Конституция США

Конституция США.

Статьи по теме
Искать по теме

Предпосылки принятия Конституции в Америке

Как известно, Конституция США – основной закон США, имеющий высшую юридическую силу. Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии и впоследствии ратифицирована всеми тринадцатью существовавшими тогда американскими штатами. Она считается первой в мире конституцией в современном понимании.

Состоит эта Конституция из семи статей, за время ее действия были приняты двадцать семь поправок, которые являются ее неотъемлемой частью.

Основной закон США был создан в "новой", совсем молодой стране, на территории бывших английский колоний и не встречал сопротивления традиционных структур, существовавших на этих территориях. США первоначально были страной иммигрантов, и этот фактор оказывал влияние на их экономическую и политическую жизнь до самого начала ХХ в.

Формирование США, как независимого государства, занимает сравнительно небольшой исторический отрезок времени. С момента образования на территории современного государства первых английских переселенческих колоний в первой половине XVII века и до юридического оформления США в единое федеративное государство после принятия Конституции в 1787 году прошло чуть более полутора веков. Но именно в тот период были заложены основы американской государственности, созданы предпосылки для появления на свет юридического документа номер один в истории Соединенных Штатов Америки – Конституции 1787 года.

Процесс ее разработки неотделим от истории борьбы за государственную независимость, свободу и объединение штатов в единое государство. Но традиции закладывались еще первыми поселенцами, принесшими на новые земли идеалы естественного права, английского "общего права", суда присяжных заседателей, ставшие первоосновой при формировании колониальных органов управления.

Так, уже в период становления первых колоний, непременным условием считалось признание свободы религии, невмешательство властей в дела культа, право граждан выбирать должностных лиц, носить оружие, создавать по своей воле военные отряды, участвовать в налогообложении и т.д.

С течением времени, в процессе укрепления колоний и их борьбы за независимость, зарождается и развивается специфическая американская практика компромиссов, сыгравшая впоследствии решающую роль в процессе принятия Конституции 1787 года. Суть ее состояла в том, что при совместном рассмотрении политических вопросов штатами нередко принимались компромиссные решения, отвечающие, в первую очередь, соображениям рациональности и практической пользы.

Например, традиционно республиканский, промышленный Север пошел на военный союз с рабовладельческим, плантаторским Югом, когда этого потребовали интересы борьбы с британским господством. В ходе совместной вооруженной борьбы за независимость, длившейся с 1775 по 1783 год, и превратившейся в своеобразную буржуазную революцию, ликвидировавшую многие феодальные пережитки, штаты прошли путь от добровольного военного союза до конфедерации, созданной в 1781 году.

Необходимо также отметить, что в этот период были созданы юридические документы, оказавшие влияние не только на ход событий того времени, но и на развитие американских демократических традиций в будущем.

Прежде всего это, конечно, Декларация независимости Соединенных Штатов 1776 года, главным автором которой является Т. Джефферсон, а также Статьи Конфедерации 1781 года, ставшие фактически первой Конституцией образовавшегося межгосударственного союза. Нельзя не вспомнить в этой связи и о первом проекте федерации, созданном еще в 1748 году Б. Франклином.

Все эти документы в большой степени оказали влияние на содержание Конституции 1787 года, заложив ее юридическую базу.

Следует принять во внимание и то, что экономические потребности стремительно развивающегося капитализма, внутренние и внешнеполитические интересы страны требовали создания более прочного союза, чем существовавшая Конфедерация.

Требовался союз, который мог бы обеспечить единое экономическое пространство, облегчить движение товаров, колонизацию новых земель, укрепить ее обороноспособность, поднять международный авторитет.

Слабость центральной власти была чревата еще и тем, что обострение социальной напряженности после окончания освободительной войны, недовольство в армии и народе политикой, проводимой правительством Конфедерации, грозили внутренними конфликтами.

Политические перемены стали необходимыми. Приближающийся кризис можно было преодолеть только путем изменения государственного устройства объединившихся колоний. В этом процессе сыграть решающую роль была призвана новая Конституция, закрепившая федеративное устройство страны.

Непосредственное участие в разработке текста Конституции приняли ведущие юристы Америки и общественные деятели государства: Д. Медисон, Т. Джефферсон, Б. Франклин, А. Гамильтон и др. Основополагающим принципом конституции был провозглашен принцип разделения властей, который предполагает организационную независимость трех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной и разграничение функций между ними.

Власть, по обоснованному мнению создателей Конституции, должна быть разделена между различными органами государства таким образом, чтобы они взаимно контролировали и сдерживали друг друга.

Джеймс Медисон, один из авторов Конституции США, по этому поводу говорил, что до тех пор, пока органы государственной власти "... не будут связаны и переплетены до такой степени, чтобы предоставить каждому из органов конституционный контроль над другими, максимально требуемый уровень разделения, как сущность свободного правительства, иногда на практике не сможет быть организован надлежащим образом".

Фундаментальной основой государственно-территориального устройства США был провозглашен принцип федерализма, который определил правовой статус и гарантии равноправия субъектов федерации, а также основы разграничения полномочий и предметов ведения федеральных органов власти и органов власти штатов.

Конституция не ликвидировала административную и, отчасти, политическую автономию штатов, но противопоставила ей сильную центральную власть. Таким образом, Конфедерация превращалась в федерацию. Действующей в государстве легитимной формой правления была выбрана президентская республика. Эти основные положения легли в основу выработанной конвентом Конституции.

Итогом работы Конвента стал предельно краткий по объему и емкий по содержанию юридический документ, состоящий из преамбулы и четырех частей (статей), уникальность которого состоит в том, что просуществовав более 200 лет, он является и сегодня основным законом США.

Однако Конституция могла вступить в силу не иначе, как после ее ратификации штатами (по крайней мере, девятью из тринадцати). Между тем, во многих местах ратификация Конституции была поставлена в тесную связь с поправками, трактующими о гражданских свободах. Для предотвращения срыва ее ратификации в 1789 году пошли на компромисс, оставив содержание Конституции в прежнем виде, но занялись вопросами о поправках к ней.

В результате, Билль о правах, состоявший из 10-ти статей в качестве первых десяти поправок к Конституции, был сначала оформлен обеими палатами Конгресса, а после его ратификации штатами получил силу закона. Направленные на защиту прав и свобод граждан, эти поправки законодательно закрепили американские демократические традиции и решающим образом повлияли на ход ратификации Конституции штатами.

В результате, принятая Конституция стала прочным фундаментом государственного устройства США, основой для разработки и принятия конституций отдельных штатов. С ее помощью Соединенные Штаты Америки добились упрочения своих позиций как внутри государства, так и на международной арене, открыли путь к экономическому и политическому могуществу сегодняшнего дня.

Конституция США закрепляла централизацию американского государства, а централизация объективно способствовала укреплению североамериканских штатов, являлась условием сохранения и развития их экономической независимости, политического престижа на международной арене, где властвовали европейские монархии. Эти смысл и направленность государственной централизации понимали и одобряли лидеры американских демократов Т. Джефферсон, Т. Пейн, Б. Франклин, Б. Раш.

К осознанию необходимости централизации постепенно стали подходить и народные массы. За усиление центрального правительства ратовали как "верхи", так и "низы". Идея централизации государственной власти пользовалась также поддержкой среди фермеров, выходивших на национальный рынок.

Первые статьи Конституции

Принятию Конституции 1787 г. предшествовало принятие Декларации независимости от 4 июля 1776 г. Эта декларация была провозглашена во время борьбы с Великобританией представителями тринадцати колоний – Виргинии, Делавэра, Джорджии, Северной Каролины, Южной Каролины, Коннектикута, Массачусетса, Мэриленда, Нью-Джерси, Нью-Гемпшира, Нью-Йорка, Пенсильвании и Род-Айленда.

Перечисленные колонии заявили, что их представители – есть представители Соединенных Штатов Америки, собравшиеся на общий конгресс и правомочны объявить от имени народа, что соединенные колонии суть и по праву должны быть свободными и независимыми Штатами.

Каждый из штатов стал независимым государством. Однако "необходимость борьбы с Великобританией заставила штаты заключить в 1777 г. конфедеративный союз. В 1783 г. война была завершена заключением Версальского договора, признавшего независимость колоний. В 1787 г. представители 13 штатов собрались в Филадельфии для того, чтобы пересмотреть статус конфедерации".

Однако вместо пересмотра статуса существовавшего союза, после бурной полемики, была выработана Конституция нового государства. Конечно, с сегодняшней точки зрения состав Конвента нельзя назвать достаточно представительным: из назначенных в него 74 делегатов лишь 55 участвовали в работе, ряд из них покинули Конвент до его закрытия, и только 39 поставили свои подписи под текстом Основного закона.

Конституционный конвент 1787 года заседал в первой столице США – Филадельфии, с мая по сентябрь в условиях секретности. Только в 1911 г. все относящиеся к заседаниям конвента материалы были изданы. Их изучение позволяет воссоздать истинные мотивы авторов американской конституции, установить, какой смысл вкладывался ими в те или иные положения основного закона.

В основном именно экономические интересы участников филадельфийского конвента 1787 г., выработавшего Конституцию США, выражали волю четырех групп: финансового капитала, владельцев государственного долга, промышленников, торгово-купеческих кругов.

Существует даже точка зрения, согласно которой участники конвента 1787 г. руководствовались исключительно личными экономическими мотивами, а противники этого мнения утверждают, что участники конвента, отклонив демократию "большинства", создали более высокий образец "плюралистской демократии", обеспечивавшей право на равное представительство самых разных социальных интересов. Они руководствовались идеалами Просвещения, воплотив в жизнь принципы, недоступные даже самым передовым и смелым умам Европы.

Очевидно, истина находится где-то посередине, и мотивы депутатов конвента сочетали в себе экономические интересы с приверженностью демократическим принципам, так как видели в этих принципах достаточно надежную охрану своим материальным интересам.

Принятая 17 сентября 1787 г. Конституция была передана в Континентальный конгресс, который 28 сентября направил ее "законодательным собраниям штатов с тем, чтобы они представили ее на рассмотрение конвентов, состоящих из делегатов, избранных в каждом штате его народом в соответствии с решениями Конвента".

При ратификации в большинстве штатов существовала значительная оппозиция Конституции: только конвенты в Делавэре, Нью-Джерси и Джорджии приняли ее единогласно. И все же Конституция была ратифицирована. Первым, одобрившим ее 7 декабря 1787 г., был штат Делавэр; девятым штатом, благодаря ратификации которого 21 июня 1788 г. этот документ вступил в силу, стал Нью-Гемпшир. Последним был штат Род-Айленд, где ратификация произошла только29 мая 1790 г.

Во время первой сессии Конгресса, созванного на основании новой Конституции, Дж. Медисоном было предложено принятие Билля о правах.. После ратификации Билля о правах Конституция США стала похожа на акт, обычно признаваемый Основным законом страны. До этого в тексте отсутствовала важнейшая часть любой конституции – нормы о правах и свободах.

Первоначальный текст Конституции на первый взгляд кажется простым, логичным, сжатым (собственно, для того времени он таким и являлся), хотя при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что в нем много нечеткого, неконкретного и противоречивого. Он изобилует общими выражениями. В этом акте отсутствуют положения о важнейших институтах политической и государственной власти – о конституционном контроле, политических партиях, исполнительном аппарате, местном управлении, весьма поверхностно характеризуется порядок избрания высших должностных лиц и органов, парламентская процедура.

Но законодательная власть по Конституции 1787 года принадлежит Конгрессу США (ст. 1, разд.1), состоящему из двух палат: палаты представителей и сената.

Обе палаты получили равные права в том, что касается законодательной инициативы и принятия законов. В компетенцию Конгресса вошли следующие вопросы (ст.1, разд.8): установление и взимание пошлин, налогов, акцизных сборов; забота об общем благосостоянии и совместной обороне США; единообразие налогов, податей и акцизных сборов на всей территории США; производство займов за счет государства; вопросы внешней торговли; единообразное толкование законов на всей территории федерации; чеканка монеты; почтовая служба; учреждение судов, подчиненных Верховному суду; объявление войны; набор и содержание армии; подавление выступлений, нарушающих установленный законом порядок, и др.

Кроме того, в полномочия Конгресса вошли утверждение государственного бюджета, ратификация международных договоров, подписанных президентом, назначение на важнейшие государственные посты. Воплощая в жизнь систему взаимных сдержек и противовесов, Конституция дала сенату полномочия утверждать назначенных президентом министров и членов правительства. Но уже после того как согласие на назначение дано, уже нельзя удалить назначенных лиц выражением недоверия или порицания. Таким образом, законодательная власть лишается возможности напрямую влиять на работу правительства.

Что касается системы выборов и состава палат, то более консервативный, профессиональный по составу сенат был изначально задуман, как альтернатива, противовес "всенародной" палате представителей, избиравшейся населением штатов каждые два года.

Члены сената вплоть до 1913 года избирались парламентами штатов, причем состав его полностью обновляется за 6 лет (по трети депутатов в 2 года). Все это давало сенату некоторую независимость от избирателей и возможность, при необходимости, заблокировать популистские решения палаты представителей.

Таким образом, Конституция распределяла компетенцию "горизонтально" на федеральном уровне и "вертикально" между Союзом и штатами, а также устанавливала порядок изменения самого Основного закона и содержала разноплановые положения.

Конституция США первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан. Но дело в том, что в то время права и свободы содержались в конституциях штатов, и отказ закрепить их в Основном законе страны диктовался стремлением ограничить возможности их требований на национальном уровне.

Тем не менее ряд важных норм можно найти в тексте Конституции. Так, в разд. 9 ст. I говорится о запрещении приостановки действия habeas corpus, если только того не потребует общественная безопасность в случае мятежа или вторжения. Тот же раздел запрещал принимать билли об опале и законы ex post facto.

Немаловажное значение имеет и норма разд. 2 ст. III о рассмотрении всех уголовных дел судом присяжных, а также положение разд. 3 данной статьи, где определяется состав преступления государственной измены и его ограничительные условия. Нельзя не вспомнить и о норме разд. 2 ст. IV: "Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и льготы граждан других штатов".

Названные положения явились лишь зачатками будущих правовых норм, впоследствии включенных в конституционный текст, а также содержащихся в других юридических актах и судебных решениях. Здесь нельзя не упомянуть и о том, что из числа полноправных граждан фактически были исключены чернокожие и индейцы ( абз. 3 разд. 2 ст. IV).

Содержащиеся в Конституции США пробелы с годами восполняются не очень быстро. Одна из причин процедура его изменения Основного закона.

Например, в Конституции с самого начала было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти – Конгрессом, Президентом и Верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Подобная сбалансированность государственной системы затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо одного из названных органов.

Тем не менее, особой популярностью среди участников конвента пользовалась концепция "единой и неделимой" исполнительной власти, которая, во-первых, провозглашала наделение таковой во всем объеме одного лица, а во-вторых, означала отстранение от контроля над аппаратом исполнительной власти законодательных органов и предоставление исключительного права формирования и руководства этим аппаратом президенту США. Своим истоком она имела не столько британскую государственную модель, утвердившую принцип ответственного парламентского правительства, сколько воззрения французского мыслителя Ш. Монтескье.

Достоинство концентрации и централизации исполнительной власти федералисты, подобно Ш. Монтескье, видели в быстром и эффективном проведении решений в жизнь. Поддержание социального порядка и экономической стабильности на огромной территории США, как и управление таким большим государством в целом, защита его от внешних врагов, доказывали они, возможны лишь при условии принятия быстрых решений и энергичного осуществления их одной сильной рукой. Разделение исполнительной власти между двумя, тремя и большим числом лиц, нашедшее воплощение в ряде штатов, было, по их убеждению, губительно для государства.

Некоторые федералисты разделяли мысли Ш. Монтескье о том, что "единая и неделимая" исполнительная власть должна быть облачена в монархические одежды. Так с монархической идеей на конвенте в Филадельфии выступали А. Гамильтон. Д. Дикинсон, Д. Макклюр, Г. Моррис, Д. Брум. Но они не были сторонниками монархического устройства, известного тогда в Европе. Все эти федералисты являлись противниками неограниченной и наследственной монархии, понимая под монаршей властью применительно к США пожизненное правление выборного единоличного главы исполнительной власти. Они ухватились за эту политическую форму, полагая, что она лучше всего будет отвечать условиям США в эпоху экономических неурядиц, социальных конфликтов и борьбы за самостоятельную позицию на мировой арене.

Монархическая идея не получила широкой поддержки на конвенте. Он склонился к наделению "единой и неделимой" исполнительной властью президента США, переизбираемого каждые четыре года (Мэдисон и Рандольф предлагали избирать президента на 7 лет, Элсворт и Уильямсон – на 6, Джерри – на срок от 10 до 20 лет, Вильсон, Пинкни, Бедфорд – на 3 года).

Четыре года были компромиссным сроком, значительно превышавшим срок полномочий губернаторов штатов. При определении полномочий президента формула "неделимой" исполнительной власти была урезана после того, как за сенатом было закреплено право давать "совет и согласие" президенту по вопросам формирования невыборного государственного аппарата, Верховного суда, а также право утверждать международные договоры.

Тем не менее власть президента в глазах многих американцев была неимоверно велика, а критики даже нарекли ее "выборной монархией", поскольку, согласно широко распространенным понятиям того времени, монархия означала не только институт наследственного правления, но и сосредоточение полноты исполнительной власти в одних руках. Критики подкрепляли свою аргументацию и тем, что переизбрание в должности президента не было ограничено, и формально один человек, если избиратели раз в четыре года давали на это согласие, мог занимать пост главы государства всю жизнь.

Наконец, кроме исполнительной власти президент был наделен очень большими законодательными правами. Кроме возможности издания президентских указов он, в отличие от губернаторов штатов, получил весомое право отлагательного вето в отношении решений законодательного органа. Чтобы преодолеть президентское вето, соответствующей палате при повторном обсуждении необходимо было собрать не менее двух третей голосов. Как показал американский опыт, преодоление президентского вето крайне затруднительно (оно происходит примерно в 1 случае из 10).

Созданная система органов первоначально слабо опиралась на основу государственной власти – избирательный корпус. Большинство учрежденных федеральных институтов не избиралось всеобщим и прямым голосованием.

Президент получал и получает власть в результате косвенных выборов; в начальный период выборщики Президента редко определялись прямыми выборами; гораздо чаще их избирали законодательные собрания штатов. (В настоящее время Президент избирается в коллегии выборщиков, общее число которых равно общему числу депутатов Палаты представителей и сенаторов и плюс три представителя от округа Колумбия).

До 1913 г. и Сенат – верхняя палата Конгресса – состоял из членов, также избиравшихся законодательными собраниями штатов, а Верховный суд и поныне остается назначаемым органом. Только Палата представителей с 1789 г. формируется путем прямого голосования.

В настоящее время один депутат представляет примерно 540 тыс. жителей. Выборы членов обеих палат проходят по униноминальной мажоритарной системе в один тур в избирательных округах, устанавливаемых легислатурами штатов.

Статьи американской Конституции и создание американских нормативных актов

Конституция США – трудноизменяемый акт, но все же за более чем 200-летний период своего существования он проделал заметную и значительную эволюцию. Эта эволюция коснулась главным образом трех направлений – улучшения функционирования центральных органов государственной власти, развития избирательного права и развития прав граждан. Первая линия прослеживается из содержания пяти поправок: XII (1804 г.) – о выборах Президента США; XVII (1913 г.) – о выборах сенаторов путем прямого всеобщего голосования; XX (1933 г.) – о вступлении в должность Президента страны; XXII (1951 г.) – о том, что мандат Президента может быть возобновлен только один раз, и XXV (1967 г.) – о замещении Президента и Вице-президента.

Первоначальный текст Конституции предоставил штатам свободу в организации выборов. Каждый из них был вправе устанавливать нормы избирательного права, предоставляя такое право, или исключая из избирательного корпуса какие-либо категории граждан.

Эта свобода штатов постепенно была ограничена рядом последовательных поправок: XV (1870 г.), запретившей штатам ограничивать право голоса по основаниям расы, цвета кожи или прежнего нахождения в рабстве; XIX (1920 г.), запретившей отказывать в праве голоса женщинам; XXIII (1963 г.), разрешившей участвовать в выборах жителям федерального округа Колумбия, и, наконец, XXIV (1964 г.), запретившей оспаривать или ограничивать право голоса по причине неуплаты любого избирательного налога или другого налога. Иными словами, XXIV поправка упразднила имущественный ценз, существовавший на определенной части страны, а в 1971 г. XXVI поправка снизила возрастной ценз активного избирательного права до 18 лет.

Конституция 1787 года заложила и механизм обратного влияния субъектов федерации на законотворческую деятельность Конгресса. Федеральные законы, поступая на ратификацию в парламенты штатов, вступают в силу на всей территории страны только после того, как необходимое большинство (на тот период девять из тринадцати) штатов ратифицируют его.

При всем том, что препарирование федералистами концепции разделения властей носило в целом умеренно-консервативный характер, оно включило и важную либеральную черту, благодаря которой было создано мощное и непреходящее по значению препятствие для возникновения тирании. Это и придало американской схеме разделения властей оригинальность: учредители конституции положили в основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов государственной власти – конгресса, президента и Верховного суда – свой собственный, американский вариант разделения властей, трансформированный впоследствии в систему "сдержек и противовесов". Система "сдержек и противовесов" означала, что ветви власти были не просто разделены, но они сдерживали и контролировали друг друга.

Юридическим средством воздействия Президента на Конгресс является право вето в отношении законопроектов, принятых последним. Известны три вида этого института. Прежде всего, если проект, принятый Конгрессом, не удовлетворяет Президента, то он возвращается обратно в парламент с изложением мотивов такого шага. На практике нередко случается, что Президент обращается к населению страны через средства массовой информации для объяснения своего решения. Конгресс может преодолеть вето двумя третями голосов в каждой палате, что является весьма значительном барьером. С 1789 г. такое преодоление встречалось только в 6% случаев.

Конституция предоставляет Президенту и десятидневный срок для подписания законопроекта. Если в течение этого срока Конгресс прекращает работу и уходит на каникулы, то десятидневный срок не пролонгируется. В этом случае Конгресс должен снова принять законопроект на следующей сессии. Президент не обязан излагать мотивы применения такого, так называемого "карманного вето".

Вето может быть применено к любому законопроекту, кроме вносящего изменения в Конституцию. Впрочем, для принятия Конгрессом поправок (точнее, предложения поправок) к Конституции требуется две трети голосов в палатах, именно столько необходимо для преодоления вето Президента.

До 9 апреля 1996 г многие Президенты настаивали на введении такого вето, которое позволило бы отклонять некоторые положения, а не весь законопроект, наконец, был принят закон, введший выборочное вето, ранее существовавшее в 43 из 50 штатов и находившееся в распоряжении их губернаторов.

Несомненно, систематическое использование Президентом своего права вето в отношении различных категорий актов может повлиять значительным образом на законодательную деятельность Конгресса. Вторым важным юридическим средством воздействия на Конгресс являются послания Президента. Посредством этих посланий Президент может косвенно направлять работу Конгресса, они также предназначены для ориентирования общественного мнения страны в отношении политики исполнительной власти.

Сама Конституция не называет времени заседаний Конгресса; так что этот орган вполне может считаться постоянным парламентом, т.е. парламентом определяющим время, в течение которого он работает.

Согласно разделу 3 ст. II Конституции Президент должен периодически представлять Конгрессу информацию о положении Союза, но никакое другое положение не обязывает его публично информировать кого бы то ни было, когда Президент полагает, что такая информация затрагивает интересы национальной безопасности.

В свое время в постановлении по делу "Соединенные Штаты против Ричарда Никсона" Верховный суд США единогласно признал за Президентом право хранить молчание в целях обеспечения национальной безопасности, сохраняя в тайне соответствующую информацию. Суд, однако, установил пределы этой привилегии: информация должна быть представлена, когда того требуют интересы правосудия, и эта привилегия не может быть средством для того, чтобы уйти от преследования.

В то же время Конгресс США сегодня по праву считается высшим органом власти страны. Большая часть полномочий, перечисленных в Конституции, передана в ведение Конгресса, тогда как компетенция Президента освещена в гораздо меньшей степени.

Законодательство – монополия Конгресса. Он принимает законы, обладает исключительным правом принятия бюджета, установления налогов; палаты Конгресса обладают широкими контрольными полномочиями. Этот контроль осуществляется специализированными постоянными комитетами, обладающими правом вызова любых лиц для выяснения любых обстоятельств, связанных со своей компетенцией.

Публичность обсуждений в комитетах, а также специальная процедура публичных слушаний, в которых помимо членов палаты Конгресса участвуют все заинтересованные организации, в частности лоббисты, является сильным средством воздействия на исполнительную власть и на общественное мнение. Палаты Конгресса, кроме того, могут учреждать специальные расследовательские комитеты (в истории США их было более тысячи). Эти комитеты обладают практически неограниченной властью по проведению расследований. Их сфера деятельности может быть самой разнообразной: преступность, деятельность публичных служб, военные дела и т.д.

Конгресс имеет право вносить поправки в Конституцию страны, а также право предать суду (Палата представителей) и судить (Сенат) Президента, Вице-президента и других должностных лиц США в порядке импичмента. Это полномочие Конгресса является скорее политической, чем юридической юстицией, поскольку рассмотрение дела ведется в конечном итоге всей палатой (хотя предварительно вопросы рассматриваются специально создаваемыми комитетами). Палата голосует, скорее всего, исходя из своих политических предпочтений, чем из юридического анализа дела.

В истории США было два случая, когда это полномочие Конгресса использовалось в отношении Президента. Впервые это случилось в 1868 г. в отношении Президента Э.Джонсона (1808-1875). Билл Клинтон стал вторым Президентом, в отношении которого была применена процедура импичмента (в 1998 г.). Предполагавшееся обвинение в отношении Президента Р.М.Никсона, как заключительный аккорд Уотергейтского скандала в 70-х гг. XX в., не может считаться завершенным, поскольку основной фигурант дела о подслушивании телефонных разговоров в штаб-квартире Демократической партии ушел в отставку, с тем, чтобы избежать рассмотрения дела в Сенате.

Чтобы управлять страной, Президент должен сотрудничать с Конгрессом, которому в случае разногласий принадлежит последнее слово. Конгресс по праву персонифицирует Соединенные Штаты. При принятии Верховным судом решений, в которых Конгресс является стороной, эта сторона определяется термином "Соединенные Штаты".

Кроме того, Президент не обладает правом досрочного роспуска Конгресса. Другими словами, Президент имеет право вето, уравновешенное тем, что Конгресс тоже обладает кардинальными средствами воздействия на исполнительную ветвь власти.

Это механизм, при котором осуществление власти основано на том, что ее законодательная и исполнительная ветви могут воздействовать друг на друга, заставляя их приспосабливаться друг к другу, искать взаимоприемлемые решения, в зарубежной литературе он иногда именуется демократией компромисса.

Контроль за конституционностью в США осуществляется судами общей юрисдикции, а не специальными органами, как в большинстве стран Европы. Суды США организованы на принципе единства судебной власти. Конституция США предусматривает существование только Верховного суда и тех низших судов, "которые будут время от времени устанавливаться и учреждаться Конгрессом".

Конституция США – федеральный Основной закон, который имеет приоритет перед конституциями штатов, например, ныне действующая Конституция Калифорнии 1879 г. с многочисленными последующими поправками в разд. 3 ст. 1 указывает: "Штат Калифорния составляет неотъемлемую часть Американского Союза, и Конституция Соединенных Штатов является высшим законом страны".

В Конституции США регулируется вопрос о распределении компетенции между федерацией и ее субъектами. Полномочия Конгресса указаны в разд. 8 ст. I. Законы Соединенных Штатов и договоры, заключенные их органами, являются высшими законами страны (ст. VI).

Раздел 9 той же статьи перечисляет конституционные ограничения полномочий Конгресса, а разд. 10 – области, в отношении которых вводятся ограничения для штатов. Поправка X, вступившая в силу в 1791 г., отразила требования антифедералистов и определила, что "полномочия, не предоставленные настоящей Конституцией Соединенным Штатам и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются соответственно за штатами или за народом", т.е. эта поправка предоставила остаточную компетенцию штатам. В каждом штате, следовательно, сосуществуют две системы права: федеральное право и право штата.

Но уже в середине ХХ века отчетливо обозначилась растущая тенденция к централизации, порождавшаяся экономическим развитием страны. Колебания экономики, время от времени возникающие кризисы (например, в финансовой сфере), растущая интернационализация проблем объективно способствуют росту влияния и полномочий центральной власти.

Итак, Конституция США – трудноизменяемый документ. Для ее изменения необходимо выполнить сложную процедуру. Во-первых, предложение о внесении поправок выдвигается, если это сочтут необходимым две трети от общего числа членов обеих палат Конгресса либо созванный по требованию законодательных собраний двух третей штатов специальный Конвент (ст. V Конституции). Во-вторых, для ратификации поправок установлен еще более сложный порядок – они утверждаются законодательными собраниями трех четвертей штатов или конвентами в трех четвертях штатов, смотря по тому, какой из этих двух способов ратификации предложит Конгресс.

После принятия поправки XVIII в 1919 г. Конгресс стал устанавливать срок для ратификации. Если за установленный срок поправка не ратифицирована, то она считается отвергнутой. Впрочем, Конгресс может продлить время ратификации.

В принятии поправок юридически участвуют только законодательные органы федерации и штатов или специально избранные для этого конвенты.

К настоящему времени ратифицировано 27 поправок к Конституции, 7 других были переданы на ратификацию, но не получили одобрения штатов. Из числа последних особое значение имела поправка о равенстве мужчин и женщин. Предложенная в 1972 г., она не была ратифицирована требуемым числом штатов, хотя Конгресс и продлевал срок ратификации.

Литература

1. Богатых Е.В., Гражданское и торговое право зарубежных стран. М.: Дрофа, 1999.

2. Григонис Э.П., Григонис В.П., Конституционное право зарубежных стран. СПб: Питер, 2002.

3. Давид Р. Основные правовые системы современности.- М.: Вагриус, 2005.

4. Карнентэр Д. Познаем Америку, – СПб: Питер, 1995.

5. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф. В.В.Маклаков. – М.: Волтерс Клувер, 2003.

6. Кулапов В.Л., Формы права и их соотношение с источниками.- М.: Юристъ, 2002.

7. Момджян К.Х., Социум. Общество. История.- М.: Проспект, 1994.

8. Нерсесянц В.С., Философия права.- М.: Дрофа, 2006.

9. Очерки конституционного права зарубежных стран, под ред. Д.А. Ковачева.- М.: Дрофа, 1999.

10. Сенякин И.Н., Функции государства. – М,: Юристъ, 2006.

11. Учебное пособие по теории государства и права // Диаконов В.В. Allpravo.RU. – 2004.

12. Шатилова С.А. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Вагриус, 2003.