Компьютерные технологии в медиаменеджменте

Компьютерные технологии в медиаменеджменте.

Статьи по теме
Искать по теме

Появление Интернета как нового технического средства для передачи информации изменило систему и типизацию традиционных СМИ. С одной стороны, мы можем говорить о развитии традиционных СМИ посредством Интернета, с другой стороны, появляется необходимость в изучении принципиально нового типа интернет-СМИ, не имеющего дублирующего аналога вне информационных сетей.

На наш взгляд, необходимо отметить следующие особенности развития СМИ в условиях глобализации. Любое традиционное СМИ, вышедшее в Интернет, во-первых, становится фактически электронным, приобретает возможности интерактивного взаимодействия с потребителем информации, а, во-вторых, "интернационализируется", то есть получает возможность выхода на международный уровень и привлечения внимания международной общественности к той проблеме, которую освещает, или тому региону, где издается. Думается, что на первоначальном этапе освоения Интернета традиционными СМИ такой "внешней" аудиторией для них становится национальная диаспора, территориально удаленная от места издания СМИ, но активно потребляющая именно данное информационное содержание. Кроме того, исследователи масс-медиа подчеркивают тенденцию превращения любых СМИ посредством Интернета в международные, а не просто информационно "связывающие" диаспору с родиной. Положительный эффект глобализации, таким образом, проявляется в возможности достижения информационного баланса и реальной равной по возможностям, прежде всего техническим, информационной, культурной и идеологической конкуренции в мире. Как отмечает Т. Ровинская, "глобализация – высшая степень интернационализации СМИ, подразумевающая не только выход национальных СМИ за пределы национальных границ, но и расширение диапазона их действия до глобального". Исследователь делает вывод о том, что роль т.н. национальных СМИ с развитием Интернета будет возрастать именно в мировой политике (к сожалению или к счастью, до сих пор не существует реально ни одного интернационального СМИ, способного охватить весь глобальный информационный рынок), а, следовательно, грань между национальной и международной журналистикой будет и далее все более размываться. Учитывая эти тенденции, появляется необходимость пересмотра учебных стандартов в подготовке журналистских кадров в национальных учебных заведениях для работы в глобализирующихся национальных СМИ.

Приращение аудитории пользователей Сетью осуществляется в области интенсивным путём. Постепенно снижаются цены на компьютерную технику, падают тарифы на предоставление доступа в глобальную сеть. В конкурентной борьбе белгородские провайдеры непрерывно повышают доступность предлагаемых ими услуг.

Интернет в его нынешнем состоянии не признаёт государственных границ. Аудитория глобальной Сети имеет возможность получать интересующую её информацию не только из официальных источников, но и посещать сайты оппозиционных (и даже радикальных, экстремистских) СМИ, узнавать о последних событиях за пределами страны (так, судя по форуму харьковского сайта "Медиапорт", среди его посетителей немало белгородцев).

С точки зрения исследователя медиа М. Маклюэна, современная культура – это культура экранная, она пришла на смену господствовавшей ранее эпохе письменности. Иными словами, телевизор и компьютер потеснили книгу и газету, человек увлекся экранными образами и утратил интерес к печатному тексту. Журнальные статьи – элементы старого изобразительного мира – стали бледным дополнением к броским рекламным объявлениям – иконическим "посланникам" новой визуальной культу ры. В такой культуре реальность все больше виртуали-зируется (чему способствует технический прогресс и – особенно – развитие сети Интернет), наполняется симулякрами – искусственно смоделированными образами того, чего на самом деле нет, но во что очень хочется верить. Живое общение начинает уступать место общению интерактивному, в результате чего вир-туализированной оказывается даже сфера интимных отношений (в рекламе мобильного чата от "Билайн" любовью занимаются не мужчина и женщина, а их "закодированные" двойники, составленные из буковок, циферок и значков). Это доказывает, что приставка "кибер" сегодня более чем актуальна: она без проблем срастается с такими словами, как "секс", "пространство" и "культура".

Виртуальность актуальна, можно даже сказать, что она в моде, и многие рекламисты желают непременно к ней прикоснуться, называя, к примеру, оттенки румян "Бежевой ирреальностью" или "Персиковой виртуальностью" (каталог косметики "Faberlic). Это, с одной стороны, примета времени, а с другой – неосознанный намек на виртуальность, симуляцион-ность макияжа как такового. Реклама транслирует идею искусственной красоты, образцом для подражания становится модель с плаката, безукоризненно "выстроенная" при помощи стилиста, визажиста и пары компьютерных программ.

Категория виртуального, пожалуй, самая перспективная из всех категорий эстетики постмодернизма, ибо она "работает" по преимуществу на новом материале. Вдобавок к этому существует мнение, что грядущая (а может быть, уже начинающаяся) эпоха, пока условно именуемая постпостмодернизмом, будет непосредственно связана с развитием высоких технологий и с еще большей виртуализацией действительности.

Теперь считаю нужным остановиться на мнтернет журналистике как элементе медиаменеджмента.

Интернет-журналистика – это качественно новый культурный и цивилизационный феномен, представляющий собой деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности, причем носителями этих образов могут быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница – любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста в широком смысле этого слова.

Реальность все в большей степени предстает в своей коммуникативной и информационной ипостаси. Интернет-журналистика или та форма коммуникации, которая придет к ней на смену, становится системообразующим элементом отрасли в целом. Компьютер не просто переносит в какую-то другую точку того же самого пространства-времени, а позволяет войти в иное пространство, и не только войти, но и пересоздать его, построить новый обитаемый мир – виртуальный мир.

Этот мир приобретает черты информационного общества. Само понятие информационное общество было введено профессором Токийского технологического института Ю. Хаяши. Информационное общество характеризуется следующими чертами:

1. переориентацией экономики от товаропроизводства к сервису;

2. детерминированием интеллектуальных технологий в технологической и Производственной сферах;

3. уменьшением значимости и фундаментальности материальной собственности в системе ценностей;

4. повышением значимости знания как основы технологической и социально-политической структур общества;

5. смещением семантических и аксиологических акцентов в структуре социальной организации;

6. реорганизацией культурной сферы, подразумевающей императивную ориентацию на приоритеты интеллектуализма и трансформацию этики и нравственности личности, самоопределяющейся через осознание себя как производителя знаний;

7. возникновением доминанты "университет" (образование, наука) как системогенерирующего общественного фактора.

Так как информационное общество – это общество индустрии образов и знаний, то его особенности оказывают влияние на целевые установки журналистской деятельности.

Журналистика ответственна за формирование социальной среды, представляющей собой комплекс подпространств (слоев, полей, уровней и т.п.), где актуализируется та или иная человеческая деятельность,

Социальная среда формируется и актуализируется как коммуникативное пространство, функционирование которого обеспечивает координацию человеческой деятельности посредством механизмов коммуникации, трансляции или передачи информации.

Несмотря на сравнительно недолгий период работы с виртуальными реальностями, уже появилось осознание, что они суть особый тип реальности, требующий философского, культурологического, социологического и психологического анализа.

Виртуал может быть рассмотрен как коммуникатор, обеспечивающий рождение новых связей, в результате чего происходит трансформация реальности.

Нет необходимости доказывать, что предметом деятельности журналистики как раз и является виртуальная коммуникация как в локальном (виртуальные реальности отдельных коммуникаций), так и в глобальном (полионтологическая картина мира) плане.

Средства массовой информации, или массмедиа, считаются важнейшим функциональным компонентом коммуникативного пространства.

Интернет преобразовал СМИ в СМК фактом своего рождения. Принципы, лежащие в основе функционирования интернета, начали трансформировать и саму структуру СМИ.

Эффективное решение многих актуальных задач, лежащих в сфере журналистики, уже невозможно исключительно информационным (вещательным) путем, а необходимо их коммуникационное решение.

Таким образом, современные массмедиа – это система, которая объединяет традиционные средства массовой информации, глобальные телекоммуникационные средства (сеть) и сумму технологий работы с массовой аудиторией и тем самым порождает виртуальные реальности информационных пространств.

Интернет, а вместе с ним и массмедиа можно рассматривать как ядро цивилизационного развития и как феномен культуры. Интернет-культура (или киберкультура) начинается тогда, когда сеть создает в себе новые формы культурного бытия и транслирует их в нашу повседневную жизнь.

Таким образом, интернет претендует на всеобщую потенциальную связность.

Сеть и журналистская деятельность в сети являются сложнейшими явлениями, которые необходимо рассматривать в контексте глобального цивилизационного и культурного процесса.

Понятие "массовая коммуникация" соединяет в себе смыслы понятий "коммуникация" и "масса", являющихся предметом исследований в психологии и социологии. Первоначально исследования массовой коммуникации носили преимущественно бихевиористский характер. Сегодня же речь идет уже о проникновении и слиянии традиционных направлений изучения массмедиа с такими на первый взгляд достаточно далекими от массмедиа направлениями, как кибернетика и информатика.

Попытки охарактеризовать как единое целое этот достаточно пестрый и, на первый взгляд, внутренне противоречивый конгломерат методологических подходов к исследованию массовых коммуникаций приводят к современной постмодернистской методологии. В этой связи русское слово "со-общение", понимаемое чаще как передача информации, на самом деле расшифровывается как совместное общение, что более подходит к смыслу слова "коммуникация".

Именно это позволяет исследовать современное телекоммуникационное пространство, интерактивное по своей сущности, как массовую коммуникацию.

Другим аспектом, делающим постмодернизм удобным теоретико-методологическим инструментом для исследования массовых коммуникаций, является его особое отношение к понятию "текст". Постмодернизм первым заявил о том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность, точнее создает множество реальностей. Текст порождает полионтологическую конструкцию – гипертекст.

Таким образом основным элементом внедрения компьютерных технологий в медиаменежимент является на мой взгляд широкое распространение Интернета и как следствие развитие Интернет журналистики

Литература

1. Дорофеев Д.Ю. Вестник СПБУ 2007

2. Ровинская, Т. Интернационализация и глобализация средств массовой информации / Т. Ровинская // Мировая экономика и международные отношения.

3. Наталья Кириллова Медиаменеджмент как интегрирующая система. Академический проект М.: 2008

4. Калмыков, Александр Альбертович. Интернет-журналистика: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005