Классификация СМИ

Типология СМИ

Статьи по теме
Искать по теме

Типология – вычленение в группы предметов самых характерных общих признаков и создание на основе этих общих признаков какого-то типа или модели.

В журналистике выделяют 5 характерных типологических признаков, по которым можно охарактеризовать любое СМИ.

по характеру аудитории

по предметно-тематической направленности

по целевому назначению

по времени выхода

по периодичности

1. По характеру аудитории

общероссийские (аудитория – вся страна)

межрегиональные (охват – несколько регионов)

международные ("Cosmopolitan")

этнических общностей ("Женщины Дагестана")

территориальных общностей (краевые, областные, районные СМИ)

СМИ для профессиональных групп ("Главбух", "Журналист")

СМИ для различных социальных групп

СМИ для различных возрастных групп

СМИ для женщин и мужчин

СМИ для родителей

СМИ для малых групп населения (землячество, семья)

СМИ для различных групп верующих

СМИ для групп населения, выделяющихся по другим признакам

2. По предметно-тематической направленности

Большинство СМИ (газеты, журналы, теле- и радиопередачи) – универсально-тематические (представлены разные темы).

Специализированные газеты и журналы имеют свою градацию по предметно-тематической направленности:

экономические

экологические

по промышленности и строительству

по транспорту

по сельскому хозяйству

по вопросам физкультуры и спорта

по вопросам культуры, литературы и искусства

медицинские

Специализированные по тематике журналы делятся на:

политические и социально-экономические

технические

по сельскому хозяйству

медицинские

по физкультуре и спорту

журналы для лиц, имеющих какое-либо хобби

3. По целевому назначению

По целевому назначению все издания делятся в соответствии с теми функциями, которые они осуществляют.

публицистические (публицистика – духовно-практическая деятельность людей, результатом которой является текст, рассматривающий самые актуальные проблемы современности) – "Коммерсантъ", "АиФ", "КП".

литературные издания – "Новый мир", "Знамя", "Литературная Москва", "Литературная газета".

художественные

художественно-публицистические

литературно-художественные

культурно-просветительские

развлекательные

учебные, образовательные

методические

учебно-методические

научные

научно-популярные

научно-практические

научно-производственные

рекламные

информационные

4. По времени выхода

Теле- и радиопрограммы всегда фиксируются с точностью до минуты. Утренние газеты должны доставляться до 11 часов, вечерние – в 18 часов.

5. По периодичности

ежедневные

еженедельные

ежемесячные

выходящие по мере накопления материалов (в основном это альмонахи)

Современный исторический период отличается многократным усилением роли СМИ, которые в информационном обществе приобретают огромное значение, принимая на себя статус "четвертой власти" и являясь неотъемлемой и наиважнейшей частью жизни общества. СМИ – это одно из наиболее крупных, сложных, мобильных и противоречивых явлений в жизни современного человека, требующих всестороннего изучения.

Средства массовой информации в их развитии содержат в себе все те ситуационные константы, которые характеризуют современное общество. Они демонстрируют достижения научно-технической мысли и возросшее в связи с этим могущество человека. В сфере СМИ наглядно проявляет себя уровень культурной зрелости человека и его способность к ответственным поступкам. Кроме того, именно система СМИ обладает в полной мере той стойкостью и гибкостью, устойчивостью и способностью к самообновлению, которые позволяет ей всесторонне освещать, а в определенной мере направлять и регулировать общественные процессы.

Основой типологии является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели, или типа. В печати такой единицей является периодическое издание (газета, журнал), на телевидении – канал, телепрограмма, на радио – радиостанция, радиопрограмма, а в целом – средство массовой информации.