Кредитование физических лиц банками

Кредитование физических лиц банками.

Статьи по теме
Искать по теме

Кредитование физических лиц: понятие, сущность, виды

Коммерческие банки – это кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование); открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Именно коммерческие банки представляют собой основу функционирования всей банковской системы.

Банковский кредит – это кредит в денежной форме. Кредит предполагает передачу заемщику банком на основании договора исключительно денежной суммы на определенный в таком договоре срок на условиях возвратности и платности, подконтрольности, а также нередко целевого использования и обеспеченности.

В современной системе кредитования различаются две категории кредитов:

1) кредиты, предоставляемые юридическим лицам;

2) кредиты, предоставляемые физическим лицам.

К кредитам, представляемым физическим лицам, можно отнести:

- потребительские кредиты;

- ипотечный кредит.

Рассмотрим эту категорию банковских ссуд подробнее. Потребительские кредиты – это денежные кредиты, выдаваемые банками или иными кредитными организациями только заемщикам – физическим лицам на потребительские (непроизводительные) цели.

За границей понятия потребительских кредитов остаются те ссуды, которые заемщики – физические лица могли бы использовать для производства и реализации продукции (товаров, работ, услуг) в целях получения дохода, поскольку в этом случае кредит берется не на удовлетворение личных потребностей заемщика и принимает производительную форму.

Потребительские кредиты, нередко именуемые также розничными, – широко распространенное во всем мире явление. В рыночно развитых странах удельный вес кредитов, предоставляемых банками физическим лицам, подчас даже превышает долю кредитов юридическим лицам.

Кредит населению как средство увеличения потребления является благом, хотя при невозможности его своевременной возврата такой кредит может стать "антиблагом", "потребление" которого сокращает уровень благосостояния данного потребителя. Потребительский кредит – это способ расширения потребительского спроса даже при сравнительно ограниченных денежных доходах населения, способ, обеспечивающий более быстрый доступ к благам в отличие от альтернативного доступа к тем же благам за счет накопления денег. При этом выбор способа увеличения потребления зависит от экономических (показатели дохода, потребления, сбережений) и социально-психологических факторов (склонность к потреблению и сбережению), меняющихся на разных этапах жизненного цикла человека.

Развитие кредитования физических лиц положительно влияет на стабильность и устойчивость банковской системы страны при условии, что банки не будут переходить в потребительском кредитовании определенный уровень риска. В то же время без развитой сети банковских учреждений, широко кредитующих население, банковскую систему нельзя признать современной и эффективной.

Отметим особенности потребительского кредитования:

1) Кредиты выдаются людям на удовлетворение временной нужды в средствах, не связанной с пред­принимательской деятельностью; погашаются они, как правило, из личных доходов заемщиков.

2) Кредитование часто связано с коммерческим кредитованием. Например, торговая фирма для расширения своих финансовых возможностей учитывает долговые обязательства поку­пателя, приобретшего товары длительного пользования в рассрочку, в коммерческом банке.

3) Субъектами банковского кредитования могут выступать как физические лица, так и посред­ники между последними и банками – юридические лица, продаю­щие данным физическим лицам товары, в рассрочку. Такими посредниками обычно выступают предприятия розничной торговли и сферы услуг. В первом случае говорят о пря­мом банковском потребительском кредитовании, во втором – о кос­венном. Косвенное кредитование потребительских нужд населения очень распространено в рыночно развитых странах.

4) Достоинства простого кредитования – простота организации кредитного процесса, которая позволяет быстро оценить объект кредитования, выяснить целесо­образность выдачи ссуды и организовать контроль за ее погашением. В то же время далеко не совершенные методики опре­деления кредитоспособности клиентов, формальный характер обес­печения по ссуде делают этот вид кредитования достаточно риско­вым.

Потребительские кредиты можно классифицировать по следующим признакам, или критериям (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Классификация потребительских кредитов

Критерий

Вид

По целевому характеру (объекту кредитования)

Целевые (на приобретение транспортных средств, на покупку бытовой техники, на образование, лечение);

нецелевые (на неотложные нужды)

По степени покрытия кредитом стоимости товаров и услуг

Кредиты на полную стоимость товара, кредиты на частичную их оплату

По способу предоставления

Одной суммой; возобновляемые

По срокам выдачи

Краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет)

По способу погашения

Погашаемые единовременно в конце срока, погашаемые в рассрочку (частями или долями)

По типу заемщика

Всем слоям населения, определенным социальным группам, студентам, VIР-клиентам, молодым семьям

По обеспечению

Ссуды необеспеченные (бланковые), ссуды обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами, страхованием)

По методу взимания процентов

Ссуды с удержанием процентов в момент ее предоставления, в момент погашения кредита, равными взносами на протяжении всего срока пользования

Рассмотрим подробнее данную классификацию.

По целевому характеру потребительские кредиты можно подразделить следующим образом: на неотложные нужды, на приобретение транспортных средств, на покупку бытовой техники, на ремонт и строительство жилья, образовательные кредиты, на другие потребительские нужды.

Целевые потребительские ссуды – понятие весьма широкое. Поэтому в разных банках в этот разряд попадают достаточно разнообразные по своим характеристикам кредиты. В отдельных банках под целевым кредитом понимают предоставление клиенту денежной суммы на покупку определенного товара в магазинах, с которыми сотрудничают такие банки. То есть заемщик может купить только ту вещь, на которую ему были выданы деньги, и не в любом месте. При этом банк перечислит по безналичному расчету необходимую сумму компании-продавцу. Другие банки дают право купить нужную вещь в любом магазине, требуя только представить товарный чек. В любом случае на покупаемый товар оформляется договор залога, согласно которому в случае неоплаты или несвоевременной оплаты кредита клиент должен вернуть покупку банку для последующей ее реализации. Из вырученных средств банк отдаст клиенту уже выплаченную часть суммы по кредиту (если таковая уже имела место).

Выдаются также потребительские кредиты без обязательного указания цели их использования (нецелевые кредиты). Их предоставляют населению коммерческие банки (прежде всего Сберегательный банк), а также ломбарды (под залог имущества). Заемщик волен распоряжаться полученными деньгами по своему усмотрению, не отчитываясь перед банком. Чаще всего такие кредиты выдаются без оформления залога, а потому этот вид кредитования сопряжен с дополнительными рисками. Соответственно и требования к заемщику нецелевого кредита жестче, сама сумма займа ниже, а процент выше.

Рассматриваемые кредиты распадаются на три основных подвида: кредиты в торговых сетях; кредиты на банковские карты; кредиты в виде "просто денег".

По степени покрытия кредитом стоимости приобретаемых товаров потребительские кредиты делят на:

- кредиты на полную стоимость приобретаемого товара;

- кредиты на частичную оплату товара.

В первом случае все необходимые для приобретения товара деньги выделяет банк. Во втором случае заемщик сразу оплачивает часть стоимости товара своими средствами. В современных российских условиях, когда потребительское кредитование остается рискованным бизнесом, банки, кредитующие население, подстраховывают соответствующие свои риски, делая внесение заемщиком-покупателем части стоимости приобретаемого товара одним из условий кредитования. Это уменьшает размер ссуды, считается также, что, заплатив часть стоимости товара, покупатель считает его уже своей собственностью и относится более ответственно к ежемесячным выплатам по кредиту.

По технике предоставления потребительские кредиты можно разделить на следующие виды:

- одной суммой;

- возобновляемые. Как правило, это кредиты, предоставляемые клиентам по кредитным картам, или кредиты в форме овердрафта (что в России в случае с физическими лицами почти не встречается).

По срокам выдачи потребительские кредиты делят на:

- краткосрочные (на удовлетворение текущих потребительских нужд), сроком до 6 месяцев;

- среднесрочные (например, для приобретения товаров длительного пользования), сроком до 1 года;

- долгосрочные (например, жилищные кредиты), сроком более года;

- без указания срока.

По способу погашения рассматриваемые кредиты подразделяют на:

- погашаемые разовым платежом в конце срока (без рассрочки платежа);

- погашаемые постепенно (с рассрочкой платежа).

При первом варианте кредит возвращается, и проценты уплачиваются единовременно. Примером таких ссуд могут служить ссуды для покупки нового дома в сумме разницы стоимости нового и старого дома. Кредиты на таком условии даются на те же цели, что и кредиты с рассрочкой платежа, но обычно их сумма меньше, а срок погашения не превышает 12 месяцев.

Кредит с рассрочкой платежа предполагает периодическое погашение основного долга и процентов. Такие кредиты обычно выдаются на срок от 2 до 5 лет, предполагают наличие обеспечения, их размеры варьируются в больших диапазонах, а объектами кредитования выступают, как правило, дорогая бытовая техника, автомобили, яхты, даже самолеты.

Кредитование на покупку автомобилей выделяют в самостоятельную разновидность розничного потребительского кредитования, поскольку в этом деле имеется своя специфика. Кредит на покупку яхт и самолетов в нашей стране относится к области "экзотики" и встречается крайне редко. В силу этого такое кредитование, как, видимо, и ипотечное кредитование, трудно отнести к розничному кредитованию.

Рассматриваемый второй вариант (с рассрочкой платежа) может иметь подварианты: кредиты, погашаемые равномерными периодическими взносами (ежемесячно, ежеквартально и т.д.); кредиты, погашаемые неравномерными периодическими платежами (сумма платежа меняется в зависимости от некоторых факторов, таких, как близость даты окончательного погашения ссуды или даты окончания действия кредитного договора).

И потребители, и кредиторы считают более удобной формой возврат кредита по частям, и подавляющая часть кредитов (примерно 90%) представляется с рассрочкой погашения, а платежи делаются, как правило, ежемесячно.

Ипотечное кредитование обычно классифицируют по источнику средств, используемых для выдачи ипотечных кредитов. Существует несколько моделей (способов) кредитования:

1. Традиционная (депозитная, банковская) модель. Эта простейшая модель основана на использовании в качестве указанного источника любых привлеченных средств – средств клиентов, находящихся на депозитах (вкладах), а также за счет собственного капитала банка.

2. Модель ипотечных облигаций. В качестве источника средств используются не депозиты (вклады), а ресурсы организаций, действующих на фондовом рынке и заинтересованных в инвестировании в долгосрочные активы. В России эта модель внедряется с большими трудностями.

3. Модель вторичного ипотечного рынка (американская модель). Суть этой модели заключается в том, что банка, выдав ипотечный кредит, быстро продает его специальной организации.

4. Контрактно-сберегательная модель (немецкая модель). Она предполагает получение средств для выдачи ипотечные кредитов не на открытом рынке, а за счет накопления сумм целевых депозитов. Некоторые банки России практикуют накопительные жилищные вклады физических лиц.

Формирование условий для организации кредитования физических лиц

Для кредитования физических лиц банку необходима разработка следующих основополагающих условий:

- кредитная политика и механизмы ее реализации;

- информационная база разработки и реализации кредитной политики;

- принципы и нормативные требования банковского кредитования.

Рассмотрим подробно эти условия.

Прежде чем начать выдавать кредиты, банк должен сформулировать свою кредитную политику, а также предусмотреть способы и средства ее воплощения в реальную политику.

Формулирование политики банка составляет один из этапов планирования его деятельности. Имеется в виду тот этап, на котором целевые ориентиры деятельности банка применительно к разным объектам банковского управления должны получить качественное и количественное выражение на конкретный плановый период и стать конкретными планами деятельности банка в целом и отдельных его подразделений.

Указанные цели должны:

- быть конкретными и реальными (достижимыми);

- быть увязаны с имеющимися возможностями и подкреплены ресурсами и конкретными практическими мероприятиями; включать определение типов и степеней допустимых рисков; содержать описание ожидаемых результатов.

Кредитная политика – это сформулированная и закрепленная во внутренних документах позиция руководства банка по следующим вопросам (рис. 1.1):

Кредитование физических лиц банками

Рисунок 1.1. Цели, приоритеты и этапы формирования политики банка в области кредитования

а) приоритеты банка на кредитном рынке, т.е. предпочтительные для банка:

- объекты кредитования (отрасли, виды производств или иного бизнеса);

- категории заемщиков (органы власти, государственные и иные предприятия и организации, частные лица);

- характер отношений с заемщиками;

- виды и размеры (минимальные, максимальные) кредитов;

- схемы обслуживания кредитов;

- формы обеспечения возвратности кредитов и др.;

б) цели кредитования:

- ожидаемый уровень рентабельности кредитов;

- иные (не связанные непосредственно с получением прибыли) цели.

Внутренние документы банка по организации кредитного процесса должны быть посвящены следующим вопросам:

1) система оценки кредитных рисков, позволяющая классифицировать кредиты по категориям качества;

2) процедуры принятия и исполнения решений о признании задолженности по ссудам безнадежной для взыскания и ее списании с баланса банка;

3) описание методов, правил и процедур, используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, а также полномочия работников банка, участвующих в проведении указанной оценки;

4) критерии оценки представляемой заемщиком информации (в том числе ее полноты, актуальности, достоверности), а также меры в целях получения информации о заемщике, в том числе о его финансовом положении, состоянии его производственной и финансово-хозяйственной деятельности, цели, на которую кредит предоставлен заемщику и использован им, об обеспечении кредита и о планируемых источниках исполнения заемщиком кредитных обязательств;

5) порядок контроля за правильностью оценки и определения размера резервов под кредиты;

6) критерии существенности для заемщика его просроченной дебиторской задолженности;

7) порядок составления и дальнейшего ведения досье заемщика;

8) порядок документального оформления и составления профессионального суждения;

10) порядок и периодичность формирования (регулирования) резерва;

11) порядок использования иных существенных факторов при определении банком категории качества ссуд и/или принятия решения об их использовании.

При этом банк должен публично раскрывать информацию о своей кредитной политике в составе отчетности, представляемой в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.

Роль кредитной политики банка может быть выражена в следующих тезисах:

1) отсутствие у банка собственной кредитной политики, или наличие слабой (плохо продуманной, необоснованной) политики, или ее формальное наличие означают отсутствие в нем планирования кредитного процесса и, следовательно, полноценного управления этим важнейшим направлением деятельности, что обрекает банк на безусловный неуспех, особенно в средне- и долгосрочной перспективе;

2) качественная кредитная политика банка, если ее положения реально используются, хотя и не гарантирует безусловного успеха, однако:

- способствует осмысленной координации его усилий на кредитном рынке;

- обеспечивает деятельность подразделений, участвующих в кредитном процессе, необходимым "стержнем" и продуманными технологиями;

- значительно уменьшает риск принятия неверных управленческих решений;

- дает руководству банка важный критерий оценки качества управления кредитным подразделением и постановки кредитного процесса в банке в целом.

Роль кредитной политики следует понимать как совокупность ее функций, т.е. ожиданий, обоснованно связываемых с ее разработкой и применением. Поэтому можно считать, что функция кредитной политики банка в общем плане – оптимизация кредитного процесса, имея в виду, что цели и приоритеты развития (совершенствования) кредитования, определенные банком, и составляют его кредитную политику.

Механизмы реализации кредитной политики – это совокупность практических мер, призванных реализовать намеченную кредитную политику в предполагаемых обстоятельствах; должны быть рассмотрены и одобрены руководством банка, а соответствующие решения оформлены в виде внутренних документов.

Среди таких мер должны или могут присутствовать такие, которые дадут возможность:

- определить необходимые объемы и доступные (в том числе по фактору цены) источники пополнения кредитных ресурсов, расширять ресурсную базу;

- установить и при необходимости пересматривать значения приемлемых рисков и лимиты кредитования (по отраслям, видам производств, категориям заемщиков, на одного заемщика и т.д.), необходимого уровня ликвидности;

- разнообразить свои кредитные услуги и повышать их качество, расширять клиентуру заемщиков (если кредитная политика включает такие цели);

- лучше проверять кредитоспособность заемщиков, добиваться повышения уровня возвратности выданных кредитов; своевременно и в необходимом объеме формировать резервы на покрытие возможных убытков от кредитной деятельности; совершенствовать организационное, информационно-аналитическое и методическое обеспечение кредитного процесса и т.д.

Особый блок механизмов реализации кредитной политики составляет обязательный для каждого банка комплект инструктивных и методических материалов, регламентирующих все аспекты организации его работы на кредитном рынке. Помимо норм законодательства и официальных документов Банка России в этот комплект необходимо включать:

- решения руководящих органов банка, относящиеся к деятельности кредитного подразделения (утвержденная кредитная политика банка на текущий период; положения о порядке разработки и утверждения кредитной политики банка и руководства по проведению кредитных операций; другие документы);

- Положение о кредитном подразделении;

- должностные инструкции сотрудников подразделения;

- руководство по проведению кредитных операций.

Руководство по проведению кредитных операций – документ, включающий в себя следующие элементы (наиболее желаемый вариант):

1) описание полномочий кредитных работников банка;

2) порядок рассмотрения кредитных заявок потенциальных заемщиков и разрешения кредита;

3) инструкцию по организации кредитования;

4) порядок взаимодействия подразделений, участвующих в кредитном процессе;

5) методические указания по анализу: кредитоспособности клиентов; кредитного портфеля; выполнения кредитных договоров. Указания могут сопровождаться рекомендациями, если та или иная кредитная задача допускает разные варианты решения, и пояснениями, если есть опасность того, что какие-то пункты указаний могут быть истолкованы неоднозначно;

6) методики: расчета цены кредитов; определения цен предметов залога; расчета (начисления) процентов; расчета лимитов кредитования и проверки их соблюдения; проведения встреч-интервью с заемщиками; проверки предприятия (организации) заемщика с выездом на место; проверки кредитной истории заемщика, получения о нем дополнительной информации у третьих лиц; по другим вопросам;

7) инструкцию по ведению кредитной документации.

Ключевое значение для эффективной организации кредитного процесса, прежде всего для надежного определения кредитоспособности клиентов банка, имеют получение своевременной и полноценной информации о заемщиках и ее комплексный и качественный анализ и оценка. Источники такой информации и сама эта информация традиционно делятся на внешние и внутренние.

Всю внешнюю информацию, необходимую для качественного ведения кредитного процесса, можно разбить на следующие 4 укрупненные группы.

1. Экономическая и иная информация общего характера, получаемая банком из независимых источников и частично от потенциального заемщика:

- сведения о состоянии и тенденциях развития экономики страны (региона действия банка и заемщика), отраслей, в которых действует заемщик, в том числе информация текущего (конъюнктурного) характера;

- сведения об экономической политике, намерениях и конкретных планах властей соответствующего уровня в экономической и социальной сферах;

- сведения об экономике, финансовой политике, условиях деятельности в зарубежных странах, представляющих интерес для банка и/или заемщика.

2. Финансовая и иная информация общего характера, получаемая банком из независимых источников:

- сведения о состоянии и тенденциях развития финансовой системы страны (региона действия банка и заемщика) в их взаимосвязи с деятельностью заемщика, в том числе информация текущего (конъюнктурного) характера;

- сведения о финансовой, денежной, кредитной, налоговой политике, намерениях и конкретных планах властей соответствующего уровня в этой сфере.

3. Банковская информация общего характера, получаемая банком из независимых источников:

- сведения о состоянии и тенденциях развития банковской системы страны (региона действия банка и заемщика), в том числе информация текущего характера, а именно: сведения о реальной политике, намерениях и конкретных планах властей разного уровня в отношении банковского сектора; сведения о состоянии и тенденциях развития отдельных сегментов рынка банковских услуг (операции привлечения ресурсов и активные операции банков), особенно подробные сведения – о ситуации на кредитном рынке; сведения о банках-конкурентах, их кредитных и иных продуктах и тарифах и т.д.

4. Экономическая, финансовая и иная информация, характеризующая потенциального заемщика (заемщика), получаемая банком:

- от самого потенциального заемщика (заемщика);

- из независимых источников, в том числе от кредитных бюро, рейтинговых агентств, других кредитных организаций, других заемщиков банка, контрагентов потенциального заемщика (заемщика), связанных с ним лиц и др.

Внутренняя информация (применительно к кредитному процессу) – это вся информация, накапливаемая в банке и характеризующая:

во-первых, объемы и качество кредитных операций (кредитный портфель) банка, успешность ведения им операций кредитования за как можно большие сроки (статистика выдававшихся кредитов с разбивкой по суммам, срокам, категориям качества, обеспеченности и параметрам, по категориям заемщиков, в том числе по их отраслевой принадлежности, по уровню доходности и т.д.)

во-вторых, состояние и развитие отношений банка с заемщиком, которую банк может использовать в процессе сопровождения кредита и при последующих обращениях клиента за кредитными и иными услугами банка. Такая информация (кредитная и служебная документация), формирующая кредитную историю заемщика в банке, хранится в досье заемщика.

Под принципами (применительно к рассматриваемой проблематике) понимают основные правила вида деятельности, признаваемые такими в силу того, что они выражают определенные причинные связи и устойчиво повторяются в массе случаев. Исходя из этого, можно считать, что имеются безусловные принципы банковского кредитования:

- принцип срочности (кредит дается на однозначно определенный срок);

- принцип возвратности (в согласованный срок вся сумма кредита должна быть возвращена полностью);

- принцип платности (за право пользования кредитом заемщик должен заплатить оговоренную сумму процентов);

- принцип подчинения кредитной сделки нормам законодательства и банковским правилам;

- принцип неизменности условий кредитования (положений кредитного договора). Если они меняются, то это должно делаться в соответствии с правилами, сформулированными в самом кредитном договоре;

- принцип взаимовыгодности кредитной сделки обеих сторон.

Последний принцип представляется ключевым, смысл его состоит в достижении действительно партнерских отношений, объединяющих усилия кредитора и заемщика, объективно равно заинтересованных в развитии национальной экономики, росте производительности труда и на этой основе в получении большей прибыли, в достойном социальном обеспечении всех граждан, т.е. тех отношений, которые в начале 1990-х гг. были декларативно провозглашены как центральная идея коммерциализации экономических связей между различными собственниками в России, но так пока и не сложились. На деле они приобрели форму, при которой каждая из сторон пыталась решать свои проблемы за счет "партнера".

В особую группу принципов следует выделить распространенные правила кредитования, которые используются, если такова воля сторон, выраженная в кредитном договоре, и не должны применяться, если не включены в такой договор (не безусловные принципы):

- принцип целевого использования кредита;

- принцип обеспеченного кредитования (кредит может быть обеспечен полностью, частично или не обеспечен вовсе).

Еще одну группу составляют принципы кредитования, которые предназначены для "служебного пользования" сотрудниками банков и должны закрепляться в их внутренних документах в качестве элемента кредитной политики.

Основные нормативные требования регулятора к содержанию и организации процесса кредитования в коммерческих банках изложены в ряде его документов. Из них обратимся к содержанию следующих двух нормативных правовых актов:

- Инструкция № 110 от 16.01.2004 г. "Об обязательных нормативах банков";

- Положение № 54 от 31.08.1998 г. "О порядке предоставления кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)".

Инструкция № 110 содержит обязательные нормативы деятельности банков, среди которых:

- норматив достаточности капитала;

- максимальный размер риска на одного заемщика;

- максимальный размер крупных кредитных рисков;

- максимальный размер кредитов, гарантий, поручительств, выданных банком своим участникам.

Из Положения № 54 "О порядке предоставления кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" можно привести следующие моменты.

1. Используемые термины и общие положения.

Клиенты – юридические и физические лица, в том числе другие банки, независимо оттого, имеют они или не имеют счета в данном банке.

Размещение (предоставление) банком денежных средств – заключение между банком и клиентом кредитного договора, составленного с учетом требований ГК РФ.

Деньги могут размещаться как в рублях, так и в иностранных валютах с соблюдением требований законодательства.

Банк разрабатывает и утверждает внутренние документы, определяющие его кредитную политику, а также учетную политику и подходы к ее реализации, документы, определяющие:

- процедуры принятия решений о размещении банком денежных средств;

- распределение функций и полномочий между подразделениями и должностными лицами банка, включающие внутренние правила размещения средств, в том числе правила кредитования клиентов.

2. Требования к выдаче кредитов.

Банк выдает кредиты в следующем порядке:

- физическим лицам – в безналичном порядке путем зачисления средств на счет лица в банке либо наличными через кассу банка;

- кредиты в иностранных валютах выдаются юридическим и физическим лицам в безналичном порядке.

Банк выдает кредиты следующими способами:

1) разовым зачислением средств на банковские счета либо выдачей наличных денег заемщику – физическому лицу;

2) открытием кредитной линии;

3) кредитованием счета клиента (при недостаточности или отсутствии на нем средств) и оплаты расчетных документов с этого счета клиента (если в условиях договора банковского счета предусмотрено проведение такой операции);

4) с участием банка в предоставлении средств клиенту на синдицированной (консорциальной) основе;

5) другими способами, не противоречащими законодательству и нормативным актам Банка России.

Кредит выдается на основании распоряжения, надлежащим образом составленного специалистами кредитного подразделения банка и подписанного уполномоченным должностным лицом банка

3. Требования к возврату клиентом кредита и уплаты процентов за него.

Кредит возвращается (погашается) и проценты за него платятся следующими способами:

1) списанием средств со счета заемщика по его платежному поручению;

2) списанием средств в порядке очередности со счета заемщика, обслуживаемого в другом банке, на основании платежного требования банка-кредитора;

3) перечислением средств со счетов заемщиков – физических лиц на основании их письменных распоряжений; переводом ими денег через предприятия связи или другие кредитные организации; взносом наличных в кассу банка-кредитора; удержанием из сумм, причитающихся на оплату труда заемщикам, являющимся работниками банка-кредитора.

В установленный в договоре день работник бухгалтерии, ответственный за ведение счета заемщика, на основании соответствующего распоряжения, подписанного уполномоченным должностным лицом банка, либо оформляет бухгалтерскими проводками факт уплаты процентов и/или погашения основного долга, либо (при неисполнении или ненадлежащем исполнении клиентом своих обязательств по договору) переносит возникший долг клиента на счета для учета просроченной задолженности.

На этапе рассмотрения вопроса о целесообразности выдачи кредита следует организовывать и проводить встречи-интервью с потенциальным заемщиком. Такие встречи следует проводить на регулярной основе и в дальнейшем в течение срока действия договора/соглашения.

Уполномоченному подразделению банка следует организовать ежедневный контроль за сроками погашения (возврата) заемщиками предоставленных им кредитов и уплатой процентов, в том числе за состоянием просроченной задолженности по кредитам, и принимать необходимые меры к ее погашению.

Организация кредитования физических лиц

Положение (меморандум) о кредитной политике банка определяет, в частности, организацию кредитования, которая относится как к банку, так и его клиентам – заемщикам (физическим и юридическим лицам).

Под организацией кредитования понимается:

- планируемые к разработке, освоению и внедрению в практику новые виды кредита, формы и методы кредитования;

- порядок установления филиалом банка лимита кредитования;

- определение полномочий по принятию соответствующих решений по кредитным вопросам отдельными лицами банка и его руководящими органами;

- разработка процедуры утверждения предоставляемого кредита;

- стиль и методы работы с клиентами в процессе кредитно-расчетного обслуживания;

- процедура взыскания просроченной задолженности.

Организация кредитования индивидуальных клиентов, в отличие от юридических лиц, имеет ряд особенностей. На выбор формы кредитного договора и условий кредитования влияют макро- и микроэкономические факторы.

К основным макроэкономическим факторам относятся:

- общая экономическая и политическая ситуация;

- уровень официальной учетной ставки Банка России;

- инфляционные ожидания населения;

- стабильность денежной единицы – рубля и пр.

Микроэкономическими факторами, действующими на уровне банка и его клиента, являются:

- конкурентоспособность банка;

-испытываемые банком и его клиентом риски;

- платежеспособность клиента;

- качество обеспечения ссуды и т.д.

Эти и многие другие факторы банк принимает во внимание при определении сроков кредитования и уровня взимаемых процентов.

Сначала кредитный работник ведет переговоры с клиентом для выяснения его кредитоспособности в юридическом смысле (рис. 1.2), т.е. того, правоспособен ли клиент заключить кредитный договор; кредитоспособности клиента с экономической точки зрения, иными словами, имеет ли он экономические предпосылки (доходы,, имущество), необходимые для полного и своевременного выполнения условий кредитного договора с точки зрения возврата долга, уплаты процентов; характера обеспечения кредита.

Анализ кредитоспособности-клиента предшествует заключению с ним кредитного договора и позволяет выявить факторы риска, способные привести к непогашению выданной банком ссуды в обусловленный срок, и оценить вероятность своевременного возврата ссуды. Выяснение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности выдачи ссуды. Анализ кредитоспособности позволяет банку своевременно вмешаться в дела должника, уберечь его от банкротства, а при невозможности этого – оперативно прекратить кредитование такого заемщика.

Кредитование физических лиц банками

Рисунок 1.2. Процедура выдачи кредитов населению в коммерческом банке

Оценка кредитоспособности клиента проводится в кредитном отделе банка на основе информации, характеризующей способность клиента получать доход, достаточный для своевременного погашения ссуды, наличие у заемщика имущества, которое при необходимости может служить обеспечением выданной ссуды и, т.д. Кроме того, банковский работник обязан анализировать рыночную конъюнктуру, тенденции ее изменения, риски, которые испытывают банк и его клиент, и прочие факторы. Источниками информации об индивидуальном заемщике могут быть сведения с места его работы, места жительства и т.п.

Для выяснения кредитоспособности заемщика кредитный работник анализирует доходы и расходы клиента. Доходы определяются по трем направлениям: от заработной платы, сбережений и капитальных вложений, прочие доходы. К основным статьям расходов заемщика относятся: выплата подоходного и других налогов, алименты, ежемесячные или квартальные платежи по ранее полученным ссудам, выплаты по страхованию жизни и имущества, коммунальные платежи и т.д.

Подтверждение размеров доходов и расходов возлагается на клиента, который предъявляет необходимые документы:

- паспорт, но которому кредитный работник определяет время проживания по последнему адресу, возраст, семейное положение и наличие детей;

- справку с места работы, где должны быть указаны среднемесячная заработная плата, сумма подоходного и других налогов, ежемесячно уплачиваемых заемщиком, стаж работы в организации, сумма обязательных ежемесячных отчислений (алименты, страховые взносы);

- книжку по расчетам за квартплату и коммунальные услуги;

- документы, подтверждающие доходы по вкладам в банках и ценным бумагам.

Банк изучает платежеспособность заемщика и его поручителя. При этом метод анализа и документация такие же, как и при анализе положения самого заемщика. В результате проведенной работы определяют возможности клиента производить платежи в погашение основного долга и процентов, а поручителя – осуществлять их в случае неплатежеспособности основного заемщика.

После положительной оценки кредитоспособности клиента банк и заемщик приступают к согласованию условий кредитного договора. Банк заинтересован в использовании минимальной суммы свободных кредитных ресурсов, которая обеспечивала бы ему оптимальную ликвидность. Между тем срочность кредита связана с риском и колебаниями процентных ставок. При повышающейся конъюнктуре рынка кредитных ресурсов банку невыгодно заключать кредитный договор на продолжительные сроки с фиксированной процентной ставкой по ссудам. Однако, предоставляя, например, долгосрочный кредит, банк может оставлять за собой право в случае изменения процентных ставок на денежном рынке перезаключать договор на новых условиях. Длительные сроки пролонгации кредита отрицательно сказываются на ликвидности. А нарушение сроков погашения кредита может стать сигналом о возникших недостатках в финансовом положении заемщика.

После определения кредитоспособности заемщика и согласования условий кредитного договора руководитель банка (его заместитель) принимает решение о возможности предоставления кредита.

Для оформления кредита заемщик представляет необходимые документы:

- заявление;

- срочное обязательство;

- справку с места работы с указанием размера получаемой заработной платы и суммы производимых из нее удержаний;

– поручительство граждан, имеющих постоянный источник доходов.

По отдельным видам ссуд представляются дополнительные документы. После получения необходимых документов составляется кредитный договор.

Выдача ссуды оформляется кредитным работником, ведение лицевых счетов ссудозаемщиков – работниками бухгалтерии, а операции непосредственно по выдаче денежных средств – работниками операционного отдела банка.

При использовании полученной ссуды заемщик должен соблюдать установленные сроки освоения кредита. Индивидуальные заемщики представляют в банк документы, подтверждающие расходы и целевое использование ссуд.

После выплаты клиенту предусмотренной условиями кредитного договора суммы наступает этап погашения долга и уплаты процентов за пользование ссудой. Обычно погашение долгосрочного кредита и уплата процентов по нему осуществляются со следующего после получения ссуды квартала и в дальнейшем производятся ежеквартальными платежами. Исключением являются кредиты, выданные на строительство индивидуального жилого дома для постоянного проживания, и кредиты фермерским хозяйствам. Их погашение начинается с третьего года после получения ссуды. При непоступлении от заемщиков платежей в установленные сроки суммы невнесенных в срок платежей перечисляются на счет просроченных кредитов с уплатой повышенных процентов. В случае невозможности погашения заемщиком кредита в срок его сумма взыскивается с поручителя.

При невозможности погашения кредита и заемщиком, и поручителем возникает ситуация, когда ссуду следует погасить банку. Для этих целей в банках создаются специальные страховые фонды на покрытие кредитных рисков. Банк России рекомендовал коммерческим банкам проводить оценку качества кредитного портфеля с учетом обеспеченности кредитов и длительности просроченной задолженности. В результате кредитный портфель банка разбивают на группы кредитов, ранжированные по их качеству в зависимости от степени кредитного риска. Резервы на покрытие убытков по кредитным операциям создаются в размере страхового возмещения, необходимого для покрытия рисков по каждой группе кредитов. Таким образом, чем более рисковую кредитную политику проводит банк, тем больший страховой резерв он должен создать, используя для этого средства из прибыли.

Конфликтные ситуации при кредитовании населения разрешаются через суду, куда при возникновении спорной ситуации может обратиться как заемщик, так и его кредитор. Это происходит; например, при невозможности для банка по разным причинам реализовать залог по ссуде для погашения задолженности клиента (резкое обесценение ценных бумаг, принятых банком в обеспечение ссуды, гибель имущества клиента в результате стихийного бедствия и т.д.), мошенничестве со стороны заемщика, выбытии последнего с постоянного места жительства в неизвестном направлении, смерти заемщика и переводе задолженности на родственников умершего.

Современная российская практика кредитования индивидуальных клиентов на потребительские цели требует совершенствования как с точки зрения расширения объектов кредитования, так и с точки зрения дифференциации условий предоставления ссуд. Макроэкономическая стабилизация в целом и преодоление инфляции в частности позволяют населению шире использовать банковские ссуды для решения важных проблем.

Ипотечное жилищное кредитование – это кредитование населения под залог недвижимости, т.е. кредитование с использованием ипотеки в качестве обеспечения возвратности кредитных средств. При кредитовании под залог недвижимости, как правило, банк принимает в залог кредитуемые объекты недвижимости.

При ипотечном жилищном кредитовании объектами недвижимости являются земельный участок, квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома, состоящая из одной или нескольких изолированных комнат, дачи, гаражи, коттеджи, расположенные на территории РФ.

Ипотечные жилищные кредиты предоставляются коммерческими банками на следующие цели:

- приобретение готовой квартиры или индивидуального дома для постоянного проживания;

- приобретение, строительство с участием кредитных средств банка жилья;

- реконструкцию, ремонт жилой недвижимости;

- приобретение земельного участка под индивидуальную застройку.

Особенности ипотечного жилищного кредита:

- обязательность обеспечения кредита залогом, в том числе и той недвижимостью, для покупки которой берется ипотечный кредит;

- длительность срока предоставления кредита (ипотечные жилищные кредиты предоставляются на срок от 5 до 20-25 лет);

- относительно низкий уровень кредитного риска.

Обязательным условием ипотечного кредитования является заключение между банком и заемщиком договора об ипотеке. В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспеченного ипотекой. Договор об ипотеке должен быть нотариально удостоверен и подлежит государственной регистрации, расходы по которой несет залогодатель. Причем залогодатель сохраняет право пользования имуществом, заложенным по договору об ипотеке. Если в договоре об ипотеке или в кредитном договоре, включающем соглашение об ипотеке, указано, что права залогодержателя (т. е. банка) удостоверяются закладной, то нотариусу представляется и закладная. Нотариус делает на закладной отметку о времени и месте нотариального удостоверения договора об ипотеке.

Закладная является ценной бумагой, которая удостоверяет права ее законного владельца, а именно: право на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой имущества, указанного в договоре об ипотеке, а также право залога на указанное в договоре об ипотеке имущество.

Цель развития долгосрочного ипотечного жилищного кредитования – создание эффективно работающей системы обеспечения доступным по стоимости жильем российских граждан со средними доходами, основанной на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств граждан и долгосрочных ипотечных кредитов.

В РФ существует три основные схемы предоставления кредита для приобретения жилья. Во-первых, схема кредитования с оформлением договора залога. Клиент заключает с банком кредитный договор и договор залога жилья на условиях банка. При полном погашении кредита договор залога прекращает свое действие, жилье остается в собственности клиента. При невозврате кредита клиентом банк после решения суда погашает сумму кредита путем продажи жилья с публичных торгов либо с согласия залогодателя (не доводя до суда) реализует жилье через риэлтерскую фирму по цене, сложившейся на рынке.

Во-вторых, схема кредитования с оформлением договора купли-продажи и трехстороннего договора с участием банка, клиента и риэлтерской фирмы. Эта схема является наиболее реалистичной по отзыву специалистов банков. Банк выдает кредит риэлтерской фирме на основании заключения с ней кредитного договора. Риэлтерская фирма за счет этого кредита приобретает жилье по договору купли-продажи с клиентом и заключает договор залога с банком на данное жилье. Риэлтерская фирма за счет средств клиента возвращает банку кредит и причитающиеся за него проценты. При полном погашении кредита утрачивает силу договор залога, затем – договор купли-продажи, и клиент становится собственником жилья. Если клиент не возвратит кредит, то риэлтерская фирма реализует жилье на рынке недвижимости и за счет этих средств и возвращает кредит банку.

В-третьих, схема ипотечного кредитования через выпуск банками ипотечных облигаций. Физическое лицо – заемщик получает в банке ипотечный кредит и закладывает в обеспечение кредита недвижимость с оформлением закладной, которая переходит к банку. Банк выпускает ипотечные облигации, которые продаются на вторичном рынке. На вырученные от реализации облигаций средства банк может выдать очередной ипотечный кредит и т. д. Заемщик погашает кредит банку, а банк погашает соответствующую облигацию ее нынешнему держателю. Ипотечные облигации в случае банкротства банка-эмитента не включаются в конкурсную массу, а недвижимость передается в собственность инвесторов (обладателей облигаций) либо ее собственнику при полном погашении облигаций.

В зависимости от объекта кредитования, своей кредитной политики и организационной структуры каждый коммерческий банк сам определяет технологию ипотечного кредитования.

При многовариантности различных элементов организации процесса ипотечного жилищного кредитования можно отметить во всех банках наличие следующих пяти основных этапов технологии выдачи и погашения ипотечного кредита.

Первый этап – предварительное рассмотрение заявки на кредит и беседа с предполагаемым заемщиком. На этом этапе банк разъясняет заемщику условия выдачи ипотечного кредита и предлагает ему заполнить детальное заявление, которое, по существу, можно рассматривать как анкету, содержащую сведения, представляющие интерес для банка с точки зрения минимизации рисков, связанных с кредитованием. При положительном решении вопроса о выдаче заемщику кредита кредитный работник информирует его о том, какие документы и сведения необходимы банку для дальнейшего рассмотрения кредитной заявки. Конкретно банку должны быть представлены заемщиком следующие документы:

- заявление-анкета;

- паспорта заемщика (созаемщиков), поручителей;

- документы, подтверждающие величину доходов и размер удержаний заемщика и поручителей за последние, например, шесть месяцев;

- специальные документы в зависимости от цели кредита (проект договора купли-продажи; предварительный договор купли-продажи; договор купли-продажи и т.п.);

Второй этап – определение потенциальной возможности заемщика вернуть кредит и оценка степени его обеспечения.

На третьем этапе принимается решение о выдаче ипотечного жилищного кредита. Кредитный комитет рассматривает материалы, полученные в процессе оценки кредитоспособности заемщика и обеспечительных обязательств, изучает их, после чего принимает решение о выдаче кредита или об отказе в его предоставлении. При положительном решении кредитным комитетом вопроса о выдаче кредита кредитный инспектор составляет для клиента примерную смету расходов, связанных с оформлением ипотечного кредита.

На четвертом этапе банк заключает с заемщиком договор для получения ипотечного жилищного кредита. В кредитном договоре указываются: сумма кредита и размер банковского процента за кредит; порядок и сроки его выдачи; порядок и сроки его погашения, описание обеспечения и его стоимостная оценка, предусматриваемая в договоре залога; размер санкций, уплачиваемых стороной, нарушившей условия договора.

При определении суммы кредита, подлежащего выдаче, банки используют различные методики. Как правило, сумма кредита зависит от платежеспособности заемщика (созаемщиков), но она должна составлять не более 70-90% стоимости объекта недвижимости.

Пятый этап – выдача кредита, его сопровождение и контроль за исполнением кредитного договора, а именно: контроль за целевым использованием кредита, за соблюдением сроков возврата кредита и начисленных процентов.

Усиление конкуренции коммерческих банков на рынке недвижимости определяет условия взаимоотношений с потенциальными клиентами и со стороны крупных банков. Например, "Райфайзенбанк" (Австрия) предложил своим заемщикам ипотеку без первоначального взноса. Среди иностранных банков, развивающих в России розничные услуги, "Райфайзенбанк" стал первым, кто предоставил такие условия кредитования покупки (строительства) жилья. До настоящего времени ипотечный кредит без первоначального взноса выдавали только российские банки, среди которых такие, как "ВТБ-24" и "Банк Москвы".

На российском рынке ипотечного кредитования с 2006 г. некоторые коммерческие банки (например, "Альфа-Банк") стали осуществлять рефинансирование ипотечных кредитов, выданных ранее гражданам другими коммерческими банками. Эти коммерческие банки переоформляют гражданам ипотечные кредиты на новые сроки и под более низкие процентные ставки, чем было предусмотрено кредитным договором с первым банком-кредитором. В отдельных случаях банк, занимающийся рефинансированием, может предоставить заемщику новый кредит на сумму превышающую остаток задолженности по ранее полученному кредиту, а также поменять валюту кредитного договора по ипотечному кредиту.

Рефинансирование ипотечного кредита позволяет заемщику снизить объем платежей по возврату кредита.

По данным Ассоциации банков Северо-Западного региона, основными клиентами на рынке ипотечного кредитования являются лица с высшим образованием, в возрасте от 25 до 37 лет, имеющие совокупный семейный доход на уровне $2100-$4000. Это свидетельствует о том, что клиентами ипотечного кредитования, как правило, являются обеспеченные люди, имеющие не одну квартиру в собственности.

Своевременное и добровольное погашение заемщиками банковского кредита, а также процентов является показателем качества работы кредитного отдела.

Кредитный мониторинг представляет собой систематический постоянный банковский контроль в ходе использования кредита:

- качества кредита;

- соблюдения условий кредитного договора;

- состояния обеспечения кредита, что в итоге гарантирует его возвратность с соблюдением установленной в договорном порядке его доходности для банка.

Контроль качества кредита заключается в осуществлении после выдачи ссуды контроля за финансовым состоянием заемщика, так как его ухудшение может повлиять на возникновение риска непогашения кредита вообще или в установленный срок и риска неуплаты банку процентов за кредит. В ходе анализа представленной заемщиком финансовой отчетности банк должен уделить особое внимание таким факторам, как снижение объема продаж, снижение доли денежной составляющей в составе выручки от реализации продукции, рост убытков или снижение прибыли, резкое увеличение дебиторский и кредиторской задолженности, увеличение доли заемных средств в структуре ресурсов, возникновение или рост задолженности перед бюджетом, других просроченных долгов, так как все вышеизложенное может сделать проблематичным погашение банковского кредита и выплату процентов. Из категории стандартных кредитов он может перейти в результате снижения своего качества в группы более высокого для банка кредитного риска (нестандартных, сомнительных, безнадежных для взыскания долгов). Но поскольку бухгалтерская отчетность составляется с периодичностью 1 раз в квартал, то более оперативную информацию о финансовом неблагополучии заемщика можно получить на основе анализа денежных поступлений на его расчетные счета, открытые как в самом банке-кредиторе, так и в других банках. Нерегулярность таких поступлений на эти счета, резкое снижение их объемов против предшествующего анализируемого периода должны послужить сигналов к работе с клиентом в направлении реструктуризации долга, усиления его обеспечения и т. п.

Контроль соблюдения условий кредитного договора сводится к проверке соблюдения заемщиком установленных для него лимитов кредитования (кредитных линий), целевого использования кредита, а также своевременности уплаты процентов за кредит, погашения основного долга в полном объеме и своевременно исходя из установленного в кредитном договоре графика. По результатам таких контрольных проверок принимаются решения об изменении условий кредитования: о пролонгации срока кредита или досрочного его погашения, об уменьшении или увеличении процентной ставки за кредит, а также и самой суммы кредита, об изменении сроков уплаты процентов в целях снижения кредитного риска банка.

Контроль обеспечения возвратности кредитов включает в себя проверку на месте у залогодателей наличия предметов залога, состояния их качественных характеристик и соблюдения режима сохранности, оценку действующей рыночной стоимости залога, его ликвидности с целью выполнения им своего предназначения в кредитной сделке.

Правилами кредитования физических лиц учреждениями коммерческих банков предусмотрены определенные методы обеспечения возврата кредита (рис. 1.3).

Кредитование физических лиц банками

Рисунок 1.3 Способы обеспечения возврата кредита физическими лицами

При обнаружении отклонений от нормы в ходе проверки залогового обеспечения банком должны приниматься соответствующие меры к заемщику: требования о досрочном возврате кредита или замене залогового обеспечения на более ликвидное и достаточное. В отношении поручителей и гарантов по кредитам банки должны систематически заниматься оценкой их платежеспособности по данным запрашиваемой от них бухгалтерской отчетности и при негативных тенденциях в их финансовом положении требовать от заемщиков замены поручителей или досрочного возврата кредита, дабы избежать финансовых потерь в дальнейшем при переходе такого кредита в разряд безнадежных ко взысканию.

В ходе кредитного мониторинга банки проводят разностороннюю работу, направленную на достижение возвратности заемщиком кредита вместе с причитающимися процентами за его использование в своем обороте. В целях достижения этой цели по результатам проведенного контроля банки принимают поэтапно следующие меры:

- превентивного характера – пересмотр условий действующего кредитного договора (изменение графика погашения ссудной задолженности, формы кредитования, процентной ставки, отсрочка возврата основного долга и/или процентов), снижение кредитного рейтинга заемщика и увеличение отчислений в фонд на возможные потери по ссудам;

- реабилитационного характера – расширение кредита, т.е. выдача дополнительных средств с изменением статуса долга с просроченного на текущий, привлечение дополнительных форм обеспечения возвратности кредита, увеличение заемщиком собственного капитала за счет своих акционеров (участников), получение им финансовой помощи со стороны других банков или финансовых учреждений, заключение банком мирового соглашения с заемщиком;

- юридического (правового) характера – обращение к гарантам, поручителям по поводу исполнения ими своих обязательств, реализация обеспечения (залога) по ссуде; продажа долга заемщика третьей стороне.

Таким образом, коммерческие банки для удовлетворения личных потребностей населения (физических лиц) предоставляют им потребительские кредиты (наиболее популярный вид – автокредит), а в последние годы в стране бурно развивается одно из направлений потребительских кредитов – ипотечное жилищное кредитование.

Для успешной организации кредитования физических лиц банку необходимо предварительно разработать кредитную политику, информационную базу, а также принципы и нормативные требования банковского кредитования.

Процедурами организации кредитования физических лиц являются: рассмотрение заявки клиента о выдаче ему кредита; принятие органами банка соответствующего (положительного либо отрицательного) решения; подготовка и заключение кредитного договора; выдача кредита, его сопровождение, возврат (погашение), а также контроль на всех этапах.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принято на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 1993, № 237; Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 19, ст. 2304.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26 января 1996 г. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410, ст. 411, № 34, ст. 4025, № 43, ст. 4903; 2014, № 11, ст. 1100.

3. Федеральный закон "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №28 ст. 2790; 2014, № 40 (Часть II), ст. 5318.

4. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02 декабря 1990 г. № 395-1-ФЗ //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, №27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №6, ст. 492; 2014, № 40 (Часть II), ст. 5317.

5. ФЗ "О защите прав потребителей" от 17.12.1999 212-ФЗ.

6. ФЗ "О кредитных историях", от 30.12.2004 №218-ФЗ.

7. Положение Банка России "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" №254-П от 26 марта 2008г.

8. ФЗ "Об ипотеки (Залоге недвижимости)" № 103-ФЗ от 16 июля 1998г.

9. Банковское дело/Книги и статьи (под ред. Проф.Лаврушина О.И.).М.: "Финансы и Статистика", 2013 г.

10. Белоглазова Г.Н., "Деньги. Кредит. Банки." – Учебник – М.: Юрайт-Издат, 2013г.

11. Виноградова Т.Н. Банковские операции: Учеб. Пос.. – РнД.: "Феникс", 2012 г.

12. Воронин Д. В. Банковский сектор России: тенденции и перспективы развития/ Д. В. Воронин / / Банковское дело. – 2014. – N 1. – С. 29-31

13. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учеб. – М.: Омега-Л, 2012 г.

14. Жуков А., "Правительство и ЦБ указали путь банкам до 2014 г.", "Деловая пресса", 11.02.2014г., №12 (289)

15. Жуков Е.Ф., "Деньги. Кредит. Банки." – 3-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014г.

16. Иванов В. А. Эволюция банковской системы России / В. А. Иванов / / Банковское право. – 2014. – N 3. – С. 60-61

17. Емельянов А. М. И др., "Финансы, налоги и кредит: Учебное пособие." – М.: РАГС, 2015г.

18. Крупнов Ю.С. О природе банковского потребительского кредита. // Бизнес и Банки. – 2015 г.

19. Крупнов Ю.С. Банковский потребительский кредит в России. // Бизнес и Банки. – 2014 г.10.

20. Лаврушин О.И., "Банковское дело" – М.: Финансы и статистика,2013 г

21. Лаврушин О.И., "Организация и планирование кредита", М., "Финансы и Статистика", 2012 г

22. Матовников М.Ю., "Снижение процентной ставки – риски и возможности" // Банковское дело. – 2012г. – №10.

23. Миллер Р.Л., "Современные деньги и банковское дело" – М.: ИНФРА-М, 2014г.

24. 18. Романова Т.К. кредитный рынок как фактор регионального развития // Деньги и кредит – 2015 г.

25. Тавасиев А.М., "Банковское дело. Дополнительные операции для клиентов" – М.: "Финансы и Статистика",2012г.

26. Тарасов Д.В., "Розничное кредитование в России. Текущая ситуация и проблемы развития"// Кредит ЭКСПО 2013.

27. Татаринова Л.Ю. Банковские риски // Финансы и кредит. – 2014 г.

28. Финансово-кредитный энциклопедический словарь, под ред. Грязновой А.Г., "Финансы и Статистика", 2015г.

29. Черкасов В.Е., "Банковские операции: финансовый анализ." – М.: Издательство "Консалтбанкир", 2014г.

30. Ямпольский М.М., "О составе клиентов банка. Банковское дело", – М.:.: ЮНИТИ,2012г.

31. Журнал "Деньги" № 21, 2014г.

32. Журнал "Личные деньги" 11 марта 2015г.

33. Журнал "Популярные финансы" № 7, 2014г.

34. Журнал "Эксперт" июнь, 2014г.

35. Журнал "Финансы" № 15, 2015г.

36. Научный электронный журнал Куб ГАУ № 8 (16), 2015 г.