Контроль деятельности образовательных учреждений

Контроль деятельности образовательных учреждений.

Статьи по теме
Искать по теме

Организация контроля и мониторинга за деятельностью образовательных учреждений на муниципальном уровне

Успех любых преобразований зависит от возможностей, инициативы и воли конкретных людей, исполнителей, всех участников этих процессов в реально существующих условиях. Региональный и муниципальный уровни управления во многом определяют жизнеспособность, динамику, тенденции развития реформ, кардинальных преобразований в жизни общества.

Для современного состояния системы управления образованием России характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федераль-ные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных и других проблем.

Муниципальная система образования представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории муниципального образования, взаимодействующих между собой и с муниципальными органами управления образованием, в интересах населения территории данного муниципального образования, ее комплексного развития [33].

В то же время на территории любого муниципального образования есть образовательные учреждения, не находящееся в прямом ведении местного самоуправления, это:

- дошкольные образовательные учреждения, находящиеся на балансе предприятий и организаций;

- общеобразовательные учреждения областного (краевого) подчинения; ведомственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования;

- государственные вузы Министерства образования и науки РФ, их филиалы и пр.[16].

По отношению к ним муниципальная администрация не имеет рычагов прямого воздействия: она не может создавать или ликвидировать, изменять их организационную структуру и направленность деятельности, влиять на руководство и т.д., но ей дано право взаимодействия с ними в интересах муниципального образования, и такое взаимодействие в той или иной форме устанавливается во всех муниципальных образованиях. Таким образом, все образовательные учреждения взаимодействуют между собой, в результате чего на территории муниципалитета возникает единый муниципальный образовательный комплекс.

В целях соблюдения образовательными учреждениями и их руководителями требований государственных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов в области образования, районный отдел образования (далее РОО) администрации района осуществляет ведомственный контроль, руководствуясь в своей деятельности Конституцией РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 08.05.2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Положением о РОО администрации района, приказами РОО по образованию о проведении проверки, учредительными документами образовательных учреждений, их локальными актами.

Основные задачи контроля:

- Осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, изданных субъектом

Российской Федерации, органом местного самоуправления района и РОО.

- Выявление случаев нарушения и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов в деятельности образовательных учреждений; принятие, в пределах своей компетенции, мер по их пресечению.

- Анализ и оценка эффективности результатов деятельности подведомственных образовательных учреждений, должностных лиц.

- Изучение состояния муниципальной системы образования или ее составляющих, выявление отрицательных и положительных тенденций в их развитии и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению управленческого опыта.

- Анализ реализации образовательными учреждениями в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.

- Проверка состояния обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время образовательного процесса.

- Оказание должностным лицам методической помощи по вопросам применения действующих в сфере образования норм, правил и предоставление им рекомендаций о корректировке или отмене их управленческих решений.

Организационными формами контроля являются:

Муниципальный комплексный мониторинг системы образования представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности системы образования района, а также об удовлетворении образовательных запросов социума. Это специально организованный, постоянный, целевой контроль и диагностика состояния образования на базе систематизации существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений;

Комплексная оценка деятельности образовательных учреждений и тематическая оценка деятельности образовательных учреждений, осуществляемая специалистами РОО, в пределах своей компетенции, осуществляются в соответствии с утвержденным планом – графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации контроля.

Оперативные проверки проводятся в целях установления и проверки фактов о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, принятия эффективных мер реагирования при возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью воспитанников, обучающихся, работников образовательных учреждений.

Контроль качества предоставления муниципальных услуг – проверка соблюдения требований и условий, установленных муниципальными заданиями для образовательных учреждений.

Аудиторский контроль осуществляется с целью консультирования, изучения правомерности и правильности управленческих решений без принятия мер дисциплинарной ответственности к руководителям образовательных учреждений.

Контроль осуществляется с использованием методов документарного контроля, обследования, наблюдения за фактическим состоянием проверяемого объекта, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения образовательных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля.

Контроль за деятельностью образовательных учреждений проводится в выездной или документарной форме.

Основаниями контроля являются:

- план работы или приказ РОО на текущий год при проведении контроля в форме муниципального комплексного мониторинга);

- план – график проведения контроля, приказ заведующего РОО (при проведении контроля в форме комплексной оценки деятельности учреждений, тематической оценки деятельности учреждений);

- приказ заведующего РОО (при проведении контроля качества предоставления муниципальных услуг);

- обращение руководителя образовательного учреждения в РОО, приказ заведующего РОО (при проведении аудиторского контроля);

- обращение физических лиц и юридических лиц в РОО по фактам нарушений в области образования или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью воспитанников, обучающихся, работников образовательных учреждений, приказ заведующего РОО (при проведении оперативных проверок).

Районный отдел образованию администрации района проводит контроль силами своих специалистов, обладающих необходимой квалификацией. К проверке могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты, в том числе других отраслевых (функциональных) органов администрации района, высококвалифицированные педагоги образовательных учреждений района. Периодичность и формы контроля деятельности образовательных учреждений и их руководителей определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел в образовательном учреждении. Руководители образовательных учреждений должны быть предупреждены о предстоящем мероприятии по контролю, но оперативная проверка возможна без предупреждения.

План – график контроля утверждается заведующей РОО по администрации района и доводится до сведения руководителей образовательных учреждений. О проведении комплексной, тематической оценок деятельности, аудиторского контроля руководитель образовательного учреждения уведомляется РОО не позднее, чем в течение трех рабочих дней до начала проведения контрольных мероприятий путём издания соответствующего приказа.

Продолжительность комплексных, тематических оценок деятельности, оперативных проверок, аудиторского контроля не должна превышать 20 рабочих дней. Специалисты, направленные для проведения контроля, должны иметь при себе или заранее представить в учреждение документы, удостоверяющие их полномочия (напр. приказ о проведении контроля с утвержденным составом привлекаемых лиц), также имеют право запрашивать необходимую информацию, относящуюся к теме контроля.

Для осуществления комплексной, тематической оценок деятельности образовательного учреждения, оперативных проверок, аудиторского контроля формируется комиссия (группа специалистов), издается приказ о сроках контроля, назначении председателя комиссии, определении темы контроля, установлении сроков предоставления итоговых материалов, разрабатывается и утверждается план – задание. План – задание устанавливает особенности данного вида контроля и должен обеспечить достаточную информированность руководителя учреждения.

По итогам контроля готовится документ (справка), который содержит анализ состояния дел по теме контроля и предложения управления образования по совершенствованию деятельности образовательного учреждения. Справка составляется в 2 экземплярах по следующей примерной форме:

- констатирующая (описательная) часть;

- выводы в заключение каждой части;

- итоговые выводы;

- рекомендации и предложения для принятия руководителем образовательного учреждения решения о необходимости мер ограничительного, предупредительного или профилактического характера в отношении проверяемого учреждения.

В итоговом документе при необходимости указывается срок повторного контроля по выполнению предложений и рекомендаций по совершенствованию работы проверенным образовательным учреждением. К итоговому документу могут прилагаться заключения членов комиссии по образованию администрации района, иные документы и материалы, полученные и рассмотренные в ходе проверки. Результаты проведенного контроля доводятся до сведения руководителя или уполномоченного должностного лица в месячный срок.

Опросы и анкетирование обучающихся и воспитанников проводятся в соответствии с установленными нормами и правилами. В ходе мероприятий по контролю и после его окончания специалисты, осуществляющие контроль, при необходимости проводят инструктирование должностных лиц образовательных учреждений по вопросам, относящимся к предмету контроля.

По итогам контроля в зависимости от формы, целей, задач контроля с учетом реального положения дел:

- могут проводиться педагогические советы, совещания руководителей образовательных учреждений;

- обсуждение материалов на муниципальном общественном Совете по развитию образования района, коллегиальном органе управления образованием, научно – методическом Совете, экспертном Совете по образованию.

Заведующий РОО администрации района по результатам контроля может принять решение, в том числе:

- об издании приказа;

- об обсуждении материалов контроля на совещаниях, заседаниях;

- о повторном контроле;

- о дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений;

- иные решения в пределах своей компетенции.

При обнаружении в ходе контроля нарушений законодательства в деятельности образовательного учреждения по вопросам, не входящим в компетенцию РОО, а так же если принятие решения по обнаруженным нарушениям не отнесено к его компетенции, необходимо своевременно информировать компетентные органы власти о выявленных нарушениях.

Результаты проверки сведений, изложенных в обращениях граждан, в обращениях и запросах организаций, должны быть сообщены этим гражданам и организациям в установленном порядке и в установленные сроки.

Факт проверки регистрируется в журнале учёта мероприятий по контролю, который ведётся в образовательном учреждении. Журнал учёта должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица.

Муниципальная система образования действует на основе федеральных и региональных нормативно-правовых актов и других ограничений, но при этом имеет свои особенные цели, отвечающие интересам населения, которое пользуется ее услугами, может выстраивать связи с другими институтами как внутри, так и за пределами своего ведомства и территории, тем самым усиливая собственный ресурс [14].

Отличительной особенностью муниципального уровня управления образованием является его организационная обособленность.

Современная муниципальная образовательная система становится все более сложной, ей приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющем к ней возрастающие требования. Одновременно с этим вне и внутри муниципальной образовательной системы появляются управленческие, педагогические новшества, создающие возможности для качественных изменений в способах и результатах ее работы, выработке новой стратегической политики [24].

С учетом процессов регионализации и развития местного самоуправления, именно на муниципальном уровне можно наиболее успешно обеспечить комплексность мер по модернизации образования за счет максимальной консолидации муниципальных ресурсов, привлечения межмуниципальных ресурсов, повышения отдачи от вложения финансовых средств в развитие образования на условиях софинансирования, направляемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

В настоящее время органы местного самоуправления обладают правом на выработку собственной политики и стратегии развития в интересах жителей муниципальной территории, полномочиями в сфере образования, статусом учредителей общеобразовательных учреждений, дошкольного и дополнительного образования детей, собственным бюджетом и иными территориальными ресурсами, включенностью в местную социокультурную среду, значимую для успешности социальных нововведений, могут опираться на местное сообщество в решении социально значимых задач. В то же время муниципальный уровень управления образованием не обладает компетенцией в решении вопросов, связанных с установлением системообразующих связей и отношений в образовании. Его главная задача – обеспечить функционирование установленной государством системы образования [23].

Таким образом, обобщая сказанное, можно сделать вывод о том что, в отличие от органов государственной власти, деятельность которых направлена на выработку политики и законодательных основ в области образования, – органы местного самоуправления обеспечивают практическую реализацию этой политики и соблюдение законодательных норм на своей территории посредством целенаправленной организационной деятельности.

При этом принципиально меняется характер управления в сфере образования. Если на нижнем уровне государственной власти – уровне субъекта Федерации, управление носит преимущественно административный характер и тем самым определяет отношения в системе образования, которые строятся на основе прямого подчинения и отчетности, то в рамках местного самоуправления, прежде всего, возникают отношения взаимодействия, соорганизации между всеми субъектами и объектами образования, управление возникает как необходимое средство, механизм их регулирования [22].

Правовая база, регулирующая организацию контроля за деятельностью образовательных учреждений на муниципальном уровне

При осуществлении полномочий в сфере образования органы местного самоуправления руководствуются положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Муниципальный контроль – деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации [33].

Данное понятие муниципального контроля дано в п. 4.ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), который создает законодательную базу осуществления муниципального контроля, за исключением специально обозначенных в Федеральном законе № 294-ФЗ областей деятельности. Сфера образования не подпадает под эти исключения, а, следовательно, осуществление муниципального контроля в ней регламентируется данным Федеральным законом.

Контроль деятельности образовательных учреждений рассматривается на трёх уровнях федеральном, региональном и муниципальном. В ст.6 Федерального закона № 273-ФЗ. "Об образовании в Российской Федерации", рассматриваются полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;

2) организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;

3) организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;

4) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;

5) создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;

6) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;

7) лицензирование образовательной деятельности:

а) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

б) федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

в) российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

г) иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;

8) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и указанных в пункте 7 настоящей части, а также иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;

9) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, указанных в пункте 7 настоящей части, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

10) формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11) установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования;

12) разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;

13) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне;

14) осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования.

Любые виды муниципального контроля (надзора) осуществляются посредством проведения проверок соответствующих организаций, в рамках которых их деятельность подлежит оценке на соответствие обязательным требованиям (федеральным государственным образовательным стандартам или законодательству об образовании).

На региональном уровне органы управления образования (министерства, департаменты) фиксируют представление о деятельности региональной системы образования в целом и ее элементах (муниципальных образованиях) в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций разного типа образовательных учреждений региона. На основе результатов мониторинга вырабатывается прогноз о развитии системы образования в регионе.

В компетенции специалистов управления образования регионального уровня входят:

- обобщенное системное представление о состоянии и деятельности образовательных учреждений в соответствии с государственными образовательными и социальными стандартами, поставленными целями функционирования и развития;

- выработка прогнозной информации в ее психолого-педагогической интерпретация.

Министерство общего и среднего образования, взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, ведомственными органами управления образованием, федеральным государственным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в сфере образования, государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль и надзор в сфере образования субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, расположенными на территории, федеральными образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования, негосударственными образовательными организациями.

Таким образом, федеральный и региональный уровни управления образованием находятся во взаимодействии. Их регулирующая деятельность касается всех типов и видов образовательных учреждений России, она носит законотворческий, прогностический, аналитический, планирующий и контролирующий характер

Специалисту муниципального образовательного учреждения в процессе исполнения своих должностных обязанностей необходимо обязательно знание не только муниципального, но и федерального, и регионального законодательства, в т.ч. не только по вопросам образования. Особенно следует обратить внимание на знание Конституции Российской Федерации, закона "Об образовании в Российской Федерации", трудового, семейного, уголовного, административного права, нормативные документы и письма Минобрнауки РФ, принятые во исполнение закона об образовании, а также нормативные документы регионального органа управления образованием, документы органов муниципальной власти по направлениям своей деятельности.

Таким образом, система образования – один из наиболее крупных социальных институтов, являющийся сферой взаимодействия интересов государства и общества, в лице их институтов и граждан.

На функционирование и развитие системы образования влияет каждый из субъектов образовательных правоотношений, но в тоже время несет и свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.

Проблемы управления дошкольным образованием на муниципальном уровне

Система дошкольного образования рассматривается сегодня – как одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики в Российской Федерации. В Законе об образовании 2012 года, дошкольное образование выделено как отдельный уровень общего образования наряду с начальным, основным и средним общим образованием (ст. 10, ч. 4). Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) утверждаются для всех уровней общего образования (ст. 5, ч. 3), в том числе впервые появляется ФГОС для дошкольного образования – новый содержательный вызов системе образования. И обусловлено это не только политическими решениями о необходимости обновления содержания обучения и воспитания детей, но и модернизацией муниципальных систем дошкольного образования: остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации [17].

Управление дошкольным образованием на муниципальном уровне – это системный процесс воздействия муниципального органа управления дошкольным образованием на муниципальные дошкольные образовательные учреждения, направленный на создание условий для их оптимального функционирования и развития. За последнее десятилетие произошли качественные изменения в сфере дошкольного образования, осуществлен переход от унитарной к вариативной образовательной системе, что определило перемены и в области организационных, содержательных и технологических основ дошкольного обучения и воспитания.

Модернизация муниципальных систем дошкольного образования, это:

во-первых, развитие новых моделей и форм дошкольного образования для обеспечения доступности и качества дошкольного образования;

во-вторых, нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования;

в-третьих, развитие новых, финансово-экономических механизмов;

в-четвертых, обновление содержания и технологий дошкольного образования;

в-пятых, развитие информационных и материально-технических ресурсов;

в-шестых, повышение качества кадрового обеспечения [21].

По плану Правительства Российской Федерации к 2016 году очередей в детские сады в нашей стране не будет. Одним из направлений является развитие частных ДОУ. Теперь государство будет заботиться не только о государственных учреждениях, но и о частных школах и детских садах, которые имеют государственную аккредитацию, лицензию, так как подписан закон, который гарантирует финансовую поддержку таким учреждениям[18].

Бюджетные средства будут выделяться только в те учреждения, которые ведут образовательную деятельность с учетом нормативов своего региона. Государство будет финансировать негосударственные детские сады по направлениям: оплата труда воспитателей и учителей, оплата покупки средств обучения и литературы (книги, учебники, игры, игрушки и прочее). Все, что выходит за рамки этого, частные детские сады будут платить сами [25]

Плюсы частного детского сада: маленькое количество детей в группе (от 5 до 10 человек) – каждый ребенок получает достаточно внимания; разнообразное и вкусное питание (возможно индивидуальное меню); индивидуальный подход к детям, который дает возможность максимально раскрыть их способности; в каждой группе работает несколько воспитателей, за развитием и здоровьем детей наблюдают логопеды, психологи, дефектологи, врачи и т.д.; родители имеют право влиять на учебно-воспитательный процесс и т.п.

Есть и минусы частного детского сада, и первую очередь это – высокая стоимость. Поэтому Закон о финансовой поддержке частных детских садов рассчитан не только на их развитие, но и на уменьшение стоимости за содержание в них, т.к. часть расходов государство возьмет на себя [10].

Сегодня всем муниципалитетам рекомендовано активно поддерживает инициативу предпринимателей по созданию и развитию структур подобного профиля.

В этих условиях управление муниципальной системой дошкольного образования неизбежно приобретает новые акценты. С одной стороны, разнообразные виды муниципальных дошкольных образовательных учреждений активно включаются в процесс модернизации непрерывного образования, способствуя становлению целостной системы образования, наиболее полно удовлетворяющей потребности населения. С другой стороны, необходимо развитие новых современных инновационных моделей организации дошкольного образования на базе муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную обще-образовательную программу дошкольного образования.

В практике управления дошкольной образовательной системой муниципального уровня выделяются новые идеи, концепции, инновационные подходы, отражающие социально-психологический, ориентированный на человека и его развитие, обеспечивающий проявление внутренних инновационных ресурсов субъекта образовательной деятельности.

Инновационный подход к управлению – подход, обеспечивающий качественное развитие субъектов и систем на основе использования определённой совокупности управленческих нововведений; целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем как активных субъектов в образовательном пространстве и их продуктивная деятельность. Как показывает практика, перевод системы управления образования в инновационный режим обеспечивает её целенаправленное изменение, динамичное развитие. При этом дошкольные образовательные учреждения могут позитивно развиваться при условии обновления педагогической и управленческой деятельности в новых социокультурных условиях.

Если рассматривать проблемы дошкольного образования, то основная проблема состоит в том, что оно не обеспечивает выравнивания стартовых возможностей детей перед входом в систему общего (обязательного школьного) образования, не элиминирует различия в культурном и социальном капитале семей, что очень важно с точки зрения дальнейшей успешности нового поколения. Обусловлено это недостаточным вниманием общества к данному сегменту сферы образования. Общество остро реагирует на нехватку мест в детских садах, а не на тот конечный результат, который это образование должно обеспечивать

Дошкольный уровень образования до сих пор рассматривается, прежде всего, как система социального призрения (дети под присмотром и накормлены), а не как система, определяющая эффективность дальнейших образовательных траекторий. Между тем многочисленные зарубежные и отечественные исследования показывают, что вложения в дошкольное образование и раннее развитие детей (от 0 до 3 лет) наиболее эффективны с точки зрения будущей позитивной социализации детей.

В нашей стране охват детей ДОУ составляет в настоящее время 71,5%, за последние годы он резко вырос. Вместе с тем не охвачены ДОУ более 25% детей 5-6 лет, что закладывает основу для их отставания от сверстников в школьном образовании. Программа 2004 года по развитию предшколы, которая должна была решить указанный вопрос, так и не была выполнена. В то время как в развитых странах дети 4-5 лет уже полностью охвачены предшкольным или школьным образованием.

Здесь следует еще раз напомнить, что обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования – одна из важных целей ФГОС.

Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования, и сегодня совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования, с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие ФГОС дошкольного образования.

В соответствии с принятой идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуали-зации и не сводится к сфере услуг. В основу стандарта положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.

Финансирование дошкольного образования последние годы оставалось самым низким в системе образования. В 2012 году средняя зарплата работников детсадов (включая помощников воспитателей, нянечек, поваров и т.д.) по России не превышала 10 тыс. рублей, а у воспитателей составляла около 15 тыс. рублей. Данная ситуация является крайне неблагоприятной, поскольку воспитатели закладывают основы развития будущих поколений, что ведет в конечном итоге либо к снижению, определенной растрате человеческого капитала нации, либо требует создания мощных компенсирующих механизмов указанных потерь на последующих этапах формального и неформального образования. Поэтому, начиная с 2013 года, согласно поручениям президента, принято решение довести среднюю заработную плату педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования. И уже за первый квартал 2013 года, средняя зарплата воспитателей составила около 18,5 тысяч рублей. Всего по расчетам министерства образования на увеличение заработных плат педагогических работников дошкольных образовательных учреждений будет потрачено с бюджетов регионов около 30 миллиардов рублей[41]. Такие меры позволят решить серьезную кадровую проблему, поскольку на данный момент в детских садах катастрофически не хватает кадров, что в некоторой мере и является причиной нехватки мест в детских садах.

Управление дошкольным образовательным учреждением (далее – ДОУ) представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата.

Единоличным исполнительным органом является руководитель образовательной ДОУ, который осуществляет текущее руководство деятельностью учреждением. Кроме того, формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников ДОУ, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом ДОУ.

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления ДОУ, порядок принятия ими решений и выступления от имени учреждения также устанавливаются уставом ДОУ. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления ДОУ и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе родителей (законных представителей) и педагогических ДОУ создаются советы родителей (законных представителей) или иные органы; действуют профессиональные союзы работников образователь-ной организации.

Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и коррегирования. Следовательно, успех работы ДОУ в немалой степени зависит от изучения и внедрения в практику совокупности принципов, средств, форм и методов управления педагогическим процессом, в целях оптимального удовлетворения запросов всех участников образовательного процесса.

В современном управлении ДОУ, несомненно, ведущим является человеческий фактор, и особо важным является умение руководителя дошкольного учреждения быстро реагировать на изменения, происходящие в экономической, социальной сферах, внедрять в практику работы научно-педагогические достижения в области управления.

Управление станет эффективнее, если руководитель ДОУ будут целенаправленно совершенствовать себя и своих сотрудников, поскольку образование не будет инновационным, если его главные носители – педагоги – не станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и сознательно делать их главным механизмом воспитательно-образовательного процесса. Именно поэтому современный руководитель ДОУ должен обеспечивать создание условий для качественного образовательного процесса:

- расширение сферы деловых и межличностных отношений и контактов,

- обеспечение на этой основе продуктивного взаимодействия педагогов и детей;

- интеграция активных форм и методов подготовки, повышения профессионально-педагогического мастерства руководителей и педагогов;

- создание деловой и творческой обстановки в коллективе ДОУ, развитие творческих начал в его деятельности.

Большое значение приобретает и делегирование полномочий, создание обратной связи как необходимых составляющих деятельности современного руководителя. Управление в условиях создания команды единомышленников дает возможность работать более успешно, быстро адаптировать деятельность ДОУ к изменениям внешней среды, улучшить качество образования, повысить эффективность управления с учетом целе-направленного воздействия не на отдельных людей, а на группу, улучшить структуру управления в целом.

Необходимость перехода к государственно-общественному управлению обусловлена рядом факторов: формирующаяся ориентация на становление гражданского общества; ориентация на рост общественной активности населения; создание условий для усиления влияния общественности на принятие решений органами управления.

Таким образом, современной системе дошкольного воспитания характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ. Однако, управление дошкольным образованием может стать инновационным, динамично и качественно развиваться только при условии:

- совершенствования традиционных подходов к управлению;

- изменения содержания педагогической деятельности, перехода от унитарной к вариативной образовательной системе дошкольного обучения и воспитания;

- предоставления управленческим структурам необходимой для саморазвития степени свободы.

В этих условиях потенциал муниципального уровня управления дошкольным образованием трудно переоценить. Именно он имеет совокупность ключевых условий, необходимых и достаточных для преодоления сложившихся к настоящему времени проблем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНОКОВ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. – 1993. 25 декабря.

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ от 31.12.2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598.

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Парламентская газета от 08.10.2003. – № 186.

4. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 годы: Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 (ред. от 05.08.2013) // Собрание законодательства РФ от 07.03.2011. – № 10. – Ст. 1377

5. Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении: Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 27.10. 2011. – № 2562 // Российская газета. – № 15. – 2012. – 26 января.

6. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы. – М.: Минобрнауки РФ, 2012. – 296 с.

7. Публичный доклад отдела образования администрации Шарангского муниципального района за 2014 год.

8. Справка по итогам работы системы образования Шарангского муниципального района за 2014 год.

9. Агранович М.Л. Состояние и развитие системы общего среднего образования в Российской Федерации: Национальный доклад / М.Л. Агранович, О.Н. Кожевникова. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 140 c.

10. Агранович M.Л. Управление качеством образования в регионе на основе показателей и индикаторов. / М.Л. Агранович.-М.: Логос, 2008.-214 с.

11. Алексеев С.Г. Развитие государственно-общественного управления в региональной системе образования: учебно-методическое пособие / С.Г. Алексеев, Ю.А. Бурдельная, Т.В. Головина. – Омск: БОУДПО "ИРООО", 2009. – 96 с.

12. Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершен-ствование управления / С.А. Беляков. – М.: МАКС Пресс, 2009. – 437 с.

13. Богуславская Т.Н. Проблемы и перспективы модернизации муниципального управления дошкольным образованием / Т.Н. Богуславская // Социально-экономические и политические процессы в современной России: анализ, прогноз.- Оренбург: ПРЕССА, 2011. – С.180-182.

14. Братановский С.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности / С.Н. Братановский, Ю.Н. Царев. – М.:, 2007.

15. Бахтызин А.М. Инновационные процессы в современном образовании: сущность, проблемы, перспективы / А.М. Бахтызин // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – №4. – С.67-70.

16. Брызгалина Е.В. Управление образованием как сложным социальным институтом: философские проблемы // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2012. – № 4-вып. 1. – С. 12-19.

17. Буренков К.К. Совершенствование системы управления образованием на современном этапе / К.К. Буренков // Известия ИГЭА. – 2007. – № 5. – С. 11.

18. Буслов Е.В. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учебное пособие / Е.В. Буслов и др. – М.: Сентябрь, 2010. – 340 с. С.123.

19. Васильева Н.В. Образование сегодня и завтра: пути преодоления кризиса / Н.В. Васильева. – М.: Экономика, 2011. – 560 с.

20. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в условиях модернизации региональной системы общего образования, информационно-методический сборник. – СПб.: Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, 2013. – 140 с.

21. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учебное пособие / С.В. Воробьева. – М.: Academia, 2008. – 208 с.

22. Высокие интеллектуальные технологии и инновации в национальных исследовательских университетах. Материалы Международной научно-методической конференции. 28 февраля – 1 марта 2013 года. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2013. – 202 с.

23. Варфоломеева Т.И. Государственно-общественное управление в ДОУ / Т.И. Варфоломеева // Управление ДОУ. – 2009. – №4. – С.45-51.

24. Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций / А.А. Васильев. – Н. Новгород: Издатель: Гладкова О.В., 2008. – 160 с.

25. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учебное пособие / С.В. Воробьева. – М.: Academia, 2008. – 208 с.

26. Гусарова Н.С. Инновационные аспекты в управлении ДОУ / Н.С. Гусарова, Е.Ю. Яковлева // Педагогика: традиции и инновации: материалы межд. заоч. науч. конф. Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 72-74.

27. Демина Г.А. Реализация теоретических аспектов педагогического менеджмента в системе дошкольного образования / Г.А. Демина // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 1. – С. 44-47.

28. Дик Н.Ф. Государственно-общественное управление общеобразовательным учреждением: Книга руководителя / Н.Ф. Дик. – Ростов н / Д.: Феникс, 2006. – 320 с.

29. Днепров Э.Д. Модернизация российского образования: документы и материалы / Э.Д. Днепров. – М.: ГУ ВШЭ, 2008. – 334 с.

30. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история Российского образования: опыт и уроки / Э.Д. Днепров. – М.: Мариос, 2011. – 472 с.

31. Заир-Бек С.И. Практика управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях: Аналитический обзор / С.И. Заир-Бек. – М.: НП "МАМСО", 2007- 155 с.

32. Зыкова Е.М. Определение организационно-педагогических условий эффективного управления образовательными системами / Е.М. Зыкова // Вестник ТГПУ. – 2011. – № 12. – С. 104-105.

33. Куранов А.К. Полномочия органов местного самоуправления в области образования: дис.... канд. юрид. наук / А.К. Куранов. – Липецк, 2007.

34. Лебедев О.Е. Модернизация управления образованием: перспективы и проблемы: Методическое пособие для самоанализа управленческих проблем / О.Е. Лебедев. – СПб.: СПбАППО, 2006. – 96 с.

35. Майер А.А. Публичный доклад о жизнедеятельности ДОУ / А.А. Майр // Управление ДОУ. – 2009. – № 3. – С. 110-116.

36. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М.: ЦСПиМ, 2010. – 352 с.

37. Низиенко Е.Л. Перспективы развития системы дошкольного образования в РФ / Е.Л. Низиенко // Вестник образования.-2008.-№ 3.-С. 111.

38. Окорокова А. В. Управление муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями / А.В. Окорокова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №6. – С. 42.

39. Поташник М.М. Управление образованием на муниципальном уровне: пособие для руководителей образоват. учреждений / М.М. Поташник, А.В. Соложнин. – М.: Пед. общ-во России, 2012. – 479 с.

40. Поташник М.М. Управление образованием на муниципальном уровне: пособие для руководителей образовательных учреждений / М.М. Поташник, А.В. Соложнин. – М.: Пед. общество России, 2012. – 479 с.

41. Предпрофильная подготовка и профильное обучение как факторы обеспечения качественного доступного образования / Под ред. Н.Н. Сабельниковой. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 176 с.

42. Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. Т. 1 / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – Пермь: Меркурий, 2011. – 222 с.

43. Пуденко Т.И. Управление развитием образования на муниципальном уровне в условиях социально-экономической модернизации: автореф. дисс... д.э.н. / Т.И. Пуденко. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2010. – 42 с.

44. Развитие региональной системы оценки качества образования / Под редакцией А.И. Адамского. – М.: Эврика, 2006. – 32 с.

45. Скоролупова О.А. Дошкольное образование: перспективы развития / О.А. Скоролупова // Администратор образования. – 2008. – № 14. – С. 111.

46. Харьковская Г.З. Модель государственно-общественного управления деятельности муниципальной системы образования / Г.З. Харьковская Г.З., К.Д. Чермит, О.И. Исаков // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2012. – №2. – С.90-100.