Конституция СССР 1936 года

Конституция СССР 1936 года.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Принятие Конституции СССР 1936 года

С ликвидацией многоукладности в экономике в стране исчезла эксплуатация человека человеком. Изменился классовый состав населения: значительно вырос рабочий класс, новым, существенно иным классом стало колхозное крестьянство. Сформировалась многочисленная интеллигенция, почти на 90% состоявшая из выходцев из рабочих и крестьян. По объему промышленной продукции СССР вышел на 2-ое место в мире после США, а по структуре промышленного производства СССР – на уровень развитых стран мира. В годы "перестройки" об общественном строе СССР говорилось, что он ничего общего не имел с научным социализмом, что это был социализм "феодальный", "казарменный", "бюрократический" и т.д. Это – типичная схоластика. Продуктивнее не пытаться подобрать ярлык из небогатого набора идеологических терминов, а представить себе то жизнеустройство, которое реально сложилось в СССР, в конкретных, четко определяемых понятиях.

Осенью 1935 г. ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством И.В. Сталина и 12 подкомиссий. 12 июня 1936 г. проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение полугода на всех уровнях – от собраний трудящихся на предприятиях до республиканских съездов Советов. В обсуждении участвовало более половины взрослого населения, комиссия получила 154 тыс. предложений, поправок, дополнений.

25 ноября 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР начал рассмотрение проекта. Редакционная комиссия приняла 47 поправок и дополнений к более чем 30 статьям. Важные дополнения касались Совета Национальностей (прямые выборы, равное число депутатов с Советом Союза). 5 декабря 1936 г. постатейным голосованием, а затем в целом проект Конституции СССР был единогласно утвержден съездом.

Рассмотрим поправки и дополнения к проекту Конституции, внесенные гражданами при всенародном обсуждении проекта. Их исследование позволит нам сделать выводы о направлениях конституционно-правовой мысли на рубеже принятия Конституции СССР 1936 г.

Итак, обратимся к поправкам к Конституции и прежде всего к тем, которые не вошли в окончательный текст Конституции.

Были попытки внести поправки к 17-ой статье проекта Конституции. Поправка состоит в том, что предлагают исключить вовсе из проекта Конституции 17-ую статью, говорящую о сохранении за Союзными республиками права свободного выхода из СССР. "Я думаю, что это предложение неправильно и потому не должно быть принято Съездом. СССР есть добровольный союз равноправных Союзных республик. Исключить из Конституции статью о праве свободного выхода из СССР,- значит нарушить добровольный характер этого союза. Можем ли мы пойти на этот шаг? Я думаю, что мы не можем и не должны идти на этот шаг. Говорят,"но в СССР нет ни одной республики, которая хотела бы выйти из состава СССР, что ввиду этого статья 17-ая не имеет практического значения. Что у нас нет ни одной республики, которая хотела бы выйти из состава СССР, это, конечно, верно. Но из этого вовсе не следует, что мы не должны зафиксировать в Конституций право Союзных республик на свободный выход из СССР. В СССР нет также такой Союзной республики, которая хотела бы подавить другую Союзную республику. Но из этого вовсе не следует, что из Конституции СССР должна быть исключена статья, трактующая о равенстве прав Союзных республик".

Имело место предложение дополнить вторую главу проекта Конституции новой статьей, содержание которой сводится к тому, что автономные советские социалистические республики при достижении соответствующего уровня хозяйственного и культурного развития могут быть преобразованы в союзные советские социалистические республики.

Сталин отмечал: "Я думаю, что не следует его принимать. Оно неправильно не только со стороны его. содержания, но и со стороны его мотивов. Нельзя мотивировать перевод автономных республик в разряд союзных республик хозяйственной и культурной их зрелостью, также как нельзя мотивировать оставление той или иной республики в списке автономных республик ее хозяйственной или культурной отсталостью. Это был бы не марксистский, не ленинский подход. Татарская Республика, например, остается автономной, а Казахская Республика становится союзной, но это еще не значит, что Казахская Республика с точки зрения культурного и хозяйственного развития стоит выше, чем Татарская Республика. Дело обстоит как раз наоборот. То же самое надо сказать, например, об Автономной Республике Немцев Поволжья и о Киргизской Союзной Республике, из коих первая в культурном и хозяйственном отношении стоит выше, чем вторая, хотя и остается автономной республикой".

Интересны признаки, которые выделяет Сталин, наличие которых дает основание для перевода автономных республик в разряд союзных республик. Он выделил три.

Во-первых, необходимо, чтобы республика была окраинной, неокруженной со всех сторон территорией СССР. Почему? Потому что если за Союзной республикой сохраняется право выхода из Союза ССР, то необходимо, чтобы эта республика, ставшая Союзной, имела возможность логически и фактически поставить вопрос об ее выходе из СССР. А такой вопрос может поставить только такая республика, которая, скажем, граничит с каким-либо иностранным государством и, стало быть, не окружена со всех сторон территорией СССР.

Во-вторых, необходимо, чтобы национальность, давшая советской республике свое имя, представляла в республике более или менее компактное большинство. Взять, например. Крымскую Автономную Республику. Она является окраинной республикой, но крымские татары не имеют большинства в этой республике, наоборот, – они представляют там меньшинство. Стало быть, было бы неправильно и нелогично перевести Крымскую Республику в разряд союзных республик.

В-третьих, необходимо, чтобы республика была не очень маленькой в смысле количества ее населения, чтобы она имела населения, скажем, не меньше, а больше хотя бы миллиона. Почему? Потому что было бы неправильно предположить, что маленькая советская республика, имеющая минимальное количество населения и незначительную армию, могла рассчитывать на независимое государственное существование. Едва ли можно сомневаться, что империалистические хищники живо приврали бы ее к рукам.

Вносились поправки и касаемо законодательных органов. Так в дополнение к статье 40-ой, предлагалось предоставить Президиуму Верховного Совета право издавать временные законодательные акты. И как отмечал Сталин, я думаю, что это дополнение неправильно и не должно быть принято Съездом. Надо, наконец, покончить с тем положением, когда законодательствует не один какой-нибудь орган, а целый ряд органов. Такое положение противоречит принципу стабильности законов. А стабильность законов нужна нам теперь больше, чем когда бы то ни было. Законодательная власть в СССР должна осуществляться только одним органом, Верховным Советом СССР.

Были предложения о введении прямых выборов в силу которого председатель Президиума Верховного Совета Союза ССР избирался не Верховным Советом СССР, а всем населением страны. Однако и эта поправка была отклонена. "Не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, наравне с Верховным Советом, и могущего противопоставлять себя Верховному Совету. Президент в СССР коллегиальный, – это Президиум Верховного Совета, включая и председателя Президиума Верховного Совета, избираемый не всем населением, а Верховным Советом, и подотчетный Верховному Совету. Опыт истории показывает, что такое построение верховных органов является наиболее демократическим, гарантирующим страну от нежелательных случайностей".

2. Конституция СССР 1936 г.

Конституция (Основной Закон) Союза ССР не имела преамбулы и состояла из 13 глав: I. Общественное устройство; II. Государственное устройство; III. Высшие органы государственной власти Союза Советских Социалистических Республик; IV. Высшие органы государственной власти союзных республик; V. Органы государственного управления Союза Советских Социалистических Республик; VI. Органы государственного управления союзных республик; VII. Высшие органы государственной власти автономных советских социалистичес-ких, республик; VIII. Местные органы государственной власти; IX. Суд и прокуратура; X. Основные права и обязанности граждан; XI. Избирательная система; XII. Герб, флаг, столица; XIII. Порядок изменения Конституции.

Конституция СССР 1936 г. определила, что лица, покушающиеся на общественную социалистическую собственность, являются "врагами народа" (ст. 131). Это уже само по себе позволяло придавать политический смысл действиям соответствующих лиц, который они сами и не имели в виду. Это понятие получило широчайшее толкование, его стали применять ко всем, кто по подозрению в отсутствии симпатий к режиму мог быть привлечён к ответственности за так называемые политические преступления, контрреволюционную деятельность.

Важнейшие особенности этой Конституции как политико-юридического документа состоят в следующем.

1) Она провозглашала, что Союз ССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян (ст. 1). Конституция ввела понятие политической основы СССР – её составляли Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариатом (ст. 2). Вся власть принадлежала, по Конституции, трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся (ст. 3). Изменённым наименованием органов власти – "Советы депутатов трудящихся" вместо "Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов" – как бы подчёркивалось укрепление социальной основы власти, большее единство общества.

2) Конституция исходила из победы социалистических форм хозяйствования и общественной собственности. Она ввела понятие экономической основы СССР – её составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком (ст. 4).

Социалистическая собственность закреплялась в форме государственной собственности (всенародного достояния), к которой были отнесены земля, её недра, все предприятия промышленности, транспорта, крупные сельхозпред-приятия, коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и крупных населённых пунктах (ст. 5, 6), а также кооперативно-колхозной собственности (ст. 5 – 7).

Согласно ст. 9, "наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда".

По Конституции предусматривалось и право личной собственности граждан, но лишь на такие объекты, как трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления и удобства (ст. 10).

Конституционно вводился принцип плановой экономики: в соответствии со ст. 11 хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъёма материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.

Труд в СССР был объявлен обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: "кто не работает, тот не ест". В СССР осуществляется принцип социализма: "от каждого по его способностям, каждому – по его труду" (ст. 12).

3) Конституция СССР закрепляла его государственное устройство как союзного государства, образованного на основе добровольного объединения равноправных советских республик (ст. 13). До принятия Конституции в составе СССР было 7 республик (к числу первых учредителей Союза – РСФСР, Украине, Белоруссии и ЗСФСР – добавились Узбекистан, Туркмения и Таджикистан). Теперь круг союзных республик, составляющих СССР, был расширен до 11 – за счёт прямого вхождения в него, по новой Конституции, Казахстана и Киргизии, являвшихся до этого момента автономными республиками в РСФСР, а также Азербайджана, Армении и Грузии, составлявших Закавказскую федерацию, прекратившую с этого времени своё существование.

Закрепляя по форме федеративное устройство, Конституция отразила линию на сверхцентрализацию во всех областях, концентрируя функции государственного руководства на уровне СССР. Если в последующем сначала зарубежные исследователи, а затем и отечественные учёные называли СССР "унитарной федерацией", то именно Конституция 1936 г. даёт немало оснований для такого вывода.

Достаточно сказать, что в Конституции СССР были перечислены не только автономные республики и автономные области, входившие в состав союзных республик (это можно считать положительным фактором), но также и административно-территориальные единицы – края и области. К ведению Союза относилось утверждение образования новых краёв и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик (ст. 14 п. "е"). Перевод на союзный уровень вопросов не только национально-государственного устройства, но и административно-территориальной организации республик, безусловно, усиливал начала бюрократической централизации и ограничивал самостоятель-ность союзных республик.

Конечно, это была определённая тенденция в организации управления государством, и она особенно хорошо видна в полномочиях СССР в хозяйственно-экономической сфере, закреплённых Конституцией 1936 г. К его ведению было отнесено установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных; управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями союзного значения; управление транспортом и связью. Практически все мало-мальски важные хозяйственные единицы были подчинены союзным министерствам, что существенно ослабляло права республик и делало их в экономической сфере полностью зависимыми от центра.

4) Конституция СССР установила всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, отменила ограничения по участию в выборах отдельных категорий лиц по классовому или социальному признакам, отказалась от непрямых выборов в Советы и заменила их прямыми. Вместо открытых выборов на собраниях по производственно-территориальному принципу вводилось тайное голосование по территориальному принципу.

5) Была установлена новая система органов государственной власти (вместо Всесоюзного съезда Советов, ЦИК СССР и Президиума ЦИК – Верховный Совет СССР и Президиум Верховного Совета СССР; аналогичные органы в союзных и автономных республиках; на местах вместо съездов Советов – Советы депутатов трудящихся: краевые, областные, районные и т.д.).

6) Конституция 1936 г. закрепила более полный перечень социально-экономических, политических и личных прав граждан. В Конституции появилась специальная глава Х "Основные права и обязанности граждан". В ней провозглашались такие права граждан, как право на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, право на образование.

Конституция закрепляла социальное и политическое равноправие граждан, а также равноправие женщины и мужчины. Она предусмотрела ряд политических прав и свобод – слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, право на объединение в общественные организации (правда, оговорив, что они используются в соответствии с интересами трудящихся, в целях укрепления социалистического строя, развития организационной самодеятель-ности и политической активности народных масс).

7) Ни одна из предшествующих конституций ничего не говорила о партиях вообще, в том числе о Коммунистической партии, занявшей правящие позиции. В Конституции 1936 г. был сделан первый шаг к оформлению однопартийной системы в стране. В ст. 126, говорившей о праве на объединение в общественные организации, предусматривалось: "наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоёв трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных". Таким образом, и отражалось фактическое положение, и провозглашалось официальное, теперь уже конституционное право ВКП(б) направлять – в качестве "руководящего ядра" – деятельность государственных органов и общественных объединений.

3. Место Сталина в принятии Конституции 1936 года

Конституционной Комиссии было поручено внести изменения в текст Конституции 1924 года. В результате работы Конституционной Комиссии получился новый текст Конституции, проект новой Конституции СССР.

Сталин лично принимал участие в разработке положений Конституции 1936г. По его мнению, проект новой Конституции представляет собой итог пройденного пути, итог уже добытых завоеваний. Он является, стало быть, регистрацией и законодательным закреплением того, что уже добыто и завоевано на деле.

Рассмотрим далее взгляды Сталина И.В. на развитие конституционных положений в СССР.

Как отмечал, Сталин в своем выступлении: "Конституции буржуазных стран исходят обычно из убеждения о незыблемости капиталистического строя. Главную основу этих конституций составляют принципы капитализма, его основные устои: частная собственность на землю, леса, фабрики, заводы и прочие орудия и средства производства; эксплуатация человека человеком и наличие эксплуататоров и эксплуатируемых; необеспеченность трудящегося большинства на одном полюсе общества и роскошь нетрудящегося, но обеспеченного, меньшинства на другом полюсе; и т.д. и т.п. Они опираются на эти и подобные им устои капитализма. Они их отражают, они их закрепляют в законодательном порядке. В отличие от них проект новой Конституции СССР исходит из факта ликвидации капиталистического строя, из факта победы социалистического строя в СССР. Главную основу проекта новой Конституции СССР составляют принципы социализма, его основные устои, уже завоеванные и осуществленные: социалистическая собственность на землю, леса, фабрики, заводы и прочие орудия и средства производства; ликвидация эксплуатации и эксплуататорских классов; ликвидация нищеты большинства и роскоши меньшинства; ликвидация безработицы; труд, как обязанность и долг чести каждого работоспособного гражданина по формуле: "кто не работает, тот не ест". Право на труд, т.е. право каждого гражданина на получение гарантированной работы; право на отдых; право на образование; и т.д. и т.п. Проект новой Конституций опирается на эти и подобные им устои социализма. Он их отражает, он их закрепляет в законодательном порядке"

В отличие от буржуазных конституций проект новой Конституции СССР исходит из того, что в обществе нет уже больше антагонистических классов, что общество состоит из двух дружественных друг другу классов, из рабочих и крестьян, что у власти стоят эти именно трудящиеся классы, что государственное руководство обществом (диктатура) принадлежит рабочему классу, как передовому классу общества, что конституция нужна для того, чтобы закрепить общественные порядки, угодные и выгодные трудящимся.

Проект новой Конституции СССР – глубоко интернационален. Он исходит из того, что все нации и расы равноправны. Он исходит из того, что разница в цвете кожи или в языке, культурном уровне или уровне государственного развития, равно как другая какая-либо разница между нациями и расами – не может служить основанием для того, чтобы оправдать национальное неравноправие. Он исходит из того, что все наций и расы, независимо от их прошлого и настоящего положения, независимо от их силы или слабости, – должны пользоваться одинаковыми правами во всех сферах хозяйственной, общественной, государственной и культурной жизни общества.

Особенность проекта новой Конституции СССР состоит в том, что он свободен от подобных оговорок и ограничений. Для него не существует активных или пассивных граждан, для него все граждане активны. Он не признает разницы в правах между мужчинами и женщинами, "оседлыми" и "неоседлыми", имущими и неимущими, образованными и необразованными. Для него все граждане равны в своих правах. Не имущественное положение, не национальное происхождение, не пол, не служебное положение, а личные способности и личный труд каждого гражданина определяют его положение в обществе.

Особенность проекта новой Конституции состоит в том, что он не ограничивается фиксированием формальных прав граждан, а переносит центр тяжести на вопрос о гарантиях этих прав, на вопрос о средствах осуществления этих прав. Он не просто провозглашает равенство прав граждан, но и обеспечивает его законодательным закреплением факта ликвидации режима эксплуатации, факта освобождения граждан от всякой эксплуатации. Он не просто провозглашает право на труд, но и обеспечивает его законодательным закреплением факта отсутствия кризисов в советском обществе, факта уничтожения безработицы. Он не просто провозглашает демократические свободы, но и обеспечивает их в законодательном порядке известными материальными средствами. "Понятно поэтому, что демократизм проекта новой Конституции является не "обычным" и "общепризнанным" демократизмом вообще, а демократизмом социалистическим".

Проект Конституции 1936 года не обошелся и без критики иностранных государств.

В своем докладе Сталин И.В. подробно остановился на критике, парируя каждый укол "буржуазного мышления": Проект Конституции действительно существует в природе, но он не представляет большого интереса, так как он является по сути дела не проектом конституции, а пустой бумажкой, пустым обещанием, рассчитанным на то, чтобы сделать известный маневр и обмануть людей. Они добавляют при этом, что лучшего проекта и не мог дать СССР, так как сам СССР является не государством, а всего-навсего – географическим понятием, а раз он не является государством, то и конституция его не может быть действительной конституцией".

Вторая группа критиков "не прочь признать известные достоинства за проектом Конституции, она считает его положительным явлением, но она, видите ли, очень сомневается, чтобы ряд его положений можно было провести в жизнь, ибо она убеждена, что эти положения вообще неосуществимы и должны остаться на бумаге. Это, говоря мягко, скептики. Они, эти скептики, имеются во всех странах".

Еще одна группа критиков, атакуя проект новой Конституции, характеризует его, как "сдвиг вправо", как "отказ от диктатуры пролетариата", как "ликвидацию большевистского режима". "Большевики качнулись вправо, это факт" – говорят они на разные голоса. Особенно усердствуют в этом отношении некоторые польские и отчасти американские газеты.

Наконец, еще одна группа критиков. Если предыдущая группа обвиняет проект Конституции в отказе от диктатуры рабочего класса, то эта группа обвиняет его, наоборот, в том, что он ничего не меняет в существующем положении в СССР; что он оставляет нетронутой диктатуру рабочего класса, не допускает свободу политических партий и сохраняет в сильнейшее руководящее положение партии коммунистов в СССР. При этом эта группа критиков считает, что отсутствие свободы партий в СССР является признаком нарушения основ демократизма.

Как отмечал Сталин, новая Конституция СССР будет моральной помощью и реальным подспорьем для всех тех, кто ведут ныне борьбу против фашистского варварства. Еще большее значение имеет новая Конституция СССР для народов СССР. Если для народов капиталистических стран Конституция СССР будет иметь значение программы действий, то для народов СССР она имеет значение итога их борьбы, итога их побед на фронте освобождения человечества. В результате пройденного пути борьбы и лишений приятно и радостно иметь свою Конституцию, трактующую о плодах наших побед.

4. Содержание и особенные черты Конституции 1936 г.

Конституция (Основной Закон) Союза ССР не имела преамбулы и состояла из 13 глав: I. Общественное устройство; II. Государственное устройство; III. Высшие органы государственной власти Союза Советских Социалистических Республик; IV. Высшие органы государственной власти союзных республик; V. Органы государственного управления Союза Советских Социалистических Республик; VI. Органы государственного управления союзных республик; VII. Высшие органы государственной власти автономных советских социалистичес-ких, республик; VIII. Местные органы государственной власти; IX. Суд и прокуратура; X. Основные права и обязанности граждан; XI. Избирательная система; XII. Герб, флаг, столица; XIII. Порядок изменения Конституции.

Конституция СССР 1936 г. определила, что лица, покушающиеся на общественную социалистическую собственность, являются "врагами народа" (ст. 131). Это уже само по себе позволяло придавать политический смысл действиям соответствующих лиц, который они сами и не имели в виду. Это понятие получило широчайшее толкование, его стали применять ко всем, кто по подозрению в отсутствии симпатий к режиму мог быть привлечён к ответственности за так называемые политические преступления, контрреволюционную деятельность.

Важнейшие особенности этой Конституции как политико-юридического документа состоят в следующем.

1) Она провозглашала, что Союз ССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян (ст. 1). Конституция ввела понятие политической основы СССР – её составляли Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариатом (ст. 2). Вся власть принадлежала, по Конституции, трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся (ст. 3). Изменённым наименованием органов власти – "Советы депутатов трудящихся" вместо "Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов" – как бы подчёркивалось укрепление социальной основы власти, большее единство общества.

2) Конституция исходила из победы социалистических форм хозяйствования и общественной собственности. Она ввела понятие экономической основы СССР – её составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком (ст. 4).

Социалистическая собственность закреплялась в форме государственной собственности (всенародного достояния), к которой были отнесены земля, её недра, все предприятия промышленности, транспорта, крупные сельхозпред-приятия, коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и крупных населённых пунктах (ст. 5, 6), а также кооперативно-колхозной собственности (ст. 5 – 7).

Согласно ст. 9, "наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда".

По Конституции предусматривалось и право личной собственности граждан, но лишь на такие объекты, как трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления и удобства (ст. 10).

Конституционно вводился принцип плановой экономики: в соответствии со ст. 11 хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъёма материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.

Труд в СССР был объявлен обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: "кто не работает, тот не ест". В СССР осуществляется принцип социализма: "от каждого по его способностям, каждому – по его труду" (ст. 12).

3) Конституция СССР закрепляла его государственное устройство как союзного государства, образованного на основе добровольного объединения равноправных советских республик (ст. 13). До принятия Конституции в составе СССР было 7 республик (к числу первых учредителей Союза – РСФСР, Украине, Белоруссии и ЗСФСР – добавились Узбекистан, Туркмения и Таджикистан). Теперь круг союзных республик, составляющих СССР, был расширен до 11 – за счёт прямого вхождения в него, по новой Конституции, Казахстана и Киргизии, являвшихся до этого момента автономными республиками в РСФСР, а также Азербайджана, Армении и Грузии, составлявших Закавказскую федерацию, прекратившую с этого времени своё существование.

Закрепляя по форме федеративное устройство, Конституция отразила линию на сверхцентрализацию во всех областях, концентрируя функции государственного руководства на уровне СССР. Если в последующем сначала зарубежные исследователи, а затем и отечественные учёные называли СССР "унитарной федерацией", то именно Конституция 1936 г. даёт немало оснований для такого вывода.

Достаточно сказать, что в Конституции СССР были перечислены не только автономные республики и автономные области, входившие в состав союзных республик (это можно считать положительным фактором), но также и административно-территориальные единицы – края и области. К ведению Союза относилось утверждение образования новых краёв и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик (ст. 14 п. "е"). Перевод на союзный уровень вопросов не только национально-государственного устройства, но и административно-территориальной организации республик, безусловно, усиливал начала бюрократической централизации и ограничивал самостоятель-ность союзных республик.

Конечно, это была определённая тенденция в организации управления государством, и она особенно хорошо видна в полномочиях СССР в хозяйственно-экономической сфере, закреплённых Конституцией 1936 г. К его ведению было отнесено установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных; управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями союзного значения; управление транспортом и связью. Практически все мало-мальски важные хозяйственные единицы были подчинены союзным министерствам, что существенно ослабляло права республик и делало их в экономической сфере полностью зависимыми от центра.

4) Конституция СССР установила всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, отменила ограничения по участию в выборах отдельных категорий лиц по классовому или социальному признакам, отказалась от непрямых выборов в Советы и заменила их прямыми. Вместо открытых выборов на собраниях по производственно-территориальному принципу вводилось тайное голосование по территориальному принципу.

5) Была установлена новая система органов государственной власти (вместо Всесоюзного съезда Советов, ЦИК СССР и Президиума ЦИК – Верховный Совет СССР и Президиум Верховного Совета СССР; аналогичные органы в союзных и автономных республиках; на местах вместо съездов Советов – Советы депутатов трудящихся: краевые, областные, районные и т.д.).

6) Конституция 1936 г. закрепила более полный перечень социально-экономических, политических и личных прав граждан. В Конституции появилась специальная глава Х "Основные права и обязанности граждан". В ней провозглашались такие права граждан, как право на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, право на образование.

Конституция закрепляла социальное и политическое равноправие граждан, а также равноправие женщины и мужчины. Она предусмотрела ряд политических прав и свобод – слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, право на объединение в общественные организации (правда, оговорив, что они используются в соответствии с интересами трудящихся, в целях укрепления социалистического строя, развития организационной самодеятель-ности и политической активности народных масс).

7) Ни одна из предшествующих конституций ничего не говорила о партиях вообще, в том числе о Коммунистической партии, занявшей правящие позиции. В Конституции 1936 г. был сделан первый шаг к оформлению однопартийной системы в стране. В ст. 126, говорившей о праве на объединение в общественные организации, предусматривалось: "наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоёв трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных". Таким образом, и отражалось фактическое положение, и провозглашалось официальное, теперь уже конституционное право ВКП(б) направлять – в качестве "руководящего ядра" – деятельность государственных органов и общественных объединений.

Выводы

В ноябре 1936 г. (после прошедшего публичного обсуждения проекта) на чрезвычайном Восьмом Съезде советов проект дополнительно подвергся редактированию и в начале декабря съезд утвердил проект Конституции.

Новая Конституция состояла из 13 глав и 146 статей.

Политическую основу СССР составляли советы депутатов трудящихся, которым принадлежала вся власть в стране. Экономическую основу – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность выступает в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Законом допускалась мелкое частное (основанное на личном труде) хозяйство. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народнохозяйственным планом страны. Труд рассматривался как обязанность.

Государственное устройство страны определялось как федеративное (союзное) объединение республик. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, неперечисленные полномочия оставались за союзными республиками. Последним предоставлялось право выхода из состава СССР, конституции союзных республик должны были соответствовать Конст.СССР, в случае их расхождения действовал союзный закон. Конституция провозглашала единое гражданство. Высшим органом власти в СССР становился Верховный совет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из двух палат: Совета Союза( избирался по территор. округам) и Совета Национальстей (избир. по союзным, автон.республикам, областям и нацин. округам). Обе палаты признавались равноправными, работали в сессионном порядке.

Правительство (СНК СССР) формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. СНК издавал постановления и распоряжения на основе действующих законов, принятых Верховным Советом. В конституции давался перечень союзных (обороны, иност. дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного тран-та, тяжелой и оборонной промышленности ) и союзно-республиканских (пищевой, легкой, лесной пром-ти, земледелия, финансов и т.д.) народных комиссариатов. По аналогии с союзными органами центральной власти и управления строилась система органов союзной республики.

В 9 главе – изменения в избирательной системе. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании с 18-ти лет. Предшествующее избир.законодательство отменялось.

В перечне основных прав и обязанностей граждан упоминалось о правах на труд, отдых, материальное обеспечение( в старости, болезни, при потере трудоспособности), бесплатном образовании. Провозглашалось равенство полов, национ-тей, свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций, отделение церкви от гос-ва и школы от церкви.

В последующем, происходившие в госаппарате преобразования ( создание или ликвидация наркоматов, новые принципы формирования государственных структур и институтов) находили отражение в действующей Конституции, включаясь в нее посредством законов и указов, утверждаемых в установленном порядке. И в 1937 г. принимается Конституция РСФСР, закрепившая новые системы органов власти, управления и выборов. РСФСР по Конституции включала в себя 5 краев, 17 автон.республик, 6 автон.областей.

Литература

1. Конституция (Основной закон) СССР (утв. II-ым Съездом Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.) / Юридическое Издательство Наркомюста. Москва, 1924.

2. Конституция (Основной закон) СССР (утв. постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза ССР от 5 декабря 1936 г.) / Юридическое Издатель-ство НКЮ СССР. Москва, 1937.

3. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. – М.: РЮИД, "Сашко", 2000

4. Сталин И. "Вопросы ленинизма", одиннадцатое издание. – М.: ОГИЗ. – 1947

5. Хабаров В.А. Конституционное право России: Советское конституционное право от 1918 года до Сталинской конституции