Кочевники и особенности перехода к земледелию

Кочевники и особенности перехода к земледелию.

Статьи по теме
Искать по теме

В обыденной жизни мы часто называем кочевниками всех ведущих бродячий образ жизни. Наука требует более строгих и точных определений. Кочевник – тот, у кого основным занятием является разведение скота. И опять же этого мало. Работники современных крупных животноводческих ферм не кочевники, и даже пастухи тоже не кочевники. Их семьи живут оседло, да и работа у них носит сезонный характер.

Кочевники – это люди, добывающие себе пропитание за счет подвижного скотоводства и передвигающиеся вместе со скотом с пастбища на пастбище целыми семьями, родами, племенами, словом, всем народом или большой его частью.

По мере того как скот выедает траву на одном пастбище, они переходят на другое, и так круглый год или большую его часть, весной и летом на север или в горы, осенью и зимой на юг или на равнины, по неизменным маршрутам.

Там, где были подходящие условия, например, в евразийских степях, кочевники никогда не были только чистыми кочевниками – скорее их можно назвать полукочевниками: они наряду со скотоводством занимались немного и земледелием, имели постоянные зимники.

Постоянным передвижениям в жизни кочевника было подчинено все – обувь, одежда, жилье, занятия.

О том, когда впервые на земном шаре появились кочевники, ученые спорили уже давно и спорят до сих пор. Предложенные даты колеблются очень сильно; от IV тысячелетия до нашей эры до... I тысячелетия новой эры! О причинах, вызвавших появление кочевых народов, мнения также расходятся. Наиболее убедительной мне кажется следующая картина.

Кочевое скотоводство возникает там, где оно имеет преимущества перед земледелием, – в засушливых и пустынных районах разводить скот гораздо выгоднее, чем примитивным плугом поднимать тяжелые почвы, боясь, что урожай в любой момент погибнет из-за засухи. Но когда бы ни возникло кочевое скотоводство, появилось оно не сразу, потому что для этого необходим был целый ряд условий.

На земле имеются два главных района кочевого скотоводства: великий пояс евразийских степей, полупустынь и пустынь, протянувшийся непрерывной полосой от среднего Дуная до Северного Китая, и Передняя Азия с некоторыми районами Северной Африки. В евразийских степях земледелие и скотоводство возникли не позже IV–III тысячелетия до нашей эры. И уже в это время в состав стада там входили все основные виды домашних животных, за исключением верблюда, прирученного позднее. Обитавшие в степной зоне племена разводили скот, но жили оседло и наряду со скотоводством занимались и земледелием. Они еще не были кочевниками и не могли бы ими стать, даже если бы хотели этого. Для того чтобы вести подвижный образ жизни, нужны верховые животные и колесный транспорт. Всего этого в степи еще не было.

Приблизительно в первой половине II тысячелетия до нашей эры совершилось событие чрезвычайной важности не только для будущих кочевников, но и для всего человечества – лошадь была впервые освоена в качестве верхового животного. А к этому времени в степи уже существовал колесно-упряжный транспорт, проникший сюда с Переднего Востока.

Археологические материалы свидетельствуют, что примерно тогда же, во II тысячелетии до нашей эры, а может быть, раньше, у степных народов начался распад первобытных отношений, появились знатные и незнатные, богатые и бедные. И скот стал одним из главных мерил богатства. Но при оседлой жизни, когда скот пасется рядом с поселением, количество кормов ограничено, а это, в свою очередь, лимитировало численность стада, ставило предел богатству.

В Передней Азии настоящие кочевники – бедуины, жители пустынь, тоже появились лишь в I тысячелетии до нашей эры, после того как стали разводить верблюдов – животных, позволивших людям проводить почти весь год в крайне бедных водой районах.

И была еще одна причина, способствовавшая и в евразийских степях, и в Передней Азии переходу к кочеванию, – соседстве с оседлыми земледельческими цивилизациями, располагавшими излишками зерна и ремесленных изделий. В Евразии они возникли к югу от степной зоны как раз к I тысячелетию нашей эры. Впрочем, здесь уже начинается еще одна проблема – взаимоотношения кочевников с земледельцами.

Сложными и порой трагическими были эти взаимоотношения.

Кочевники всегда активнее стремились к торговле и контактам с земледельцами, чем те – с кочевниками, Земледельческое хозяйство – хозяйство комплексное, земледельцы почти всегда в каком-то количестве разводят скот. Могут они обходиться и без тех продуктов, что поставляют на обмен кочевники. Кочевники же без земледельческих продуктов и ремесленных изделий обойтись не могут. Поэтому через земли кочевников охотно шли караваны, тянулись далекие торговые пути.

Но лучшим способом обеспечить бесперебойное поступление продуктов ремесла и земледелия было, конечно, завоевание и подчинение земледельческих стран. Поэтому, когда кочевники чувствовали себя достаточно сильными, они вели со своими соседями захватнические войны.

И здесь мы подходим, пожалуй, к самой трагической закономерности существования кочевых обществ. Скот легко накопить, но еще легче потерять от стихийного бедствия или вражеских набегов. В числе других причин это приводило к тому, что у кочевников всегда особенно сильно ощущалась потребность во взаимопомощи. Конечно, у кочевников была свая аристократия, богачи и бедняки. Но по сравнению с земледельцами они все же были более сплоченными, более объединенными общностью интересов. И свои аппетиты кочевая знать стремилась удовлетворить не столько за счет своих соплеменников, сколько за счет земледельцев.

Кочевники менялись гораздо меньше и медленнее, чем земледельцы, потому что земледелие создает гораздо больше условий для развития и прогресса. К позднему средневековью соотношение сил изменилось решительно и бесповоротно. Против армий, вооруженных пушками, конница была бессильной. Кочевники стали обороняющейся стороной, им приходилось бороться за свою собственную свободу. Но свобода немыслима без прогресса, а прогресс кочевников немыслим без того, чтобы они перестали быть кочевниками.

Когда-то, на заре своей истории, кочевое скотоводство было положительным явлением. Кочевники заселили доселе почти пустынные и бесполезные для человека районы земли. Кочевники освоили новые способы разведения скота. Кочевники изобрели юрту, седло, стремя. Но время шло вперед, и кочевники все больше отставали от времени. Кочевое хозяйство, неизменное в своих основных чертах, неустойчивое и ненадежное, обрекало их на застой.

Именно поэтому облик кочевника неповторим и своеобразен, своеобразны его мышление, представления, предубеждения и предрассудки. И именно поэтому в нем причудливо сплетены благородство, честность, простота, гостеприимство с недоброжелательностью и недоверчивостью по отношению к внешнему миру, невежеством и фанатизмом. Стойкость, выносливость и непритязательность в нем подчас граничат с консерватизмом. Тяга к лучшей жизни с приверженностью древним традициям. Для того чтобы перейти к прочной оседлости, кочевнику необходимо преодолеть груз прошлого, перестать презирать земледельческий труд, перестать считать кочевание наидостойнейшим занятием. Здесь кочевникам необходима помощь.

Сущность понятия кочевники

Кочевники – люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни, люди без определенного места жительства. Средства к существованию кочевники могут получать из самых разных источников – кочевое скотоводство, торговля, различные ремесла, рыболовство, охота, различные виды, наемный труд или даже грабеж или военные завоевания. Если рассматривать большие промежутки времени, то каждая семья и народ так или иначе переезжает с места на место, ведут кочевой образ жизни, то есть могут классифицироваться как кочевники [2.c.39].

В современном мире, в связи с существенными изменениями в хозяйстве и жизни общества появилось и достаточно часто употребляется понятие неокочевники, то есть современные, успешные люди, ведущие кочевой или полукочевой образ жизни в современных условиях. По роду занятий многие из них являются программистами, коммивояжерами, менеджерами, преподавателями, учеными, политиками, спортсменами, артистами, шоуменами, сезонными работниками, гастарбайтерами.

Кочевые народы – мигрирующие народы, живущие за счет скотоводства. Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юго-восточной Азии, – рыболовством.

У многих тюркских кочевых народов исторически было распространено набеговое хозяйство. В научном смысле кочевничество – особый вид хозяйственной деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик, при которых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством. В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведет подвижный образ жизни.

Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками:

1)экстенсивное скотоводство как главный вид хозяйственной деятельности;

2)периодические перекочевки большей части населения и скота;

3)особая материальная культура и мировоззрение степных обществ [4,c.84].

Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности. Главной пищей кочевников были различные виды молочных продуктов, реже мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран, эпидемии могли за одну ночь лишить кочевника всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи – каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота.

Вопрос о происхождении кочевничества до настоящего времени не имеет однозначного истолкования. Еще в новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой, более популярной сейчас точке зрения, кочевничество сформировалось как альтернатива земледелию в неблагоприятных зонах Старого Света, куда была вытеснена часть населения с производящим хозяйством. Последние были вынуждены адаптироваться к новым условиям и специализироваться на скотоводстве. Существуют и другие точки зрения. Не менее дискуссионен вопрос времени сложения кочевничества. Часть исследователей склоны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в IV–III тыс. до н. э. Некоторые даже склонны отмечать следы номадизма в Леванте на рубеже IX–VIII тыс. до н. э. Другие полагают, что здесь еще рано говорить о настоящем кочевничестве. Даже доместикация лошади (Украина, IV тыс. до н. э.) и появление колесниц (II тыс. до н. э.) еще не говорят о переходе от комплексной земледельческо-скотоводческой экономики к настоящему кочевничеству. По мнению этой группы ученых переход к номадизму произошел не ранее рубежа II–I тыс. до н. э. в евразийских степях [1].

Существует большое количество различных классификаций кочевничества. Наиболее распространенные схемы основаны на выявлении степени оседлости и экономической деятельности:

- кочевое,

- полукочевое и полуоседлое (когда земледелие уже преобладает) хозяйство,

- отгонное (когда часть населения живёт, кочуя со скотом),

- яйлажное (от тюркс. "яйлаг" – летнее пастбище в горах).

В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания:

- вертикальное (горы равнины) и

- горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым.

В географическом контексте можно говорить о шести больших зонах, где распространено кочевничество.

- евразийские степи, где разводят так называемые "пять видов скота" (лошадь, крупный рогатый скот, овца, коза, верблюд), однако наиболее важным животным считается конь (тюрки, монголы, казахи, киргизы и др.). Кочевники этой зоны создали могущественные степные империи (скифы, хунну, тюрки, монголы);

- Ближний Восток, где номады разводят мелкий рогатый скот, а в качестве транспорта используют лошадей, верблюдов и ослов (бахтияры, бассери, пуштуны);

- Аравийская пустыня и Сахара, где преобладают верблюдоводы (бедуины, туареги);

- Восточная Африка, саванны к югу от Сахары, где обитают народы, разводящие крупный рогатый скот (нуэры, динка, масаи)

- высокогорные плато Внутренней Азии (Тибет, Памир) и Южной Америки (Анды), где местное население специализируется на разведении таких животных как як (Азия), лама, альпака (Южная Америка)

- северные, в основном субарктические зоны, где население занимается оленеводством (саамы, чукчи, эвенки) [6].

Культура и жизнь кочевников

Кочевье – это особая социокультурная система, специфический культурный тип, связанный с особым образом жизни, мировоззрением, ценностями. Кочевой образ жизни народов степи сыграл важнейшую роль в создании оригинальной культуры и формировании других социальных систем. Кочевание представляет собой уклад жизни людей, приручивших животных для обеспечения своей жизнедеятельности. Кочуя вместе со своим скотом, пастушеские народы осваивали естественную природу, идентифицируя себя как ее часть. Ментальность кочевников определяется в первую очередь их хозяйственно-трудовой деятельностью – разведением, выпасом и содержанием одомашненных четвероногих животных для получения молока, мяса, кож. Культурно-историческое развитие мира номадов – это история постоянных конфликтов кочевников с оседлыми земледельческими народами. Оседлость земледельческих культур, которые привязаны к земле это один из базовых элементов противопоставления кочевой культуре степи. Дифференциация между кочевым пастушеским и оседлым земледельческим образом жизни заключается в проблеме территориальности, природных ресурсов и культурно-поведенческих норм. Кочевое сообщество отлично от земледельческого, как свободное животное, которое может передвигаться в окружающей среде, от растения, которое навсегда привязано к одному месту. Территориальное пространство земледельца это его земля или поселение с ее окрестностями, которое определено и ограничено [4, с.17].

Кочевники как самые подвижные категории населения Евразии, были подвержены частым передвижениям в поисках лучших пастбищ для скота, являлись основными проводниками культурных связей между кочевыми, охотничьими и оседлыми народами. На культуру и искусство кочевников большое воздействие оказывали входившие с ними в соприкосновение народы земледельческой культуры. Но не следует преувеличивать значение этих контактов. Кочевники перенимали у других народов только то, что соответствовало их эстетическим вкусам, что могло быть использовано в их довольно сложном кочевом скотоводческом хозяйстве [3, с.13]

В отличие от оседлого земледельца, укоренившегося на своей земле, кочевник-степняк находился в постоянном движении, поэтому для пастуха-кочевника пространство было безгранично в этом смысле географический кругозор земледельца, гораздо ограниченнее в отличие от пространственной осведомленности кочевника. Кочевой народ все свое имущество перевозит и носит с собой и ни от чего не зависит. По мере кочевания по степям в поисках пастбищ для скота и свободных земель кочевые народы образовывали могучие империи от Китая до Европы. Основным занятием кочевников-степняков было скотоводство. Они разводили крупный рогатый скот (быков, яков, сарлыков), лошадей, овец, коз и верблюдов. Существенную роль в хозяйстве кочевников играла охота. Они знали и земледелие [7]. Номадизм это мобильный образ жизни, сущность которого заключается в постоянном перемещении по степи для поиска лучших условий существования. Исследования показывают, что в культурах кочевых скотоводческих групп и народов, занимающихся охотой и рыболовством, имеются немало общих черт, свидетельствующих об интенсивных историко-культурных связях их между собою. Эти общие черты нашли свое отражение в максимальном приспособлении искусства к условиям хозяйства и быта, в особенностях орнамента, украшающего одежду и обувь, посуду и утварь, сбрую и оружие, а также мужские и женские ювелирные изделия.

В современной науке выделяются некоторые категории кочевников: охотники и собиратели, такие как австралийские аборигены, арктические индуины, африканские кунгсаны, живущие в естественной природе, незнакомые с сельским хозяйством или животноводством; кочевники, занимающиеся торговлей и ремеслом, такие как туареги или цыгане, которые регулярно передвигаются с целью осуществления торговли или выполнения некоторых ремесленных работ; кочевые скотоводческие народы и племена от древних сарматов, скифов, гуннов до современных бедуинов, монголоязычных народов, сезонно кочующих со скотом с одного пастбища на другие [6].

Кочевники привлекали и дополнительные источники жизнеобеспечения. К ним относились такие формы ведения хозяйствования как охота, рыболовство, собирательство и земледелие. Так, одним из любимых занятий кочевников была охота, и зачастую она служила тренировкой навыков ведения военных действий. Занятие земледелием (и в некотором отношении рыболовство) предполагало привязанности к определенному месту. Регулярные передвижения, связанные с овладением природой и поиском новых, удобных для занятий мест, относятся не только к кочевым народам. То же относится и к земледелию в его первоначальной форме. На заре земледелия человек является время от времени еще периодическим кочевником. Перешедшие к занятию земледелием степняки считали свое состояние вынужденным и временным и при первой возможности приступали к кочеванию и занятию скотоводством. Одним из главных видов хозяйствования степняков-скотоводов являлось подвижное и экстенсивное скотоводство [2, c.5]. Содержание скота на пастбищах в течение года определяло вид и состав стада домашних животных. В первую очередь такими являлись лошади, которые могли доставать зимой корм из-под снега, а затем крупный рогатый скот, овцы и козы.

Пастбищно-стойловая форма содержания домашних животных наиболее распространенный тип хозяйства полукочевого скотоводства [7]. Для экстенсивного скотоводства как для специализированной формы кочевого скотоводства характерны следующие признаки: скотоводство является важнейшей хозяйственной деятельностью; возделывание земли вообще отсутствует, или практикуется в незначительном объеме; экстенсивное скотоводство, связано с выпасом скота на пастбищах круглогодично, без содержания в стойлах; скотоводческое хозяйство требует мобильности в пределах определенных территорий. Занятие скотоводством не единственная форма ведения хозяйствования кочевников-скотоводов некоторые степные племена и народы занимались торговлей. Ведение торговли с отдаленными странами осуществлялась разными способами, например, у некоторых народов и племен преобладала караванная торговля, у других – экспедиционная. С развитием земледелия и переходом к прогрессивному сельскому хозяйству перемещения ограничивались, а с определением системы чередования обработки земли на пашню и пар передвижения прекратились. С установлением оседлости меняется и форма человеческого жития. Община утверждается в определенной области, члены общины расселяются по соседству, родовая система переходит в систему поселений. Переход многих степных народов к занятию земледелием обуславливало оседлость и коренным образом повлияла на изменение отношения кочевника к степи. Вместе с тем в истории человечества кочевое скотоводство в течение длительного времени существовало параллельно с оседлым ведением хозяйства [6].

Кочевой образ жизни, скотоводство с элементами земледелия составляли основу традиционного хозяйственного уклада степняков-номадов и социальной организации степной культуры. Итак, по нашему мнению степная культура это культура и образ жизни кочевых народов поколениями живущих в степях в этой конкретной природной среде. Народы, живущие в степной среде, вступая во взаимодействие, в ходе межкультурного общения друг с другом и другими народностями, создали культурное наследие – подразумевающее мироустройство и мудрость кочевых народов, способы существования, образ жизни, методы производства, нравственные ценности, способы мышления, эстетические и религиозные убеждения, моральные качества, которые в полной мере относятся к жизнедеятельности современных степняков и степной культуре. В настоящее время степная культура в процессе развития, образования и установлении границ государствами утратила способы кочевания как образ жизни и передвижения по степи со своим имуществом на дальние расстояния с целью поиска пастбищ для скота. Исследование культуры степи сегодня является своеобразным ключом к пониманию и разрешению конфликтов промышленников с современными степняками скотоводами в различных странах.

Падение кочевой империи

С началом модернизации кочевники оказались неспособными конкурировать с индустриальной экономикой. Появление многозарядного огнестрельного оружия и артиллерии постепенно положили конец их военному могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы в качестве подчиненной стороны. В результате стало меняться кочевое хозяйство, деформировалась общественная организация, начались болезненные аккультурационные процессы. В ХХ в. в социалистических странах были сделаны попытки провести насильственную коллективизацию и седентеризацию, которые закончились неудачей. После распада социалистической системы во многих странах произошла номадизация образа жизни скотоводов, возврат к полунатуральным методам ведения хозяйства. В странах с рыночной экономикой процессы адаптации кочевников также происходят очень болезненно, сопровождаются разорением скотоводов, эрозией пастбищ, ростом безработицы и нищеты. В настоящее время примерно 35 40 млн. чел. продолжает заниматься кочевым скотоводством (Северная, Центральная и Внутренняя Азия, Ближний Восток, Африка). В таких странах как Нигер, Сомали, Мавритания и др. кочевники-скотоводы составляют большую часть населения.

В обыденном сознании превалирует точка зрения, что кочевники были только источником агрессии и грабежей. В реальности существовал широкий спектр различных форм контактов между оседлым и степным миром, от военного противостояния и завоеваний до мирных торговых контактов. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению мало пригодных для жилья территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и др. инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады также оказали существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает – даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает – даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям.

К кочевым народам сегодня относятся:

- Австралийские аборигены

- Бедуины

- Масаи

- Пигмеи

- Туареги

- Монголы

- Тибетцы

- Саамы

Исторические кочевые народы:

- саки (скифы)

- Авары

- Азербайджанцы

- Башкиры

- Гунны

- Казахи

- Киргизы

- Печенеги

- Половцы

- Сарматы

- Узбеки

- Хазары

- Хунну

- Цыгане

- Тюрки

- Туркмены.

Сущность понятия земледельцы

Первые очаги древнего земледелия образовались на берегах крупных рек в жарких тропических областях нашей планеты. Земледелие, само по себе, бесполезно, если не даёт обильных устойчивых урожаев, обеспечивая в избытке пищей занимающихся этим делом людей. Поэтому не зря, история земледелия началась на берегах крупных рек тропической области: Тигра, Евфрата и Нила,- где постоянные разливы приносили плодородный ил, удобрявший поля, а вода и жаркое солнце способствовали быстрому росту и созреванию плодов.

Первые земледельцы: древние шумеры и египтяне,- впервые почувствовали уверенность в завтрашнем дне. Постоянные, обильные урожаи не только обеспечивали на весь год пищей первых земледельцев, но и создавали излишки, которые и стали основой дальнейшего развития человеческой цивилизации.

Селекция растений, приручение диких животных, совершенствование орудий труда, развитие мелиорации, постройка зданий, горнодобывающее дело, – все эти достижения человеческой цивилизации той эпохи смогли появиться только благодаря избыткам пищи, получаемым земледельцами.

Общины земледельцев могли себе позволить содержать людей, которые не работали на земле, а могли заниматься получением, накоплением, сохранением и применением знаний, совершенствованием орудий труда, а также другой работой: мелиорацией, селекцией растений, приручением животных, металлургией и горнодобывающим делом, различными ремёслами. Натуральный обмен с соседними охотничьими племенами давал необходимое сырьё: мех, шкуры, кости и мясо животных, – для ремесленников, а охотничьим племенам, в свою очередь, необходимые им пищу и знания. Так земледелие продвинуло человеческую цивилизацию на новую ступень развития.

Предпосылки перехода от кочевого образа жизни к земледелию

Первые государства возникли на территориях, где активно развивалось земледелие. Родоплеменные общины земледельцев постепенно трансформировались в более сложные соседские общины и городские культуры, приобретая некоторые атрибуты государства.

Так, например, в городских общинах появились освобождённые от работы и обладающие специальными знаниями люди – жрецы, которые занимались руководством и организацией земледельческих работ, а также хранением и распределением собранного урожая. Возводились общественные здания: амбары и храмы. Для защиты посевных земель, запасов пищи и поселений создавались постоянные воинские отряды. Предводители этих отрядов – вожди, опираясь на вооружённую силу и жрецов, постепенно сосредотачивали в своих руках всё большую и большую власть.

Но ключевую роль, в процессе образования первых государств, играли набеги кочевых племён. Именно постоянная военная угроза явилась причиной возникновения постоянных вооружённых отрядов в поселениях земледельцев. Эти отряды должны были защищать: членов общин, их земли, имущество и собранный урожай. Для руководства этими отрядами выбирались самые сильные воины – вожди. Власть вождей, в свою очередь, усиливалась с увеличением числа воинов в отрядах.

Создание постоянных военных отрядов сделало возможным боевые столкновения соседних общин земледельцев между собой из-за плодородных пограничных земель. Опасность военного столкновения между соседними общинами земледельцев возрастала пропорционально росту численности их военных отрядов, а это, в свою очередь, приводило к усилению власти вождей.

Тем не менее, вожди, жрецы, общественные здания и военные отряды ещё не означали появления государства как такового. Все условия и предпосылки для образования первых государств, и главное из них – образование избыточного запаса пищи в результате успешных, постоянных и систематических полевых работ, были налицо. Между тем, процесс образования государств, как орудий подавления большинства населения – земледельцев, меньшинством: правителями, военноначальниками и жрецами, опирающимися на силу и знания, растягивался на неопределённое время. Кто знает, сколько ещё прошло бы времени до их образования, если бы этот процесс не был ускорен завоеваниями.

Сейчас, уже сложно сказать, как возникла сама идея завоеваний, но несомненно то, что она выросла из грабительских набегов и походов. Не подлежит сомнению, что история возникновения государственности и принципиального, качественного усиления инферно началась с завоевания, то есть захвата кочевыми племенами земледельческих районов.

Привыкнув грабить земледельцев, могущественные кочевые племена постоянно совершали набеги на их земли. И вот однажды, прийдя в очередной грабительский набег, кочевники не ушли назад, в степь, а остались на захваченной территории. Оставшись победителями на территории земледельцев, они сначала собирали с побеждённых дань, которая, в последствии, трансформировалась в постоянные налоги, придав законный вид грабительскому обычаю.

Став правителем земель, вождь кочевников разместил в поселениях земледельцев воинские отряды. Заменив власть выборных вождей на власть назначаемых правителем наместников, кочевники создали централизованный аппарат власти – пирамиду. Верховная власть оказалась в руках нового правителя – вождя кочевников. Со жрецами завоеватели заключили взаимовыгодный союз. А воины-кочевники составили первый привилегированный эксплуататорский класс – аристократию.

Развитие земледелия на южном Урале

Основу андроновского хозяйства составляло скотоводство, но чисто скотоводческое хозяйство вряд ли могло вообще существовать в ранний период при отсутствии земледельческого окружения. Этнографические данные показывают, что и намного позже земледелие так же присутствовало в системе хозяйства. К тому же, довольно многочисленные находки орудий вторичной обработки почвы позволяют предположить существование примитивного пашенного земледелия, которое базировалось на лиманном орошении. К тому же, все исследователи признают довольно оседлый образ жизни андроновцев, и единственной отраслью (в условиях первобытной производственной экономики), обеспечивающей оседлость населения, было земледелие. Если скотоводческо-земледельческие группы по каким-либо причинам утрачивали земледелие и превращались в "чистых" скотоводов, они теряли оседлость. Поля, сохранившиеся в районе Аркаима, вероятно, возделывались еще в эпоху бронзы. Причем, к ним воду можно было подвести из реки при самом минимальном объеме земляных работ. В конце бронзового века могло происходить межплеменное разделение земледелия и скотоводства. Сходная картина вырисовывается у абашевцев в бассейне реки Белой, где в демском бассейне преобладал скотоводческий тип хозяйства, а в среднем течении реки Белой – комплексный оседло-земледельческий. К тому же, на примере древних речных цивилизаций видно, что пойменные поля дают высокие урожаи. Те же абашевцы возделывали в основном высокоплодородные и легкие для обработки пойменные земли.

Само земледелие бронзового века выражалось сначала в огородничестве, где выращивали зерно, а возможно, и овощи. Впоследствии посевы расширились. Культивировались, в основном, пшеница, рожь и просо. Все эти виды зерновых культур зафиксированы в жилых и хозяйственных сооружениях. Землю пахали или рыхлили каменными либо роговыми мотыгами. Для уборки использовали сначала, видимо, бронзовые ножи, а в эпоху поздней бронзы – медные и бронзовые серпы. О последующем процессе веяния и молотьбы зерна можно только догадываться, либо реконструировать его по этнографическим материалам. Для дальнейшей обработки зерна использовались зернотерки, прямоугольные и круглые песты для дробления и растирания зерна в муку, ступочки. Само зерно хранили, как и мясо, в хозяйственных ямах. В течение бронзового века, вероятно, намечается тенденция увеличения площади посевов, вызванная ростом численности населения. Учитывая плодородие почв пойм рек и ряд других факторов, можно утверждать, что доля земледелия в хозяйстве андроновцев также была значительной, возможно, такой же, как и скотоводство. Во всяком случае, именно земледелие определяло оседлость населения бронзового века Южного Урала.

Выводы

Приручение животных дало человечеству, кроме земледелия, ещё один способ получения пищи. Крупные животные, которых удалось приручить, прежде всего: коровы, козы, овцы и особенно лошади,- стали не только помощниками человека в обработке земли, но и неисчерпаемым источником пищи: мяса и молока.

Для того, чтобы прокормить скот необязательно было заниматься земледелием. В необозримых степях Евразии было достаточно пастбищ с сочной травой, пригодной на корм скоту. Если же животные съедали траву в одном месте, можно было перейти на другое. Сам крупный рогатый скот, особенно быки и лошади, служил людям не только источником пищи, но и постоянным транспортным средством. Кроме того, для выращивания скота требовалось гораздо меньше усилий, чем при земледелии. Поэтому часть людей сделало разведение скота своим главным занятием. Они разводили скот и кочевали вместе с ним с пастбища на пастбище. Так появились кочевники.

Кочевники отличались от земледельцев образом жизни. Они не занимались ни ремёслами, ни земледелием. Да при постоянном движении это им и не удалось бы. Они просто пасли скот. Пищи было много, но, постепенно размножившись, кочевники расселились по всей степной зоне. Со временем их стало так много, что стало не хватать пастбищ. Началась борьба между родами, племенами и союзами кочевых племён за лучшие пастбища. В этих столкновениях, как правило, принимали участие все взрослые мужчины. Так скотоводы превратились в воинов.

Не занимаясь ремёслами, кочевники, тем не менее, пользовались орудиями труда, изобретёнными и произведёнными в земледельческих районах. Эти орудия попадали к ним в результате меновой торговли. Частенько бывало, что мирные торговцы превращались в заурядных воров или грабителей, когда хотели заполучить вещи, которые не продавались, либо им не чем было заплатить за них, или они хотели получить вещь даром, пользуясь правом сильного. Это было тем более легко, чем больше, в результате борьбы за пастбища, скотоводы превращались в воинов.

Дикие воины на диких лошадях, неприкаянно бродящие с места на место и всегда готовые защищаться или нападать. Такими представлялись кочевники со стороны оседлым земледельцам. Но и те, и другие жили на одной планете. Хотели они того или нет, но они вынуждены были сосуществовать, враждуя и помогая друг другу.

Да, именно помогая. Если у земледельцев были продукты земледелия и ремесленные изделия, необходимые скотоводам. То без кочевников, с их обилием крупного скота, были невозможны дальние сухопутные путешествия за необходимым сырьём, например, за медными и оловянными рудами.

Литература

1.Гаудио А. Цивилизации Сахары. (Пер. с франц.) – М.: "Наука", 1977.

2.Крадин Н. Н. Кочевые общества. – Владивосток: Дальнаука, 1992. – 240 с.

3.Крадин Н. Н. Кочевники Евразии. – Алматы: Дайк-Пресс, 2007.-416 с.

4.Плетнева С.А. Земледельцы и кочевники. – Тезисы докладов советской делегации на IV международном конгрессе славянской археологии. – М., 1980, с.20.

5.Сеславинская М. В. К истории "большой цыганской миграции" в Россию: социокультурная динамика малых групп в свете материалов этнической истории // Культурологический журнал. 2012, № 2.

6.Хазанов А. М. Кочевники и внешний мир. 3-е изд. – Алматы: Дайк-Пресс, 2000. – 604 с.