Классификация рекламных средств

В начале нашего столетия в первые были сделаны попытки классифицировать рекламные средства, однако до сегодняшнего дня единой классификации средств рекламы нет. В литературе существует целый ряд классификаций, которые отличаются основными критериями, по которым делят средства рекламы на группы, подгруппы и виды. Из большого разнообразия критериев рассмотрим основные.

Статьи по теме
Искать по теме

Виды рекламных средств

В начале нашего столетия в первые были сделаны попытки классифицировать рекламные средства, однако до сегодняшнего дня единой классификации средств рекламы нет. В литературе существует целый ряд классификаций, которые отличаются основными критериями, по которым делят средства рекламы на группы, подгруппы и виды. Из большого разнообразия критериев рассмотрим основные.

1. В зависимости от спонсора, субъекта коммуникации выделяют рекламу от имени производителя, торговых посредников, частных лиц, правительства и других общественных институтов.

2. По способу восприятия человеком рекламные средства подразделяются на:

– зрительные (визуальные) – рекламные средства, воздействующие на зрение человека, к ним относятся: средства печатной рекламы, выставки, витрины, световая реклама и т. д.;

– слуховые (акустические) – рекламные средства, воздействующие на слух. Их также используют в качестве звукового фона при рекламе отдельных товаров. Сюда относятся радиореклама, устная реклама и др.;

Возможны комбинации средств рекламы: зрительно-слуховые; зрительно-осязательные; зрительно-обонятельные; зрительно-вкусовые и д.р.

3. По техническому признаку рекламные средства подразделяются: печатные; радиореклама; кино-, видео- и телереклама; световая реклама (световые указатели, табло); живописно-графические средства (панно, плакаты, уличные транспаранты, ценники, указатели, вывески магазинов и др.); прочие рекламные средства (демонстрация товаров, дегустация продуктов, устная реклама и др.).

4. По месту применения рекламные средства подразделяют на внутримагазинные и внешние.

5. По характеру воздействия на адресата рекламные средства могут быть индивидуальные и массовые.

6. В зависимости от охватываемой рекламной деятельностью территории выделяются: локальная реклама (масштабы – от конкретного места продажи до территории отдельного населенного пункта); региональная реклама (охватывает определенную часть страны), общенациональная реклама (в масштабах государства) и международная реклама.

7. В зависимости от предмета рекламы различают рекламу товара (услуги) и рекламу предприятия.

8. В зависимости от задач, которые рекламные средства решают в процессе рекламной акции, их подразделяют на рекламные средства, стимулирующие спрос, и средства, формирующие спрос на товары (услуги).

Виды рекламы

Реклама в прессе включает в себя самые различные рекламные материалы, опубликованные в периодической печати. Их можно условно разделить на две основные группы: рекламные объявления и публикации обзорно-рекламного характера, к которым относятся различные статьи, репортажи, обзоры, несущие иногда прямую, а иногда и косвенную рекламу.

Печатная реклама – одно из основных средств рекламы, рассчитанное исключительно на зрительное восприятие.

Всю гамму печатных рекламных материалов можно подразделить на две основные группы: рекламно-каталожные издания и новогодние рекламно-подарочные издания.

Рекламно-каталожные издания рекламируют конкретные виды товаров, продукции или услуг.

Новогодние рекламно-подарочные издания являются очень эффективным видом печатных рекламных материалов, так как обладают чрезвычайно высокой проникающей способностью.

Аудиовизуальная реклама включает в себя рекламные кинофильмы, видеофильмы и слайд-фильмы.

Наиболее проста и удобна следующая классификация рекламных кинофильмов.

Рекламные ролики – небольшие по времени рекламные фильмы продолжительностью от 15 секунд до нескольких минут рекламирующие, как правило, товары (услуги) народного потребления, рассчитаны на показ широким слоям населения, Они могут быть продемонстрированы в кинотеатрах перед сеансами художественных фильмов или по телевидению. Возможно применение всех жанров кинематографа; строятся, как правило, на динамичных сюжетах, острых ситуациях, неожиданных развязках.

Выставки и ярмарки занимают особое место в арсенале средств рекламного воздействия, так как предоставляют очень широкие возможности демонстрации рекламируемых изделий для установления прямых контактов с покупателями. Особенно эффективны выставочные мероприятия в сочетании с комплексом сопутствующих рекламных мероприятий (рекламной кампанией в прессе, проведением презентаций, пресс-конференций, "круглых столов", встреч со специалистами и т. п.). Высокая эффективность этого средства рекламы подтверждается тем, что ежегодно в мире проводят многие тысячи крупных выставочных мероприятий, требующих значительных затрат.

Рекламные сувениры широко применяют для рекламных целей, так как это хорошее средство популяризации организаций, использующих их в своей рекламной работе. Солидность организации, ее внимание к своим деловым партнерам и потребителям обеспечивают благоприятное, а часто и предпочтительное отношение к ней.

Прямая почтовая реклама (директ мейл) представляет собой рассылку рекламных сообщений (в том числе и персонализированных) в адреса определенной группы лиц-потребителей или возможных деловых партнеров.

В связи с тем, что прямая почтовая реклама является чрезвычайно эффективным средством, обеспечивающим целенаправленный охват большого числа потенциальных потребителей, она получила очень широкое распространение в разных странах. До последнего времени в нашей стране это средство рекламы использовалось сравнительно мало.

Наружная реклама является эффективным средством преимущественно для рекламы потребительских товаров, поскольку она рассчитана прежде всего на восприятие широкими слоями населения. Тем не менее в последнее время все большее число крупнейших промышленных предприятий, объединений и концернов используют ее для пропаганды своих товарных знаков в комплексе различных мероприятий престижной рекламы.

Среди многообразия видов наружной рекламы можно выделить различные рекламные щиты, афиши, транспаранты, световые вывески, электронные табло и экраны.

Компьютеризированная реклама – принципиально новое средство распространения рекламы. Кроме того, компьютеризация традиционных средств рекламы внесла много нового в подготовку и проведение рекламных кампаний, существенно повысив их эффективность.

Радио- и телереклама являются, пожалуй, самыми массовыми по охвату потребителей средствами рекламы. Несмотря на довольно короткий период своего существования, они конкурируют с другими средствами рекламы, постоянно развиваясь и совершенствуясь.

Радио прочно вошло в наш быт. Ежедневно, включая радио, мы слушаем и радиорекламу. Это исключительно действенное средство рекламы и, плюс ко всему, – наиболее экономичное и оперативное: на подготовку рекламного объявления по радио не требуется много времени, а стоит такое объявление относительно дешево.

Радиореклама воспринимается легко и непроизвольно: можно слушать радио завтракая, во время поездки в автомобиле или поезде, в обеденный перерыв на работе, Поэтому строить радиорекламную передачу следует в развлекательной или познавательной ненавязчивой форме, в манере дружественного и естественного разговора.

В нашей дипломной работе мы делаем акцент на телевизионной рекламе, поэтому считаем необходимым, остановиться подробнее на данном виде рекламы.

Среди самых часто используемых видов телевизионной рекламы можно выделить телевизионные рекламные ролики, телевизионные рекламные объявления, рекламные телерепортажи и телепередачи, рекламные телезаставки они применяются в перерывах между передачами.

Телеролики – это рекламные кино- или видеоролики продолжительностью от нескольких секунд до 2 – 3 минут демонстрируемые по телевидению. Очень часто такие рекламные ролики могут периодически включаться в различные популярные, художественные и публицистические передачи и программы. В зарубежной и отечественной практике ими прерывают даже художественные фильмы в самые острые моменты.

Телеобъявления – рекламная информация, читаемая диктором.

Рекламные телепередачи могут представлять собой самые различные телепрограммы: шоу, викторины, репортажи, интервью, по ходу которых активно рекламируются те или иные товары (услуги).

Телезаставки – транслируемые в сопровождении дикторского текста и музыки различные неподвижные рисованные или фотографические рекламные сюжеты (могут быть выполнены также с использованием компьютерной графики), которыми заполняют паузы между различными телепередачами, или какие-либо элементы фирменной символики рекламодателей, размещаемые на телеэкране по ходу телепередач.

Преимущество телерекламы заключается в ее особой оперативности (поскольку, в принципе, рекламное сообщение может пойти в эфир сразу же после поступления в редакцию).

Наиболее эффективно применение этого средства при рекламе товаров и услуг массового спроса, рассчитанных на потребление широкими слоями населения.

Рекламодателям и рекламным агентствам, которые в своей рекламной программе используют телевизионную рекламу, необходимо проводить исследования популярности телепрограмм у различных категорий телезрителей. Это делается для того, чтобы из всей аудитории телезрителей выделить потенциальных покупателей рекламируемых товаров (услуг) и использовать для рекламы конкретные телепрограммы.

То что касается финансовой стороны телерекламы, то это средство при всех его преимуществах (массовый охват аудитории, оперативность, эффект присутствия и участия), является достаточно дорогим и имеет тенденцию к росту расценок.

Тем не менее, приведенная классификация дает довольно полную картину существующего в настоящее время арсенала средств рекламного воздействия на потребителей товаров и услуг и отражает разнообразие видов рекламных материалов и мероприятий, использующихся в практике рекламной работы.

Классификация рекламы

Классификацию видов и средств торговой рекламы можно изобразить по следующей схеме:

ВИДЫ И СРЕДСТВА ТОРГОВОЙ РЕКЛАМЫ

(предложены Международной рекламной ассоциацией)

I. РЕКЛАМА В ПРЕССЕ:

РЕКЛАМНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ ОБЗОРНО-РЕКЛАМНОГО ХАРАКТЕРА:

• рекламные объявления

• рекламные статьи

• рекламные обзоры

II. ПЕЧАТНАЯ РЕКЛАМА:

РЕКЛАМНО-КАТАЛОЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

• каталоги

• проспекты

• буклеты

• плакаты

• листовки

• афиши

НОВОГОДНИЕ РЕКЛАМНО-ПОДАРОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ:

• фирменные настенные и настольные календари

• карманные табель-календари

• поздравительные карточки (открытки)

III. АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ РЕКЛАМА:

• рекламные кинофильмы

• видеофильмы

• слайдфильмы

• рекламные ролики

IV. РАДИОРЕКЛАМА:

• радиообъявления

• радиоролики

• радиожурналы

• рекламные радиопередачи

V. ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РЕКЛАМА:

• телефильм

• телевизионные ролики

• телезаставки

• рекламные объявления

• телерепортаж

VI. ВЫСТАВКИ И ЯРМАРКИ:

• международные ярмарки и выставки

• национальные ярмарки и выставки

• постоянно действующие экспозиции

VII. РЕКЛАМНЫЕ СУВЕНИРЫ:

• фирменные сувенирные изделия

• серийные сувенирные изделия

• подарочные изделия

• фирменные упаковочные материалы

VIII. ПРЯМАЯ ПОЧТОВАЯ РЕКЛАМА (ДИРЕКТ МЕЙЛ):

• специальные рекламно-информационные письма

• специальные рекламные материалы

IX. НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА:

• рекламные щиты, панно

• рекламные транспаранты

• световые вывески

• электронные табло, экраны

• фирменные вывески

• указатели

• реклама на транспорте

• оконные витрины

• рекламно-информационное оформление фасадов магазинов

• прочие виды оформительской рекламы

X. КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННАЯ РЕКЛАМА:

• компьютерная техника

• компьютеризированная информация

• кабельное телевидение

• видокаталоги

• телекаталоги