Кредитная политика и совершенствование оценки кредитоспособности заемщика

Кредитная политика и совершенствование оценки кредитоспособности заемщика.

Статьи по теме
Искать по теме

Теоретические основы кредитной политики коммерческого банка

Кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов и является одним из элементов банковской политики.

На первом этапе реализации кредитной политики происходит оценка макроэкономической ситуации в стране в целом, региона работы потенциальных заемщиков в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений кредитования, проверке готовности персонала банка к работе с различными категориями ссудополучателей, принятие ряда внутрибанковских нормативных документов. Проводимая работа происходит вне поля деятельности непосредственного кредитного подразделения и относится больше к работе аналитических и маркетинговых служб банка, но присутствие этих необходимых, элементов анализа делают процесс кредитования осмысленным и подготовленным.

Исходя из проведенных исследований руководство банка принимает документ о кредитной политики на конкретный период (обычно 1 год). В этом документе излагаются:

1. Основные направления кредитной работы банка на предстоящий период, конкретные показатели кредитной деятельности (нормативы и лимиты), обеспечивающие необходимый уровень рентабельности и защищенности от кредитных рисков, например:

1.1. соотношения кредитов и депозитов;

1.2. соотношения собственного капитала и активов;

1.3. лимиты сегментов портфеля активов банка в целом;

1.4. лимиты сегментов кредитного портфеля (лимиты на кредитование предприятий одной отрасли, одной формы собственности, одного вида кредитования и т.д.). Обычно размер лимита включает не более 25 % от величины общего кредитного портфеля. Увеличение определенного сегмента сверх лимита возможно при наличии способов защиты от этого повышенного кредитного риска;

1.5. клиентские лимиты:

1.5.1. для акционеров (пайщиков);

1.5.2. для старых, с определенной историей взаимоотношений, клиентов;

1.5.3. для новых клиентов;

1.5.4. для не клиентов банка;

1.6. географические лимиты кредитования (требуются для банков, имеющих иногородние филиалы с разным уровнем подготовленности персонала к проведению качественной кредитной работы, а также для моно банков, но желающих проводить активные операции в определенных регионах);

1.7. требования по проведению работы с обеспечением (виды залогов, стандарты оформления, маржа в оценке и т.д.);

1.8. требования по документальному оформлению и сопровождению кредитов;

1.9. планируемый уровень кредитной маржи и механизмы принятия решения об его изменении.

2. Утверждается Положение о порядке выдачи кредитов, где отражается:

2.1. организация кредитного процесса;

2.2. перечень требуемых документов от заемщика и стандарты подготовки проектов кредитных договоров;

2.3. правила проведения оценки обеспечения.

Только после принятия этих документов, регламентирующих кредитный процесс, можно говорить о внутренней готовности банка к работе по кредитованию.

Кредитная политика коммерческого банка основывается на реальных экономических предпосылках и источниках кредитного потенциала. Для успешной ее реализации банку необходимо вести учет всех факторов, которые оказывают воздействие на реализацию потоков притока средств кредитного потенциала. В этой связи необходимо рассмотреть основные факторы, воздействующие на эффективность политики банка в части формирования средств кредитного потенциала.

К основным формам повышения источников кредитного потенциала относятся:

1. повышение числа банковских клиентов;

2. увеличение средств существующих в банке участников и клиентов;

3. рост организационной сети банка;

4. объединение средств участников и клиентов банка по целевому назначению (например, создание общего фонда жилищного строительства).

Средства хозяйственных предприятий и организаций – основной фактор формирования кредитного потенциала. Анализ и оценка реальных возможностей к аккумуляции средств у предприятия, с одной стороны, и потребностей в денежных средствах этого же предприятия с другой – важнейшие элементы банковской кредитной политики. В зарубежной практике предпочтение отдается тем клиентам банка, которые целиком свою хозяйственную деятельность осуществляют через данный банк и депонируют в нем все свои денежные средства.

Для банков особое значение имеет большее число постоянных клиентов, так как в этом случае стабильнее депозиты в банке и его ликвидность.

Экономичность, эффективность использования и ликвидность средств предприятий и организаций непосредственно отражаются на стабильности кредитного потенциала банка. В этой связи банк должен хорошо знать деятельность своих клиентов, систематически анализируя такие его показатели, как:

1. ликвидность баланса;

2. рентабельность использования средств, в частности оборачиваемость оборотных средств как реальный экономический критерий степени ликвидности средств;

3. планы производства и их соответствие условиям рыночной конъюнктуры товаров;

4. технический уровень предприятия и перспективы его развития;

5. удельный вес продукции, производимой на экспорт, и др.

Средства населения должны занимать особое место в банковской политике формирования средств кредитного потенциала. Основные факторы, которые воздействуют на приобретение сбережений населения, следующие:

1. Величина денежных доходов и склонность к сбережениям.

2. Организация приобретения сбережений путем широкой банковской сети.

3. Качество предоставляемых услуг населению.

4. Организация информационной службы.

5. Техническая оснащенность отдела банка по работе с населением.

6. Хорошие знания клиентов, их региональное распределение, финансовые силы, интенсивность потребности и использования депонированных в банке средств, надежность в выполнении обязательств, возможности обеспечения и другие факторы, на основе которых можно создать реальное представление о притоке и оттоке средств населения.

Средства кредитного потенциала банков формируют рынок денег и кредита, на котором банки предоставляют и заимствуют кредиты. На кредитном рынке, как и на всяком другом, должна быть ясная картина спроса и предложения кредита. В этих целях в банке осуществляется контроль за основными факторами, которые воздействуют на спрос и предложение кредитов:

1. Носитель спроса и предложения кредита.

2. Объем спроса и предложения кредита по их срочности.

3. Условия и высота процентного уровня, или цена кредита по срочности кредита.

4. Основные тенденции движения на кредитном рынке, особенно воздействие Центрального банка.

5. Соотношения процентных уровней на отдельных кредитных рынках, их закономерности.

6. Система страхования риска, которая может проявляться во взятии и предоставлении кредита на кредитном рынке.

Хорошие знания тенденции на кредитном рынке дают возможность коммерческому банку проводить деловую политику эффективно и эластично, а средства своего кредитного потенциала использовать свободнее.

Если коммерческий банк имеет ясную картину на кредитном рынке, то тем самым он обеспечивает для себя возможность получения межбанковского кредита на кредитном рынке в момент возникновения собственных обязательств без риска не ликвидности. Кроме того, кредитный рынок позволяет банку поддерживать высокую ликвидность своих средств продажей их на этом рынке.

Кредитная политика коммерческого банка обеспечивает непрерывное использование всех средств, которые создаются для удовлетворения подлежащих погашению обязательств и минимального резерва ликвидности. Остаток средств необходимо реализовать на денежном и кредитном рынке. Все сделки на денежном и кредитном рынке регулируются особыми решениями органов управления банка.

Одна из основных целей банковской политики в распределении средств кредитного потенциала – это обеспечение соответствия структуры источников средств со структурой активов банка.

Специфичность банковской функции и динамика циркуляции денежных потоков создают реальную возможность для того, чтобы банк в своей деятельности мог осуществлять срочную трансформацию средств кредитного потенциала. Срочная трансформация средств банка происходит, когда банк определенную сумму кредита предоставляет в среднем на более длительные сроки, чем срочность средств кредитного потенциала.

Возможность трансформации срочной структуры средств кредитного потенциала связана с тем, что средства депозитов по предъявлении концентрируются в банке от разных депонентов, которые их используют с различной динамикой. До какой степени банк может совершать срочное переструктурирование средств зависит от утвержденной деловой политики формирования и распределения средств кредитного потенциала, от банковского анализа источников средств и активов и уровня ликвидности в момент трансформации средств. Никакая сиюминутная конъюнктура и исключительная ситуация не могут быть основанием для срочной трансформации средств, поскольку она не имеет экономической основы и чистого расчета результатов срочной трансформации.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что трансформация средств кредитного потенциала является одной из основных причин обострения проблемы банковской ликвидности. Для оценки степени риска срочной трансформации целесообразно отрегулировать отражение сроков активных и пассивных операций в балансах и унифицировать позиции балансов коммерческих банков.

Качественное и количественное равновесие прилива и отлива средств кредитного потенциала – важный фактор в политике ликвидности банка. Показатели приведенной таблицы позволяют провести анализ указанного равновесия и тем самым оценить степень риска неликвидности по причине срочной трансформации средств кредитного потенциала. Простейшим показателем степени срочной трансформации может служить процентное соотношение между общей величиной краткосрочных активов и краткосрочных источников, между величиной долгосрочных активов и долгосрочных источников средств кредитного потенциала банка.

Таким образом, кредитная политика является важнейшим инструментом достижения стратегических целей коммерческого банка. От ее успешной реализации во многом зависит финансовый результат банковского учреждения. Важнейшей задачей кредитной политики является эффективная оценка кредитоспособности заемщика. Выбор метода оценки кредитоспособности заемщика требует тщательного рассмотрения.

Кредитная политика – это планирование деятельности банка на ближайшую перспективу. Значение кредитной политики для работы коммерческого банка очень велико:

во-первых, она дает ориентир в работе кредитного отдела;

во-вторых, создает предпосылки для увеличения эффективности в его деятельности, поскольку учитывает объективную ситуацию в стране;

в-третьих, снижает вероятность ошибок и принятия неверных решений;

в-четвертых, обеспечивает единообразие в кредитной работе банка и во всех его филиалах.

Рисунок 1 – Значение кредитной политики для работы коммерческого банка

Кредитная политика и совершенствование оценки кредитоспособности заемщика

Разрабатывая кредитную политику, руководство банка должно учитывать треугольник целей: максимальная прибыльность, оптимальная ликвидность и минимальный риск. Кроме того, необходимо исходить из:

1. объема и структуры кредитных ресурсов (с повышением доли "коротких" денег, должна сокращаться доля долгосрочных кредитов);

2. объема и структуры портфеля кредитов (по отраслям, по срокам, по обеспечению);

3. условий предоставления кредитов.

Элементами кредитной политики являются:

1) район деятельности или "география кредита". В последнее время этот элемент становится более масштабным в силу развития конкуренции и росту потребности в кредите в различных регионах страны.

2) Виды предоставляемых услуг. На ассортимент услуг банка могут повлиять степень риска (высокий риск факторинга не позволяет ему занять видное место среди услуг банка), ликвидность (если степень ликвидности невысока, то снижается доля долго- и среднесрочных кредитов), заявки клиентов (если нет потребности в услуге, то нет необходимости в ее разработке и внедрении), прибыльность кредита.

3) кредитоспособность заемщика. Существует объективная (материальный аспект: финансовое положение заемщика, наличие движимого и недвижимого имущества) и субъективная оценка. С точки зрения последней, банк не должен предоставлять кредит клиенту, который не заслуживает доверия, т.е. если имеются признаки, что заемщик не будет скрупулезно придерживаться условий кредитного договора. Так, при оценке заемщика банк уделяет большое внимание "особенностям жизненного стиля" клиента. Предпочитает иметь дело с клиентом, который владеет домом и проживает в нем в течение длительного периода, женат и имеет детей. Это служит свидетельством благонадежности и дает гарантию, что клиент не прекратит выплату долга в не экстремальных условиях.

4) приемлемая форма обеспечения (движимое имущество: депозиты, ценные бумаги, драгоценности и недвижимость).

5) срок возврата кредита. С точки зрения банка важно установление научно-обоснованного срока возврата, поскольку в этом случае снижается риск несбалансированной ликвидности; с точки зрения заемщика – нет необходимости в отвлечении денег из производственного оборота.

6) максимальный лимит кредитования. Банк не должен выдавать сверхкрупные кредиты по двум причинам: слишком высок риск невозврата и риск нарушений нормативов ЦБ (что грозит санкциями).

7) компенсационный остаток на счете – это своеобразная защита банка: часть ресурсов клиент бронирует на счете (отдельный депозитный счет, либо на расчетном счете с обязательством минимального остатка). При открытии кредитной линии размер компенсационного остатка определяется "Правилом 10+10": заемщик бронирует на счете 10% от суммы открытой кредитной линии в виде неснижаемого остатка и 10% от фактически полученных денег.

Рисунок 2 – Элементы кредитной политики коммерческого банка

Кредитная политика и совершенствование оценки кредитоспособности заемщика

На содержание кредитной политики коммерческого банка влияют следующие факторы:

1) размер банковского капитала (банки, имеющие солидную капитальную базу, могут позволить себе значительно больший объем кредитных вложений при умеренных процентах, в отличие от банков с незначительным капиталом);

2) степень риска и прибыльности ссуд (если банк нацелен на получении максимальной прибыли, то он руководствуется "агрессивной" политикой, предполагающей повышенный риск; если же политика консервативная, банк стремится к минимизации риска, что, соответственно снижает прибыль);

3) стабильность ресурсной базы (чем стабильнее ресурсы, тем меньше резервов приходится создавать банку, следовательно, увеличивается объем кредитного портфеля);

4) состояние экономики страны (если экономика находится в состоянии депрессии, то необходимость в кредитах отпадает: производители не могут взять кредит – нечем отдавать, банкиры не могут его дать – нет надежных заемщиков. При росте экономики кредитная деятельность значительно расширяется);

5) Денежно-кредитная политика ЦБ (если на данном этапе проводится политика экспансии, то объем кредитов стремительно растет, при рестрикционной политике – наоборот);

6) спрос и предложение на кредит;

7) способность и опыт персонала.

Рисунок 3 – Факторы, влияющие на содержание кредитной политики коммерческого банка

Кредитная политика и совершенствование оценки кредитоспособности заемщика

Необходимость регулирования кредитных операций заключается в следующем:

1) обеспечение надежности портфеля кредитов (благодаря тщательному отбору потенциальных заемщиков);

2) ряд кредитов оказывает влияние на развитие экономики, поэтому с учетом задач регулирования экономики, возникает необходимость стимулирования (ограничения) кредитной деятельности (например, кредитование сельского хозяйства поощряется льготным налогообложением);

3) снижение возможных рисков через ограничение кредита на 1-го заемщика (не более 25% от капитала), а также в области обеспечения.

Регулирование кредитных операций со стороны государства в лице ЦБ осуществляется, во-первых, через установление ограничений на объем кредитной деятельности (нормативы ЦБ) и, во-вторых, через применения тех или иных инструментов денежно-кредитных ресурсов (изменяя объем и стоимость ресурсов).

Итак, каждый банк формирует свою собственную кредитную политику, учитывая экономические, организационные и иные факторы, оказывающие влияние на его деятельность. Кредитная политика включает в себя стратегию – приоритеты, принципы и цели на кредитном рынке, и тактику – инструментарий, используемый для реализации целей и порядок осуществления кредитных операций. Кредитная политика создает предпосылки для эффективной работы персонала, уменьшает вероятность ошибок и снижает риски.

Таким образом, кредитная политика является важнейшим инструментом достижения стратегических целей коммерческого банка. От ее успешной реализации во многом зависит финансовый результат банковского учреждения. Важнейшей задачей кредитной политики является эффективная оценка кредитоспособности заемщика. Выбор метода оценки кредитоспособности заемщика требует тщательного рассмотрения.

Оценка кредитоспособности заемщиков коммерческого банка в процессе кредитования

Кредитная сделка предполагает взаимоотношения двух субъектов – кредитора и заемщика, кредитор передает заемщику объект сделки – ссуженную стоимость – на условиях срочности, возвратности, платности, но при этом остается собственником объекта сделки. В каждой кредитной сделке для кредитора присутствует элемент риска: невозврата ссуженной стоимости заемщиком (по разным причинам) неуплаты процентов по ссуде, нарушения сроков возврата.

В мировой практике кредитоспособность клиента является одним из основных объектов при определении целесообразности и форм кредитных отношений с ним. Способность к возврату долга связывается с моральными качествами клиента, его талантом и родом занятий, степенью вложения капитала в недвижимое имущество, возможностью заработать средства для погашения ссуды и других обязательств в ходе процесса производства и обращения.

Кредитоспособность заемщика зависит от разных факторов, в том числе от его финансового положения – уровня обеспечения собственными средствами, уровня рентабельности, наличия достаточного объема ликвидных активов, финансовой дисциплинированности заемщика и его контрагентов.

Для оценки кредитоспособности на перспективу нужно, помимо указанного, учесть влияние предстоящих конъюнктурных изменений в экономике, сказывающихся на деятельности заемщика, с учетом сумм и сроков предстоящих поступлений доходов и их использования, в соответствии с обязательствами по платежам (за материалы, энергию, и др.) и погашением ссудной задолженности. Дополнительные сложности в определении кредитоспособности возникают и в связи с таким фактором, как репутация заемщика, измерить и оценить относительное значение которой невозможно.

При определении кредитоспособности надо учитывать и данные о разных сторонах деятельности заемщика, условиях его работы. Наряду с цифровыми показателями можно использовать данные о репутации заемщика, что не поддается выражению в цифровом виде.

Рисунок 4 – Параметры определения кредитоспособности заёмщика

Кредитная политика и совершенствование оценки кредитоспособности заемщика

Таким образом, кредитоспособность заемщика основывается на моральных качествах клиента и его способности воспроизвести авансированные средства для погашения долга.

Основная цель оценки кредитоспособности – определить способность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду и на этой основе формализовать в кредитном договоре условия ее предоставления. Коммерческий банк в каждом конкретном случае определяет степень риска, который он готов взять на себя, размер кредита и возможность его предоставления в данных обстоятельствах.

В процессе оценки кредитоспособности заемщика выясняют дееспособность и репутацию заемщика, наличие капитала (владение активами), обеспеченность ссуд, состояние экономической конъюнктуры.

Дееспособность в отношении ссуд – это не только способность заемщика погасить ссуду, но, прежде всего правомочность получения им кредита. Поэтому, решая вопрос о предоставлении ссуды юридическому или физическому лицу, банк должен ознакомиться с уставами, положениями и паспортами, определяющими правомочность тех или иных лиц в получении кредита. Банки требуют также предъявления документов, удостоверяющих право юридического лица брать ссуду и лиц, уполномоченных вести переговоры и подписывать договорные документы.

Репутация заемщика означает не только его возможность вернуть долг по ссуде, но и желание выполнить все обязательства, вытекающие из условий кредитного соглашения. Критерием оценки репутации руководства предприятия-заемщика может выступать фактор управления, т.е. умение руководить предприятием, находить людей, сырье и средства, необходимые для производства товаров и услуг, а также получения прибыли.

Наличие капитала предполагает владение активами в обеспечение кредита. Предприятиям не может быть предоставлен кредит, если они не располагают исходным капиталом для обеспечения ссуды. Одним из показателей финансового состояния предприятия является стоимость имущества владельца – уставный капитал предприятия.

Состояние конъюнктуры – это экономическая среда, в рамках которой в период владения банковской ссудой функционируют предприятия и отдельные лица – заемщики.

Чем продолжительнее срок ссуды, тем важнее прогноз экономической конъюнктуры. Знание того, что может происходить с заемщиком в периоды процветания или спада экономической активности в стране, отрасли, городе, а также изменения условий конкуренции, технологии производства, спроса и методов реализации продукции или услуг, имеет важное значение при анализе кредитной заявки.

Выбор методов оценки кредитоспособности заемщика

Основная цель изучения кредитоспособности – определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую сумму в соответствии с условиями договора о выдаче ссуды. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.

Сложность оценки кредитоспособности заемщиков обусловила применение разнообразных подходов к такой задаче, в зависимости от особенностей заемщиков.

Кредитоспособность заемщика означает способность юридического или физического лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам.

Понятие кредитоспособности включает правовое и хозяйственно-финансовое состояние заемщика, которое определяет наличие предпосылок для получения им кредитов, а также их погашения в установленные сроки.

Кредитоспособность заемщика, в отличие от его платежеспособности, не фиксирует неплатежи за текущий период или на какую-либо дату, а прогнозирует его платежеспособность на ближайшую перспективу. Оценивается кредитоспособность на основе системы показателей, которые отражают размещение и источники оборотных средств, результаты хозяйственно-финансовой деятельности заемщика. Выбор показателей зависит от особенностей построения баланса и других форм отчетности клиентов, их отраслевых особенностей, формы собственности.

При оценке кредитоспособности заемщика учитываются: правомочность, которую юридическое лицо получает только с момента государственной регистрации его устава в исполнительных органах власти, финансовая стабильность, платежеспособность и другие показатели (ликвидность баланса, состояние активов, эффективность использования средств, прибыль, наличие обеспечения или другие гарантии возвращения кредита, рейтинг).

Глубина анализа кредитоспособности зависит от наличия или отсутствия в прошлом кредитных отношений банка с конкретным заемщиком, от результатов его хозяйственно-финансовой деятельности, размеров и сроков предоставления ссуд.

Другой подход основан на системе показателей, используемых американскими специалистами, – так называемых 5 "С":

1. character (характер заемщика);

2. capacity (финансовые возможности);

3. capital (капитал, имущество);

4. collateral (обеспечение);

5. conditions (общие экономические условия).

Под "характером" заемщика имеется в виду его репутация, степень ответственности, готовность и желание погашать долг. Банк стремится, прежде всего, выяснить, как заемщик (фирма или частное лицо) относился к своим обязательствам в прошлом, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире. Банк стремится получить всестороннюю характеристику заемщика, используя для этого личное интервью с ним, досье из личного архива, консультации с другими банками и фирмами и прочую доступную информацию.

Финансовые возможности заемщика, его способность погасить кредит определяются с помощью тщательного анализа его доходов и расходов и перспектив изменения их в будущем. В принципе у заемщика банка есть три источника средств для погашения ссуды:

1. текущие кассовые поступления (cash flow);

2. продажа активов;

3. прочие источники финансирования (включая заимствования на денежном рынке).

Коммерческие банки традиционно относятся к той категории кредиторов, ссуды которых погашаются за счет чистого сальдо текущих кассовых поступлений (net cash flow). Эта величина равняется чистой операционной прибыли плюс амортизационные отчисления минус прирост дебиторской задолженности минус прирост товарных запасов плюс сумма счетов к оплате.

Критическое значение для погашения займа имеет динамика дебиторской задолженности предприятия и изменение его товарных запасов. Чаще всего с этими статьями связаны трудности в погашении займа.

Кроме первых двух критериев банк большое внимание уделяет также другим факторам, а именно акционерному капиталу фирмы, его структуре, соотношению с другими статьями активов и пассивов, а также обеспечению займа, его достаточности, качеству и степени реализуемости залога в случае непогашения ссуды.

Наконец, при рассмотрении заявки на кредит принимаются во внимание "общие условия", определяющие деловой климат в стране и оказывающие влияние на положение как банка, так и заемщика: состояние экономической конъюнктуры, наличие конкуренции со стороны других производителей аналогичного товара, налоги, цены на сырье и т.д.

Одна из целей кредитных работников банка заключается в том, чтобы выразить в цифрах (квантифицировать) указанные критерии применительно к каждому конкретному случаю. На основе этого будет принято взвешенное решение относительно кредитоспособности заемщика, целесообразности выдачи ему кредита, ценовых и неценовых условий этого кредита и т.д. В рамках дилеммы "риск – доходность" заемщики, имеющие более слабые финансовые позиции (а, следовательно, более подверженные риску) должны платить за кредит больше, чем более надежные заемщики.

От полноты и достоверности информации о потенциальном заемщике зависит правильность принятия решения о выдаче кредита. В каждом конкретном банке состав и характер информации запрашиваемой у клиента и получаемой из других доступных источников может различаться, однако должны быть освещены основные вопросы, ответы на которые необходимы для принятия решения.

Примерный перечень вопросов задаваемых клиенту кредитным инспектором в ходе личной беседы, приведен в Приложении 1.

После беседы кредитный инспектор должен принять решение – продолжать ли дальнейшую работу с кредитной заявкой или ответить отказом.

Если предложение клиента расходится, в каких то важных аспектах с принципами кредитной политики проводимой банком, то заявку следует отклонить, объяснив заявителю причины отказа.

Если по итогам беседы кредитный инспектор решает продолжать работу с клиентом, то он запрашивает у клиента пакет сопроводительных документов, детальный анализ которых будет проведен на последующих этапах работы с заявкой и на основании которых заполняется кредитное досье. Состав такого пакета следующий:

1. финансовый отчет (баланс) фирмы за последние три года работы.

2. отчет о движении кассовых поступлений.

3. внутренние финансовые отчеты.

4. внутренние управленческие отчеты.

5. технико-экономическое обоснование кредитуемого мероприятия.

6. налоговые декларации.

Кроме информации получаемой непосредственно от клиента банк старается получить информацию о нем и из других источников. Такими источниками могут быть:

1. материалы о клиенте имеющиеся в архиве банка;

2. сведения других банков, в которых этот клиент уже кредитовался;

3. сведения других фирм, сотрудничавших с клиентом в прошлом (его кредиторы, покупатели продукции, поставщики и т.д.);

4. отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений и агентств (отчеты о кредитоспособности, отраслевые аналитические исследования, справочники по инвестициям и т.д.).

Эксперты кредитного отдела в первую очередь обращаются к архивам своего банка. Банк может располагать центральной картотекой на всех вкладчиков и заемщиков, из которой можно почерпнуть информацию об их кредитоспособности. К примеру, она покажет, как погашались ссуды в прошлом, каков остаток на текущем и сберегательном счетах и имеет ли податель заявки допускать овердрафт по счету. Если заявитель уже получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга или других нарушениях.

Важные сведения можно получить у банков и других финансовых учреждений, с которыми уже имел дело заявитель. Банки, инвестиционные и финансовые компании могут предоставить материалы о размерах депозитов компании, непогашенной задолженности, аккуратности в оплате счетов и т.д. Торговые партнеры компании могут сообщить данные о размерах предоставленных ей коммерческих кредитов. По этим данным можно судить о том, использует клиент заемные средства эффективно или нет.

Кредитный отдел может также обратиться к специализированным кредитным агентствам и получить у них отчет о финансовом положении предприятия или физического лица. Отчет содержит сведения об истории компании, ее операциях, рынках сбыта, филиалах, регулярности оплаты счетов, размерах задолженности и т.д.

В США, например, существует кредитное агентство "Дан енд Брэдстрит", которое собирает информацию о фирмах США и Канады и предоставляет ее по подписке (на сегодняшний день оно располагает информацией примерно о 3 млн. фирм и компаний). Краткие сведения о фирме и оценки ее кредитоспособности публикуются в общенациональных и региональных справочниках. Сведения об оплате торговых счетов американскими компаниями дает Национальная информационная кредитная служба.

В отечественной практике организации такого высокоорганизованного и качественного источника внешней информации о кредитоспособности предприятий пока нет. Однако при заинтересованности в подтверждении доверенности отдельных моментов кредитоспособности подателя кредитной заявки банк может получать внешнюю информацию от других банков, куда ранее обращался заемщик, а также от его поставщиков, покупателей, конкурентов, налоговой инспекции.

Один из наиболее важных источников информации о кредитоспособности – анализ бухгалтерских отчетов потенциальных заемщиков. Особое внимание банк обращает на результаты прогноза денежных потоков, которые свидетельствуют об ожидаемом финансовом состоянии, прибыльности и потребности заемщика в дополнительно привлекаемых средствах.

Пути повышения кредитоспособности заемщика и работа с проблемными кредитами

В случае ухудшения финансового состояния заемщика, может оказаться под угрозой возврат ссуды. Выявив такого заемщика, необходимо предпринять экстренные меры к недопущению ухудшения кредитного портфеля банка. Реализация залогового имущества является крайней мерой, которой следует избегать из-за ее трудоемкости и несовершенства законодательства России в данном вопросе. Поэтому целесообразно провести оценку финансового состояния заемщика и порекомендовать ему меры по его улучшению.

Рассмотрев пути повышения кредитоспособности заемщика, необходимо рассмотреть работу с проблемными кредитами, поскольку опыт работы показывает, что процесс кредитования не ограничивается оценкой кредитоспособности заемщика.

Особое внимание в процессе кредитования уделяется своевременности уплаты заемщиком очередных взносов в погашение ссуды и процентов по ней. Поскольку по каждой ссуде существует риск непогашения долга из-за непредвиденных обстоятельств, банк стремится выдавать кредиты наиболее надежным клиентам. Однако он не должен упускать возможностей развивать свои ссудные операции и за счет предоставления кредитов, связанных с повышенным риском, поскольку они приносят более высокий доход. Учитывая обратно пропорциональную зависимость между уровнями риска и доходности ссудных операций, банк должен строить свою кредитную политику так, чтобы обеспечивался баланс между осторожностью и рискованностью. Чрезмерная осторожность лишает банк многих прибыльных возможностей, а чрезмерная рискованность создает угрозу потери не только дохода от процентов, но и ссуженных средств.

В то же время непринятие своевременных мер к недопущению финансовых проблем у заемщика приводит не только к неуплате ссуды и процентов. Ущерб в этом случае для банка значительно больше. Во-первых, подрывается репутация банка, так как большое количество просроченных кредитов может привести к падению доверия вкладчиков и инвесторов и к угрозе неплатежеспособности банка. Во-вторых, потери от ссудных операций повышают угрозу ухода из банка квалифицированных работников из-за снижения возможностей их материального стимулирования. В-третьих, банк вынужден производить дополнительные расходы, связанные со взысканием проблемной ссуды. В-четвертых, определенная часть ссудного банковского капитала замораживается в непродуктивных активах. Названные потери по своим размерам могут намного превысить прямой убыток от непогашения долга.

Трудности с погашением ссуд могут возникать по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются: ошибки и упущения самого банка, допущенные при рассмотрении кредитной заявки, разработке условий кредитного договора и последующем контроле; неэффективная работа клиента, получившего ссуду; факторы, которые не находятся под контролем банка.

Среди причин непогашения ссуд, зависящих от самого "Юниаструм Банк", следует отметить:

1. необоснованно либеральное отношение к заемщику при рассмотрении заявки на кредит;

2. некачественно проведенная оценка кредитоспособности заемщика;

3. плохое структурирование ссуды;

4. ошибки в оценке обеспеченности ссуды;

5. неполное отражение в кредитном договоре условий, обеспечивающих интересы банка;

6. отсутствие контроля за заемщиком в период погашения кредита (обследований, проверок обеспечения и др.).

Основные причины возникновения проблемных ссуд (ссуд, по которым возникают трудности с их погашением и уплатой процентов), зависящие от клиента, связаны со слабым руководством предприятия, ухудшением качества продукции и работы, ошибками в оценке рынков сбыта, со слабостью контроля за состоянием финансов, что проявляется в росте дебиторской задолженности, непроизводительных расходов и др.

К факторам возникновения трудностей с погашением кредита, которые не находятся под контролем банка, относятся: ухудшение экономической конъюнктуры, изменение политической ситуации и законодательства и т.д.

Наилучшей мерой является разработка совместно с заемщиком плана мероприятий для восстановления стабильности предприятия и устранения недостатков в его работе. Если эта мера не даст необходимых результатов, банк должен обеспечить свои интересы, потребовав платежа по ссуде, продажи обеспечения, предъявления претензий к гаранту и т.п. Самая крайняя мера – постановка вопроса об объявлении заемщика банкротом, но это наименее желательный путь, как для банка, так и для клиента.

В работе по взысканию проблемных ссуд банк должен действовать быстро, без промедления, так как если заемщик задержит расчеты по своим обязательствам перед другими организациями и предприятиями (поставщики, налоговая служба, страховая организация) раньше, чем возникнет требование банка, последнему придется пребывать в длинной очереди кредиторов, требующих возмещения долга.

В зависимости от формы обеспечения кредита банк применяет разные способы принудительного взыскания долга и процентов по нему в случае отсутствия у заемщика в ближайшее время реальные перспектив рассчитаться с ним.

Если ссуда выдана под залог имущества, банк получает удовлетворение своих требований к заемщику из стоимости заложенного имущества в порядке, определенном в договоре залога. Обычно это осуществляется путем зачисления выручки от реализации продукции на ссудный счет заемщика, минуя его расчетный счет, до полного погашения ссудной задолженности. Однако общая сумма прямых зачислений на ссудный счет выручки от реализации продукции не должна превышать суммы, указанной в договоре залога.

При выдаче ссуды под гарантию (поручительство) банк предъявляет ко взысканию сумму долга своим распоряжением (требованием) в бесспорном порядке со счета гаранта.

В случае если обеспечением ссуды является страховое свидетельство (полис), банк получает страховое возмещение от органов страхования (государственных или акционерных) в пределах сроков, определенных правилами страхования.

Если обеспечением ссуды служит переуступка требований, банк предъявляет к оплате требования и счета заемщика третьему лицу и поступающие средства направляет на погашение кредита.

Как уже было отмечено, каждый банк разрабатывает и осуществляет свою кредитную политику, которая складывается под воздействием текущих и перспективных задач банка, а также экономической конъюнктуры. В процессе проведения кредитных операций банк придерживается выработанной политики и поэтому периодически анализирует состав и структуру выданных ссуд или кредитный портфель. От структуры и качества кредитного портфеля банка в значительной степени зависят его устойчивость, репутация и финансовый успех. Поэтому банку необходимо тщательно анализировать качество ссуд, проводить независимые экспертизы крупных кредитные проектов и мероприятий, выявлять случаи отклонения от направления кредитной политики. Банковские работники, занимающиеся ссудными операциями, обязаны направлять свои усилия на выявление в составе кредитного портфеля крупных и особо крупных кредитов, а также проблемных ссуд, требующих повышенного внимания.

Контроль за крупными, особо крупными и проблемными ссудами может состоять в повторном анализе бухгалтерских балансов и финансовых отчетов, посещении ссудополучателя, проверке документации, качества обеспечения и т.д. При контрольной проверке вновь рассматривается вопрос о соответствии данной ссуды целям и установкам кредитной политики банка, оцениваются кредитоспособность и финансовое состояние заемщика.

Таким образом, работа в данном направлении позволяет своевременно выявлять проблемные ссуды, что способствует снижению кредитного риска.

Литература

1. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (с изменениями на 29 декабря 2004 года) // Российская газета, № 290.

2. Положение Банка России "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ним задолженности" – №254-П от 26.03.2004 // Российская газета, № 290.

3. Инструкция Центрального Банка от 16 января 2004 г. N 110-И "Об обязательных нормативах банков". Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2004 г. N 5529 // Российская газета, N 290.

4. Андрианов В. Ограничение банковских рисков: рекомендации Базельского комитета и обязательные нормативы деятельности банков // Банковское дело, 2010, № 10.

5. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. – М.: Финстатинформ, 2010.

6. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011.

7. Банки и банковские операции / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.

8. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2012.

9. Банковское дело. / Под ред. Колесникова В. И., Кроливецкой Л. П. – М.: Финансы и статистика, 2011.

10. Банковское дело. Справочное пособие / Под ред. Ю.А. Бабичевой. – М.: Экономика, 2011.

11. Банковское дело: управление и технологии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Тавасиева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

12. Банковское дело: Учеб. пособие / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Банковский и биржевой центр, 2010.

13. Банковское дело: Учебник / Под ред. В.Н. Колесникова. М.: Финансы и статистика, 2010.

14. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 2012.

15. Бор М.З., Пятенко В.В. Стратегическое управление банковской деятельностью. – М.: Приор-Стрикс, 2011.

16. Волков С. Стратегия управления рисками // Бизнес и банки, 2010, №49.

17. Гармаш Д. Банки и страховые компании: грани взаимодействия на современном этапе // Бухгалтерия и банки, 2010, №4.

18. Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Классификация банковских кредитов и методов кредитования // Финансы и кредит, 2010, №1.

19. Захаров В.С. Проблемы Российских коммерческих банков // Деньги и кредит, 2011, №1.

20. Иванов В.В., Малютина О.Н. Методика анализа обеспечения при совершении операций кредитования // Финансы и кредит, 2011, №5.

21. Иванова Н.Ю. Инструменты регулирования ликвидности банковской системы // Деньги и кредит, 2011, №11.

22. Исаичева А.В. К определению ликвидности коммерческого банка. (Россия) // Банковский вестник, 2011, №2.

23. Кедров В.И., Митрохин В.В. О стратегических ориентирах кредитной деятельности коммерческих банков // Деньги и кредит, 2012, №11.

24. Кирисюк Г.М., Ляховский В.С. Оценка банком кредитоспособности заемщика // Деньги и кредит, 2010, № 8.

25. Коротков П.А. О некоторых проблемах управления ликвидностью и доходностью банка в современных условиях // Деньги и кредит, 2011, №9.

26. Масленченков Ю.С. Технология и организация работы банка: теория и практика. – М.: ДеКА, 2012.

27. Моисеев С.Р. Проблема достаточности банковского капитала // Банковское дело, 2013, №11.

28. Неволина Е.В. Понятие банковской ликвидности // Деньги и кредит. – 2004, №7.

29. Основы банковского дела: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Ясинского. – Мн.: Тесей, 2012.

30. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. – М.: Дис, 2013.

31. Попова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. – М.: Финансы и статистика, 2012.

32. Румас С. Управление банковской ликвидностью // Банковский вестник, 2010, №10.

33. Тарачев В.А. Критический анализ новой редакции Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации // Законодательство и экономика, 2010, №3.

34. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". – М.: Издательство "Дело", 2010.

35. Челноков В.А. Банки и банковские операции: Букварь кредитования. – М.: Высш. шк., 2012.