Кооперация в современном обществе

Кооперация в современном обществе.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие кооперации и ее сущность

Под кооперацией обычно подразумевают всю совокупность кооперативов Вместе с тем какую-то часть кооперативов тоже именуют кооперацией Действительно, существует не только мировая кооперация, но и ее части, а именно кооперация, например, европейская, российская, сибирская, рязанская и т д Более того, каждый отдельно взятый кооператив тоже может рассматриваться как кооперация – кооперация ее участников

Однако полного сходства, а тем более равенства понятий кооперации и кооператива нет Кооперацию нельзя сводить к простой арифметической сумме кооперативов Дело в том, что кооперация представляет собой такое целое, которое больше суммы своих частей. Это объясняется тем, что благодаря соединению, согласованным действиям, взаимному дополнению, сотрудничеству кооперативов и их членов между собой в кооперации возникает массовая сила, развивается дополнительный полезный эффект Данное явление наука называет эффектом субаддитивности (additio – прибавление) Каждое очередное присоединение к кооперации вновь возникших кооперативов и новых членов приносит, как правило, не соответствующее, а большее прибавление полезного эффекта

Иногда кооперацию сравнивают со зданием, кирпичиками которого являются люди, цементом – их интересы, фундаментом -кооперативы Что же такое кооператив. Есть десятки определений (дефиниций) понятия кооператива, сформулированных и более века тому назад, и относительно недавно Анализ их содержания свидетельствует, что, во-первых, абстрактное определение, являясь усредненным, лишен целого ряда признаков и оттенков, которыми богат реально функционирующий кооператив; во-вторых, при большом своем разнообразии эти определения не только повторяют, но и дополняют друг друга, расширяя наши представления о кооперативах и кооперации.

Наиболее универсальным является определение понятия современного кооператива, которое дано в документах всемирного кооперативного конгресса, состоявшегося в г. Манчестере (Великобритания) в 1995 г.: кооператив – это самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей с помощью совместного владения и демократически управляемого предприятия.

Здесь предельно кратко названы характерные черты кооператива, его основная цель и средство ее достижения. Достоинство приведенного определения состоит в том, что оно распространяется на любые подлинно кооперативные общества во всем их разнообразии и, наоборот, в принципе исключает возможность именоваться кооперативом всякого рода некооперативным организациям и предприятиям (псевдокооперативам, лжекооперативам).

Для обозначения кооператива нередко применяются синонимы этого слова. Российские кооперативы, например, называются обществами (райпо – районное потребительское общество), товариществами (садоводческое товарищество), хозяйствами (коопхоз – кооперативное хозяйство, колхоз – коллективное хозяйство), артелями (рыболовецкая артель). Нередко кооператив так и именуется кооперативом (жилищный кооператив, транспортный кооператив).

Все они представляют собой первичные общества, созданные людьми, являющимися участниками кооперативного движения.

Все социальные движения (профсоюзное, молодежные, спортивные и др.) суть общественная деятельность, преследующая определенные цели. И кооперативное движение есть целенаправленная деятельность – организационная, правовая, хозяйственная, просветительская, образовательная. Конкретным ее содержанием являются пропаганда идей кооперации, фактическое объединение людей, взаимопомощь, установление ими солидарной ответственности, распространение знаний среди населения, превышение его культуры, законодательная инициатива граждан, материальное содействие своему кооперативу, участие в управлении его делами и т.д. Создание кооперативов, развитие кооперации – вот непосредственная цель и прямой тат кооперативного движения

К смыслу кооперативного движения близко словосочетание "кооперативное развитие".

Сам же термин "кооперативное движение" дает понятие о людях, сотрудничающих для достижения определенных социально-экономических целей и использующих для этого кооперативные начала По выражению известного философа, "начало продолжает лежать в основании всего последующего и не исчезает из него".

Движения без участия не бывает. В кооперативном движении принимают участие рабочие, крестьяне, кустари и ремесленники, рыбаки, служащие, очень часто – домохозяйки, пенсионеры, студенты, иногда – мелкие и средние предприниматели. Они участвуют в кооперативном движении в качестве действительных или потенциальных членов кооперативов Любой член кооператива – это всегда кооператор. Нанятый же кооперативом рабочий или служащий является кооператором лишь тогда, когда он состоит членом этого кооператива. История знает факты, когда кооператором уважительно называли общественного деятеля, ученого или политика, не состоящего членом кооператива, но внесшего выдающийся вклад в развитие кооперативного движения. Всякий член кооператива обычно является пайщиком (человеком, внесшим пай), хотя не всякий пайщик – член кооператива, кооператор. Все члены кооперативов вместе образуют социальный слой или социальную группу со своими особыми интересами.

Первоначально в кооперативном движении люди обычно участвовали стихийно, т.е. без какого-либо организованного политического руководства А идейными вдохновителями этого движения "снизу" тогда выступали отдельные энтузиасты, авторитетные личности. Со временем кооперативному движению стали содействовать профессиональные союзы, религиозные учреждения, некоторые политические партии. Заявило о себе как стороннике кооперации и стало оказывать на нее свое влияние государство. По существу с этого момента начинается кооперативное строительство как сознательный процесс подготовки необходимых предпосылок (правовых, информационных и иных) для организации кооперативов и их нормального функционирования в масштабе страны, на государственном уровне.

Успех (или, наоборот, неуспех) кооперативного строительства во многом предопределяется кооперативной политикой Последнее понятие можно трактовать двояко.

С одной стороны, кооперативную политику в той или иной стране проводит государство (парламент, правительство). Кооперативная политика в таком ее понимании характеризуется сегодня отказом государства от прежней конфронтации с кооперативным движением и переходом к политике благоприятствования кооперативному движению. Осуществляя определенную кооперативную политику, государство использует кооперацию как инструмент своей социальной и экономической политики (например, занятости трудоспособного населения), аграрной 'политики (регулирования развития фермерских хозяйств). В демократическом обществе государство для этого вступает с кооперативными организациями в договорные отношения.

С другой стороны, кооперативная политика осуществляется внутри кооперативного движения, непосредственно кооперативными союзами, кооперативами и их членами как общее направление, общий курс, нацеленность кооперативной деятельности на будущее. Кооперативные организации разрабатывают и осуществляют программы или планы своего экономического роста, социального развития, модернизации предприятий и т.п. Такая стратегия, рассчитанная на более или менее длительный период, чаще всего предусматривает в конечном счете существенное улучшение обслуживания членов кооперативов, укрепление внутрикооперативной демократии, повышение конкурентоспособности кооперативных товаров и услуг на рынке, достижение других значимых целей.

В ряде стран давно уже сложился кооперативный сектор экономики – особая область хозяйственной деятельности, которую осуществляют кооперативные предприятия и организации. Кооперативная экономика является частью негосударственной экономики И еще: кооперативные предприятия ныне сосуществуют с предприятиями государственными и частными, а все они вместе образуют то, что принято именовать смешанной экономикой. Кооперативная часть последней и есть кооперативный сектор. Термин "кооперативный сектор" характеризует долю кооперативных организаций во всей экономике В одних странах эта доля мала, в других -значительна, но в экономике ни одной страны она не преобладает. Однако среди перечисленных трех секторов именно кооперативный отличается наибольшей социальной ориентированностью.

Непрерывное развитие кооперативного движения превращает кооперацию в разветвленную систему. Термин "кооперативная система" употребляется для характеристики особенностей хозяйственной деятельности кооперативных обществ внутри кооперативного движения. Как правило, кооперативная система включает подсистемы – кооперативы с производственными функциями, кооперативы преимущественно потребительского характера или смешанного типа. Они представляют собой "малые" системы внутри более обширной системы кооперации. Например, систему потребительской кооперации России составляет совокупность однородных по своим задачам и организационно объединенных в одно целое кооперативных обществ и союзов.

Существует также понятие "кооперативный аппарат", под которым понимается сеть кооперативных организаций с их материально-технической базой и с коллективами сотрудников, обладающих опытом ведения кооперативной работы.

Функции потребительской кооперации

В настоящее время процесс формирования и развития кооперации идет в направлении расширения и многообразия ее институциональных элементов и развития социально- ориентированного характера их деятельности. Она функционирует в соответствии с рыночными экономическими законами, которые предопределяют как особенности кооперативной сферы расширенного воспроизводства, так и специфические моменты, так как будучи многоотраслевой хозяйственной системой потребительская кооперация участвует не только в реализации конечного продукта и услуги, но непосредственно в их создании. Таким способом потребительская кооперация способствует сокращению времени обращения продукции и всего воспроизводственного цикла. При этом целевая экономическая функция потребительской кооперации заключается в доведении материальных благ до потребителя. Этот основной процесс в его непрерывности и определяет функциональное содержание потребительской кооперации. Формирование и развитие взаимоотношений между потребкооперацией и отраслями агропромышленного комплекса опосредуется кооперативными связями. Они отражают совокупность организационно-экономических и социально-экономических отношений в процессе взаимодействия кооперирующихся хозяйств. Организационными формами кооперативных связей являются предприятия и организации системы потребительской кооперации.

Основными функциями потребительской кооперации на современном этапе являются:

- создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их реализацией;

- производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли; – оказание членам потребительских обществ производственных и непроизводственных услуг;

- совершенствование переработки, хранения, доведения сельскохозяйственной продукции до потребителя;

- поддержание сохранившихся крупных сельскохозяйственных предприятий, которые нуждаются в оптимизации отношений с различными предприятиями и организациями.

Потребительская кооперация в каждом регионе выступает надежным союзником местных органов власти в реализации программ социальной защиты населения, а именно: оказание поддержки и содействия безработным, малоимущим. Представители регионального и местного самоуправления признают благородную миссию потребительской кооперации и начинают видеть в ней партнера и создавать условия для ее свободного и самостоятельного развития.

Таким образом, чтобы обеспечить экономический рост и поддержать социальную стабильность на селе, необходимо сконцентрировать усилия на тех направлениях, на которых потребительская кооперация имеет конкурентные преимущества. Их реальное наличие позволяет оптимистично оценить будущее потребительской кооперации России.

Особенности собственности в системе потребительской кооперации. Формы собственности

Современный этап развития потребительской кооперации и формирования собственности как его организационно-экономической основы осуществляется в условиях формирования новой системы экономических отношений в России. Сама система потребительской кооперации в этих условиях выступает как социальная и экономическая система мелких трудящихся собственников и их домохозяйств.

Кооператив, как таковой, представляет собой объединение семейных хозяйств мелких собственников для совместного достижения целей производства, обмена, распределения и потребления, а кооперативная собственность – та доля частной собственности, которую они образуют и воспроизводят как общую, совместную. Тем самым члены кооператива вступают в специфические трудовые, собственнические и другие отношения. Если непосредственная цель кооператива – производство товаров для внешнего потребителя, то кооператив является производственным, а члены кооператива – его работниками; между ними распределяются и ими потребляются получаемые доходы. При этом личное потребление собственных доходов – основная цель производственного кооператива, а прибыль, наращивание капитала и расширение производства и пр. носят подчиненный характер.

В СССР и странах Восточной Европы негосударственные формы собственности и, в частности, кооперативная рассматривались как вариант государственной собственности. Вместе с тем потребкооперация сохраняла долевую частную собственность в виде паев, благодаря чему пайщик должен был получать дивиденды и иметь другие преимущества перед нечленами кооператива. Именно частная собственность в виде индивидуальной собственности члена кооператива является основным источником кооперативной собственности. На ее основе сохраняется частная и образуется общая собственность членов кооператива.

В отличие от этого, акционерная собственность основана на групповой частной собственности в виде объединения множества индивидуальных капиталов; предприятие, полностью принадлежащее работникам, базируется на их трудовой собственности; акционерное общество, где заметная часть акций принадлежит работникам, основано на смешанной трудовой и нетрудовой частной собственности.

Своего частного собственника как "физического лица" ни кооперативный, ни акционерный капитал юридически не имеют. С правовой точки зрения и тот, и другой являются собственностью юридического лица, то есть нераспределенной, неперсонифицированной общей собственностью. Это – тоже частная собственность, как и единоличная, индивидуальная, субъект которой располагает теми же правами. Но частная собственность такого юридического лица, как акционерное и потребительское общество, имеет ту особенность, что никто из его членов формально не является собственником капитала общества.

Вместе с тем, собственность акционерного общества – это не собственность ее члена. Акционер, купив акцию, теряет свои деньги, уходящие в акционерный капитал и не составляющие в нем долю акционера. В кооперативе же наоборот – пайщик, вкладывая свой труд и деньги в паевой фонд и общую собственность, сохраняет свою долю денег и имущества и в любое время может ее вернуть. Эти вклады в их реальной форме становятся собственностью общества, но у акционера взамен денег появляется ценная бумага, номинальная стоимость которой утрачивается после изменения ее цены на фондовом рынке, а у пайщика его пай всегда сохраняется как в денежной, так и в натуральной форме.

Кооперативная и акционерная формы в законченном своем виде резко противоположны друг другу. Это формы хозяйствования на основе объединения материальных средств отдельных собственников и организаций. Но суть акционерных обществ заключается в том, что предпринимательская деятельность и распределение прибыли осуществляется на основании денежных вкладов его членов, которые могут быть отчуждены. Суть же кооперативных отношений заключается в том, что деятельность и распределение осуществляется на основании неотчуждаемых вкладов.

В условиях общей долевой собственности формы собственности потребительской кооперации обусловлены ее субъектами. Ими являются, прежде всего, члены потребительского общества, пайщики, как владельцы результатов использования имущества и формирующие его за счет паевых и иных взносов и прибыли от своих предприятий, а также путем личного трудового участия. Субъектами являются и юридические лица – потребительские общества и их союзы, а также их предприятия – как субъекты-пользователи. Каждый из субъектов имеет определенную долю в праве собственности на имущество, но не само имущество в натуре. Имущество принадлежит на праве общей собственности членам кооператива, но его отдельные части закреплены в пользование за отдельными собственниками. Первичное значение, следовательно, имеет определение доли в праве собственности на имущество пайщика, потребительского общества, потребсоюза. Именно в ее величине определяется объем прав и обязанностей, принадлежащих каждому из собственников. В соответствии с ней между участниками общей долевой собственности делятся все расходы и доходы, приносимые общим имуществом, пропорционально им определяется и порядок пользования общим имуществом.

Совместная собственность, как и долевая, характеризуется множественностью субъектов присвоения, но без определения долей каждого из них. Участники общей совместной собственности обладают равными правами (но не долями) на общее имущество, хотя ни у одного из них нет конкретной доли. Право собственности целиком принадлежит нескольким лицам одновременно. В силу этого потребительская кооперация по самой своей природе способствует формированию широкого слоя мелких собственников и вместе с тем создает общественный капитал, используемый для воспроизводства кооперативных отношений.

Собственность потребительской кооперации сама по себе является весьма многообразной. Масштаб хозяйственной деятельности, который позволяет минимизировать потребительские затраты, предполагает функционирование потребительской кооперации как системы организационных и экономических отношений между домохозяйствами, которое базируется на общей собственности. Сама потребкооперация относится к частной и выступает в виде общей собственности Она проявляется и как долевая, с выделением доли каждого собственника в праве собственности, как совместная, без определения таких долей. Такому делению соответствует подразделение собственности потребкооперации на делимую часть и неделимые фонды.

Особенности собственности потребительской кооперации в решающей степени определяются источниками ее образования. Источник дохода производственного кооператива – это непосредственное участие членов кооператива в труде и распределении прибыли, а потребительского – в паевых взносах и покупках в кооперативном магазине по минимальной цене, достигаемой за счет низкой трудоемкости доставки и продажи товаров. Это придает самому кооперативу потребительскую сущность

Главное отличие кооперативной собственности от других форм – это паевые и неделимые фонды, выступавшие в качестве основного источника ее воспроизводства. Они не характерны ни для предприятий государственного сектора народного хозяйства, ни для частной собственности. Специфика кооперативной формы собственности реализуется также в особенной форме движения фондов воспроизводства и обращения, однотипности источников и принципов их формирования и распределения прибыли, во взаимоотношениях с государством и предприятиями различных организационно-правовых форм собственности.

Паевые взносы – это исходный элемент, определяющий природу собственности потребительской кооперации. Он воспроизводится благодаря трудовым доходам частных собственников и вкладам в неделимые, специальные и другие фонды.

Форма собственности – законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.

В РФ признанными и гарантированными Конституцией являются формы собственности:

1. государственная собственность;

2. униципальная собственность;

3. частная собственность.

Конституция РФ допускает существование иных форм собственности.

Государственная собственность – собственность, принадлежащая федеральным и местным властям. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Субъектами-распорядителями являются органы государственной власти федерации и ее субъектов, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности.

Муниципальная собственность – собственность муниципальных образований. Права по владения, пользования и распоряжения от имени муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

Частная собственность – право частных лиц и фирм приобретать, владеть, использовать, продавать и завещать землю, капитал и другие активы. Также это собственность, владельцем которой является отдельное лицо и которому принадлежит право владения, пользования и распоряжения, включая передачу или продажу другому лицу.

Общие и экономические проблемы современной российской кооперации

При переходе экономики России от централизованной коллективистской к капиталистической экономической системе снижается экономическая роль потребительской кооперации в российском обществе и в то же время резко возрастает ее социальная роль.

Сложность положения российской потребительской кооперации заключается в масштабе преобразований, поскольку эти системы во многом противопоставлены друг другу и в корне изменяют не только отношения собственности, но и всю экономическую деятельность как потребительской кооперации в целом, так и отдельных кооперативов.

Подавляющее большинство кооперативных предприятий предприятия используют наемный труд и управляются наемными менеджерами под общим руководством и контролем кооперативной организации. Современное экономическое состояние зарубежной потреби-тельской кооперации обусловлено общими с Россией факторами: углублением инфляции, снижением темпов роста производительности труда, ростом издержек обращения.

Общепринятым в мировой практике выходом из создавшейся экономической ситуации является концентрация экономических возможностей путем укрупнения кооперативов, причем интеграция приводит к сокращению абсолютного числа кооперативных организаций.

В некоторых странах, например, Англии, этот процесс сопровождается снижением числа пайщиков.

Внутренние проблемы современных кооперативов вытекают из противоречивости целей: защитой интересов пайщиков и необходимостью соблюдать законы рыночной экономики.

Общие для всех кооперативов проблемы образования капитала и распределения результатов работы с ним:

- заинтересованность пайщиков в распределении прибыли препятствует созданию фондов развития кооператива и резервных фондов;

- возможности привлечения собственного капитала кооперативом гораздо меньшие, чем у акционерных обществ. Размер собственного капитала колеблется в зависимости от числа членов. Так как каждый член имеет только один голос, то приобретение нескольких кооперативных паев не привлекательно. Если из кооператива выбывают его члены и получают свой пай обратно, то собственный капитал кооператива, а вместе с ним и кредитная основа уменьшаются;

- привлечение кооперативом заемного капитала негосударственных банков затруднено, так как зависит от его кредитоспособности, которая не стабильна. Поэтому кооперативы (особенно мелкие) на рынке капитала не всегда пользуются доверием, что определяет высокую кредитную ставку;

- государство оказывает финансовую поддержку кооперативам в рамках определенных программ путем льготных кредитов и налогообложения, но в некоторых странах большинство кооперативов в эти программы не входит.

Зная проблемы и тенденции мирового кооперативного движения, можно сопоставить их с тенденциями и проблемами российской потребительской кооперации и выявить отличия действующих принципов современной российской потребительской кооперации от принципов Международного Кооперативного Альянса (МКА). Это поможет понять, что конкретно требуется изменить в деятельности российской потребительской кооперации для того, чтобы она смогла эффективно действовать в рыночной экономике.

Можно выделить две группы экономических проблем, стоящих перед современной российской кооперацией:

- проблемы всех предприятий российской экономики. К ним относятся: отсутствие ясной государственной экономической политики, некредитоспособность населения и предприятий, неплатежи, нехватка собственных оборотных средств и дороговизна банковских кредитов, налоговый пресс и т.п.;

- проблемы потребительской кооперации, вытекающие из ее специфичных целей. К ним относятся невозможность получения высокой прибыли из-за преимущественного обслуживания малоимущих слоев населения (в том числе и населения отдаленных районов), наличие малоэффективных избыточных основных фондов, невозможность закрытия экономически нерентабельных, но социально-значимых предприятий и т.п.

Статистика свидетельствует, что в российской экономике намечаются положительные сдвиги, что относится и к потребительской кооперации.

Вторая группа проблем решается в двух направлениях:

- перестройка организационной структуры, структуры товарооборота, заготовительной деятельности, производства товаров, диверсификация деятельности и нахождение внутренних резервов повышения рентабельности предприятий потребительской кооперации;

- частичная компенсация государством экономических потерь потребительской кооперации, связанных с решением ее социальных общегосударственных задач, в виде налоговых льгот, кредитов, отсрочки платежей по кредитам и т.п.

Очерченный круг экономических проблем сам подсказывает пути их решения:

- перестройка российской потребительской кооперации на основе кооперативных принципов МКА;

- повышение эффективности деятельности потребительской кооперации на основе использования прошедших проверку временем достижений дореволюционной русской кооперации и применения полезного зарубежного кооперативного опыта;

- законодательное закрепление потребительской кооперации как экономического субъекта первостепенной социальной значимости с предоставлением ей экономических льгот, соответствующих затратам потребительской кооперации на решение общегосударственных социальных задач.

Одной из основных причин неэффективного использования потенциала потребительской кооперации послужил тот факт, что государство поставило эти общественно-хозяйственные организации в один ряд с коммерческими структурами, целью которых, в отличие от потребительской кооперации является извлечение прибыли.

Потребительская кооперация сталкивается с целым рядом проблем. Это – несовершенство правовой базы, крайне запутанная и постоянно изменяющаяся система налогообложения, высокая стоимость услуг по выдаче лицензий, согласований, разрешений, отсутствие благоприятных условий для выдачи банковских кредитов.

Сравнивая проблемы российских потребительских кооперативов с проблемами кооперативов других стран, можно отметить их общность, но в России эти проблемы усугублены воздействием перехода из одной экономической системы в другую.

Социальные проблемы кооперации в России

Реформирование отношений собственности вновь превратило потребительскую кооперацию в важнейший инструмент государственной политики для снижения социальной напряженности в российском обществе.

Это не случайно. Если обратиться к истории, то можно заметить закономерность: возрастание роли потребительской кооперации всегда происходит в трудные для населения страны времена. Так, само появление и развитие потребительских кооперативов привело к уменьшению разрыва уровней жизни рабочих и предпринимателей; на каких бы основах не строилась потребительская кооперация в первые годы Советской власти, именно она обеспечила физическое выживание большинства населения России того времени; именно потребительская кооперация повысила уровень снабжения населения СССР продуктами во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы.

Поэтому совершенно неправильно рассматривать потребительскую кооперацию только с экономической точки зрения: ее экономическая рентабельность ничто по сравнению с социальными выгодами.

Для примера рассмотрим, почему государство, несмотря на кажущуюся экономическую невыгодность, оказывает финансовую помощь потребительской кооперации.

Обеспечивая население страны дешевыми продуктами и товарами, потребительская кооперация снижает социальную напряженность в обществе. Поэтому, государству несоизмеримо выгоднее тратить несущественную часть бюджета на предотвращение социального взрыва, чем нести непредсказуемые затраты по ликвидации его последствий.

Исторический опыт позволяет прогнозировать первостепенную социальную значимость потребительской кооперации до того времени, когда экономика России не будет приведена в порядок и ее устойчивое существование в последующие периоды.

Новый Закон о потребительской кооперации направлен на возвращение российской потребительской кооперации в мировое кооперативное сообщество в качестве равноправного партнера, признающего и выполняющего принятые в нем кооперативные принципы и пред-писывает исполнение следующих принципов:

- добровольное и открытое членство;

- экономическое участие членов – внесение паевого взноса и получение доли дохода;

- право участия членов в управлении и контроле;

- преимущественное право пайщиков при приеме на работу в кооператив и участия в его хозяйственной деятельности;

- право на автономию и независимость;

- право на объединение в союзы кооперативов;

- забота об обществе.

Сравнивая провозглашенные МКА кооперативные цели и принципы с закрепленными законодательством РФ целями и принципами деятельности современной российской потребительской кооперации, можно отметить их совпадение по большинству пунктов.

Но факторный анализ указывает на частичное несовпадение содержания декларируемых принципов с их фактической реализацией в деятельности потребительских кооперативов.

Декларируемая цель потребительской кооперации удовлетворение потребностей своих членов (Преамбула Закона).

Фактически достигаемая цель – удовлетворение потребностей всего населения в зоне обслуживания.

Причины и следствия сложившегося положения:

- отсутствие реальных преимуществ пайщиков перед остальным населением лишает их мотиваций к участию в потребительских кооперативах, что объясняет отсутствие полноценной социальной базы потребительской кооперации;

- обслуживание всего населения за счет привлечения средств пайщиков дискриминирует пайщиков экономически, вызывает естественное негативное отношение к участию в кооперативе, что исключает возможность создания социальной базы потребительской кооперации.

Роль потребительской кооперации в борьбе с бедностью

Проблема бедности – одна из ключевых в истории человечества. Меняются политические и экономические условия жизни общества, но в каждом историческом периоде неизменно наблюдается ситуация: часть населения пребывает в роскоши, ведет праздный образ жизни, так называемый средний класс живет, как правило, в достатке, и ни один исторический период не обошелся без наличия бедных слоев населения.

Велика роль потребительской кооперации в духовно-нравственном возрождении общества и в борьбе с бедностью. Бедность всегда являлась основной причиной падения духовности и нравственности общества. Люди объединялись, кооперировались для того, чтобы сообща преодолеть бедность, поднять свой жизненный уровень. Деятельность потребительской кооперации была направлена на улучшение жизни общества. Когда-то Авраам Линкольн сказал: "Ничто не может иметь успех, если общественное мнение против, и ничто не может провалиться, если общественное мнение за". История развития потребительской кооперации доказала, что общество всегда поддерживала и одобряла идеи и принципы потребительской кооперации. В течении почти двухвекового периода своего развития кооперативы всех видов переживали различные трудности и противоречия. Изначально созданные на средства самих пайщиков кооперативы были живым организмом в нашей стране до той поры, пока не началось их огосударствление в тридцатые годы. Достаточно только вспомнить некоторые моменты печальной судьбы потребительской кооперации. В Сталинские времена рьяно изгоняли из нее демократизм и народность. При Хрущеве укрупняли районы, а заодно и ликвидировали райпотребсоюзы. При Брежневе боролись с многозвенностью, можно еще привести массу примеров.

На протяжении десятилетий в потребительской кооперации вытравливались ее демократические принципы, деформировались организационные структуры, извращались цель и интересы хозяйственной деятельности членов пайщиков и работников потребительской кооперации. Распространение командно-административных методов в потребительской кооперации привело к уничтожению ее кооперативной природы, а она сама была превращена в своеобразное госведомство, формально прикрывающееся кооперативной вывеской. Все эти и другие негативные явления вели к развалу системы потребительской кооперации. Но вот подули свежие ветры, появились новые идеи обустройства нашего бытия, в том числе и потребкооперации. И опять появилась надежда, что трудности перехода к рыночной экономике страны можно преодолеть умелым возрождением потребительской кооперации.

Спасти человека от бедности может только работа. В новом веке организации потребкооперации приняли на созданные рабочие места 95 тысяч жителей села. Почти 160 тысяч человек получили временную, сезонную работу и на условиях неполного рабочего дня. Налажены хорошие контакты со службой занятости на местах.

В XXI в. даже такая, казалось бы, чисто предпринимательская деятельность, как торговля, подчинена главной задаче – борьбе с бедностью.

Во многом благодаря потребительской кооперации сохраняются малые и отдаленные деревни, в которых она содержит убыточные магазинов, продает товары по тем же ценам, что в райцентрах, несмотря на значительные затраты на содержание этих магазинов и на транспортировку товаров.

Из-за низких зарплат и пенсий на селе людям не хватает на жизнь, и потребкооперация отпускает им товары в долг. Такой беспроцентный кредит составляет более трех миллиардов рублей.

При переходе к рынку очень сильно пострадала сфера бытового обслуживания в сельской местности. Людям негде стало постричься, сфотографироваться, починить одежду, обувь, отремонтировать телевизор или стиральную машину, получить другие житейские услуги. Ослабели, а то и развалились сельхозпредприятия, и жители села лишились многих производственных услуг, таких, как помол и дробление зерна, вспашка огородов и другие. Все это взяла на себя потребительская кооперация.

Чтобы повысить качество и увеличить объемы услуг, создается комплексная система бытового обслуживания.

Потребительская кооперация располагает всеми исходными средствами, чтобы преодолеть расслоение общества, безработицу. Кооперативы ставят задачу: помочь людям получить работу, добиться повышения жизненного уровня, осуществить свое право на достойную жизнь. Кооперация является уникальной организацией, порожденной самой жизнью как путь борьбы с бедностью.

Выступая в качестве социального реформатора, Вильям Кинг – первый теоретик кооперации в современном смысле этого слова – считал, что именно кооперация должна освободить людей, прежде всего рабочие массы, от оков нищеты, физического и морального вырождения, послужить орудием борьбы против пауперизма. В его работах речь шла не столько об ограничении или уничтожении торговых посредников, повышении производительности труда и укреплении положения мелких производителей, сколько о возможности посредством кооперации изменить основы всей экономической жизни, освободить труд из того подчинения, в котором он находился у капитала.

Возникшая в среде малообеспеченной части населения около двух столетий назад, кооперация сформулировала основную задачу – удовлетворить насущные материальные потребности людей: накормить, создать условия для воспроизводства семьи, т.е. удержать на уровне понимания обеспеченности, сложившегося в тот период времени в обществе.

Решение проблемы занятости населения с помощью развития потребительской кооперации

Одним из последствий перехода России к рыночным отношениям явился рост безработицы. Углубление экономического кризиса, сокращение объемов капиталовложений отрицательно отразилось на занятости населения и значительно увеличило число безработных. В настоящее время безработица превратилась в одну из основополагающих проблем в отечественном обществе. Это связано с тем, что рост безработицы, по своей сути означая недоиспользование трудового потенциала, снижает доходы населения, что, в свою очередь вызывает социальную напряженность в обществе.

По определению, данному коллективом авторов в Современном экономическом словаре, "Безработица – социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством; имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации.

Сельское население в целом беднее, чем городское. Об этом наглядно свидетельствует официальная статистика, в последние годы начавшая отслеживать параметры бедности населения России. Так, в 2000 году сельское население составляло 27 процентов населения России и при этом 34 процента всех бедных были жителями села. В официальной статистике малоимущими считаются те, чей уровень ресурсов, т.е. денежных доходов, натуральных поступлений и полученных льгот, ниже прожиточного минимума3. Малоимущими являются около половины селян, и количество малоимущих среди всего населения в сельской местности постоянно на 10 процентов выше, чем в городе. Из общего числа сельских бедных треть является крайне бедными, т.е. ресурсы, которыми они располагают, ниже прожиточного минимума в два раза и более. Доля крайне бедных на селе в 2000 году была почти в два раза выше, чем в городе.

Среднедушевые ресурсы сельских семей в среднем на треть меньше, чем городских. Еще меньшим количеством ресурсов располагают малообеспеченные и крайне бедные семьи села. Можно сказать, что сельские бедные в среднем беднее городских.

Большинство сельских семей действительно ведут свое хозяйство и сами производят продукты для своего питания. В среднем по стране в бюджетах сельских семей 20-25 процентов составляют натуральные поступления продуктов питания.

Но ведение личных подсобных хозяйств (ЛПХ) селян от бедности не спасает. ЛПХ сельских жителей в массе своей малопродуктивны и низкотоварны. С 1991 по 1998 год товарность хозяйств населения снизилась по картофелю более чем в два с половиной раза (с 28,5 процента до 10,2 процента), по овощам – почти в два раза (с 16,7 процента до 9,5 процента), по реализации скота и птицы – на четверть (с 30,1 процента до 22,4 процента), на четверть же и по молоку (с 25,1 процента до 18,3 процента). Снижение товарности ЛПХ объясняется упадком сельскохозяйственных предприятий и развалом в большинстве регионов системы потребительской кооперации: и предприятия, и кооперация выполняли для мелкотоварного производства в ЛПХ функции рыночных интеграторов, обеспечивая его необходимыми товарами и услугами (семенами, молодняком скота, услугами техники и пр.) и содействуя сбыту продукции.

Наиболее распространенные рабочие места в сельской местности помимо сельского хозяйства – это места на предприятиях социальной сферы, прежде всего в образовании, а также в медицине и культуре; чаще на таких рабочих местах работают женщины. К сожалению, заработная плата в этих отраслях также довольно низкая. В 2005 году сельские учителя, библиотекари и большинство медицинских работников, как и сельскохозяйственные работники, получали заработную плату ниже прожиточного минимума. К 2006 году ситуация несколько улучшилась, но все же уровень оплаты труда в этих отраслях остается сравнительно невысоким.

Отдельно следует упомянуть о задержках в выплате заработной платы. На начало 2005 года 18 тысяч сельскохозяйственных организаций имели просрочки по выплате заработной платы, общий объем которых в два с половиной раза превышал месячный фонд оплаты труда этих организаций. Примерно пять-шесть лет назад просрочки по выплате заработной платы были серьезной проблемой для предприятий всех отраслей. В последние годы объем просрочек уменьшается, но в сельском хозяйстве, к сожалению, самыми низкими темпами.

Переход потребительской кооперации к рыночным отношениям вносит существенные изменения в подготовку кадров, особенно руководящих (начиная с управляющих, менеджеров, коммерсантов...). Специалист потребительской кооперации в новых условиях должен проявлять активную предприимчивость и коммерческую инициативу в максимальном вовлечение в товарооборот ресурсов местных вообще и потребительской кооперации в частности. Повысить экономическую подготовку специалистов, которая позволит им наладить аналитическую, прогнозную, финансовую работу, перевести предприятие на внутренний хозрасчёт, обеспечить финансовую устойчивость. В кооперативах всех видов следует перевести работников на контрактную систему, повысить их квалификации в ВУЗах потребительской кооперации и за рубежом. Подбор председателей и членов правлений, руководителей организаций и предприятий на контрактной основе. Одним из условий контракта является обеспечение рентабельной работы предприятий. Руководитель, не обеспечивающий условий контракта, освобождается от занимаемой должности. Наладить эффективное управление финансами. Бесхозяйственность и отсутствие контроля со стороны отдельных руководителей, наряду с сокращением объема хозяйственной деятельности, могут привести к устойчивой тенденции превышения издержек обращения над полученными доходами.

Низкий уровень маркетинга ведет к убыточной работе кооператива. Развитие товарно-денежных отношений, кардинальная экономическая реформа, открывающая широкую самостоятельность предприятиям и организациям потребительской кооперации, поиск путей увеличения хозрасчетных доходов трудовых коллективов заставляют обратиться к международному опыту эффективного сбалансирования спроса и предложения, в котором маркетинговый подход давно и успешно применяется для комплексного воздействия на рынок. Маркетинг есть комплексно-системный подход к решению проблем рынка.

Для организации маркетинговой деятельности следует подготовить кадры, включая руководителей и специалистов потребительских обществ и союзов.

Важно отметить что, существенным негативным фактором, влияющим на социально-экономическое положение на селе, является безработица. Потребительская кооперация играет важную роль в решении этой проблемы. Несмотря на некомпенсированные расходы, потребительская кооперация создает и предоставляет населению рабочие места, выполняет важную социальную миссию: с одной стороны, дает людям заработок, с другой, увеличивая объемы деятельности и развивая новые направления, укрепляет позиции в конкурентной борьбе на рынке.

Выводы

Потребительская кооперация в современной России – социально ориентированная система, надёжный партнёр государственных органов власти и местного самоуправления в решении жизненно важных проблем всех сельских жителей. Демократизация общественных процессов, просветительская деятельность, борьба с бедностью, забота о людях – решение этих задач требует сегодня подготовки квалифицированных специалистов, способных работать в условиях становления негосударственного сектора экономики.

Долг потребительской кооперации – борьба за социальное счастье людей. В этом и заключается высшее проявление ее самобытности, ее общественной значимости.

Потребительская кооперация является некоммерческой организацией, так как ставит своей целью не извлечение прибыли, а решение многих социальных вопросов. Она благоустраивает среду обитания многих людей.

Сила и значимость кооперации в том, что она выступает как модель самоорганизации населения, является уникальной организацией, порожденной самой жизнью как путь борьбы с бедностью. Она берет на себя часть функций государства – социальную защиту населения. Это объективно накладывает на государство обязанность оказывать поддержку кооперации для выравнивания ее на рынке. Кооперативное движение становится важным элементом государственной политики в социальной сфере.

Социальная ориентированность системы потребительской кооперации обусловливает необходимость выделения блока социальных показателей:

1. степень кооперирования населения (доля пайщиков в % к общей численности взрослого населения); соотношение доли непродовольственных товаров в общем объеме оборота розничной торговли потребительской кооперации к доле продовольственных товаров;

2. льготы по социальной подержке пайщиков, предоставляемые организациями потребительской кооперации (в расчете на одного пайщика): доля вновь созданных рабочих мест в общем количестве рабочих мест в потребительской кооперации;

3. выплаты из фонда заработной платы в расчете на 1 работника торговли потребительской кооперации (в месяц); число магазинов потребительской кооперации на 1 000 жителей обслуживаемого населения.

Потребительская кооперация – социально ориентированная система. Ее задачи:

1. борьба с бедностью и бездуховностью на селе;

2. открытие новых рабочих мест, магазинов на дому;

3. организация бытовых услуг;

4. приём дикорастущих и продукции личных подсобных хозяйств;

5. открытие библиотек, интернет-кафе, детских и спортивных площадок.

Литература

1. Абдукаримов, И. Т. Анализ хозяйственной деятельности потребительской кооперации: учебник для вузов. – М.: Экономика, 1989.

2. Бойков, В. К. Усиление социальной роли потребительской кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования. – 2004. – № 2-3.

3. Бондаренко, Н. В. История и теория кооперации: учебник для студентов кооп. вузов / Н. В. Бондаренко, Р. М. Кущетеров, З. Р. Кочкарова. – Ставрополь, 1998

4. Вахитов, К. Роберт Оуэн // Деловой вестник "Российской кооперации". – 2005. – № 10.

5. Гражданский Кодекс Российской Федерации.

6. Елшанский, В. Цифра – туда, цифра – сюда // Деловой вестник "Российской кооперации". – 2007. – № 3

8. Кооперация с сельским лицом //Торговая газета 46-47(240-241) от 08.07.2007

9. Любовь Овчинцева Особенности сельской бедности // Отечественные записки, №1, 2004

10. Надежность и устойчивость хозяйственных и финансовых систем // Наука и образование 2005: Материалы VIII международной научнопрактической конференции – г. Днепропетровск, 2005.

11. О роли потребительской кооперации статья от 28.01.08

12. Сидорович А.В. Курс экономической теории. – М.: "ДИС", 2005.

13. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2007.

14. Токтомаматов, К. Ш. Роль потребительской кооперации в духовно-нравственном возрождении общества и в борьбе с бедностью // Фундаментальные и прикладные исследования. – 2004. – № 2

15. Трифонова Е.Н. Историческое предназначение потребительской кооперации. / Вестник

16. Федоров Н.В. Российская экономика: пути ее трансформации. – М.: Вуз и школа, 2005.