспособность потенциального заемщика еще не означает для банка его кредитоспособность. Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов. Уже это само по себе означает трудность, поскольку каждый фактор (для банка – факторы риска) должен быть оценен и рассчитан. К этому следует добавить необходимость определения относительного веса каждого отдельного фактора для состояния кредитоспособности, что также чрезвычайно непросто.

Еще сложнее оценить перспективы изменений всех тех факторов, причин и обстоятельств, которые будут определять кредитоспособность заемщика в предстоящий период.

Способность заемщика погасить ссудную задолженность имеет значение для кредитора лишь в том случае, если она относится к будущему периоду (является прогнозом такой способности, причем прогнозом достаточно обоснованным, правдоподобным). Между тем все показатели кредитоспособности, применяемые на практике, обращены в прошлое, так как рассчитываются по данным за истекший период или периоды, к тому же это обычно данные об остатках ("запасы") на отчетную дату, а не более точные данные об оборотах ("потоках") за определенный период. Здесь об этом говорится с одной целью – чтобы стало ясно, что вообще показатели кредитоспособности имеют в некотором роде ограниченное значение.[28,с.59]

Дополнительные сложности в определении кредитоспособности возникают в связи с существованием таких факторов, измерить и оценить значение которых в цифрах невозможно. Это касается в первую очередь морального облика, репутации, хотя не только их. Соответствующие выводы не могут быть признаны неопровержимыми.

Итак, получить единую, синтетическую оценку кредитоспособности заемщика с обобщением цифровых и нецифровых данных нельзя. Для обоснованной оценки кредитоспособности помимо информации в цифровых величинах нужна экспертная оценка квалифицированных аналитиков.

В то же время сложность оценки кредитоспособности обуславливает применение разнообразных подходов к такой задаче – в зависимости, как от особенностей заемщиков, так и от намерений конкретного банка-кредитора. При этом важно подчеркнуть: различные способы оценки кредитоспособности не исключают, а дополняют друг друга. Это значит, что применять их следует в комплексе.

Анализ кредитоспособности подразумевает изучение деятельности клиента в различных направлениях. С развитием рыночных отношений возникла необходимость принципиально нового подхода к определению платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий с учетом зарубежного опыта. Существует множество методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения долга банку. Например, в практике американских банков применяется "правило шести си", где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву "си": character (характер, репутация заемщика); capacity (способность заимствовать средства); cash (денежные средства); collateral (обеспечение); conditions (общие экономические условия); control (контроль). [22,с.99]

Под "характером" заемщика имеется в виду его репутация, степень ответственности клиента за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие ее кредитной политике банка.

Репутация клиента складывается из длительности его функционирования в данной сфере, соответствия экономических показателей среднеотраслевым, из его кредитной истории, репутации в деловом мире его партнеров (поставщиков, покупателей, кредиторов).[30, с.30]

Банк стремится получить психологический портрет заемщика, используя для этого личное интервью с ним, досье из личного архива, консультации с другими банками и фирмами и прочую доступную информацию.

"Способность заимствовать средства" означает наличие у клиента права на подачу заявки на кредит, подписи кредитного договора или ведения переговоров, т.е. наличие определенных полномочий у представителя предприятия или фирмы, достижение совершеннолетия или другие признаки дееспособности заемщика – физического лица.

Ключевым моментом принципа "денежные средства" является определение возможностей заемщика погасить кредит. В целом заемщик имеет только три источника погашения полученных им кредитов:

- потоки наличности,

- продажа или ликвидация активов,

- привлечение финансов.

Любой из указанных источников может обеспечить остаточную сумму средств для погашения кредита. Однако банкиры предпочитают выбирать в качестве основного источника погашения кредита заемщиком поток поступающей к нему наличности, поскольку продажа активов может ухудшить баланс заемщика, а его дополнительные заимствования могут ослабить позиции банка как кредитора.

При рассмотрении заявки на кредит большое внимание уделяется также другим факторам, а именно "обеспечению" займа, его достаточности, качеству и степени реализуемости залога в случае непогашения ссуды, и "общим условиям", которые определяют деловой климат в стране и оказывающие влияние на положение, как банка, так и заемщика: состояние экономической конъюнктуры, наличие конкуренции со стороны других производителей аналогичного товара, налоги, цены на сырье и т.д.

И последний принцип – контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствием его стандартам банка – нацеливает на получение ответов на следующие вопросы: имеется ли законодательная и нормативная основа для функционирования заемщика и осуществления кредитуемого мероприятия, как повлияет на результаты деятельности заемщика ожидаемое изменение законодательства (например, налогового), насколько сведения о заемщике и ссуде, содержащиеся в кредитной заявке, отвечают стандартам банка, зафиксированным в документе о кредитной политике, а также стандартам органов банковского надзора, контролирующих качество ссуд.[20,с.80]

Одна из целей кредитных работников банка заключается в том, чтобы выразить в цифрах (квантифицировать) указанные критерии применительно к каждому конкретному случаю. На основе этого будет принято взвешенное решение относительно кредитоспособности заемщика, целесообразности выдачи ему кредита, ценовых и неценовых условий этого кредита и т.д. В рамках дилеммы "риск – доходность" заемщики, имеющие более слабые финансовые позиции (а следовательно, более подверженные риску) должны платить за кредит больше, чем более надежные заемщики.[30,с.78] Примерно такие же критерии кредитоспособности клиента используются в отечественной банковской практике.

Литература

9. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. – СПб.: "Питер", 2011 г. – 304 с.

10. Белоглазова Г.Н., Кровелецкая Л.П. Банковское дело. – М.: "Финансы и статистика", 2013 г. – 592 с.

11. Брагин А.Ю. К вопросу создания бюро кредитных историй в России. // Деньги и кредит № 3, 2014 г. – с.42-44.

12. Бюллетень банковское статистики № 3 (130), 2014 г. – с. 97.

13. Бюллетень банковское статистики № 4 (131), 2014 г. – с. 123-126.

14. Воронин Д.В. Устойчивость банковской системы: роль кредитных бюро. // Банковское дело № 10, 2013 г. – с. 34-37.

15. Гамза В.А. Бюро кредитных историй: блажь или насущная потребность. // Финансы и кредит №12, 2011 г. – с. 3-7.

16. Гамза В.А. Бюро кредитных историй, или как поставить точку в этой истории. // Банковское дело № 11, 2012 г. – с.10-15.

17. Глущенко А.В., Слепова А.П. Заем, кредит и ссуда – категориальный анализ. // Финансы и кредит № 14 (128), 2013 г. – с.18-21.

18. Готовчиков И.Ф. Математические методы обработки кредитных историй. //Финансы и кредит №18 (132), 2013 г. с. – 39-45.

19. Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Зарубежные и отечественные подходы к определению кредитоспособности заемщиков. // Финансы и кредит № 10 (100), 2012 г. – с. 3-8.

20. Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Методика комплексной оценки кредитоспособности заемщика. // Финансы и кредит № 14 (104), 2012 г. – с. 5-8.

21. Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Модели анализа кредитоспособности заемщиков. // Финансы и кредит № 6 (96), 2012 г. – с. 9-15.

22. Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Современная стратегия и тактика российских коммерческих банков в области кредитования. // Финансы и кредит № 3 (93), 2012 г. – с. 3-10.

23. Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Технология выдачи кредита. // Финансы и кредит № 5 (95), 2012 г. – с. 3-6.

24. Жарковская Е.П., Арендс И.О. Банковское дело. – М.: "Омега-Л", 2012 г. – 399с.

25. Ильинский И.В., Харченко В.Е. Россия на пути к созданию института кредитных историй. //Финансы и кредит №15 (129), 2013 г. с. – 42-46.

26. Колесникова В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. – М.: "Финансы и статистика", 2012 г. – 521 с.

27. Копейкин А.Б., Пастухова Н.С., Рогожина Н.Н. Опыт создания кредитных бюро в Польше – некоторые рекомендации для России. // Деньги и кредит №4, 2012 г. – с. 59-63.

28. Коробова Г.Г. Банковское дело. – М.: "Экономистъ", 2012 г. – 754 с.

29. Лаврушин О.И. Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие/ О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко – М.: "КНОРУС", 2014 г. – 256с.

30. Михальченко О. Копилка платежных имиджей. // Русский полис 12, 2003 – 1, 2014 г. – с. 26-27.

31. Неволина Е.В. Об оценке кредитоспособности заемщиков. // Деньги и кредит №10, 2012 г. – с. 31-34.

32. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современные экономический словарь. – М.: "Инфра-М", 2013 г. – с. 200.

33. Словарь русского языка в 4-х томах. – М.: Институт языка Академии наук, 1985 г., т. 1, с. 131.

34. Тавасиев А.М. Банковское дело. – М.: " Юнити-Дана, Единство", 2012 г. – 527с.

35. Тавасиев А.М., Филиппов А. О видах кредитной деятельности банка. // Банковское дело № 3, 2014 г. – с.16-20.