Конкурентная среда организации

Конкурентная среда организации.

Статьи по теме
Искать по теме

Воздействие динамики конкурентного внешнего окружения на состояние внешней среды фирмы

В управленческой мысли представление о значении динамики конкурентного внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х г.г. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь, опутанных связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом. [4, с. 32]

Системный и ситуационный взгляды на вещи привлекали внимание как реакция на изменения, в возрастающей мере влиявшие на успешность действий организации.

Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду фирмы еще большее внимание, чем когда-либо. Как пишет Элвар Элбинг: "Динамика конкурентного внешнего окружения организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций – деловых, образовательных, государственных – под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся внешней среде организации".

Даже если бы изменения не были столь значительны, руководителям все равно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на внешнюю среду фирмы. Более того, он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия.

Организации подобны биологическим организмам. Согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, сохранившиеся виды выжили лишь потому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям в своей среде. И организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. [4, с. 34]

Первая проблема, с которой сталкивается руководитель, желающий исходить из принципа открытых систем, – определение способов воздействия на внешнюю среду фирмы. В конце концов мир велик, и было бы пустой тратой сил пытаться учесть в нем все факторы. Руководство, очевидно, должно ограничить учет внешнего окружения только теми аспектами, от которых решающим образом зависит успех организации. Например, по словам Джеральда Белла: "Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к операциям организации. [2, с. 44]

Воздействие на внешнюю конкурентную среду фирмы часто осуществляется путем давления со стороны государственных постановлений, частого перезаключения договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленных конкурентов и ускоренных технологических изменений, можно утверждать. По показателю разнообразия факторов воздействующих на внешнюю среду фирмы в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается. [2, с. 45]

Конкурентная внешняя среда не постоянна, в ней все время происходят изменения. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Например, было обнаружено, что скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям и кондитерской промышленности. Быстрые изменения происходят в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других.

Специфика стратегического анализа конкурентной внешней среды

Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь компонент. Этими компонентами являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, и социальное поведение.

Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темпы инфляции, уровень безработицы и т.п. Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для фирмы. Что для одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность. [5, с. 51]

Анализ технологии позволяет своевременно обнаружить те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным последствиям.

Политическая составляющая конкурентной внешней среды должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. В изучение политической обстановки входит выяснение какие программы водворяют в жизнь различные партии, какое отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны и т.д. [5, с. 52]

Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы. Изменчивая рыночная среда представляет собой область постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи или провалы организации. К этим факторам относятся изменяющиеся демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли. [5, с. 54]

Литература

1. Албастова Л.Н. Технология эффективного стратегического менеджмента. – М.: ПРИОР, 2007. – 320 с.

2. Армстронг М. Основы стратегического менеджмента. Как стать лучшим руководителем. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 410 с.

3. Ансофф И. Анализ внешней и внутренней среды. – СПб.: Питер Ком, 2005. – 315 с.

4. Бондарь Н.П., Васюхин О.В., Голубев А.А., Подлесных В.И. Эффективное управление фирмой: современная теория и практика. – СПб.: Бизнесс-пресса, 2007. – 440 с.

5. Кабушкин Н.И. Основы стратегического менеджмента: Учебное пособие. -М.: Остожье, 2004. – 265 с.

6. Казначевская Г.Б. Стратегический менеджмент. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 330 с.

7. Карданская Н.Л. стратегия развития предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 210 с.

8. Ксенчук Е.В.. Кичнова М.К. Технология успеха. – М.: Дело, 2007. 113 с.

9. Козырев В. Внешняя среда. – Екатеринбург: Библиосервис, 2003. 206 с.

10. Комарова Н.А. Стратегическое планирование предприятия. – М.: Ника, 2006. – 420 с.

11. Любинова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху. – М.: ВО Агропромиздат, 2005. – 245 с.

12. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации: Учебное пособие. – М.: Рус. Дел. Литература, 2007. -305 с.

13. Омаров А.М. Основные переменные внешней среды организации. – Тюмень: Селена, 2005. – 235 с.

14. Пирожков В.А. Менеджмент современной организации. Влияние внешней среды. – Екатеринбург: Алфавит, 2004. – 166 с.

15. Прыкина Б.В.. Общий курс стратегического менеджмента в таблицах и графиках. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 440 с.

16. Русакова О.В. Современная внешняя среда. // Экономика и жизнь. № 3, 2008, С. 4- 9.

17. Симонов А.С. Стратегический менеджмент. – М.: Инфра-М, 2005. – 330 с.