Контроль и контроллинг

Контроль и контроллинг.

Статьи по теме
Искать по теме

контроллинг

Рис. 1. Специфика функции "Контроль"

Еще одной отличительной чертой функции "Контроль" является то, что необходимость и важность ее никем и никогда не оспаривалась и не подвергалась сомнению. Споры специалистов касались только форм, методов, сроков и других составляющих контроля, а также целесообразности в соотношении контроля и самоконтроля.

В последние годы в результате множества исследований и обоснований применительно к функции "Контроль" структурно оформилось и интенсивно развивается новое научное направление в области контрольной деятельности, получившее название контроллинг.

Под контроллингом принято понимать инструментально-методический подход в виде функциональной последовательности работы менеджеров (планирование, организация и оперативное руководство контролем) для обеспечения систематического анализа состояния и результатов в рамках функции "Контроль".

Контроллинг формируется как совокупность всех форм и видов контроля, призванных объективно, своевременно и качественно проанализировать и оценить процессы и результаты работы организации (компании).

Принято считать, что контроллинг состоит из административного и технологического контроля, ревизий, функционального, комплексного и системного аудита (рис. 2).

Контроллинг принято делить по характеру воздействия на организацию на активный и пассивный. Активным контроллингом считается непрерывный процесс контроля по достижению своих целей организацией (фирмой). Пассивным считается контроллинг, характеризующийся периодическими действиями менеджеров или контролирующих органов (внешних и внутренних) но анализу информации о функциональной деятельности компании.

Множество технологических процессов в силу их: функциональной специфики необходимо контролировать в непрерывном режиме (электроэнергетические средства химические и металлургические производственные процессы, транспортные операции, службы неотложной помощи и многое другое).

контроллинг

Рис. 2. Содержание системы контроллинга

В тех случаях, когда контролируемых показателей много, а их значения могут изменяться в широком диапазоне, принято результаты контроля непрерывно фиксировать на различных носителях. Подобный процесс принято называть мониторинг, а для учета параметров использовать средства автоматизации и компьютерные технологии. Мониторинг позволяет в непрерывном (интенсивном) режиме обеспечивать контроль текущей функциональной деятельности и своевременно реагировать на любые возможные отклонения параметров от некоторой "нормы".

Если рассмотреть составляющие контроллинга (рис. 2) с учетом их объективного "тяготения" к пассивным и активным методам, то можно представить некоторую общую систему взаимоотношений и взаимосвязей (рис. 3). Совершенно очевидно, что всякого рода ревизии и аудит относятся к пассивному контроллингу, а технологические процессы, особенно непрерывного характера, – к активному контроллингу и нуждаются в мониторинговых сопровождениях (см. рис. 3).

контроллинг

Рис. 3. Система контроллинга в тенденциях направленности по степени активности

Изучение специфики и содержания контроля и контроллинга не являются самоцелью, они необходимы для того, чтобы своевременно вносить изменения в деятельность компании и отдельных групп сотрудников. Вносимые изменения и коррективы требуется систематически учитывать с целью исключения возможных ошибок в будущем и возможности использования накопленного положительного опыта. В конечном итоге, независимо от форм и методов контроля, специфики деятельности в компании, субъектами и объектами контрольных действий в системе контроля являются сотрудники, которые обеспечивают процесс руководства (менеджеры) и исполнительскую деятельность на всех "рабочих местах" компании (рис. 4). Таким образом, приведенный материал позволяет утверждать, что функция "Контроль" является сложной и многоплановой "большой системой".

Значение функции "Контроль" обусловлено и современной концепцией менеджмента, согласно которой менеджеры должны уметь: "...опираясь на сотрудников (персонал), эффективно управлять функциональной деятельностью организации во имя получения высоких экономических результатов".

контроллинг

Рис. 4. Сотрудники – главный "элемент" в системе контроля

Очевидно, что функция "Контроль" является "регулятором" обеспечения ситуационного равновесия между внутренними факторами организации (компании) и воздействующей на нее внешней средой.

Современные исследования в области контроля показывают, что система контроля может быть представлена в трех видах:

- традиционная система контроля;

- опережающий контроль;

- "предпринимательский" контроль.

Традиционная система контроля

В подобных случаях систему контроля принято рассматривать как дополнение фазы исполнительской деятельности. Исполнитель воспитывается в духе отношения к нормативам и стандартам как к строгому и долговременному наблюдению установленных в компании требовании и условий. В результате субъективное отношение становится объективным на достаточно продолжительный срок.. Характерной чертой традиционной системы является использование квот, норм и стандартов, основанных на прошлом опыте (рис. 5).

контроллинг

Рис. 5. "Графическая модель традиционного контроля

Опережающий контроль

Опережающий контроль опирается на систему взглядов о необходимости постоянного изменения требований к основным показателям качества, себестоимости и, соответственно, использования процедуры экстраполяции показателей с необходимостью повышения качества товаров и услуг, квалификации персонала и снижения себестоимости и т.д.

Опережающий контроль возможен при наличии вертикальной и горизонтальной координации усилий сотрудников, понимания и согласия об объективной необходимости улучшения показателей во времени, четких долгосрочных программ по изменению (улучшению) технологий, качества.

В опережающем контроле основное внимание обращается на сокращение возможного несоответствия между нынешними результатами и реализуемыми "плановыми" целями.

контроллинг

Рис. 6. "Графическая" модель опережающего контроля на основе учета накопленного опыта

Стандарты, нормы и другие показатели должны соответствовать плановым изменениям работы компании во времени (рис. 6), так как они (стандарты, нормы) регулярно пересматриваются с целью соответствия международным или наиболее жестким требованиям в условиях имеющейся конкуренции в отрасли, на рынке.

Предпринимательский контроль

Предпринимательский контроль является продолжением и развитием опережающего контроля. Предпринимательский контроль опирается на необходимость систематического переформулирования целей в зависимости от изменяющихся условий в окружающей среде. В подобных условиях оказались некоторые отрасли российской промышленности, выпускающие предметы бытового назначения. Таким отраслям необходимо ориентироваться в нормах и стандартах на характер состояния и развития среды, а не на сложившиеся нормативы и стандарты. К ним относятся требования и стандарты на качество и ценовые показатели строительных материалов, строительно-ремонтных работ услуг в различных областях (туризм, образование, лечение, спорт и др.) (рис. 7).

контроллинг

Рис. 7. Модель "предпринимательского" подхода к контролю

При предпринимательской модели контроля стандарты и нормы формируются так, чтобы они как можно больше соответствовали целям деятельности организации. Цели же, в свою очередь, определяются состоянием и темпами развития внешней среды. Цели должны корректироваться при любых значительных изменениях факторов внешней среды. Таким образом, внешняя среда "определяет" необходимость изменения целей по срокам и величине показателей.

Естественно, что чем сложнее структурное построение организации, тем сложнее и многообразнее создается и функционирует система контроля. Даже в рамках одной, особенно сложной компании, одновременно и параллельно могут использоваться все три приведенные модели контроля. Очевидно, что в современных условиях состояния российского бизнеса "опережающая" и "предпринимательская" модели могут обеспечить конкурентоспособность даже на российском рынке, не говоря уже об участии во внешнеторговых операциях.

Система контроля является и должна быть эффективным регулятором положения компании в рыночных условиях.

Всякого рода таможенные "барьеры" для защиты российского производителя могут только способствовать жизнедеятельности компании, однако они не могут существовать долгое время.

Следовательно, понимая значимость и роль контроля и его элементов (стандартов, нормативов и др.), необходимо использовать его механизмы для повышения собственной конкурентоспособности в настоящее время и в будущем..

ЛИТЕРАТУРА

Файоль А. Управление – это наука и искусство.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф, Основы менеджмента.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.

Томпсон А.А., Стрикяенд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии.

Фатхутдинов РА. Система менеджмента.

Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент.

Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения.

Коротков Э.М. Концепция менеджмента.

Менеджмент (Современный российский менеджмент). Учебник / Под ред. Ф.М-Русинюва и М.А. Разу.

Смирнов Э.Д. Основы теории организации.

Инновационный менеджмент.

Большаков А.С., Михайлов В.И Современный менеджмент; Теория и практика.

Алексеева М.Н. Планирование деятельности фирмы.

Абросимов И.Д., Медведев В.П. Менеджмент как система управления хозяйственной деятельностью.

Персональный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д. Резник, Ф,Е-.Удаяов, С.Н.Соколов и др.

Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в 2-х томах.

Коротков Э.М. Исследований систем управления.