Перспективы развития консалтинговых услуг в России

В современной России консалтинговые услуги продолжают динамично развиваться. И все это, несмотря на зарубежные санкции и экономический кризис.

Статьи по теме
Искать по теме

Направления развития консалтинга

В настоящее время растет потребность в консалтинге в сфере АПК и IT консалтинге. Высокий спрос на услуги IT-консалтинга предъявляют финансовый сектор, "телеком", цветная и черная металлургия, а также предприятия химии и нефтехимии.

В нашей стране спросом пользуются услуги в области финансового управления, связанные с планированием, бюджетированием и управленческим учетом.

Спрос на услуги бизнес-консалтинга еще на очень низком уровне в отраслях: транспорт, строительство, угольная промышленность. Очень редко к услугам бизнес- консультантов прибегают предприятия малого и среднего бизнеса, а также большинство предприятий госсектора. Причины – нехватка финансов и отсутствие конкуренции.

Многие эксперты считают, что в будущем в России будет расти потребность в профессиональных консультантах, способных предложить реальные механизмы повышения эффективности бизнеса.

Развитию рынка консалтинга в России способствуют следующие тенденции:

- структурные преобразования в экономике;

- глобализация

- выход на мировой рынок отечественных компаний

- вступление России в ВТО и другие.

В последние годы повысился спрос на консалтинговые услуги. Кризис в экономике требует разработки более эффективных схем и стратегий развития. Консультанты могут оказать неоценимую помощь. Стимулом для формирования спроса на консалтинговые услуги является:

1. нехватка информации и навыков для решения определённых проблем,

2. необходимость независимых экспертов с новым взглядом для разрешений этих задач,

3. потребность в обучении и в тренингах, подбора персонала в организацию,

4. необходимость усовершенствования и развития предприятия,

5. повышение эффективности работы компании.

Это малая часть причин, которые требуются для привлечения консультационных услуг. Поэтому можно сказать, что консалтинговые услуги приносят положительный и желаемый результат. А это приводит к процветанию фирмы, и, конечно, выхода из сложной и кризисной ситуации компании. Все это является огромным стимулом для того, чтобы консалтинговые услуги продолжали развиваться.

В ближайшее будущее все таки намечается серьезный спад в ряде отрасле консалтинговых услуг, так как такие услуги как оценка, управление финансами, юридический и налоговый консалтинг ориентированы на инвестиционные процессы, а 2015 и начавшийся 2016 отмечен падением инвестиций и уходом зарубежного бизнеса из России. На этом фоне только вмешательство государства поможет остановить падение.

К сожалению, в ближайшее время прогнозируется спад спроса и повышение конкуренции в сфере IT-консалтинга, на который приходится основной объем рынка. Контракты на внедрение крупных ERP-систем заключаются реже, бум комплексных проектов в этом направлении прошел. По данным на 2015 год большинство новых проектов связано с модернизацией или доводкой уже работающих систем.

За 2015т год произошел спад спроса на консалтинговые услуги с одновременным изменением его структуры. Снизился спрос на инвестиционный анализ проектов и финансовые консультации, однако возросла потребность в консультациях, способствующих снижению издержек предприятия. В 2016 году отмечена тенденция которая будет продолжать развитие, а именно увеличение спроса на юридический консалтинг. Это обусловлено тем, что возросла необходимость в судебном решении споров по нарушению договоров в разных сферах бизнеса.

Описанная выше тенденции развития рынка консалтинговых услуг сопровождаются рядом проблем.

проблемы консалтинга

Проблемы в сфере консалтинга

По мнению ученых, в настоящее время российский рынок консалтинговых услуг начинает приобретать черты зрелости и приближается по своим характеристикам к мировому рынку консультирования.

Периоды экономических кризисов традиционно являются тяжелыми для консалтинга вообще и его HR-направления в частности: при включении режима жесткой экономии бюджет расходов на консалтинговые услуги будет урезан до минимума одним из первых.

В то же время многие компании используют период кризиса для поиска новых возможностей развития, самосовершенствования, внутренней перестройки и улучшения собственных бизнес-процессов. В этом случае кадровый консалтинг становится необходимым, но при этом резко изменяется востребованностью различных услуг: все абстрактное, модное уходит на второй план, а на первом остаются давно известные, простые, но действенные инструменты, позволяющие принимать реальные бизнес-решения, направленные на повышение эффективности работы организации.

Сложная экономическая ситуация, обнажившая множество проблем не только российского, но и глобального бизнеса, заставляет компании всеми силами сокращать издержки. Так с начала 2015 году отмечен интерес к такому виду консалтинга как консалтинг в сфере нормирования труда. Именно нормирование труда позволяет осуществлять оптимизацию рационально, на научной основе, что дает менеджерам уверенность и гарантии правильности принимаемых ими решений. Хрестоматийные методы фотографии рабочего времени и хронометража актуальны и сейчас, а развитие методологического инструментария лишь еще более стимулирует рост интереса к нормированию:

1. ряд компаний сегодня предлагает клиентам исследования с применением современных высокотехнологичных методов нормирования, основанных на использовании специальных программных продуктов;

2. многие вновь возвращаются к микроэлементному нормированию, практически "забытому" в постсоветском периоде;

3. нормирование все чаще становится интегрированным с современными технологиями управления персоналом, что значительно повышает его ценность для бизнеса.

Таким образом, услуги по нормированию труда в период кризиса востребованы.

Несмотря на высокую динамику развития, изменение отношения к консультантам в России, другие позитивные сдвиги, недостаток государственного регулирования мешает ему стать зрелым. Российский рынок консалтинга по-прежнему находится на стадии становления и в ближайшем будущем значительных перемен не предвидится.

Итак, структура российского рынка консалтинга приближается к западной системе, где основными видами услуг являются стратегический, финансовый и IT-консалтинг. Явным достоинством консультативного предпринимательства является отсутствие необходимости финансирования больших денежных сумм при его открытии.

Бесспорно, обращение к услугам консультантов приносит предприятиям положительные результаты. Однако, несмотря на высокую динамику развития, изменение отношения к консультантам в России, российский рынок консалтинговых услуг до сих пор находится в стадии становления и довольно слабо развивается.

Теперь нужно рассмотреть тенденции в сфере консалтинговых услуг в зарубежных странах. Основным направлением в мировом консалтинге смело можно назвать взаимную интеграцию. Однако интеграция несет в себе множество проблем. По мере выхода на внешние рынки, компании каждой отдельной страны ЕС столкнулись с такими трудностями, как законодательные барьеры в иностранных государствах при вхождении на рынок и при создании новых компаний, социально-культурные различия, недостаточный объем знаний о новых рынках, финансовые трудности и другие. Однако при ведении деятельности на внешних рынках, консалтинговые компании ЕС обладают определенными преимуществами:

1. оказание услуг клиентам на высоком уровне,

2. индивидуальный подход к каждому клиенту и решение проблем совместно,

3. оптимальное соотношение цены и качества оказываемых услуг,

4. высокий профессиональный уровень специалистов компаний и широкий перечень услуг оказываемых клиентам.

Рассмотрим пример Испании. Выход промышленных компаний на внешние рынки Испании оказал благоприятное воздействие на развитие услуг в сфере консалтинга в стране. По мере завоевания новых рынков испанскими производителями различным сферам производства был необходим совет опытных консультантов. В большей степени это характерно для банковского и телекоммуникационного секторов экономики.

Крупные и мелкие испанские консалтинговые компании выделяют различные причины роста уровня консалтинга во время завоевания внешних рынков. Так, крупными компаниями в меньшей степени уделяется внимание "следованию за конкурентами" и диверсификации операционных рисков на рынках зарубежных стран. Крупные компании занимают значительную долю на национальном рынке, и стратегия следования за конкурентами для них не представляет особый интерес, степень риска от деятельности компании на рынке Испании минимизирована за счет устойчивого финансирования и минимальных инвестиционных вложений в развитие сферы оказания услуг. Именно те факторы, которые в меньшей степени повлияли на деятельности крупных консалтинговых компаний за рубежом, предопределили уровень развития консалтинговых услуг мелких испанских компаний. Недостаточный размер мелких компаний повлиял на политику принятия решений при завоевании внешних рынков, ограничение в финансовых ресурсах, незнание рынков, социально-культурного развития общества увеличивали риски деятельности консультантов за пределами Испании. С целью минимизации рисков, руководителям компаний приходилось применять личные взаимоотношения с клиентами на внешних рынках.

В это же время, малые консалтинговые компании оказались не подвержены проблеме принятия решений под воздействием материнских компаний, с которой столкнулся крупный консалтинговый бизнес. В 2015 году Испания осталась одной из нескольких стран в которых консалтинг продолжил свое развитие несмотря на проблемы в экономике Евросоюза. Во многом в этом есть и роль государства, которое ужесточила требования к консалтинговым фирмам, тем самым, повысив качество их услуг и сделав их максимально конкурентоспособными на рынке консалтинговых услуг.

Отдельно необходимо подчеркнуть, что государство корректирует и контролируют консалтинг в большинстве стран Европы. Без содействия государства в целом и органов местного самоуправления в частности очень трудно себе представить прогрессивную европейскую консалтинговую деятельность.

В настоящее время в странах ЕС наметилась тенденция к снижению потребности в консалтинге. Это обусловлено многими причинами, в том числе и глобальным экономическим кризисом. Однако руководство стран ЕС не забывает о сфере консалтинга и активно его субсидирует. Так на консалтинг в сельское хозяйство Франции планируется выделить 5 миллионов евро до конца 2017 года.

Российскому консалтингу тоже не помешало бы субсидирование со стороны государства или хотя бы определенные налоговые льготы. Это бы, несомненно, помогло бы компаниям пережить экономический кризис.

Совершенствование регулирования консалтинговых услуг в России

Государственная политика должна быть направлена на возрастание роли саморегулирующих организаций в регулировании консультационной деятельности и в передаче им регуляторных и контрольных функций. Данная проблема требует комплексного решения, учитывая широкое содержательное значение такого понятия, как "консультационная услуга", и соответственно особенности предоставления платных консультационных услуг в различных сферах деятельности общества. Роль социальных регуляторов правоотношений по оказанию консультационных услуг призваны играть морально-этические нормы, которые должны быть учтены при составлении "профессионального кодекса" консультационных фирм, необходимых для осуществления контроля над деятельностью консультантов и их взаимоотношений с клиентами, качеством оказания консультационных услуг.

С целью преодоления выявленных проблем, необходимо разработать закон, который будет регламентировать консалтинговую деятельность на территории РФ. В законе рекомендуется предусмотреть следующие разделы:

1. основные понятия, используемые в настоящем Законе;

2. законодательство Российской Федерации и иные акты о консультационной деятельности;

3. организация консультационной деятельности; права и обязанности консультационных организаций;

4. права и обязанности консультируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор на оказание консультационных услуг;

5. конфиденциальность полученной сторонами информации; саморегулирование в консультационной сфере;

6. ответственность за нарушение законодательства РФ о консультационной деятельности.

Только разработка актуального и действенного законодательства позволит усовершенствовать методы государственного регулирования консалтинговых услуг в России.

Участие государства в упорядочении процесса производства и продажи консалтинговых услуг является необходимым. Нормативно-правовые положения должны определять:

1. основы деятельности консалтинговой сферы в целом, малых организаций в данной области в отдельности, а также организацию работы независимых консультантов;

2. условия взаимодействия всех органов власти и представителей консалтинговой сферы;

3. определение размеров платности за те или иные услуги, оказанные консалтинговой компанией или независимым консультантом;

4. определение и уточнение роли государства при оказании различных видов консалтинговых услуг.

Исследование особенностей оказания консалтинговых услуг показало, что законодательное регулирование является определяющим при разделении по направлениям. Отсутствие действенного нормативно-правового регулирования в нашей стране затрудняет деление консультационных услуг не только по направлениям, но и по сферам деятельности и объектам консультирования.

Существующие отдельные законопроекты и законы в области оказания консалтинговых услуг носят разрозненный характер. Отсутствие единого закона о консалтинге не позволяет сформировать единую систему в области оказания консалтинговых услуг по различным направлениям. В большинстве случаев их принятие требует внесения изменений и дополнений в уже существующие правовые положения. Многие законопроекты в области консалтинга так и не утверждаются.

Правовое регулирование процесса оказания консалтинговых услуг позволит нормативно закрепить основные принципы оказания консультационных услуг.

Эффективное нормативно-правовое регулирование в сфере консалтинговых услуг должно включать три уровня: федеральный, региональный, муниципальный. Закон о консалтинге должен определять взаимодействия как между государственными органами управления и органами местного самоуправления, так и между представителями образований независимых консультантов, различными консультационными бюро.

Отсутствие консалтинговых услуг в классификаторе видов экономической деятельности, а также закона о консалтинговой деятельности в нашей стране требует исследования правовых норм по смежным отраслям хозяйствования. В таких условиях при изучении консалтинговых услуг базовым нормативным положением может выступать Закон "О торгово-промышленных палатах в РФ". Данный Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы создания торгово-промышленных палат в Российской Федерации, устанавливает организационно-правовые формы и направления их деятельности, определяет принципы их взаимоотношений с государством.

Весь комплекс проблем по подготовке профессиональных налоговых консультантов, по нашему мнению, должны решать высшие учебные заведения, выпускающие специалистов требуемой квалификации, а также осуществляющие дополнительное образование и переподготовку.

Развитие профессионального ресурса налоговых консультантов в нашей стране осуществляется через систему обучения, включающую довузовскую подготовку, обучение в вузе, повышение квалификации и переподготовку.

Следует отметить, что в настоящее время практически в каждом экономическом вузе имеет место подготовка экономистов по специальности "Налоги и налогообложение", но только в некоторых из них осуществляется подготовка по двум направлениям: "Налоговое администрирование" и "Налоговое консультирование", что объясняется спецификой деятельности будущих специалистов и фактическим отсутствием методологической и учебно-методической базы, обусловленным не до конца установленным институционально-правовым статусом налогового консультанта. В результате необходимо совершенствование образовательной деятельности с ориентацией на перспективу роста потребности в специалистах по налоговому консультированию. Кроме того, создание профессиональных ассоциаций предприятий, занятых в сфере консалтинга, с частичной передачей им функций контроля, разработки отраслевых стандартов и мер по совместимости управленческих и информационных технологий; формирование квалифицированных кадров в области консалтинга.

Помимо вышесказанного, для поддержки развития сферы консалтинга в России в период мирового кризиса и с перспективой ее дальнейшего развития рекомендуется организация прямой поддержки сферы консалтинга при помощи формирования государственных заказов на внедрение в сфере государственного управления, социальной сфере, в сфере обеспечения национальной безопасности; косвенная поддержка сферы консалтинга, направленная на развитие отечественных предприятий, занятых в производственной сфере. Государственный заказ – предложение, даваемое уполномоченной государственной организацией другой организации-поставщику о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг для федеральных и региональных государственных нужд.

Государственных заказчиков, осуществляющих закупку продукции для федеральных государственных нужд, утверждает Правительство РФ. Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение. Государственных заказчиков для обеспечения поставок на нужды субъектов РФ определяют органы государственной власти последних. Государственными нуждами, для удовлетворения которых выдается государственный заказ, признаются потребности государства в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения обороны и безопасности страны и реализации государственных целевых программ. Государственные нужды и объемы их финансирования из бюджета предусматриваются в законе о государственном бюджете РФ на соответствующий период. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме установленном бюджетом, и ответственны за реализацию государственных целевых программ и обеспечение федеральных или региональных государственных нужд. Государственный заказ на поставку продукции для государственных нужд размещается путем проведения открытых или закрытых торгов. конкурсов, аукционов. Их участниками могут быть предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности, расположенные на территории РФ. Исполнение государственного заказа обеспечивается посредством заключения государственных контрактов с поставщиками. Не допускается приобретение при выполнении государственного контракта продукции иностранного производства, за исключением случаев, когда производство аналогичных видов продукции в РФ невозможно или экономически нецелесообразно.

Большая потребность в консультационных услугах по управлению такими процессами, как национализация, структурная перестройка народного хозяйства определяет необходимость государственной поддержки в сфере консалтинга, что будет способствовать повышению темпов и результативности проводимых в стране реформ. Так, прямая государственная поддержка консалтинга возможна как результат выполнения государственных заказов по внедрению консультационных технологий в сфере государственного управления, социальной сфере, в сфере обеспечения национальной безопасности. При этом развитие рынка консалтинга является не первичной целью государственной политики, а результатом развития единого пространства органов государственной власти, внедрения на предприятиях, выполняющих стратегические государственные заказы, технологий информационной поддержки жизненного цикла наукоемких изделий. Косвенная поддержка возможна в рамках государственно-частного партнерства по развитию предприятий среднего бизнеса, прежде всего предприятий машиностроения и транспорта. Отсутствие государственной поддержки в той или иной форме, может привести, в конечном итоге не только к стагнации рынка, но и к замедлению темпов роста экономики в целом.