Государственное регулирование консалтинговых услуг в России

Как вид профессиональной деятельности консалтинг появился сравнительно недавно, значительно позже, чем другие виды профессиональных услуг бизнесу. В конце XIX в., по мере усложнения экономики и соответствующего развития экономических наук, начала формироваться новая область профессиональных услуг – консультирование по экономике и управлению, т.е. менеджмент-консалтинг.

Статьи по теме
Искать по теме

Регулирование консалтинговых услуг

Под государственным регулированием следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики различных сферах, таких как предпринимательство и т.д.

Государственное регулирование консалтинговых услуг необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства в данной сфере.

Существующая практика нормативно-правового регулирования консалтинговых услуг в различных странах основывается на индивидуальных моделях государственного и коллективно-профессионального участия в разработке соответствующей документальной базы. Однако в настоящее время не существует универсальной эффективной системы, позволяющей использовать стандартный нормативно-правовой инструментарий применительно к отдельно взятой экономической и геополитической системе, в частности Российской Федерации.

Развитие рынка консалтинговых услуг в России сопровождается интенсификацией научных исследований в этой области. За последние годы опубликовано большое количество работ, посвященных проблемам оказания консалтинговых услуг, а также исследованию специфики становления рынка услуг в области информационных технологий в России. Однако в настоящее время рынок консалтинговых услуг находится в той стадии, когда возможна реализация полярных вариантов его развития: либо ориентация на обслуживание потребностей крупных клиентов, обусловленных необходимостью поддержания существующей информационной инфраструктуры и ее адаптации к мировым стандартам, либо вовлечение в сферу информационных технологий, как источника и средства инновационного управления большинства российских предприятий, занятых в промышленном производстве.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера. Эти меры осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально – экономической системы к изменяющимся условиям.

Специфика консалтинга также заключается и в том, что он занимает промежуточное положение между практикой и наукой, где степень его развития определяется исключительно потребностями практики. Проблемы предприятий, в частности, формируют и создают спрос на услуги управленческих консультантов и определяют объем их финансирования.

Анализ нормативно-правового регулирования консалтинга как формы бизнес – услуг предпринимательскому сектору затрудняется не только многообразным характером этого вида услуг, но и тем, что само по себе понятие "консалтинг" не является пока общепринятым обозначением той или иной сферы профессиональной (хозяйственной) деятельности. Например, в такой известной базе данных по правовым вопросам как "Гарант" понятие "Консалтинг" отсутствует вообще. Это типично и для других баз данных по правовым вопросам. Специфическая подотрасль "деловые услуги" или "бизнес-услуги" не представлена в "Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг" (ОКДП).

В сложившейся ситуации наиболее близкой сферой правового регулирования к сфере предпринимательского консультирования являются отрасли "Услуги" в их традиционном понимании и структуризации. Значительное внимание правовому регулированию деятельности сферы услуг уделено в ГК РФ. Эти вопросы рассмотрены главным образом в Главе 39 ГК РФ – "Возмездное оказание услуг", хотя по мнению юристов, для правовой основы консалтинговой деятельности могут быть также взяты и иные нормы, в частности, регулирующие выполнение работ по договору и пр. При этом важно то, что статья 779 ГК, определяя характер договора возмездного оказания услуг, включает в сферу отношений, покрываемых этой статьей, оказание услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, по туристическому обслуживанию и иных услуг. Это открывает возможность формирования по каждой из названных подотраслей сферы услуг самостоятельного блока нормативно-правового регулирования, хотя нет оснований полагать, что без него эффективное функционирование данной сферы услуг для предпринимательства в принципе невозможно. Следует также иметь в виду, что сфера услуг и возникающие здесь правоотношения регулируются также и Федеральным законом "О защите прав потребителей".

Согласно классификации Европейского справочника-указателя консультантов по управлению, виды консалтинговых услуг подразделяются на восемь основных групп:

1. Общее управление.

2. Администрирование.

3. Финансовое управление.

4. Управление кадрами.

5. Маркетинг.

6. Производство.

7. Информационная технология.

8. Специализированные услуги.

Задачи и методы государственного регулирования консалтинговых услуг

Задачи Государственное регулирование консалтинговых услуг в России

Задачи государственного регулирования консалтинговых услуг можно разделить на группы:

1. выравнивание экономического цикла;

2. обеспечение нормального уровня занятости населения;

3. поддержка конкуренции на рынке;

4. поддержка и развитие малого предпринимательства;

5. специальные меры защиты прав предпринимателей.

Представленный перечень задач государственного регулирования консалтинговых услуг свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям работающим в сфере консалтинга.

Методы государственного регулирования можно разделить на две группы. К первой группе относят прямые или административные методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

– государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

– государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

– налогообложение;

– лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

– выдача предписаний антимонопольным органом.

К числу косвенных методов относят экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

– прогнозирование и планирование;

– предоставление льгот;

– государственный (муниципальный) заказ.

Отдельно следует отметить тот факт, что наличие консультантов как профессионалов может дополнительно регулироваться государством на уровне получения специального образования, подтверждающего право специалиста быть консультантом по какому-либо направлению деятельности.

Разнообразие консультационных услуг приводит к дифференциации уровня их регулирования со стороны государства по каждому отдельному направлению консалтинга. С 1 января 2015 г. планируется создание саморегулируемой организации (СРО), которая объединит консультантов по налогообложению. Особенность закона о СРО для налоговых консультантов в том, что он охватывает все законодательство, где участниками правоотношений могут выступать налоговые органы. Целью создания настоящей саморегулируемой организации являются структурирование и контроль рынка налогового консалтинга, которые реализуют следующие функции:

1. разработка и утверждение единых для всех членов саморегулируемой организации требований к членству в ней;

2. применение мер дисциплинарного воздействия в отношении членов;

3. представление интересов членов СРО (налоговых консультантов) в их взаимоотношениях с органами государственной власти;

4. ведение реестра членов СРО в соответствии с требованиями Федерального закона "О саморегулируемых организациях";

5. осуществление контроля качества работы членов;

6. рассмотрение жалоб на действия членов и дел о нарушении членами требований стандартов и условий членства в саморегулируемой организации налоговых консультантов.

Наряду с консультированием в области налогообложения, более жесткому регулированию подвержена сфера оценочного консалтинга, как и весь оценочный бизнес в целом, который регулируется саморегулируемыми организациями оценщиков (СРОО) и государством в лице Росреестра.

Консультант, сопровождая работу по оценке имущества, вносит свой вклад в подготовку отчета об оценке – документа, на основе которого впоследствии будут приняты решения заказчиками оценки.

Отсутствие единых квалификационных требований и системы сертификации консультантов затрудняет возможность регулирования деятельности консультантов, поэтому бизнес ориентируется на сертификацию, проводимую по другим направлениям деятельности, в которых косвенно можно сделать вывод о профессиональных компетенциях и качестве работ, выполняемых консультантами.

Расширение профессиональных границ консалтинга привело к необходимости создания условий для организации процесса оказания консультационных услуг, их контроля и регулирования.

Зарубежный опыт государственного регулирования в сфере консалтинговых услуг

В развитых странах обращение к консалтингу для решения определённых задач в предприятии считается не просто нужным, что показывает о деловом престиже, но и обычном делом. Большинство управленческих, экономических, а так же социальных решений получается с вовлечением профессиональных консультантов.

Последние достижения информационной технологии, глобальные информационные сети изменили представления о границах предприятий и о технологии производства, управления и ведения бизнеса. Насыщение традиционных рынков товаров потребовало поиска новых подходов к потребителю, новых решений в сфере управления предприятием, информационных технологий и обучения персонала.

Основными клиентами консультантов являются отрасли промышленности, финансовые учреждения, государственные организации и торговля.

Услугами, пользующимися наибольшим спросом, являются разработка стратегии, бизнес-планов и услуги по реструктуризации. Сформировалась и определенная инфраструктура регулирования и саморегулирования консалтинговых услуг, которая включает следующие элементы:

1. внутренние кодексы этики и стандартов практики профессиональных ассоциаций консультантов и других специалистов в области профессиональной поддержки бизнеса (аудиторов, юристов, специалистов по подбору кадров);

2. систему государственных нормативных актов, прямо или косвенно регулирующих рынок профессиональных услуг.

3. международные стандарты качества предоставления услуг – например, уже упоминавшиеся стандарты ISO -9001, разработанные Международной организацией по стандартизации (ISO).

Возможно также применение стандартов Европейского фонда управления качеством (ЕFTQМ). Эти правила конкретизируются по отношению к консалтинговым услугам обычно самими профессиональными ассоциациями, которые осуществляют сертификацию и контроль; Аудиторские фирмы во всем мире пытаются развивать у себя и консалтинговые услуги, понимая, что они могут принести дополнительный доход, но не всегда обладают достаточным творческим потенциалом.

В 2000-2001годах, в связи с фондовыми кризисами консалтинг переживал не лучшие времена, медленно восстанавливался в 2003-2004годам, к 2007году вышел на довольно высокий уровень, несмотря на мировой финансовый кризис. В 2011 году международный рынок консалтинга демонстрирует улучшение своих показателей (прирост совокупного дохода в 2011году относительно 2008 года составил 12,7%), что связано, в первую очередь, с некоторым увеличением клиентской базы за счет роста спроса на услуги по оптимизации бизнеса, ИТ-проекты, повышению эффективности использования различных ресурсов, обучению персонала и т.д.

Согласно данным Европейской Федерации Консультантов по управлению в связи с мировым финансовым кризисом структура рынка консалтинговых услуг претерпела сильные изменения. В 2014 году на долю бизнес консалтинга пришлось 50% всех оказанных консалтинговых услуг против 42% в 2008 году. Спрос на услуги по развитию и интеграции упал на 11%, такое значительное падение может быть связано с завершением долгосрочных программ, начатых до кризиса, спрос на услуги по аутсорсингу также упал на 8%. Однако, вырос спрос на услуги по ИТ-консалтингу, как инновационному способу экономии финансовых ресурсов и повышению конкурентоспособности компаний.

В зарубежных странах государство и рынок консалтинговых услуг активно взаимодействуют. Государство оказывает поддержку компаниям, и, в тоже время, четко контролирует их деятельность посредством законодательства. Так, например, в Канаде, в 1998 г. действовало около 700 программ поддержки предпринимательства по оказанию консалтинговых услуг по различным вопросам хозяйственной деятельности предприятий. В ряде стран (США, Канада, Япония, ФРГ) ключевыми направлениями программ поддержки малого бизнеса стало повышение научного потенциала субъектов малого предпринимательства, включающее меры по облегчению процедур передачи фирмам научных разработок, подготовке научных кадров, участие в финансировании собственных научных разработок малых предприятий.

Кроме того, государство создает свои собственные консультационные службы. Так, в Голландии консультационные службы в стратегической для экономики страны сфере – сельском хозяйстве контролируются и в целом опираются на Министерство сельского и рыбного хозяйства и окружающей среды. В структуре Министерства имеются национальные консультационные центры (DLV), которые оказывают информационную помощь работникам образования и советникам внедренческих организаций (JКС), имеющим непосредственный контакт с фермерами.

Другим примером является Великобритания. Ведущая консультационная служба Англии АДАС была создана при поддержке государства более 50 лет назад, в те годы, когда страна испытывала недостаток продовольствия, и ее основная функция заключалась в увеличении производства продуктов питания путем внедрения передового опыта, новых технологий.

В Германии консультационные службы включают в себя: федеральные или земельные консультационные службы (государственные организации), сельскохозяйственные палаты, частные консультационные фирмы и объединения, а также частных консультантов. Общей тенденцией для всех земель Германии является предоставление бесплатной консультационной помощи крестьянам и членам их семей государственными учреждениями или возмещение государством затрат при получении таких услуг от частных консультационных фирм, если речь идет о перспективах развития сельхозпредприятий и о социально-экономических проблемах работающих и членов их семей, т. е. о вопросах, имеющих весомое общественное и социально-политическое значение. Функции государственной консультационной службы осуществляются через научно-исследовательские институты, сельскохозяйственные школы и университеты.

Теперь несколько слов о развитии консалтинга в странах СНГ. В странах постсоветского пространства в настоящее время сформировалась определенная инфраструктура государственного регулирования и саморегулирования консалтинговых услуг, которая включает следующие элементы:

1. внутренние кодексы этики и стандарты профессиональной практики специалистов в области профессиональной поддержки бизнеса;

2. международные стандарты качества предоставляемых услуг это стандарты ISO-9001;

3. система внутренних правил деятельности консалтинговых фирм;

4. система правил найма консультантов, принятые в правительственных, межправительственных и международных организаций, в таких как ЕС и другие;

5. система правил отбора и найма консультантов фирмами-потребителями;

6. система государственных нормативных актов, прямо или косвенно регулирующих рынок профессиональных услуг и подготовку консультантов.

Самый быстрый рост консалтинговых услуг отмечен в Казахстане. В остальных странах СНГ консалтинг развивается достаточно динамично и не без участия государства.

Стабильный рост консультационного бизнеса стал возможен в результате расширения отраслевого многообразия обслуживаемых корпораций, и прежде всего за счет общественного сектора. Тем не менее, эксперты отмечают, что в мире и в грядущем столетии основным потребителем консультационных продуктов останется производство.

Практически во всех странах мира консультационный бизнес перешагнул национальные границы. Практика показывает, что с приходом на внутренний рынок транснациональных консалтинговых компаний тотального вытеснения национальных фирм не происходит. Так, внутренние консалтинговые фирмы Японии проявляют высокую конкурентоспособность в таких сферах, как производство, маркетинг и продажи, исследования и разработки, а зарубежные фирмы демонстрируют в этой стране лучшие достижения в стратегическом планировании, организационном развитии, финансах и контроле, информационных технологиях.

Значительным стимулом в развитии консалтинга явился переход мировой экономики в конце прошлого века к следующим этапам своего развития – информационной экономике и экономике знаний.

Знания стали рассматриваться как ключевой ресурс хозяйственной деятельности организации, а консультант – как проводник знаний.

Возникла новая управленческая должность – менеджер по знаниям, который, с одной стороны, является функциональным менеджером, обеспечивающим организацию и координацию управления знаниями организации, с другой стороны – внутренним консультантом, дающим советы по более эффективному применению знаний в организации.

Значительное внимание стало уделяться обучающему консультированию, техническую базу которому создали современные информационные технологии, обеспечив радикально новые возможности, связанные с сетевым, виртуальным обучением.

Осуществляемый в настоящее время переход в мировом экономическом развитии от пятого к шестому технологическому укладу обязательно вызовет изменения в консалтинге, что связано с зарождением новых промышленных отраслей на основе передовых научно-технических достижений, таких как нанотехнологии, робототехника, генная инженерия, социальные технологии и проч. Предприятия, пожелавшие войти в новые отрасли, будут нуждаться в услугах консультантов по освоению в промышленном производстве различных продуктовых и процессных инноваций. Первоначально роль консультантов будут выполнять ученые и преподаватели вузов, создавшие прототипы и опытные образцы таких инноваций.

Нормативно-правовое регулирование консалтинговой деятельности

В настоящее время нормативно-правовое регулирование консалтинговых услуг находится на этапе активного развития. Консалтинговые услуги опираются на нормы гражданского права и строят отношения с клиентами на основе договоров возмездного оказания услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Одним из видов таких услуг являются консультационные услуги.

В законодательстве и правоприменительной практике используется разная терминология, которая не всегда однозначно определена. Наряду с категорией "консультационные услуги" используются понятия "консультация", "консультирование", "консалтинг" и др.

Термин "консультация" определяется через категории "совет", "помощь", "информация", "обучение". Постановление Минтруда России от 27 сентября 1996 г. № 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" определяет профессиональную консультацию как оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Термин "юридическая консультация" используется в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 63-Φ3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в качестве формы адвокатского образования.

Термин "консалтинг" широко используется в зарубежном законодательстве в части консультирования, предоставления информации в определенной профессиональной сфере.

Данный термин упоминается и в российском законодательстве, в частности в постановлении Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 219 "О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования", распоряжении Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г., утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1). В постановлении Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации" упоминается консалтинговое сопровождение предприятий на льготных условиях, включая инвестиционный, финансовый, юридический, управленческий и кадровый консалтинг.

Гражданский кодекс РФ, упоминая в п. 2 ст. 779 консультационные услуги, не дает им определения, в то время как большинство гражданско-правовых договоров сопровождаются предоставлением в той или иной форме консультативного содействия. О таком содействии упоминается в абз. 3 п. 2 ст. 1031 ГК РФ применительно к договору коммерческой концессии, по которому правообладатель обязуется оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников.

В зависимости от сферы предоставления консультации в отдельных нормативных правовых актах дается соответствующее определение консультационной услуги. Так, в постановлении Минтруда России от 27 сентября 1996 г. № 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" профессиональная консультация определена как оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества. Приказ Министра обороны РФ от 31 января 2001 г. № 10 "Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации" называет юридической консультацией совет специалиста в области юриспруденции, получение информации и справки юридического характера.

Приказ Минюста России от 23 марта 2007 г. № 59 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности учебного центра (учебного пункта) территориального органа уголовно-исполнительной системы" рассматривает консультацию как одну из форм учебных занятий, которая обеспечивает помощь слушателям в самостоятельном освоении учебного материала.

Более унифицированное определение консультационных услуг дается в Протоколе от 11 декабря 2009 г. "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе", в соответствии с абз. 9 ст. 1 которого к ним относятся услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в том числе налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом.

В настоящее время факт наличия государственного регулирования консалтинговых услуг отражено в необходимости регистрации в налоговых органах.

Деятельность консалтинговых фирм регулируется государством посредством нормативно-правовых актов таких как: нормы второй части ГК РФ, АПК РФ, Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Консалтинговые услуги оказываются с опорой на договор оказания консультационных и консалтинговых услуг. Договор оказания консалтинговых услуг является разновидностью договора оказания услуг. Это значит, что отношения сторон по договору возмездного оказания услуг регулируются главой 39 Гражданского кодекса РФ. Согласно статье 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде и положения о бытовом подряде, если это не противоречит специальным нормам о данном договоре, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Проблемы в регулировании консалтинговых услуг

Остро стоит проблема отсутствия единого закона о консалтинге, она не позволяет определить сущность и выявить особенности предоставления тех или иных консалтинговых услуг. Кроме того, становится затруднительным формирование перспективных направлений дальнейшего развития рынка консалтинговых услуг согласно изменяющимся условиям хозяйствования.

В этой связи консультации становятся неотъемлемым условием эффективного функционирования организаций по различным направлениям деятельности.

Интеграционное развитие определяет дальнейшее расширение спектра оказываемых консультационных услуг. Государственное регулирование рынка консалтинговых услуг становится необходимым условием дальнейшего развития народнохозяйственного комплекса страны в целом.

К числу проблем в сфере государственного регулирования консалтинговых услуг относится следующее:

1. отсутствуют общие законодательно закрепленные условия регулирования взаимоотношений, возникающих между юридическими лицами потребителями и исполнителями услуг в сфере консалтинга.

2. отсутствует прочная законодательная база устанавливающая права корпоративных потребителей на приобретение консалтинговых услуг определенного качества и соответствующих стандартам производства собственных товаров и услуг для конечных потребителей и окружающей среды. Необходимо законодательно закрепить государственную и общественную защиту интересов корпоративного заказчика, а также определение механизма реализации этих прав.

Имеет место отсутствие единых квалификационных требований и системы сертификации консультантов. Это, несомненно, затрудняет возможность регулирования деятельности консультантов. Для оценки частных компетенций в тех или иных областях существует большое количество систем аттестации. Основным направлением является прохождение аттестации по функциональным компетенциям в соответствии с направлениями консалтинговых услуг.

Несомненно, наличие единого стандарта квалификации по каждому направлению консалтинга значительно повысит и эффективность и качество консалтинговых услуг. Но нельзя забывать о том, что в действующем российском законодательстве отсутствует четкая классификация консалтинговых услуг. Это так же можно отнести к одной из ключевых проблем сферы консалтинга.

Одной из проблем консультационной деятельности в России является то, что она не регулируются отдельным законом, который бы определял понятия, сущность, принципы консультационной деятельности, ответственность консультантов, функционирование профессиональных организаций. Остаются неразрешенными правовые основы взаимоотношений сторон, такие как:

1. права и обязанности,

2. ответственность,

3. цена и порядок расчетов,

4. сроки и качество оказания консультационных услуг и др.

По причине отсутствия адекватного законодательного нормативно-правового регулирования возникает ряд смежных проблем к числу которых несомненно можно отнести тот факт, что на рынке функционируют фирмы, предоставляющие консалтинговые услуги в виде универсальных и стандартизированных решений без оглядки на специфику деятельности организации-заказчика.

Действующий в РФ Закон РФ "О защите прав потребителей" не решает проблем связанных с нарушениями прав клиентов, так как нет стандартов, на которые можно было бы опереться в процессе предъявления претензий поставщику услуг.

К тому же консалтинговые в настоящее время компании, предоставляющие услуги консалтинга фактически не несут ответственность за свои рекомендации и последствия от их реализации. В силу того, что отсутствует адекватное нормативно-правовое регулирование консалтинговых услуг договора между клиентом и фирмой не отражают все правовые аспекты ответственности сторон.

В России по-прежнему остаются неразработанными правовые основы взаимоотношений сторон – их права, обязанности, ответственность, поря­док расчетов и т.д., при этом в случае возникновения споров незащищенной оказывается клиентская сторона.

В силу того, что государство регулирует консалтинговые услуги не в полной мере, по прежнем у в российском обществе живы стереотипы о бесполезности консалтинговых услуг. Кроме того, до сих пор считается, что если руководитель обратился в консалтинговую фирму – то он не профессионал. Исходя из этого, очень часто возникает противоречие между консультантом и клиентом которое выражается в виде непонимания или неготовности к восприятию полученных рекомендаций.

Далеко не всегда сотрудники нанявшей их организации оказывали содействие в работке и реализации рекомендаций. А ведь обращение к консалтингу для решения определённых задач в предприятии считается не просто нужным, что показывает о деловом престиже, но и обычном делом. Большинство управленческих, экономических, а так же социальных решений получается с вовлечением профессиональных консультантов.

Очень важной проблемой также являет и тот факт, что государство полноценно не контролирует приток зарубежных специалистов в сфере консалтинга. Никто не гарантирует предпринимателю, что наняв дорогостоящего зарубежного специалиста он не останется и без денег и без результатов.

Несмотря на то, что в 2015 году были внесены изменения в законодательство в сфере консалтинга по-прежнему остается большой процент зарубежных специалистов.

Отдельное внимание необходимо уделить месту консалтинговой деятельности в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). Она представлена в группе 70.22 – Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, а именно:

- предоставление консультационных услуг;

- выдачу рекомендаций и оказание оперативной помощи компаниям и прочим организациям в сфере управления, таких как корпоративное стратегическое и оперативное планирование, реструктуризация производственных процессов, оптимизация управления, сокращение затрат и прочие финансовые вопросы, маркетинговые цели и политика, практика и планирование работы с персоналом, компенсационные и пенсионные стратегии, планирование и управление производством

Предоставление этих услуг компаниям или иным организациям может включать консультирование, выдачу рекомендаций или оказание помощи по следующим направлениям:

- разработка процедур и методов бухгалтерского учета, программ учета затрат, бюджетирования;

- консультирование и оказание помощи компаниям и иным организациям в сфере планирования, организации, эффективности и контроля управленческой информации и т.п.

Виды консалтинговых услуг по ОКВЭД7 70.22

– Услуги консультативные по вопросам стратегического управления

– Услуги консультативные по вопросам финансового управления (кроме вопросов корпоративного налогообложения)

– Услуги консультативные по вопросам управления маркетингом

– Услуги консультативные по вопросам управления трудовыми ресурсами

– Услуги консультативные по вопросам управления производством

– Услуги консультативные по вопросам управления цепями поставок и прочие консультативные услуги по вопросам управления

– Услуги по управлению бизнес-процессами

– Услуги по вопросам руководства проектами прочие, кроме руководства строительными проектами

– Услуги консультативные прочие в области предпринимательства

– Знаки товарные и франшизы

Как видно из представленных в ОКВЭД видов консультирования, подобная классификация не всегда соответствует, а порой и противоречит, сложившейся в реалиях российского рынка, научной типологии и экономической практики консультационных услуг. В этой связи отдельные классификационные группировки требуют существенной доработки для приведения их в соответствие с видами консультационной деятельности, фактически осуществляемой консалтинговыми компаниями на территории Российской Федерации по заказам многочисленных клиентов из всех отраслей народного хозяйства и секторов экономики

Нужно уделить внимание такой проблеме, как отсутствие у большого процента консультантов профильного образования. В связи с этим необходимо, чтобы государство оказало содействие разработке мер по подготовке высокопрофессиональных специалистов по различным направлениям в сфере консалтинга.

Также рекомендуется не выпускать из виду тот факт, что в настоящее время российское государство не регулирует виды деятельности, которые могут быть причислены к консалтингу, при этом полноценным консалтингом данная деятельность не является. Все это порождает большое количество правовых проблем, в том числе и в судебной практике.

Несмотря на то, что, на современном этапе уже сформировалась определенная инфраструктура регулирования и саморегулирования консультационных услуг, очевидно, назрела необходимость участия государства в правовом регулировании процессов, происходящих в консультационной деятельности.

Литература

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 в ред. от 13.07.2015 "О защите прав потребителей"// Российская газета от 7 апреля 1992 г

Адащик И.Е. Государственное регулирование процесса производства и продажи консалтинговых услуг // Вестник Российской академии естественных наук. – 2011. – № 2 С.342-365

Ангвелл, А. Управленческое консультирование [Текст] / А. Ангвелл. – СПб.: Питер, 2014.

Государственное регулирование рыночной экономики /Под редакцией: Кушлин В. И. – М.: Издательство РАГС, 2013

Государственное регулирование экономики /Под ред. И. Е. Рисина. – М.: КНОРУС, 2014

Грабоздин, Ю.П. Развитие консалтинга в малом и среднем бизнесе [Текст] / Ю.П. Грабоздин. – М.: Мир науки, 2016.

Калюжнова, Н. Я. Консалтинг как институт новой экономики [Текст] / Н.Я. Калюжнова, Н.С. Мрочковский. – Иркутск: ФГБОУ ВПО Иркутский государственный университет, 2014

Международный консалтинг / Под ред. Ф.Л. Шарова. М.: Изд-во МИЭП, 2012.

Сигова М.В. Приоритеты развития российского рынка консалтинговых услуг в условиях информационной революции // Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008