Конституционная система США

Конституционная система США.

Статьи по теме
Искать по теме

История любой страны, в том числе и США, дает возможность узнать многое о пройденном пути народов, расширяет познание всемирной истории и закономерностей их развития. Отсюда понятно возросшее внимание к США – индустриальной стране с высоким уровнем развития науки и техники. Ее народ внес свой вклад в сокровищницу мировой культуры. В тоже время США являются мировым лидером и играют активную роль в современных международных отношениях.

США по представлению многих людей- это страна где высокое экономическое развитие переплетается с правильным и справедливым законодательством. Также с уверенностью можно сказать, что первые переселенцы на этот континент были охвачены духом свободы и мечтами о легкой и красивой жизни. На первый взгляд могло сложиться впечатление, что в новой стране не происходило никаких стычек, конфликтов, не говоря уже о войнах. Но при более внимательном изучении истории мы замечаем, что даже в такой незаурядной державе как США, развитие страны в целом и централизация государственной власти сопровождалось колоссальными трудностями и препятствиями.

Говоря о становлении правовой системы США стоит в первую очередь сказать о двух нормативно-правовых актах: это первая конституция США называемая "статьи Конфедерации и вечного союза"; и второй это конституционное законодательство 1787 года, которым США пользуется и по сей день. Соединенные Штаты стали той страной, которая дала миру первый писаный образец Конституции, вобравшей в себя лучшие по тем временам достижения как европейской, так и собственно американской общественной мысли. К этому следует добавить конкретный политический опыт сначала колонистов, а затем жителей независимых штатов. Становление конституционных доктрин, их практическая реализация проходила в США быстро и в отличии от Европы, без особых препятствий, ибо на территории бывших английских колоний буржуазные отношения развивались на почве, практически не засоренной феодальными пережитками. В оценки роли и значения Конституции США необходимо четко следовать принципу историзма, Бесспорно, это был прогрессивный документ. Он стал своеобразным итогом буржуазной революции, которая в свою очередь дала толчок целой серии европейских и латиноамериканских революций. Долгое время Конституция США оставалась образцом для буржуазии. Вместе с тем нельзя не видеть классовой ограниченности, не учитывать того факта, что она была символом или выражением политического компромисса между торгово-финансовой буржуазией Севера и плантаторами Юга. "Стремление консолидировать позиции имущих классов на основе компромисса определило всю действительность конвента", а следовательно и характер Конституции.

Влияние войны за независимость США на конституционное развитие

Война за независимость США, именуемая "Американской революцией" (1775-1783) – война между Великобританией (лоялистами) и революционерами 13 английских колоний (патриотами), которые провозгласили свою независимость от английской короны, как самостоятельное союзное государство, в 1776 году. В основе причин войны за независимость лежало своеобразие развития колоний Америки и виток стычек колоний с метрополией. [1, c. 23-24]

Война за независимость была буржуазной революцией, которая привела к свержению колониального ига и образованию независимого американского национального государства. Отпали прежние запреты английского парламента и королевской власти, стеснявшие развитие промышленности и торговли. Были уничтожены земельные латифундии английской аристократии, феодальные пережитки (фиксированная рента, неотчуждаемость наделов, майорат). В северных штатах было ограничено и постепенно уничтожено рабство негров. Превращение западных земель, экспроприированных у индейцев, в общегосударственную собственность (ордонанс 1787) и последующая распродажа их создали базу для приложения капитала. [1, c. 23-24], [1, c. 25-27 ]

Таким образом, были созданы существенные предпосылки для развития капитализма в Северной Америке. Однако не все задачи, объективно стоявшие перед американской революцией, были решены. На Ю. страны не было уничтожено рабство. Во всех штатах сохранялся высокий имущественный ценз для избирателей. Поместья лоялистов и земли. распродавались крупными участками попадали в руки спекулянтов.

Война за независимость, явившаяся в своё время образцом революционной войны, оказала влияние на борьбу европейской буржуазии против феодально-абсолютистских порядков. В рядах американской армии сражались около 7 тыс. европейских добровольцев, среди них французы маркиз Лафайет, А. Сен-Симон, поляк Т. Костюшко и др.

Результаты работы Конгресса могут быть изложены в следующем списке важных для страны решений:

10 мая 1776 года Конгресс издал резолюцию, по которой любой колонии, не имеющей правительства, следовало сформировать таковое.

15 мая 1776 года Конгресс издал преамбулу, в которой предлагалось отказаться от клятвы верности английской короне и по предложению Самюэля Адамса конгресс официально санкционировал образование независимых от Англии штатов. Колонии объявили себя республиками-штатами, а 1 июля 1776 года законодательным собранием Виргинии была принята так называемая Виргинская декларация прав, которая явилась первой декларацией в истории американского народа. Эта декларация охватывала весь круг идей, обосновывавших отделение от Англии и образование демократической республики. Она говорила о защите "жизни, свободы и собственности. [2, c. 39-40 ]

4 июля 1776 года была подписана Декларация Независимости, которая стала самым важным документом, выработанным в ходе работы конгресса. Декларация независимости стала первым документом, в котором колонии именовались, как "Соединенные Штаты Америки".

14 июля 1776 года Конгресс принял решение о создании Континентальной армии и назначил Джорджа Вашингтона главнокомандующим американским ополчением. Начались систематические военные действия между английскими и американскими войсками и населением.

15 ноября 1777 года были изданы "Статьи Конфедерации", которые стали первым конституционным документом Соединенных Штатов.

Таким образом, в ходе войны за независимость, депутаты от колоний, собираясь на свои конгрессы, независимые от представителей колониальной администрации, вырабатывали шаг за шагом документы и законы, которые постепенно лягут в основу формулировок Конституции нового государства – США.

Следует отметить, что, после войны молодое государство оказалось в тяжелом положении. Экономика была подорвана долголетней войной и разрывом прежних экономических связей. Необычайно возросла стоимость жизни, почти все население было обременено долгами.

Наиболее радикально настроенные элементы желали продолжения революции, мечтая о равенстве собственности. Консервативные силы, сожалея о произошедшем перевороте, искали пути примирения с бывшей метрополией. Конгресс, лишенный реальной власти, судорожно искал выход из создавшегося положения. Молодой нации были нужны государственное оформление и защита. [3, c. 124-127 ]

Декларация независимости США 1776 г

Выдающуюся роль в развитии американской демократии и конституционализма сыграла Декларация независимости 1776 г. Этот документ, написанный Т. Джефферсоном и утвержденный Третьим Континентальным конгрессом, имел для своего времени, безусловно, революционный характер. [4, c. 30-31 ]

7 июня 1776 г.Р.Г. Ли на заседании конгресса внес поддержанную Дж. Адамсом резолюцию, утверждавшую: "что эти Соединенные Колонии являются и по праву должны быть свободными и независимыми Штатами; что они полностью освобождаются от верности британской короне; что всякая политическая связь между ними и государством Великобритания является и должна быть полностью расторгнута". После дебатов, прошедших 7 – 10 июня, голосование резолюции было отложено до 1 июля, а 11 июня для подготовки Декларации в поддержку этой резолюции избран комитет в составе Т. Джефферсона, Дж. Адамса, Б. Франклина, Р. Шермана и Р.Р. Ливингстона. Комитет поручил составить проект Декларации Джефферсону, который 17 дней (с 11 по 28 июня) работал над ее текстом, не прибегая к помощи научных трактатов, памфлетов или коллег по комитету. Декларация, как вспоминал позднее ее автор, была призвана "служить выражением американских устремлений и придать ему должный тон и дух" [5, c. 95-97]

Декларация независимости не только объясняла причины, побудившие американцев к отделению от метрополии. Это был первый в истории документ, провозгласивший принцип суверенитета как основы государственного устройства:

"Поэтому мы, от имени и по уполномочию доброго народа этих колоний, торжественно записываем и заявляем, что эти соединенные колонии являются и по праву должны быть свободными и независимыми штатами, что они освобождаются от всякой зависимости по отношению к британской короне и что все политические связи между ними и Британским государством должны быть полностью разорваны, что в качестве свободных и независимых штатов они полномочны объявлять войну, заключать мирные договоры, вступать в союзы, вести торговлю, совершать любые другие действия и все то, на что имеет право независимое государство"[6, c.- 91]

Декларация провозглашала основные идеи демократии – равенство людей, их "неотъемлемые права, среди которых право на жизнь, свободу и на стремление к счастью". Декларация независимости определяла в качестве основы прав жителей провинций только "законы природы и ее создателя". В Декларации давалось новое, соответствующее республиканскому идеалу, определение договорной основы государственной власти. Декларация, подобно "Здравому смыслу" Пейна, исключала из числа участников общественного договора государя и провозглашала, что "справедливая власть" правительства зиждется только на "согласии управляемых": " Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых"[6, c.- 90]

Подлинное же значение Декларации заключено в ее социально-философской части, где изложены три основополагающие доктрины просветителей: о равенстве естественных прав человека, об общественном договоре как источнике политической власти, о праве на революционное ниспровержение деспотического правительства.

Значение Декларации Независимости заключается так же в следующем. Во-первых, Декларация Независимости явилась инструментом для разрыва с Великобританией и создала модель для создания политического общества.

Во-вторых, этот документ служил для определения американцев как народа. Декларация стала первой частью национального гражданского договора (compact), определила основополагающие ценности, явилась основой образования Соединенных Штатов. В третьих, так как Конституция заменила Статьи Конфедерации, но не Декларацию Независимости, американцы до настоящего времени живут при действующем национальном гражданском договоре (compact), частью которого является Декларация Независимости.

Конституция США 1787 года. Система разделения властей, механизм сдержек и противовесов

Конституция США, одна из самых старейших ныне действующих буржуазных конституций и одна из самых наиболее "жестких": за 200 лет в нее было внесено всего 26 поправок, 10 из них были внесены в 1791 году, так называемый Билль о правах. В противоположность юридической конституции существует, по мнению американских теоретиков, "живая конституция". Другими словами, Конституция 1787 года действует в настоящее время с многочисленными дополнениями в виде судебных прецедентов, законов Конгресса, актов президентов.

Данная Конституция была принята Конвентом, собравшимся в Филадельфии в мае 1787 г. В работе Конвента приняли участие 55 делегатов от 13 штатов. Цель принятия Конституции состояла в том, чтобы юридически оформить образование нового независимого государства – Соединенных Штатов Америки – и при этом установить такое его устройство, которое сделало бы невозможным его произвол в отношении человека. Конституция была принята Конвентом 17 сентября 1787г. [8, c.199- 201]

В молодом, образовавшемся после окончания войны за независимость государстве Соединенные Штаты Америки остро встал вопрос устройства органов государственной власти для наилучшего функционирования государственной власти в интересах народа.

Возникла довольно сложная проблема: как создать правительство, достаточно сильное для того, чтобы управлять государством, но не слишком сильное, чтобы не подавлять свободу граждан. В то время все государства Европы представляли собой монархию, и американцы были вынуждены придумывать свою, совершенно новую систему организации органов государственной власти. [9, c.217-220]

В США за основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов (checks and balances). В Конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти – Конгрессом, Президентом и Верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между этими органами, как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. [10, c.88-90]

Принцип разделения властей проведен через все важные положения Конституции. Он выражается, в частности, в раздельном и последовательном изложении правового статуса трех ветвей власти. Созданная система органов первоначально слабо опиралась на основу государственной власти – избирательный корпус. Большинство учрежденных федеральных институтов не избиралось всеобщим и прямым голосованием.

Фактические отношения между тремя основными органами власти – Конгрессом, Президентом (кстати, он именуется не Президентом республики, а Президентом Соединенных Штатов) и Верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается неизменным. [11, c.511-512], [12, c.170-172]

В соответствии с принципом разделении властей каждая из трех ветвей правительства (исполнительной, законодательной и судебной) функционирует относительно независимо от других. Вместе с тем "встроенная" в этот принцип система сдержек и противовесов наделяет каждую ветвь способностью контролировать действия других. Например, Конгресс может осуществлять контроль действий Президента через бюджет, принятие которого является главным приоритетом законодательного органа. С другой стороны, Президент может использовать право вето законов, принимаемых Конгрессом. Этот принцип разделения властей с учетом системы сдержек и противовесов вошел в историю как Мэдисоновская модель правительства. [13, c.74-76]

Относительная независимость властей связана и с различным способом их формирования: Конгресс – прямым голосованием избирателей ( правда, на различные сроки для обеих палат); Президент – через избираемую прямым голосованием коллегию выборщиков; Верховный Суд – пожизненным назначением судей Президентом с согласия Сената.

Двухпартийность, установившаяся в США, также влияет на систему сдержек и противовесов. Постоянное соперничество и противоборство партий ведет к их взаимоконтролю на всех уровнях власти, и, с другой стороны, не дает "разброса" и не вызывает недоумения избирателей, которое создает многопартийная система. Партия меньшинства в США контролирует правительственное большинство, обе фракции Конгресса – Президента и исполнительную власть.

Принцип разделения властей и вытекающая из него система сдержек и противовесов до сих пор являются единственным, универсальным и незаменимым средством для построения реальной демократии в любом государстве. [14, c.307-309]

Законодательная власть по Конституции США

Законодательная власть по Конституции 1787 года принадлежит Конгрессу США (ст. 1, разд.1), состоящему из двух палат: палаты представителей и сената. Обе палаты получили равные права в том, что касается законодательной инициативы и принятия законов.

-сенат (100 человек). Каждый штат представлен двумя членами, избранными на 6-тилетний срок. Каждые 2 года сенат обновляется на одну треть.

-палата представителей имеет 435 членов. 1 депутат от 500 тысяч человек избирается сроком на 2 года. Каждый штат должен быть представлен в палате по крайней мере одним членом. [15, c.468-469]

В компетенцию Конгресса вошли следующие вопросы (ст.1, разд.8): установление и взимание пошлин, налогов, акцизных сборов; забота об общем благосостоянии и совместной обороне США; единообразие налогов, податей и акцизных сборов на всей территории США; производство займов за счет государства; вопросы внешней торговли; единообразное толкование законов на всей территории федерации; чеканка монеты; почтовая служба; учреждение судов, подчиненных Верховному суду; объявление войны; набор и содержание армии; подавление выступлений, нарушающих установленный законом порядок, и др. Кроме того, в полномочия Конгресса вошли утверждение государственного бюджета, ратификация международных договоров, подписанных президентом, назначение на важнейшие государственные посты.

Воплощая в жизнь систему взаимных сдержек и противовесов, Конституция дала сенату полномочия утверждать назначенных президентом министров и членов правительства. Но после того, как сенат дает свое согласие на назначение, он уже не может удалить их со своих постов выражением недоверия или порицания. Таким образом, законодательная власть лишается возможности напрямую влиять на работу правительства.

Система сдержек и противовесов действует и внутри самого Конгресса. Это касается и процедуры принятия законов, и состава палат, и системы выборов членов Конгресса. Так, при обсуждении законопроекта, одобренного одной из палат, другая может предлагать поправки к нему. И только после того, как законопроект пройдет обе палаты, он поступает Президенту страны. В случае одобрения, Президент подписывает законопроект в десятидневный срок (если Президент не принял никакого решения по законопроекту, то он становится законом без его подписи), а в случае несогласия – отсылает Билль со своими возражениями в ту палату, из которой он поступил. После этого соответствующая палата снова рассматривает законопроект с поправками президента. Если Билль с поправками набирает 2/3 голосов в обеих палатах, он становится законом. Так обеспечивается влияние президента на законодательную власть. [15, c.481-482]

Что касается системы выборов и состава палат, то более консервативный, профессиональный по составу сенат был изначально задуман, как альтернатива, противовес "всенародной" палате представителей, избиравшейся населением штатов каждые 2 года. Члены сената вплоть до 1913 года избирались парламентами штатов, причем состав его полностью обновляется за 6 лет (по трети депутатов в 2 года). Все это давало сенату некоторую независимость от избирателей и возможность, при необходимости, заблокировать популистские решения палаты представителей.

Двухпалатная структура Конгресса США была предусмотрена также с целью обеспечения пропорционального представительства штатов в законодательных органах. Густонаселенные штаты имели явное преимущество перед малонаселенными при выборах в палату представителей и сенат, в котором каждый штат имел двух представителей, независимо от числа избирателей, уравнивал шансы малых штатов с большими.

Различны и подходы к назначению руководителей палат. Палата представителей избирает спикера, а в сенате главой автоматически является вице-президент. Необходимо также отметить, что Конституция заложила механизм обратного влияния субъектов федерации на законотворческую деятельность Конгресса. Федеральные законы, поступая на ратификацию в парламенты штатов, вступают в силу на всей территории страны только после того, как необходимое большинство (на тот период девять из тринадцати) штатов ратифицируют его.

Исполнительная власть по Конституции США

Главой исполнительной власти США является президент.

Конституция объединила в его лице главу государства и правительства. Ему же вверялось верховное командование Вооруженными Силами. Как глава государства, президент представляет Соединенные Штаты на международной арене, подписывает международные соглашения, осуществляет руководство внутренней и внешней политикой государства.

В качестве главы правительства, президент формирует его органы, назначает министров (с согласия сената), руководит работой федеральной исполнительной власти, может освободить от занимаемой должности любого члена правительства. В своей деятельности президент не зависит от того, как будет принята проводимая им политика в конгрессе, за исключением случаев, когда осуществление этой политики было бы невозможно без его содействия (ассигнования, заключение международных договоров, законодательство, назначение на важные посты). [16, c.34 -41]

Президент не подотчетен конгрессу, что обеспечивает ему свободу действий. Однако, следуя принципу разделения властей, конституция лишила президента законодательной инициативы в строгом смысле слова (право представлять палатам готовый законопроект). Президент имеет право налагать вето на любой законопроект, принятый обеими палатами, отсылать его на доработку со своими возражениями в ту палату, из которой он поступил. С другой стороны, Конституция устанавливает, что президентское вето может быть "опрокинуто" квалифицированным большинством обеих палат.

Президент не имеет полномочий распустить ни одну из палат Конгресса. В свою очередь, для удаления президента Конституция требует обоснованного обвинения в измене, взяточничестве или других важных преступлениях.

Обе палаты имеют полномочия возбудить процедуру импичмента. Но вопрос об отстранении от власти президента решает сенат под председательством Верховного судьи двумя третями голосов присутствующих.

В результате, президент и конгресс были лишены возможности вмешиваться в дела друг друга напрямую, что обеспечивает их независимость друг от друга. Можно сказать, что президент имеет косвенное влияние на Верховный суд в том плане, что он назначает его членов. Но так как они назначаются пожизненно, и все, включая президента США, обязаны подчиняться решениям Верховного суда, то становится очевидным то, что система взаимных сдержек и противовесов работает и здесь. [17, c.468-469]

Принципиально важным являются положения Конституции о порядке, сроках выборов и сроке полномочий президента. В частности, было установлено, что президент США избирается выборщиками (т.е. лицами, непосредственно голосующими при косвенных выборах за кандидата на пост президента) по штатам в строго оговоренное Конституцией время, чтобы избежать возможных манипуляций со сроками выборов.

Выборщики подавали голоса с помощью бюллетеней. Проходил тот, за кого было подано большее количество голосов выборщиков.

Полномочия президента были ограничены четырьмя годами, но ему не запрещалось добиваться переизбрания на новый срок.

Судебная власть по Конституции США

Третьей властью Соединенных Штатов Конституция называет суд.

При рассмотрении этой части Конституции члены Учредительного конвента предлагали предоставить Верховному федеральному суду полномочия высшей судебной инстанции США. Он должен был получить право пересмотра законов, принятых Конгрессом при их несоответствии Конституции, но не в качестве надзорной инстанции, а в связи с определенными судебными делами, находящимися в его производстве. [18, c.64 -65]

Такое право Верховный суд должен получить и в отношении законов, принятых парламентами штатов и постановлений штатных судов. Однако, эти положения в Конституцию не вошли. Опасаясь противодействия штатов, от решения которых зависела судьба самой Конституции, понимая, что они не потерпят вмешательства федерации в их "внутренние дела", включая законодательство и суд, члены Конвента снова пошли на компромисс, отложив решение этого вопроса до лучших времен.

По Конституции 1787 года (ст.3) судебная власть федерации должна была простираться на все те дела, "...которые возникнут из действия самой Конституции", из законов и трактатов, которые приняты, заключены или могут быть приняты и заключены Соединенными Штатами в дальнейшем. Помимо этого к федеральной юрисдикции были отнесены споры между палатами, тяжбы между гражданами различных штатов и некоторые другие иски, касавшиеся федерации в целом. Члены Верховного суда назначаются президентом США пожизненно. Этим достигается независимость судебной власти от законодательной и исполнительной. Вопрос о практическом создании новой судебной организации США и о закреплении полномочий Верховного суда был рассмотрен среди основных первым Конгрессом США.

В результате был принят Закон о судоустройстве 1789 года. Как и было задумано при разработке Конституции, возвратясь к вопросу о верховном конституционном надзоре, Конгресс наделил Верховный суд США правом отмены любого закона, как федерального, так и штатного, если будет найдено, что этот закон уклоняется от предписаний и принципов Конституции (ст.25 Закона о судоустройстве). Более того, Верховный суд получал полномочия издавать предписания, обязательные для органов исполнительной власти, включая президента и министров (ст.13 Закона о судоустройстве). Это положение противоречило конституционному принципу разделения властей, так как ставило Верховный суд над Конгрессом и президентом. [19, c.110 -111]

Необходимо отметить, что позже этот перекос был сглажен самим Верховным судом в ходе слушания дела Марбори 1803 году. В результате, пожертвовав ст.13, за Верховным судом были закреплены полномочия, заключенные в ст.25 Закона о судоустройстве. С тех пор и до настоящего времени Верховному суду принадлежит финальное право трактовать Конституцию, т.е. "...говорить, что есть право страны" и, что находится в противоречии с ним. Решение Верховного суда является окончательным и обсуждению не подлежит.

Первым конгрессом была также разработана структура федерального судоустройства. Было решено, что наряду и параллельно с судами штатов будет функционировать федеральная судебная система, состоящая из районных и окружных судов (на этот период их количество было определено в 30 районных и 3 окружных суда). Последние были наделены апелляционной властью в отношении первых. [19, c.114 -115]

Выводы

Институт гражданских прав и свобод в Соединенных Штатах играет важную и неоднозначную роль в конституционном праве своей страны. Он сформировался на основе богатого исторического, политического и правового европейского наследия.

18 век стал временем крупных перемен для колоний Америки, временем складывания единой нации, которая заявила об отделении от метрополии и образовала новое государство – США. Во время войны за независимость 1775-1783 гг были сформированы, приняты и проверены на практике конституционные документы нового государства – отделившихся от метрополии штатов. Также во время войны начало функционировать общеамериканское национальное правительство – Колониальный Конгресс, которому подчинялась колониальная армия.

Нормы, регулирующие гражданские права и свободы, находятся в постоянном движении, и основную роль здесь играют решения и толкования Верховного суда США. Это обусловлено тем, что принятые почти триста лет назад конституционно-правовые нормы перестали отвечать запросам динамично развивающегося общества, и поэтому они дополняются законодательным путем и, прежде всего, путем судебных толкований.

Следует отметить, что, несмотря на почти трехсотлетнюю историю США, в науке конституционного права до сих пор является предметом дискуссий вопрос о понятии и перечне гражданских прав по американской концепции.

Литература

1. Согрин, В.В. Политическая власть, демократия и олигархия в Северной Америке колониальной эпохи /В.В. Согрин // Новая и новейшая история. – 2001. – № 1. – С.23-37

2. Лайтфут, К. Права человека по-американски: от колониальных времен до "нового курса" /К. Лайтфут.- М.: Прогресс, 1993, С.39

3.Иванян, Э.А. История США / Э.А. Иванян. – М.: Дрофа, 2006. – 576 с

4. Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. В 2 частях. Часть 2. 2-е издание. Издательство НОРМА. М., 2002. Стр. 30-31.

5. Согрин, В.В. Джефферсон: человек, мыслитель, политик / В.В. Согрин.- М.: Наука, 1999. С.199

6. Декларация независимости от 4 июля 1776 г. // Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. Т.1/Под ред. О.А. Жидкова. – М.: Прогресс, 1993, С. 90-91

7.. Хофстедтер, Р. Американская политическая традиция и ее создатели / Р. Хофстедтер.- М.: Наука, 2002, С.159

8.. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., Юристъ, 2002. Стр.576.

9. Батыр К.И. Исаев И.А. История государства и права зарубежных стран. Учебник. 4-е издание. Изд-во "Проспект". М., 2004. Стр. 262-264.

10. Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. – М., 2000г

11. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Под ред. Б.А. Страшуна. Общая часть. Тома 1-2. М: БЕК, 1996. – 757 с.

12.Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. – М: Юридическая литература, 2003. – 256 с.

13. Курицин В.М., Шалягин Д.Д., Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. – М.: Академический проект, 2004. – с. 496.

14. Конституции зарубежных государств. / Сост. В.В. Маклаков. – М.: БЕК, 2000. – с. 548.

15. Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М.: Норма, 2005. – с. 1056.

16. Иванян Э.А. История США. – М.: ВЛАДОС, 2004. – с. 346.

17. Левакин И.В., Болдырев И.А.. Философско-правовые и исторические основы разделения государственной власти. – Законодательство и экономика. – 2005. – № 1, январь. – с. 34-41.

18. Ягур Н.Н. История государства и права зарубежных стран. Хрестоматия.-Мн.Тесей 2004 – 92 с.

19. Абдурахманова И.В. История государства и права зарубежных стран.- М.Март 2004 – 167 с.