Феномен конституционализма в различные исторические эпохи, начиная с нового времени, претерпевал изменения, модифицировался в государствах, различавшихся своим уровнем социально-экономического и политического развития.
Конституционализм понятие, содержание и основные признаки
- Развитие конституционализма в России
- Конституционное право РФ как отрасль права
- Предмет метод и категории конституционного права
- Конституционно-правовые нормы и институты
- Роспуск Государственной Думы, основания и причины
- Конституционно-правовое регулирование деятельности полиции в РФ
- Федерализм и федеративные отношения в России
История развития конституционализма
В начале XX в. Россия являлась империей с абсолютной властью монарха. Конституция в стране отсутствовала. В период Революции 1905-1907 гг. в России начался процесс принятия конституционных актов, создания первых конституционно-правовых институтов.
К первым таким конституционным актам, прежде всего, относятся царский Манифест от 17 октября 1905г. "Об усовершенствовании государственного порядка", акты об учреждении Государственной думы, об учреждении Государственного Совета, Положение о выборах в Думу, Свод основных государственных законов. В Манифесте от 17 октября 1905 г. царь даровал подданным "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов". Вместе с тем в этих актах закреплялась небольшая доля гражданских свобод, а в последующих актах они были еще более сокращены. Представительный характер Государственной думы также был значительно ограничен избирательными цензами. Законодательные полномочия Государственной думы учреждались в урезанном виде.
В процессе Октябрьской революции 1917 г. государственная власть от Временного правительства перешла к Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 7 ноября 1917 г. принял ряд документов конституционного характера, в которых нашло отражение видение нового общественного и государственного строя.
10 июля 1918 г. впервые в истории России была принята ее Конституция, в основу которой была положена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Конституция РСФСР 1918 г. закрепила учреждение и политическую победу нового общества и государства.
Конституция РСФСР 1918 г. решила ряд исторических задач:
- закрепила смену общественного и государственного строя в стране, провозгласила Россию в качестве свободного социалистического общества всех трудящихся;
- установила диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства;
- закрепила принадлежность всей государственной власти рабочему населению страны через систему советов как форму осуществления власти трудовым народом;
- впервые закрепила принципы федеративного устройства России;
- закрепила всеобщее избирательное право для трудящихся и лишила политических прав представителей эксплуататорских классов;
- установила непрямые выборы в представительные органы (советы) с явным преимуществом представительства для рабочего класса.
Наиболее важными чертами этой Конституции являются: установление диктатуры пролетариата как основном способе решения задач новой власти и классовый характер государственной власти.
Конституции РСФСР 1918г. решались три групп исторических задач для России. Несомненно, в условиях принадлежности власти большевикам курс в построении нового социального общества был взят на радикальную модель социализма с установлением диктатуры пролетариата и значительным сокращением гражданских прав и свобод для значительной части населения страны.
Конституция РСФСР 1925 г. закрепила очередной этап в формировании новой государственности в России. Этот этап был связан с образованием нового государства Союза Советских Социалистических Республик (СССР), которое образовалось на базе государств бывших частей Российской империи.
Конституция РСФСР 1925 г. была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов.
Необходимо отметить основные черты Конституции РСФСР 1925 г. Так, данная конституция:
- закрепила вхождение РСФСР в состав нового государства на правах союзной республики;
- закрепила передачу части своих полномочий органам власти союзного государства, по предметам компетенции Союза решения союзных органов власти имели обязательную силу на всей территории РСФСР;
- установила систему органов государственной власти, соответствующую конституционной модели соподчинения союзным органам;
- уточнила конституционный статус автономных республик и автономных областей в составе РСФСР.
Конституция РСФСР 1937 г. имела свои особенности:
- более подробно, чем в союзной конституции определялись вопросы ведения РСФСР;
- подробнее закреплялась компетенция высших органов государственной власти и управления республики;
- получили большую конкретизацию положения о полномочиях высших органов государственной власти и управления автономных республик, автономных областей, было расширено конституционное регулирование местного самоуправления.
Конституция СССР 1977 г. стала очередным этапом развития конституциализма. К важнейшим причинам принятия Конституции СССР 1977 г. следует отнести следующие:
- вопросы классовой борьбы, подавления эксплуататорских классов и социальных групп ушли в прошлое. Социальная база советской власти расширилась. В обществе остались только трудящиеся классы и социальные группы рабочие, крестьяне и интеллигенция;
- диктатура пролетариата выполнила свою роль или изжила себя;
- экономика страны стала одной из самых мощных в мире, и эта экономика развивалась на базе полного господства социалистической собственности;
- в социальной сфере происходил рост уровня жизни населения, выравнивание условий жизни различных социальных слоев, повышение их общественной активности. В этой связи возникала потребность расширения прав и свобод граждан с целью вовлечения их потенциала в развитие страны;
- в сфере национальных отношений произошло значительное выравнивание социально-экономического развития различных наций и народностей, получила развитие интеграция в межнациональных отношениях;
- международные отношения требовали изменения образа государства от тоталитарного общества, "империи зла", к социалистическому государству с развитыми демократическими институтами и правами.
Несмотря на закрепленную монополию в политической и идеологической сферах одной политической партии, в Конституции 1977 г. получили отражение два принципиальные момента для развития будущего конституционализма. Во-первых, в разделе "Основы общественного строя и политики" были закреплены важнейшие принципы конституционного регулирования политической и экономической систем социальных отношений, внешней политики. Во-вторых, закреплялось требование строгого и точного соблюдения норм Конституции всеми органами государства, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Тем самым развивалась идея о связанности деятельности государства и общественных организаций конституционными положениями.
В переходном периоде истории России конца 1980-х начала 1990-х гг. можно выделить два основных этапа. Первый этап включает конституционные реформы по модернизации существующего строя (1988-1990), второй этап конституционные изменения общественного и государственного строя с целью его революционной смены (1990-1993).
Конституционные реформы 1988-1990 гг. выразились в попытках модернизации существующего государственного строя. Они проводились в рамках модели общенародного государства и развитого социализма. Предпосылками этих реформ стали серьезные проблемы, обострившиеся в тот период в СССР: в экономике страна отстала от ведущих капиталистических государств; уровень жизни населения снизился, особенно по сравнению с уровнем жизни в западных странах; возрастающая экономическая и политическая активность населения сдерживалась старыми методами управления и идеологическими догмами; реальную власть в стране осуществляла единственная политическая сила КПСС, лидеры которой не могли найти новых форм и способов мотивации развития социалистической модели, страна теряла управляемость из-за косности старых форм политического руководства.
Конституционные реформы, начавшиеся в 1988 г., явились попыткой правящей власти спасти социализм в СССР.
В процессе конституционных реформ 1990-1993 гг. Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР были разработаны и приняты изменения в Конституцию РСФСР. В результате конституционных реформ 1990-1993 гг. был упразднен старый общественно-государственный порядок и учрежден новый строй в нашей стране, оформлена новая российская государственность. Такие масштабные революционные изменения были осуществлены посредством разработки и принятия поправок в действующую Конституцию, т. е. в рамках существующего правового поля мирным путем.
Разработка проекта конституции новой России прошла несколько этапов, оказалась в самом центре острейшей политической борьбы.
С принятием новой Конституции РФ начался новый этап конституционного развития нашей страны, который характеризуется тем, что политическая власть вновь вошла в рамки конституционного поля.
Необходимо отметить общие характерные черты содержания Конституции РФ 1993 г., которая:
- учредила модель нового для России общественного и государственного строя, основанную на общепризнанных для нашего времени демократических ценностях;
- закрепила демократические основы конституционного строя в качестве незыблемых ценностей для российского общества;
- закрепила универсальную концепцию прав и свобод человека и гражданина с признанием приоритета естественных прав человека. Установила широкий перечень основных прав и свобод граждан РФ;
- учредила новую систему государственной власти, основанную на принципе разделения властей;
- закрепила статус Президента РФ как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека, как арбитра в обеспечении конституционного Функционирования органов государственной власти;
- учредила новую модель федеративных отношений в Российской Федерации;
- закрепила статус местного самоуправления как важнейший институт народовластия, осуществляемый населением самостоятельно в негосударственных формах;
- установила дополнительные гарантии обеспечения стабильности Конституции РФ.
Конституционализм – своеобразный режим организации жизни общества и государства – можно рассматривать как систему общественных связей и институтов, а также как теорию и практику их воплощения. Конституционализм – это историческое, социальное, политико-правовое явление, вызывающее к жизни целый комплекс последствий, среди которых наиболее значимыми представляются:
- оптимальная структуризация общественных связей и институтов;
- согласование общественных, государственных, индивидуальных, групповых и прочих интересов.
К идеям конституционализма можно отнести идею прав и свобод человека, идею демократии, идею государственной власти, идею федерализма, идею преемственности, идею верховенства права, идею гражданского мира и согласия. Первые идеи, обозначившие зарождение конституционализма как системы общественных связей и институтов, относятся ко времени первобытной, минимальной структуризации человеческого общества. Усложнение структуры социума неизбежно ведет к осознанию потребности упорядочить отношения между людьми, а для этого необходима власть.
Проблема власти существует даже внутри биологических организмов. В многомиллиардном сообществе клеток должен существовать определенный порядок. Он закодирован в генетической субстанции, которая составляет компонент любого клеточного ядра. Закодированный порядок является "доверителем", своеобразным поверенным клетки, и без него клетка существовать не может. Эндокринная и нервная системы выполняют вспомогательную функцию в отношении генетического плана, выделяя его интегрирующую роль, моделируя программу деятельности в зависимости от актуальных потребностей организма и условий среды.
По аналогии с многоклеточным организмом можно говорить, что конституционные идеи входят в систему "генетической информации", но эта информация непрерывно пополняется и структурируется по-иному; то есть к основному набору идей, появление которых обусловлено социальными чувствами первобытного мира, постоянно прибавляются новые, образуя открытый перечень.
Конституированность – это легитимация, которая, в свою очередь, представляет собой процедуру властного объяснения и оправдания идеи, воплощенной в норме либо группе норм. Целью легитимации является общественное признание идеи. Легитимация представляет некую гарантию длительности существования конституционной идеи, ее устойчивости.
Отечественные конституционалисты Н. В. Варламова и Н. Б. Пархоленко, следуя за М. Вебером, выделяют три типа легитимации: традиционный; харизматический; рационально-правовой.
При традиционном способе легитимации обоснование и оправдание идеи строится на обычае. Существующая идея признается законной, поскольку "таковой была всегда". Легитимация такого типа предполагает безусловное доверие к общественным и государственным институтам, но не к персонифицирующим их лицам.
При харизматическом способе легитимации обоснование и оправдание идеи происходит с помощью авторитета какой-либо известной личности. При рационально-правовом способе легитимации идея представляется рациональной, а норма, в которой она закреплена,– правомерной. Рационально-правовое оправдание – наиболее трудоемкий способ легитимации, так как предполагает детальную разработанность процедуры обоснования и оправдания конституционной идеи.
Наряду с упомянутыми тремя видами легитимации представляется уместным выделить еще два – стереотипический и ксенический.
В случае выделения "стереотипической легитимации" она могла бы включать в себя лишь такой легитимационный процесс, который подразумевает возможность опоры на определенные стереотипы, существующие в общественном и индивидуальном правосознании.
Не секрет, что законодатель должен учитывать особенности своего народа, опираться на господствующие в обществе представления, связывать новые конструкции с безусловными ценностями. Плодотворность названной ориентации обусловлена и тем, что внедрение идей, которые перекликаются со стереотипами, складывавшимися столетиями, не требует значительных усилий.
Для российского национального сознания ограничение свободы, произведенное на основе государственного решения или чьего-либо единоличного волеизъявления,– явление чрезвычайно болезненное, отождествляемое даже со смертью. Если же, напротив, такое решение принял "мир" – коллектив взаимообязанных членов общества,– оно почти всегда расценивалось как верное, поскольку частных интересов, не совпадающих с интересами общины, как бы не существовало.
В качестве примера неудачной законодательной и законотворческой инициативы может служить факт, описанный в исследовании З. Х. Кочесокова "Правовое сознание и его национальные особенности".
Известно, что исламская религия обладает своей, достаточно сильной и жесткой системой судопроизводства. Народы, исповедующие ислам, как правило, отрицательно относятся к заимствованиям, которые могут изменить коренной уклад их жизни. Так, под влиянием исламских национальных лидеров в Кабарде в начале 1794 года произошло крупное выступление против учреждения так называемых "родовых судов и расправ" для разбора мелких гражданских и уголовных дел. Эти нововведения были восприняты с позиций национального правосознания как вмешательство в веками складывавшиеся формы судопроизводства и были расценены как навязывание новой судебной системы вопреки волеизъявлению населения.
В современной научной литературе термин "конституционализм" используется в трех различных смыслах:
- основной закон государства и система публично-правовых актов, принятых в его развитие;
- система политических и публично-правовых институтов, формирование которых обеспечивает реализацию конституционных норм;
- социальное движение, имеющее целью создание гражданского общества, правового государства и закрепление этих принципов в основных законах государства и практике функционирования его институтов, что позволяет анализировать конституционализм в разрезе теории и политической практики.
Базовым признаком конституционализма является наличие конституции, которая соответствует идеологии конституционного государства. В качестве модели конституционного государства определяется такое государство, которому присущи:
- политический плюрализм;
- многообразие форм собственности;
- установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;
- закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права;
- разделение и взаимодействие властей;
- прямой характер действия конституции;
- эффективная система восстановления нарушенных прав и свобод;
- обеспечение права граждан на хорошее управление со стороны государства;
- достижение одного из интегральных показателей успешности развития государства и общества – права на человеческое достоинство.
Итак, конституционализм является важной частью развития гражданского общества и государства. Он обладает широким спектром трактовок в коституционно-правовой науке.
Юридические свойства Конституции РФ
Основные черты Конституции как политического документа характеризуют ее связь с общественным развитием, специфику конституционного воздействия на жизнь страны. Конституция РФ обладает следующими основными чертами:
1. Основополагающий характер. Конституция регулирует наиболее важные общественные отношения, а конституционное регулирование носит общественный характер. При этом Конституция должна решить следующие задачи:
- раскрыть и закрепить самое главное в общественных отношениях;
- использовать минимальное количество норм при этом;
- в нормах четко и ясно отразить суть отношений, дать направление и определить принципиальное содержание их последующей регламентации.
2. Народный характер. Конституция РФ – результат творческой деятельности народа, его непосредственного участия; служит интересам народа, отражает его задачи на будущее. Для Конституции Российской Федерации характерно такое проявление народности как принятие ее путем референдума (всенародного голосования).
3. Реальный характер. Главным критерием для оценки реальности конституции служит её соответствие действительности. Если конституция и действительность находятся в единстве, если обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально-экономическим условиям развития общества, можно говорить о реальности конституции.
Реальность конституции во многом зависит от политической, экономической и социальной стабильности, упрочения режима законности и правопорядка.
4. Стабильный характер. Конституция – акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция – важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.
Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок. Данное свойство предполагает длительность действия Конституции без внесения существенных изменений.
Конституции свойственны признаки, отличающие ее от актов текущего законодательства, которые в юридической науке именуются юридическими свойствами.
Юридические свойства – это правовые признаки конституции как Основного Закона государства.
Рассмотрим, какими свойствами он обладает
1. Это правовой акт, закон.
Конституция РФ – это Основной закон как единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепляет систему местного самоуправления, охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.
2. Юридическое верховенство.
Верховенство Конституции означает утверждение в стране конституционного строя, при котором государство подчиняется Конституции, праву.
Верховенство Конституции РФ означает также, что с ее принципами, нормами, закрепленными в ней концепциям должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни.
Утверждение верховенства федеральной Конституции на всей территории России, в том числе и республик, имеющих свои конституции.
3. Высшая юридическая сила.
Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ, и "органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы".
Прямое действие Конституции выражается в том, что конституционные нормы для их реализации не нуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении, что служит гарантией от их искажения.
4. Является базой системы российского права.
Во-первых, Конституция определяет сам процесс правотворчества. Она устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименование, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
Во-вторых, в Конституции прямо названы многие федеральные конституционные и федеральные законы, которые должны быть приняты.
В-третьих, на основе Конституции строится все текущее законодательство. Её изменение, как правило, требует значительного обновления законов и других нормативных актов.
5. Особый порядок пересмотра и внесения поправок.
Поправки к главам 3-8 Конституции РФ, принимаются Федеральным Собранием по процедуре, установленной для федерального конституционного закона. Поправка должна быть одобрена большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (300 голосов) и не менее трех четвертей голосов членов Совета Федерации (103) голоса. Принятая таким образом поправка вступает в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (58 субъектов). Эти законы не подлежат "отлагательному" вето Президента РФ. Изменения в ст.65 вносятся в упрощенном порядке.
6. Особая правовая охрана.
В этом участвует вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах. В результате акты, противоречащие Конституции, либо отменяются, либо приводятся в соответствие с ней.
Таким образом, можно сделать вывод; юридическая природа конституции проявляется в её чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику её нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции характеризует определенный аспект её содержания как сложного, многопланового правового феномена. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее представление о конституции в целом.
Основные черты и юридические свойства конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания конституции.
Проблемы конституционализма в современной России
Об общедемократической сущности конституции свидетельствует тот факт, что она была принята всенародным голосованием большинством избирателей. Российская Конституция, равно как и другие конституции новейшего времени, характеризует различные аспекты функционирования гражданского общества. В Основном законе закрепляется конституционно-правовой статус человека и гражданина, взаимоотношения институтов гражданского общества и государства, защита всех форм собственности, закреплены положения о светском и социальном характере государства.
В Конституции РФ закрепляется политическое многообразие, многопартийность, констатируется невозможность установления какой-либо идеологии в качестве государственной.
Основной закон РФ по своей сущности является выражением воли многонационального народа РФ, который выражает свою волю через выборы и референдумы (формы "прямой демократии"), а также через выборные органы государственной власти и местного самоуправления (представительская демократия). Гражданам государства предоставляется право свободно выражать и отстаивать своё мнение и взгляды, гарантируется идеологическое и политическое многообразие.
Однако современный российский конституционализм не лишен проблем. Особенность современной проблемной ситуации, связанной с конституционализмом, состоит в том, что многие выражаемые им принципы, формы и методы деятельности субъектов конституционного права аналогичны идеологии и теории правового государства.
В настоящее время часто можно наблюдать, когда в общей теории права рассуждают о правовом государстве, перспективах правовой политики, а в науке конституционного права в большей мере употребляют термин "конституционализм". Отсюда смысловой подход представляется наиболее адекватным для обеспечения совместимости указанных научных подходов.
Представляется, что отечественному конституционализму, как любому политикоправовому явлению, свойственно собственное смысловое поле, то есть целостное и многогранное содержание, объективируемое в различных ценностных, логико-понятийных и языковых формах. Данное поле состоит из нескольких более конкретных, детальных слоев, каждый из которых в этой концептуальной схеме представляет собой определенный уровень развертывания смыслового содержания конституционализма.
Другой проблемой современного российского конституционализма является проблематичность внесения поправок в основную часть Конституцию РФ.
Основная часть Конституции защищена от поправок к статье 135:
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Эта статья ставит серьёзнейшее препятствие для попыток внести изменения в главы 1, 2 и 9 (статьи 1-64 и 134–137). Таким образом, для исправления заложенных в Конституции мин потребуется пробить крепчайшую законодательную броню.
Защита построена на следущем:
1. в соответствии с пунктом 1 такие изменения не может внести Федеральное Собрание самостоятельно;
2. Федеральное Собрание (состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы) может лишь созвать Конституционное Собрание;
3. для того, чтобы хотя бы созвать Конституционное Собрание, необходимо наличие соответствующего федерального конституционного закона, которого пока не существует;
4. в соответствии с пунктом 3 такие изменения приравнены к принятию новой Конституции;
5. проект новой Конституции может быть принят либо двумя третями голосов Конституционного Собрания, либо всенародным голосованием – более половины проголосововавших при явке более половины избирателей;
6. сама 135-я статья себя же и "защищает": она рекурсивно входит в блок тех статей, от внесения изменений в которых она же и предназначена.
Помимо выше сказанного, необходимо отметить, что весьма актуальное значение в нашем государстве имеет проблема обеспечения действия Конституции. К сожалению, в обществе распространено мнение о Конституции РФ как о своеобразной декларации. Реальное действие Конституции связывают не с ней самой, а с воплощением положений Конституции в соответствующих актах, развивающих ее нормы.
Итак, современный российский конституционализм, несмотря на динамичное развитие, обременен грузом сложных проблем, тормозящих развитие гражданского общества в России
Литература
- Степаненко Т.В. К вопросу о периодизации российского конституционализма // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 3. С. 100 – 104
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Инфра М 2011.
- Михалева Н.А. Социалистическая конституция. Проблемы теории. М.: Гардарика, 2001
- Кочесоков, З. Х. Правовое сознание и его национальные особенности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01 -Ростов-на-Дону,1999
- Смоленский М.Б. Конституционное право – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2014
- Багмет А.М. Конституционное право – М.: Издательство: Юнити-Дана, 2015
- Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009
- Веревкина Ю.Ю. Формы взаимоотношения конституции и конституционализма // Труды Института государства и права РАН. 2012. № 5. С.125-137
- Федорченко С.Н., Рыбина М.В. Электоральные технологии политического менеджмента // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2012. – № 2 (14), Т.3. – С. 267-274.
- Алексеев Р.А. Гражданское общество. Проблемы становления и развития в России (правовой аспект). – М.: МГОУ, 2013
- Конституционное право России / Под ред. А.В. Малько. – М.: Норма, 2012.
- Гаврилова Ю. А. Смысловое поле права (философско-правовой аспект) – Волгоград: Изд-во ВолГУ,